Научная статья на тему 'Научные подходы к изучению личностной зрелости'

Научные подходы к изучению личностной зрелости Текст научной статьи по специальности «Психологические науки»

CC BY
470
116
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ЛИЧНОСТНАЯ ЗРЕЛОСТЬ / ПОДХОД / ФЕНОМЕН / ГУМАНИСТИЧЕСКАЯ ПСИХОЛОГИЯ / САМОАКТУАЛИЗАЦИЯ / PERSONAL MATURITY / APPROACH / PHENOMENON / HUMANISTIC PSYCHOLOGY / SELF-ACTUALIZATION

Аннотация научной статьи по психологическим наукам, автор научной работы — Дидык Наталия Михайловна

Статья раскрывает результаты научного изучения феномена личностной зрелости. Проанализированы зарубежные и отечественные подходы к интерпретации зрелости человека. Описан авторский подход к данной проблеме.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему «Научные подходы к изучению личностной зрелости»

PSYCHOLOGICAL SCIENCES

Scientific approaches to the study of personal maturity

Didyk N. (Ukraine) Научные подходы к изучению личностной зрелости Дидык Н. М. (Украина)

Дидык Наталия Михайловна / Didyk Natalija - кандидат психологических наук, старший преподаватель, кафедра социальной педагогики и социальной работы, факультет коррекционной и социальной педагогики и психологии, Каменец-Подольский национальный университет имени Ивана Огиенко, г. Каменец-Подольский, Украина

Аннотация: статья раскрывает результаты научного изучения феномена личностной зрелости. Проанализированы зарубежные и отечественные подходы к интерпретации зрелости человека. Описан авторский подход к данной проблеме. Abstract: the article reveals the results of the scientific study of the phenomenon ofpersonal maturity. We analyze foreign and domestic approaches to the interpretation of human maturity. It describes the author's approach to this issue.

Ключевые слова: личностная зрелость, подход, феномен, гуманистическая психология, самоактуализация.

Keywords: personal maturity, approach, the phenomenon, humanistic psychology, self-actualization.

Личностная зрелость - динамичный феномен, развивающийся под влиянием субъективных и объективных факторов. Первые исследования личностной зрелости осуществились в гуманистической психологии А. Маслоу («самоактуализированная личность»), К. Роджерс («полноценно функционирующая личность»), Э. Фромм («человек плодотворного характера»); в диспозиционной теории Г. Олпорта («зрелая личность»), в аналитической психологии К. Юнга («целостная личность»), российскими учеными (К. А. Абульханова-Славская, Л. И. Анциферова, А. А. Бодалев, Д. А. Леонтьев, А. А. Реан, В. М. Русалов и др.).

В исследованиях личностной зрелости отличается возрастной и индивидуальный подходы в определении понятия «зрелость»: 1) зрелость - это определенный возрастной период в жизни человека; 2) зрелость - это характеристика высокого уровня развития определенных психических функций человека независимо от его возраста. Возрастной подход в психологии представлен классификацией психосоциального развития в эпигенетической теории (или Эго-психологии) Э. Эриксона. Он считал, что человек зрелым становится с 20 лет: 20-25 лет - ранняя зрелость, которая направлена на формирование чувства интимности или изоляции; 26-64 года - средняя зрелость, связанная с появлением чувства производительности или застоя; 65 лет - смерть -поздняя зрелость как формирование Эго-интеграции или отчаяния.

По мнению Е. А. Абульхановой-Славской, при возрастном подходе внимание психологов сосредоточивается в основном на сравнении возраста, а разный образ жизни личности «внутри» каждого возраста не учитывается. Она отмечает, что «зрелой личностью можно стать и в юном возрасте, а незрелой остаться и до старости» [2, с. 13]. Нужно сравнивать не возраст, а разный образ жизни «внутри» каждого возраста, что приводит к самосовершенствованию личности, или к ее деградации. К. А. Абульханова-Славская выразила мнение, что возрастной и биографический методы не «охватывают» такого качества личности как совершенствование или деградация личности. Г. Олпорт также отметил, что

личностная зрелость не обязательно связана с хронологическим возрастом. Подобного мнения придерживался А. А. Бодалев, который утверждал, что взрослость и зрелость - это понятия не тождественные. Д. А. Леонтьев также указывал, что личностное развитие не совпадает с развитием психическим, нравственным, интеллектуальным. М. В. Ермолаева считала, что «не происходит фронтально одновременного степени зрелости между всеми блоками образований, в которых человек выступает как индивид, как личность, как субъект деятельностей» [2, с. 13].

Изучение развития зрелого человека является предметом исследований в специальном разделе науки - акмеологии. Представители акмеологического подхода (А. А. Бодалев, Г. А. Вайзер, В. Г. Зазыкин, А. А. Деркач, Н. А. Карпова,

H. В. Кузьмина, Л. Е. Орбан-Лембрик, В. А. Толочек, В. Е. Чуковский и др.) называют зрелость наивысшей точкой развития личности, а вершину термином - «акме» [2, с. 14]. А. А. Бодалев высказал мнение, что основной критерий «акмеологической» зрелости не определен. А. А. Бодалев, В. М. Русалов утверждали, что настоящая зрелость наступает тогда, когда человек не только достигает вершины в своем развитии, но и способен передать плоды этого развития другому.

Становление личностной зрелости - процесс динамичный и сложный. Каждый человек достигает зрелости по-своему, в зависимости от влияния внешних и внутренних детерминант. По нашему мнению, личностная зрелость - характеристика состояния развития личности, что проявляется в высокой степени личностной конструктивной активности и личностной функциональной производительности человека.

Литература

I. Дидык Н. М. Профессионально значимые характеристики личностной зрелости будущих психологов: дис. ... канд. психол. наук: 19.00.07 / Дидык Наталья Михайловна. - М., 2013. С. 353.

Emotional intelligence as a factor of professional and pedagogical adaptationmof the young teacher Daniluk O. (Ukraine) Эмоциональный интеллект как фактор профессионально-педагогической адаптации молодого преподавателя Данилюк О. А. (Украина)

Данилюк Ольга Александровна /Daniluk Olga - практический психолог, Теребовлянское высшее училище культуры, г. Теребовля, Украина

Аннотация: рассматривается роль эмоционального интеллекта в адаптации молодого преподавателя к педагогической деятельности. Показана связь между уровнем эмоционального интеллекта и характеристиками профессионально-педагогической адаптации личности.

Abstract: examines the role of emotional intelligence in the adaptation of the young teacher to pedagogical activity. The relationship between the level of emotional intelligence and performance professional-pedagogical adaptation of the person.

Ключевые слова: эмоциональный интеллект, адаптация, профессионально-педагогическая адаптация, эмоции, система образования.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.