Научная статья на тему 'Эмпирическое исследование портрета современного паломника'

Эмпирическое исследование портрета современного паломника Текст научной статьи по специальности «Психологические науки»

CC BY
280
47
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ПАЛОМНИК / МОТИВАЦИЯ / СМЫСЛОЖИЗНЕННЫЕ ОРИЕНТАЦИИ / РЕЛИГИОЗНО ЦЕННОСТНО-СМЫСЛОВЫЕ ОРИЕНТАЦИИ / ТИПЫ ПАЛОМНИКОВ / PILGRIM / MOTIVATION / MEANING-OF-LIFE ORIENTATION / RELIGIOUS VALUE AND MEANING-OF-LIFE ORIENTATIONS / TYPES OF PILGRIMS

Аннотация научной статьи по психологическим наукам, автор научной работы — Манойлова Марина Алексеевна, Секретарев Алексей Николаевич

В статье представлен анализ эмпирического исследования мотивации современного паломничества, смысложизненных ориентаций, диагностики религиозных ценностно-смысловых ориентаций и выявления типов паломников обладающих различными смысложизненными и ценностными ориентациями. Делается вывод, что православное паломничество представляет собой феномен универсального средства духовно-нравственного развития личности.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

AN EMPIRICAL STUDY OF MODERN PILIGRIM’S IMAGE

This article presents the analysis of an empirical study of contemporary pilgrimage motivation, meaning-of-life orientations, diagnostics of value and meaning-of-life orientations and identifying the types of pilgrims possessing different meaning-of-life and value orientations. It concludes that Orthodox pilgrimage represent the phenomena of universal way of spiritual and moral personality development.

Текст научной работы на тему «Эмпирическое исследование портрета современного паломника»

Серия «Социально-гуманитарные науки». 4/2016

УДК 2.23/28

М. А. Манойлова, А. Н. Секретарев

ЭМПИРИЧЕСКОЕ ИССЛЕДОВАНИЕ ПОРТРЕТА СОВРЕМЕННОГО ПАЛОМНИКА

В статье представлен анализ эмпирического исследования мотивации современного паломничества, смысложизненных ориентаций, диагностики религиозных ценностно-смысловых ориентаций и выявления типов паломников обладающих различными смысложизненными и ценностными ориентациями. Делается вывод, что православное паломничество представляет собой феномен универсального средства духовно-нравственного развития личности.

Ключевые слова: паломник, мотивация, смысложизненные ориентации, религиозно ценностно-смысловые ориентации, типы паломников.

Паломничество имеет большое значение для развития личности паломника и духовно-нравственной жизни общества в целом. Монастыри, святые места, в которые часто совершается паломничество, являлись и являются не только духовными, образовательными, но и культурными, и историческими центрами.

Православное паломничество — древняя и самая почитаемая христианами традиция. Она освящена стопами Самого Христа Спасителя, Который, по слову Евангелия, со Своей Пречистой Матерью и святым праведным Иосифом ходил «в Иерусалим на праздник Пасхи» (Лк. 2. 41).

В XXI веке паломничество востребовано и развивается, являясь неотъемлемой частью жизни Православной Церкви (Мф. 16, 18), является мощным фактором социокультурного и историко-культурологического развития российского общества.

Кто же такой современный паломник, почему он совершает паломничество и какой смысл вкладывает в паломничество современный человек? С целью выявления мотивации паломничества, смысложизненных ориентаций, диагностики религиозных ценностно-смысловых ориентаций и выявления типов паломников обладающих различными смысложизненными и ценностными ориентациями, в 2015 году проведено эмпирическое исследование, в котором приняло участие 60 респондентов. Диагностические методики: авторская анкета изучения мотивации паломничества; Метод религиозной ценностно-смысловой ориентации (модификация методики «ЦОЛ-8» Г. Е. Леевика); тест смысложизненных ориентаций (СЖО) (Д. А. Леонтьев).

Анализ результатов эмпирического исследования, по представленному блоку методик, позволил сделать портрет паломника.

Результаты диагностики мотивации паломничества.

В результате диагностики причин паломничества были получены следующие результаты: наиболее распространенной причиной является собственная система взглядов паломника (36 % опрошенных указали на данную причину). 24 % опрошенных указали на такие причины, как «поиск новых знаний» и «ценностные ориентации умственного или внутреннего психического порядка». 21 % паломников полагают, что осуществляют паломничество по причине утверждения в верованиях.

Реже в качестве причин паломничества указывались такие причины, как «социальные установки и склонности» (6 %), «поиск нравственных норм» (9 %) и «поиск для позитивного умонастроения» (9 %).

При этом 76 % паломников считают религию личным спасением, общением с Богом. Для 27 % опрошенных религия выступает в качестве веры предков и следованием моральным и нравственным нормам.

79 % паломников указали, что относят себя к православным, 15 % считают себя активно верующими. 15 % опрошенных утверждают, что тщательно соблюдают все религиозные каноны.

Что касается влияния паломничества на мировоззрение человека, то для 52 % опрошенных данное влияние характеризуется как позитивное миросозерцание. 45 % опрошенных указали, что паломничество влияет на них как этический потенциал христианской веры.

Смысл паломничества значительная часть опрошенных (48 %) видят в интересе к вопросам истории религии, 33 % рассматривают паломничество как познавательный и религиозный туризм. Для 30 % смысл паломничества заключается в получении удовольствия от веры и паломничества.

При этом для 60 % опрошенных ведущей ролью паломничества является духовно-просветительская, которая выражается в знакомстве с географией и историей посещаемых мест, с наследием святых, старцев, с особенностями проведения богослужения, общении с монахинями, апробировании монашеского образа жизни.

Для 40 % опрошенных также важна миссионерская роль паломничества, то есть углубление веры, поиск смысла жизни.

Также 60 % опрошенных указали, что паломничество дает возможность помолиться за родных и близких, обрести благодать. 40 % полагают, что паломничество позволяет выполнить богоугодную работу и обрести смысл жизни. 39 % опрошенных ценят паломничество за возможность исцелиться от душевных и физических недугов. Только 4 % опрошенных указали, что паломничество ценно для них, так как позволяет отмолить совершенные грехи.

Кроме того, большинство опрошенных (60 %) полагают, что паломничество — это один из духовных подвигов верующего человека. Для 39 % опрошенных важно, что паломничество позволяет прикладываться к мощам, совершать омовения в источниках.

Таким образом, можно выделить основные мотивационные тенденции, которые побуждают людей совершать паломничество:

— личное спасение, общение с Богом, утверждение в своей вере;

— поиск смысла жизни;

— познавательная мотивация (поиск новых знаний, туризм);

— мотивация исцеления.

Результаты диагностики смысложизненных ориентаций паломников

Результаты диагностики смысложизненных ориентаций у паломников показывают, что только 21 % из них имеют четкие жизненных цели в будущем, что придает их жизни осмысленность. 18 % опрошенных таких целей не имеют и живут сегодняшним или вчерашним днем.

Серия «Социально-гуманитарные науки». 4/2016 Высокий уровень ■ Средний уровень Низкий уровень

80%

90%--82%-г--73%

ш 70% = 60% 5 50% £ 40% £ 30% 21 Й 20% 10% 0% —™

Ь1% -64%- ь

* / / / /" Ж

* / У У

сГ

Показатель

Рис. 1. Выраженность смысложизненных ориентаций у паломников

Только 9 % паломников могут отметить, что считают процесс своей жизни интересным, эмоционально насыщенным. 21 % паломников оценивают пройденную часть своей жизни как продуктивную и осмысленную. 12 % — пройденным отрезком жизни неудовлетворены.

18 % опрошенных считают себя сильной личностью, обладающей достаточной свободой выбора, чтобы построить свою жизнь в соответствии со своими целями и задачами. 9 % — полагают, что не могут в достаточной мере контролировать и управлять своей жизнью. Они полагают, что на большую часть событий их жизни влияют обстоятельства или другие люди.

21 % паломников полагают, что в целом человеку дано контролировать свою жизнь, свободно принимать решения и воплощать их. 15 % — придерживаются противоположной точки зрения.

В целом диагностика осмысленности жизни позволила установить, что данный показатель находится на высоком уровне лишь у 21 % паломников. 12 % опрошенных демонстрируют низкий уровень осмысленности жизни.

Таким образом, анализ смысложизненных ориентаций паломников позволил выделить следующие их особенности:

— большинство паломников обладают средним уровнем осмысленности жизни, удовлетворенности жизнью и допущением своей свободы контролировать течение жизни;

— высокий уровень осмысленности жизни наблюдается у пятой части опрошенных.

Результаты диагностики религиозной ценностно-смысловой ориентации

Религиозные ценностно-смысловые ориентации показывают ценностные ориентации на какие жизненные цели преобладают у паломников и какие средства саморазвития они выделяют для достижения данных жизненных целей.

Рис. 2. Выраженность ценностных ориентаций — жизненных целей паломников

Наиболее выраженными ценностными ориентациями у паломников являются ориентации на материальные ценности (24 % опрошенных демонстрируют высокий уровень и 64 % — средний уровень). На втором месте находятся ценностные ориентации на познание (21 % — высокий уровень и 70 % — средний уровень).

Ценностные ориентации на общение важны для 18% опрошенных, ценностные ориентации на труд — для 15 % и ценностные ориентации на общественно-политическую деятельность — для 15 % паломников.

Большинство паломников полагают, что для того, чтобы достигнуть поставленных жизненных целей, необходимо развивать у себя деловые качества (24 % — высокий уровень и 58 % — средний уровень). 15 % опрошенных полагают, что необходимо развивать нравственные качества, 12 % — волевые качества и только 9 % паломников убеждены в необходимости развития моральных качеств для достижения поставленных жизненных целей.

Рис. 3. Выраженность ценностных ориентаций — средств достижения жизненных целей у паломников

Условные обозначения: НК — ценностные ориентации на развитие нравственных качеств; ДК — ценностные ориентации на развитие деловых качеств; ВК — ценностные ориентации на развитие волевых качеств; МК — ценностные ориентации на развитие моральных качеств

Серия «Социально-гуманитарные науки». 4/2016

Таким образом, диагностика религиозных ценностно-смысловых ориентаций позволила установить, что большая часть паломников ставит перед собой материальные жизненные цели и полагает, что для их достижения необходимо развивать деловые личностные качества.

Типы паломников по смысложизненным и ценностным ориентациям

Для определения типов паломников, обладающих различными смысложизнен-ными и ценностными ориентациями, был проведен кластерный анализ. В результате было выделено два типа паломников (таблица).

Таблица

Типы паломников по смысложизненным и ценностным ориентациям

Тип паломника

1 2

Ценностные ориентации на труд 0,57790 -0,54391

Ценностные ориентации на общение 0,69009 -0,64949

Ценностные ориентации на познание 0,43070 -0,40537

Ценностные ориентации на общественно-политическую деятельность 0,68901 -0,64848

Ценностные ориентации на материальные ценности 0,74210 -0,69845

Ценностные ориентации на развитие нравственных качеств 0,57999 -0,54587

Ценностные ориентации на развитие деловых качеств 0,58087 -0,54670

Ценностные ориентации на развитие волевых качеств 0,72545 -0,68278

Ценностные ориентации на развитие моральных качеств 0,67442 -0,63475

Цель 0,49877 -0,46943

Процесс 0,50802 -0,47813

Результат 0,59404 -0,55910

Локус контроля Я 0,55951 -0,52660

Локус контроля Жизнь 0,59033 -0,55560

Осмысленность жизни 0,63133 -0,59420

К первой группе относится 48 % паломников, ко второй группе — 52 %.

Тип 1. Паломники с достаточным уровнем осмысленности жизни. Данная группа характеризуется уровнем выше среднего всех смысложизненных ориентаций, а также наличием осознанных ценностных ориентаций. Такие паломники имеют четкие жизненные цели, ориентированные в будущее, полагают, что могут контролировать свою жизнь, и знают, что необходимо для достижения поставленных целей. Как видно, преобладающей характеристикой паломников 1 типа является ориентация на материальные ценности. Также выражены ценностные ориентации на развитие волевых качеств и на общение.

Тип 2. Паломники с недостаточным уровнем осмысленности жизни. Данная группа характеризуется уровнем ниже среднего выраженности смысложизненных ориентаций и отсутствием четких жизненных целей. Такие паломники, считают, что в жизни от них мало что зависит, и они не могут контролировать течение жизни. Они живут настоящим или прошлым, мало задумываясь о своем будущем. Как видно, паломники 2 типа не обладают выраженными ценностными ориентациями. Но, если рассматривать наиболее выраженные для них показатели, то среди них можно выделить ценностные ориентации на познание, а также наличие четких целей в жизни.

В результате анализа сравнения выделенных двух типов паломников по мотивации паломничества с помощью применения таблиц сопряженности, получили следующие результаты:

1. Паломники с достаточным уровнем осмысленности жизни в отличие от второй группы паломников чаще считают причиной паломничества получение новых знаний (X2 = 6,436 при р = 0,011). На данную причину указали 44 % представителей первого типа паломников и только 6 % — второго типа.

2. Паломники с достаточным уровнем осмысленности жизни в отличие от второй группы паломников чаще относят себя к православным (X2 = 4,160 при р = 0,041). На данную религиозную принадлежность указали 94 % представителей первого типа паломников и только 64 % — второго типа.

3. Паломники с достаточным уровнем осмысленности жизни в отличие от второй группы паломников чаще указывали на то, что смыслом паломничества является познавательный и религиозный туризм (X2 = 3,882 при р = 0,049). На данный смысл паломничества указали 50 % представителей первого типа паломников и только 18 % — второго типа.

4. Паломники с достаточным уровнем осмысленности жизни в отличие от второй группы паломников чаще указывали на то, что паломничество позволяет выполнить богоугодную работу (X2 = 5,705 при р = 0,017). На данную возможность указали 50 % представителей первого типа паломников и только 12 % — второго типа.

5. Паломники с достаточным уровнем осмысленности жизни в отличие от второй группы паломников чаще указывали на то, что паломничество позволяет проявить преданность вере (X2 = 6,261 при р = 0,012). На данную возможность указали 31 % представителей первого типа паломников, тогда как из представителей второго типа на данную возможность не указал никто.

Таким образом, сравнительный анализ показал, что паломники с более высоким уровнем осмысленности жизни более четко осознают себя православными и выше ценят роль веры и богоугодных дел в их жизни.

На основании проведенного эмпирического исследования можно описать психологический портрет современного паломника:

1. Основными мотивами паломничества являются:

- личное спасение, общение с Богом, утверждение в своей вере;

- поиск смысла жизни;

- познавательная мотивация (поиск новых знаний);

- мотивация исцеления.

2. Большинство паломников обладают средним уровнем осмысленности жизни, удовлетворенности жизнью и допущением своей свободы контролировать течение жизни; высокий уровень осмысленности жизни наблюдается у пятой части опрошенных.

3. Большая часть паломников ставит перед собой материальные жизненные цели и полагает, что для их достижения необходимо развивать деловые личностные качества.

4. Выделяются два типа паломников по уровню осмысленности жизни. Тип 1: паломники с достаточным уровнем осмысленности жизни. Тип 2: паломники с недостаточным уровнем осмысленности жизни. При этом паломники с более высоким уровнем осмысленности жизни более четко осознают себя православными и выше

Серия «Социально-гуманитарные науки». 4/2016

ценят роль веры и богоугодных дел в их жизни.

Анализ эмпирического исследования подтвердил востребованность паломничества современниками, включенность духовно-религиозных ценностей в их смысло-жизненные ориентации.

Православное паломничество представляет собой феномен универсального средства духовно-нравственного развития личности. В современности нужно разрабатывать образовательные программы по духовно-нравственному воспитанию, где средством будет являться паломничество. Для этого необходимо организовывать паломнические Центры, службы, разрабатывать интересные паломнические маршруты.

Об авторах

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

Манойлова Марина Алексеевна — доктор психологических наук, заведующая кафедрой теологии, Псковский государственный университет, Россия.

E-mail: marinaman@list. ru

Секретарей Алексей Николаевич, Архимандрит Тихон (Секретарев) — кан -

дидат богословия, доцент кафедры теологии, Псковский государственный университет, Россия; наместник Свято-Успенского Псково-печерского монастыря, Россия.

E-mail: marinaman@list. ru

M. A. Manoylova, A. N. Secretariev AN EMPIRICAL STUDY OF MODERN PILIGRIM'S IMAGE

This article presents the analysis of an empirical study of contemporary pilgrimage motivation, meaning-of-life orientations, diagnostics of value and meaning-of-life orientations and identifying the types of pilgrims possessing different meaning-of-life and value orientations. It concludes that Orthodox pilgrimage represent the phenomena of universal way of spiritual and moral personality development.

Key words: Pilgrim, motivation, meaning-of-life orientation, religious value and meaning-of-life orientations, types of pilgrims.

About the Authors

Marina Manoylova — Doctor of Psychological Sciences, Head of Theology Department, Pskov State University, Russia.

E-mail: marinaman@list. ru

Aleksei Sekretariev, Archimandrite Tikhon (Secretariev) — Candidate of Theology, Associate Professor at Theology Department, Pskov State University, Russia; Vicar of Svyato-Uspensky Pskov-Pechery Monastery.

E-mail: marinaman@list. ru

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.