Научная статья на тему 'Эмоциональный брендинг: новая парадигма управления отношениями с потребителями'

Эмоциональный брендинг: новая парадигма управления отношениями с потребителями Текст научной статьи по специальности «СМИ (медиа) и массовые коммуникации»

CC BY
1888
232
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ЖЕЛАНИЯ ПОТРЕБИТЕЛЕЙ / ЭМОЦИОНАЛЬНЫЙ БРЕНДИНГ / МАРКЕТИНГ / ОТНОШЕНИЯ С ПОТРЕБИТЕЛЯМИ / МАРКЕТИНГОВЫЕ КОММУНИКАЦИИ / MANAGEMENT / CONSUMER / CONSUMER DESIRES / BRANDING / EMOTIONAL BRANDING / MARKETING

Аннотация научной статьи по СМИ (медиа) и массовым коммуникациям, автор научной работы — Кучумов Артур Викторович, Чайковская Александра Владимировна, Волошинова Марина Владимировна, Бойкова Юлия Михайловна

В эпоху потребления, когда люди стремятся к улучшению своего уровня жизни, существует огромное количество товаров, которые сосуществуют друг с другом в условиях высокой конкуренции. Чтобы выстоять в конкурентной борьбе, фирмы прибегают к разного рода уловкам, которые помогают привлечь покупателя, а затем и удержать его. С появлением широкого ассортимента товаров и услуг производители стали использовать не только логотипы для узнаваемости, но и словесную положительную нагрузку, для того чтобы товар или услуга пользовались доверием и расположением у потребителей. Целью исследования является обоснование и уточнение понятия «эмоциональный брендинг». В работе использовался метод эмоционального брендинга, который базируется на достижениях социологии, психологии, менеджмента и др. Это позволяет ему с разных сторон оценить потребности и желания своего потребителя, и, соответственно, удовлетворить их прежде всего на эмоциональном уровне. Производители стали уделять большое внимание упаковке товаров, для того, чтобы потребитель стал их лояльным клиентом и возвращался за покупками вновь и вновь. В результате исследования были сформированы три особенности эмоционального брендинга. На сегодняшний день, эмоциональный брендинг недостаточно разработан в России, имеет под собой слабую научную базу и получает достаточно много критики, так как является своего рода манипулированием человеческим подсознанием. Однако, эмоциональный брендинг и его методики широко применяются во всем мире.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Emotional branding: the new paradigm of relationship management with customers

In the era of consumption, when people strive to improve their standard of living, there is a huge amount of goods that coexist with each other in a highly competitive environment. To survive in the competition, firms resort to all sorts of tricks that help attract the buyer, and then keep him. With the advent of a wide range of goods and services, manufacturers began to use not only logos for recognition, but also a verbal positive load in order for a product or service to enjoy the trust and favor of consumers. The purpose of the study is to justify and clarify the concept of «emotional branding». The work uses the method of emotional branding, which is based on the achievements of sociology, psychology, management, etc. This allows to evaluate the needs and desires of consumer from different sides, and, accordingly, satisfy them primarily at the emotional level. Manufacturers began to pay great attention to the packaging of goods, in order for the consumer to become their loyal customer and return for shopping again and again. As a result of the study, three features of emotional branding were formed. Today, emotional branding is not sufficiently developed in Russia. It has a weak scientific base and receives a lot of criticism, as it is a kind of manipulation of the human subconscious. However, emotional branding and its techniques are widely used throughout the world.

Текст научной работы на тему «Эмоциональный брендинг: новая парадигма управления отношениями с потребителями»

УДК 334.02

А. В. Кучумов, А. В. Чайковская, М. В. Волошинова, Ю. М. Бойкова

Эмоциональный брендинг: новая парадигма управления отношениями с

потребителями

В эпоху потребления, когда люди стремятся к улучшению своего уровня жизни, существует огромное количество товаров, которые сосуществуют друг с другом в условиях высокой конкуренции. Чтобы выстоять в конкурентной борьбе, фирмы прибегают к разного рода уловкам, которые помогают привлечь покупателя, а затем и удержать его.

С появлением широкого ассортимента товаров и услуг производители стали использовать не только логотипы для узнаваемости, но и словесную положительную нагрузку, для того чтобы товар или услуга пользовались доверием и расположением у потребителей.

Целью исследования является обоснование и уточнение понятия «эмоциональный брендинг». В работе использовался метод эмоционального брендинга, который базируется на достижениях социологии, психологии, менеджмента и др. Это позволяет ему с разных сторон оценить потребности и желания своего потребителя, и, соответственно, удовлетворить их прежде всего на эмоциональном уровне. Производители стали уделять большое внимание упаковке товаров, для того, чтобы потребитель стал их лояльным клиентом и возвращался за покупками вновь и вновь. В результате исследования были сформированы три особенности эмоционального брендинга.

На сегодняшний день, эмоциональный брендинг недостаточно разработан в России, имеет под собой слабую научную базу и получает достаточно много критики, так как является своего рода манипулированием человеческим подсознанием. Однако, эмоциональный брендинг и его методики широко применяются во всем мире.

Ключевые слова: желания потребителей, эмоциональный брендинг, маркетинг, отношения с потребителями, маркетинговые коммуникации

A. V. Kuchumov, A. V. Chaykovskaya, M. V. Voloshinov, M. Y. Boikova

Emotional branding: the new paradigm of relationship management with customers

In the era of consumption, when people strive to improve their standard of living, there is a huge amount of goods that coexist with each other in a highly competitive environment. To survive in the competition, firms resort to all sorts of tricks that help attract the buyer, and then keep him.

With the advent of a wide range of goods and services, manufacturers began to use not only logos for recognition, but also a verbal positive load in order for a product or service to enjoy the trust and favor of consumers. The purpose of the study is to justify and clarify the concept of «emotional branding». The work uses the method of emotional branding, which is based on the achievements of sociology, psychology, management, etc. This allows to evaluate the needs and desires of consumer from different sides, and, accordingly, satisfy them primarily at the emotional level.

Manufacturers began to pay great attention to the packaging of goods, in order for the consumer to become their loyal customer and return for shopping again and again. As a result of the study, three features of emotional branding were formed.

Today, emotional branding is not sufficiently developed in Russia. It has a weak scientific base and receives a lot of criticism, as it is a kind of manipulation of the human subconscious. However, emotional branding and its techniques are widely used throughout the world.

Keywords: management, consumer, consumer desires, branding, emotional branding, marketing

Введение

ромышленная революция XIX века стала стимулятором появления разного рода подвидов брендинга для эмоционального удовлетворения потребностей покупателей. «Эмоциональный брендинг» начал зарождаться с тех пор, как Промышленная революция не только вызвала сдвиг в маркетинговой индустрии, но также спровоцировала сильное воздействие на социальные классы. Ориентируясь на средний класс, торговцы стали изобретать новые формы рекламы (плакаты, баннеры со словесной нагрузкой), потому что знали, что средний класс не читает газет, где обычно также располагаются объявления и реклама. После Второй мировой войны у потребителей появилась потребность в инновациях, для того, чтобы в кратчайшие сроки восстановить государственную экономику. Производители начали думать «инновационно», чтобы создавать фирменную идентичность, используя свои товары и услуги в попытке связать образ жизни с брендами [1, с. 7].

Материалы и методы

Например, «Мыльные пузыри» стали очень востребованным продуктом, потому что Томас Дж. Барратт, известный как «Отец современной рекламы», всегда искал новые способы одобрения продукта. Барратт использовал различные методы креативной рекламы, которые помогали мыльному продукту обращаться к массе. Он создал серию тематических плакатов с использованием изображений и фраз, чтобы связать бренд с качеством и роскошью. В серии есть повторяющаяся тема, и на одном из плакатов использовалась знаковая картина Джона Эверетта Милле под названием «Пузыри».

Компании начали адаптировать технику Баррата, чтобы помочь добиться успеха собственным продуктам, положив начало современному эмоциональному брендингу, манипулируя эмоциями людей ради продаж товаров. Многие компании начали улавливать тенденцию брендовой идентичности, чтобы отличать свою продукцию от других на растущем рынке. В 2001 году Марк Гоби написал: «Эмоциональный брендинг: новая парадигма для подключения брендов к людям» [1, с. 9].

Эмоциональный брендинг - это термин, используемый в маркетинговых коммуникациях, который относится к практике создания брендов, обращающейся непосредственно к

эмоциональному состоянию, устремлениям и нематериальным потребностям потребителей. Этот вид брендинга является успешным, поскольку он вызывает эмоциональный отклик у потребителя, то есть желание обладать рекламируемым брендом (или продуктом), которое невозможно полностью рационализировать [1, с. 12]. Цель эмоционального брендинга - вовлечь потребителя во взаимоотношения с продуктом, посредством провоцирования его (потребителя) эмоций.

На данный момент происходит постепенный переход от традиционного маркетинга к эмоциональному, потребителю теперь мало отличать один бренд от другого, он хочет почувствовать определенные эмоции, покупая продукт определенного бренда. И чаще именно эмоции побуждают клиента вновь купить тот самый товар, который эти эмоции вызвал. Эмоции - это своего рода стимулы и задача этих стимулов во время покупки сопровождать весь цикл AIDA (attention - interest - desire - action): привлечение внимания - интерес - желание - действие (покупка) [2, с. 4]. При правильном эмоциональном и психологическом воздействии можно сделать людей более счастливыми и удовлетворенными после/во время взаимодействия с брендом.

Существуют различные каналы чувственного восприятия, к которым обращается производитель. Проанализируем каналы чувственного восприятия и определим, какие смыслы могут передавать элементы бренда.

Зрение. Орган зрения является одним из самых важных каналов чувственного восприятия, ведь 83% всей воспринимаемой мозгом информации человек воспринимает с помощью зрения. Поэтому неудивительно, что основная масса маркетологов и разработчиков рекламы пытаются оперировать различными зрительными образами. С помощью зрения человек может различать:

• Логотип

• Цвета

• Дизайн

Например, цвет несет исключительно онтологический (характерный) смысл. Учеными установлено его влияние на эмоциональное и физическое состояние человека. Такое воздействие цвета связано с функционированием гипоталамуса и симпатической и парасимпатической нервной системы. Красно-желтая часть спектра активизирует симпатическую нервную систему, отвечающую за реакцию борьбы или бегства: учащается пульс, растет уровень сахара в крови, усиливается кровоснабжение

Государственный Советник, 2019

мышц, все чувства обостряются. Синий и зеленый цвета, напротив, подавляют активность симпатической нервной системы, но при этом активизируется парасимпатическая. Организм получает сигнал к отдыху и расслаблению: пульс и дыхание замедляются, кровь приливает к органам пищеварения.

В журнале «Психология» приводятся значения основных цветов от автора книги «Сила цвета и цветотерапия» Саймона и Сью Лили [3, с. 14].

Красный - формирует у человека прилив энергии и сил.

Оранжевый - созидает творческую энергию, помогает в восстановлении сил после стресса и помогает преодолеть стеснение.

Желтый - это ясность ума и бодрость, улучшает концентрацию, помогает в принятии важных решений.

Зеленый - цвет роста и развития, олицетворяет силу природы.

Голубой - цвет спокойствия, помогает избавиться от нервозности, излишнего возбуждения и позволяет заглянуть за рамки своего привычного сознания.

Синий - цвет умиротворения, помогает в познании самого себя, а также избавиться от физической и душевной боли.

Фиолетовый - это цвет вдохновения, позволяет воплотить в жизнь даже самые смелые и дерзкие идеи.

Цвета действительно имеют достаточно большую силу воздействия на чувственное восприятие человека, однако, не посредством логотипа, потому как взаимодействие с ним кратковременно, а, например, использование разных цветов в деталях интерьера компании, оформлении рабочего пространства. Цвет внутреннего оформления офиса - чрезвычайно важен, потому как, когда клиент находится в вашем офисе, в это время он - под воздействием цвета, и только продавец решает, на какой лад настраивать потребителя, выбирая соответствующий его (продавца) целям.

Осязание - способность животных и человека воспринимать действие факторов внешней среды с помощью рецепторов кожи, опорно-двигательного аппарата (мышц, сухожилий, суставов и др.), а также некоторых слизистых оболочек (на губах, языке и др.). Осязательное ощущение может быть очень разнообразным, так как оно возникает в результате комплексного восприятия различных свойств раздражителя, действующего на кожу и подкожные ткани. Восприятие предметов внешней среды с помощью осязания позволяет оценивать их

№ 3

форму, размеры, свойства поверхности, консистенцию, температуру, сухость или влажность, положение и перемещение в пространстве.

Слух. Звук является мощным эмоциональным стимулом. Звук, а именно - музыка, постоянно звучит в кафе, торговых центрах и т.п., чтобы заглушить шум, который накапливается, и создать расслабленную атмосферу. Однако в разных местах - звучит разная музыка, свойственная определенному бренду. Этот прием применяется для идентификации бренда, создания собственного имиджа.

Запах. Человеческий нос способен «помнить» тысячи разных ароматов, поэтому специалисты по брендингу не упускают возможности оперировать этим стимулом. Чаще всего ароматизацию используют магазины одежды, косметики, чтобы привлечь покупателя, который интуитивно идет на приятный аромат. Согласно выводам психологов-ученых П. Аарт-са и Й. Стефана «имплицитная обонятельная память» может вызывать ассоциативный ряд в момент, когда до носа человека доходит своеобразный запах [1, с.16]. Они также утверждают, что именно запахи руководят мотивами человека во время покупки товара, создавая специальное настроение.

Вкус. Если производитель создает продукты питания, ему важно, чтобы вкус его продукта был неповторимым и уникальным. Но даже если деятельность продавца не связана с едой, не стоит забывать о фирменных угощениях, на которые, как правило, тоже нанесена брендо-вая символика.

Рассмотрим этапы создания эмоционального бренда, которые помогают разработчикам структурировать процесс создания эмоционального бренда.

Этап 1 - выбор цели. На этом этапе совершается постановка задач и целей, миссии бренда в отношении клиентов.

Этап 2 - исследования. Дальше проходят длительные исследования: сегментация, выявление нужд потребителя, анализ конкурентной среды, и т.д.

Этап 3 - конкурентные преимущества. На этом этапе выявляются все конкурентные преимущества компании/товара. Среди них отбираются только соответствующие «эмоциональному полю» потенциальных клиентов. Именно с этими конкурентными преимуществами, которые смогут донести до потребителя эмоциональную привлекательность марки, начинается тщательная работа.

Этап 4 - выгоды. На основе прошедших испытаний выявляются основные выгоды, кото-

рые помогут в будущем правильным образом подать бренд, который будет вызывать эмоции людей. Они станут платформой для формирования главного эмоционально-психологического посыла.

Этап 5 - идеи. Этот творческий этап характеризуется генерированием интересных идей. И этот этап один из самых важных. Потому как идея - двигатель прогресса.

Этап 6 - визуальные составляющие. Эти составляющие должны идти «рука об руку» с главной миссией бренда и целями, и ни в коем случае им не противоречить.

Этап 7 - вербальные составляющие. На этом этапе разрабатываются вербальные составляющие бренда — легенда, слоган, тексты, графики и все, что с этим связано. Фактически, это планирование и воплощение в реальность вербальной концепции бренда, которая формирует понятные образы. В общем, все инструменты, необходимые для создания нужных ассоциаций в сознании потребителя.

Этап 8 - тестирование. Запускается, так скажем, «пилотная» версия товара или услуги и начинается наблюдение.

Этап 9 - коммуникации. С помощью диагностики обратной связи определяются наиболее эффективные каналы передачи информации, через которые в дальнейшем будет осуществляться коммуникация с потенциальными клиентами.

Этап 10 - реализация. Дальше происходит запуск бренда, постепенное знакомство бренда с рынком и целевой аудиторией [4, с.23].

Результаты исследования

Таким образом, из всего вышесказанного можно сформулировать особенности эмоционального брендинга.

1. Эмоциональный брендинг ориентирован на человека, а не на клиента. Клиенты тратят свои деньги — они покупают товар. А люди живут, чувствуют, думают, поддаются эмоциям и опустошают кошельки в погоне за своими желаниями.

2. В процессе коммуникации выстраивается диалог, а не монолог. Сейчас одним из самых важных элементов успешной коммуникации бренда с его целевой аудиторией является взаимодействие!

3. «За спиной» бренда должна быть увлекательная история его создания, которая была бы интересной для своей целевой аудитории, сухие факты и цифры больше никому не нужны.

И все-таки для чего нужен эмоциональный бренд и чем он ценен? С помощью работы эмоционального брендинга у людей начинают формироваться ассоциации, связанные с тем или иным брендом на основе каких-то своих чувств или ощущений. Не всегда эмоциональный бренд вызывает исключительно положительные эмоции, они могут быть и отрицательными, важно лишь то, что у потребителя возникает непреодолимое желание стать частью рассказываемой истории, прикоснуться к обещанному. Формируется устойчивая лояльность, которая отчасти гарантирует компании успех. Но тут важно понимать, что без дальнейшего развития, движения вперед не будет желаемого успеха, потому что над взаимоотношениями с людьми нужно постоянно работать.

В современном мире почти все компании-гиганты, так или иначе, используют эмоциональный брендинг в своих рекламных кампаниях. Например, компания Nike - является показателем эффективного эмоционального брендинга. Это, прежде всего, социально-этичный бренд, декларирующий свою миссию здорового образа жизни. При этом у целевой аудитории покупка их одежды ассоциируется с началом новой лучшей жизни, где они здоровы, молоды и спортивны. Бренд Coca-Cola ассоциируется у людей с духом Рождества -семейным праздником.

Туристские фирмы тоже стараются не отставать от продуктов массового потребления и внедряют свои методы эмоционального брендинга. Здесь очень важно ориентироваться на сегмент, который является целевой аудиторией компании. Потому что у каждого потребителя разные потребности, мотивы, ценности, которые побуждают его приобрести тот или иной продукт/услугу. Но как производитель может влиять на потребителя, так и внешняя и внутренняя среда предприятия может оказывать влияние на функционирование компании [5, с.34].

Если говорить о психологических особенностях обслуживания в офисе турфирмы, то исход беседы с клиентом в значительной степени зависит от умения специалиста основываться на психологической культуре делового разговора. Психологическая культура делового разговора - это единство знаний, отражающих закономерности психической деятельности собеседников, и умение применять эти знания в конкретных деловых ситуациях. Психологическая культура продаж туристского продукта начинается с создания благоприятного пси-

ГосудаВ'с^^ввенный Советник, 2019

хологического климата. И поэтому довольно часто наряду с эмоциональным брендингом используется такой мощный психологический прием, как нейролингвистическое программирование (НЛП).

НЛП - это направление в психотерапии и практической психологии, не признаваемое академическим сообществом, основанное на технике моделирования (копирования) вербального и невербального поведения людей (в данном случае - клиентов). Все эти приемы были разработаны Джоном Гриндером для того, чтобы расположить к себе собеседника и быстро и безболезненно для его самолюбия склонить его к своему мнению.

Продажи турагента напрямую связаны с психологическим настроем клиента во время общения, поэтому самым первым и важным шагом является продемонстрировать покупателю его значимость, тем самым создав благожелательную обстановку. Существует несколько важных установок, которыми необходимо руководствоваться любому менеджеру при общении с клиентом [6, с.11]:

• называть клиента по имени;

• не вступать в спор;

• вести себя спокойно и непринужденно;

• сосредоточить все внимание на клиенте;

• улыбаться и поддерживать зрительный контакт;

• подчеркивать мимикой заинтересованность в беседе;

• использовать открытые жесты;

• говорить с той же скоростью, что и клиент;

• положительно отзываться о личности клиента;

• показывать собственное уважение коллег по работе;

• демонстрировать доброжелательность, удовлетворенность жизнью, гармонию с собой и окружающими.

Обсуждение результатов

Поскольку эти тактики пришли в Россию из-за рубежа, они еще долго оставались недооцененными и редко применялись. Но как только туристские фирмы стали больше интересоваться организационной культурой, НЛП и стали это практиковать, их продажи сразу же выросли и они выбились в безоговорочные лидеры. Конечно, эмоциональный брендинг и НЛП - не являются «панацеей» и важен комплексный подход в управлении туристским предприятием, но все же эти методики взаимодействия с

№ 3

потребителями являются неотъемлемой частью туристского бизнеса.

Нейролингвистическое программирование пользуется огромной популярностью среди рекламщиков и используется повсеместно. Существует несколько приемов, используемых в рекламе турфирм.

1. Мета-программы: категории возможности.

Мета-программы - это личные психологические установки человека, применяющиеся им ко всей информации, которую он потребляет. Такие программы работают по принципу фильтра - человек получает порцию информации, анализирует и принимает решение, что с ней делать. Такие программы в рекламе подбираются к самому сокровенному в сознании человека - принятию и восприятию информации за истину. Этот прием очень популярен, особенно если он используется для пробуждения к стремлению. Например, на картинке изображен офисный работник, который одной ногой в жаркой стране. Что выбирать потребителю - сидеть в сером офисе или поехать отдыхать, очевидно!

2. Мыслевирус или ««сарафанное радио».

В последнее время интернет активно распространяет рекламу, даже в больших количествах, чем телевидение. В социальных сетях, например, в Instagram, существуют свои, так скажем, ролевые модели, за жизнью которых активно следят пользователи. И довольно часто эти ролевые модели рекламируют что-то, якобы это попробовав и оставшись довольными, своим подписчикам.

3. Трюизм.

Это формирование доверия потребителя с помощью ссылок на надежный общепризнанный источник, например, «ассоциация стоматологов рекомендует» или применительно к туризму - «Федеральное агентство по туризму рекомендует».

4. Подстройка по ценностям.

Подстройка по ценностям предполагает использование образов, которые представляют ценность для клиента. Этот прием позволяет быстро расположить потребителя к бренду, потому как его ценности совпали с декларируемыми ценностями с экрана, а значит, он не будет подвергать сомнению и недоверию этот бренд на подсознательном уровне [10, с.23].

В современном мире туристский бизнес активно воздействует на подсознание человека, умело оперируя разными методиками и инструментами. Хотя в целом НЛП повсеместно порицается мировым сообществом и признается лженаукой, все-таки существует немало

сфер, в которых это психологическое направление активно используется. Реклама, туризм, даже медицина и многое другое - в погоне за увеличением продаж и удержанием клиентов прибегают к эмоциональному брендингу и НЛП.

Заключение

На основе проведенных исследований был разработан ряд рекомендаций для турфирм по позиционированию на рынке посредством управления эмоциями потребителей.

Эмоциональный брендинг предполагает формирование эмоциональной связи с клиентом, поэтому, прежде всего, следует выбрать эмоции, к которым компания хочет взывать. Самыми понятными и «легко спровоцированными» являются страх, чувство вины, желание достичь какой-то цели. Страх - не успеть что-то сделать или отстать от модных тенденций, не иметь то, что есть у большинства и т.д. Чувство вины - за редкое нахождение с семьей. Желание достичь какой-либо цели - покорить Эверест, получить продвижение по должности, увидеть Париж. Список этих эмоций можно продолжать до бесконечности, самое главное - это то, что эти эмоции по своей природе эгоцентричны.

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

Подумайте о том, что бренд может предоставить и какие эмоции может создать для клиентов или посетителей, в какой части их жизни может помочь ваш бренд, и как они будут себя чувствовать, после того как вы станете частью их жизни. Иногда это может быть не одна эмоция, а целый ряд эмоций, вместе взятых [12, с. 10].

Когда потенциальный клиент будет выбирать турфирму, чтобы воспользоваться ее услугами, он выберет ту, с которой у него сформировалась эмоциональная связь. И именно это чувство заставит его возвращаться снова и снова.

Любая созданная турфирмой реклама должна опираться на те самые триггеры (предмет или действие, оказывающее определенную реакцию) [10, с. 11]. На покупателей можно и нужно довлеть, тем самым поощряя их к покуп-

ке. Очень мощное эмоциональное давление на покупателя оказывается с помощью внедрения благотворительности в рекламный контент. Например, туроператор «Веди-Тур Групп-М» обещал в своей рекламной кампании под лозунгом «Покажи мир детям-сиротам» направлять часть прибыли с продаж в благотворительный фонд «Поделись теплом» [11, с. 36].

Если обращаться к самым высшим потребностям в пирамиде потребностей по Маслоу

- к самореализации, то реклама должна быть мотивирующей к действию, и самое главное, турфирма должна сформировать ощущение, что она «даст вам ключ от всех дверей», именно эта турфирма поможет клиенту осуществить мечту и поехать к вулкану Килиманджаро, увидеть северное сияние или побывать на самом глубоком озере в мире.

Успешные бренды работают, подключив эмоциональный триггер для каждого сообщения, и формируют у пользователей постоянное чувство привязанности. Это относится к обслуживанию клиентов, социальным медиа и любому опубликованному интернет-содержанию. Фирме должны доверять, должны хотеть вернуться снова и снова. Это и есть эмоциональный брендинг.

Подводя итог, хочется отметить, что хоть эмоциональный брендинг -инновационное направление брендинга, получившее распространение по всему миру и активно применяемое в различных сферах человеческой жизни: начиная рекламой и заканчивая медициной.

Судя по тенденциям развития этого направления и постоянного изменяющихся предпочтений общества скоро традиционный маркетинг трансформируется в эмоциональный. Потому как потребителю важно закрепить с брендом эмоциональную связь, которая будет стимулом для повторного возвращения за покупками со стороны потребителя. Также хочется заключить, что, конечно, использование одного только эмоционального брендинга, как способ построения отношений с потребителем

- недостаточно. Подход к управлению взаимоотношениями должен быть комплексным и только тогда бренд можно считать успешным.

ЛИТЕРАТУРА

1. Маргарита Акулич. Эмоциональный брендинг и нейромаркетинг: [Электронный ресурс]. URL: https://www.libfox.ru/681187-margarita-akulich-emotsionalnyy-brending-i-neyromarketing.html. (Дата обращения: 12.08.19)

2. Эмоциональный брендинг - стратегия позиционирования, стратегический маркетинг, связи с общественностью: [Электронный ресурс]. URL: https://www.myjane.ru/articles/text/?id=11417. (Дата обращения: 12.08.19)

3. Качанова Э. Наука о цвете: радужные перспективы // Психология. 2007. No. 15. С.164-171.

4. 10 этапов создания эмоционального бренда - Студия копирайтера Дениса Каплунова: [Электронный

ГосударстВеннЫй СоВетНиК, 2019 № 3

ресурс]. URL: https://kaplunoff.com/blog/reklamnye-tekhniki/10-etapov-sozdanija-emotsionalnogo-brenda. (Дата обращения: 12.08.19)

5. TUI - Analysis and Implications I Strategic Management I Tourism: [Электронныйресурс]. URL: https:// ru.scribd.com/doc/2578l511/TUI-Analysis-and-Implications. (Дата обращения: 12.08.19)

6. Руденко А.М. Психология социально-культурного сервиса и туризма. Изд. 2-е, испр. и доп. Ростов н./Д: Феникс, 2007. 313 с.

7. Нейролингвистическое программирование - Википедия: [Электронный ресурс]. URL: https:// ru.wikipedia.org/wiki/Нейролингвистическое_программирование. (Дата обращения: 12.08.19)

8. Досье компании TUI Россия: [Электронный ресурс]. URL: https://www.hotline.travel/dossier/company/ tui_rossiya/. (Дата обращения: 12.08.19)

9. 8 Приемов НЛП В Рекламе: [Электронный ресурс]. URL: http://nlp.com.ua/stati/209-8-priemov-nlp-v-reklame. (Дата обращения: 12.08.19)

10. Триггер (психология) - Википедия: [Электронный ресурс]. URL: https://ru.wikipedia.org/wiki/Триггер_ (психология). (Дата обращения: 12.08.19)

11. Турфирмы и благотворительность в России: [Электронный ресурс]. URL: http://www.tournet.ru/any/la-bienfaisance.htm. (Дата обращения 12.08.19)

12. Эмоциональный брендинг - разработка связи с клиентами: [Электронный ресурс]. URL: http://rebill.me/ showthread.php?t=2993. (Дата обращения: 12.08.19)

13. Проект национального доклада о привлечении частных инвестиций в развитие инфраструктуры и применении механизмов государственно-частного партнерства в Российской Федерации. [Электронный ресурс]. URL: http://pppcenter.ru/assets/files/260418-rait.pdf (дата обращения: 12.08.19)

14. Кира Нагорная Ленобласть подтвердила долгосрочный кредитный рейтинг на уровне «BB+». Новости Ленобласти. [Электронный ресурс]. URL: https://ivbg.ru/7923046-lenoblast-podtverdila-dolgosrochnyj-kreditnyj-rejting-na-urovne-bb.html (дата обращения: 12.08.19)

15. Инвестиционный портал Ленинградской области. [Электронный ресурс]. URL: http://lenoblinvest.ru/de/ investitsionnaya-privlekatelnost-leningradskoj-oblasti (дата обращения: 12.08.19)

16. Стригин А. Идем к соседям. Российская газета-Экономика Северо-Запада. No. 246 (7412). [Электронный ресурс]. URL: https://rg.ru/2017/10/31/reg-szfo/finskij-biznes-narastil-investicii-v-szfo.html (дата обращения: 12.08.19)

17. Healy P. Collaborative Planning. Vancouver: UBC Press-1997.

18. Азовцева И.К. Адаптивный механизм как основополагающий элемент концепции управления экономико-социальными системами [Электронный ресурс]. URL: http://www.aup.ru/articles/management/6.htm (дата обращения: 12.08.19)

19. Ермолаев В.П. Приграничное сотрудничество: теория и практика. Политические, правовые, экономические проблемы международного сотрудничества на постсоветском пространстве. [Электронный ресурс]. URL: http://elect-assist.ru/cross-border-cooperation-theory-and-practice/ (дата обращения: 12.08.19)

20. Вишняков А.И., Герасина О.Н. Формирование инвестиционного климата региона // Бизнес в законе. 2012. No. 6. C. 298-300.

21. Большаков С.Н. Инновационный кластер в системе территориального развития: опыт Финляндии // Муниципалитет: экономика и управление. 2017. No. 3 (20). URL: http://municipal.uapa.ru/ru/ issue/2017/03/ (дата обращения: 12.08.19)

REFERENCES

1. Margarita Akulich. Emotional branding and neuromarketing: [Electronic resource]. Available at: https://www. libfox.ru/681187-margarita-akulich-emotsionalnyy-brending-i-neyromarketing.html. (accessed 12 August 2019)

2. Emotional branding-positioning strategy, strategic marketing, public relations: [Electronic resource]. Available at: https://www.myjane.ru/articles/text/?id=11417. (accessed 12 August 2019)

3. Kachanova E. the Science of color: rainbow prospects. Psychology. 2007. No. 15. P. 164-171.

4. 10 stages of creating an emotional brand-Studio copywriter Denis Kaplunov. Available at: https://kaplunoff. com/blog/reklamnye-tekhniki/10-etapov-sozdanija-emotsionalnogo-brenda. (accessed 12 August 2019)

5. TUI-Analysis and Implications I Strategic Management I Tourism. Available at: https://ru.scribd.com/ doc/25781511/TUI-Analysis-and-Implications. (accessed 12 August 2019)

6. Rudenko A. M. p 83 social and cultural service and tourism psychology. Rostov n/D, Phoenix Publ., 2007. 313 p.

7. Neuro-linguistic programming-Wikipedia: [Electronic resource]. Available at: https://ru.wikipedia.org/wiki/ Нейролингвистическое_программирование. (accessed 12 August 2019)

8. Company profile TUI Russia: [the Electronic resource]. Available at: https://www.hotline.travel/dossier/ company/tui_rossiya/. (accessed 12 August 2019)

9. 8 NLP Techniques In Advertising: [Electronic resource]. Available at: http://nlp.com.ua/stati/209-8-priemov-nlp-v-reklame. (accessed 12 August 2019)

10. Trigger (psychology) - Wikipedia: [Electronic resource]. Available at: https://ru.wikipedia.org/wiki/Триггер_ (psychology). (accessed 12 August 2019)

11. Travel agencies and charity in Russia: [Electronic resource]. Available at: http://www.tournet.ru/any/la-bienfaisance.htm. (accessed 12 August 2019)

No. 3

The State Counsellor, 2019

12. Emotional branding - development of communication with clients. Available at: http://rebill.me/showthread. php?t=2993. (accessed 12 August 2019)

13. Draft national report on attracting private investment in infrastructure development and public-private partnership mechanisms in the Russian Federation. Available at: http://pppcenter.ru/assets/files/260418-rait. pdf (accessed 12 August 2019)

14. Kira Nagornaya Leninggradskiy region has confirmed a long-term credit rating at the level of " BB+". News Of The Leningrad Region. Available at: https://ivbg.ru/7923046-lenoblast-podtverdila-dolgosrochnyj-kreditnyj-rejting-na-urovne-bb.html (accessed 12 August 2019)

15. Investment portal of the Leningrad region. Available at: http://lenoblinvest.ru/de/investitsionnaya-privlekatelnost-leningradskoj-oblasti (accessed 12 August 2019)

16. Strigin A. Go to the neighbors. Russian newspaper-the Economy of the North-West. No. 246 (7412). Available at: https://rg.ru/2017/10/31/reg-szfo/finskij-biznes-narastil-investicii-v-szfo.html (accessed 12 August 2019)

17. Healthy P. Collaborative Planning. Vancouver: UBC Press-1997.

18. Azovtseva I.K. Adaptive mechanism as a fundamental element of the concept of management of economic and social systems Available at: http://www.aup.ru/articles/management/6.htm (accessed 12 August 2019)

19. Ermolaev V.P. Cross-Border cooperation: theory and practice. Political, legal, economic problems of international cooperation in the post-Soviet space. Available at: http://elect-assist.ru/cross-border-cooperation-theory-and-practice/ (accessed 12 August 2019)

20. Vishnyakov A.I., Gerasina O.N. Formation of the investment climate in the region. Business in law. 2012. No. 6. P. 298-300.

21. Bolshakov S.N. Innovation cluster in the system of territorial development: experience of Finland // Municipality Economics and management. Ural Institute (branch). Yekaterinburg. 2017 No. 3. Available at: http://municipal.uapa.ru/ru/issue/2017/03/ (accessed 12 August 2019)

Информация об авторах Кучумов Артур Викторович

(Россия, г. Санкт-Петербург) Доцент, кандидат экономических наук Доцент кафедры экономики и управления в сфере услуг

Санкт-Петербургский государственный экономический университет E-mail:arturspbl@ya.ru

Чайковская Александра Владимировна (Россия, г. Санкт-Петербург) Доцент, кандидат экономических наук Санкт-Петербургский государственный университет промышленных технологий и дизайна E-mail: sasha_chaikovska@list.ru

Волошинова Марина Владимировна (Россия, г. Санкт-Петербург) Доцент, кандидат экономических наук Доцент кафедры экономики и управления в сфере услуг

Санкт-Петербургский государственный университет E-mail: arturspb1@ya.ru

Бойкова Юлия Михайловна (Россия, г. Санкт-Петербург) Доцент, кандидат экономических наук Доцент кафедры социально-экономических дисциплин и сервиса Санкт-Петербургский государственный университет гражданской авиации E-mail: arturspb1@ya.ru

Information about the authors Arthur V. Kuchumov (St. Petersburg, Russia) Associate Professor, PhD in Economic Sciences Associate Professor of Economics and management in services

St. Petersburg State University of Economics E-mail:arturspb1@ya.ru

Alexandra V. Tchaikovsky (St. Petersburg, Russia) Associate Professor, PhD in Economic Sciences Saint-Petersburg State University of Industrial Technologies and Design E-mail: sasha_chaikovska@list.ru

Marina V. Voloshinova (St. Petersburg, Russia) Associate Professor, PhD in Economic Sciences Associate Professor of Economics and Management in Services St. Petersburg State University E-mail: arturspb1@ya.ru

Yulia M. Boikova (St. Petersburg, Russia) Associate Professor, PhD in Economic Sciences Associate Professor of socio-economic disciplines and service

St. Petersburg State University of Civil Aviation E-mail: arturspb1@ya.ru

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.