Научная статья на тему 'ЭМПИРИЧЕСКОЕ ИССЛЕДОВАНИЕ СТРАТЕГИЙ ПРЕОДОЛЕНИЯ ТРУДНЫХ ЖИЗНЕННЫХ СИТУАЦИЙ СЕЛЬСКИМИ ПОДРОСТКАМИ'

ЭМПИРИЧЕСКОЕ ИССЛЕДОВАНИЕ СТРАТЕГИЙ ПРЕОДОЛЕНИЯ ТРУДНЫХ ЖИЗНЕННЫХ СИТУАЦИЙ СЕЛЬСКИМИ ПОДРОСТКАМИ Текст научной статьи по специальности «Психологические науки»

CC BY
100
24
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ТРУДНАЯ ЖИЗНЕННАЯ СИТУАЦИЯ / ПОДРОСТКОВЫЙ ВОЗРАСТ / СЕЛЬСКИЕ ШКОЛЬНИКИ / КОНСТРУКТИВНЫЕ / УСЛОВНО-КОНСТРУКТИВНЫЕ И НЕКОНСТРУКТИВНЫЕ СТРАТЕГИИ ПРЕОДОЛЕНИЯ

Аннотация научной статьи по психологическим наукам, автор научной работы — Кибальник А.В., Федосова И.В., Абрамова К.А.

В статье представлено исследование, целью которого стало изучение стратегий преодоления трудных жизненных ситуаций подростками в условиях сельского социума. Рассмотрены особенности поведения школьников в процессе выбора конструктивных или неконструктивных стратегий. Проведен анализ эмпирических данных по следующим критериям: способ реагирования на жизненные проблемы; уровень психофизической тревожности; самооценка; эмоциональность; коммуникативные и организаторские навыки. По результатам исследования все респонденты были распределены в три группы в соответствии с типом стратегий, выбираемых при разрешении трудных жизненных ситуаций. У подростков был выявлен ряд трудностей: ситуативная и личностная тревожность; неуверенность в себе; низкая или высокая самооценка; перекладывание ответственности на других людей; зависимость от окружающих. Данные диагностики подтвердили необходимость разработки и реализации программы, направленной на формирование конструктивных стратегий преодоления трудных жизненных ситуаций у сельских школьников.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

EMPIRICAL RESEARCH ON RURAL TEENAGERS’ STRATEGIES OF COPING WITH DIFFICULT LIFE SITUATIONS

The article presents the research on teenagers’ strategies of coping with difficult life situations in rural societies. The authors examined the characteristics of schoolchildren’s behavior in the process of choosing constructive and non-constructive strategies. The empirical data of the research were analyzed according to the following criteria: way of reacting on problems in life; level of psychophysical anxiety; self-esteem; emotionality; communicative and organizational skills. Based on the research results, all the respondents were divided into 3 groups in compliance with types of strategies chosen for coping with difficult life situations. Teenagers demonstrated a number of difficulties: situational and personal anxiety; lack of self-confidence; low or high self-esteem; buck passing; dependence on surrounding people. The data of the research confirmed the necessity of developing and implementing a program aimed at the forming of constructive strategies of coping with difficult life situations for rural teenagers.

Текст научной работы на тему «ЭМПИРИЧЕСКОЕ ИССЛЕДОВАНИЕ СТРАТЕГИЙ ПРЕОДОЛЕНИЯ ТРУДНЫХ ЖИЗНЕННЫХ СИТУАЦИЙ СЕЛЬСКИМИ ПОДРОСТКАМИ»

УДК 37.015.3-053.6(-22)

Эмпирическое исследование стратегий преодоления трудных жизненных ситуаций сельскими подростками

Empirical research on rural teenagers' strategies of coping with difficult life situations

Кибальник А.В., Иркутский государственный университет, kialvch@yandex.ru Федосова И.В., Иркутский государственный университет, Fedos-ir@yandex.ru Абрамова К.А., Большетарельская основная общеобразовательная школа, ksene4ka2015@gmail. com

Kibalnik A., Irkutsk State University, kialvch@yandex.ru

Fedosova I., Irkutsk State University, Fedos-ir@yandex.ru

Abramova K., Bolshaya Tarel Secondary School, ksene4ka2015@gmail.com

DOI: 10.51379/KPJ.2023.158.1.031

Ключевые слова: трудная жизненная ситуация, подростковый возраст, сельские школьники, конструктивные, условно-конструктивные и неконструктивные стратегии преодоления.

Keywords: difficult life situation, adolescence, rural schoolchildren, constructive conditionally constructive and non-constructive coping strategies.

Аннотация. В статье представлено исследование, целью которого стало изучение стратегий преодоления трудных жизненных ситуаций подростками в условиях сельского социума. Рассмотрены особенности поведения школьников в процессе выбора конструктивных или неконструктивных стратегий. Проведен анализ эмпирических данных по следующим критериям: способ реагирования на жизненные проблемы; уровень психофизической тревожности; самооценка; эмоциональность; коммуникативные и организаторские навыки. По результатам исследования все респонденты были распределены в три группы в соответствии с типом стратегий, выбираемых при разрешении трудных жизненных ситуаций. У подростков был выявлен ряд трудностей: ситуативная и личностная тревожность; неуверенность в себе; низкая или высокая самооценка; перекладывание ответственности на других людей; зависимость от окружающих. Данные диагностики подтвердили необходимость разработки и реализации программы, направленной на формирование конструктивных стратегий преодоления трудных жизненных ситуаций у сельских школьников.

Abstract. The article presents the research on teenagers' strategies of coping with difficult life situations in rural societies. The authors examined the characteristics of schoolchildren's behavior in the process of choosing constructive and non-constructive strategies. The empirical data of the research were analyzed according to the following criteria: way of reacting on problems in life; level of psychophysical anxiety; self-esteem; emotionality; communicative and organizational skills. Based on the research results, all the respondents were divided into 3 groups in compliance with types of strategies chosen for coping with difficult life situations. Teenagers demonstrated a number of difficulties: situational and personal anxiety; lack of self-confidence; low or high self-esteem; buck passing; dependence on surrounding people. The data of the research confirmed the necessity of developing and implementing a program aimed at the forming of constructive strategies of coping with difficult life situations for rural teenagers.

Введение. В отечественной и зарубежной научной литературе достаточно широко представлены проблемы детей и подростков, находящихся в трудной жизненной ситуации. Тем не менее, в определении понятия «трудная жизненная ситуация» нет единства мнений. Данная дефиниция рассматривается наравне с

такими терминами как «стрессовые жизненные события», «негативные жизненные события», «критические ситуации», «сложные жизненные ситуации» и т.д.

Под трудной жизненной ситуацией Н.Г. Осухова понимает «ситуацию, когда из-за внешнего воздействия или внутреннего

изменения происходит нарушение адаптации подростков в социуме, что препятствует удовлетворению основных потребностей в жизни, используя привычные для них способы поведения» [9].

Социолог И.Г. Кузина рассматривает трудные жизненные ситуации с позиции состояния здоровья личности в обществе и определяет их как «ситуации, которые нарушают социальные связи индивида с его окружением и условия нормальной жизнедеятельности,

воспринимаемые им как сложные, по этой причине человеку необходима поддержка близких, помощь специалистов и социальных служб при столкновении с трудными жизненными ситуациями» [7].

Давая авторские определения термина «трудная жизненная ситуация», исследователи делают акцент на различных ее аспектах (противоречия, лежащие в ее основе; кризисность жизненного цикла человека; ресурсная подготовленность личности для выхода из жизненных трудностей; частота возникновения подобных ситуаций и наличие субъективного опыта преодоления). Однако, ученые единодушны в том, что человек, находящийся в трудной жизненной ситуации, подвергается эмоциональным переживаниям, чувствует свою уязвимость перед обстоятельствами,

угрожающими его благополучию, здоровью и психической стабильности, справиться с которыми самостоятельно ему не всегда представляется возможным [5;7;9].

Ситуации преодоления трудностей активизируют использование сложившихся у личности конструктивных, условно-

конструктивных или неконструктивных стратегий их преодоления. К.А. Абульханова характеризует термин «стратегия»

взаимодействием индивидуума и общества в целом, особенностями межличностных контактов и общения с внешним миром [1]. Таким образом, стратегия - это способность передачи обществу своего жизненного опыта, навыков, умений, а также принятие общественных установок и благ социума.

Действия, предпринимаемые человеком для преодоления трудных ситуаций, принято классифицировать в соответствии со степенью продуктивности и рациональности выбираемых стратегий.

К конструктивным стратегиям можно отнести действия, связанные с тщательным обдумыванием причин сложившейся ситуации и ее возможных последствий с дальнейшим выбором наименее травматичного способа

поведения. Поиск положительных сторон ситуации, взвешивание собственных ресурсов и разрешение проблемы самостоятельно также свидетельствует о наличии у человека опыта конструктивного преодоления возникающих трудностей.

Использование условно-конструктивных стратегий преодоления, которые некоторыми авторами называются «социальными

стратегиями», предполагает поиск поддержки, понимания и одобрения поведения человека окружающими. Неоднозначность

продуктивности таких действий состоит в том, что в состоянии стресса и напряжения личность не всегда способна адекватно оценить степень конструктивности принимаемого решения. Обращение к некомпетентному специалисту или человеку, имеющему корыстные мотивы, может привести к усугублению трудностей и сформировать в дальнейшем ряд неадаптивных паттернов поведения.

Неконструктивные стратегии преодоления трудной жизненной ситуации ограничены действиями, которые приводят к закреплению опыта неуспешного выхода из состояния стресса и неопределенности. Такие стратегии ориентированы на уход от активного преодоления, сосредоточенности на негативных сторонах событий, зацикленности на собственной беспомощности перед обстоятельствами. К неконструктивным стратегиям стоит относить панику, неготовность строить план по совладанию с ситуацией, вымещение негативных эмоций на близких людях или, напротив, замкнутость. Также неадаптивным является самообвинение, искажение обстоятельств, приведших к трудности, и любые аддиктивные формы поведения [11].

Особенно важное значение приобретает использование конструктивных стратегий преодоления трудных жизненных ситуаций подростками, находящимися в условиях сельского социума.

В целом, подростковый возраст характеризуется как переходный, переломный, критический, пубертатный (возраст полового созревания). Ребенок выходит на качественно новую социальную позицию, связанную с поиском собственного места в обществе [6].

Л.С. Выготский сделал вывод, что возрастные потребности и интересы подростков зависят от их социально-классовой принадлежности. Именно в подростковом возрасте внешняя среда оказывает на человека большее влияние [3].

По мнению М.П. Гурьяновой, современное сельское общество является специфическим

социальным пространством, которому присущ ряд характеристик (недостаточно высокий уровень качества жизни; трудности экономического характера; асоциальное поведение родителей, оказывающее большое влияние на мировоззрение и выработку ценностных установок детей). Именно поэтому при работе с детьми и подростками из сельской местности следует учитывать обозначенные особенности социокультурной среды [4].

В своих исследованиях, посвященных образу жизни сельских школьников, Г.Г. Силласте определяет серию обстоятельств, способных повлиять на социальную безопасность сельских подростков [10].

К трудным жизненным ситуациям сельских школьников автор относит:

- семейные трудности (конфликтность; низкий уровень трудовой занятости взрослых членов семьи; недостаточный уровень педагогической культуры родителей, предполагающий допустимость жестокого обращения с детьми);

- травлю, отвержение, запугивание со стороны сверстников;

- неуспеваемость в учебе;

- безнадзорность;

- недостаточную возможность для самореализации и самовыражения из-за плохо развитой инфраструктуры.

Необходимо отметить, что на развитие сельских подростков оказывает большое влияние социокультурная среда. Пространственная ограниченность сельского социума, отдаленность от города, однообразие поведенческих, нравственных и культурных норм, принятых в селе, повышают уровень монотомии (однообразие жизни, приводящее к упадку сил и эмоциональному выгоранию). У сельских подростков недостаточно развиты речевые навыки из-за слабости литературного влияния, отмечается отсутствие читательских интересов, пресыщение различными диалектами и словами, которые не приняты в другой местности.

Из-за постоянного активного взаимодействия подростка и взрослого сельские дети быстро овладевают трудовыми навыками, выполняют сложную домашнюю работу по хозяйству, усваивают нормы поведения и ценностные установки взрослых, в то же время приобщаясь к их вредным привычкам, перенимая негативные стороны поведения [2].

Важным социальным институтом, который обеспечивает социализацию подростков в сельской местности, совершенствует культуру, а также помогает детям формировать

конструктивные стратегии преодоления трудных жизненных ситуаций, выступает сельская школа. Обучающиеся школ в сельской местности обладают рядом преимуществ перед детьми из городских образовательных организаций:

- неторопливый и размеренный образ жизни формирует вдумчивость и старательность;

- узкий круг общения сельских жителей приводит к развитию таких положительных качеств как открытость, общительность, отзывчивость;

- близость к природе позволяет человеку стать более эмоционально восприимчивым и склонным к чувствительному восприятию окружающего мира.

Однако, с точки зрения А.В. Лакреевой, ведущим фактором, спровоцировавшим возникновение категории «подростки, находящиеся в трудной жизненной ситуации» в сельской среде, выступает значительное количество обстоятельств, способствующих семейному неблагополучию (наличие членов семьи, склонных к разного рода аддикциям; недостаточное количество рабочих мест, приводящее к безработице и низкому уровню материального благополучия; отсутствие необходимого количества институтов дополнительного образования населения). Обозначенные факторы, безусловно, способствуют формированию неконструктивных способов разрешения трудных жизненных ситуаций школьниками - жителями села [8].

Для нашего исследования важны факторы, которые влияют на создание благоприятных условий для освоения детьми села конструктивных стратегий разрешения негативных жизненных событий:

- низкая наполняемость классов позволяет использовать индивидуальный подход к обучающемуся, тем самым оказывая подростку большую психологическую поддержку, мотивируя его на поиск решения выхода из сложной ситуации;

- активная внеклассная работа развивает у школьников комплексное мышление, формирует понимание глобальных проблем человечества, способствуя включенности подростка в процесс решения этих проблем;

- волонтерская деятельность, заключающаяся в помощи пожилым людям, диким животным, очистке родников и леса помогает подростку абстрагироваться от своих проблем, вовлечь его в общественно-полезную деятельность;

- увеличение количества занятий, способствующих развитию представлений

сельских подростков о ценностных установках в обществе [2].

Стоит отметить, что формирование адекватных представлений сельских подростков о преодолении трудных жизненных ситуаций будет наиболее эффективным при учете таких особенностей сельской местности как единство с природой и близость подростка к взрослым в процессе совместного труда.

Таким образом, правильно и целенаправленно организованное поведение подростков будет способствовать преодолению ими сложившихся трудных ситуаций, что предполагает использование конструктивных стратегий. Конструктивные стратегии формируются через закрепление адекватных поведенческих реакций и развиваются по мере взросления подростка, доходя до сознательной регуляции поведения, эмоций, использования личных способов преодоления трудных жизненных ситуаций.

Материалы и методы исследования. Обозначенные теоретические выводы продемонстрировали необходимость проведения эмпирического исследования с целью выявления избираемых стратегий преодоления трудных жизненных ситуаций сельскими подростками.

Экспериментальной базой исследования стало муниципальное казенное

общеобразовательное учреждение

«Большетарельская основная

общеобразовательная школа» (с. Большая Тарель, Качугский район, Иркутская область). В экспериментальную группу вошли учащиеся 5 - 9 классов в количестве 12 человек.

уровня самооценки

психоэмоционального

уровня развития и организаторских

Исследовательская работа проводилась в сентябре 2022 года и решала ряд задач:

1. Выявление способов реагирования подростков на возникающие жизненные проблемы.

2. Изучение уровня психофизической тревожности школьников в условиях сельской среды.

3. Определение подростков.

4. Изучение уровня состояния учащихся.

5. Выявление коммуникативных навыков способностей подростков.

Обработка данных диагностических методик осуществлялась на основе критериев и показателей, см. таблицу 1, характеризующих степень конструктивности используемых подростками стратегий преодоления трудных жизненных ситуаций.

Результаты исследования. Обобщая полученные данные по каждому методу исследования и изучив индивидуальные результаты диагностики каждого респондента, мы распределили обучающихся, принимавших участие в исследовании, в три группы в соответствии с типом стратегий, выбираемых при разрешении трудных жизненных ситуаций, см. рисунок 1.

Характеристика типов стратегий, выбираемых при разрешении трудных жизненных ситуаций, приведена на основе ранее обозначенных критериев и показателей, см. таблицу 1.

60 % 50 % 40 % 30 % 20 % 10 % 0 %

Экспериментальная группа

□ Конструктивные стратегии преодоления трудных жизненных ситуаций И Условно-конструктивные стратегии преодоления трудных жизненных ситуаций ЕЗ Неконструктивные стратегии преодоления трудных жизненных ситуаций

Рисунок 1. -Распределение сельских подростков по типу стратегий, выбираемых при разрешении трудных жизненных ситуаций

Таблица 1. - Критерии и показатели, характеризующие степень конструктивности стратегий преодоления трудных жизненных ситуаций

Критерии Показатели, характеризующие степень конструктивности стратегий Диагностический инструментарий

конструктивные условно-конструктивные неконструктивные

Способ реагирования на жизненные проблемы Высокий: самоанализ своих поступков, самостоятельное решение проблем, поиск вариантов решения трудных жизненных ситуаций, использование различных способов и методов для того, чтобы справиться со своими трудностями Средний: восстанавливает жизненные силы и эмоциональное состояние за счёт поддержки других людей, находит утешение в разговорах с окружающими о своих чувствах, переживаниях, испытываемых эмоциях Низкий: стремится избегать новую информацию, которая несовместима со своими жизненными принципами, а также избегать ситуации, которые принимаются личностью как неприятные, трудные, неразрешимые «Изучение стратегий преодоления жизненных проблем» (Д. Амирхан, модификация А.Г. Грецова)

Уровень психо физической тревожности Низкий: чувствует себя комфортно, не переживает за то, что может случиться что-то плохое; умеет выделять в работе основную задачу, легко сосредотачивается на ней; не боится трудностей, стремится к изучению нового; не ощущает физического напряжения, чувствует внутреннее спокойствие Средний: иногда испытывает напряжение, чувство неуверенности в себе; обращается за помощью к значимым близким для определения основной задачи в работе, некоторое время сосредоточен на ней; не проявляет особого желания к чему-то новому, пытается избежать трудностей; иногда чувствует недомогание, слабость в теле Высокий: испытывает состояние настороженности, неуверенности, дискомфорта; не может выделить в работе основную задачу, сосредоточиться на ней, происходит десинхронизация внимания; боится трудностей и избегает их; ощущает сухость во рту, ком в горле, слабость в ногах, учащенное сердцебиение Тест-опросник Спилбергера - Ханина (шкала личностной и ситуативной тревожности)

Самооценка Адекватная: чувствует себя бодро, активно; обладает чувством юмора; умеет верно оценивать свои возможности и способности; понимает, что успешность его действий зависит не только от его способностей, но и от того, какие усилия он прилагает для достижения цели Выше или ниже адекватной самооценки: чувствует себя подавленно, испытывает неуверенность в собственных возможностях; часто переоценивает свои силы; в случае неудачи продолжает настаивать на своем Заниженная: боится шутить, проявляется повышенная самокритичность; предпочитает браться за лёгкие задачи. Завышенная: характеризируется чрезмерной активностью, без учета собственных ресурсных возможностей, не обращается за помощью ввиду излишней самоуверенности, тяжело переживает неудачи Методика «Исследование самооценки подростка» (Г.Н. Казанцева)

Эмоциональность Высокий: умеет сдерживать свой гнев, не инициирует конфликты; понимает чувства других людей, проявляет эмпатию по отношению к окружающим; получает удовольствие от выполненной работы Средний: пытается не показывать другим свои чувства, иногда может сорваться на окружающих, однако умеет сопереживать окружающим, но иногда позволяет себе грубое отношение к ним; не всегда испытывает чувство радости и удовлетворенности от успешно выполненных заданий Низкий: при каждой возможности вступает в драки, груб и агрессивен; не проявляет чувство эмпатии по отношению к окружающим; не чувствует удовольствие от проделанной работы, во время нее проявляет гнев и негодование Опросник САН: самочувствие, активность, настроение (В.А. Доскин, Н.А. Лаврентьева, В.Б. Шарай, М.П. Мирошников)

Коммуникативные и организаторские навыки Высокий: умеет слушать другого человека; правильно отражает свои мысли в разговорной речи; активно участвует в различных видах деятельности; занимается волонтерской деятельностью; способен к совместной групповой деятельности Средний: не всегда способен внимательно слушать другого человека; иногда возникают затруднения с правильным отражением своих мыслей в разговорной речи; не всегда охотно соглашается на совместную групповую деятельность Низкий: не умеет и не хочет слушать другого человека; не способен правильно и логично излагать свои мысли в разговорной речи; избегает участия в волонтерской деятельности; категорически не желает участвовать в групповой деятельности ни со взрослыми, ни с детьми Методика изучения коммуникативных и организаторских способностей старшеклассников (В.В. Синявский, В.А. Федоришин)

Конструктивные стратегии преодоления трудных жизненных ситуаций выбирают подростки, которые сохраняют самообладание и контролируют свои эмоции даже в трудной жизненной ситуации (34,2% - 4 чел.). Они объективно оценивают свои ресурсы и возможности, способны мотивировать себя на преодоление трудностей. 24,9% (3 чел.) респондентов экспериментальной группы могут самостоятельно решить свои проблемы, не прибегая к помощи других людей, ответственно относясь к своим действиям и поступкам. Также к этой группе испытуемых относятся подростки, которые имеют низкий уровень психофизической тревожности, показатели их ситуативной и личностной тревожности составили 24,9% (3 чел.) и 16,6% (2 чел.) соответственно. Школьники, которые придерживаются конструктивных стратегий преодоления трудных жизненных ситуаций, имеют адекватную самооценку, таких в экспериментальной группе оказалось 49,8% (6 чел.). Ребята данной группы могут строить реалистичные планы на будущее, обдуманно принимать решения в преодолении трудных жизненных ситуаций. Испытуемые с высоким уровнем эмоциональности (58,1% - 7 чел.) и высоким уровнем коммуникативных и организаторских способностей (16,6% - 2 чел.) не поддаются панике, когда сталкиваются с жизненными трудностями; легко идут на контакт с окружающими людьми; отстаивают своё мнение; принимают активное участие в общественно-полезной деятельности.

Группу респондентов, выбирающих условно-конструктивные стратегии преодоления трудных жизненных ситуаций, составили 49,8% (6 чел.) подростков экспериментальной группы. К ним относятся испытуемые, которым необходима помощь в решении трудных жизненных ситуаций, поддержка со стороны близких людей. Для них характерна умеренная выраженность тревожности, они умеют контролировать свои эмоции, обладают жизненной мотивацией и адекватной самооценкой, хотя в некоторых случаях она может быть как завышенной, так и заниженной. Респонденты данной группы имеют средний уровень эмоциональности (33,2% - 4 чел.), они чувствуют себя комфортно, проявляют эмпатию к окружающим, но не всегда открыты к общению. Испытуемые, показавшие средний уровень проявления коммуникативных и организаторских способностей, также относятся к группе подростков, для которых характерен выбор условно-конструктивных стратегий преодоления трудных жизненных ситуаций. Так, 58,1% (7 чел.) школьников имеют проблемы с

формулировкой своих мыслей в разговорной речи, без особого желания участвуют в групповой деятельности, иногда невнимательно слушают других людей.

К группе подростков, которые склонны выбирать неконструктивные стратегии преодоления трудных жизненных ситуаций, относятся 16,6% (2 чел.) участников экспериментальной группы. Они не предпринимают попытки преодолеть трудные ситуации; не верят в свои силы и возможности; остро реагируют на замечания других; проявляют негативные эмоциональные реакции при столкновении с трудными жизненными ситуациями; испытывают жалость к себе и агрессию к другим людям; отстраняются от контактов с окружающими людьми. Респонденты данной группы продемонстрировали высокий уровень ситуативной и личностной тревожности, они часто испытывают состояние напряженности, дискомфорта, неуверенности в себе и своих поступках; боятся и избегают трудностей; остро переживают свои неудачи и неприятности. Такие учащиеся имеют неадекватную самооценку (2 человека (16,6%) показали высокий уровень самооценки, 4 человека (33,2%) - низкий уровень). В своих проблемах они склонны винить других людей; ответственность за свои поступки перекладывают на окружающих; болезненно реагируют на критику; чувствуют свою беспомощность при столкновении с трудными жизненными ситуациями. Большинство респондентов имеют низкий уровень эмоциональности, что свидетельствует о нежелании проявлять активность в преодолении трудных жизненных ситуаций, безразличие к ним, желание забыть о своих трудностях. В данную группу вошли респонденты, показавшие низкий и ниже среднего уровень развития коммуникативных и организаторских способностей. Они стараются не вступать в контакт с людьми, предпочитают проводить время в одиночестве и избегают общественные мероприятия [5].

Заключение. Полученные теоретические и эмпирические результаты позволили

сформулировать ряд выводов, значимых для дальнейшего исследования обозначенной проблемы.

Новые экспериментальные данные продемонстрировали нестандартность поведения специфичной группы респондентов - подростков, проживающих в сельской среде, при выборе действий с целью разрешения трудных ситуаций.

Большинство участников экспериментальной группы - сельских школьников используют

условно-конструктивные и неконструктивные стратегии преодоления трудных жизненных ситуаций, вследствие чего в ситуации социальной неопределенности они испытывают внутреннюю напряженность, неуверенность в своих силах, сомнения в наличии ресурсов преодоления; ощущение зависимости от мнения и оценок окружающих, а также внешних обстоятельств. Причинами выявленных проблем могли стать личностная и социальная незрелость, эмоциональное перенапряжение, присутствие негативного опыта общения со взрослыми и сверстниками, склонность к конформному поведению, подверженность негативному влиянию социокультурных контекстов сельского социума [6].

Результаты проведенного эмпирического исследования свидетельствуют о необходимости разработки и реализации программы, направленной на формирование конструктивных стратегий преодоления трудных жизненных ситуаций подростками с учетом позитивных и негативных факторов сельской среды. Практическая значимость данной работы будет обусловлена участием школьников в специально организованных мероприятиях, что позволит им в перспективе освоить позитивные паттерны преодоления при выборе способов разрешения возникающих проблем, подходить обдуманно и взвешенно к анализу сложившихся неблагоприятных обстоятельств, и в конечном итоге приведет к самостоятельному принятию конструктивных решений.

Литература:

1. Абульханова К.А. Соотношение индивидуальности и личности в свете субъектного подхода / К.А. Абульханова // Мир психологии. - 2011.

- № 1(65). - С. 22-32.

2. Байбородова Л.В. Особенности введения федеральных государственных образовательных стандартов общего образования в сельской школе / Л.В. Байбородова // Ярославский педагогический вестник. - 2011. - № 4. - С. 66-73.

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

3. Выготский Л.С. Психология развития человека / Л.С. Выготский. - М.: Смысл; Эксмо. - 2005.

- 1136 с.

4. Гурьянова М.П. Социальная педагогика и социальная работа на селе / М.П. Гурьянова. - М.: Изд-во АСОПиР. - 2013. - 87 с.

5. Кибальник А.В. Стратегии преодоления личностью трудных жизненных ситуаций: факторы выбора / А.В. Кибальник // АНИ: педагогика и психология. - 2017. - № 1(18). - С. 336-340.

6. Кибальник А.В., Федосова И.В. Психолого-педагогические особенности младших подростков, склонных к аддиктивному поведению / А.В. Кибальник, И.В. Федосова // Казанский педагогический журнал. - 2019. - № 2. - С. 87-93.

7. Кузина И.Г. Теория социальной работы: учебное пособие / И.Г. Кузина. - 2-е изд. - М.: Проспект, 2016. - 175 с.

8. Лакреева А.В. Трудная жизненная ситуация как фактор социально-психологической дезадаптации подростка / А.В. Лакреева, М.В. Хомутова // Научно-методический электронный журнал «Концепт». - 2016. - Т. 24. - С. 135-140.

9. Осухова Н.Г. Психологическая помощь в трудных и экстремальных ситуациях / Н.Г. Осухова. -5-е изд., перераб. и доп. - М.: Академия, 2012. - 319 с.

10. Силласте Г.Г. Образ жизни семьи сельского школьника на рубеже двух веков (По результатам социолого-педагогического исследования «Ценностные ориентации сельских учителей, учащихся и их родителей в условиях становления рыночной экономики на селе»): монография. Ч. 4 / Г.Г. Силласте. - М.: Издательство Института педагогики и социальной работы РАО, 2002. - 94 с.

11. Федосова И.В., Кибальник А.В. «Стратегии преодоления трудных жизненных ситуаций»: социально-педагогическая характеристика понятия / И.В. Федосова, А.В. Кибальник // European Social Science Journal. - 2017. - № 1. - С. 355-362.

References:

1. Abulkhanova K.A. The correlation of individuality and personality in the light of the subjective approach / K.A. Abulkhanova // World of Psychology. - 2011. - № 1(65). - P. 22-32.

2. Baiborodova L.V. Features of the introduction of federal state educational standards of general education in rural schools / L.V. Bayborodova // Yaroslavl Pedagogical Bulletin. - 2011. - № 4. - P. 66-73.

3. Vygotsky L.S. Psychology of human development / L.S. Vygotsky. - M.: Meaning; Eksmo. - 2005. - 1136 p.

4. Guryanova M.P. Social pedagogy and social work in the countryside / M.P. Guryanova. - M.: Publishing house ASOPiR. - 2013. - 87 p.

5. Kibalnik A.V. Strategies for overcoming difficult life situations by a personality: factors of choice / A.V. Kibalnik // ANI: Pedagogy and Psychology. - 2017. - № 1(18). - P. 336-340.

6. Kibalnik A.V., Fedosova I.V. Psychological and pedagogical features of younger adolescents prone to addictive behavior / A.V. Kibalnik, I.V. Fedosova // Kazan Pedagogical Journal. - 2019. - № 2. - P. 87-93.

7. Kuzina I.G. Theory of social work: study guide / I.G. Kuzina. - 2nd ed. - M.: Prospekt, 2016. - 175 p.

8. Lakreeva A.V. Difficult life situation as a factor of socio-psychological maladjustment of a teenager / A.V. Lakreeva, M.V. Khomutova // Scientific and

methodological electronic journal "Concept". - 2016. - T. 24. - P. 135-140.

9. Osukhova N.G. Psychological assistance in difficult and extreme situations / N.G. Osukhova. - 5th ed., revised. and additional - M.: Academy, 2012. - 319 p.

10. Sillaste G.G. The way of life of a family of a rural schoolchild at the turn of two centuries (According to the results of a sociological and pedagogical study "Value orientations of rural teachers, students and their parents in

the conditions of the formation of a market economy in the countryside"): monograph. Part 4 / G.G. Sillaste. - M.: Publishing House of the Institute of Pedagogy and Social Work of the Russian Academy of Education, 2002. - 94 p.

11. Fedosova I.V., Kibalnik A.V. "Strategies for overcoming difficult life situations": socio-pedagogical characteristics of the concept / I.V. Fedosova, A.V. Kibalnik // European Social Science Journal. - 2017. - № 1. - P. 355-362.

5.3.4. Педагогическая психология, психодиагностика цифровых образовательных сред Сведения об авторах:

Кибальник Алена Вячеславовна (г. Иркутск, Россия), кандидат педагогических наук, доцент кафедры социальной педагогики и психологии, Педагогический институт Иркутского государственного университета, e-mail: kialvch@yandex.ru

Федосова Ирина Валерьяновна (г. Иркутск, Россия), кандидат педагогических наук, доцент, заведующая кафедрой социальной педагогики и психологии, Педагогический институт Иркутского государственного университета, e-mail: Fedos-ir@yandex.ru

Абрамова Ксения Александровна (г. Иркутск, Россия), учитель начальных классов, e-mail: ksene4ka2015@gmail.com

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.