Научная статья на тему 'ЭМПАТИЯ КАК НЕОБХОДИМЫЙ КЛИНИЧЕСКИЙ НАВЫК ВРАЧА'

ЭМПАТИЯ КАК НЕОБХОДИМЫЙ КЛИНИЧЕСКИЙ НАВЫК ВРАЧА Текст научной статьи по специальности «Психологические науки»

CC BY
817
125
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
АФФЕКТИВНАЯ ЭМПАТИЯ / КОГНИТИВНАЯ ЭМПАТИЯ / ЭМОЦИОНАЛЬНАЯ ИДЕНТИФИКАЦИЯ / ЭМОЦИОНАЛЬНЫЙ ИНТЕЛЛЕКТ / ПОНЯТИЙНЫЙ УРОВЕНЬ / СИМПАТИЯ / СОЦИАЛЬНЫЕ УСТАНОВКИ / ФАКТОР УСПЕХА / ПРОФЕССИОНАЛЬНОЕ ВЫГОРАНИЕ / СТУДЕНТЫ-МЕДИКИ

Аннотация научной статьи по психологическим наукам, автор научной работы — Мацкевич Елена Эдуардовна, Широкогорова Татьяна Германовна

Настоящая статья посвящена рассмотрению эмпатии, как одной из ключевых профессиональных компетенций врача. Рассматриваются различные виды эмпатии: аффективная, когнитивная, социальная. Приводятся различные точки зрения в отношении видов эмпатии, как фактора успеха в карьере и личной жизни, а также ее влияния на профессиональное выгорание. Проводятся различия между смежными с эмпатией понятиями, такими как симпатия, сострадание, сочувствие. Анализируются и сравниваются различные подходы, касательно эмпатических способностей индивида, а также возможности развития когнитивной эмпатии. Целью исследования явилось измерение уровня эмпатии у различных категорий, обучающихся Приволжского исследовательского медицинского университета (далее, ПИМУ), как иностранных, так и российских. Материалы и методы . Было проведено анкетирование 77 обучающихся, результаты которого были проанализированы, дана их интерпретация. В основу анкетирования был положен Торонтский опросник эмпатии - The Toronto Empathy Questionnaire (TEQ). Результаты и выводы . В результате проведенного исследования выявлено, что определенный уровень эмпатии присущ всем респондентам. При этом ее более высокий уровень проявляется по отношению к близкому кругу друзей и знакомых, в отношении же пациентов наблюдается противоположная тенденция. Научная новизна : в статье впервые рассмотрены различные виды эмпатии. в сравнительном аспекте, для оценки эмпатичного ответа обучающихся и врачей медицинского вуза. Практическая значимость: Результаты проведенного исследования позволили авторам говорить о необходимости и целесообразности включения в рабочие программы подготовки студентов-медиков учебные дисциплины либо курсы по эмпатии.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по психологическим наукам , автор научной работы — Мацкевич Елена Эдуардовна, Широкогорова Татьяна Германовна

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

EMPATHY AS A NECESSARY CLINICAL SKILL OF A DOCTOR

This article discusses the utility of empathy as one of the basic professional skills of a doctor. Various types of empathy such as affective, cognitive, and social are considered. Different points of view are presented regarding the types of empathy, that is believed to be a key to success in doctor’s career and personal life, as well as to a decreased risk of professional burnout. Distinctions are made between the related concepts of empathy, sympathy, and compassion. Various points of view and approaches to the empathic abilities of the individual, as well as to the possibility of developing cognitive empathy are analyzed and compared. The aim of the study was to measure the level of empathy in Russian and foreign medical students, PhD students and residents of Privolzhsky Research Medical University. The study results and their interpretation are described. Materials and methods . 77 students took part in the survey. The results of the survey were analyzed and evaluated. The survey was based on the Toronto Empathy Questionnaire (TEQ). Results and conclusions . The study revealed that all respondents have certain empathy levels. At the same time, the higher empathy level is demonstrated to a close circle of friends and acquaintances, while in relation to patients, the opposite trend is observed. The study results suggest that it is necessary and advisable to develop empathy training programs or courses on empathy for medical students.

Текст научной работы на тему «ЭМПАТИЯ КАК НЕОБХОДИМЫЙ КЛИНИЧЕСКИЙ НАВЫК ВРАЧА»

MATSKEVICH Elena Eduardovna and others Azimuth of Scientific Research: Pedagogy and Psychology.

EMPATHY AS A NECESSARY CLINICAL SKILL ... 2022. T. 11. № 2(39) e-ISSN: 2712-8474

УДК 159 378 l^-s /^¿Tv IC2022 Контент доступен по лицензии CC BY-NC 4.0

y A14 |(cc) This is an open access article under the CC BY-NC 4.0 license

DOI* 10 57145/27128474 2022 11 02 11 ■^■3e^H(https://creaftvecommons.org/licenses/by-nc/4.0/)

ЭМПАТИЯКАК НЕОБХОДИМЫЙ КЛИНИЧЕСКИЙ НАВЫК ВРАЧА

© Автор(ы) 2022

МАЦКЕВИЧ Елена Эдуардовна, кандидат филологических наук, доцент кафедры иностранных языков,

заведующий кафедрой иностранных языков

Приволжский исследовательский медицинский университет 603950, Россия, Нижний Новгород, matskevich@pimunn.ru

SPIN: 1801-5433 Author ID 380693 Researcher ID: T-8797-2018 ORCID: 0000-0003-3649-7154

ШИРОКОГОРОВА Татьяна Германовна, доцент кафедры иностранных языков Приволжский исследовательский медицинский университет 603950, Россия, Нижний Новгород, shirokogorovy@yandex.ru

SPIN: 7382-0491

Author ID:833091

ORCID: 0000-0002-0253-2487

Аннотация. Настоящая статья посвящена рассмотрению эмпатии, как одной из ключевых профессиональных компетенций врача. Рассматриваются различные виды эмпатии: аффективная, когнитивная, социальная. Приводятся различные точки зрения в отношении видов эмпатии, как фактора успеха в карьере и личной жизни, а также ее влияния на профессиональное выгорание. Проводятся различия между смежными с эмпатией понятиями, такими как симпатия, сострадание, сочувствие. Анализируются и сравниваются различные подходы, касательно эмпатических способностей индивида, а также возможности развития когнитивной эмпатии. Целью исследования явилось измерение уровня эмпатии у различных категорий обучающихся Приволжского исследовательского медицинского университета (далее, ПИМУ), как иностранных, так и российских. Материалы и методы. Было проведено анкетирование 77 обучающихся, результаты которого были проанализированы, дана их интерпретация. В основу анкетирования был положен Торонтский опросник эмпатии - The Toronto Empathy Questionnaire (TEQ). Результаты и выводы. В результате проведенного исследования выявлено, что определенный уровень эмпатии присущ всем респондентам. При этом ее более высокий уровень проявляется по отношению к близкому кругу друзей и знакомых, в отношении же пациентов наблюдается противоположная тенденция. Научная новизна. В статье впервые рассмотрены различные виды эмпатии в сравнительном аспекте, для оценки эмпатичного ответа обучающихся и врачей медицинского вуза. Практическая значимость. Результаты проведенного исследования позволили авторам говорить о необходимости и целесообразности включения в рабочие программы подготовки студентов-медиков учебные дисциплины либо курсы по эмпатии.

Ключевые слова: аффективная эмпатия, когнитивная эмпатия, эмоциональная идентификация, эмоциональный интеллект, понятийный уровень, симпатия, социальные установки, фактор успеха, профессиональное выгорание, студенты-медики.

EMPATHY AS A NECESSARY CLINICAL SKILL OF A DOCTOR

© The Author(s) 2021

MATSKEVICH Elena Eduardovna, Head of the Department of Foreign Languages,

Associate Professor, PhD Privolzhsky Research Medical University 603950, Russia, Nizhny Novgorod, matskevich@pimunn.ru SHIROKOGOROVA Tatyana Germanovna, Associate Professor of the Department

of Foreign Languages Privolzhsky Research Medical University 603950, Russia, Nizhny Novgorod, shirokogorovy@yandex.ru

Abstract. This article discusses the utility of empathy as one of the basic professional skills of a doctor. Various types of empathy such as affective, cognitive, and social are considered. Different points of view are presented regarding the types of empathy, that is believed to be a key to success in doctor's career and personal life, as well as to a decreased risk of professional burnout. Distinctions are made between the related concepts of empathy, sympathy, and compassion. Various points of view and approaches to the empathic abilities of the individual, as well as to the possibility of developing cognitive empathy are analyzed and compared. The aim of the study was to measure the level of empathy in Russian and foreign medical students, PhD students and residents of Privolzhsky Research Medical University. The study results and their interpretation are described. Materials and methods. 77 students took part in the survey. The results of the survey were analyzed and evaluated. The survey was based on the Toronto Empathy Questionnaire (TEQ). Results and conclusions. The study revealed that all respondents have certain empathy levels. At the same time, the higher empathy level is demonstrated to a close circle of friends and acquaintances, while in relation to patients, the opposite trend is observed. Practical significance. The study results suggest that it is necessary and advisable to develop empathy training programs or courses on empathy for medical students.

Keywords: affective empathy, cognitive empathy, emotional identification, emotional intelligence, conceptual level, sympathy, social attitudes, success factor, professional burnout, medical students.

ВВЕДЕНИЕ

Постановка проблемы в общем виде.

Эмпатия (от греч. еmpatheia - сопереживание) понимается как индивидуально-психологическое свойство человека, характеризующее его способность к сопереживанию, сочувствию, постижению эмоционального состояния других людей. Способность к эмпатии, с одной стороны, является социально обусловленной чертой характера, с другой - это генетически предо-

пределенная особенность темперамента. Большинство исследователей выделяют эмоциональную эмпатию, которая основана на механизмах подражания и проекции; когнитивную, которая базируется на интеллектуальных процессах; поведенческую, подразумевающую осознанные действия с проявлением эмпатии; предикативную, которая проявляется как способность человека предсказывать аффективные реакции другого индивида в конкретных ситуациях. В отечественной психологии,

наряду с этим, выделяют особые формы эмпатии, как сопереживание - переживание субъектом таких же эмоциональных состояний, которые испытывает собеседник, через отождествление себя с ним, и сочувствие - переживание своих собственных эмоциональных состояний касательно чувств другого человека.

Эмпатические способности врача являются его профессионально-значимым качеством. По-прежнему, представляются актуальными слова Антуана де Сент-Экзюпери: «Какими бы ни были изыски современной медицины, ее технические возможности, человек всегда будет ждать и верить врачу, который сумеет выслушать, ободрить, проявить сострадание». Пациенты ожидают от медицинского персонала сочувствия, заботливости, понимания. Поэтому думается, что медицинские специалисты должны быть с высоким уровнем эмпатии. Однако в современном мире, когда цифровые технологии стали частью процесса обучения, становится нормой явления дегуманизации и слабое развитие гибких (или мягких) навыков ("soft skills"), которые являются важными надпрофессиональными навыками для успешного участия в рабочем процессе. Ядром коммуникации, по нашему мнению, является эмпатия, а развитая эмпатия - один из факторов успеха в деятельности, где необходимы понимание партнера при общении, способности ощущать душевное состояние другого человека, умения ставить себя на его место в трудных ситуациях.

Говоря о коммуникации между врачом и пациентом, в зарубежной психологии подчеркивается важность трех, связанных между собой, понятий: эмпатии, сочувствия и сопереживания для гармоничных взаимоотношений между врачом и пациентом. Однако эти три термина, на первый взгляд очень похожие, не являются полностью взаимозаменяемыми. Каждый термин имеет свое значение и свою роль в отношениях с пациентами.

Эмпатия - это понимание и определение эмоционального состояния другого человека. Применение эм-патии особенно важно в медицине, где успешное лечение больных зависит от эффективного взаимодействия врача с пациентом. Эмпатия представляет собой когнитивный процесс, когда содержание (известное) включает и эмоции. А чтобы «знать» эмоции, необходимо чувствовать их. Эмпатия - это процесс, посредством которого врач пытается проектировать себя в жизнь больного и представить ситуацию с точки зрения пациента. Это происходит вне сопереживания и сочувствия, поскольку оцениваются, в том числе, истории болезни и различия между отдельными пациентами и их ситуациями. Без понимания природы и обстоятельств эмоционального состояния больного врач может испытывать трудности при формировании эмпатического ответа. Важную роль при этом играют коммуникативные навыки врача для возможности передать чувства, которые он испытывает по отношению к пациенту. В ситуациях, когда врач чувствует эмпатию, но не способен выразить ее, он воспринимается пациентом неэмпатичным. Напротив, если врач в действительности не испытывает эмпатию, но способен генерировать соответствующий ответ, в силу способности понимать, как ему следует реагировать на данную ситуацию, и он владеет коммуникативными компетенциями, то врач воспринимается пациентом как эмпатичный.

Именно эмпатия является ядром взаимоотношений врача и больного, она способствует пониманию врачом всех перспектив пациента. Исследования доказывают, что эмпатия улучшает доверие, точность диагностики, коммуникацию и клинический результат, приносит удовлетворение как врачу, так и пациенту. Эмпатия может помочь разрешить конфликтные ситуации с агрессивными пациентами. Эмпатия важна для хорошего врача так же, как и любая техническая компетенция. Врачи должны включать эмпатию в отношения с пациентами, поскольку это способствует восстановлению эмоционального, психического и физического здоровья

пациентов. Каждый пациент хочет, чтобы его лечили как личность, а не как просто болезнь, и хочет быть уверен, что доктор понимает все немедицинские аспекты его состояния. И если целью медицины является лечить больного, а не болезнь, тогда эмпатию можно считать необходимым клиническим навыком [1].

Анализ научных исследований и публикаций.

На протяжении долгого времени изучением этой тематики занимались лишь зарубежные ученые. В российской науке пристальное внимание к проблеме эмпатии стало уделяться в последнее время, хотя еще в 2017 году известный российский ученый в области нейронауки и психолингвистики Т.В. Черниговская отмечала, что «у поколения Гугл нет навыка коммуникации и социального общения» [2]. Большинство отечественных и зарубежных исследователей выделяют такие основные составляющие эмпатии, как эмоциональная идентификация, личностная рефлексия, альтруистические формы поведения и общая положительная установка в общении с людьми. [3; 4; 5; 6]. Н.Г. Мосман [7] полагает, что эмоциональный интеллект - это часть эмоциональной компетентности, и различает эмоциональную (врожденную) эмпатию, а также когнитивную, которая базируется не на эмоциональном, а на понятийном уровне, и является способностью индивида понимать чувства, намерения и мотивы собеседника, не пропуская их через себя. Он, в числе немногих, выделяет социальную эмпатию - способность индивида адаптироваться к различным социальным группам. К. Дюллингс [8] обращает внимание на различия между сочувствием, эмоциональным интеллектом и эмоциональным ответом, а также рассматривает такое близкое к эмпатии понятие, как симпатия (привязанность), которую зачастую путают с эмпатией. Он указывает на то, что во главе эмпатии стоит понимание внутренних процессов собеседника, и говорит о необходимости развития эмоционального интеллекта и когнитивной эмпатии, используя различные техники. Ряд авторов говорят о необходимости разграничивать эмпатию и сочувствие. Сочувствие (sympathy), являясь аффективным или эмоциональным атрибутом, имеет двусмысленное значение в медицинской практике. Испытывая слишком сильное сочувствие к больному, врач может искаженно судить о клиническом случае пациента в следствие чего даже нанести больному вред. В то же самое время слишком глубокое погружение в страдания пациента приводит к профессиональному выгоранию врача [4]. Сочувствие представляет собой состояние эмоциональной обеспокоенности, а эмпатия - это отражение эмоционального понимания. Эмпатия является когнитивным процессом, позволяющим понять чувства и обстоятельства другого человека, а сочувствие погружает врача в страдания пациента. Многие исследователи указывают на разницу между эмпатией и сопереживанием. Сопереживание (compassion) заставляет врача разделить эмоциональные страдания пациента, но в отличии от эмпатии не дает глубокого понимания всех обстоятельств жизни пациента [5]. Проведенный опрос 800 госпитализированных пациентов выявил, что только 53 % больных считают, что их лечащие врачи обладают эмпатией [5]. Отмечалось, что пациенты эмпатичных врачей лучше соблюдают врачебные рекомендации, более удовлетворены лечением и быстрее выздоравливают. Также данные исследования подтверждают, что врачи с более высоким уровнем эмпатии испытывают меньше стресса, цинизма и эмоционального выгорания по сравнению с медицинскими специалистами с меньшим уровнем эмпатии. При этом подчеркивается, что слишком сильное эмоциональное вовлечение в страдания больного может помешать проведению лечения и принятию клинических решений. Майерс [9], Пельц [10], Грос [11] анализируют, в разные периоды, на протяжении нескольких лет, значение эмпатии как фактора успеха в различных сферах жизни; предлагают шкалу оценки эмпатии, в зависимости от факторов успеха, ключевыми

из которых выступают улучшение финансового благосостояния и качества личности, и приходят к выводу о том, что поведенческая (в терминологии авторов - социальная) эмпатия играет, в этом ключе, более важную роль, в то время как эмоциональная имеет самые низкие показатели по шкале успеха, указывая при этом, как и Дюллингс, на возможность овладения когнитивной эм-патией. С. Тонтофзон [12] делает акцент на эмоциональной эмпатии и ее существенной роли в установлении контакта с собеседником, а также подчеркивает ее влияние на возможность правильного оценивания поведения собеседника. Она обращает внимание на негативные последствия проявления аффективной (у ряда других авторов, эмоциональной) эмпатии, одним из которых является эмоциональное и профессиональное выгорание, подчеркивая при этом важную роль развития не только когнитивной эмпатии, но и психогигиены, что помогает дозировать аффективную эмпатию, способствует эффективному взаимодействию с пациентом и препятствует профессиональному выгоранию. С. Айян [13] подчеркивает, что эмоциональная эмпатия зачастую создает неправильные социальные установки. По его мнению, способность почувствовать себя на месте собеседника, считающаяся, зачастую, основой проявления доброты, взаимопомощи и альтруизма, грозит профессиональным выгоранием, вплоть до цинизма и абсолютного равнодушия по отношению к пациенту. Л. Джемисон [14], не являющаяся ученым, а работающая профессиональной актрисой, исполняющей роль различных пациентов, представляет свою трактовку эмпатии, которая помогает ей вжиться в роль и прочитать сценарий «между строк» для того, чтобы исполнить роль максимально близко к желаемому результату. Разбирая отдельные конкретные случаи из своей практики, она анализирует роль когнитивной эмпатии и, также как и большинство исследователей, приходит к выводу о необходимости ее развития. П. Кучер [15], говоря о необходимости развития когнитивной эмпатии, подчеркивает ее значимость не только в отношении пациентов, но и коллег, приводя рекомендации и техники, применяемые с целью ее развития. Отечественная литература в данном направлении в основном касается анализа зарубежного опыта, что относится и к существующим тестам на определение эмпатии. Т.Д. Карягина, Н.В. Кухтова [16] анализируют тест эмпатии М. Дэвиса [17], созданный им более 30 лет назад и пользующийся неизменной популярностью у исследователей, который позволяет оценить разные виды эмпатии, выражая, преимущественно, эмоциональный характер феноменов, отражаемых шкалами теста.

В медицинских университетах мира существуют специальные программы по обучению клинической эмпатии. Программа по приобретению эмпатических компетенций, называемая "Empathetics", создана в медицинской школе Гарварда [5]. Программа включает стратегии, которые помогают докторам управлять эмоциями, определять эмоциональные сигналы пациентов, чтобы лучше реагировать на них, чувствовать свои собственные эмоциональные реакции и моделировать их. Зарубежные курсы по когнитивной эмпатии для врачей включают самомониторинг, который помогает уменьшить защитную реакцию врача, улучшить навыки слушания пациентов, декодировать язык тела и выражение лица [18; 19]. В некоторых программах используются актеры в качестве симулированных пациентов. Многие курсы большое внимание уделяют поведенческой эмпа-тии. Обращается особое внимание на экстралингвистические факторы коммуникации, такие как зрительный контакт с пациентом и тон голоса. Не рекомендуется вести монолог с использованием большого количества медицинских терминов, даются и другие примеры поведенческой эмпатии, а также указываются недопустимые при общении с пациентов вещи, такие как стоять над больным во время разговора с ним, отвлекаться на телефон или работу за компьютером и прочее. Особо

внимание уделяется сообщению плохих новостей и подчеркивается необходимость продумывать разговор и планировать его на конец рабочего дня, не позволяя кому- или чему-либо прерывать его. Одной из методик для сообщения плохих новостей является «Kaye's ten steps». Автор подробно описывает 10 пошаговых действий, которые должен выполнять доктор, обладающий эмпатией [20].

Обзор литературы по указанной теме показал, что исследованием эмпатии в основном занимались и занимаются зарубежные ученые. Большая часть работ носит либо теоретический характер, либо затрагивает эмоциональную (врожденную) эмпатию. Оценка уровня эмпатии будущих и действующих врачей и ее роли в профессиональном становлении врача в нашей стране до настоящего времени не проводилась, что говорит об актуальности проведенного исследования.

МЕТОДОЛОГИЯ

Дискуссии на тему эмпатии на занятиях по иностранному языку вызывали у большинства обучающихся и врачей изумление. Значительная часть не была знакома с этим понятием. Другая часть понимала под ней лишь эмоциональную эмпатию, выражая к ней негативное отношение и считая ее главной причиной эмоционального профессионального выгорания врачей. Сбор эмпирических данных позволил нам сделать предположение о том, что среди будущих и действующих врачей эмпатия либо развита слабо, либо является врожденной и проявляется по отношению к членам своей семьи и близким друзьям. С целью подтверждения или опровержения указанного предположения нами было проведено исследование, чтобы определить уровень различных видов эмпатии среди разных категорий обучающихся ПИМУ для разработки в дальнейшем практических курсов и тренингов по развитию и формированию когнитивной эмпатии обучающихся ПИМУ.

В рамках исследования было проведено анкетирования студентов, ординаторов, аспирантов и врачей (всего 77 респондентов) ПИМУ. 72,7 % респондентов составляли студенты из 7 стран (Индия, Мальдивы, Малайзия, Марокко, Ангора и Россия), 23,4 % - аспиранты и ординаторы и 3,9 % врачи. 62,3 % участников опроса были женского пола и 37,7 % мужского. Возраст опрашиваемых варьировал от 17 до 27 лет.

Для определения уровня эмпатии нами использовался Торонский опросник эмпатии - Toronto Empathy Questionnaire (TEQ) [21] Данный опросник был разработан как краткий показатель эмпатии. Он содержит 16 вопросов, каждый из которых оценивается по пятибалльной шкале от «никогда» до «часто». TEQ концептуализирует эмпатию как преимущественно эмоциональный процесс. Было показано, что этот инструмент положительно коррелирует с показателями социального декодирования, другими показателями эмпатии и отрицательно коррелирует с показателями симптоматики аутизма [22]. Гендерные и возрастные различия при оценке результатов не учитывались. Анкетирование проводилось на английском языке.

Анкета включала следующие утверждения:

1. Когда кто-то взволнован, я тоже чувствую себя взволнованным.

2. Несчастья других людей не волнуют меня сильно.

3. Я расстраиваюсь, если вижу, что кого-то обижают.

4. Мне безразлично, если рядом кто-то счастлив.

5. Я испытываю удовольствие, когда делаю что-то хорошее для других людей.

6. Я чувствую сожаление, если другие люди более несчастны, чем я.

7. Когда мой друг начинает говорить о своих проблемах, я стараюсь перевести разговор на другую тему.

8. Я могу заметить, если другие люди печальны, даже когда они об этом не говорят.

9. Я чувствую настроение других людей и соответствую их настроению.

10. Я не сочувствую людям, которые заболели серьезно по своей вине.

11. Я чувствую раздражение, когда другие люди плачут.

12. Мне действительно не интересно, что чувствуют другие люди.

13. Я испытываю сильное желание помочь, когда вижу, что кто-то расстроен.

14. Когда я вижу, что с кем-то обращаются несправедливо, я не испытываю жалости.

15. Я считаю глупо кричать от радости.

16. Когда я вижу, что кого-то обижают, я испытываю желание его защитить.

Анкетирование было проведено с использованием Гугл-форм.

РЕЗУЛЬТАТЫ

В ходе анкетирования нами были получены результаты, представленные на нижеследующих диаграммах (рисунок 1).

Рисунок 1 - Результаты анкетирования

Анализируя полученные результаты, можно утверждать, что в среднем высокий уровни эмпатии продемонстрировали 55,1 % участников опроса, средний уровень показали 30,6 % респондентов, низкий уровень эмпатии был у 14,3 % опрошенных.

Как показано в таблице 1, результаты уровня эмпа-тии по отдельным вопросам были различными.

Таблица 1. Результаты уровня эмпатии по отдельным вопросам в процентном соотношении.

их эмоциональной незрелостью и тревожностью, а также низким уровнем межличностной и межкультурной сенситивности, о чем мы писали в наших предыдущих статьях [23]. Поскольку, согласно эмпирическим данным, значительная часть опрошенных считает эмпатию главным фактором эмоционального и профессионального выгорания, то могли включиться защитные механизмы, препятствующие этому, что и отразилось в ответах респондентов.

Корме того, отсутствие дисциплин и курсов по когнитивной эмпатии привело к отсутствию сформирован-ности соответствующих компетенций у респондентов, в силу чего подавляющее большинство ответов связаны с проявлением и присутствием лишь эмоциональной (аффективной, врожденной) эмпатии.

В ответе на 1-й вопрос практически 85 % респондентов продемонстрировали высокий уровень эмоциональной эмпатии, что говорит о том, что большинство опрошенных поддается эмоциям оппонента, пропуская

* 1 ' "V- '

%0 л ;

их через себя.

Этим можно объяснить и результаты ответа на 2-й вопрос, в котором речь шла о реакции на несчастья (заметим, даже не проблемы) других людей, которые волнуют только половину опрошенных.

Также относительно низкий уровень эмпатии продемонстрирован при ответе на вопросы о сочувствии больным (вопрос №10).

Схожие результаты мы наблюдаем и в ответах на практически все вопросы, где речь идет о чувствах дру-

Уроеень Эмпатии Вопросы О!-«)

1 2 Л 4 5 6 7 3 9 10 11 11 13 14 15 16

ВЫГОК1Ш 41,3 23 ,6 49 102 50,6 50,7 73 55,9 33,3 52 47,4 63,7 63,7 72,3 75,3 43,9

средним 42.9 45.5 33.3 37,7 31.1 13^ 37,7 41..6 £ 1 39 24,7 23.6 15.6 16.9 26

низкий 15,8 26 17.2 10^ 11,7 14:2 3.3 6.4 24.6 23,3 11.7 11.6 11..6 7.3 25.1

Объяснить низкий уровень эмпатичного ответа у респондентов можно либо личностными особенностями, либо отражением соответствующего типа личности современного общества.

ОБСУЖДЕНИЕ

Полученные нами данные подтвердили нашу гипотезу о том, что для большинства опрошенных эмпатия - это лишь ее эмоциональная составляющая. Она проявляется со стороны респондентов, в основном, по отношению к близким родственникам и друзьям, а также, если затронуты их личные интересы. В подавляющем большинстве, высокий уровень эмпатии связан с положительными эмоциями по случаю радостных событий. По отношению к посторонним людям или пациентам ее проявление показано значительно более низкими результатами.

Данное обстоятельство можно объяснить не только присутствием у респондентов врожденной эмпатии, но и

гих людей. Например, на 3-й вопрос, о том, как реагируют опрошенные, если кого-то обижают, высокий уровень эмпатии продемонстрировали лишь около половины респондентов. Подобные результаты в ответе на 13-й вопрос о желании помочь, если кто-то расстроен, а также на 14-й вопрос, касающийся реакции респондентов на ситуации, когда с кем-то поступают несправедливо, и на 16-й вопрос о желании защитить того, кого обижают.

Оптимизм внушают ответы на 4-й вопрос, где 70 % опрошенных проявили высокий уровень эмоциональной эмпатии и готовы разделить радость постороннего человека. Подобные результаты демонстрируют респонденты в ответе на 15-й вопрос, где большая часть опрошенных готовы кричать от радости, и более половины из них не считают необходимым сдерживать эмоции.

Вопросы 5 и 6, касающиеся возможности доставить радость другим людям, показали высокие результаты у 50 % опрошенных. Примерно 1/3 демонстрируют мень-

шую готовность к этому и не в такой высокой степени расстраиваются, если посторонние люди более несчастны, чем респонденты.

Данные диаграмм и таблицы касательно 7-го вопроса говорят о том, что при коммуникации с друзьями эмпатию стараются проявить более 2/3 опрошенных, и показывают, соответственно, более высокий уровень эм-патичного ответа.

Интересным представляется сопоставление ответов на вопросы 8 и 9. Около половины респондентов очень хорошо понимают, когда человек опечален. Однако только треть опрошенных чувствует настроение посторонних людей и представляет, как вести себя в сложившейся ситуации.

Ответы на 11-й вопрос свидетельствуют скорее о верности нашего предположения об эмоциональной незрелости и личной тревожности, в первую очередь, когда речь идет о реакции на раздражительность других людей. Более половины респондентов реагируют, не проявляя эмпатии вообще, либо демонстрируют ее невысокий уровень.

Около 30 % опрошенных совершенно не интересно, что чувствуют другие люди, о чем говорят ответы на 12-й вопрос.

Таким образом, анализ ответов показывает, что респонденты лучше могут давать эмпатичный ответ в ситуациях, которые требуют от опрашиваемых способности к сопереживанию и сочувствию. Но когнитивные и поведенческие формы эмпатии у них развиты слабо.

Согласно полученным данным, большинство опрошенных демонстрируют высокий и средний уровни эм-патии, что является благоприятным с прогностической точки зрения для эффективного профессионального общения.

Анализ анкет конкретных респондентов продемонстрировал, в целом, идентичные результаты. Однако имеются отдельные респонденты как из числа российских обучающихся, так и из числа иностранных обучающихся, которые продемонстрировали высокий уровень эмпатии в ответах на подавляющее большинство вопросов.

ВЫВОДЫ

Проведенное исследование показало, что уровень эмпатии как среди будущих, так и среди действующих врачей находится на невысоком уровень. При этом большая часть опрошенных продемонстрировала проявление эмоциональной (аффективной, врожденной) эмпа-тии, что говорит о возможности развития когнитивной эмпатии, столь необходимой в коммуникации врача и пациента.

Слабое развитие гибких навыков коммуникации у студентов-медиков и врачей при взаимодействии с пациентами ставит перед преподавателями медицинских университетов задачу по реализации соответствующих программ по развитию эмпатии, а именно ее когнитивной, поведенческой и предикативной форм, как первостепенной. Развитая когнитивная эмпатия позволит вывести коммуникацию с врачом и доверие к нему со стороны пациента на совершенной иной, более высокий уровень, а терапию, в свою очередь, сделать более эффективной.

Несформированность когнитивной эмпатии мы объясняем, в том числе, отсутствием дисциплин и курсов по эмпатии в российских вузах.

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

Иностранный язык как учебная дисциплина в медицинском вузе имеет возможности для развития профессиональных коммуникативных компетенций. На занятиях иностранного языка в ПИМУ организованная иноязычная деятельность по теме «эмпатия» позволяет изучать и развивать эмпатичные коммуникативные умения в ситуациях профессионального общения. Дискуссия, рефлексия, кейсы, деловые и ролевые игры применяются для развития различных форм эмпатии. Особое внимание обращается на лингвистические и

экстралингвистические аспекты успешного профессионального взаимодействия.

Думается, что в медицинских вузах следует заимствовать зарубежный опыт и при изучении клинических дисциплин необходимо уделять особое внимание развитию и совершенствованию коммуникативных компетенций будущих врачей.

Следует последовательно и системно подходить к вопросам развития когнитивной эмпатии в образовательном процессе в медицинских вузах, включив соответствующие курсы и тренинги в рамках клинических либо отдельных дисциплин в учебные и рабочие программы специалитета и ординатуры.

Возможно, целесообразно организовывать и проводить циклы для врачей по приобретению эмпатичных компетенций в рамках курсов по повышению квалификации.

СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ:

1. 1. The role of Empathy in Medicine: A Medical Student's Perspective: AMA Journal of Ethics - [Электронный ресурс]. - http:// journalofethics.ama-assn.org/2007/06/medu1-0706.html (дата обращения 25.01.2022).

2. Профессор Черниговская: «Мозг должен тяжело и постоянно трудиться». Аргументы и факты. - №48. - 29.11.2017.

3. Шнайдер М.И. Эмпатия как форма отражения другого человека. — Научно-практический журнал «Гуманитарное образование». - №2. - 2016.

4. Laughey W.F., Atkinson J., Graig A.V., Douglas L., Brown M. EL., Skott E.L. Alberti H., Finn G.M. Empathy in Medical Education: Its Nature and Nurture — a Qualitative Study of the Views of Students and Tutors. — Medical Sciense Educator. — 2021.

5. Suttie J. Should we train doctors empathy? - [Электронный ресурс]. - http://greatergood.berkeley.edu/article/item/should_we_train_ doctors_for_empathy. - (дата обращения 10.03.2022).

6. Ekman E. Five Ways to Protect Your Well-Being as a Health Care Professional. - [Электронныйресурс]. - https://greatergood.berkeley.edu/ article/item/five_ways_to_protect_your_wellbeing_as_a_health_care_pro-fessional. - (дата обращения 20.02.2022).

7. Hery-Moßmann N. Was bedeutet Empathie: Einfach erklärt. -[Электронный ресурс] - https://praxistipps.focus.de/was-bedeutet-empa-thie-einfach-erklaert_111566?. - (дата обращения 02.03.2022).

8. Düllimgs C. Auf der Grundlage von «Empathie-Definition — was bedeutet Empathie eigentlich genau?» -[Электронный ресурс] - http://www. empathie-lernen.de/empathie-definitionw - (дата обращения 20. 01.2022).

9. D. Myers. Social Psychology. — McGraw-Hill Education. — 2013. — p. 100-115.

10. Pelz, W.: Umsetzungskompetenz als Schlüsselkompetenz für Führungspersönlichkeiten: eine theoretische und empirische Analyse: in Corinna von Au (Hrsg.). - Springer Fachmedien Wiesbaden. — 2017.- S. 200-225.

11. Gros J.J. Handbook of Emotion Regulation. - Leadership und angewandte Psychologie. Band 3: Eigenschaften und Kompetenzen von Führungspersönlichkeiten. - Berlin: Springer Verlag. - 2017. — p. 55-84.

12. Tontofsohn S. Gefährliche Empathie. - [Электронный ресурс] -https://www.systemische-psychotherapie-frankfurt.de/blog-psychologie/ge-fahren-der-empathie (дата обращения 12.12.2021).

13. Ayan S. Empathie lässt uns unklug entscheiden, Sozialpsychologie: Schattenseiten des Mitgefühls. - [Электронный ресурс] - https://www. spektrum.de/news/empathie-laesst-uns-unklug-entscheiden/1485565 (дата обращения 15.12.2021).

14. Jamison L. Aus dem Englischen übersetyt von Kirsten Riesselmann Über Einfühlung und das Leiden anderer. Essays. — Hanser Berlin, Fester Einband. - 2015. — 336 Seiten.

15. Kutscher P. P. Patientenorientierung: Empathie — Die Fähigkeit des Mitleidens, Dtsch Arztebl. - 2014; 111(17).

16. Карягина Т.Д., Кухтова Н.В. Тест эмпатии М. Дэвиса: содержательная валидность и адаптация в межкультурном контексте // Консультативная психология и психотерапия. - 2016. Т. 24. № 4. С. 33—61.

17. Davis M. "Measuring individual differences in empathy: Evidence for a multidimensional approach". Journal of Personality and Social Psychology, 1983 v.44:1 p.113-126

18. Medicine as a Performance. Embodying Empathy in Contemporary Medical Practice. — 2018. - [Электронный ресурс] - http://www.theat-lantic.com/health/archive/2015/03/how-to-teach-doctors-empathy/387784/ (дата обращения 10.03.2022).

19. Empathisch zu sein, wird für Ärzte immer schwieriger. -[Электронный ресурс] - https://www.aerzteblatt.de/nachrichten/104098/ Empathisch-zu-sein-wird-fuer-Aerzte-immer-schwieriger (дата обращения 04.01.2022).

20. Buckman R. How to Break Bad News. Commincating with Dying People and their Relatives by Jean Lugton Paperback, Radcliffe Medical Press, 2002.

21. Spreng, R. N., McKinnon, M. C., Mar, R. A., & Levine, B. (2009). The Toronto empathy questionnaire: Scale development and initial validation of a factor-analytic solution to multiple empathy measures. Journal of PersonalityAssessment, 91, 62-71.

22. Bartens W. Angehende Ärzte müssen Empathie zeigen. — Süddeutshe

Zeitung. - 31.07.2019.

23. Мацкевич Е.Э., Широкогорова Т.Г. Межкультурная сенситив-ность как необходимый фактор эффективной межкультурной коммуникации иностранных обучающихся. Азимут научных исследований: педагогика и психология. 2021. Т. 10. № 1 (34). С. 363-366.

Авторы заявляют об отсутствии конфликта интересов

The authors declare no conflicts of interests.

Received date: 18.09.2022

Revised date: 17.10.2022

Accepted date: 10.11.2022

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.