I_
ЭКСПЕРИМЕНТАЛЬНЫЕ ИССЛЕДОВАНИЯ
Гордеева Екатерина Николаевна,
кандидат педагогических наук, старший преподаватель кафедры психологии, педагогики и организации работы с кадрами, Академия управления МВД России, Российская Федерация, 125171, г. Москва, ул. Зои и Александра Космодемьянских, д. 8
E-mail: [email protected]
Научная специальность: 5.8.7. Методология и технология профессионального образования
УДК 37.01
Дата поступления: 27 октября 2023 г.
Дата принятия статьи в печать: 19 декабря 2023 г.
Ekaterina Nikolaevna Gordeeva,
Candidate of Pedagogy,
Senior Lecturer at the Department of Psychology,
Pedagogy and Organization of Work with Personnel,
Management Academy of the Ministry
of the Interior of Russia,
Russian Federation, 125171, Moscow,
Zoi i Alexandra Kosmodemyanskikh St., 8
E-mail: [email protected]
Scientific specialty:
5.8.7. Methodology and technology
of vocational education
Эмпатия сотрудников органов внутренних дел как профессионально значимое качество будущих специалистов и цель их профессиональной подготовки
Empathy of Law Enforcement Officers as a Professionally Significant Quality of Future Specialists and the Purpose of Their Professional Training
Аннотация
Актуальность. Положительный имидж сотрудника полиции, способного к эффективному межличностному общению с гражданами, обладающего высоким уровнем эмпатии и рефлексии является востребованным в современном обществе.
Проблема. Опросы общественного мнения свидетельствуют о безразличном отношении (33 %) со стороны полицейских к гражданам, игнорировании их проблем (25 %), грубом обращении (11 %), что является показателем низкого уровня эмпатии - важного элемента эмоционального интеллекта личности сотрудников органов внутренних дел, влияющего на эффективное межличностное взаимодействие с гражданами, коллегами, руководителями и подчиненными.
Abstract
Relevance. The positive image of a police officer capable of effective interpersonal communication with citizens, possessing a high level of empathy and reflection is in demand in modern society.
Problem. Public opinion polls indicate an indifferent attitude (33 %) on the part of police officers towards citizens, ignoring their problems (25 %), rough treatment (11 %), which is an indicator of a low level of empathy - an important element of the emotional intelligence of the personality of employees of internal affairs bodies, affecting effective interpersonal interaction with citizens, colleagues, managers and subordinates.
The purpose of the study was to identify the problems of developing empathy of future employ-
Целью исследования являлось выявление проблем развития эмпатии будущих сотрудников и определение возможных путей их решения педагогическими средствами.
Методы исследования. Теоретический анализ научных источников, психодиагностические методы диагностики 46 курсантов Московского областного филиала Московского университета МВД России имени В. Я. Кикотя: тест исследования уровня эмпатийных тенденций И. М. Юсупова; методика диагностики уровня эмпатических способностей В. В. Бойко; шкала эмоционального отклика А. Меграбя-на и Н. Эпштейна (версия BEES).
Выводы. Эмпатия сотрудника правоохранительных органов представлена как значимое личностное и профессиональное качество, характеризующее уровень его психологической защиты от внутрилич-ностного конфликта, профессионального стресса и эмоционального выгорания, оказывающее влияние: на эффективное взаимодействие, в том числе в экстремальных ситуациях и межличностных конфликтах; на профессиональную успешность выполнения трудовых функций; на антикоррупционное поведение. Уровень эмпатии у будущих сотрудников оказался приближенным к средним и минимальным значениям. Результаты исследования актуализируют необходимость усиления внимания к развитию рационального и интуитивного каналов эмпатии курсантов, что требует реализации ситуационной методики воспитательной работы и интерактивных методов обучения.
Ключевые слова: эмпатия; эмпатийные способности; уровень эмпатии; сотрудники органов внутренних дел; коммуникация; профессиональная деятельность; педагогическая деятельность.
ees and identify possible ways to solve them by pedagogical means.
Research methods. Theoretical analysis of scientific sources, psychodiagnostic diagnostic methods for 46 cadets of the Moscow Regional Branch of the Moscow University of the Ministry of Internal Affairs of Russia named after V. Ya. Kikot: I. M. Yusupov's test of the level of empathic tendencies; V. V. Boyko's method of diagnosing the level of empathic abilities; A. Meh-rabyan and N. Epstein's scale of emotional response (BEES version).
Conclusions. Empathy of a law enforcement officer is presented as a significant personal and professional quality that characterizes the level of his psychological protection from intrapersonal conflict, professional stress and emotional burnout, which affects: effective interaction, including in extreme situations and interpersonal conflicts; professional success in performing work functions; anti-corruption behavior. The level of empathy among future employees turned out to be close to the average and minimum values. The results of the study actualize the need to increase attention to the development of rational and intuitive channels of empathy of cadets, which requires the implementation of situational methods of educational work and interactive teaching methods.
Keywords: empathy; empathic abilities; level of empathy; employees of internal affairs bodies; communication; professional activity; pedagogical activity.
Позитивный образ сотрудника правоохранительных органов, обладающего не только знаниями в области права и умениями действовать в соответствии с законодательством, но и способностью выстраивать в профессиональной деятельности эффективную и действенную коммуникацию с гражданами, является значимым условием обеспечения доверия к нему населения и востребовано в современном социуме. Благодаря изменениям в деятельности правоохранительных органов, проведенным в последние 10 лет, в 2022 г. в ходе общественных опросов граждан удалось зафиксировать наиболее высокий уровень доверия полиции со стороны
населения [7]. Одновременно социологическими исследованиями было установлено, что каждый четвертый россиянин (25 %), обращавшийся за помощью в полицию, отмечал, что его проблема была проигнорирована. К сожалению, приходится констатировать, что у респондентов, которые обращались в полицию, оценки отношения представителей правоохранительных органов к гражданам хуже, чем у тех, кто с ними не сталкивался. Безразличное и формальное отношение к гражданам со стороны полицейских отметили 33 % опрошенных, 11 % указали на грубое обращение со стороны правоохранителей [2]. Все эти негативные факты указывают
4B
44
на недостаточный уровень сформированно-сти у полицейских такого значимого профессионального качества, как эмпатия.
Проблема развития эмпатии среди представителей силовых структур представляется актуальной, так как их профессионально-служебная среда характеризуется четкой регламентацией деятельности, строгой дисциплиной, соблюдением субординации между членами служебного коллектива и подчинением руководителю. Общение в таких коллективах имеет, как правило, нормативно регулируемый характер, осуществляющееся по принципу строгого следования приказам и распоряжениям руководства. Как следствие, таким взаимоотношениям присуще некоторое обезличивание, невнимательность к эмоциональному состоянию собеседника, неспособность выстраивать конструктивное межличностное взаимодействие [5].
Теоретические предпосылки и обзор исследований. По мнению исследователей в области педагогики и психологии, эмпатия является важным концептом в современных гуманитарных науках, и большинство из них согласны со значимым влиянием эмпатии на межличностные отношения. Это понятие, впервые появившееся в научной литературе в конце XIX в., имеет множество определений, суть которых заключается в способности и готовности субъекта к «вчувствованию» — пониманию ситуации другого, вхождению в его контекст и под воздействием сопереживаний изменению своего поведения [8].
Анализ трудов в области военной и юридической педагогики и психологии позволяет выделить ряд научных работ, в которых изучается феномен эмпатии сотрудников силовых и военных структур. Так, Н. М. Гриш-кова и В. Л. Коданев рассматривают эмпатию с позиции личностного и профессионального качества представителей силовых структур. Е. С. Иванченко исследует эмпатию как экзистенциально значимое качество личности сотрудников системы МВД России, развиваемое в процессе интерактивного обучения [9]. И. В. Дементьев делает вывод о прямой корреляции эмпатии и профессиональной успешности военнослужащих [6]. Н. Н. Тарновская исследует взаимосвязь эм-патии и конфликтности среди сотрудников МЧС России, приходя к выводу о том, что эм-патия является фактором, купирующим внут-риличностные и межличностные конфликты в процессе их профессионального становления [17]. По мнению Л. С. Качкиной, эм-патия сотрудников уголовно-исполнительной системы влияет на их готовность к эффективному межличностному общению в конфликт-
ных и экстремальных ситуациях [11]. По утверждению А. В. Гараниной и А. С. Полякова, эмпатия оказывает влияние на уровень психологической защиты от профессионального стресса [3]. Ю. Е. Суслов и Л. В. Левицкая полагают, что антикоррупционное поведение сотрудников коррелирует с уровнем их эмпа-тии [16]. Рассматривая влияние уровня эмоционального интеллекта на личностную надежность сотрудников органов внутренних дел, А. С. Осипова и С. Н. Федотов установили, что развитая способность понимать других людей и управлять эмоциональным состоянием соответствует высокому уровню эмоционального интеллекта сотрудников, в том числе их эмпатии [12]. Таким образом, эмпа-тию сотрудника правоохранительных органов можно представить как личностное и профессиональное качество, выражающееся в умении сопереживать эмоциональному состоянию другого коммуниканта, в том числе в межличностных конфликтах и экстремальных ситуациях; уровень его психологической защиты от внутриличностного конфликта, профессионального стресса, эмоционального выгорания, оказывающего влияние на успешность выполнения трудовых функций и антикоррупционное поведение сотрудников. По мнению ведомственных педагогов, обучение в интерактивной форме способствует наиболее оптимальным условиям развития эмпатии у будущих сотрудников полиции.
Исследования эмпатии как составляющей эмоционального интеллекта в системе правоохранительных органов в настоящее время не имеют широкого распространения. Частично этот вопрос изучается психологами в структуре системы МВД России с точки зрения оценки необходимых для успешной профессиональной деятельности личностных характеристик кандидатов, принимаемых на службу, а также трансформирующихся личностных и профессиональных качеств в процессе службы. Так, З. В. Якимова, А. А. Фёдорова, И. Н. Горбунова, Ю. В. Семёнова установили прямую зависимость эмоционального истощения сотрудников от увеличения стажа их службы и снижения эмпатийных способностей [14; 18; 20]. Ю. В. Семёнова приходит к выводу, что способность к эмоциональному сопереживанию снижается у сотрудников уже по истечении пяти лет службы, что частично подтверждается проведенным нами исследованием эмпатии руководителей в органах внутренних дел с опытом работы 10 и более лет [14]. В то же время руководством МВД отмечается, что эмпатийные способности сотрудников ОВД относятся к профессионально-важным качествам, а воспитание у них цен-
ностной профессиональной установки на эм-патийность в общении определена как одна из важных педагогических задач в юридической педагогике [15].
Необходимость нашего исследования обусловлена задачами, которые предстоит решать будущим сотрудникам в профессиональной деятельности: общение с потерпевшими, проведение различных процессуальных действий с их участием и участием свидетелей; виктимологическая профилактика в форме бесед с категориями граждан, наиболее подверженными различным криминогенным воздействиям; опросы граждан; воспитательные профилактические мероприятия с лицами, освободившимися из мест лишения свободы, предотвращение рецидива; проведение бесед с нарушителями правил дорожного движения — водителями и пешеходами; пропаганда безопасного поведения на дорогах и др. Развитие таких важных профессиональных качеств полицейского, как рефлексивность поведения, эмпатия, сочувствие представляются немаловажными для решения этих задач.
Материалы и методы. В нашем исследовании, проведенном в ноябре 2022 — марте 2023 г. среди курсантов 4-го курса Московского областного филиала Московского университета МВД России имени В. Я. Кикотя, принимало участие 46 человек (16 девушек и 30 юношей), обучающихся по специальностям 40.05.01 Правовое обеспечение национальной безопасности, 40.05.02 Правоохранительная деятельность в органах внутренних дел, дальнейшие направления службы которых предполагают работу в подразделениях следствия, уголовного розыска, Госавтоинспекции.
В исследовании использовались следующие методики: тест исследования уровня эм-патийных тенденций И. М. Юсупова; методика диагностики уровня эмпатических способностей В. В. Бойко; шкала эмоционального отклика А. Меграбяна и Н. Эпштейна (версия Balanced Emotional Empathy Scale, BEES).
Результаты и обсуждение. Диагностика эмпатии с помощью методики А. Меграбяна и Н. Эпштейна. Шкала эмоционального отклика А. Меграбяна и Н. Эпштейна (BEES) [13] позволяет изучить общие способности человека к сопереживанию, уровень выраженности эмоционального отклика на переживания другого или социальную ситуацию, в которой опрашиваемый мог находиться в повседневной жизни. Тест BEES включает 25 вопросов, на которые тестируемые дают дифференцированные ответы, в дальнейшем с помощью ключа пересчитан-
ные в баллы. Общий балл вычисляется путем суммирования. Результаты тестирования предполагают отнесение опрашиваемых к пяти группам с разным уровнем эмпатии — повышенный (82—90 балла), высокий (63—81 балла), средний (37—62 баллов), низкий (12—36 баллов) и экстремально низкий (менее 12 баллов). Опрос проводился в бланочном формате на бумажных носителях. Результаты тестирования представлены в графическом виде на рис. 1 (представлены темным цветом). Статистическая обработка результатов тестирования показала, что, согласно тесту BEES, 1 курсант (2,1 %) обладает повышенным уровнем эмпатии, 17 опрошенным (36,9 %) соответствует высокий уровень эмпатийных способностей, 27 тестируемых (58,7 %) имеют средний уровень эмоционального отклика и у 1 курсанта эмпатия соответствует низкому уровню (2,1 %).
Таким образом, опираясь на типологию уровней эмпатии согласно методики BEES, выявлено, что в данной выборке наиболее выражены средний и высокий уровни эмпатии. Отсутствие соответствующих показателей или низкий процентный показатель свидетельствует о том, что для опрашиваемых не характерны низкий и повышенный уровни эмпатии.
Диагностика эмпатии с помощью теста И. М. Юсупова. Тест исследования уровня эмпатийных тенденций И. М. Юсупова [1] дает возможность оценить способность к эмоциональному отклику в различных областях жизни — эмпатии к детям, родителям, людям преклонного возраста, малознакомым людям, животному миру, героям художественных произведений. Диагностика проводилась на бумажных носителях с помощью бланковой методики в виде 36 закрытых суждений, по которым опрашиваемые, соглашаясь или не соглашаясь, высказывались дифференцированно. Каждому ответу соответствует числовое значение от 0 до 5. Согласно данной методике классификация опрашиваемых по уровню эмпатийных способностей предполагает выделение 5 групп — с очень высоким уровнем (от 82 до 90 баллов), высоким уровнем (от 63 до 81 балла), нормальным уровнем (от 37 до 62 баллов), низким уровнем (от 12 до 36 баллов) и очень низким (от 0 до 11 баллов). Обработка бланков опроса по шкалам достоверности, психологической защиты и неискренности показала, что ответы респондентов соответствуют достоверным результатам. Графическая интерпретация результатов теста И. М. Юсупова представлена на рис. 1 (определены светло-серым цветом).
к S
X
<
са
О ^
и <
и и S И
X л
н X и 2 S а и С и ¡Ü Л
45
Рис. 1. Уровневое распределение (в %) по результатам тестирования (тест BEES и тест И. М. Юсупова)
Большинству курсантов (35 человек, 76,1 %) соответствует нормальный уровень эмпатийно-сти. Они не относятся к числу очень чувствительных людей, способны испытывать и проявлять эмоции, однако их чувства находятся под самоконтролем. Обычно в общении такие люди проявляют внимание, но при излишнем проявлении чувств могут терять терпение. При прогнозировании отношений между людьми испытывают некоторые затруднения, их поступки могут быть для них неожиданными. Согласно этой методике 11 курсантов (23,9 %) обладают низким уровнем эмпатийности. Они могут испытывать проблемы в коммуникации и предпочитают занятия в уединении общению с людьми. К группам с очень высоким уровнем и высоким уровнем эмпатийности не было отнесено ни одного курсанта.
Очевидно, что общие итоги диагностики эмпатийного потенциала личности (по тесту
И. М. Юсупова) среди испытуемых частично подтверждают результаты диагностики по шкале BEES — большинству курсантов соответствует средний уровень эмпатии (76,1 % и 58,7 % соответственно). Так же, как и по шкале BEES, не было диагностировано ни одного опрошенного с очень низким уровнем эмпатийности.
Профессиональная деятельность респондентов — будущих полицейских — предполагает коммуникацию с гражданами различных категорий, в том числе с детьми и лицами преклонного возраста. Как правило, с большинством из граждан полицейские будут не знакомы. Нами были проанализированы результаты диагностики способности курсантов эмоционально откликаться на переживания незнакомых людей, лиц пожилого и детского возраста.
Графически результаты тестирования по шкалам представлены на рис. 2.
Рис. 2. Уровневое распределение (в %) по отдельным каналам эмпатии (тест И. М. Юсупова)
Анализ эмпатии по шкалам согласно указанной методике показал, что в отношении малознакомых и незнакомых людей только 1 курсант (2,2 %) обладает очень высоким уровнем эм-патийности, 6 опрошенных (13,1 %) относятся к высокому уровню, у 37 человек (80,4 %) средний уровень эмпатии, низким уровнем эмпатии обладают 2 курсанта (4,3 %). По шкале эмпатий-ности к детям среди опрошенных по данной методике не было выявлено ни одного курсанта, относящегося к очень высокому и высокому уровню эмоциональной чувствительности, 7 человек (15,2 %) соотносятся с категорией лиц с низким уровнем эмпатийности, 39 курсантов (84,8 %) соответствуют среднему уровню эмпатии. По шкале эмоционального отклика к лицам пожилого возраста 34 респондента (73,9 %) находятся на среднем уровне, 11 курсантов (23,9 %) на низком уровне, 1 человек находится на очень низком уровне (0 баллов). Таким образом, результаты исследования по данной методике актуализируют необходимость усиления внимания к воспитательной работе по развитию эмоционального отклика будущих специалистов в отношении пожилых лиц и детей.
Диагностика эмпатии с помощью теста В. В. Бойко. Методика В. В. Бойко [10] использована в нашем исследовании не только с целью определения общего уровня эмпатийных способностей курсантов, но также выделения доминирующих каналов эмпатии (рациональный; интуитивный; эмоциональный; проникающая способность в эмпатии; идентификация в эмпатии; установки, способствующие эмпатии). Мето-
дика содержит 36 вопросов, на которые респондентам предлагается выбрать один ответ (положительный либо отрицательный). С использованием ключа ответы переводятся в баллы, с помощью которых определяются уровни развития эмпатии: очень высокий (30—36 баллов), средний (22—29 баллов), заниженный (15—21 баллов), очень низкий (0—14 баллов). Опрос проводился с помощью бумажных бланков. Согласно методике В. В. Бойко анализ суммарной оценки уровня эмпатии показал, что 10 опрошенных (21,8 %) обладают средним уровнем эмпатии, 25 курсантов (54,3 %) соотнесены с заниженным уровнем эмпатийных способностей, 11 респондентов (23,9 %) имеют очень низкий уровень эмпатии. К категории с очень высоким уровнем эмпатии никто из опрошенных отнесен не был.
Распределение показателей отдельных шкал эмпатии представлено на рис. 3. Как видно из рисунка, доминирующим каналом у опрошенных является проникающая способность в эмпатии — одна из значимых коммуникативных характеристик личности, позволяющих устанавливать доверительные отношения с коммуникантами, результативный словесно-эмоциональный обмен. Значение математического ожидания по указанной шкале составило 4,02 из 6,0 баллов. В то же время необходимо констатировать, что наименее всего у опрошенных развит эмоциональный канал эмпатии (17 курсантов с очень низким уровнем, 22 — с заниженным, 6 — со средним и всего 1 — с очень высоким уровнем развития). Значение математического ожидания по указанной шкале составляет всего 2,11 из 6,0 баллов.
Рис. 3. Уровневое распределение по отдельным каналам эмпатии (тест В. В. Бойко)
47
Безусловно, эмоциональный канал является важным в эмпатии, отражая способность человека коммуницировать через эмоциональ-
ную отзывчивость, эмоциональную подстройку к другому, через сопереживание. Также на недостаточном уровне у респондентов тестиру-
48
мой группы развиты интуитивный (математическое ожидание составляет 2,43) и рациональный (математическое ожидание составляет 2,65) каналы эмпатийных способностей. Необходимо отметить, что рациональный канал эм-патии характеризуется направленностью внимания на поведение человека и его состояние, осмысленное понимание партнера по коммуникации. Развитый интуитивный канал эмпа-тии позволяет в условиях недостаточного количества информации оценивать коммуниканта и его поведение, а также принимать решения к действиям. Недостаточное развитие внимания за поведением коммуниканта и интуиции в дальнейшем может негативным образом сказываться на профессиональной деятельности будущего полицейского.
Выводы. Таким образом, результаты тестирования по методике В. В. Бойко и И. М. Юсупова выявили педагогические проблемы в развитии эмпатийных способностей будущих специалистов, состоящие в необходимости развития эмоционального, рационального и интуитивных каналов, а также эмоционального отклика по отношению к детям и лицам пожилого возраста, которые могут быть, как показано в нашем исследовании [4], решены следующими педагогическими средствами:
— актуализация ценностных ориентаций на саморазвитие, общение со значимыми людь-
Список литературы:
1. Большая энциклопедия психологических тестов: личность, мотивации, темперамент, интеллект, лидерство, тестирование детей, взаимоотношения, поиск работы, профессиональная ориентация, характер / авт.-сост. А. Карелин. Москва : ЭКСМО, 2007. 414 с.
2. Бормотова Т. М, Черкасов Р. В. Результаты изучения общественного мнения о деятельности полиции в 2017 г. : аналитические материалы. Москва : ФГКУ «ВНИИ МВД России», 2018.52 с.
3. Гаранина А. В., Поляков А. С. Роль психологической защиты при низком уровне эм-патии у сотрудников ОВД // Психология и психотехника. 2017. № 2. С. 88-95.
4. Гордеева Е. Н. Ситуационно-средовое проектирование развития эстетической культуры сотрудников органов внутренних дел : дис. ... канд. пед. наук. М., 2021. 250 с.
5. Гордеева Е. Н. Эмпатия как профессиональное педагогическое качество руководителя в органах внутренних дел // Полицейская деятельность. 2022. № 4. С. 42-51. DOI 10.7256/2454-0692.2022.4.38414.
ми (рациональный канал эмпатии; эмпатия к лицам пожилого возраста);
- развитие опыта эмоционального восприятия художественных литературных произведений, приобщения к творческим занятиям искусством (эмоциональный канал эмпатии; эмоциональный отклик по отношению к детям и пожилым лицам);
- развитие системы креативного мышления (интуитивный канал эмпатии).
Сказанное актуализирует необходимость усиления внимания к развитию эмоционального интеллекта будущих сотрудников органов внутренних как в процессе профессионального обучения, так и в плане личностной ориентации воспитательной работы с курсантами на основе ситуационной методики воспитательной работы [19] с использованием интерактивных психологических игр, тренингов и упражнений [8; 9].
Перспективы. Дальнейшие перспективы исследований обсуждаемой проблемы связаны: с изучением особенностей развития эмпатий-ных способностей сотрудников органов внутренних дел на различных этапах их непрерывного образования и на разных уровнях образования; с подготовкой ведомственных педагогических кадров, обладающих компетенциями проектирования образовательного процесса, развивающего эмоциональный интеллект сотрудников органов внутренних дел.
References:
1. Bol'shaya enciklopediya psihologicheskih tes-tov: lichnost', motivacii, temperament, intellekt, liderstvo, testirovanie detej, vzaimoot-nosheniya, poisk raboty, professional'naya ori-entaciya, harakter / avt.-sost. A. Karelin. Moskva : EKSMO, 2007. 414 s.
2. Bormotova T. M, Cherkasov R. V. Rezul'taty izucheniya obshchestvennogo mneniya o deyatel'nosti policii v 2017 g. : analitiches-kie materialy. Moskva : FGKU "VNII MVD Rossii", 2018. 52 s.
3. Garanina A. V., Polyakov A. S. The role of psychological protection at a low level of empathy among police officers // Psychology and Psy-chotechnics. 2017. № 2. S. 88-95.
4. Gordeeva E. N. Situacionno-sredovoe proekti-rovanie razvitiya esteticheskoj kul'tury sotrud-nikov organov vnutrennih del : dis. ... kand. ped. nauk. M., 2021. 250 s.
5. Gordeeva E. N. Empathy as a professional pedagogical quality of a leader in the internal affairs bodies // Police Activity. 2022. № 4. S. 42-51. DOI 10.7256/2454-0692.2022.4.38414.
6. Dement'ev I. V. Vliyanie empatii na professional'nuyu uspeshnost' oficerov-
6. Дементьев И. В. Влияние эмпатии на профессиональную успешность офицеров-психологов пограничных органов : авто-реф. дис. ... канд. психол. наук. Москва, 2013.30 с.
7. Доверие полиции: мониторинг // ВЦИОМ новости : сайт. URL: https://wciom. ru/analytical-reviews/analiticheskii-obzor/ doverie-policii-monitoring (дата обращения: 10.07.2023).
8. Долгова В. И., Мельник Е. В. Эмпатия. Москва : Перо, 2014. 160 с.
9. Иванченко Е. С. Педагогические условия становления экзистенциально значимых качеств личности курсантов образовательных организаций МВД России в процессе интерактивного обучения : автореф. дис. ... канд. пед. наук. Улан-Удэ, 2022. 24 с.
10. Ильин Е. П. Психология общения и межличностных отношений. Санкт-Петербург : Изд. дом «Питер», 2015. 592 с.
11. Качкина Л. С. Психолого-педагогические условия формирования социально-психологической компетентности сотрудников уголовно-исполнительной системы : автореф. дис. ... канд. психол. наук. Кемерово, 2012.23 с.
12. Осипова А. С., Федотов С. Н. Влияние эмоционального интеллекта на личностную надежность сотрудников ОВД — выпускников образовательных организаций МВД России // Психопедагогика в правоохранительных органах. 2015. № 1 (60). С. 7-12.
13. Психодиагностика толерантности личности / Г. У. Солдатова [и др.]. Москва : Смысл, 2008. 172 с.
14. Семёнова Ю. В. Индивидуально-психологические особенности сотрудников правоохранительных органов // Вестник Бурятского государственного университета. 2009. № 5. С. 175-181.
15. Скляренко И. С. Эмпатийность в общении как профессиональная ценностная установка сотрудника ОВД // Наука и школа. 2012. № 2. С. 152-155.
16. Суслов Ю. Е, Левицкая Л. В. Роль эмпатии в формировании антикоррупционного стандарта поведения сотрудников уголовно-исправительной системы: основные противоречия // Юридическая наука и практика: Вестник Нижегородской академии МВД России. 2022. № 2 (58). С. 127-134.
17. Тарновская Н. Н. Взаимосвязь эмпатии и внутренней конфликтности как психологическое условие жизнеобеспечения сотрудников ГПС МЧС России при внеш-нештатных ситуациях : дис. ... канд. психол. наук. Санкт-Петербург, 2008. 235 с.
psihologov pogranichnyh organov : avtoref. dis. ... kand. psihol. nauk. Moskva, 2013. 30 s.
7. Doverie policii: monitoring // VCIOM novosti : sajt. URL: https://wciom.ru/ana-lytical-reviews/analiticheskii-obzor/dove-rie-policii-monitoring (data obrashcheniya: 10.07.2023).
8. Dolgova V. I., Mel'nik E. V. Empatiya. Moskva : Pero, 2014. 160 s.
9. Ivanchenko E. S. Pedagogicheskie usloviya stanovleniya ekzistencial'no znachimyh kachestv lichnosti kursantov obrazovatel'nyh organizacij MVD Rossii v processe interaktivnogo obuche-niya : avtoref. dis. ... kand. ped. nauk. Ulan-Ude, 2022. 24 s.
10. Il'in E. P. Psihologiya obshcheniya i mezhlich-nostnyh otnoshenij. Sankt-Peterburg : Izd. dom "Piter", 2015. 592 s.
11. Kachkina L. S. Psihologo-pedagogiches-kie usloviya formirovaniya social'no-psiho-logicheskoj kompetentnosti sotrudnikov ugolovno-ispolnitel'noj sistemy : avtoref. dis. ... kand. psihol. nauk. Kemerovo, 2012. 23 s.
12. Osipova A. S, Fedotov S. N. The influence of emotional intelligence on the personal reliability of police officers — graduates of educational institutions of the Ministry of Internal Affairs of Russia // Psychopedagogy in Law Enforcement. 2015. № 1 (60). S. 7-12.
13. Psihodiagnostika tolerantnosti lichnosti / G. U. Soldatova [i dr.]. Moskva : Smysl, 2008. 172 s.
14. Semyonova Yu. V. Individual psychological characteristics of law enforcement officers // BSU bulletin. 2009. № 5. S. 175-181.
15. Sklyarenko I. S. Empathy in communication as professional value installing of law enforcement officers // Science and School. 2012. № 2. S. 152-155.
16. Suslov Yu. E., Levickaya L. V. The role of empathy in the formation of an anti-corruption standard of behavior of employees of the penitentiary system: the main contradictions // Legal Science and Practice: Journal of Nizh-ny Novgorod Academy of the Ministry of Internal Affairs of Russia. 2022. № 2 (58). S. 127-134.
17. Tarnovskaya N. N. Vzaimosvyaz' empatii i vnut-rennej konfliktnosti kak psihologicheskoe us-lovie zhizneobespecheniya sotrudnikov GPS MCHS Rossii pri vneshneshtatnyh situaciyah : dis. ... kand. psihol. nauk. Sankt-Peterburg, 2008. 235 s.
18. Fyodorova A. A., Gorbunova N. I. Vliyanie empatii na professional'noe vygoranie i stress-oustojchivost' u sotrudnikov protivopozhar-noj sluzhby s raznym stazhem professional'noj deyatel'nosti // Vestnik Hakasskogo gosudarst-
49
18. Фёдорова А. А., Горбунова Н. И. Влияние эм-патии на профессиональное выгорание и стрессоустойчивость у сотрудников противопожарной службы с разным стажем профессиональной деятельности // Вестник Хакасского государственного университета имени Н. Ф. Катанова. 2013. № 5. С. 93-95.
19. Ходякова Н. В. Модернизация воспитания в XXI веке: движение к целостной личности // Прикладная психология и педагогика. 2022. Т. 7. № 2. С. 21-29. DOI 10.12737/25000543-2022-7-2-21-29.
20. Якимова З. В. Эмоциональный интеллект в деятельности сотрудников органов внутренних дел // Азимут научных исследований: педагогика и психология. 2020. Т. 9. № 4 (33). С. 412-418.
vennogo universiteta imeni N. F. Katanova. 2013. № 5. S. 93-95.
19. Hodyakova N. V. Modernization of education in the 21st century: a movement towards a holistic personality // Applied psychology and pedagogy. 2022. T. 7. № 2. S. 21-29. DOI 10.12737/2500-0543-2022-7-2-21-29.
20. Yakimova Z. V. Emotional intelligence in employee activities internal affairs bodies // Azimuth of Scientific Research: Pedagogy and Psychology. 2020. T. 9. № 4 (33). S. 412-418.
Для цитирования:
For citation:
Гордеева Екатерина Николаевна. Эмпатия сотрудников органов внутренних дел как профессионально значимое качество будущих специалистов и цель их профессиональной подготовки // Педагогика и психология: академический журнал. 2024. № 1 (4). С. 42-50.
Gordeeva Ekaterina Nikolaevna. Empathy of Law Enforcement Officers as a Professionally Significant Quality of Future Specialists and the Purpose of Their Professional Training // Pedagogy and Psychology Academic Journal. 2024. № 1 (4). P. 42-50.
50