ПОЛИТИЧЕСКАЯ ПСИХОЛОГИЯ
УДК 37.015.31
ББК 88.6
ЭМПИРИЧЕСКОЕ ИССЛЕДОВАНИЕ АДАПТАЦИИ СТУДЕНТОВ К
ОБУЧЕНИЮ В ВУЗЕ
Батуева С.В.
Кандидат педагогических наук, доцент кафедры психологии ФГБОУ ВО «Южно-Уральский государственный
медицинский университет » Минздрава России, г. Челябинск, Россия,
Ледовских А.С. студент факультета клинической психологии и социальной работы ФГБОУ ВО «Южно-Уральский государственный
медицинский университет» Минздрава России, г. Челябинск, Россия,
Ледовских А.С.
студент факультета клинической психологии и социальной работы ФГБОУ ВО «Южно-Уральский государственный
медицинский университет» Минздрава России, г. Челябинск, Россия,
АННОТАЦИЯ
Статья посвящена изучению проблемы адаптации студенов медицинского вуза факультета клинической психологии. Авторами уточнено содержание понятия «адаптация». Определены критерии адаптации студентов. Рассмотрены стадии адаптации. Проведено эмпирическое исследование уровней адаптации студентов. В статье представлены результаты исследования.
ABSTRACT
The article is devoted to the study of the problem of adaptation of the students of the medical university of the faculty of clinical psychology The authors clarified the content of the concept of "adaptation". Criteria for student adaptation are defined. Considered the stage of adaptation. An empirical study of the levels of adaptation of students. The article presents the results of the study.
Ключевые слова: адаптация, стадии адаптации, адаптированность.
Key words: adaptation, stages of adaptation, adaptation.
Актуальность исследования адаптации студентов к учебно-профессиональной деятельности обусловлена тем, что в период обучения в университете закладываются основы профессиональных компетенций, формируются потребность и подготовленность к непрерывному самообразованию в изменяющихся условиях. Информационная насыщенность учебного процесса, больший процент аудиторных занятий, наличие особых форм организации учебной деятельности - все это повышает тревожность у первокурсников и существенно влияет на процесс адаптации. Для многих высокие требования учебного процесса нередко приобретают характер травмирующих факторов.
Попадая в новую социальную среду, студент сталкивается с различными противоречиями в межличностном взаимодействии. Напряжение в эмоционально-волевой сфере личности проявляется в повышенной агрессии, тревожности, фрустрации. Нормальное и психоэмоциональное состояние студента на прямую зависит от успешной адаптации к условиям новой среды.
В словаре В. Г. Крысько термин адаптация имеет следующее значение - это результат взаимодействия живых организмов и окружающей среды, который приводит к оптимальному их приспособлению к жизни и деятель-ности.[4]
Согласно Ф.Б. Березину, психическую адаптацию можно определить как процесс установления оптимального соответствия личности и окружающей среды в ходе осуществления свойственной человеку деятельности, который позволяет индивидууму удовлетворять актуальные потребности и реализовывать связанные с ними значимые цели (при сохранении психического и физического здоровья), обеспечивая в то же время соответствие психической деятельности человека и его поведения требованиям среды. [1, 270с.]
Е. В. Осипчукова выделяет в адаптации личности студента-первокурсника и соответственно учебной группы, в которую он входит, к новой для него социокультурной среде вуза следующие стадии:
1) начальная стадия, когда индивид или группа осознают, как они должны вести себя в новой для них социальной среде, но еще не готовы признать и принять систему ценностей новой среды вуза и стремятся придерживаться прежней системы ценностей;
2) стадия терпимости, когда индивид, группа и новая среда проявляют взаимную терпимость к системам ценностей и образцам поведения друг друга;
3) аккомодация, т.е. признание и принятие индивидом основных элементов системы ценностей новой среды при одновременном признании некоторых ценностей индивида, группы новой социокультурной средой;
4) ассимиляция, т.е. полное совпадение систем ценностей индивида, группы и среды [3, 400 с.]
У молодых людей, поступивших в ВУЗ, адаптивные возможности развиты слабо, попав в новую социальную среду, они испытывают как психологические, так и физические трудности. Выявление трудностей у студентов, во время периода адаптации и определение путей их преодоления позволит повысить академическую активность, успеваемость и соответственно качество знаний.
В работе было проведено исследование адаптации студентов к обучению в вузе по методикам К. Роджерса и Р. Даймонда «Шкала социально-психологической адаптированности», Спилбергера - Ханина «Определение уровня тревожности».[4]
Экспериментальная база исследования: студенты 4 курса ЮуГМУ группы 483 в количестве 15 человек.
В ходе эмпирического исследования нами были использованы следующие методики: опросник К.Роджерса и Р.Даймонда «Шкала социально -психологической адаптированности», тест Ч.Д. Спилбергера - Ханина «Определение уровня тревожности», методика «Диагностика самооценки личности у студентов».
Исходя из полученных результатов по опроснику К.Роджерса и Р.Дай-монда «Шкала социально - психологической адаптированности», можно сделать вывод, что существуют различия показателей социально-психологической адаптации студентов: 100,00%
80,00%
60,00%%
40,00%
20,00%
0,00%
Низкий ур-нь
Нормальный ур-нь
Высокий ур-нь
Адаптивность Лживость+
Дезадаптивность I Приятие себя
¡Лживость-
Неприятие себя
Приятие других ■ Неприятие других
Эмоциональный дискомфорт ■ Внутренний контроль
Доминирование
Ведомость
Эмоциональный комфорт Внешний контроль Эскапизм (уход от проблем)
Рисунок 1.
Анализ результатов, представленных на рисунке 1, показал, что в группе преобладает высокий уровень адаптированности студентов 73% студентов (п=11 человек) и уровень адаптированности в студентов, которые находятся в норме 27% (п=4 человек). Низких показателей адаптированности нет. Высоких показателей дезадаптированности нет. Преобладают низкие показатели дезадаптированности 73% (п=8 человек) и показатели в зоне неопределенности 27% (п=7 человек), что можно считать нормой.
Таким образом, на основании результатов исследования можно сделать вывод о том, что в группе испытуемых преобладает средний и повышенный уровень адаптированности к обучению в университете. Это свидетельствует о том, что студенты чувствуют себя в группе комфортно, легко находят общий язык с однокурсниками, следуют принятым в группе нормам и правилам, студенты легко осваивают учебные предметы, успешно и в срок выполняют учебные задания
Исходя из полученных результатов по методике Спилбергера - Ханина «Определение тревожности», мы можем отметить, что уровни тревожности у студентов - юношей и девушек различны:
Ситуативная тревожность
100%
0%
27%
I Ситуативная тревожность
Низкий Средний Высокий уровень уровень уровень
Рис 2. Результаты исследования уровня ситуативной тревожности тест Спилбергера-Ханина «Определение тревожности»
Анализ результатов, представленных на рисунке 2, показал, что в группе преобладает средний уровень ситуативной тревожности у студентов, который составил 40% (п=6 человек), низкий уровень ситуативной тревожности у студентов составил 33% (п=5 человек), высокий уровень ситуативной тревожности у студентов составил 27% (п=4 человека).
Личностная тревожность
100% 80% 60% 40% 20% 0%
53% 46%
0% 1 1
Личностная тревожность
Низкий уровень Средний уровень Высокий уровень
Рисунок 3. Результаты исследования уровня личностной тревожности тест Спилбергера-Ханина «Определение тревожности»
Анализ результатов, представленных на рисунке 3, показал, что в группе преобладает средний уровень личностной тревожности, который составил 53% (п=8 человек), высокий уровень личностной тревожности составил 46 % (п=7 человек). Студенов с низким уровнем личностной тревожности нет.
Таким образом, студентам с высоким уровнем тревожности намного сложнее приспособиться к окружающей их новой среде. Также студентам с высоким показателем уровня тревожности могут быть не удовлетворены собой, не уверены в себе, склонны к стрессовым состояниям или могут просто замкнуться. Несомненно, все это неблагополучно влияет на их адаптацию в высшем учебном заведении.
Исходя из полученных результатов методики «Диагностика самооценки личности у студентов», можно сделать вывод, что существуют различия показателей социально-психологической адаптации студентов:
80%
60%
40%
■ Уровень самооценки
20%
0%
0%
Низкий Средний Высокий уровень уровень уровень
Рисунок 4. Результаты исследования уровня личностной тревожности методика Д.Я. Райгородского «Диагностика самооценки личности у
студентов»
Анализ результатов, представленных на рисунке 4, показал, что в группе преобладает низкий уровень самооценки у студентов составил 73% (п=11 человек), средний уровень самооценки составил 26% (п=4 человека). Студентов с высоким уровнем самооценки нет.
Таким образом, период адаптации студентов к обучению в университете является очень важным для его развития как личности. Адаптация молодежи к студенческой жизни - сложный и многогранный процесс, требующий вовлечения социальных и биологических резервов еще не до конца сформировавшегося организма.
Одной из значительных трудностей, с которыми сталкиваются абитуриенты в стенах университета - это необходимость адаптации к новым условиям жизнедеятельности, которые предполагают необходимость самостоятельной организации своей жизни, планирование, повышение личной ответственности, снижение внешнего контроля жизнедеятельности вчерашних школьников. Помимо этого, адаптация требуется к новым видам и формам деятельности.
Список литературы:
1. Березин Ф.Б. Психическая и психофизиологическая адаптация человека. - П.:Книголюб, 2012. - 270с.
2. Глуханюк Н.С. Практикум по психодиагностике. Учеб. пособие. - 2-е изд., перераб. и доп. - М.; Воронеж : Изд-во Моск. психол.-соц. ин-та : НПО МОДЭК, 2005 (ФГУП ИПФ Воронеж).
3. Извольская А.А. Возрастные особенности развития личности студента как фактор адаптации к процессу обучения в вузе // Молодой ученый. - 2010. - № 6. - 400с.
4. Крысько В. Словарь-справочник по социальной психологии. СПб.: Питер, 2003.
5. Райгородский Д.Я. Энциклопедия психодиагностики. Психодиагностика детей. Самара: Издательский Дом «Бахрах-М», 2014.
Bibliography:
1. Berezin FB Mental and psychophysiological human adaptation. - P.: Kni-golyub, 2012. - 270s.
2. Glukhanyuk N.S. Workshop on psychodiagnostics. Training allowance. -2nd ed., Pererab. and add. - M .; Voronezh: Mosk. psikhol.-soc. Inst.: NPO MODEK, 2005 (FGUP ITP Voronezh).
3. Izvolskaya A.A. Age features of the development of the personality of the student as a factor of adaptation to the learning process at the university // Young scientist. - 2010. - № 6. - 400с.
4. Krysko V. Dictionary-reference book on social psychology. SPb .: Peter, 2003.
5. Raygorodsky D.Ya. Encyclopedia of psychodiagnostics. Psychodiagnostics of children. Samara: Publishing House "Bakhrakh-M", 2014.