Серия «Социально-гуманитарные науки». 4/2016
УДК 2.23/28
М. А. Манойлова, А. Н. Секретарев
ЭМПИРИЧЕСКОЕ ИССЛЕДОВАНИЕ ПОРТРЕТА СОВРЕМЕННОГО ПАЛОМНИКА
В статье представлен анализ эмпирического исследования мотивации современного паломничества, смысложизненных ориентаций, диагностики религиозных ценностно-смысловых ориентаций и выявления типов паломников обладающих различными смысложизненными и ценностными ориентациями. Делается вывод, что православное паломничество представляет собой феномен универсального средства духовно-нравственного развития личности.
Ключевые слова: паломник, мотивация, смысложизненные ориентации, религиозно ценностно-смысловые ориентации, типы паломников.
Паломничество имеет большое значение для развития личности паломника и духовно-нравственной жизни общества в целом. Монастыри, святые места, в которые часто совершается паломничество, являлись и являются не только духовными, образовательными, но и культурными, и историческими центрами.
Православное паломничество — древняя и самая почитаемая христианами традиция. Она освящена стопами Самого Христа Спасителя, Который, по слову Евангелия, со Своей Пречистой Матерью и святым праведным Иосифом ходил «в Иерусалим на праздник Пасхи» (Лк. 2. 41).
В XXI веке паломничество востребовано и развивается, являясь неотъемлемой частью жизни Православной Церкви (Мф. 16, 18), является мощным фактором социокультурного и историко-культурологического развития российского общества.
Кто же такой современный паломник, почему он совершает паломничество и какой смысл вкладывает в паломничество современный человек? С целью выявления мотивации паломничества, смысложизненных ориентаций, диагностики религиозных ценностно-смысловых ориентаций и выявления типов паломников обладающих различными смысложизненными и ценностными ориентациями, в 2015 году проведено эмпирическое исследование, в котором приняло участие 60 респондентов. Диагностические методики: авторская анкета изучения мотивации паломничества; Метод религиозной ценностно-смысловой ориентации (модификация методики «ЦОЛ-8» Г. Е. Леевика); тест смысложизненных ориентаций (СЖО) (Д. А. Леонтьев).
Анализ результатов эмпирического исследования, по представленному блоку методик, позволил сделать портрет паломника.
Результаты диагностики мотивации паломничества.
В результате диагностики причин паломничества были получены следующие результаты: наиболее распространенной причиной является собственная система взглядов паломника (36 % опрошенных указали на данную причину). 24 % опрошенных указали на такие причины, как «поиск новых знаний» и «ценностные ориентации умственного или внутреннего психического порядка». 21 % паломников полагают, что осуществляют паломничество по причине утверждения в верованиях.
Реже в качестве причин паломничества указывались такие причины, как «социальные установки и склонности» (6 %), «поиск нравственных норм» (9 %) и «поиск для позитивного умонастроения» (9 %).
При этом 76 % паломников считают религию личным спасением, общением с Богом. Для 27 % опрошенных религия выступает в качестве веры предков и следованием моральным и нравственным нормам.
79 % паломников указали, что относят себя к православным, 15 % считают себя активно верующими. 15 % опрошенных утверждают, что тщательно соблюдают все религиозные каноны.
Что касается влияния паломничества на мировоззрение человека, то для 52 % опрошенных данное влияние характеризуется как позитивное миросозерцание. 45 % опрошенных указали, что паломничество влияет на них как этический потенциал христианской веры.
Смысл паломничества значительная часть опрошенных (48 %) видят в интересе к вопросам истории религии, 33 % рассматривают паломничество как познавательный и религиозный туризм. Для 30 % смысл паломничества заключается в получении удовольствия от веры и паломничества.
При этом для 60 % опрошенных ведущей ролью паломничества является духовно-просветительская, которая выражается в знакомстве с географией и историей посещаемых мест, с наследием святых, старцев, с особенностями проведения богослужения, общении с монахинями, апробировании монашеского образа жизни.
Для 40 % опрошенных также важна миссионерская роль паломничества, то есть углубление веры, поиск смысла жизни.
Также 60 % опрошенных указали, что паломничество дает возможность помолиться за родных и близких, обрести благодать. 40 % полагают, что паломничество позволяет выполнить богоугодную работу и обрести смысл жизни. 39 % опрошенных ценят паломничество за возможность исцелиться от душевных и физических недугов. Только 4 % опрошенных указали, что паломничество ценно для них, так как позволяет отмолить совершенные грехи.
Кроме того, большинство опрошенных (60 %) полагают, что паломничество — это один из духовных подвигов верующего человека. Для 39 % опрошенных важно, что паломничество позволяет прикладываться к мощам, совершать омовения в источниках.
Таким образом, можно выделить основные мотивационные тенденции, которые побуждают людей совершать паломничество:
— личное спасение, общение с Богом, утверждение в своей вере;
— поиск смысла жизни;
— познавательная мотивация (поиск новых знаний, туризм);
— мотивация исцеления.
Результаты диагностики смысложизненных ориентаций паломников
Результаты диагностики смысложизненных ориентаций у паломников показывают, что только 21 % из них имеют четкие жизненных цели в будущем, что придает их жизни осмысленность. 18 % опрошенных таких целей не имеют и живут сегодняшним или вчерашним днем.
Серия «Социально-гуманитарные науки». 4/2016 Высокий уровень ■ Средний уровень Низкий уровень
80%
90%--82%-г--73%
ш 70% = 60% 5 50% £ 40% £ 30% 21 Й 20% 10% 0% —™
Ь1% -64%- ь
* / / / /" Ж
* / У У
сГ
Показатель
Рис. 1. Выраженность смысложизненных ориентаций у паломников
Только 9 % паломников могут отметить, что считают процесс своей жизни интересным, эмоционально насыщенным. 21 % паломников оценивают пройденную часть своей жизни как продуктивную и осмысленную. 12 % — пройденным отрезком жизни неудовлетворены.
18 % опрошенных считают себя сильной личностью, обладающей достаточной свободой выбора, чтобы построить свою жизнь в соответствии со своими целями и задачами. 9 % — полагают, что не могут в достаточной мере контролировать и управлять своей жизнью. Они полагают, что на большую часть событий их жизни влияют обстоятельства или другие люди.
21 % паломников полагают, что в целом человеку дано контролировать свою жизнь, свободно принимать решения и воплощать их. 15 % — придерживаются противоположной точки зрения.
В целом диагностика осмысленности жизни позволила установить, что данный показатель находится на высоком уровне лишь у 21 % паломников. 12 % опрошенных демонстрируют низкий уровень осмысленности жизни.
Таким образом, анализ смысложизненных ориентаций паломников позволил выделить следующие их особенности:
— большинство паломников обладают средним уровнем осмысленности жизни, удовлетворенности жизнью и допущением своей свободы контролировать течение жизни;
— высокий уровень осмысленности жизни наблюдается у пятой части опрошенных.
Результаты диагностики религиозной ценностно-смысловой ориентации
Религиозные ценностно-смысловые ориентации показывают ценностные ориентации на какие жизненные цели преобладают у паломников и какие средства саморазвития они выделяют для достижения данных жизненных целей.
Рис. 2. Выраженность ценностных ориентаций — жизненных целей паломников
Наиболее выраженными ценностными ориентациями у паломников являются ориентации на материальные ценности (24 % опрошенных демонстрируют высокий уровень и 64 % — средний уровень). На втором месте находятся ценностные ориентации на познание (21 % — высокий уровень и 70 % — средний уровень).
Ценностные ориентации на общение важны для 18% опрошенных, ценностные ориентации на труд — для 15 % и ценностные ориентации на общественно-политическую деятельность — для 15 % паломников.
Большинство паломников полагают, что для того, чтобы достигнуть поставленных жизненных целей, необходимо развивать у себя деловые качества (24 % — высокий уровень и 58 % — средний уровень). 15 % опрошенных полагают, что необходимо развивать нравственные качества, 12 % — волевые качества и только 9 % паломников убеждены в необходимости развития моральных качеств для достижения поставленных жизненных целей.
Рис. 3. Выраженность ценностных ориентаций — средств достижения жизненных целей у паломников
Условные обозначения: НК — ценностные ориентации на развитие нравственных качеств; ДК — ценностные ориентации на развитие деловых качеств; ВК — ценностные ориентации на развитие волевых качеств; МК — ценностные ориентации на развитие моральных качеств
Серия «Социально-гуманитарные науки». 4/2016
Таким образом, диагностика религиозных ценностно-смысловых ориентаций позволила установить, что большая часть паломников ставит перед собой материальные жизненные цели и полагает, что для их достижения необходимо развивать деловые личностные качества.
Типы паломников по смысложизненным и ценностным ориентациям
Для определения типов паломников, обладающих различными смысложизнен-ными и ценностными ориентациями, был проведен кластерный анализ. В результате было выделено два типа паломников (таблица).
Таблица
Типы паломников по смысложизненным и ценностным ориентациям
Тип паломника
1 2
Ценностные ориентации на труд 0,57790 -0,54391
Ценностные ориентации на общение 0,69009 -0,64949
Ценностные ориентации на познание 0,43070 -0,40537
Ценностные ориентации на общественно-политическую деятельность 0,68901 -0,64848
Ценностные ориентации на материальные ценности 0,74210 -0,69845
Ценностные ориентации на развитие нравственных качеств 0,57999 -0,54587
Ценностные ориентации на развитие деловых качеств 0,58087 -0,54670
Ценностные ориентации на развитие волевых качеств 0,72545 -0,68278
Ценностные ориентации на развитие моральных качеств 0,67442 -0,63475
Цель 0,49877 -0,46943
Процесс 0,50802 -0,47813
Результат 0,59404 -0,55910
Локус контроля Я 0,55951 -0,52660
Локус контроля Жизнь 0,59033 -0,55560
Осмысленность жизни 0,63133 -0,59420
К первой группе относится 48 % паломников, ко второй группе — 52 %.
Тип 1. Паломники с достаточным уровнем осмысленности жизни. Данная группа характеризуется уровнем выше среднего всех смысложизненных ориентаций, а также наличием осознанных ценностных ориентаций. Такие паломники имеют четкие жизненные цели, ориентированные в будущее, полагают, что могут контролировать свою жизнь, и знают, что необходимо для достижения поставленных целей. Как видно, преобладающей характеристикой паломников 1 типа является ориентация на материальные ценности. Также выражены ценностные ориентации на развитие волевых качеств и на общение.
Тип 2. Паломники с недостаточным уровнем осмысленности жизни. Данная группа характеризуется уровнем ниже среднего выраженности смысложизненных ориентаций и отсутствием четких жизненных целей. Такие паломники, считают, что в жизни от них мало что зависит, и они не могут контролировать течение жизни. Они живут настоящим или прошлым, мало задумываясь о своем будущем. Как видно, паломники 2 типа не обладают выраженными ценностными ориентациями. Но, если рассматривать наиболее выраженные для них показатели, то среди них можно выделить ценностные ориентации на познание, а также наличие четких целей в жизни.
В результате анализа сравнения выделенных двух типов паломников по мотивации паломничества с помощью применения таблиц сопряженности, получили следующие результаты:
1. Паломники с достаточным уровнем осмысленности жизни в отличие от второй группы паломников чаще считают причиной паломничества получение новых знаний (X2 = 6,436 при р = 0,011). На данную причину указали 44 % представителей первого типа паломников и только 6 % — второго типа.
2. Паломники с достаточным уровнем осмысленности жизни в отличие от второй группы паломников чаще относят себя к православным (X2 = 4,160 при р = 0,041). На данную религиозную принадлежность указали 94 % представителей первого типа паломников и только 64 % — второго типа.
3. Паломники с достаточным уровнем осмысленности жизни в отличие от второй группы паломников чаще указывали на то, что смыслом паломничества является познавательный и религиозный туризм (X2 = 3,882 при р = 0,049). На данный смысл паломничества указали 50 % представителей первого типа паломников и только 18 % — второго типа.
4. Паломники с достаточным уровнем осмысленности жизни в отличие от второй группы паломников чаще указывали на то, что паломничество позволяет выполнить богоугодную работу (X2 = 5,705 при р = 0,017). На данную возможность указали 50 % представителей первого типа паломников и только 12 % — второго типа.
5. Паломники с достаточным уровнем осмысленности жизни в отличие от второй группы паломников чаще указывали на то, что паломничество позволяет проявить преданность вере (X2 = 6,261 при р = 0,012). На данную возможность указали 31 % представителей первого типа паломников, тогда как из представителей второго типа на данную возможность не указал никто.
Таким образом, сравнительный анализ показал, что паломники с более высоким уровнем осмысленности жизни более четко осознают себя православными и выше ценят роль веры и богоугодных дел в их жизни.
На основании проведенного эмпирического исследования можно описать психологический портрет современного паломника:
1. Основными мотивами паломничества являются:
- личное спасение, общение с Богом, утверждение в своей вере;
- поиск смысла жизни;
- познавательная мотивация (поиск новых знаний);
- мотивация исцеления.
2. Большинство паломников обладают средним уровнем осмысленности жизни, удовлетворенности жизнью и допущением своей свободы контролировать течение жизни; высокий уровень осмысленности жизни наблюдается у пятой части опрошенных.
3. Большая часть паломников ставит перед собой материальные жизненные цели и полагает, что для их достижения необходимо развивать деловые личностные качества.
4. Выделяются два типа паломников по уровню осмысленности жизни. Тип 1: паломники с достаточным уровнем осмысленности жизни. Тип 2: паломники с недостаточным уровнем осмысленности жизни. При этом паломники с более высоким уровнем осмысленности жизни более четко осознают себя православными и выше
Серия «Социально-гуманитарные науки». 4/2016
ценят роль веры и богоугодных дел в их жизни.
Анализ эмпирического исследования подтвердил востребованность паломничества современниками, включенность духовно-религиозных ценностей в их смысло-жизненные ориентации.
Православное паломничество представляет собой феномен универсального средства духовно-нравственного развития личности. В современности нужно разрабатывать образовательные программы по духовно-нравственному воспитанию, где средством будет являться паломничество. Для этого необходимо организовывать паломнические Центры, службы, разрабатывать интересные паломнические маршруты.
Об авторах
Манойлова Марина Алексеевна — доктор психологических наук, заведующая кафедрой теологии, Псковский государственный университет, Россия.
E-mail: marinaman@list. ru
Секретарей Алексей Николаевич, Архимандрит Тихон (Секретарев) — кан -
дидат богословия, доцент кафедры теологии, Псковский государственный университет, Россия; наместник Свято-Успенского Псково-печерского монастыря, Россия.
E-mail: marinaman@list. ru
M. A. Manoylova, A. N. Secretariev AN EMPIRICAL STUDY OF MODERN PILIGRIM'S IMAGE
This article presents the analysis of an empirical study of contemporary pilgrimage motivation, meaning-of-life orientations, diagnostics of value and meaning-of-life orientations and identifying the types of pilgrims possessing different meaning-of-life and value orientations. It concludes that Orthodox pilgrimage represent the phenomena of universal way of spiritual and moral personality development.
Key words: Pilgrim, motivation, meaning-of-life orientation, religious value and meaning-of-life orientations, types of pilgrims.
About the Authors
Marina Manoylova — Doctor of Psychological Sciences, Head of Theology Department, Pskov State University, Russia.
E-mail: marinaman@list. ru
Aleksei Sekretariev, Archimandrite Tikhon (Secretariev) — Candidate of Theology, Associate Professor at Theology Department, Pskov State University, Russia; Vicar of Svyato-Uspensky Pskov-Pechery Monastery.
E-mail: marinaman@list. ru