Научная статья на тему 'ЭМОЦИОНАЛЬНЫЙ ИНТЕЛЛЕКТ И ОСОБЕННОСТИ ЖИЗНЕСТОЙКОСТИ ЛИЧНОСТИ СОТРУДНИКА ОРГАНОВ ВНУТРЕННИХ ДЕЛ'

ЭМОЦИОНАЛЬНЫЙ ИНТЕЛЛЕКТ И ОСОБЕННОСТИ ЖИЗНЕСТОЙКОСТИ ЛИЧНОСТИ СОТРУДНИКА ОРГАНОВ ВНУТРЕННИХ ДЕЛ Текст научной статьи по специальности «Психологические науки»

CC BY
120
14
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ЭМОЦИОНАЛЬНЫЙ ИНТЕЛЛЕКТ / ЖИЗНЕСТОЙКОСТЬ / ЛИЧНОСТЬ / ЖИЗНЕННЫЙ ОПЫТ / КОНСТРУКТИВНОЕ ПРОЖИВАНИЕ ЭМОЦИЙ

Аннотация научной статьи по психологическим наукам, автор научной работы — Соловьева Анна Владимировна

В статье представлены результаты исследования особенностей проявления эмоционального интеллекта у сотрудников полиции. Показано, что в настоящее время объективно существующая реальность формирует отчетливый запрос на теоретическую и практическую проработку вопросов осознания и конструктивного проживания эмоций. К числу наиболее активно разрабатываемых в русле данной проблематики направлений относится изучение феномена эмоционального интеллекта личности, поскольку последний представляется решающим фактором, определяющим жизненный успех личности в целом, и важным показателем профессионализма сотрудников полиции, в частности. В ходе исследования были установлены различия в проявлениях эмоционального интеллекта у сотрудников полиции, находящихся на разных этапах профессионального становления, и характеризующихся, как следствие, существенными различиями в сфере накопленного жизненного опыта.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

EMOTIONAL INTELLIGENCE AND THE CHARACTERISTICS OF HARDINESS OF THE PERSONALITY OF A POLICE OFFICER

The article presents the results of a study of the peculiarities of the manifestation of emotional intelligence of police officers. It is shown that currently objectively existing reality forms a distinct request for theoretical and practical study of issues of awareness and constructive living of emotions. Among the most actively developed areas in line with this issue is the study of the phenomenon of emotional intelligence of the individual, since the latter seems to be a decisive factor determining the life success of the individual as a whole, and an important indicator of the professionalism of police officers, in particular. The study revealed differences in the manifestations of emotional intelligence among police officers who are at different stages of professional development, and are characterized, as a result, by significant differences in the sphere of accumulated life experience.

Текст научной работы на тему «ЭМОЦИОНАЛЬНЫЙ ИНТЕЛЛЕКТ И ОСОБЕННОСТИ ЖИЗНЕСТОЙКОСТИ ЛИЧНОСТИ СОТРУДНИКА ОРГАНОВ ВНУТРЕННИХ ДЕЛ»

Научная статья УДК 159.9; ББК 88.8

https://doi.org/10.24412/2658-638X-2022-2-61-65 NIION: 2018-0077-2/22-134 MOSURED: 77/27-024-2022-02-333

Область науки: 5. Социальные и гуманитарные науки

Группа научных специальностей: 5.3. Психология

Шифр научной специальности: 5.3.3. Психология труда, инженерная и организационная психология

Эмоциональный интеллект и особенности жизнестойкости личности сотрудника органов внутренних дел

Анна Владимировна Соловьева

Московский университет МВД России имени В.Я. Кикотя, Москва, Россия, [email protected]

Аннотация. В статье представлены результаты исследования особенностей проявления эмоционального интеллекта у сотрудников полиции. Показано, что в настоящее время объективно существующая реальность формирует отчетливый запрос на теоретическую и практическую проработку вопросов осознания и конструктивного проживания эмоций. К числу наиболее активно разрабатываемых в русле данной проблематики направлений относится изучение феномена эмоционального интеллекта личности, поскольку последний представляется решающим фактором, определяющим жизненный успех личности в целом, и важным показателем профессионализма сотрудников полиции, в частности. В ходе исследования были установлены различия в проявлениях эмоционального интеллекта у сотрудников полиции, находящихся на разных этапах профессионального становления, и характеризующихся, как следствие, существенными различиями в сфере накопленного жизненного опыта.

Ключевые слова: эмоциональный интеллект, жизнестойкость, личность, жизненный опыт, конструктивное проживание эмоций

Для цитирования: Соловьева А. В. Эмоциональный интеллект и особенности жизнестойкости личности сотрудника органов внутренних дел // Психология и педагогика служебной деятельности. 2022. № 2. С. 61-65. https://doi.org/10.24412/2658-63 8Х-2022-2-61-65.

Original article

Emotional intelligence and the characteristics of hardiness of the

personality of a police officer

Anna V. Solov'eva

Moscow University of the Ministry of Internal Affairs of Russia named after V.Ya. Kikot', Moscow, Russia,

[email protected]

Abstract. The article presents the results of a study of the peculiarities of the manifestation of emotional intelligence of police officers. It is shown that currently objectively existing reality forms a distinct request for theoretical and practical study of issues of awareness and constructive living of emotions. Among the most actively developed areas in line with this issue is the study of the phenomenon of emotional intelligence of the individual, since the latter seems to be a decisive factor determining the life success of the individual as a whole, and an important indicator of the professionalism of police officers, in particular. The study revealed differences in the manifestations of emotional intelligence among police officers who are at different stages of professional development, and are characterized, as a result, by significant differences in the sphere of accumulated life experience.

Keywords: emotional intelligence, hardiness, personality, life experience, constructive living of emotions

For citation: Soloveva A. V. Emotional intelligence and the characteristics of hardiness of the personality of a police officer // Psychology and pedagogy of service activity. 2022;(2):61-65. (In Russ.). https://doi.org/10.24412/2658-63 8Х-2022-2-61-65. © Соловьева А. В., 2022

Эмоции связывают воедино мысли, чувства и действия Д. Майер [цит. по: 4, с. 14]

Вопросы эмоциональности человека мыслители исследовали уже с глубокой древности. В 349 году до нашей эры великий философ Аристотель в своей работе «Никомахова этика» писал: «Каждый может разозлиться - это легко; но разозлиться на того, на кого нужно, и настолько, насколько нужно, и тогда, когда нужно, и по той причине, по которой нужно, и так, как нужно, - это дано не каждому», подчеркивая тем самым и важность эмоциональности в жизни человека в целом, и уместности эмоций и их выражения, в частности [2, с. 15]. В 19 веке великий русский педагог К. Д. Ушинский отмечал, что общество, заботящееся об образовании ума, совершает большой промах, ибо человек более человек в том, как он чувствует, нежели в том, как он думает [1, с. 6].

Несмотря на это, в иерархии ценностей современного общества эмоции опускаются все ниже и ниже. Их проявление в лучшем случае расценивается как невоспитанность, а в худшем - выступает признаком низкого уровня интеллекта. Распространенным является мнение, что эмоции нарушают успешное функционирование современного человека и потому приемлемы разве что для женщин и то лишь в личной жизни. Во всех остальных случаях свои истинные чувства необходимо тщательно скрывать, всегда и везде сохраняя невозмутимость. Как результат, человеку, оказывающемуся в сложной эмоциогенной ситуации, окружающие в первую очередь предлагают как можно быстрее успокоиться (не сообщая, правда, каким образом это можно сделать) и забыть обо всем. В связи с этим, неудивительно, что умение конструктивного проживания эмоций у современного человека утрачивается, и мы все чаще слышим о кровавых «разборках» на дорогах, о расстрелах бывших коллег уволенными сотрудниками, о трагедиях с применением оружия в школах.

К сожалению, число случаев, когда эмоции сбивают нас «с пути истинного», сегодня неукоснительно растет во всем мире, в то время как эмоциогенность современных жизненных условий (ускорение темпа жизни, возрастание конкуренции и ответственности, технологизация общества и многое другое) отнюдь не снижается. В результате, объективно существующая реальность сама формирует вполне отчетливый запрос на теоретическую и практическую проработку вопросов осознания и конструктивного проживания эмоций. И прежде всего, это проявляется в том, что тема оптимизации межличностного взаимодействия и эффективной организации просоциального и иного позитивного поведения становится востребованной не только в научной литературе, но начи-

нает активно «прокачиваться» в том числе и в столь популярных на сегодняшний день социальных сетях. К числу наиболее активно разрабатываемых в русле данной проблематики направлений относится изучение феномена эмоционального интеллекта личности.

Первые публикации о феномене «эмоциональный интеллект» появляются в 90-е годы прошлого века и связаны они с именами американских психологов П. Сэловея и Дж. Мэйера. В своем исследовании о влиянии эмоциональных явлений на познание, они обнаружили, что у человека имеется некий комплекс ментальных способностей, «отвечающих» за характер тех последствий (конструктивный или деструктивный), которые возникают в результате этого влияния для человека. Обозначив этот комплекс индивидуальных способностей термином «эмоциональный интеллект», они также выделили четыре способности, составляющих его структуру:

- способность безошибочно воспринимать, оценивать и выражать эмоции;

- способность иметь доступ к чувствам и вызывать их, чтобы повысить эффективность мышления;

- способность к пониманию эмоций, эмоциональному познанию;

- способность к осознанной регуляции эмоций, управлению эмоциями, повышению уровня эмоционального и интеллектуального развития [5].

Тем не менее свою настоящую популярность данный феномен приобретает лишь с выходом книги Д. Гоулмана «Эмоциональный интеллект», в которой автор называет его способностью высшего уровня, «которая, содействуя или мешая, основательно влияет на все остальные способности» [2]. В своих убеждениях он исходил из того, что профессионально успешные люди зачастую демонстрируют при не очень высоком ^ высокий EQ. В связи с этим по Д. Гоулману эмоциональный интеллект представляется решающим фактором, определяющим жизненный успех, «ключом» к успеху во многих сферах жизни. В дальнейшем эти данные были подтверждены более глубокими исследованиями как зарубежных, так и отечественных психологов.

В отечественной психологии явление эмоционального интеллекта было замечено достаточно давно. У Л. С. Выготского нечто подобное было обозначено «смысловым переживанием» и «интеллектуализацией аффекта». У О. К. Тихомирова речь шла об «эмоциональном мышлении». С «разумностью чувств» разбиралась В. С. Мухина. Однако именно в том значении, которое было задано данному феномену основоположниками, исследованиями эмоционального интеллекта занимались Д. В. Люсин, И. Н. Андреева и некоторые другие исследователи. Так, Д. В. Люсин предлагает понимать под эмоци-

ональным интеллектом способность к пониманию своих и чужих эмоций (распознавание эмоций, идентификация эмоций и понимание причин возникновения тех или иных эмоций) и к управлению ими (контроль за интенсивностью эмоций, за внешним их выражением, а также возможность произвольно вызывать ту или иную эмоцию) [3]. При этом он делит эмоциональный интеллект на два вида: внутри-личностный (направленный на собственные эмоции) и межличностный (направленный на эмоции других людей). И. Н. Андреева понимает под эмоциональным интеллектом способность к анализу, обработке и использованию эмоциональной информации, проявляющуюся в конкретной ситуации при непосредственном взаимодействии с другими людьми [1]. И в конечном счете, проведенный по научной литературе анализ проблемы изучения эмоционального интеллекта показывает, что отечественная психология в целом подтверждает результаты зарубежных исследований, подчеркивающих существенную роль эмоционального интеллекта в личностном росте человека и в успешности любой деятельности, связанной со взаимодействием людей.

На этой основе целью нашего исследования стало изучение особенностей проявления эмоционального интеллекта тех испытуемых, сфера деятельности которых напрямую связана со взаимодействием с людьми. Речь идет о сотрудниках органов внутренних дел, для которых способности, входящие в структуру эмоционального интеллекта, выступают важным показателем их профессионализма. Для сбора эмпирических данных нами были использованы методика оценки эмоционального интеллекта Н. Холла (опросник EQ) и тест жизнестойкости С. Мадди, адаптированный к российской выборке Д. А. Леонтьевым. В тесте жизнестойкости мы прежде всего рассматривали показатель вовлеченности, раскрывающий степень погруженности человека в собственную деятельность, то есть по сути описывающий характер проживания жизненного опыта. Выбор методик определялся гипотезой исследования, согласно которой мы предположили наличие различий в проявлениях эмоционального интеллекта у сотрудников полиции, находящихся на разных этапах профессионального становления, и характеризующихся, как следствие, существенными различиями в сфере накопленного жизненного опыта.

В исследовании приняло участие 45 испытуемых, являющихся сотрудниками полиции, в возрастном диапазоне от 17 до 52 лет1. Для проведения статистического анализа (описательная статистика,

1 Данные были собраны К. В. Акопян в рамках подготовки выпускной квалификационной работы, под научным руководством А. В. Соловьевой.

непараметрический и-критерий Манна-Уитни, коэффициент корреляции Спирмена) испытуемые были разделены на три группы, согласно этапам их профессионального становления:

- 1 группа - 15 человек, сотрудники, в установленном порядке зачисленные в образовательные организации системы МВД России, обучающиеся на 1-ом курсе (далее, курсанты 1-го курса);

- 2 группа - 1 5 человек, сотрудники, в установленном порядке зачисленные в образовательные организации системы МВД России, обучающиеся на 5-ом курсе (далее, курсанты 5-го курса);

- 3 группа - 15 человек, сотрудники полиции, осуществляющие служебную деятельность в соответствии с установленными по должности служебными обязанностями (далее, действующие сотрудники).

Рассматривая показатель вовлеченности, посредством которого мы предполагали изучить характер жизненного опыта обследуемых, вернее того, насколько глубоко он интегрирован в структуру их личности, было установлено, что наиболее высокие его значения характеризуют действующих сотрудников полиции (Х = 42,4; Ме = 44). При этом в процессе профессионального становления, согласно анализа динамики проявления данного показателя, он характеризуется выраженным ростом:

- курсанты 1-го курса - Х = 32,4; Ме = 33;

- курсанты 5-го курса - Х = 38,5; Ме = 38.

Следует отметить, что между курсантами 1-го

курса и действующими сотрудниками обнаружены достоверно значимые различия в пользу последних.

Корреляционный анализ, проведенный между показателями теста жизнестойкости, показал, что в группе действующих сотрудников имеются устойчивые положительные корреляционные взаимосвязи между всеми тремя сравнительно самостоятельными и независимыми друг от друга конструктами методики - контроль, принятие риска и вовлеченность. Получается, что более высокий уровень жизнестойкости в целом, может обеспечиваться у них тем, что компоненты, ее составляющие, активно дополняют и усиливают друг друга. В целом, такая конгруэнтность показателей методики может свидетельствовать о том, что действующие сотрудники обладают достаточно устойчивой и скорее всего глубже интегрированной системой убеждений о мире, отношении с ним, о самом себе в этом мире, что позволяет им лучше справляться с самим собой при предъявлении разнообразных, в том числе и негативных, требований.

Корреляционных взаимосвязей между показателями жизнестойкости в обеих группах курсантов установлено не было. Получается, что несмотря на постепенный рост вовлеченности у курсантов, их

жизнестойкость как показатель того, что личность способна эффективно справляться с возникающими на ее пути затруднениями, еще не гармонизирована, и менее устойчива по сравнению с жизнестойкостью действующих сотрудников.

Анализ данных, полученных по методике оценки эмоционального интеллекта, позволил установить, что в своем проявлении все компоненты эмоционального интеллекта от 1-го к 5-ому курсу существенно возрастают (табл. 1).

Достоверно отмечаются значимые различия между группами курсантов 1-го и 5-го курсов по таким

компонентам, как эмоциональная осведомленность, эмпатия, самомотивация, распознавание эмоций. В тоже время, когда сотрудники активно включаются в несение службы, согласно обязанностям, установленным по должности, выраженность компонентов эмоционального интеллекта у них, по сравнению с курсантами 5-курса, понижается. Достоверно значимые различия между группами курсантов 5-го курса и действующих сотрудников установлены по таким компонентам, как эмоциональная осведомленность, эмпатия, самомотивация, распознавание эмоций.

Таблица 1

Результаты описательной статистики, полученные по методике оценки эмоционального интеллекта Н. Холла

Виды шкал Курсанты 1-го курса Курсанты 5-го курса Действующие сотрудники

Mean Me Mean Me Mean Me

Эмоциональная осведомленность 15,7 13 27 27 20,4 21

Эмпатия 14,7 13 26,2 27 23,2 22

Самомотивация 17,6 15 27,6 29 23,8 24

Управление своими эмоциями 16,8 13 21,8 22 20,4 20

Распознавание эмоций других людей 16,8 13 27,4 28 21,6 21

Примечательно, что достоверно значимые отличия между курсантами 1-го курса и действующими сотрудниками обнаруживаются только по двум показателям: эмпатия и самомотивация. Таким образом выходит, что уровень развития эмоционального интеллекта действующих сотрудников не на много выше уровня развития эмоционального интеллекта курсантов 1-го курса. При том, что наиболее выраженным компонентом в структуре эмоционального интеллекта во всех обследуемых группах является «самомотивация». Это означает, что во всех группах обследуемых именно эмоции выступают ведущим основанием для их вовлечения в ту или иную деятельность.

Такого рода результаты, на первый взгляд, противоречат имеющимся в теории сведениям, связанным с тем, что эмоциональный интеллект закономерно растет по мере накопления жизненного опыта, а значит и опровергают нашу гипотезу. Однако проведенный далее корреляционный анализ вносит необходимые уточнения.

Как оказалось, положительные корреляционные взаимосвязи по всем компонентам эмоционального интеллекта были обнаружены только в двух группах: курсантов 1-го курса и действующих сотрудников. Такая согласованность между компонента-

ми эмоционального интеллекта свидетельствует, во-первых, о его устойчивости, а во-вторых, о его соотнесенности с личностью в целом. Тот факт, что компоненты эмоционального интеллекта дополняют и усиливают друг друга, позволяет ему проявляться без выраженного контроля со стороны сознания и организовывать взаимодействие с людьми автоматически, высвобождая тем самым сознание для иных важных действий.

Корреляционные взаимосвязи в группе курсантов 5-го курса не столь выражены: со всеми показателями коррелирует лишь показатель «распознавание эмоций». Получается, что эмоциональный интеллект в группе курсантов 5-го курса характеризуется некоторым рассогласованием в функционировании способностей, составляющих в совокупности эмоциональный интеллект, когда каждая способность проявляется как самостоятельный компонент. В связи с этим их более высокие значения, что наблюдаются у курсантов 5-го курса, вполне могут являться своеобразной компенсацией того, что отдельные способности в составе эмоционального интеллекта действуют не согласованно друг с другом. Тем самым за счет более ярко выраженного проявления каждого отдельного компонента уравновешивается проявление эмоционального интеллекта в целом.

Из полученных данных напрашивается вывод о том, что более глубоким и тонко дифференцированным эмоциональный интеллект является именно у действующих сотрудников. Это становится особенно заметно при сопоставлении данных корреляционного анализа, полученных по методике оценки эмоционального интеллекта, с данными корреляционного анализа теста жизнестойкости, поскольку и в одном, и в другом случае структурные компоненты исследуемых феноменов дополняют и усиливают друг друга. И в конечном счете, такие данные подтверждают гипотезу нашего исследования, одновременно создавая предпосылки для постановки задачи дальнейшего изучения особенностей эмоционального интеллекта у сотрудников полиции в самых разнообразных его взаимосвязях.

Библиографический список

1. Андреева И. Н. Эмоциональный интеллект как феномен современной психологии. Новополоцк : ПГУ, 2011. 388 с.

2. Гоулман Д. Эмоциональный интеллект. Почему он может значить больше, чем ^ / пер. с англ. А. П. Исаевой ; [науч. ред. Е. Ефимова]. 11-е изд., перераб. и доп. М. : Манн, Иванов и Фербер, 2021. 544 с.

3. Люсин Д. В. Современные представления об эмоциональном интеллекте // Социальный ин-

теллект: теория, измерение, исследования / под ред. Д. В. Люсина, Д. В. Ушакова. М. : Ин-т психол. РАН, 2004. С. 29-36.

4. Хэссон Д. Развитие эмоционального интеллекта : подсказки, советы, техники ; пер. с англ. М. : Альпина Паблишер, 2018. 127 с.

5. Mayer J. D., Salovey P., Caruso D. R. Emotional intelligence // Handbook of intelligence / Ed. by R. J. Sternberg. N.Y. : Cambridge University Press, 2000.

Bibliographic list

1. Andreeva I. N. Emotional intelligence as a phenomenon of modern psychology. Novopolotsk : PSU, 2011. 388 p.

2. Goleman D. Emotional intelligence. Why it can mean more than IQ / translated from the English by A. P. Isaeva ; [scientific ed. by E. Efimov]. Moscow : Mann, Ivanov and Ferber , 2021. 544 p.

3. Lyusin D. V. Modern ideas about emotional intelligence // Social intelligence: theory, measurement, research / edited by D. V. Lyusin, D. V. Ushakov. M. : Institute of Psychology. RAS, 2004. pp. 29-36.

4. Hasson D. The development of emotional intelligence: Tips, tips, techniques. M. : Alpina Publisher, 2018. 127 p.

5. Mayer J. D., Salovey P., Caruso D. R. Emotional intelligence // Handbook of intelligence / Ed. by R. J. Sternberg. N.Y. : Cambridge University Press, 2000.

Информация об авторе

А. В. Соловьева - доцент кафедры психологии УНК ПСД, кандидат психологических наук, доцент.

Information about the author A. V. Solov'eva - Associate Professor of the Department of Psychology of the UNK PSD, Candidate of Psychological Sciences, Associate Professor.

Статья поступила в редакцию 07.04.2022; одобрена после рецензирования 13.06.2022; принята к публикации 20.06.2022.

The article was submitted to the editorial office on 07.04.2022; approved after review on 13.06.2022; accepted for publication on 20.06.2022.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.