Научная статья на тему 'Эмпирический анализ прогнозных свойств непрерывной формы метода максимальной согласованности'

Эмпирический анализ прогнозных свойств непрерывной формы метода максимальной согласованности Текст научной статьи по специальности «Математика»

CC BY
3
1
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Область наук
Ключевые слова
метод наименьших квадратов / непрерывная форма метода максимальной согласованности / моделирование / пассажирооборот / воздушный транспорт / критерии адекватности

Аннотация научной статьи по математике, автор научной работы — С И. Носков, Ю А. Бычков

В статье проводится исследование возможности применения непрерывной формы метода максимальной согласованности при построении регрессионных моделей для расчета прогнозных значений показателя пассажирооборота воздушного транспорта Российской Федерации. Исследуемый метод сравнивается с классическими методами регрессионного анализа наименьших квадратов и модулей. Для оценки прогностических свойств методов применяется средняя относительная ошибка прогноза и непрерывная форма критерия согласованности поведения между вычисленными и фактическими значениями зависимой переменной. В результате проведенного анализа сделан вывод о возможности применения исследуемого метода для решения прогнозных задач.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по математике , автор научной работы — С И. Носков, Ю А. Бычков

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему «Эмпирический анализ прогнозных свойств непрерывной формы метода максимальной согласованности»

Эмпирический анализ прогнозных свойств непрерывной формы метода

максимальной согласованности

С.И. Носков, Ю.А. Бычков Иркутский государственный университет путей сообщения

Аннотация: В статье проводится исследование возможности применения непрерывной формы метода максимальной согласованности при построении регрессионных моделей для расчета прогнозных значений показателя пассажирооборота воздушного транспорта Российской Федерации. Исследуемый метод сравнивается с классическими методами регрессионного анализа - наименьших квадратов и модулей. Для оценки прогностических свойств методов применяется средняя относительная ошибка прогноза и непрерывная форма критерия согласованности поведения между вычисленными и фактическими значениями зависимой переменной. В результате проведенного анализа сделан вывод о возможности применения исследуемого метода для решения прогнозных задач. Ключевые слова: метод наименьших квадратов, непрерывная форма метода максимальной согласованности, моделирование, пассажирооборот, воздушный транспорт, критерии адекватности.

Математическое моделирование — один из наиболее широко используемых методов для выявления и анализа взаимосвязей между факторами в сложных системах. Исследователи активно применяют его, в том числе, и в авиационной отрасли. Так, в работе [1] производится моделирование и прогнозирование стоимости международных авиаперевозок в условиях пандемии. Для создания моделей используются рекуррентные нейронные сети. В статье [2] строится модель перспективного развития пассажирской маршрутной сети между регионами России и крупными города Центрально-Азиатского региона.

Интерес вызывает работа [3]. В ней выявлены, описаны и проанализированы факторы, влияющие на развитие рынка пассажирских перевозок Республики Татарстан. В соответствии с результатами анализа показана целесообразность дальнейшего развития аэротрополиса с центром в Казани. В работах [4, 5] аэропорт рассматривается, как сложная техническая система с множеством проблемных узлов (участков). В результате анализа таких узлов и применения агентного моделирования, реализованного на базе

среды «AnyLogic», строятся высокоточные модели работы пассажирских аэропортов.

В [6] решается задача оптимизации применения пассажирских воздушных судов местного назначения. Для качественного решения оптимизационной задачи проводится моделирование годовой подвижности населения несколькими способами. В результате исследования предложена математическая модель годовой авиационной подвижности населения в отдаленных, труднодоступных и малонаселенных регионах, позволяющая эффективно формировать требования к дальности и вместительности воздушных судов для местных линий.

С точки зрения применения регрессионного моделирования можно выделить работы [7, 8]. В статье [7] построено несколько многофакторных регрессионных моделей авиапассажиропотока по информации с 2008 по 2021 годы. В работе [8] исследуется проблема обеспечения аэропортов Крайнего Севера и арктической зоны Российской Федерации авиатопливом. Приведены и описаны логистические цепочки, а также выявлен ряд факторов, влияющих на стоимость авиатоплива в труднодоступных районах арктической зоны Крайнего Севера. Определены параметры регрессионной модели и построено трехфакторное линейное регрессионное уравнение.

В [9, 10] математическое моделирование применяется для анализа и оптимизации деятельности аэропортов. В [11] с помощью математического моделирования решается задача упругопластического деформирования объемного тела при его разрушении. В статье [12] строится имитационная математическая модель, позволяющая оценить текущие влияние различных факторов на транспортные потоки.

В настоящей работе в качестве объекта исследования прогностических возможностей непрерывной формы метода максимальной согласованности [13 - 15] при построении регрессионных моделей принят пассажирооборот

воздушного транспорта Российской Федерации. В качестве информационной базы использована статистика за 2002 - 2019 годы. В [16] определены факторы, влияющие на пассажирооборот и построены регрессионные модели несколькими методами: смешанного оценивания (МСО) и максимальной согласованности в непрерывной форме (НММС). Приведем полученные линейные регрессионные модели: МСО:

у = -177,579 - 0,008.17 + 0,007х2 - 0,021х^ + 2,669х4, (1)

Е = 3,81 %,

НММС:

у = -960,896 - 0,014х7 + 0,007х2 + 0,535х^ + 11,23х4, (2)

Е = 5,08 %. Здесь:

у - пассажирооборот воздушного транспорта, млрд пасс.-км.;

х7 - средняя стоимость полета в салоне экономического класса самолета в расчете на 1000 км. пути, руб.;

.2 - среднемесячная номинальная начисленная заработная плата работников по полному кругу организаций, руб.;

х^ - средний тариф на проезд в плацкартном вагоне скорого нефирменного поезда дальнего следования в расчете на 100 км. пути, руб.;

х4 - численность трудоспособного населения в России, млн. чел.;

Е - средняя относительная ошибка аппроксимации.

Модели (1) и (2) весьма адекватны исследуемому процессу, об этом свидетельствует низкие значения средней относительной ошибки аппроксимации. Следовательно, данные модели пригодны для проведения краткосрочных прогнозных расчетов. В рамках настоящей работы мы будет рассматриваться только модель (2).

и

Для оценки качества прогнозных расчетов воспользуемся средней относительной ошибкой прогноза £ [17]. Она рассчитывается следующим образом. Вся выборка данных разбивается на две подвыборки: N - большая (обучающая) с номерами наблюдений 1, 2, ..., п —т и N - меньшая (экзаменующая) с номерами ( - длина выборки, в

нашем случае 18). По наблюдениям обучающей выборки определяются числовые значения вектора параметров , после чего рассчитывается значение £:

— _ у!П \Ук £¿=1

Т Ьк=п-т+1 |УЛ|

(3)

где - число параметров модели.

Исходные данные для моделирования и прогнозирования приведены в табл. 1.

Таблица 1.

Исходные данные для оценки прогностических свойств НММС

Год У X] Х2 Хз Х4

1 2 3 4 5 6

2002 64,70 2 244,16 4 360 38,43 88,94

2003 71,10 2 695,73 5 499 41,10 89,85

2004 83,00 2 922,86 6 740 43,93 90,10

2005 85,80 3 507,76 8 555 50,29 90,16

2006 93,90 3 998,90 10 634 56,07 90,06

2007 111,00 4 492,63 13 593 64,03 89,75

2008 122,60 5 890,42 17 290 76,57 89,34

2009 112,50 6 619,40 18 638 90,96 87,98

2010 147,10 6 651,53 20 952 101,13 87,85

2011 166,80 4 181,41 23 369 103,00 87,06

2012 195,80 4 681,25 26 629 110,99 86,14

2013 225,20 4 695,30 29 792 135,99 85,16

2014 241,40 4 774,78 32 495 154,99 85,42

2015 226,80 5 446,44 34 030 170,62 84,20

2016 215,60 5 384,34 36 709 161,77 83,22

2017 259,40 5 158,16 39 167 173,75 82,26

2018 286,90 5 150,01 43 724 169,11 81,36

и

2019 323,00 5 638,98 47 867 181,86 82,68

Для качественной оценки прогностических возможностей НММС произведем его сравнение с классическими методами математического моделирования - наименьших квадратов (МНК) и наименьших модулей (МНМ). В целях получения корректных результатов проведем оценку для 5 различных значений т. Числовые результаты прогнозирования приведены в таблице 2.

Таблица 2.

а0 а± а2 а3 а 4 £

т — 5

МНК -287,28 -0,011 0,0058 0,48 3,75 0,077

МНМ -214,06 -0,011 0,0067 0,21 2,98 0,086

НММС -227,66 -0,011 0,0068 0,21 3,14 0,085

т — 4

МНК -276,24 -0,011 0,0075 0,01 3,73 0,072

МНМ -247,31 -0,011 0,0069 0,20 3,37 0,088

НММС -331,57 -0,013 0,0073 0,16 4,34 0,086

т — 3

МНК -913,84 -0,012 0,0067 0,47 10,72 0,043

МНМ -278,12 -0,014 0,0087 -0,26 3,88 0,043

НММС -1592,32 -0,013 0,0044 1,37 18,01 0,13

т — 2

МНК -794,25 -0,012 0,0068 0,41 9,41 0,034

МНМ -478,88 -0,013 0,0079 0,0047 6,03 0,0074

НММС -801,073 -0,014 0,0056 0,76 9,49 0,047

т — 1

МНК -691,82 -0,0122 0,0075 0,20 8,32 0,0067

МНМ -566,35 -0,0133 0,0075 0,15 6,96 0,00077

НММС -775,61 -0,0144 0,0057 0,73 9,21 0,036

Анализ таблицы 2 показывает, что НММС обладает прогностическими возможностями в целом на уровне классических методов, а на при т = 5 и т = 4 он лучше, чем МНМ. Вместе с тем, обращает на себя внимание тот факт, что уменьшение длины экзаменующей выборки приводит к некоторому

и

ухудшению точности прогноза для НММС по сравнению с МНК и МНМ. Она, однако, не является критичной и вполне сопоставима с указанными методами.

Теперь для каждого (кроме ) рассчитаем прогнозное значение критерия согласованности поведения в непрерывной форме Ь по формуле (4) (по аналогии с [13]):

Г — уп-1 уп /

ь = ¿->к=п-х+5=к+1 1 к5,

(4)

где

IУк - Уз\> (Ук - Уз)(9к - Уз) <

^ ' 0 в противном случае

где - вычисленное по модели значение зависимой переменной. В результате получим:

т = 5: т = 3:

ЬМНК = 8,28035, ЬМНК = 0,

ЬМНМ = 13,86269, ЬМНМ = 0,

ЬНММС = 8,222213, ЬНММС = 2Д5214,

4: 2:

ЬМНК = 0, ЬМНК = 0,

ЬМНМ = 0, ЬМНМ = 0,

ЬНММС = ° ЬНММС = 0-

Отметим, что при 5 НММС обеспечивает лучшую согласованность поведения расчетных прогнозных значений зависимой переменной с фактическими по отношению к МНК и МНМ.

В работе проведен эмпирический анализ возможности применения непрерывной формы метода максимальной согласованности при построении регрессионных моделей для решения прогнозных задач. Качество прогностических свойств НММС зависит от длины экзаменующей выборки и

несколько снижается с ее уменьшением. Общий вывод - НММС вполне эффективен при использовании построенных с его помощью регрессионных моделей в режиме прогнозирования.

Литература

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

1. Щетинин Е. Ю. Исследование влияния пандемии СОУГО-19 на международные авиаперевозки // Управление финансовыми рисками. 2021. № 1. С. 46-58.

2. Гордеев В. А., Маркин М. И., Угрюмова М. А. Россия - центральная Азия: интеграция рынка пассажирских авиаперевозок в условиях экономической войны и санкционного давления // Теоретическая экономика. 2023. № 3(99). С. 93-103.

3. Матюха С. В. Анализ рынка пассажирских авиаперевозок Республики Татарстан // Транспортное дело России. 2021. № 4. С. 3-6.

4. Майоров Н. Н., Фетисов В. А. Метод оценки пропускной способности аэровокзального комплекса с помощью имитационного моделирования // Информационно-управляющие системы. 2014. № 6(73). С. 82-86.

5. Агафонов А. П. Имитационное моделирование транспортных процессов в аэропорту // Системный анализ и логистика. 2019. № 2(20). С. 45-50.

6. Егошин С. Ф. Влияние особенностей моделирования пассажирских потоков на выбор оптимального воздушного судна местных воздушных линий // Научный вестник ГосНИИ ГА. 2021. № 35. С. 68-79.

7. Сушко О. П. Моделирование авиапассажирских перевозок России // Мир транспорта. 2022. Т. 20, № 6(103). С. 64-71.

8. Горбунов В. П., Самойленко В. М., Кузнецов С. В., Стручкова А. М. Анализ применимости корреляционно-регрессионных моделей для оценки факторов поставки авиатоплива в труднодоступные арктические районы

Крайнего Севера // Научный вестник Московского государственного технического университета гражданской авиации. 2022. Т. 25, № 6. С. 23-39.

9. Daniel Delahaye, Stéphane Puechmorel, Panagiotis Tsiotras, Eric Feron. Mathematical Models for Aircraft Trajectory Design: A Survey. EIWAC 2013, 3rd ENRI International Workshop on ATM/CNS, Feb 2013, Tokyo, Japan. pp 205247.

10. Zanin M., Lillo F. Modelling the air transport with complex networks: A short review. The European Physical Journal Special Topics. 215, 5-21 (2013).

11. Овчинников М. А., Сокол В. А., Соловьева О. Ю., Тарасова Т. А., Грецова Н. В., Клячина Н. В., Лагунов Е. Н. Математическое моделирование изделий из композитных материалов с заданными свойствами // Инженерный вестник Дона. - 2023. - № 1. URL: ivdon.ru/ru/magazine/archive/n1y2023/8131

12. Щеглов В. И. Организация и распределение транспортных потоков на основе методов математического моделирования // Инженерный вестник Дона. URL: ivdon.ru/ru/magazine/archive/n7y2023/8565.

13. Носков С.И. Применение непрерывного критерия согласованности поведения при построении регрессионных моделей // Известия ТулГУ. Технические науки, 2021 № 6. с. 74-78.

14. Носков С. И., Бычков Ю. А. Вычислительные эксперименты с непрерывной формой метода максимальной согласованности в регрессионном анализе // Вестник Воронежского государственного технического университета. 2022. Т. 18, № 2. С. 7-12.

15. Носков С. И., Бычков Ю. А. Применение непрерывной формы метода максимальной согласованности для построения регрессионной модели объема добычи газа // Модели, системы, сети в экономике, технике, природе и обществе. 2022. № 4(44). С. 94-103.

16. Носков С. И., Бычков Ю. А., Перфильева К. С. Разработка регрессионной модели пассажирооборота воздушного транспорта

Российской Федерации двумя альтернативными методами // Вестник кибернетики. 2023. Т. 22, № 1. С. 36-42.

17. Носков С. И. Технология моделирования объектов с нестабильным функционированием и неопределенностью в данных. Иркутск, 1996.- 320 с.

References

1. Shhetinin E. Yu. Upravlenie finansovy'mi riskami. 2021. № 1. pp. 46-58.

2. Gordeev V. A., Markin M. I., Ugryumova M. A. Teoreticheskaya e'konomika. 2023. № 3(99). pp. 93-103.

3. Matyuxa S. V. Transportnoe delo Rossii. 2021. № 4. pp. 3-6.

4. Majorov N. N., Fetisov V. A. Informacionno-upravlyayushhie sistemy\ 2014. № 6(73). pp. 82-86.

5. Agafonov A. P. Sistemny'j analiz i logistika. 2019. № 2(20). pp. 45-50.

6. Egoshin S. F. Nauchny'j vestnik GosNII GA. 2021. № 35. pp. 68-79.

7. Sushko O. P. Mir transporta. 2022. T. 20, № 6(103). pp. 64-71.

8. Gorbunov V. P., Samojlenko V. M., Kuzneczov S. V., Struchkova A. M. Nauchny'j vestnik Moskovskogo gosudarstvennogo texnicheskogo universiteta grazhdanskoj aviacii. 2022. T. 25, № 6. pp. 23-39.

9. Daniel Delahaye, Stéphane Puechmorel, Panagiotis Tsiotras, Eric Feron. Mathematical Models for Aircraft Trajectory Design: A Survey. EIWAC 2013, 3rd ENRI International Workshop on ATM/CNS, Feb 2013, Tokyo, Japan. pp 205-247

10. Zanin M., Lillo F. Modelling the air transport with complex networks: A short review. The European Physical Journal Special Topics. 215, pp.5-21 (2013).

11. Ovchinnikov M. A., Sokol V. A., Solov'eva O. Yu., Tarasova T. A., Greczova N. V., Klyachina N. V., Lagunov E. N. Inzhenernyj vestnik Dona. 2023. № 1. URL: ivdon.ru/ru/magazine/archive/n1y2023/8131

12. Shheglov V. I. Inzhenernyj vestnik Dona. URL: ivdon.ru/ru/magazine/archive/n7y2023/8565

М Инженерный вестник Дона, №2 (2024) ivdon.ru/ru/magazine/arcliive/n2y2024/9027

13. Noskov S. I. Izvestiya TulGU. Texnicheskie nauki, 2021 № 6. s. 74-78.

14. Noskov S. I., Bychkov Yu. A. Vestnik Voronezhskogo gosudarstvennogo texnicheskogo universiteta. 2022. T. 18, № 2. pp. 7-12.

15. Noskov S. I., Bychkov Yu. A. Modeli, sistemy\ seti v e'konomike, texnike, prirode i obshhestve. 2022. № 4(44). pp. 94-103.

16. Noskov S. I., Bychkov Yu. A., Perfifeva K. S. Vestnik kibernetiki. 2023. T. 22, № 1. pp. 36-42.

17. Noskov S. I. Texnologiya modelirovaniya ob^ektov s nestabifny'm funkcionirovaniem i neopredelennosfyu v dannyx [Technology for modeling objects with unstable functioning and uncertainty in data]. Irkutsk, 1996. 320 p.

Дата поступления: 9.01.2024

Дата публикации: 15.02.2024

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.