Научная статья на тему 'ЭМОЦИОНАЛЬНЫЙ И СОЦИАЛЬНЫЙ ИНТЕЛЛЕКТ В ПОДРОСТКОВОМ ВОЗРАСТЕ'

ЭМОЦИОНАЛЬНЫЙ И СОЦИАЛЬНЫЙ ИНТЕЛЛЕКТ В ПОДРОСТКОВОМ ВОЗРАСТЕ Текст научной статьи по специальности «Психологические науки»

CC BY
633
113
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
Эмоциональный интеллект / саморегуляция самомотивация / интеллект / факторный анализ / эффективность / эмоция / самоактуализация / самоотношения / позитив / гендерные различия / прототипичность / эмпатия. / Emotional intelligence / self-regulation / self-motivation / intelligence / factor analysis / efficiency / emotion / self-actualization / self-attitude / positive / gender differences / prototypicality / empathy.

Аннотация научной статьи по психологическим наукам, автор научной работы — Ибодуллаева, Ирода

В настоящее время признаётся, что эмоция, как особый тип знания, может дать человеку возможность успешно адаптироваться к условиям окружающей среды и соотносится с категорией интеллект. Эмоции и интеллект способны объединиться в своей практической направленности. Данная интеграция необходима для гармоничного развития личности. Проблема эмоционального интеллекта в подростковом возрасте в современных исследованиях освещена недостаточно. Подавляющее большинство исследований освещает проблему эмоционального интеллекта взрослых людей. Однако, в подростковом возрасте наблюдаются существенные перемены в интеллектуальной, эмоциональной и мотивационной сферах личности, которые требуют адекватного психологического сопровождения, коррекции и целенаправленного развития.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

EMOTIONAL AND SOCIAL INTELLIGENCE IN ADOLESCENTS

It is currently recognized that emotion, as a special type of knowledge, can enable a person to successfully adapt to environmental conditions and correlates with the category of intelligence. Emotions and intellect are able to unite in their practical orientation. This integration is necessary for the harmonious development of the individual. The problem of emotional intelligence in adolescence in modern research is not covered enough. The vast majority of research highlights the problem of emotional intelligence in adults. However, in adolescence, there are significant changes in the intellectual, emotional and motivational spheres of the personality, which require adequate psychological support, correction and purposeful development.

Текст научной работы на тему «ЭМОЦИОНАЛЬНЫЙ И СОЦИАЛЬНЫЙ ИНТЕЛЛЕКТ В ПОДРОСТКОВОМ ВОЗРАСТЕ»

ЭМОЦИОНАЛЬНЫЙ И СОЦИАЛЬНЫЙ ИНТЕЛЛЕКТ В ПОДРОСТКОВОМ ВОЗРАСТЕ

d https://doi.org/10.24412/2181-1784-2022-23-909-916

Ибодуллаева Ирода

докторант Нукусского государственного педагогического института имени Ажинияза

АННОТАЦИЯ

В настоящее время признаётся, что эмоция, как особый тип знания, может дать человеку возможность успешно адаптироваться к условиям окружающей среды и соотносится с категорией интеллект. Эмоции и интеллект способны объединиться в своей практической направленности. Данная интеграция необходима для гармоничного развития личности.

Проблема эмоционального интеллекта в подростковом возрасте в современных исследованиях освещена недостаточно. Подавляющее большинство исследований освещает проблему эмоционального интеллекта взрослых людей. Однако, в подростковом возрасте наблюдаются существенные перемены в интеллектуальной, эмоциональной и мотивационной сферах личности, которые требуют адекватного психологического сопровождения, коррекции и целенаправленного развития.

Ключевые слова: Эмоциональный интеллект, саморегуляция самомотивация, интеллект, факторный анализ, эффективность, эмоция, самоактуализация, самоотношения, позитив, гендерные различия, прототипичность, эмпатия.

ABSTRACT

It is currently recognized that emotion, as a special type of knowledge, can enable a person to successfully adapt to environmental conditions and correlates with the category of intelligence. Emotions and intellect are able to unite in their practical orientation. This integration is necessary for the harmonious development of the individual.

The problem of emotional intelligence in adolescence in modern research is not covered enough. The vast majority of research highlights the problem of emotional intelligence in adults. However, in adolescence, there are significant changes in the intellectual, emotional and motivational spheres of the personality,

which require adequate psychological support, correction and purposeful development.

Key words: Emotional intelligence, self-regulation, self-motivation, intelligence, factor analysis, efficiency, emotion, self-actualization, self-attitude, positive, gender differences, prototypicality, empathy.

ВВЕДЕНИЕ

Эмоциональный и социальный интеллект в младшем подростковом возрасте представляют собой формы практического интеллекта, имеющие ряд общих черт. Так, установлена прямая связь между самомотивацией и межличностным взаимодействием; прямая связь между эмпатией и пониманием и интерпретацией невербального поведения; прямая связь между распознаванием эмоций и пониманием чувств, мыслей, намерений участников коммуникации.

При взаимоотношении с внешней средой человек встречается с необходимостью понимать чувства, эмоции, потребности других людей. Умение распознавать эмоции и «переживания» свои и окружающих, умение сочувствовать позволяет быть более счастливой и успешной личностью, быстрее найти взаимопонимание с окружающими, учитывать их интересы, потребности, умело разрешать конфликты, повышать уровень социального интеллекта. Большую роль в социальной сфере и личной жизни определяет уровень развития эмоционального интеллекта. Эмоциональный интеллект - это вид интеллекта, отвечающий за распознавание личных эмоций и эмоций окружающих людей (эмпатия)

Эмоции играют важную роль в жизни человека и по-разному влияют на психическое и психологическое здоровье, его деятельность. Эмоции - это своеобразное личностное субъективное отношение человека к окружающей действительности и к самому себе, они сами по себе являются жизненной ценностью. Важно не только уметь понимать свои чувства и эмоции, но и уметь их переживать, выражать, также важно уметь ими управлять, от эмоционального состояния человека зависит здоровье, его психофизиологический комфорт.

Особую важность и актуальность развитие эмоционального интеллекта приобретает в школьном возрасте, т.к. происходит эмоциональное становление детей, развитие самопознания, понимания своих чувств, чувств и потребностей окружающих. В начале у детей присутствует недостаточный уровень

сформированности эмпатии - эмоциональной отзывчивости, уровня сочувствия, сопереживания, уровня умений выражать свои чувства. В процессе развития ребенка до взрослости происходят многочисленные изменения, в том числе изменения эмоционального интеллекта, этот период понимается как «детство» -в нем происходит интенсивный рост организма и формирование психических функций и основных жизненных ценностей человека .

Следует учитывать, что в понятии «взрослость» основным критерием является возможность принятия самостоятельных решений и ответственность, которую за эти решения приходится человеку нести.

В современных условиях осмысление, изучение феномена детства и его особенностей дает возможность разработать направления для образовательной системы, правильно организовать процесс обучения современных детей, способствовать развитию интеллектуальной и эмоционально-волевой сферы, дает право получить информацию для педагогов, родителей в отношении особенностей развития личности ребенка до его взрослой жизни.

Остановимся на особенностях эмоционального интеллекта подросткового возраста (12-14лет), эмоционального сочувствия - эмпатии, ведь её развитие -одна из важнейших сторон формирования личности, которая обеспечивает нравственное развитие подростка и формирование жизненных ценностей. Эмпатия влияет на характер отношения личности к внешнему миру, к себе, к другим людям, регулирует формирование личности в социуме, а представление о другом человеке связано с уровнем собственного самосознания.

В подростковом возрасте в характере ребенка присутствует много противоречий, остро переживается переход от детства к взрослости. Присутствует негативная противоречивость, например: нежность и жестокость, отзывчивость и безразличие, апатия и целеустремлённость, романтическое настроение и цинизм, повышенная требовательность к окружающим и безразличие. Подростки показывают протест против взрослых запретов, правил, становятся более требовательными, проявляют конфликтное отношение к окружающим. Также у подростков присутствует позитивное: происходит формирование сознательного отношения к себе, эмоционального отношения к своей личности, стремление к самостоятельности. Поведение подростка регулируется его самооценкой, она чаще завышенная, ее формирование происходит в процессе общения с окружающими.

Проведено исследование в подростковой среде по определению эмоциональной отзывчивости по тесту ЭмИНД В.Люсин, в таблице №1

показаны уровни с учетом гендерных отличий. (Количество обследованных: 135 человек в возрасте 12-14 лет).

Таблица№1.Общие показатели результатов диагностики эмоциональной отзывчивости.

6096

ъо%

40% ^Н - ^Н

3096 2096

104

1096

0% —^----

высокий средний низкий

» Девочки бЗчеловек ■ Мальчики-72 человек ■ Столбец!

Сравнительный анализ результатов показал (таблица №1), что среди девочек низкий уровень эмоциональной отзывчивости имеют 50%, а среди мальчиков - 36%, ниже на 20%; а высокий уровень отзывчивости у девочек только 16%, мальчиков -10%. По результатам диагностики можно отметить, что среди исследуемых подростков уровень эмоциональной отзывчивости недостаточно сформирован. При недостаточно развитом эмоциональном интеллекте подростков чаще возникает недопонимание между детьми и педагогами, детьми и родителями, чаще возникают конфликтные ситуации, с которыми труднее справиться, это влияет на психологический климат в классных коллективах, на психофизиологический комфорт обучающихся. Педагогам и родителям нужно знать, что важно развивать эмоциональный интеллект для формирования личности, учитывать, что его развитие в свою очередь влияет на учебно-воспитательный процесс. Развитие эмпатии особенно важно в возрасте 12-14 лет, т.к. происходит быстрое развитие нравственных ценностей личности. Набор жизненных ценностей, которые усваивает человек в процессе социализации ему «транслирует» именно общество, окружающие люди, важную роль при этом играют педагоги, правильная организация учебно-воспитательного процесса.

Результаты диагностики показывают, что подростки отмечают высокий уровень своих ценностей на 1 месте 86ч\52% - приятное времяпровождение, отдых; на 2 месте- 78ч\42% помощь близким людям; на 3 месте - 52ч/32% -забота о своем здоровье.

Подростки предпочитают занятия, которые не нагружают мозг, предпочитают виртуальное общение, заботятся о своем здоровье, не читают книг. Если подросток не читает книги, то у него не развивается воображение, наблюдается низкий уровень словарного запаса, а также недостаточно формируется умение понять свои эмоции, управлять ими,правильно их выражать, понимать чувства окружающих, проявлять сочувствие. Исходя из результатов диагностик, можно сделать акцент на необходимость развития эмоционального интеллекта подростков в процессе учебно-воспитательной работы образовательных учреждений, на повышение уровня сформированности нравственных жизненных ценностей. Педагогам, психологам необходимо при планировании мероприятий в учебно-воспитательном процессе учитывать психологические особенности подростков в современных условиях для развития интеллектуальной и эмоционально-волевой сфер, использовать в своей работе занятия на повышение эмоционального интеллекта.

Более высокий уровень развития эмоционального интеллекта девочек связан с тем, что признаки эмоционального интеллекта, нагружающие фактор «понимание эмоций» (эмоциональная осведомлённость, эмпатия и распознавание эмоций других людей) у девочек выше, чем у мальчиков. Полученные результаты могут быть объяснены тем, что отмеченные признаки эмоционального интеллекта, являясь социально детерминированными, в нашем обществе больше связываются с проявлением женских социальных ролей. Девочки раньше и больше узнают про свои эмоции и чувства и чувства других людей, а также, следуя материнскому инстинкту, с детства развивают в себе способность к эмпатии, сопереживанию, сочувствию- тем качествам, которые считаются исконно женскими. Это различие сохраняется на протяжении всего подросткового периода

Стремление человека к познанию своей индивидуальной эмоциональной природы и природы социальных эмоциональных проявлений нашло свое отражение в становлении понятия «эмоциональный интеллект». Данный конструкт включает в себя такие психические способности, как осознание и осмысление эмоций своих и окружающих, когнитивная ассимиляция эмоционального опыта и адаптивная регуляция эмоциональных проявлений.

Концепция эмоционального интеллекта имеет большое практическое значение в достижении людьми жизненного успеха, поэтому его исследование является актуальной проблемой современной психологии эмоций.

1. Эмоциональный интеллект в подростковом возрасте является устойчивой гетерогенной категорией, функциями которой являются обеспечение успешности деятельности, оптимизация и гармонизация процессов внутриличностного и межличностного взаимодействия. Развитие эмоционального интеллекта и его сущностных признаков носит количественный характер: к старшему подростковому возрасту большее число детей демонстрируют высокую способность распознавать эмоции других людей и проявлять эмпатию. Факторный анализ позволил выделить в его структуре два фактора: внешний — «понимание эмоций» и внутренний — «эмоциональная саморегуляция».

2. В подростковом возрасте существуют поло-ролевые различия эмоционального интеллекта. Общий показатель эмоционального интеллекта выше у девочек, и это различие сохраняется весь подростковый период. Более высокий уровень развития эмоционального интеллекта у девочек связан с тем, что признаки эмоционального интеллекта, нагружающие фактор «понимание эмоций» (эмоциональная осведомлённость, эмпатия и распознавание эмоций других людей), у девочек выше, чем у мальчиков.

4. Общий уровень эмоционального интеллекта подростков из таких социальных групп, как подростки из православной гимназии, подростки из московской общеобразовательной школы, девиантные подростки, подростки-спортсмены футбольного клуба и подростки из социально неблагополучных семей, сходный, несмотря на различия по некоторым признакам эмоционального интеллекта. Подростки православной гимназии показали низкий уровень развития эмоциональной осведомлённости; подростки из социально неблагополучных семей имеют низкие результаты по управлению эмоциями, в то время как девиантные подростки — самые высокие; девиантные подростки и подростки из футбольного клуба показали самые высокие результаты по уровню развития самомотивации.

ЗАКЛЮЧЕНИЕ

В результате проведённого теоретического и эмпирического изучения сущности эмоционального интеллекта, его признаков, структуры, функций и особенностей проявления в подростковом возрасте с учётом отдельных

внешних и внутренних факторов были сформулированы следующие выводы, подтверждающие гипотезы исследования и положения, выносимые на защиту.

1. Эмоциональный интеллект можно соотнести с такими понятиями, как «интеллект» и «эмоции» и представить в структуре интеллектуально -эмоциональной сферы личности человека в качестве интегральной категории. В подростковом возрасте эмоциональный интеллект имеет сложную структуру, сущностные признаки устойчиво группируются в два фактора: внешний аспект, или «понимание эмоций», и внутренний аспект, или «эмоциональная саморегуляция». Основные функции эмоционального интеллекта видятся в обеспечении успешности деятельности, а также гармонизации процессов внутриличностного и межличностного взаимодействия.

2. Существуют поло-ролевые особенности эмоционального интеллекта, которые связаны с социальными ролями, групповыми ожиданиями, социальными нормами и тендерными установками. Лонгитюдное исследование подтвердило, что общий показатель эмоционального интеллекта у девочек выше, чем у мальчиков, и это различие сохраняется весь подростковый период. Более высокий уровень развития эмоционального интеллекта у девочек связан с тем, что признаки эмоционального интеллекта, нагружающие фактор «понимание эмоций» (эмоциональная осведомлённость, эмпатия и распознавание эмоций других людей), у девочек развиты лучше. Развитие эмоционального интеллекта в подростковом возрасте носит количественный характер. Так, развитие эмпатии и навыка распознавать эмоции других людей в подростковом возрасте проявляется увеличением числа испытуемых, показавших большую степень выраженности этого признака эмоционального интеллекта. Девочки также демонстрируют статистически достоверное ухудшение способности управлять своими эмоциями. Среди мальчиков не обнаружено никаких статистически значимых изменений в значениях общего показателя эмоционального интеллекта. Эмоциональный интеллект в подростковом возрасте нуждается в целенаправленном развитии.

3. В младшем подростковом возрасте эмоциональный интеллект имеет ряд связей с социальным интеллектом. В качестве объединяющих категорий выступают «общение», «познание» (понимание) и «деятельность».

4. Изучение роли включённости подростка в определённую социальную группу в проявлении особенностей эмоционального интеллекта на примере пяти социальных групп подростков: подростков из православной гимназии, подростков из московской общеобразовательной школы, девиантных

подростков, подростков-спортсменов из футбольного клуба и подростков из социально неблагополучных семей, подтвердило, что общий уровень развития эмоционального интеллекта подростков сходный, несмотря на различия по некоторым признакам.

REFERENCES

1. Реан А.А. Психология подростка / А.А. Реан. - М.: Прайм - Еврознак, 2018.

2. Васильев В.Л. Юридичская психология. - СПб. - 2016.

3. Г'озиев Э.Г. Психология онтогенеза. - Т.: Издательство Ношир. - 2010.

4. Столяренко А.М. Прикладная юридическая психология. - М.: УНИТИ. -2015.

5. Рухиева Х.А. Судебно-психологическая экспертиза. Ташкент. 2012 НАФИС БЕЗАК.

6. Муминов, А. Г. (2021). EMPHATY IN MODERN CONDITIONS: VIEWS, FACTORS, MANIFESTATIONS. Журнал Социальных Исследований, 4(4).

7. Muminov, A. (2017). Makhalla as the Center and the Conductor of Sociopolitical Development in Uzbekistan. ISJ Theoretical & Applied Science, 4(48), 103107.

8. Muxtarov, A. (2020). IMAM BUKHARI-THE GREAT HADITH EXPERT Архив научных исследований.

9. Muxtarov, A. Олий таълимда замонавий инновациялар. Архив научных исследований.

10. Муминов, А. Г. (2019). Реформы в образовании Узбекистана: состояние и перспективы. Бюллетень науки и практики, 5(9).

11. Umarjonov, S.S. (2021). Ijtimoiy - gumanitar fanlarni o'qitishda Fahriddin Roziyning ontologik qarashlarining o'rni va ahamiyat. Oriental renaissance: Innovative, educational, natural and social sciences, 1(9), 1029-1038.

12. Muminov, A., Muminov, O., & Norov, S. (2020). Social partnership in uzbekistan: Status and prospects. International Journal of Scientific and Technology Research, 9(2), 5876-5878.

13. Saifnazarov, I., Muhtarov, A., Sultonov, T., Tolibov, A. (2020) Religious tolerance, unity of knowledge and faith issues highlighting in Imam Bukhari Hadiths. International Journal of Advanced Science and Technology 29 (5), pp. 1846-1853.

14. Muxtarov, A. (2020). Психологиянинг XXI асрдаги ривожи. Архив научных исследований.

15. Muxtarov, A. (2020). Демократия ва фукаролик жамияти . Архив научных исследований.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.