Научная статья на тему 'ЭМПАТИЯ КАК ОДИН ИЗ ФАКТОРОВ ПОВЕДЕНИЯ В КОНФЛИКТНОЙ СИТУАЦИИ'

ЭМПАТИЯ КАК ОДИН ИЗ ФАКТОРОВ ПОВЕДЕНИЯ В КОНФЛИКТНОЙ СИТУАЦИИ Текст научной статьи по специальности «Науки о здоровье»

CC BY
0
0
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Область наук
Ключевые слова
эмпатия / конфликтная ситуация / стили разрешения / студенты / медицинский вуз / empathy / conflict situation / resolution styles / students / medical university

Аннотация научной статьи по наукам о здоровье, автор научной работы — Жученко Ольга Александровна, Галиахметова Наталья Павловна, Ревняга Анна Николаевна

В статье затрагивается тема влияния и взаимосвязи каналов эмпатии, стилей разрешения конфликтных ситуаций студентов-медиков. Приведен анализ взглядов исследователей на эмпатию как психическое свойство и состояние. Авторы сосредоточивают внимание на важности проявления эмпатии врачей во взаимодействии с пациентами, коллегами в рамках профессиональной деятельности. Цель: проанализировать влияние эмпатии на выбор стилей разрешения конфликтов студентов медицинского вуза. Выборку составили 251 студент 1, 2, 6 курсов ФГБОУ ВО ИГМА Минздрава России (из них 60% женщин, 40% мужчин; средний возраст 21 год). Методы исследования: теоретические (анализ, обобщение, сравнение), эмпирические (психодиагностические: тест «Диагностика эмпатических способностей» В.В. Бойко, тест К. Томаса – Р. Килманна «Поведение в конфликтной ситуации»; математические: описательная статистика, критерий Колмогорова-Смирнова, критерий Манна-Уитни, множественный регрессионный анализ, ранговая корреляция Спирмена). Установлена значимость уровня эмоциональной эмпатии как ведущей детерминанты выбора приспособления, соперничества, ухода от конфликта. На разрешение конфликта в стиле сотрудничества влияет идентификация партнеров. В статье анализируется взаимосвязь каналов эмпатии и поведения в конфликте в зависимости от года обучения и специальности. Выявлены различия в разрешении сложных коммуникативных ситуаций будущих педиатров и стоматологов. Обнаружены уже ко 2 курсу изменения в поведении студентов: выбор приспособления как стратегии поведения взаимосвязан с идентификацией, общим уровнем эмпатии и установками, способствующими эмпатии. Чем выше развита способность сопереживать и соучаствовать, тем чаще обучающиеся идут на компромисс и реже подавляют других для достижения своих целей и удовлетворения своих интересов. Авторы сосредотачивают свое внимание на том, что высокий уровень эмпатии предполагает выбор конструктивных стилей разрешения конфликтов. Предложенный подход будет интересен преподавателям, студентам, психологической службе медицинского вуза.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по наукам о здоровье , автор научной работы — Жученко Ольга Александровна, Галиахметова Наталья Павловна, Ревняга Анна Николаевна

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

EMPATHY AS ONE OF THE FACTORS OF BEHAVIOR IN A CONFLICT SITUATION

The article touches on the topic of the influence and relationship of channels of empathy, styles of resolving conflict situations of medical students. An analysis of the views of researchers on empathy as a mental property and state is presented. The authors focus on the importance of showing empathy among doctors in their interactions with patients and colleagues within the framework of their professional activities. Purpose: to analyze the influence of empathy on the choice of conflict resolution styles of medical school students. The sample consisted of 251 1st, 2nd, 6th year students of the Izhevsk State Medical University of the Ministry of Health of Russia (of which 60% were women, 40% were men; average age 21 years). Research methods: theoretical (analysis, generalization, comparison), empirical (psychodiagnostic: test “Diagnostics of empathic abilities” by V. V. Boyko, test by K. Thomas R. Kilmann “Behavior in a conflict situation”; mathematical: descriptive statistics, Kolmogorov criterion -Smirnova, Mann-Whitney test, multiple regression analysis, Spearman rank correlation). The importance of the level of emotional empathy as a leading determinant of the choice of adaptation, competition, and avoidance of conflict has been established. Resolution of conflict in a cooperative style is influenced by identification of partners. The article analyzes the relationship between the channels of empathy and behavior in conflict depending on the year of study and specialty. Differences in resolving complex communication situations between future pediatricians and dentists were revealed. Changes in the behavior of students were discovered already by the 2nd year: the choice of adaptation as a behavioral strategy is interconnected with identification, the general level of empathy and attitudes that promote empathy. The more developed the ability to empathize and participate, the more often students compromise and are less likely to suppress others in order to achieve their goals and satisfy their interests. The authors focus on the fact that a high level of empathy presupposes the choice of constructive conflict resolution styles. The proposed approach will be of interest to teachers, students, and the psychological service of a medical university.

Текст научной работы на тему «ЭМПАТИЯ КАК ОДИН ИЗ ФАКТОРОВ ПОВЕДЕНИЯ В КОНФЛИКТНОЙ СИТУАЦИИ»

9o2163409022. Date of publication June 12, 2023.

2. Berg R.C. "Opening up a well of emotions": A qualitative study of men's emotional experiences in the transition to fatherhood / Berg R.C., Glavin К., Olsvold N., Solberg B. NursingOpen: электронный журнал. URL: https://onlinelibrary.wiley. com/doi/epdf/10.1002/nop2.1482. Date of publication November 03, 2022.

3. Braun V., Clarke V. Thematic Analysis: A Practical Guide. Braun V., Clarke V. New York: SAGE, 2021. 376 p. ISBN 978-1-5264-1729-9.

ЭМПАТИЯ КАК ОДИН ИЗ ФАКТОРОВ ПОВЕДЕНИЯ В КОНФЛИКТНОЙ СИТУАЦИИ

Жученко Ольга Александровна

Старший преподаватель, Ижевская государственная медицинская академия Министерства здравоохранения Российской Федерации (г. Ижевск), e-mail: ad-log@mail.ru

Галиахметова Наталья Павловна

Кандидат педагогических наук, доцент, Ижевская государственная медицинская академия Министерства здравоохранения Российской Федерации (г. Ижевск), e-mail: n.gali671958@mail.ru

Ревняга Анна Николаевна

Преподаватель, Ижевская государственная медицинская академия Министерства здравоохранения Российской Федерации (г. Ижевск), e-mail: panie@list.ru

DOI: 10.24412/1029-3388-2024-1-12-22 Аннотация:

В статье затрагивается тема влияния и взаимосвязи каналов эмпатии, стилей разрешения конфликтных ситуаций студентов-медиков. Приведен анализ взглядов исследователей на эмпатию как психическое свойство и состояние. Авторы сосредоточивают внимание на важности проявления эмпатии врачей во взаимодействии с пациентами, коллегами в рамках профессиональной деятельности. Цель: проанализировать влияние эмпатии на выбор стилей разрешения конфликтов студентов медицинского вуза. Выборку составили 251 студент 1, 2, 6 курсов ФГБОУ ВО ИГМА Минздрава России (из них 60% женщин, 40% мужчин; средний возраст 21 год). Методы исследования: теоретические (анализ, обобщение, сравнение), эмпирические (психодиагностические: тест «Диагностика эмпатических способностей» В. В. Бойко, тест К. Томаса - Р. Килманна «Поведение в конфликтной ситуации»; математические: описательная статистика, критерий Колмогорова-Смирнова, критерий Манна-Уитни, множественный регрессионный анализ, ранговая корреляция Спирмена). Установлена значимость уровня эмоциональной эмпатии как ведущей детерминанты выбора приспособления, соперничества,

ухода от конфликта. На разрешение конфликта в стиле сотрудничества влияет идентификация партнеров. В статье анализируется взаимосвязь каналов эмпатии и поведения в конфликте в зависимости от года обучения и специальности. Выявлены различия в разрешении сложных коммуникативных ситуаций будущих педиатров и стоматологов. Обнаружены уже ко 2 курсу изменения в поведении студентов: выбор приспособления как стратегии поведения взаимосвязан с идентификацией, общим уровнем эмпатии и установками, способствующими эмпатии. Чем выше развита способность сопереживать и соучаствовать, тем чаще обучающиеся идут на компромисс и реже подавляют других для достижения своих целей и удовлетворения своих интересов. Авторы сосредотачивают свое внимание на том, что высокий уровень эмпатии предполагает выбор конструктивных стилей разрешения конфликтов. Предложенный подход будет интересен преподавателям, студентам, психологической службе медицинского вуза.

Ключевые слова: эмпатия, конфликтная ситуация, стили разрешения, студенты, медицинский вуз.

EMPATHY AS ONE OF THE FACTORS OF BEHAVIOR IN A CONFLICT SITUATION

Zhuchenko Olga Alexandrovna

Senior Lecturer, Izhevsk State Medical Academy of the Ministry of Health of the Russian Federation (Izhevsk). E-mail: adlog@mail.ru

Galiakhmetova Natalya Pavlovna

Candidate of Pedagogical Sciences, Associate Professor, Izhevsk State Medical Academy of the Ministry of Health of the Russian Federation (Izhevsk). E-mail: n.gali671958@ mail.ru

Revnyaga Anna Nikolaevna

Lecturer, Izhevsk State Medical Academy of the Ministry of Health of the Russian Federation (Izhevsk). E-mail:panie@list.ru

DOI: 10.24412/1029-3388-2024-1-12-22

Abstract:

The article touches on the topic of the influence and relationship of channels of empathy, styles of resolving conflict situations of medical students. An analysis of the views of researchers on empathy as a mental property and state is presented. The authors focus on the importance of showing empathy among doctors in their interactions with patients and colleagues within the framework of their professional activities. Purpose: to analyze the influence of empathy on the choice of conflict resolution styles of medical school students. The sample consisted of 251 1st, 2nd, 6th year students of the Izhevsk State Medical University of the Ministry of Health of Russia (of which 60% were

women, 40% were men; average age 21 years). Research methods: theoretical (analysis, generalization, comparison), empirical (psychodiagnostic: test "Diagnostics of empathic abilities" by V. V. Boyko, test by K. Thomas - R. Kilmann "Behavior in a conflict situation"; mathematical: descriptive statistics, Kolmogorov criterion -Smirnova, MannWhitney test, multiple regression analysis, Spearman rank correlation). The importance of the level of emotional empathy as a leading determinant of the choice of adaptation, competition, and avoidance of conflict has been established. Resolution of conflict in a cooperative style is influenced by identification of partners. The article analyzes the relationship between the channels of empathy and behavior in conflict depending on the year of study and specialty. Differences in resolving complex communication situations between future pediatricians and dentists were revealed. Changes in the behavior of students were discovered already by the 2nd year: the choice of adaptation as a behavioral strategy is interconnected with identification, the general level of empathy and attitudes that promote empathy. The more developed the ability to empathize and participate, the more often students compromise and are less likely to suppress others in order to achieve their goals and satisfy their interests. The authors focus on the fact that a high level of empathy presupposes the choice of constructive conflict resolution styles. The proposed approach will be of interest to teachers, students, and the psychological service of a medical university.

Keywords: empathy, conflict situation, resolution styles, students, medical university.

Введение. В настоящее время особую актуальность приобретают вопросы качества медицинского обслуживания населения, зависящего, в том числе, от успешности подготовки будущих врачебных кадров, от сформированности у них коммуникативной компетентности, компонентом которой является эмпатия, подразумевающей умение психологически правильно выстраивать отношения с пациентом, повышая эффективность в решении поставленных клинических задач, оставаясь при этом в рамках профессиональной роли [3; 4; 6; 8; 13]. Безусловно, непрерывная работа с людьми часто ведет к появлению конфликтов интереса и этических конфликтных ситуаций и выбора разных методов их разрешения, как конструктивных, так и деструктивных [1; 11].

Обзор литературы. Существует ряд работ, рассматривающих влияние эм-патии на перцептивный и коммуникативный аспекты общения врача с пациентами. По мнению М. А. Пономаревой, В.В. Бойко [2; 10], она представляет собой системное образование, состоящее из ряда каналов. Исследования А. П. Васильковой [5] позволили установить корреляцию эмпатии и профессиональной направленности, положительной мотивации к медицинской деятельности. При этом эмпатию можно рассматривать как индикатор профессиональной пригодности в сфере «человек — человек», что определяет значимость ее диагностики у студентов-медиков.

С другой стороны, ряд исследователей классифицируют эмпатию как состояние, определяющее способ разрешения сложной коммуникативной ситуации [7;

12; 19; 22]. Эмпатия помогает оценить состояние другого человека, сконструировать совместную деятельность, общение, избежать возникающие противоречия при знакомстве и совместной деятельности людей. Выявлено, что медицинский работник, проявляющий эмпатию в своей профессиональной деятельности, воспринимается пациентами как более компетентный [9; 14; 20]. В тоже время, согласно исследованию Е. Costa-Drolon с коллегами [16], самими врачами готовность быть чутким вызывает двойственное отношение: не каждый согласен проявлять участие к пациентам. Другими словами, врачам и медсестрам важно проявлять эмпатию по отношению к пациентам, коллегам, но не допускать полного эмоционального сопереживания, ведущего к профессиональному выгоранию. Врачи, которые учатся сопереживать пациентам во время эмоционально насыщенного взаимодействия, могут уменьшить гнев и разочарование, а также повысить их терапевтическое воздействие [17; 19]. Анализ литературы [15; 16; 18] позволил выявить неоднозначную закономерность снижения уровня эмпатии с годами обучения в медицинском вузе, при наличии клинической практики.

В связи со всем выше сказанным актуальным является поиск психологических закономерностей, способствующих повышению психологической устойчивости врача в профессиональной деятельности, что позволило сформулировать цель работы: проанализировать влияние эмпатии на выбор стилей разрешения конфликтов студентов медицинского вуза.

Объект исследования - стили разрешения конфликтов студентов.

Предмет исследования - влияние эмпатии на выбор стилей разрешения конфликтов студентов медицинского вуза.

Цель достигалась через решение задач:

1. Проанализировать научную литературу по вопросам поля исследования;

2. Выявить корреляции каналов эмпатии и стилей разрешения конфликтов студентов в зависимости от специальности, года обучения;

3. Установить эмпатичные детерминанты выбора стиля разрешения конфликтов студентами медицинского вуза.

Материалы и методы. Выборку составили 251 студент 1, 2, 6 курсов лечебного, педиатрического, стоматологического факультетов ФГБОУ ВО ИГМА Минздрава России (из них 60% женщин, 40% мужчин; средний возраст 21 год). Методы исследования: теоретические (анализ, обобщение, сравнение), эмпирические (психодиагностические: тест «Диагностика эмпатических способностей» В. В. Бойко, тест К. Томаса - Р. Килманна «Поведение в конфликтной ситуации»; математические: описательная статистика, критерий Колмогорова-Смирнова, критерий Манна-Уитни, множественный регрессионный анализ, ранговая корреляция Спирмена).

Результаты исследования. Критерий Колмогорова-Смирнова показал отсутствие нормального распределения шкал психодиагностических методик, вследствие чего выбрана ранговая корреляция Спирмена (таблицы 1-2). В таблице 1 представлены данные студентов педиатрического и стоматологического факультета.

Таблица 1.

Корреляция каналов эмпатии и стилей разрешения конфликтов у студентов педиатрического и стоматологического факультета

Показатели Педиатры Стоматологи

Эмоц.канал Интуиция Общий ур. эмпатии Эмоц. канал Рац.канал

Компромисс rs = 0.65 (p=0.004) - rs = 0.59 (p=0.009) - rs = 0.52 (p=0.019)

Сотрудничество - rs = -0.66 (p=0.003) - rs = -0.50 (p=0.026) -

Если у педиатров, чем выше уровень эмоционального канала и общий уровень эмпатии, тем чаще они идут на компромисс, то у стоматологов частота применения компромисса связана с рациональным каналом эмпатии (таблица 1). На сотрудничество чаще идут педиатры с низким уровнем интуиции и стоматологи с низким уровнем эмоциональной эмпатии. Выявлено, что у студентов 1 курса (М=3.81; SD=1.27) проникающая способность студентов выше, чем у студентов 2 курса (М=3.17; SD=1.44) на достоверном уровне (и=737.0, р=0.026).

Таблица 2 .

Корреляция каналов эмпатии и стилей разрешения конфликтов у студентов 1, 2, 6 курсов лечебного факультета

Показатели 1 курс 2 курс 6 курс

Эмоц. канал Интуиция Общий ур. Эмоц. канал Установки Идентификация Рац. канал

Уход rs = 0.35 (p=0.023) rs = 0.47 (p=0.002) - - - - ге = -0.31 (р=0.014)

Приспособление - - rs = 0.38 (p=0.007) - ге = 0.44 (р=0.002) ге = 0.32 (р=0.027) -

Соперничество - rs = -0.32 (p=0.042) rs = -0.41 (p=0.004) rs = -0.43 (p=0.002) - - -

Компромисс - rs = -0.35 (p=0.025) - rs = 0.39 (p=0.006) - - -

Сотрудничество - - - - - - ге = 0.33 (р=0.008)

Как показывает таблица 2, к старшим курсам, чем больше выражен рациональный канал эмпатии, на когнитивном уровне, тем чаще будущие врачи выбирают сотрудничество и реже — уход от конфликта. Это подтверждает, что направленность внимания, восприятия и мышления на состояние и поведение пациента, коллеги способствуют эффективному разрешению сложной коммуни-

кативной ситуации.

В этой связи интерес представляет прямая корреляция эмоциональной эм-патии, интуиции с уклонением от конфликта у первокурсников. В то же время чем больше развита способность действовать в условиях нехватки информации, тем реже они применяют соперничество и компромисс. Также следует отметить, что студенты 1 курса (М = 6.21, SD = 1.99) чаще используют сотрудничество как стиль разрешения конфликтов, чем студенты 6 курса (М = 5.49, SD = 1.80) на статистически значимом уровне (и = 1035.5; р = 0.033).

На основании полученных данных можно выделить уже ко 2 курсу изменения в поведении студентов: выбор приспособления как стратегии поведения взаимосвязан с идентификацией, общим уровнем эмпатии и установками, способствующими эмпатии. Чем выше развита способность сопереживать и соучаствовать, тем чаще обучающиеся идут на компромисс и реже подавляют других для достижения своих целей и удовлетворения своих интересов.

Одна из задач исследования — влияние эмпатии на стили разрешения конфликтов студентов медицинского вуза — решена с помощью регрессионного анализа:

- соперничество = -0.522 + 6.129* (эмоц. эмпатия)

- сотрудничество = 5.244 + 0,238* (идентификация)

- уход = 7.044 - 0.465*(рац. эмпатия)+0.28*(эмоц. эмпатия)

- приспособление = 4.891 + 0.218*(эмоц. эмпатия)

Обсуждение и заключение. Регрессионный анализ показал особую значимость эмоционального канала эмпатии на выбор стиля разрешения конфликтов студентами медицинского вуза. Так, от высокого уровня сопереживания зависит удовлетворение интересов другого в ущерб своих. Если при этом человек еще и рационально не оценивает поведение партнера по взаимодействию, то он не стремится к кооперации и достижению собственных целей. Безусловно, при взаимодействии с пациентами такая стратегия не приведет к эффективному взаимодействию, так она не способствует лечению.

Обнаружено, что умение ставить себя на место другого человека способствует стремлению найти вариант решения проблемы, полностью устраивающий обоих партнеров. А удовлетворение своих интересов в ущерб другому чаще применяют люди, не умеющие сопереживать.

В ходе профессиональной подготовки будущего специалиста-медика значимым является формирование эмпатических способностей, так как умение выражать свое мнение и чувства, взаимодействовать, в том числе в конфликтной ситуации, несет возможность в полной мере раскрыть и понять не только себя, но и других людей, а также обогатить свои профессиональные компетенции.

Все, о чем шла речь выше, подводит к главному выводу, что высокий уровень эмпатии предполагает выбор конструктивных стилей разрешения конфликтов. Установлено, что развитость эмоционального канала эмпатии - значимый фактор выбора стиля разрешения конфликтных ситуаций. При этом наиболее эффективной является сформированность идентификации, влияющей на корпо-

рацию при решении проблем партнеров.

Перспективами исследования может быть разработка тренинга, направленного на развитие эмпатических способностей, формирования навыков проявления эмпатии у студентов медицинского вуза при взаимодействии с пациентами и коллегами в сложной коммуникативной ситуации. Создание и реализация такой развивающей программы будет способствовать повышению профессиональных компетенций врачей [23]. Полученные результаты могут быть интересны и полезны преподавателям и студентам, психологической службе медицинского вуза.

Литература

1. Александрова М.А., Мустафаева Д.Р., Ермолаева Е.В. Конфликты в медицине // Бюллетень медицинских интернет-конференций. - 2016. - Т. 6, № 1. - С. 237 — 240.

2. Бойко В.В. Энергия эмоций : эмоции в общении. эмоции в проявлениях личности. созидающая и разрушающая сила эмоций. методики для изучения эмоций. - Москва : [Питер и др.], 2004. - 473 с.

3. Васильева Л. Н., Щепеткова С. С. Исследование стратегий поведения в межличностном конфликте у студентов-медиков на начальном этапе обучения в вузе // Историческая и социально-образовательная мысль. - 2016. - Т. 8, № 4-2. -С. 111-114. DOI 10.17748/2075-9908-2016-8-4/2-111-114.

4. Васильева Л.Н. Исследование эмпатии как составляющей коммуникативной компетентности будущего врача // Вестник Костромского государственного университета им. Н. А. Некрасова. Серия: Педагогика. Психология. Социальная работа. Ювенология. Социокинетика. - 2010. - Т. 16, № 1. - С. 165-169.

5. Василькова А. П. Эмпатия как один из специфических критериев профессиональной пригодности будущих специалистов — медиков: автореф. дис. ... к.псих.н. - СПб., 1998. - 26 с.

6. Галиахметова Н. П. Оценка сформированности коммуникативной компетентности выпускников медицинского вуза // Интеграция медицинского и фармацевтического образования, науки и практики : Сборник статей I Междун. Научно-педаг. форума, посвященного 80-летию ФГБОУ ВО КрасГМУ им. проф. В.Ф. Войно-Ясенецкого Минздрава России, Красноярск, 02-04 февраля 2022 года / Гл. редактор И.А. Соловьева. - Красноярск, 2022. - С. 300-303.

7. Гомыранова О. Н. Развитие психологических механизмов регуляции межличностных конфликтов студентов технического вуза: автореф. Дис.. канд. псих. наук. - Астрахань, 2007. - 24 с.

8. Ледванова Т. Ю., Коломейчук А. В. Формирование коммуникативной компетентности врача // БМИК, 2015. - № 2. - URL: https://goo.su/ktQZL7 (дата обращения 25.12.2023).

9. Помыткина Т. Ю., Галиахметова Н. П., Жученко О. А. Особенности профессионального становления молодых врачей // Современная наука: актуальные проблемы теории и практики. Серия: Гуманитарные науки. - 2023. - № 5-2. - С.

83-87. DOI 10.37882/2223-2982.2023.5-2.27.

10. Пономарева М. А. Эмпатия: теория, диагностика, развитие. - Минск : Бестпринт, 2006. - 76 с.

11. Родин А.С., Лоскутова О.Ю., Сарбашева П.А., Гришин Н.С. Исследование конфликта интересов в медицине по результатам опроса // ОРГЗДРАВ: новости, мнения, обучения. Вестник ВШОУЗ. - 2023. - Т. 9, № 3(33). - С. 28-35. - DOI 10.33029/2411-8621-2023-9-3-28-35.

12. Савинова Т. В., Былкина Т. Г., Пустобаева Е. И. Взаимосвязь уровня эмпатии и конфликтности студентов-психологов // Гуманитарные, социально-экономические и общественные науки. - 2014. - № 12-2. - С. 219-222.

13. Чибышев М. А., Малахова О. Н. Коммуникативная компетентность как качество обученности участников образования: проблемно-аналитический взгляд // Молодежная наука: тенденции развития. - 2022. - № 1. - С. 17-24.

14. Юргелас И. В., Жданов А. И., Юргелас Ю. Н., Копытина О. С. Сравнительный анализ развития эмпатии и ее составляющих у студентов ведущих медицинских специальностей // Современные наукоемкие технологии. - 2015. - № 12-1. - С. 177-184. URL: https://top-technologies.m/m/artide/view?id=35235 (дата обращения: 25.12.2023).

15. Andersen, F.A., Johansen, AS.B., S0ndergaard, J. , Andersen C.M., Hvidt E.A. Revisiting the trajectory of medical students' empathy, and impact of gender, specialty preferences and nationality: a systematic review // BMC Medical Education. - 2020. - Vol. 20. - № 52. https://doi.org/10.1186/s12909-020-1964-5

16. Costa-Drolon E., Verneuil L., Manolios E., Revah-Levy A., Sibeoni J. Medical Students' Perspectives on Empathy: A Systematic Review and Metasynthesis. // Academic Medicine. 2021. - № 96(1). - P. 142-154. DOI: 10.1097/ ACM.0000000000003655

17. Decety J. Empathy in Medicine: What It Is, and How Much We Really Need It. // The American Journal of Medicine. - 2020. - Vol. 133, Issue 5. - P. 561-566. https://doi.org/10.10167j.amjmed.2019.12.012.

18. Findyartini A, Felaza E, Setyorini D, Mustika R. Relationship between empathy and motivation in undergraduate medical students. // GMS Journal for Medical Education. - 2020. № 37(4). doi: 10.3205/zma001336. - URL: https://www. ncbi.nlm.nih.gov/pmc/articles/PMC7346292/ (дата обращения 03.02.2024)

19. Halpern J. Empathy and Patient-Physician Conflicts // Journal of General Internal Medicine. - 2007. - № 22. - P. 696 - 700. https://doi.org/10.1007/s11606-006-0102-3

20. Hastings T.S., Kavookjian J., Ekong G. Associations among student conflict management style and attitudes toward empathy // Currents in Pharmacy Teaching and Learning. - 2019. - Vol. 11, Issue 1. - P. 25 - 32 https://doi.org/10.1016/j. cptl.2018.09.019.

21. Jerkovic A., Tadin A., Gavic L. The Association Of Empathy And The Occurrence Of Work- And Family-Based Conflict In The Doctor Of Dental Medicine // Acta Stomatologica Croatica. - 2022. - Vol 56, Issue 4. - P. 445 - 448.

22. Klimecki O. M. The Role of Empathy and Compassion in Conflict Resolution // Emotion Review. - 2019. - № 11(4). P. 310 - 325. https://doi. org/10.1177/1754073919838609

23. Shi M., Du T. Associations of emotional intelligence and gratitude with empathy in medical students. // BMC Medical Education. - 2020. - № 20. https://doi. org/10.1186/s12909-020-02041-4 — URL: https://bmcmededuc.biomedcentral.com/ articles/10.1186/s12909-020-02041-4#citeas (accessed 03.02.2024)

References

1. Aleksandrova M.A., Mustafaeva D.R., Ermolaeva E.V. Konflikty v medicine [Conflicts in medicine]. Bjulleten' medicinskih internet-konferencij. 2016. T. 6, № 1. p. 237-240.

2. Bojko V.V. Jenergija jemocij : Jemocii v obshhenii. jemocii v projavlenijah lichnosti. sozidajushhaja i razrushajushhaja sila jemocij. metodiki dlja izuchenija jemocij [Energy of emotions: Emotions in communication. emotions in personality manifestations. the creative and destructive power of emotions. techniques for studying emotions]. Moscow: [Peter et al. Publ], 2004. 473 p.

3. Vasilyeva L.N., Shchepetkova S.S Issledovanie strategij povedenija v mezhlichnostnom konflikte u studentov-medikov na nachal'nom jetape obuchenija v vuze [Study of behavior strategies in interpersonal conflict among medical students at the initial stage of university education]. Istoricheskaja i social'no-obrazovatel'naja mysl'. 2016. T. 8, № 4-2. P. 111-114. DOI 10.17748/2075-9908-2016-8-4/2-111-114.

4. Vasilyeva L.N. Issledovanie jempatii kak sostavljajushhej kommunikativnoj kompetentnosti budushhego vracha [Study of empathy as a component of the communicative competence of a future doctor]. Vestnik Kostromskogo gosudarstvennogo universiteta im. N.A. Nekrasova. Serija: Pedagogika. Psihologija. Social'naja rabota. Juvenologija. Sociokinetika. 2010. T. 16, № 1. P. 165-169.

5. Vasilkova A.P. Jempatija kak odin iz specificheskih kriteriev professional'noj prigodnosti budushhih specialistov — medikov: avtoref. dis. ... k.psih.n. [Empathy as one of the specific criteria for the professional suitability of future medical specialists: abstract of thesis. dis. ... Ph.D. (Psychology)]. St. Petersburg, 1998. 26 p.

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

6. Galiakhmetova N.P. Ocenka sformirovannosti kommunikativnoj kompetentnosti vypusknikov medicinskogo vuza [Assessment of the formation of communicative competence of graduates of a medical university] // Integracija medicinskogo i farmacevticheskogo obrazovanija, nauki i praktiki : Sbornik statej I Mezhdun. Nauchno-pedag. foruma, posvjashhennogo 80-letiju KrasGMU im. prof. V.F. Vojno-Jaseneckogo Minzdrava Rossii, Krasnojarsk, 02-04 fevralja 2022 goda / Gl. redaktor I.A. Solov'eva. Krasnoyarsk, 2022. P. 300-303.

7. Gomyranova O.N. Razvitie psihologicheskih mehanizmov reguljacii mezhlichnostnyh konfliktov studentov tehnicheskogo vuza: avtoref. Dis.. kand. psih. Nauk [Development of psychological mechanisms for regulating interpersonal conflicts among students of a technical university: abstract of thesis. Dis.. Ph.D.

(Psychology).]. Astrakhan', 2007. 24 p.

8. Ledvanova T.U., Kolomejchuk A.V. Formirovanie kommunikativnoj kompetentnosti vracha [Formation of the communicative competence of a doctor]. BMIK, 2015. № 2. URL: https://goo.su/ktQZL7 (accessed 25.12.2023).

9. Pomytkina T.U., Galiahmetova N.P., Zhuchenko O.A. Osobennosti professional'nogo stanovlenija molodyh vrachej [Features of the professional development of young doctors]. Sovremennaja nauka: aktual'nye problemy teorii i praktiki. Serija: Gumanitarnye nauki. 2023. № 5-2. P. 83-87. DOI 10.37882/22232982.2023.5-2.27.

10. Ponomareva M.A. Jempatija: teorija, diagnostika, razvitie [Empathy: theory, diagnosis, development]. Minsk: Bestprint, 2006. 76 p.

11. Rodin A.S., Loskutova O.Ju., Sarbasheva P.A., Grishin N.S. Issledovanie konflikta interesov v medicine po rezul'tatam oprosa [Research of conflict of interest based on survey results]. ORGZDRAV: novosti, mnenija, obuchenija. Vestnik VShOUZ. 2023. T. 9, № 3(33). S. 28-35. DOI 10.33029/2411-8621-2023-9-3-28-35.

12. Savinova T.V., Bylkina T.G., Pustobaeva E.I. Vzaimosvjaz' urovnja jempatii i konfliktnosti studentov-psihologov [The relationship between the level of empathy and conflict in psychology students]. Gumanitarnye, social'no-jekonomicheskie i obshhestvennye nauki. 2014. № 12-2. P. 219-222.

13. Chibyshev M.A., Malahova O.N. Kommunikativnaja kompetentnost' kak kachestvo obuchennosti uchastnikov obrazovanija: problemno-analiticheskij vzgljad [Communicative competence as the quality of training of educational participants: a problem-analytical view]. Molodezhnaja nauka: tendencii razvitija. 2022. № 1. P. 1724.

14. Jurgelas I.V., Zhdanov A.I., Jurgelas Ju. N., Kopytina O.S. Sravnitel'nyj analiz razvitija jempatii i ee sostavljajushhih u studentov vedushhih medicinskih special'nostej [Comparative analysis of the development of empathy and its components among students of leading medical specialties]. Sovremennye naukoemkie tehnologii. 2015. № 12-1. P. 177-184. URL: https://top-technologies.ru/ru/article/view?id=35235 (accessed: 25.12.2023).

15. Andersen, F.A., Johansen, AS.B., S0ndergaard, J., Andersen C.M., Hvidt E.A. Revisiting the trajectory of medical students' empathy, and impact of gender, specialty preferences and nationality: a systematic review. BMC Medical Education. -2020. Vol. 20. № 52. https://doi.org/10.1186/s12909-020-1964-5

16. Costa-Drolon E., Verneuil L., Manolios E., Revah-Levy A., Sibeoni J. Medical Students' Perspectives on Empathy:A Systematic Review and Metasynthesis. Academic Medicine. 2021. № 96(1). P. 142-154. DOI: 10.1097/ACM.0000000000003655

17. Decety J. Empathy in Medicine: What It Is, and How Much We Really Need It. The American Journal of Medicine. 2020. Volume 133, Issue 5. P. 561-566. https:// doi.org/10.1016/j.amjmed.2019.12.012.

18. Findyartini A, Felaza E, Setyorini D, Mustika R. Relationship between empathy and motivation in undergraduate medical students. GMS Journal for Medical Education. 2020. № 37(4). doi: 10.3205/zma001336. URL: https://www.ncbi.nlm.nih.

gov/pmc/articles/PMC7346292/ ( accessed 03.02.2024)

19. Halpern J. Empathy and Patient-Physician Conflicts. Journal of General Internal Medicine. 2007. № 22. P. 696 - 700. https://doi.org/10.1007/s11606-006-0102-3

20. Hastings T.S., Kavookjian J., Ekong G. Associations among student conflict management style and attitudes toward empathy. Currents in Pharmacy Teaching and Learning. Vol. 11, Issue 1. 2019. P. 25 - 32 https://doi.org/10.1016/jxptl.2018.09.019.

21. Jerkovic A., Tadin A., Gavic L. The Association Of Empathy And The Occurrence Of Work- And Family-Based Conflict In The Doctor Of Dental Medicine. Acta Stomatologica Croatica. 2022, Vol 56, Issue 4. P. 445 - 448.

22. Klimecki O.M. The Role of Empathy and Compassion in Conflict Resolution. Emotion Review. 2019. № 11(4). P. 310 - 325. https://doi. org/10.1177/1754073919838609

23. Shi M., Du T. Associations of emotional intelligence and gratitude with empathy in medical students. BMC Medical Education. 2020. № 20. https://doi. org/10.1186/s12909-020-02041-4 — URL: https://bmcmededuc.biomedcentral.com/ articles/10.1186/s12909-020-02041-4#citeas ( accessed 03.02.2024)

ВЗАИМОСВЯЗЬ ЛОКУСА КОНТРОЛЯ И ТРЕВОЖНОСТИ СТУДЕНТОВ КАК ПРЕДМЕТ ПСИХОЛОГИЧЕСКИХ ИССЛЕДОВАНИЙ

Зинина Снежана Михайловна

Кандидат психологических наук , доцент, Нижегородский государственный архитектурно-строительный университет (г.Нижний Новгород), е-таИ: sne-janazinina@mail.ru

DOI: 10.24412/1029-3388-2024-1-22-37 Аннотация:

Преодоление тревожности - наиболее частый запрос студентов при обращении за индивидуальной консультацией к специалисту психологической службы университета. Ответственная позиция в отношении своего психического здоровья, осведомленность в приемах психологической самопомощи не снимает проблему высокой тревожности у некоторых студентов. Поиск стратегий психологической помощи студентам по преодолению высокой тревожности с учетом их индивидуальных характеристик послужил поводом к рассмотрению вопроса о характере связи тревожности личности с локусом контроля поведения. Анализ зарубежных и отечественных исследований показывает, что локус

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.