Научная статья на тему 'ЭМПИРИЧЕСКОЕ ИССЛЕДОВАНИЕ СОЦИАЛЬНЫХ ПРЕДСТАВЛЕНИЙ О СЧАСТЬЕ У МУЖЧИН И ЖЕНЩИН ПОЖИЛОГО ВОЗРАСТА'

ЭМПИРИЧЕСКОЕ ИССЛЕДОВАНИЕ СОЦИАЛЬНЫХ ПРЕДСТАВЛЕНИЙ О СЧАСТЬЕ У МУЖЧИН И ЖЕНЩИН ПОЖИЛОГО ВОЗРАСТА Текст научной статьи по специальности «Психологические науки»

CC BY
159
21
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
СОЦИАЛЬНЫЕ ПРЕДСТАВЛЕНИЯ / СЧАСТЬЕ / ПСИХОЛОГИЧЕСКОЕ БЛАГОПОЛУЧИЕ / МЕТОДИКИ / ПОКАЗАТЕЛИ

Аннотация научной статьи по психологическим наукам, автор научной работы — Карпунина Ольга Игоревна

В данной статье рассмотрены такие понятия как социальные представления и счастье, а также важность психологического благополучия у людей пожилого возраста. Представлены результаты эмпирического исследования социальных представлений о счастье у мужчин и женщин пожилого возраста.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

AN EMPIRICAL STUDY OF SOCIAL PERCEPTIONS OF HAPPINESS IN OLDER MEN AND WOMEN

This article discusses such concepts as social representations and happiness, as well as the importance of psychological well-being among the elderly. The results of an empirical study of social perceptions of happiness in elderly men and women are presented.

Текст научной работы на тему «ЭМПИРИЧЕСКОЕ ИССЛЕДОВАНИЕ СОЦИАЛЬНЫХ ПРЕДСТАВЛЕНИЙ О СЧАСТЬЕ У МУЖЧИН И ЖЕНЩИН ПОЖИЛОГО ВОЗРАСТА»

Эмпирическое исследование социальных представлений о счастье у мужчин и женщин

пожилого возраста

An empirical study of social perceptions of happiness in older men and women

Карпунина Ольга Игоревна

Студент 3 курса Факультет Психологии Российский государственный социальный университет ул. Вильгельма Пика, 4 строение 1, Москва, 129226 e-mail: olya. karpunina@mail.ru

Karpunina Olga Igorevna

Student 3 term Faculty of Psychology Russian State Social University Wilhelm Peak str., 4 building 1, Moscow, 129226 e-mail: olya. karpunina@mail.ru

Научный руководитель Савченко Дмитрий Владимирович

Кандидат психологических наук, доцент Российский государственный социальный университет ул. Вильгельма Пика, 4 строение 1, Москва, 129226 e-mail: savchenkodv@rgsu.net

Scientific adviser Savchenko Dmitry Vladimirovich

Candidate of Psychological Sciences, Associate Professor Russian State Social University Wilhelm Peak str., 4 building 1, Moscow, 129226 e-mail: savchenkodv@rgsu.net

Аннотация.

В данной статье рассмотрены такие понятия как социальные представления и счастье, а также важность психологического благополучия у людей пожилого возраста. Представлены результаты эмпирического исследования социальных представлений о счастье у мужчин и женщин пожилого возраста.

Annotation.

This article discusses such concepts as social representations and happiness, as well as the importance of psychological well-being among the elderly. The results of an empirical study of social perceptions of happiness in elderly men and women are presented.

Ключевые слова: Социальные представления, счастье, психологическое благополучие, методики, показатели.

Key words: Social concepts, happiness, psychological well-being, methods, indicators.

В последнее время в социальной психологии и психологии личности на первый план выходят исследования, в которых объектом изучения становятся социальные представления о различных явлениях окружающей действительности (например, благополучие, город, здоровье, интеллект, интуиция, нравственность, успех и т.д.).

Социальные представления определяют то, как люди будут воспринимать отдельные явления и факты, делать выводы, понимать, вспоминать, придавать смысл вещам и объяснять личностную ситуацию. Таким образом, изучение данной проблемы позволит не только понять содержание обыденного мышления, но и выйти на уровень группового мышления, появляется возможность соединить убеждения людей и реальную действительность.

На протяжении многих столетий проблема счастья остается значимой, как для отдельного человека, так и для социума в целом.

Счастье - это многоуровневое комплексное психическое образование, которое, с одной стороны опосредовано и взаимообусловлено внутренними физиологическими (нейрофизиологическими) процессами, а с другой стороны - внешними социально-экономическими, культурными, историческими и другими условиями, а с третьей стороны, определяется личностным содержанием.

Старость в наше время рассматривается как новая глобальная социальная проблема, ведь впервые в истории большинство родившихся будут жить до 60 лет и больше. Не обходит стороной данная проблема и Россию, которая по международным стандартам относится к «демографически старым» странам.

Сохранение психологического благополучия у людей в пожилом возрасте для многих специалистов является объектом пристального внимания. Так как условия современной жизни требуют динамичного включения в неё, освоение новых технологий, повышенные скорости получения и передачи информации, быстрое изменение условий быта, появление гаджетов, изменения социально-экономических условий. Всё это сопряжено с определенными трудностями адаптации, в том числе и психологическими у людей пожилого возраста. Так как в этом возрасте происходит инволюция многих функций, что снижает удовлетворение своей жизнью, переживается как эмоциональное напряжение, тревога.

В пожилом возрасте достаточно сложно строить далеко идущие планы и довольно сложно их реализовывать. Существуют определённые ограничения со стороны здоровья и финансовых возможностей. Этот возраст сопряжен с выходом на пенсию, изменениям социального статуса, что вызывает перестройку социальных отношений. Что приводит к изменениям внутренним и внешним. Это не может не вызывать дискомфорт. Также для этого возраста характерно снижение когнитивных функций, угасание интереса, изменение личности и изменения в мотивационно-потребностной сфере. Замедляются процессы реагирования на сигналы окружающей среды, снижается память и замедляется мышление, а также сходит на нет познавательная активность.

Этот возраст соответствует кризису перехода к старости, необходимостью переосмысления своей жизни, разрушению иллюзий и осознанию ушедших возможностей. Поэтому важно для поддержания эмоционального психологического благополучия понимать структуру личностных особенностей для того, чтобы своевременно, планомерно и грамотно оказывать помощь пожилым людям. Для сохранения и поддержания эмоционального и психологического благополучия важно обеспечить уход от стереотипов, связанных с этим возрастом. Установки на беспомощность, бесперспективность, ненужность разрушительно влияют на психику. Если человек ориентирован на эти установки, то это в значительной мере меняет его отношение к окружающему миру и нарушает систему социального взаимодействия.

Всё это подводит нас к необходимости изучения социальных представлений о счастье у мужчин и женщин пожилого возраста.

Нами было нами организовано исследование, направленное на определение уровня счастья в целом и выявлении взаимосвязей с личностными характеристиками, показателями стресса и социальной поддержки у пожилых мужчин и женщин. В исследовании принимают участие 64 человека, из них равное количество мужчин и женщин - по 32 человека, в возрасте от 60 до 74 лет. Все респонденты являются амбулаторными пациентами участкового терапевта. На момент посещения врача им было предложено пройти тестирование и анкетирование и была объяснена цель. Респонденты выразили согласие принять участие в исследовании.

Для более полного представления о жизни респондентов пожилого возраста мы предложили ряд общих вопросов об условиях проживания, деятельности. 23 человека (35,9%) продолжают трудиться. Из них 18 женщин,

5 мужчин. 43 человека (67,2%) проживают отдельно от своих детей. 34 человека (53,1%) одиноки и не имеют спутника жизни. 28 человек из этого количества женщины, 6 - мужчины.

В теоретической части нашего исследования нами проведен теоретический анализ литературы по проблеме социальных представлений о счастье у мужчин и женщин пожилого возраста; системно-структурный анализ фундаментальных понятий; анализ исследований и методик исследования, методических пособий. В практической части нами были реализованы методы анкетирования; индивидуальные и групповые исследовательские беседы; тестирование. При обработке экспериментальных данных использовались методы математической статистики. Методы сравнительного анализа.

Гипотеза исследования заключается в предположении о том, что социальные представления о счастье отличаются у мужчин и женщин пожилого возраста.

Определение уровня счастья проводилось с помощью методики «Обновленный Оксфордский опросник счастья» М. Аргайл. Опросник состоит из 29 вопросов. На каждый вопрос предложено 4 варианта ответа. Суть вопросов заключалась в выявлении у респондентов удовлетворенности жизнью, положительных эмоций и отсутствия отрицательных эмоций. Такова концепция опросника. Каждому из вариантов ответов соответствует определенный балл. Респонденту предлагается выбрать в каждом вопросе по одному варианту ответа. Затем подсчитывается сумма баллов. Сумму баллов необходимо разделить на 87. Это максимальное количество баллов по данной методике. Полученный результат необходимо умножить на 100. Таким образом получается процентное выражение переживаемого счастья респондентом. В опроснике предложена уровневая система оценки с шагом в 20 %. Предлагаемые уровни: низкий, пониженный, средний, повышенный, высокий.

В обеих выборках не выявлено респондентов с крайними значениями переживания счастья. Доля респондентов с повышенным уровнем переживания счастья больше среди мужчин и составляет 13 человек (40,62%). Повышенный уровень переживания счастья выявлен у 5 женщин (15,62%). Доля респондентов, переживающих счастье на среднем уровне больше среди женщин 27 человек (84,37%), среди мужчин 11 человек (34,37%). Счастье является единым фактором человеческого опыта, которое состоит из трех независимых, факторов: удовлетворенности жизнью, положительных эмоций и отсутствия отрицательных эмоций. Можно предположить, что в случае повышенного переживания счастья респонденты испытывают больше удовлетворенности и положительных эмоций, чем отрицательных. При среднем уровне удовлетворённости в субъективном мире человека сочетаются разнонаправленные эмоции в отношении удовлетворенности своей жизнью.

Для того, чтобы проверить различия в переживании счастья у мужчин и женщин, нам необходимо подобрать статистический критерий. Для определения нормальности распределения в выборке и подбора соответствующих коэффициентов корреляции, проводилась проверка гипотезы о нормальности распределения по критерию согласия Пирсона с помощью сервиса https://math.semestr.ru/. Наблюдаемое значение статистики Пирсона попадает в критическую область: К набл. > К кр., поэтому есть основания отвергать основную гипотезу. Данные выборки распределены не по нормальному закону. Другими словами, эмпирические и теоретические частоты различаются значимо. Для установления достоверности различий показателей между выборками был использован и - критерий Манна-Уитни. Который позволяет выяснить насколько велика зона совпадения между рядами. Расчет достоверности проводился с помощью сервиса https://www.psychol-ok.ru/.

Проверка наличия значимых различий в показателях переживания счастья между выборками мужчин и женщин пожилого возраста с помощью и-критерия Манна-Уитни позволил выявить, что полученное эмпирическое значение и эмп. (470.5) находится в зоне незначимости. То есть достоверно значимые различия между выборками в переживании счастья отсутствуют.

Следующим этапом проведено исследование по методике К. Рифф «Шкалы психологического благополучия» в адаптации П.П. Фесенко, Т.Д. Шевеленковой. Методика направлена на самоощущение целостности и осмысленности человеком своего бытия по нескольким критериям: «Положительные отношения с другими», «Автономия», «Управление окружением», «Личностный рост», «Цель в жизни», «Самопринятие». Методика состоит из 84 утверждений, к которые респонденты должны высказать свое отношения от полного несогласия до абсолютного согласия. Каждый вариант мнения оценивается определенным количеством баллов.

Наибольшее количество респондентов переживает низкий уровень психологического благополучия. У женщин эта доля составила 19 человек (59,37%), у мужчин 17 человек (53,12%). Средний уровень выявлен у 10 женщин (31,25%) и 13 мужчин (40,62%), низкий уровень у 3 женщин (9,37%) и 2 мужчин (6,25%).

Проверка наличия значимых различий в показателях переживания счастья между выборками мужчин и женщин пожилого возраста с помощью ^критерия Манна-Уитни позволил выявить, что полученное эмпирическое значение U эмп. находится в зоне незначимости. То есть достоверно значимые различия между выборками по уровню психологического благополучия отсутствуют. Значимых различий не выявлено.

Следующим этапом явилось исследование жизненных ценностей пожилых людей обоего пола с помощью «Методики изучения ценностных ориентаций» Е. Б. Фанталовой. Данная методика позволяет изучить иерархию ценностей респондентов и их субъективную достижимость. Проверка соотношения ценностей и субъективно воспринимаемой возможности их достижения позволяет выявить уровень дезинтеграции в мотивационно-личностной сфере. Респондентам предлагается на определенном бланке сравнить попарно 12 жизненных ценностей. А потом поэтому же алгоритму провести анализ из достижимости.

Независимо от того, какая сфера жизни для человека приоритетна в настоящий момент, автор данной методики обращает внимание на то, в каком соотношении находятся цели и субъективное ощущение их достижимости. У 14 женщин (43,75%) и 10 мужчин (31,25%) цели и их достижимость полностью расходятся. Это указывает на наличие стойкого, глубокого, необратимого внутреннего конфликта. У 10 женщин (31,25%) и 6 мужчин (18,75%) достижимость преобладает над поставленными целями. Что означает состояние «внутреннего вакуума», внутренней опустошенности, снижение побуждений. У 8 женщин (25%) и 6 мужчин (18,75%) наблюдается нормативное соотношение некоторого преобладания целей над их достижимостью. Что является значительным стимулом жизненной активности. У 10 мужчин (31,25%) цели и их достижимость уравновешены, но такое положение не является стимулом активности. У женщин такого соотношения не выявлено.

Следующим этапом нами проведено исследование с использованием теста «Индекс жизненной удовлетворенности» (ИЖУ) в адаптации Н. В. Паниной. Средние баллы по шкалам данной методики у пожилых женщин и мужчин различаются незначительно. Наиболее выражены средние баллы по шкалам «Положительная оценка себя и собственных поступков» и «Согласованность между поставленными и достигнутыми целями». Наименьшие показатели выявлены по шкале «Последовательность в достижении целей». То есть пожилыми людьми выдвигаются цели, которые достижимы или достигнуты, при этом сохранено положительное отношение к своим поступкам и себе, в целом. Но менее выражены показатели последовательности в достижении целей.

С целью установления наличия достоверных различий показателям по шкалам методики между респондентами женского и мужского пола нами проведена проверка с помощью U-критерия Манна-Уитни. Значимых различий между показателями по шкалам методики теста «Индекс жизненной удовлетворенности» (ИЖУ) в адаптации Н. В. Паниной у пожилых женщин и мужчин не выявлено.

Очередным этапом нашего исследования выступило выявление достоверных связей показателей методик, направленных на диагностику состояния компонентов счастья у пожилых людей с показателями уровня ощущения счастья. Для установления достоверности связей показателей счастья и его компонентов в выборках

использовался непараметрический коэффициент ранговой корреляции Спирмена. Значимых различий между показателями по шкалам методики теста «Индекс жизненной удовлетворенности» (ИЖУ) в адаптации Н. В. Паниной у пожилых женщин и мужчин не выявлено.

На очередном этапе нами проведено исследование наличия достоверных связей ощущения счастья и жизненной удовлетворенности женщин и мужчин пожилого возраста с помощью коэффициента ранговой корреляции Спирмена.

Выявлены достоверные связи между ощущениями счастья и согласованности между поставленными и достигнутыми целями у пожилых мужчин (rs = 0.373).

Таким образом, в ходе исследования отношения к счастью пожилых женщин и мужчин нами выявлено, что существуют достоверные различия в наступлении дезинтеграции в личностно-мотивационной сфере в сторону преобладания этого показателя у женщин. То есть пожилые женщины чаще переживают состояние дезинтеграции в личностно-мотивационной сфере чем мужчины. У них чаще встречается критический разрыв между поставленными целями и возможностью их достижения. Так же в группе мужчин выявлены достоверные связи ощущения счастья с благополучными отношениями с окружающими, личностными достижениями и согласованностью целей, и их достижением. То есть мужчины испытывают счастье от благополучного общения, успешной самореализации и достижения запланированных целей. У пожилых женщин таких связей не выявлено.

Несмотря на то, что пожилой человек сталкивается в реальной жизни с нарастающим количеством трудностей, тем не менее необходимо ориентировать пожилых людей на то, что тот багаж знаний, который они приобрели за свою жизнь является значительным выигрышным моментом.

Далее важно учитывать гендерные особенности пожилых людей. В нашем исследовании выявлено, что мужчины пожилого возраста чувствительны к личному успеху, качеству отношений с окружающими людьми, к постановке определённых целей и их достижением. Таким образом, важно помогать ставить реальные и достижимые цели. То есть создавать определённую ситуацию стимула и успеха для пожилого мужчины с целью поддержания его психологического благополучия. У пожилых женщин статистически чаще наблюдается разрыв между целями и внутренним ощущением возможности их достижения, что само по себе приводит к внутреннему конфликту, переживанию напряжения и печали. Таким образом, с одной стороны, важно, чтобы человек реалистично подходил к постановке целей.

С другой стороны, важно, чтобы движение к намеченной цели происходило малыми шагами, не провоцируя развитие внутриличностного конфликта и ощущения своей беспомощности. Так же остаётся важным сохранение и расширение сферы интересов пожилого человека, его мобильности и активности, способности выходить за пределы своего дома, двора. Необходимо оказывать помощь в преодолении страха выезда за границу населённого пункта. Положительным моментом является наличие опекаемого животного, необходимости выполнение работы по дому, забота о ком-либо.

Список используемой литературы:

1. Buss Д.М. Эволюция счастье. Американский психолог, 2000

2. Крамаренко Н.С., Ефремова Д.Н. Модель переживания субъективного счастья пожилого человека // Вестник МГОУ. 2021. №3.

3. Левит Л.З. Личностно-ориентированная концепция счастья: краткая история. // «Психология и психотехника». 2012. №8.

4. Левит Л.З. Новая парадигма в психологии счастья // Научная дискуссия: инновации в технических, естественных, математических и гуманитарных науках. Материалы 3-й Международной заочной научно-практической конференции. Часть 2. М.: изд-во «Международный центр науки и образования», 2012.

5. Левит Л.З., Радчикова Н.П. Личностно-ориентированная концепция счастья: теория и практика // Национальный Психологический Журнал. 2012. №2 (8).

6. Селигман M.E.P. Подлинное счастье., 2002

7. Селигман М. и Чиксентмихайи, М. Позитивная психология: Введение. Американский психолог, 2000. том 55

8. Шелдон ЕЖ, Кинг Л. Почему нужна позитивная психология? Американский психолог, том.54, 2001

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.