УДК 620.9 (51)
Е.А. Телегина, Г.О. Халова1
ЭНЕРГЕТИЧЕСКАЯ БЕЗОПАСНОСТЬ И ЭНЕРГЕТИЧЕСКАЯ ИНТЕГРАЦИЯ В ЦЕНТРАЛЬНОЙ АЗИИ
В статье рассматриваются вопросы энергетической безопасности и энергетической интеграции. Авторы показывают, что на международном уровне необходимо различать энергетическую безопасность как обеспеченных, так и необеспеченных энергетическими ресурсами стран, также отмечается связь между энергетической интеграцией и энергетической безопасностью. С учетом стратегической важности Центральной Азии, России необходимо коренным образом изменить негативные тренды во взаимоотношениях со странами Центральной Азии в рамках энергетической и экономической интеграции.
Ключевые слова: энергетическая безопасность, энергетическая интеграция, нефть, газ, государства Центральной Азии, Россия, энергетическая инфраструктура.
Объем глобальных изменений последних десятилетий колоссален. Нельзя в полной мере говорить о том, что за это время сформировалась какая-либо сбалансированная система международных экономических отношений, напротив, традиционные международные экономические институты слабеют, развитие сотрудничества между экономическими агентами усложняется. Мир продолжает испытывать последствия глобального экономического кризиса, не прекращаются многие локальные военные конфликты, а мировые рынки - особенно рынки энергетических ресурсов - характеризуются крайне высокой степенью волатильности. Прогнозирование развития экономик даже крупных ведущих государств затруднено наличием большого числа факторов неопределенности. Однако экономический рост почти во всех странах мира во многом базируется в первую очередь на энергетической составляющей2. Энергетика по-прежнему остается фундаментом человечества, и ее роль сегодня, в столь непростых условиях, становится все более значимой. Соответственно, все большую актуальность приобретают вопросы энергетической безопасности государств и регионов, а также способы ее обеспечения.
Понятие «энергетическая безопасность» не является новым в науке. Оно было введено в обращение еще в конце 1940-х годов в Соединенных Штатах. Энергетическая безопасность была определена американскими законодателями как часть национальной безопасности стра-ны.3 Бурное развитие промышленности США после Второй мировой войны требовало все большего количества энергии и углеводородных ресурсов, и вопросы надежности и бесперебойности энергоснабжения стали крайне важными для экономического развития.
В СССР понятие «энергетическая безопасность» не использовалось, однако с начала 1990-х годов в России оно стало применяться достаточно активно. В 1992 г. в России был принят закон «О безопасности», который закрепил правовые основы обеспечения безопасности личности, общества и государства, определил систему безопасности и ее функции, установил порядок организации и финансирования органов обеспечения безопасности, а также контроля и надзора за законностью их деятельности. В ст. 12 этого закона упоминалась и энергетическая отрасль.4
В 1997 г. в России впервые была подписана Концепция национальной безопасности. Она
1 Елена Александровна Телегина - декан факультета международного энергетического бизнеса РГУ нефти и газа им. И.М. Губкина член-корр. РАН, д.э.н., профессор, e-mail: [email protected];
Гюльнар Османовна Халова - профессор кафедры мировой экономики и энергетической политики РГУ нефти и газа им. И.М. Губкина, д.э.н., e-mail: [email protected]
2 Именно рост потребления энергии лежит в основе роста ВВП в новом мировом центре развития - Азии, где «локомотивом» является Китай, а в перспективе на лидирующие позиции может претендовать Индия. Экономика Соединенных Штатов получила новые возможности роста вместе с открытием доступа к новым энергетическим ресурсам в результате сланцевой революции. Европейские страны, как и все страны - нетто-импортеры энергоносителей, стремятся к максимальной надежности в обеспечении поставок энергетических ресурсов.
3 National Security Act of 1947 Chapter 343; 61 Stat. 496; approved July 26, 1947. [Электронный ресурс]. URL: https://legcounsel.house.gov/ Comps/National%20Security%20Act%20Of%201947.pdf
4 Закон РФ от 5 марта 1992 г. № 2446-I «О безопасности» (утратил силу). Система ГАРАНТ. URL: http://base.garant.ru/10136200/#ixzz4Z8sfLSW4
стала основным национальным документом, определяющим политику страны в области безопасности, в том числе - в энергетической безопасности. В настоящее время актуальным документом является Стратегия национальной безопасности Российской Федерации,5 в которой впервые было юридически закреплено понятие энергетической безопасности, ее содержание и условия, необходимые для ее обеспечения. В ней энергетическая безопасность определяется как часть экономической безопасности, которая «включает в себя устойчивое обеспечение внутреннего спроса на энергоносители..., рост энергоэффективности и энергосбережения, конкурентоспособности отечественных энергетических компаний и производителей энергоресурсов, предотвращение дефицита топливно-энергетических ресурсов, создание стратегических запасов топлива, резервных мощностей, производство комплектующего оборудования, стабильное функционирование систем энерго- и теплоснабжения».6
Согласно Стратегии, необходимыми условиями обеспечения энергетической безопасности являются «повышение эффективности государственного управления топливно-энергетическим комплексом, надежность и бесперебойность поставок энергоресурсов потребителям, обеспечение технологического суверенитета страны на мировом энергетическом рынке, внедрение перспективных энергосберегающих и энергоэффективных технологий, повышение степени переработки энергоресурсов, недопущение дискриминации российских поставщиков энергоносителей на зарубежных рынках и российских добывающих компаний при освоении месторождений углеводородов за пределами Российской Федерации, противодействие попыткам ряда государств регулировать рынки энергоресурсов исходя из политической, а не экономической целесообразности, разработка перспективных энергосберегающих технологий и международный обмен ими».7
В научной среде существует множество подходов к понятию энергетической безопасности, средствам и методам ее достижения. Наиболее комплексным и универсальным видится подход анализа энергетической безопасности, выработанный Институтом энергетической стратегии.8 Энергетическая безопасность рассматривается как сочетание трех необходимых составляющих, которыми являются достаточность энергетических ресурсов, их доступность и допустимость их использования.
В целом данный подход вполне соответствует закрепленному в отечественной нормативной правовой базе понятию энергетической безопасности. Стоит также отметить, что достижение состояния энергетической безопасности означает достижение сбалансированного развития топливно-энергетического комплекса страны, то есть способности в любой момент обеспечивать потребности экономики в энергетических ресурсах. Также важна способность противостоять угрозам и рискам в этой области либо сводить к минимуму ущерб от неизбежных негативных воздействий. Общими для всех государств являются такие принципы энергетической безопасности, как диверсификация используемых источников энергии, предотвращение неэффективного расходования энергии, а также учет требований экологической безопасности при развитии энергетики. На мировом уровне приобретает ключевое значение принцип возобнов-ляемости запасов (так называемое R/P или RPR соотношение - reserves-to-productionratio). Этот показатель определяет отношение известных запасов невозобновляемого ресурса к использованию этого ресурса за определенный период времени (как правило за год). При интенсивном использовании ресурса и отсутствии открытия новых запасов этот показатель уменьшается, свидетельствуя о сокращении доступности данного ресурса.
Однако на международном уровне необходимо различать энергетическую безопасность
5 Утверждена Указом Президента РФ от 31 декабря 2015 г. № 683 «О Стратегии национальной безопасности Российской Федерации».
6 Ст. 60 Стратегии национальной безопасности Российской Федерации. [Электронный ресурс]. URL: www.consultant.ru/document/cons_ doc_LAW_191669.
7 Ст. 61, там же.
8 Бушуев В.В. Энергетическая безопасность как основной приоритет ЭС-2030. Доклад в рамках круглого стола Комитета Государственной Думы РФ по науке и наукоемким технологиям. Москва, 9 февраля 2010 г. [Электронный ресурс]. URL: www.energystrategy.ru/ab_ins/ source/Gosduma_09.02.10-Bushuev.ppt.
различных государств. С точки зрения энергетики все государства можно разделить на две ключевые группы: обеспеченные и необеспеченные энергетическими ресурсами. Для этих двух групп подходы к пониманию и обеспечению энергетической безопасности будут существенно отличаться. Обеспеченные ресурсами государства, как правило, становятся нетто-экспор-терами энергоносителей. Для них ключевыми аспектами энергетической безопасности будут являться повышение эффективности добычи и использования энергетических ресурсов, мониторинг запасов ключевых энергоносителей - нефти, газа и угля, недопущение истощения месторождений, ведение активной разведки новых ресурсов (то есть поддержание показателя Я/Р на высоком уровне), а также развитие экспортно-сбытовой сети и сохранение контроля на рынках стран-импортеров. Для энергетически необеспеченных государств ключевыми являются иные аспекты: исключение зависимости от единственного поставщика или вида ресурса, проблема формирования резервов, стремление к обеспечению благоприятной рыночной конъюнктуры, а также поиск альтернативных путей к обеспечению энергией и повышение эффективности использования энергии. Есть, однако, и ряд общих для обеих групп государств аспектов: в первую очередь это надежность транзит-но-транспортной сети и снижение стоимости поставок энергии.
Страны-потребители энергии смогли приспособиться к динамичной рыночной среде, научились весьма эффективно выстраивать свою энергетическую политику. В текущих условиях низких мировых цен на энергоносители они находятся в достаточно комфортном положении, продолжая при этом развивать новые подходы в своей энергетической политике и энергетической безопасности, включая альтернативные источники энергии.
Страны-экспортеры энергетических ресурсов, напротив, оказались в более сложной ситуации. Им не удалось обеспечить благоприятный
для себя сценарий развития мировых энергетических рынков с высоким уровнем цен в долгосрочной перспективе, обострилась конкуренция на мировых энергетических рынках, изменились механизмы формирования спроса и ценообразования в пользу либерально-рыночных моделей, в которых достаточно слабой является связь между реальным спросом, предложением и ценообразованием. Кроме того, мировой экономический кризис привел к снижению темпов роста ВВП многих стран - потребителей энергии, активизации стратегий энергосбережения, что вызвало объективное снижение спроса на энергию, в частности - в странах Западной Европы.
В таких условиях странам-экспортерам энергетических ресурсов, к числу которых относится и Россия, необходимо формировать новый подход к обеспечению безопасности спроса и развитию собственного ТЭК. Экспортная модель в чистом виде при текущих условиях не сможет обеспечить прежних темпов экономического роста, которые наблюдались в 20002007 годах. Мы полагаем, что одной из возможностей в этой области может стать энергетическая интеграция.
Энергетическая интеграция является сравнительно новым явлением в мировой экономике и энергетике, и изучение этого феномена в российской науке только начинается. В ряде исследований авторами было дано определение энергетической интеграции, проанализированы ее ключевые аспекты: создание единого энергетического пространства, которое должно формироваться на базе согласованного развития энерготранспортной инфраструктуры и нормативно-правовой базы в сфере долгосрочного планирования развития топливно-энергетического комплекса стран-участниц.9 Ключевыми элементами этого пространства являются формирование единого правового поля, общих энергетических рынков, а также совместное использование и развитие единой транспортной и энергетической инфраструктуры.10
9 Современная экономическая интеграция и формирование единого энергетического пространства. Ч. 1: Экономическая и энергетическая интеграция: опыт Европейского союза / под общ. ред. Е.А. Телегиной. М., 2016. С. 161-172.
10 Телегина Е.А., Халова Г.О., Студеникина Л.А. Энергетическая интеграция государств Евразийского экономического союза: задачи, цели и перспективы развития. Сб. научн. трудов: Science and practice: new discoveries. Международная научная конференция МКО-2015-06: Skleneny Mustek (Чехия) и МЦНИП (Россия), 2015. С. 492-504.
Для России, таким образом, становится понятна связь между энергетической интеграцией и энергетической безопасностью. Процесс энергетической интеграции был успешно запущен в рамках Евразийского экономического союза (ЕАЭС), однако мы полагаем, что он может быть расширен и включить в себя не только страны ЕАЭС, но и постсоветские государства Центральной Азии, еще не входящие в ЕАЭС: Таджикистан, Узбекистан и Туркменистан.
Отношения России со странами Центральной Азии имеют богатую и продолжительную историю. Эти государства уже были интегрированы в составе Российской Империи и Советского Союза, однако после 1991 г. каждое из них развивается самостоятельно. Распад СССР привел к существенному ухудшению экономического положения в каждом из этих государств. Развал единого хозяйственного комплекса со всем его многообразием и полнотой экономических,
социальных и политических связей привел к продолжительному системному кризису на пространстве Центральной Азии. Качественно новые связи государств ЦАР между собой и Россией за этот период фактически не сформировались. Подтверждением этому служит статистика внешней торговли (табл. 1).
Сводные данные об объеме внешнеторгового оборота России со странами Центральной Азии приведены на рис. 1. Как видно из рис. 1 и табл. 1, в 2016 г. объемы внешней торговли России с указанными странами упали до уровней ниже докризисного 2007 года. Это очень тревожный показатель, поскольку страны Центральной Азии имеют ключевое значение для внешнеэкономической и внешнеполитической деятельности России. Рынок стран региона важен для РФ с точки зрения экспорта готовой продукции, но доля этих пяти стран во внешней торговле России в 2016 г. уменьшилась до 4%. Безуслов-
Таблица 1
Статистика внешней торговли России со странами Центральной Азии в 2007-2016 гг.
Годы Экспорт/ Импорт Казахстан Киргизия Таджикистан Туркмения Узбекистан Всего регион
2007 экспорт 11,96 0,88 0,61 0,38 1,73 15,56
импорт 4,61 0,21 0,16 0,07 1,45 6,51
2008 экспорт 13,36 1,31 0,79 0,81 2,07 18,34
импорт 6,37 0,49 0,21 0,10 1,29 8,46
2009 экспорт 9,15 0,92 0,57 1,00 1,70 13,33
импорт 3,68 0,37 0,21 0,05 0,84 5,15
2010 экспорт 10,80 0,99 0,67 0,76 1,89 15,11
импорт 4,48 0,39 0,21 0,15 1,55 6,78
2011 экспорт 12,91 1,16 0,72 1,16 2,11 18,05
импорт 6,86 0,29 0,09 0,14 1,86 9,24
2012 экспорт 14,56 1,63 0,68 1,25 2,33 20,45
импорт 7,87 0,20 0,07 0,18 1,39 9,71
2013 экспорт 17,46 2,03 0,72 1,40 2,80 24,42
импорт 9,01 0,10 0,04 0,14 1,26 10,55
2014 экспорт 13,89 1,74 0,89 1,16 3,12 20,80
импорт 7,16 0,07 0,04 0,09 0,87 8,24
2015 экспорт 10,79 1,30 0,76 0,91 2,24 16,00
импорт 4,78 0,07 0,05 0,07 0,60 5,58
2016 экспорт 9,43 1,03 0,66 0,57 1,97 13,65
импорт 3,61 0,02 0,03 0,33 0,76 4,75
Источник: ФТС России. Внешняя торговля РФ по основным странам и группам стран 2007-2016.
Источник: по данным табл. 1, ФТС России. Внешняя торговля РФ по основным странам и группам стран 2007-2016.
Рис. 1. Внешнеторговый оборот России со странами Центральной Азии в 2007-2016 годах
но, снижение объемов торговли происходит на фоне общего спада мировой экономики, однако ключевую опасность представляет то, что Россия не является доминирующим игроком в регионе и ключевым стратегическим партнером для развития этих стран. Эту позицию стремятся занять Китай, Турция и Евросоюз, а также США. Интенсивность внешнего влияния на формирование экономической политики стран Центральной Азии возрастает.
Следует отметить, что страны Центральной Азии вызывают интерес внешних игроков по ряду объективных экономических и геополитических причин. Во-первых, эти государства обладают значительными запасами ценных природных ресурсов, включая углеводороды (табл. 2).
Основными производителями нефти и газа в Центральной Азии являются Казахстан, Туркменистан и Узбекистан. Среди этих государств наибольшими запасами нефти обладает Казахстан (около 2% мировых запасов), наибольшими запасами газа - Туркменистан (9,4% мировых запасов). Следует отметить, что добыча газа в Туркменистане в настоящее время значительно ниже, чем была в конце советского периода. Высокую заинтересованность в нефтяном секторе
Казахстана и газовом секторе Туркменистана проявляет Китай. Из обеих стран уже построены и функционируют экспортные трубопроводы в Китай, ведется активная экспансия китайских нефтегазовых компаний на территории данных государств. При этом объем сотрудничества стран Центральной Азии с Россией достаточно невелик.
Помимо углеводородов на территории государств Средней Азии сосредоточены запасы других ценных природных ресурсов. Казахстан обладает 12% мировых запасов урана, на территории Центральной Азии сосредоточены большие запасы руд черных и цветных металлов, золота, серебра, платины и редкоземельных элементов. Значительная часть территории стран Центральной Азии пригодна для ведения сельского хозяйства. Еще одним важным ресурсом стран Центральной Азии является население. На территории пяти государств проживает почти 65 млн человек. Это не только большой объем трудовых ресурсов, но и потенциальный емкий рынок сбыта товаров и услуг.
Стратегическая важность Центральной Азии отмечалась экономистами, географами и политиками еще в начале прошлого столетия. Согласно теории британского ученого Х. Макин-
Таблица 2
Запасы, добыча, экспорт и потребление нефти и газа в странах Центральной Азии, обладающих углеводородными ресурсами по состоянию на конец 2015 года
Показатели Казахстан Туркменистан Узбекистан
Нефть, млрд баррелей Газ, трлн м3 Нефть, млрд баррелей Газ, трлн м3 Нефть, млрд барр. Газ, трлн м3
Доказанные запасы 30 (1,8% мировых запасов) 0,9 (0,5% мировых запасов) 0,6 17,5 (9,4% мировых запасов) 0,6 1,1 (0,6% мировых запасов)
Производственные показатели: нефть, млн т газ, млрд м3 нефть, млн т газ, млрд м3 нефть, млн т газ, млрд м3
Добыча (1990 г.) 14,8 3.0 8.0 90,6 4.0 45,5
Экспорт (1990 г.) 14,8 - - 70,6 - 10,8
Добыча (2015 г.) 79,3 12,4 12,7 72,4 3,0 57,7
Экспорт (2015 г.) 66,6 3,8 6,3 38,1 0,2 7,4
Внутреннее потребление (2015 г.) 12,7 8,6 6,4 34,3 2,8 50,3
Источник: BP Statistsical Review of World Energy 2016.
дера, центральный район евразийского континента может обеспечить контроль над мировой сушей в целом.11 Важную роль Центральной Азии подчеркивает в своей известной теории столкновения цивилизаций и С. Хантингтон. По его мнению, Центральная Азия является уникальным и единственным в своем роде регионом с точки зрения взаимосвязи и взаимодействия европейской (христианской), исламской и восточной (буддийской) цивилизаций.12 Геополитический интерес к Центральной Азии не ослабевает, а только растет со временем, равно как и угрозы безопасности региона.
Мы полагаем, что с учетом стратегической важности Центральной Азии, исторически сложившихся основ сотрудничества, России необходимо осуществить коренной перелом негативных трендов во взаимоотношениях со странами Центральной Азии. Подобный пере-
лом будет возможен при изменении стратегий развития всех названных государств, что, как мы полагаем, возможно в рамках экономической и энергетической интеграции.
Следует подчеркнуть, что в Центральной Азии сохранилась и продолжает развиваться транспортная и энергетическая инфраструктура: мощная газотранспортная ветка Средняя Азия - Центр с выходом на ЕГТС России, а также трансконтинентальная железнодорожная сеть по направлениям с севера на юг и с запада на восток (рис. 2).
Эти железные дороги связывают все страны Центральной Азии с Россией, а также с регионом Каспийского моря. Важнейшее значение имеет железная дорога через Туркменистан, Узбекистан и Казахстан в Россию по восточному берегу Каспия, там же есть выход на Китай -часть международного транспортного коридора
11 Mackinder H.J. Democratic Ideals and Reality. A Study in the Politics of Reconstruction, National Defense University Press, 1996, p. 175-193.
12 Samuel P. Huntington. The Clash of Civilizations? Foreign Affairs, 1993.
о Ф
нгымп могьоаоо
Источник: по данным РЖДи www.openrailwaymap.org.
Рис. 2. Схема основных железнодорожных магистралей Центральной Азии
Север - Юг. Прямой веткой также связаны Туркменистан, Узбекистан, Казахстан и Киргизия, в Казахстане имеется выход в Китай. Имеющийся железнодорожный маршрут из Индии через Пакистан в Иран, и далее из Ирана через Туркменистан, Узбекистан и Казахстан в Россию и Северную Европу по восточному берегу Каспия является выгодной альтернативой морскому пути через Суэцкий канал, Средиземное море, Гибралтар и далее в Балтийское море. Сроки железнодорожной транспортировки по суше составляют 15-25 дней, а традиционный морской путь занимает до 1,5 месяцев. С учетом перспектив экономического развития Индии доставка товаров из этой страны и региона Южной Азии в целом будет играть все более значимую роль, в связи с чем важность этого трансконтинентального железнодорожного маршрута невозможно переоценить. Таким образом, железнодорожная сеть Центральной Азии является ключевым связующим звеном в трансконтинентальных поставках товаров из Азии в Европу и обратно.
Очевидно, необходима активизация торгово-экономического, инвестиционного и политического сотрудничества России со странами Центральной Азии, особенно в энергетической сфере, с использованием механизмов экономи-
ческой и энергетической интеграции, а также корпоративной интеграции - компаний с государственным участием и частных инвесторов. Целесообразно распространить положительный опыт ЕАЭС, который функционирует уже два года, на остальные страны Центральной Азии. ЕАЭС представляет собой хорошую институциональную основу для сотрудничества с использованием таких механизмов, как обмен активами, создание совместных предприятий, консорциумов, проектное финансирование, государственно-частное партнерство. Режим Таможенного союза и единого экономического пространства, действующий в ЕАЭС, снимает барьеры для перемещения финансов, товаров, услуг и рабочей силы. Взаимовыгодный обмен активами позволит обеспечить баланс интересов и защиту прав компаний и стран, обладающих запасами природных ресурсов, а создание предприятий на территории региона - эффективно использовать рабочую силу. Перенос производственных структур российских компаний в страны Центральной Азии, покупка активов в компаниях стран региона позволит снизить производственные издержки, стимулировать инвестиции и развитие экономики данных государств. В области энергетического сотрудни-
чества приоритетными следует считать такие направления, как увеличение участия российских компаний в разработке месторождений на территории стран Центральной Азии, а также создание новых и модернизацию действующих предприятий по переработке углеводородов, развитие транзитно-транспортной сети нефти и газа. На наш взгляд, эффективными инструментами для реализации этих целей является эффективное использование соглашений о разделе продукции, концессии, лизинговые соглашения, проектное финансирование, альянсы, а также создание особых экономических зон и территорий опережающего развития на территории государств Центральной Азии. Безусловно, здесь необходима поддержка правительства Российской Федерации и стран Центральной Азии.
Мы полагаем, что реализация этих предложений на практике с использованием механизмов экономической, энергетической и корпоративной интеграции позволит обеспечить успешное экономическое развитие РФ и стран Центральной Азии, гарантировать его экономическую и энергетическую безопасность и целостность.
В XXI в. интеграция на постсоветском пространстве с учетом использования опыта, особенностей и механизмов действующих интеграционных объединений в Европе и Америке позволит создать новую комплексную инфраструктуру взаимодействия в энергетике, единое энергетическое пространство взаимовыгодного сотрудничества, а затем и мощное интеграционное объединение на оси Запад - Восток между двумя стратегическими рынками ЕС и СевероВосточной Азии, где, без сомнения, Россия будет играть ведущую роль.
ЛИТЕРАТУРА
1. Бушуев В.В. Энергетическая безопасность как основной приоритет ЭС-2030. Доклад в рамках круглого стола Комитета Государственной думы РФ по науке и наукоемким технологиям. Москва, 9 февраля 2010 г. [Электронный ресурс]. URL: www.energystrategy.ru/ab_ins/ source/Gosduma_09.02.10-Bushuev.ppt
2. Закон РФ от 5 марта 1992 г. № 2446-I «О безопасности» (утратил силу). [Электронный ресурс]. Система ГАРАНТ. URL: http:// base.garant.ru/10136200/#ixzz4Z8sfLSW4
3. Современная экономическая интеграция и формирование единого энергетического пространства. Ч. 1: Экономическая и энергетическая интеграция: опыт Европейского союза / под общ. ред. Е.А. Телегиной. М., 2016. С. 161-172.
4. Стратегия национальной безопасности Российской Федерации, утв. Указом Президента РФ от 31 декабря 2015 г. № 683 «О Стратегии национальной безопасности Российской Федерации».
5. Телегина Е.А., Халова Г.О., Студеникина Л.А. Энергетическая интеграция государств Евразийского экономического союза: задачи, цели и перспективы развития. Сб. научн. трудов: Science and practice: new discoveries, Международная научная конференция МКО-2015-06. Skleneny Mustek (Чехия) и МЦНИП (Россия), 2015. С. 492-504.
6. ФТС России. Внешняя торговля РФ по основным странам и группам стран [Электронный ресурс]. URL: http://stat.customs.ru
7. BP Statistical Review of World Energy 2016.
8. Detailed online map of the world's railway infrastructure. [Электронныйресурс]. URL: www. openrailwaymap. org
9. Mackinder H.J., Democratic Ideals and Reality. A Study in the Politics of Reconstruction, National Defense University Press, 1996, p. 175-193.
10. National Security Act of1947 Chapter 343; 61 Stat. 496; approved July 26, 1947. [Электронный ресурс]. URL: https://legcounsel.house.gov/Comps/ National%20Security%20Act%200f%201947.pdf
11. Samuel P. Huntington. The Clash of Civilizations? Foreign Affairs, Summer 1993.
Поступила в редакцию 02.03.2017 г.
E.A. Telegina, G.O. Khalova13
ENERGY SECURITY AND INTEGRATION IN CENTRAL ASIA
The article deals with the issues of energy security and energy integration. The authors show that at the international level is necessary to distinguish the energy security of both secured and not secured the country's energy resources, also noted the link between energy integration and energy security. Given the strategic importance of Central Asia, Russia needs to radically change the negative trends in relations with Central Asian countries in the framework of energy and economic integration.
Key words: energy security, energy integration, oil, gas, countries of Central Asia, Russia, energy infrastructure.
13 Elena A. Telegina - Dean of the faculty of international energy business, Russian State University of Oil and Gas named by I.M. Gubkin, Corresponding Member of Russian Academy of Sciences, Doctor of Economic Sciences, Professor, e-mail: [email protected]; Gulnar O. Khalova - Professor of Chair world economy and energy policy of the Russian State University oil and gas named by I.M. Gubkin, Doctor of Economic Sciences, e-mail: [email protected]