Научная статья на тему 'Эмоциональный интеллект как фактор профессионально-педагогической адаптации молодого преподавателя'

Эмоциональный интеллект как фактор профессионально-педагогической адаптации молодого преподавателя Текст научной статьи по специальности «Психологические науки»

CC BY
270
56
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ЭМОЦИОНАЛЬНЫЙ ИНТЕЛЛЕКТ / АДАПТАЦИЯ / ПРОФЕССИОНАЛЬНО-ПЕДАГОГИЧЕСКАЯ АДАПТАЦИЯ / ЭМОЦИИ / СИСТЕМА ОБРАЗОВАНИЯ / EMOTIONAL INTELLIGENCE / ADAPTATION / PROFESSIONAL-PEDAGOGICAL ADAPTATION / EMOTION / THE EDUCATION SYSTEM

Аннотация научной статьи по психологическим наукам, автор научной работы — Данилюк Ольга Александровна

Рассматривается роль эмоционального интеллекта в адаптации молодого преподавателя к педагогической деятельности. Показана связь между уровнем эмоционального интеллекта и характеристиками профессионально-педагогической адаптации личности.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему «Эмоциональный интеллект как фактор профессионально-педагогической адаптации молодого преподавателя»

личностная зрелость не обязательно связана с хронологическим возрастом. Подобного мнения придерживался А. А. Бодалев, который утверждал, что взрослость и зрелость - это понятия не тождественные. Д. А. Леонтьев также указывал, что личностное развитие не совпадает с развитием психическим, нравственным, интеллектуальным. М. В. Ермолаева считала, что «не происходит фронтально одновременного степени зрелости между всеми блоками образований, в которых человек выступает как индивид, как личность, как субъект деятельностей» [2, с. 13].

Изучение развития зрелого человека является предметом исследований в специальном разделе науки - акмеологии. Представители акмеологического подхода (А. А. Бодалев, Г. А. Вайзер, В. Г. Зазыкин, А. А. Деркач, Н. А. Карпова,

H. В. Кузьмина, Л. Е. Орбан-Лембрик, В. А. Толочек, В. Е. Чуковский и др.) называют зрелость наивысшей точкой развития личности, а вершину термином - «акме» [2, с. 14]. А. А. Бодалев высказал мнение, что основной критерий «акмеологической» зрелости не определен. А. А. Бодалев, В. М. Русалов утверждали, что настоящая зрелость наступает тогда, когда человек не только достигает вершины в своем развитии, но и способен передать плоды этого развития другому.

Становление личностной зрелости - процесс динамичный и сложный. Каждый человек достигает зрелости по-своему, в зависимости от влияния внешних и внутренних детерминант. По нашему мнению, личностная зрелость - характеристика состояния развития личности, что проявляется в высокой степени личностной конструктивной активности и личностной функциональной производительности человека.

Литература

I. Дидык Н. М. Профессионально значимые характеристики личностной зрелости будущих психологов: дис. ... канд. психол. наук: 19.00.07 / Дидык Наталья Михайловна. - М., 2013. С. 353.

Emotional intelligence as a factor of professional and pedagogical adaptationmof the young teacher Daniluk O. (Ukraine) Эмоциональный интеллект как фактор профессионально-педагогической адаптации молодого преподавателя Данилюк О. А. (Украина)

Данилюк Ольга Александровна /Daniluk Olga - практический психолог, Теребовлянское высшее училище культуры, г. Теребовля, Украина

Аннотация: рассматривается роль эмоционального интеллекта в адаптации молодого преподавателя к педагогической деятельности. Показана связь между уровнем эмоционального интеллекта и характеристиками профессионально-педагогической адаптации личности.

Abstract: examines the role of emotional intelligence in the adaptation of the young teacher to pedagogical activity. The relationship between the level of emotional intelligence and performance professional-pedagogical adaptation of the person.

Ключевые слова: эмоциональный интеллект, адаптация, профессионально-педагогическая адаптация, эмоции, система образования.

Keywords: emotional intelligence, adaptation, professional-pedagogical adaptation, emotion, the education system.

Сегодня, система образования, не смотря на ориентацию гуманистических ориентиров развития, все еще сводится к компоненту знаний, ориентированного на рациональное познание окружающего мира, и в меньшей мере - к аффективному, чувственному мировосприятию, что обостряет проблему гармоничного соотнесения внутреннего (эмоциональное здоровье) и внешнего (профессиональная адаптация) благополучия педагога. В связи с этим особую актуальность приобретает исследование роли эмоционального интеллекта в профессионально-педагогической адаптации молодого преподавателя, его способности к пониманию и управлению эмоциями.

Несмотря на большое количество психолого-педагогических исследований по проблеме адаптации, недостаточно изученной является роль эмоционального интеллекта в профессионально-педагогической адаптации молодого преподавателя. В частности, не ясна связь между уровнем способности к пониманию и управлению эмоциями и адаптацией молодого преподавателя в стрессогенных условиях преподавательской деятельности на внутри личностном уровне (психологическое благополучие) и профессионально-педагогическом уровне (успех и удовлетворенность профессией).

В контексте данного исследования нас, прежде всего, интересует проблема возможностей и путей развития эмоционального интеллекта взрослого человека. По этому поводу мысли психологов разделились. Так, например, Джон Майер считает, что повысить уровень эмоционального интеллекта невозможно, поскольку это относительно стойкая способность [6]. Другая точка зрения заключается в том, что эмоциональный интеллект можно и нужно развивать [7].

Взяв за основу положение про то, что эмоциональный интеллект поддается развивающему влиянию, перед исследователями неизбежно возникает вопрос по возможностям его измерения и изобретение резонансных (ключевых) точек приложения усилий.

Целью статьи стало исследование возможностей влияния эмоционального интеллекта на профессионально-педагогическую адаптацию молодого преподавателя.

Задачами исследования стали: 1) выяснение содержания понятий профессионально-педагогической адаптации и эмоционального интеллекта; 2) определение особенностей влияния эмоционального интеллекта на показатели профессионально-педагогической адаптации личности молодого преподавателя.

Начиная изложение сути и результатов нашего исследования, отметим, что задача выяснения содержания понятий профессионально-педагогической адаптации и эмоционального интеллекта решался уже на первом этапе.

Адаптация (от лат. adapto — приспособляю) — процесс приспособления к изменяющимся условиям внешней среды. Под профессионально-педагогической адаптацией молодого педагога соответственно следует считать его приспособления к условиям образовательной среды высшего учебного заведения и требований профессии преподавателя.

Среди показателей адаптационных процессов выделяются: адаптивность -абсолютная и относительная гармоничность между объективными целями и конечными результатами, сопровождается положительным отношением личности к окружающему миру и к самому себе; неадаптивность - осознанное несоответствие между целями и результатами деятельности, вызывает амбивалентные чувства и оценки, но не оказывает психотравмирующего воздействия на личность; дезадаптивность - дисгармония между целями и результатами, которая является источником психического напряжения (стресс, шок, паника и т.п.), внутреннего дискомфорта и нестабильности течения психических процессов, психических

248

состояний, негативного эмоционального фона (страх, депрессия, фрустрация). Отсюда видим большую роль эмоционального интеллекта в обеспечении адаптивности, предупреждении неадаптивности и дезадаптивности.

Среди важных факторов профессионально-педагогической адаптации личности считаем способность к пониманию и управлению эмоциями, что воплощено в понятии «эмоциональный интеллект». На основе теоретических наработок [1-3, 5] имеем основания охарактеризовать эмоциональный интеллект как сложный психологический феномен, содержательно включающий как когнитивные, так и ментальные характеристики. Структурно эмоциональный интеллект состоит из личностных (направленных на собственные эмоции) и межличностных (направленных на эмоции других людей) компонентов.

Связь интеллекта и адаптации четко иллюстрирует теория интеллекта Ж. Пиаже [4], согласно которой основными функциями интеллекта, или функциональными инвариантами, является организация и адаптация. Адаптация включает два взаимосвязанных процесса - ассимиляцию и аккомодацию. Ассимиляция подчеркивает воспроизведения субъектом в его познавательной активности определенных характеристик объекта познания. Аккомодация - процесс приспособления субъекта познания с требованиями, которые выдвигает объективный мир. Ассимиляция и аккомодация могут находиться в состоянии сбалансированного или несбалансированного равновесия.

Второй задачей исследования по определению особенностей влияния эмоционального интеллекта на показатели профессионально-педагогической адаптации личности молодого преподавателя нами был выбран комплекс применяемых методов и диагностических методик, проанализированы характеристики профессионально-педагогической адаптации молодых преподавателей в зависимости от уровня эмоционального интеллекта, определены сферы влияния эмоционального интеллекта на профессионально-педагогическую адаптацию личности преподавателя в образовательной среде.

Диагностическая программа выявления влияния эмоционального интеллекта на показатели профессионально-педагогической адаптации личности молодых преподавателей состояла из последовательных исследовательских процедур (констатирующий этап исследования):

а) уровень и структура эмоционального интеллекта молодых преподавателей изучались с использованием опросника ЭмИн Д. Люсина, обработка результатов проводилась с использованием кластерного анализа и факторного анализа;

б) связь между уровнем эмоционального интеллекта и характеристиками адаптивного поведения молодых преподавателей в стрессовых ситуациях межличностного взаимодействия изучался с использованием анкеты «Эмоциональное самочувствие молодых преподавателей в процессе адаптации», методики дифференциальной диагностики депрессивных состояний В. Зунге, методики исследования уровня фрустрации Вассермана - Бойко, опросника выбора стратегий адаптивного поведения Р. Лазаруса, С. Фолкман. По полученным эмпирическим данным проводилась первичная (методом процентной статистики) и вторичная (посредством факторного анализа) количественная обработка;

в) связь между уровнем эмоционального интеллекта и формами адаптированности молодых преподавателей изучался с использованием методики диагностики адаптированности К. Роджерса - Р. Даймонда, методики цветных метафор И. Соломина, метод социометрии. Полученные эмпирические данные подлежали первичной (процентной статистике) и вторичной (метод кросс - табуляции) количественной обработке;

г) особенности влияния эмоционального интеллекта на показатели профессионально-педагогической адаптации молодых преподавателей изучались на основе анализа влияния эмоционального интеллекта на динамические показатели

249

эмоционального самочувствия молодых преподавателей (по методике В. Зунге и методике Вассермана - Бойко), а также на показатели согласованности представлений о себе и о студентах (по данным проведения методики К. Роджерса - Р. Даймонда). Среди методов обработки данных были использованы дисперсионный анализ, метод простой линейной регрессии;

д) особенности педагогической коммуникации молодых преподавателей в зависимости от уровня эмоционального интеллекта изучались на основе использования метода социометрии, который применялся путем повторных диагностических срезов. Обработка результатов проводилась путем вычисления 1-критерия Стьюдента для зависимых выборок.

Нами установлено, что развитость эмоционального интеллекта обусловливает характеристики профессионально-педагогической адаптации молодых преподавателей на двух уровнях - процессуальном и результативном. На процессуальном уровне у молодых педагогов обнаружена разница в использовании способов преодоления дискомфортных эмоциональных состояний в процессе профессионально-педагогической адаптации личности в зависимости от уровня эмоционального интеллекта.

Следовательно, роль эмоционального интеллекта состоит в осуществлении выбора между принятием (осознанием) и избеганием (вытеснением) эмоциональных переживаний, сопровождающихся стрессовыми ситуациями преподавательской деятельности.

Нами установлено, что на этапе первичной профессионально-педагогической адаптации молодых преподавателей уровень эмоционального интеллекта обусловливает такие характеристики включения в интеграционные процессы образовательной среды учебного заведения - степень удовлетворенности педагогической коммуникацией, отношениями со студентами и коллегами. Это актуализирует необходимость разработки специальных средств, направленных на оптимизацию профессионально-педагогической адаптации личности молодого преподавателя к научно-педагогической деятельности в учебном заведении.

Выводами на основе выполненных задач исследования может быть констатация того, что:

- во-первых, основные параметры профессионально-педагогической адаптации личности к преподавательской деятельности проявляются на процессуальном и результативном уровнях; эмоциональный интеллект является фактором профессионально-педагогической адаптации личности и состоит из личностного (способность к пониманию и управления собственными эмоциями) и межличностного (способность к пониманию и управлению эмоциями студентов) компонентов;

- во-вторых: роль эмоционального интеллекта в профессионально-педагогической адаптации значительна, это проявляется в осознании эмоциональных переживаний; на процессуальном уровне характеристики профессионально-педагогической адаптации молодых преподавателей оказываются в способах преодоления дискомфортных эмоциональных состояний; высокий уровень эмоционального интеллекта связан с принятием и осмыслением, низкий уровень эмоционального интеллекта - с избеганием и вытеснением фрустраций, депрессивных переживаний, которые сопровождают стрессовые ситуации преподавательской деятельности; на результативном уровне характеристики профессионально-педагогической адаптации молодых преподавателей оказываются в соотношении внутреннего и внешнего компонентов адаптированности.

Перспективы дальнейших исследований видим в изучении связи между составляющими эмоционального интеллекта и стабильностью профессионального статуса личности молодого преподавателя, влияние на профессионально-педагогическую адаптацию используемых им информационных, коммуникативных, интенсивных, интерактивных технологий обучения.

250

Литература

1. Деревянко С. П. Эмоциональный интеллект как фактор социально-психологической адаптации личности к студенческой среде. К.: Институт социальной и политической психологии АПН Украины, 2009.C. 20.

2. Носенко Е. Л. Эмоциональный интеллект: концептуализация феномена, основные - К.: Высшая школа , 2003. С. 126.

3. Кетс де Врис. Мистика лидерства. Развитие эмоционального интеллекта; пер. М. Шалунова. - М.: Альпина Бизнес Букс, 2004. С.310.

4. Пиаже Ж. Психология интеллекта. Избранные психологические труды. - СПб.: Издательский дом «Питер», 2004. С.192.

5. Стивен Стейн, Говард Бук. Преимущества EQ: Эмоциональная культура и ваш успех. - Д.: Баланс Бизнес Букс, 2007.

6. Матусевич И. [Электронный ресурс]: Основные концептуальные подходы к пониманию эмоционального интеллекта личности в психологии. URL: http://conferences.neasmo.org.ua/node/44.

7. Гоуман Д. Эмоциональный интеллект: Ценное практическое руководство по развитию и совершенствованию эмоций человека (пер. с анг. А. П. Исаевой). - М.: Хранитель, 2008. С. 478.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.