Научная статья на тему 'Эмоциональный интеллект современного менеджера'

Эмоциональный интеллект современного менеджера Текст научной статьи по специальности «Прочие социальные науки»

CC BY
1274
216
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Аннотация научной статьи по прочим социальным наукам, автор научной работы — Дрогобыцкий А. И.

Анализируются составляющие эмоционального интеллекта современного менеджера, включающие 20 различных навыков и умений, объединенных в четыре большие группы: самосознание, самоконтроль, социальная чуткость и умение управлять взаимоотношениями. Особое внимание уделено развитию навыков в миротворчестве и корпоративности, призванных поддерживать здоровый эмоциональный климат в организации.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Emotional Intellect of Modern Manager

Components of emotional intelligence of the modern manager, including 20 various skills and the skills incorporated in four greater groups are analyzed: consciousness, self-checking, social keenness and skill to operate mutual relations. The special attention is given to development of skills called to support a healthy emotional climate in the organization.

Текст научной работы на тему «Эмоциональный интеллект современного менеджера»

УДК 005.32

А. И. Дрогобыцкий

ОАО Коммерческий Банк «Севергазбанк» ул. Благовещенская, 3, Вологда, 160001, Россия E-mail: idrogobytsky@fors.ru

ЭМОЦИОНАЛЬНЫЙ ИНТЕЛЛЕКТ СОВРЕМЕННОГО МЕНЕДЖЕРА

Анализируются составляющие эмоционального интеллекта современного менеджера, включающие 20 различных навыков и умений, объединенных в четыре большие группы: самосознание, самоконтроль, социальная чуткость и умение управлять взаимоотношениями. Особое внимание уделено развитию навыков в миротворчестве и корпоративности, призванных поддерживать здоровый эмоциональный климат в организации.

В условиях демократического общества и рыночной экономики многие человеческие качества, которые не были востребованы и подавлялись в других общественно-экономических формациях, получили естественную среду для развития и наилучшие условия для проявления. В первую очередь это относится к соперничеству за лидерство во всех его проявлениях. Человек всегда стремится занять лидирующее положение в любом обществе, будь то семья, трудовой коллектив, партийная организация или даже преступная группа. Однако только с развитием демократии и рыночных экономических отношений это естественное человеческое стремление в полной мере легализовалось и получило благодатную почву для развития. Наиболее амбициозные и не очень стесненные моральными устоями лица сразу открыли свое дело, оторвав от «общественного пирога» лакомые куски. Менее расторопные продолжали (и продолжают) работать над совершенствованием своих знаний и умений с потаенной надеждой занять лидирующие позиции некоторое время спустя, когда нормализуются отношения, стабилизируется обстановка, восстановится справедливость, снова станет почитаем моральный облик и будут востребованы таланты. Следует заметить, во многом чаяния и ожидания последних стали оправдываться. Все больше и больше грамотных, хорошо воспитанных и высокоморальных молодых людей выдвигаются на лидирующие позиции в бизнесе, государственных структурах, науке, культуре и здравоохранении.

Перед ними на повестку дня встают вопросы, как оправдать оказанное им доверие и сохранить свое лидирующее положение в обозримой перспективе. Ведь настоящему лидеру, кроме надлежащей производственно-технологической подготовки, знания своего рынка и хорошей ориентации во всех других сферах, так или иначе касающихся вверенной ему организации, необходимо еще уметь ладить с людьми, понимать потребности подчиненных и, самое главное, вызывать у них эмоциональный отклик и поддерживать в коллективе положительный эмоциональный настрой. Именно эти последние способности позволяют руководителю применять свои профессиональные знания на пользу организации и подключать к этому делу всех ее сотрудников и деловых партнеров. Другими словами, хороший лидер кроме чисто профессиональных знаний и компетенций должен обладать эмоциональным интеллектом.

Выделяют четыре составляющие эмоционального интеллекта: самосознание; самоконтроль; социальная чуткость; управление отношениями (более подробно они представлены в виде таблицы, см. ниже). Первые две компоненты (самосознание и самоконтроль) определяют, насколько хорошо мы понимаем себя, умеем управлять собой и контролировать свои чувства. Две другие (социальная чуткость и управление отношениями) отражают нашу способность распознавать эмоции окружающих, управлять ими и на этой основе налаживать отношения с людьми.

Развивая самосознание и самоконтроль, мы учимся эффективно использовать наши сильные стороны и управлять эмоциями, чтобы с воодушевлением идти к цели и вызывать такой же энтузиазм у окружающих. Зная, какой заразительной силой обладают эмоции, необходимо

ISSN 1818-7862. Вестник НГУ. Серия: Социально-экономические науки. 2007. Том 7, выпуск 2 © А. И. Дрогобыцкий, 2007

внимательно следить за собственными чувствами и настроением. Вдумчивый человек постоянно анализирует изменения своего внутреннего состояния и стремится не только понимать себя, но и удовлетворять свои эмоциональные потребности. Чтобы успешно справляться со стрессами, нужно находить время для спокойных уединенных размышлений. Самоанализ, осмысление своих жизненных позиций и ценностных ориентиров, общение с близкими людьми способны вызвать позитивный эмоциональный настрой у себя самого и у окружающих.

С другой стороны, овладев искусством понимать чувства других, мы приобретаем способность влиять на мотивацию сотрудников и посредством этого добиваться результативной работы коллектива и повышения его корпоративной культуры. Для этого, отдавая пальму первенства коллективной работе, необходимо уважать и поощрять индивидуальность. Необходимо научиться воспринимать сотрудников как с профессиональных, так и с общечеловеческих позиций, находить время для личного общения с ними, непременно публично отмечать их успехи, творческий подход к работе и усердие.

Признавая, что эмоциональный интеллект является определяющим фактором эффективного лидерства, не следует преуменьшать значение общего интеллекта или уровня умственного развития. Лидер должен уметь находить закономерности в разрозненных фрагментах информации, понимать стратегию развития, знать рыночную конъюнктуру, разбираться в финансовых вопросах, ориентироваться в технологических аспектах производства и действовать профессионально.

Личностные навыки

Социальные навыки

Самосознание

• эмоциональное самосознание: анализ собственных эмоций, осознание их воздействия и использование интуиции при принятии решений

• точная самооценка: знание своих сильных сторон и пределов возможностей

• уверенность в себе: чувство собственного достоинства и адекватная оценка своей одаренности

• достойная самомотивация; настойчивое желание соответствовать высоким внутренним стандартам

Самоконтроль

• обуздание эмоций: умение контролировать разрушительные эмоции и импульсы

• открытость: проявление честности и прямоты

• адаптивность: способность подстраиваться под меняющиеся обстоятельства

• воля к победе: упорное продвижение к намеченной цели

• инициативность: готовность к активным действиям и умение не упускать возможности

• оптимизм: умение позитивно

• смотреть на вещи

Социальная чуткость

• сопереживание: способность чувствовать и понимать позицию другого человека и умение проявлять участливое отношение к его проблемам

• деловая осведомленность: понимание текущих событий и правильное их проецирование на организационную политику и иерархию ответственности

• предупредительность: способность признавать и удовлетворять потребности подчиненных, клиентов и покупателей

Управление отношениями

• воодушевление: умение вести за собой, рисуя захватывающую картину будущего

• влияние: владение тактикой убеждения

• наставничество: действенное участие в самосовершенствовании сотрудников, поощрение развития их способностей с помощью отзывов и наставлений

• предприимчивость: способность инициировать преобразования, совершенствовать методы управления и вести сотрудников к новым свершениям

• миротворчество: умение урегулировать конфликты, разрешать разногласия и достигать консенсуса

• сотрудничество: контактность в отношении сослуживцев и умение работать в команде

• корпоративность: культивирование

• и поддержание сети социальных связей

Однако перечисленные знания, умения и когнитивные способности большей частью относятся, к своего рода, «обязательному минимуму» начальственной должности. Не обеспечив этого минимума, вы просто не можете и не должны ее занимать. А вот когда человек уже стал руководителем, на первый план выходят не профессиональные знания, а то, как он умеет их применять.

Анализируя содержание таблицы, следует обратить внимание на две позиции - сотрудничество и социальная корпоративность, поскольку смысловое содержание всех остальных прозрачно и достаточно точно воспринимается даже на интуитивном уровне. Для этого следует напомнить, что эмоциональные и физиологические реакции человека, которые, как правило, едва уловимы, представляют собой важные источники информации. В каждый момент времени мы через вербальные каналы коммуникации сообщаем друг другу массу сведений о своем психологическом состоянии. Мельчайшие мышечные движения и мимика информируют окружающих о нашем истинном эмоциональном настрое и подсказывают, как им себя вести с нами. Таким образом, тщательно отслеживая реакции других людей, мы начинаем лучше понимать их чувства и более точно можем интерпретировать их мысли и мнения. Такое молчаливое общение по эмоционально-психологическим каналам позволяет воспринимать чужие переживания напрямую, не пропуская их через фильтры предрассудков и субъективных представлений. Мы как бы настраиваемся на внутреннюю волну собеседника и, конечно, гораздо лучше его понимаем.

Людям, которые умеют улавливать подобные сигналы, гораздо легче работать в команде. Они открыты к сотрудничеству, их психолого-эмоциональные каналы задействованы и обеспечивают плодотворное общение с сотрудниками. У таких людей появляется гораздо больше шансов стать полноценными участниками социальных процессов в коллективе и оказывать реальное влияние на трудовые отношения, распределение ролей и корпоративную культуру. Следовательно, для претендентов на лидерство навыки сотрудничества и корпоративности обязательны и подлежат постоянному целенаправленному развитию.

В заключение отметим, что приведенные здесь сведения о навыках, качествах и умениях людей, занятых в сфере управления, которые желательны для всего менеджерского корпуса и обязательны для претендентов на лидирующие позиции, больше предназначены для внутреннего, чем для внешнего пользования. Каждому человеку, выбирающему карьеру менеджера, нелишне знать степень своего соответствия качественным характеристикам, зафиксированным в таблице. это особенно актуально для кандидатов на выборные должности.

Список литературы

1. Бояцис Р., Макки Э. Резонансное лидерство: совершенствование и построение плодотворных взаимоотношений с людьми на основе активного сознания, оптимизма и эмпатии / Пер. с англ. М.: Альпина Бизнес Букс, 2007. 300 с.

Материал поступил в редколлегию 15.06.2007

A. I. Drogobytskii

Emotional Intellect of Modern Manager

Components of emotional intelligence of the modem manager, including 20 various skills and the skills incorporated in four greater groups are analyzed: consciousness, self-checking, social keenness and skill to operate mutual relations. The special attention is given to development of skills called to support a healthy emotional climate in the organization.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.