Научная статья на тему 'Эмпирическое исследование религиозных норм обыденного религиозного сознания'

Эмпирическое исследование религиозных норм обыденного религиозного сознания Текст научной статьи по специальности «Философия, этика, религиоведение»

CC BY
163
25
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
РЕЛИГИОЗНЫЕ НОРМЫ / СОЦИАЛЬНЫЕ НОРМЫ / СОЦИО-КОГНИТИВНЫЙ ПОДХОД / ЛИЧНОСТНЫЕ РЕПРЕЗЕНТАЦИИ

Аннотация научной статьи по философии, этике, религиоведению, автор научной работы — Буланова Ирина Сергеевна

в статье представлены результаты эмпирического исследования религиозных норм обыденного религиозного сознания. В качестве основного социально-психологического подхода к изучению религиозных норм был использован социо-когнитивный подход. В рамках данного подхода религиозные нормы представляют собой личностные репрезентации социально желательного поведения, основанные на опыте взаимодействия с религиозными феноменами. В качестве метода исследования был использован метод репертуарных решеток Д. Келли, позволяющий выявить когнитивные биполярные конструкты, релевантые данной теме. В результате проведенного исследования были выявлены четыре ключевые темы, соответствующие видам религиозных норм: нормы альтруизма, норма социальной ответственности, норма социальной изолированности, норма свободы. Представленные нормы являются универсальными, отражая ценности единой культуры. Вместе с тем, содержательное наполнение выявленных норм может существенно варьироваться в зависимости от конфессиональной принадлежности, уровня религиозности и других параметров.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Empirical study of religious norms of ordinary religious consciousness

The article presents the results of an empirical study of the religious norms of ordinary religious consciousness. As a basic socio-psychological approach to the study of religious norms, a socio-cognitive approach was used. In this case, religious norms represent personal representations of socially desirable behavior, based on experience of interaction with religious phenomena. As a method of research, D. Kelly's method of repertory grids was used, which makes it possible to identify cognitive bipolar constructs relevant to this topic. As a result of the study, four key topics were identified that corresponded to the types of religious norms: norms of altruism, the norm of social responsibility, the norm of social isolation, the norm of freedom. The presented norms are universal, reflecting the values of one culture. At the same time, the content of the revealed norms can vary significantly depending on the confessional identity, the level of religiosity and other parameters.

Текст научной работы на тему «Эмпирическое исследование религиозных норм обыденного религиозного сознания»

КОНФЕРЕНЦИИ

Ирина Сергеевна Буланова

ЭМПИРИЧЕСКОЕ ИССЛЕДОВАНИЕ РЕЛИГИОЗНЫХ НОРМ ОБЫДЕННОГО РЕЛИГИОЗНОГО СОЗНАНИЯ1

Психологический анализ религиозных норм подразумевает, по крайней мере, два ключевых аспекта.

Во-первых, религиозные нормы - это вид социальных норм. Они оказывают регулирующее воздействие на социальное поведение и социальное взаимодействие в различных социальных контекстах. При анализе религиозных норм как вида социальных норм имеет значение психологическое понимание феномена социальных норм как регуляторов социального поведения2.

Во-вторых, на индивидуальном уровне религиозные нормы являются компонентом религиозного сознания. Проблема религиозного сознания сводится, как правило, к изучению концептуального (теологического) и обыденного уровней сознания (В.С. Кулик, К.И. Никонов, Д.М. Угринович, И.Н. Яблоков). В этом случае, важно учитывать, что в отличие от других видов социальных норм (например, от социально-возрастных норм), религиозные нормы представляют собой уже заданные конкретной религией паттерны поведения и образа мыслей. Другими словами, важно учитывать существование религиоз-

1 Статья выполнена при финансовой поддержке РФФИ и Администрации Волгоградской области, проект «Религиозные нормы как детерминанты адаптивного социального поведения в межконфессиональном пространстве Нижнего Поволжья» № 17-1634018

2 Янчук В.А. Введение в современную социальную психологию: Учебное пособие для вузов. Мн: АСАР, 2005. 768 с.

Религиоведческие исследования. 2 (16). 2017. 121

аок10.23761/гг82017-16.121-131

ных норм на концептуальном уровне религиозного сознания. Представленные особенности религиозных норм определяют специфику их генезиса и функционирования. Сложность феномена находит отражение в различных подходах к их изучению.

Представленные в психологической науке современные исследования религиозных норм можно отнести к групповому подходу (Богатова О.А., Здоровцева О.В., Пахутко М.В., Кашапова А.Ф., Усов Н.В., др). В рамках этого подхода социальные нормы - это структурообразующий элемент группы, выраженный в стандартах поведения и суждений большинства ее членов. В этом случае религиозные нормы понимаются как поведение, суждения, оценки, характерные для большинства членов религиозной группы. Предметом исследований является процесс формирования концептуального религиозного сознания как усвоение религиозных норм в ходе воцерковления или религиозной социализации. Отдельные исследования посвящены содержанию представлений о традиционных религиозных нормах и их соответствию реальным церковным постановлениям, заповедям, законам (Кашапова А.Ф., Усов Н.В.).

В рамках альтернативного, социо-когнитивного подхода норма представляет собой ценные с точки зрения социальных систем и культуры поведение и суждения1. На уровне индивидуального сознания они формируются в процессе социального взаимодействия с религиозными феноменами и представлены личностными репрезентациями желательных паттернов поведения. Религиозные нормы отражают некоторые стандарты поведения или суждений, необходимость которых укоренена в культуре и обществе. С этой точки зрения, их

1 Dubois N.A. Sociocognitive approach to social norms. NY.: Routledge, 2002. 211 p.

виды не зависят от религиозной группы, а представлены когнитивными конструктами, универсальными в пределах одной культуры. Вместе с тем, специфика их содержания может быть различной в зависимости от той или иной социальной системы или религиозной группы.

Предметом эмпирического исследования является именно такое понимание религиозных норм. Целью исследование является определение видов религиозных норм как личностных репрезентаций обыденного сознания социально желательного поведения, основанные на субъективном опыте взаимодействия с религиозными феноменами. Социо-когнитивное понимание религиозных норм отражено также в максимально вариативной выборке исследования. Ее составили 57 респондентов различных возрастных групп, гендерной принадлежности, а также респонденты с разным уровнем религиозности и вероисповеданием.

Метод исследования.

Социо-когнитивный подход к изучению социальных норм диктует также метод исследования. Согласно данному подходу выявление социальных норм возможно на основе нормативных ситуаций, подразумевающих наличие потенциально оценивающей стороны. Такие нормативные ситуации являются своего рода критерием нормативности. В соответствии с ними существует несколько способов эмпирического выявления социальных норм. Первый способ условно назван «парадигма самопрезентации». Согласно данному способу респондентам необходимо представить свой наилучший или наихудший образ, формулируя суждения о том, что является «нормативным» или «ненормативным». Так, например, респондентов просят заполнить опросник так, чтобы произвести наиболее благоприятное или наименее

благоприятное впечатление о себе. Второй способ -«идентификационная парадигма», в которой респонденты выражают суждения реальных или воображаемых людей. Например, респондентов просят ответить на вопросы так, как это сделал бы «целевой» респондент (например, православный). Третий способ - «парадигма суждений». Этот способ подразумевает, что респонденты оценивают несколько целевых персонажей, известных им по тем или иным причинам. Экспериментальная ситуация в этом случае требует от респондента занять оценочную позицию. В представленном эмпирическом исследовании была использована «парадигма суждений». Ее использование вариативно, можно использовать различные материалы (задачи, фильмы, кейсы)1.

Основным методом исследования послужил метод репертуарных решеток Д.Келли, который позволяет выявить когнитивные конструкты, релевантные любым сферам жизни. Он относится к психосемантическим методам и реконструирует смысловые параметры, которые лежат в основе восприятия объектов конкретным респондентом. Выявленные методом конструкты являются оценочным эталоном, сформированным и проверенным практикой, с помощью которого понимается и оценивается окружающая действительность2. В качестве элементов репертуарных решеток были использованы прототипные персонажи в сфере религии. Данные персонажи являются носителями религиозных ценностей, что обеспечивало валидность исследования. Нормативный контекст отражен в содержании инструкции. Она, в свою очередь, варьировалась в зависимости от социальных сфер, которые

1 Dubois N.A. Sociocognitive approach to social norms. NY.: Routledge, 2002. 211 p.

2 Тарарухина М.И., Ионцева М.В. Техника репертуарных решеток Дж. Келли // Социология: 4М. № 8. 1997. с.114-138

регулируются социальными нормами: сфера повседневной жизни, сфера самоотношения, сфера межличностных отношений. Для выявления конструктов, соответствующих религиозным нормам использовался метод триад. Согласно данному методу респондентам необходимо было выбрать из трех персонажей двух похожих друг на друга и одновременно отличающихся от третьего. Выбор делается на основании того, как представленные персонажи считают правильным вести себя с другими людьми (сфера межличностных отношений), относиться к себе (сфера самоотношения), вести себя в повседневной жизни (сфера повседневной жизни).

Основным методом сбора данных было индивидуальное полуструктурированное интервью. Перед заполнением репертуарной решетки респонденту были заданы вводные вопросы, позволяющие достичь оптимального уровня доверия и перейти к основному содержанию интервью1.

Пример заполненной репертуарной решетки представлен в таблице 1.

Таблица 1

Репертуарная решетка (респондент А.К., жен., 22 года)

1 Квале С. Исследовательское интервью / С. Квале. М. : Смысл, 2003. с. 301

Триады Выберите два элемента, Выберите два элемента, Выберите

которые, по Вашему которые, по Вашему два элемента,

мнению, похожи мнению, похожи которые,

и одновременно и одновременно по Вашему

отличаются от отличаются от третьего, мнению, похожи

третьего, если если говорить о и одновременно

говорить о том, как том, как названные отличаются от

названные персонажи персонажи считают третьего, если

считают правильным правильным вести себя в говорить о том,

относиться к другим повседневной жизни как названные

людям персонажи считают правильным относиться к себе, строить свою жизнь

Триады 1

1 Христос Относиться к Жить так, чтобы Не строить из

людям так, чтобы оставить след - жить для себя кумира -

Священник не навредить им - В отношениях себя, прагматично внушать свои взгляды другим

Атеист ориентироваться на ситуацию

2 Будда Не убей - защищай Молиться, думать о боге Видят ошибки

Грешник - жить здесь и сейчас других, принимают их

Примерный за свои, учатся на них - важно,

прихожанин что делаешь ты, а не другие

3 Магомет Христос Ориентироваться на себя в отношении к другим (на свое сердце) Нельзя забывать о своем предназначении, видеть себя с позиции Бога - Опирайся на собственные взгляды -

Священник - ориентироваться на Бога в отношении с другими (чтобы Бог простил) ориентируйся на свои потребности, живи здесь и сейчас следуй слову Божьему

4 Христос Ради людей можно Приводит к цели строгое Живи для

убить животное, следование законам - саморазвития -

Будда принести его в жертву совершив плохое можно живи для людей

Магомет - все имеют право жить, не нарушай миропорядок, гармонию достигнуть желаемого, жить свободно

Триады 2

5 Выберите из списка элементов, обязательно включив элемент «Я-сам» Живи для людей, народа - работай над собой, совершенствуйся Нужно жить так, чтобы угодить Богу - нужно жить так, чтобы угодить себе (чтобы самому было хорошо) Не делай себя центром мироздания -есть только я

6 Выберите из списка элементов, обязательно включив элемент «Я-сам» Видеть в человеке приземленное (человека) - важно видеть главное, душу Жить повседневной жизнь, думать о мирских делах - жить духовной жизнью, не думать о насущном Не думать о том, как ты выглядишь, какие у тебя привычки или полит. предпочтения - важно быть со всеми

7 Выберите из списка элементов, обязательно включив элемент «Я-сам» Прагматично относиться к людям -милосердно относиться к людям Жить внутренней жизнью - жить внешней жизнью Самостоятельно выстраивай свою жизнь - живи со смирением, без борьбы

Анализ и интерпретация результатов

В качестве метода анализа данных был использован сетевой тематический анализ. Сетевой тематический анализ развивает идею согласованности окончательных результатов, несмотря на разнообразие и противоречивость данных, относящихся к специфическому феномену или опыту. Применение данного вида анализа позволяет распознать в данных темы разного уровня обобщения и на этой основе распознать целостный смысл данных. Основной процедурой анализа является вычленение тем и нахождение способов наглядно проиллюстрировать разноуровневый характер получаемых результатов. Тексты ответов респондентов систематизируются на трех уровнях: базовые темы, организующие темы, генеральная тема. Разработка тематической сети осуществляется от базовых тем в направлении идентификации генеральной темы.

На каждом из этапов достигается все больший уровень абстракции и обобщения данных1.

В таблице 2 представлен сетевой тематический анализ некоторых выявленных видов религиозных норм.

Таблица 2

Примеры сетевого тематического анализа выявленных видов религиозных норм

Пример данных 1 Видеть ошибки других, принимать их за свои, учиться на них - важно, что делаешь ты, а не другие Нужно быть честным и открытым с другими - можно лукавить, врать, если это выгодно Нужно жить так, чтобы угодить Богу -нужно жить так, чтобы угодить себе (чтобы самому было хорошо) Ориентироваться на себя в отношении к другим (на свое сердце) -ориентироваться на Бога в отношении с другими (чтобы Бог простил)

Базовые темы 1 Тема психологических границ в межличностных отношениях Тема доверия в межличностных отношениях Тема подчинения авторитету

Организующие темы 1 Тема ответственности в сфере межличностных отношениях Тема ответственности в широком социальном контексте

Генеральные темы 1 Тема социальной ответственности

1 Чернов А.Ю. Качественный подход в психологическом исследовании: Монография. Волгоград: Из-во ВолГу, 2008. с. 240 - 241

Пример данных 2 Молиться, думать о Боге - жить здесь и сейчас Жить повседневной жизнью, думать о мирских делах -жить духовной жизнью, не думать о насущном Не думать о том, как ты выглядишь, какие у тебя привычки или политические предпочтения -важно быть со всеми

Базовые темы 2 Тема значимости экзистенциальной жизни Тема внутренней, духовной жизни в противопоставлении с повседневностью Тема социальной открытости и социальной общности

Организующие темы 2 Духовность, внутренняя жизнь Социальная идентичность

Генеральная тема 2 Тема социальной изолированности / открытости

В результате проведенного сетевого тематического анализа репертуарных решеток было выявлено 5 генеральных тем, соответствующих основным видам религиозных норм:

Тема социальной ответственности подразумевает восприятие и оценку степени ответственности в вопросах социального взаимодействия. Она складывается из признания собственных психологических границ. Здесь может проявляться низкая степень социальной ответственности, отсутствие субъектности, и подразумевается абсолютное признание и подчинение авторитету (например, «все в руках Бога»). Другой полюс конструкта может проявляться в чрезмерной ответственности как принятии на себя ответственности не только за свои поступки и действия, но и за поступки других людей (например, «видеть ошибки других, принимать их за свои, учиться на них» или «внушать свои взгляды другим»).

Тема социальной изолированности содержит в себе идею открытости в сфере социального взаимодействия.

Она подразумевает шкалу от высокой степени открытости в отношениях («важно быть со всеми», «жить здесь и сейчас») до погруженности в себя и полной изоляции («не нужно думать о насущном», «жить внутренней жизнью», «молиться, думать о Боге»). В первом случае речь идет о готовности к взаимодействию, сотрудничеству, общительности. Важное значение имеет установление социальной идентичности. Во втором случае речь идет о социальной изоляции, приоритете внутренней, духовной жизни над внешней.

Тема альтруизма означает жертвенную позицию по отношению к людям. Она складывается из темы терпимости, милосердия, любви к людям («нужно прощать», «нужно быть терпимым», «людям нужно служить», «жить ради людей», «нужно любить других людей» и пр.). Обратным полюсом конструкта является эгоистическая позиция, согласно которой в отношениях необходимо ориентироваться на собственные потребности, нужды, интересы («нужно жить, ориентируясь на свои потребности и интересы», «нужно прагматично относиться к людям», «любить нужно только близких» и пр.).

Тема свободы во многом созвучна теме социальной ответственности. Однако если в теме ответственности речь идет о социальном взаимодействии и признании своей субъектности в вопросах межличностных и социальных отношений, то тема свободы касается вопросов собственного бытия, повседневной жизни, экзистенции. Данная тема очерчивает границы от эгоцентрической позиции и полной свободы в самореализации и бытие до фундаментализма как абсолютного подчинения правилам и авторитету («строго соблюдать установленные свыше законы - ориентироваться на обстоятельства жизни», «нужно быть непоколебимым, строго стоять на свое вере - нужно быть свободным, открытым, искать»).

Таким образом, в результате проведенного анализа может сформулировать ряд важных выводов.

1. Названные темы отражают опыт взаимодействия с религиозными феноменами и явлениями, и трансформируется в религиозные нормы, которые являются универсальными для единой культуры и общества. Вместе с тем, содержательное наполнение указанных религиозных норм может существенно варьироваться в зависимости от уровня религиозности, конфессиональной принадлежности и других характеристик. Существенные разногласия в содержании религиозных норм могут являться основанием межконфессиональных конфликтов и дезадаптации в межконфессиональном пространстве.

2. Данные религиозные нормы оказывают регулирующее воздействие на социальное поведение в сфере межличностного взаимодействия, самоотношения, повседневной жизни. Функциональное значение указанных норм, степень нормативности/ненормативности может разниться в зависимости от различных социальных ситуаций, а также характеристик религиозности.

3. Названные темы содержат идею сакральности, что имеет важное функциональное значение религиозной нормы. Эта функция определяет строгую необходимость следовать нормам в различных социальных ситуациях, что также определяется уровнем религиозности.

4. Можно предположить условно дезадаптивное содержание религиозных норм. Так, например, высокая степень фундаментализма при чрезмерной ответственности и диффузии психологических границ (размытости границ ответственности за свои поступки и поступки других) может быть потенциально дезадаптивно и нести опасность психологически деструктивного поведения в различных социальных сферах.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.