Научная статья на тему 'ЭМОЦИОНАЛЬНОЕ СОСТОЯНИЕ СТУДЕНЧЕСКОЙ МОЛОДЕЖИ В УСЛОВИЯХ СОЦИАЛЬНОЙ НЕОПРЕДЕЛЕННОСТИ'

ЭМОЦИОНАЛЬНОЕ СОСТОЯНИЕ СТУДЕНЧЕСКОЙ МОЛОДЕЖИ В УСЛОВИЯХ СОЦИАЛЬНОЙ НЕОПРЕДЕЛЕННОСТИ Текст научной статьи по специальности «Социологические науки»

CC BY
218
34
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Журнал
Социология
ВАК
Ключевые слова
СТУДЕНЧЕСТВО / МОЛОДЕЖЬ / ЭМОЦИОНАЛЬНОЕ СОСТОЯНИЕ / СОЦИАЛЬНО-ЭКОНОМИЧЕСКАЯ СИТУАЦИЯ / ОБРАЗ БУДУЩЕГО

Аннотация научной статьи по социологическим наукам, автор научной работы — Магранов Алексей Сергеевич

В данной статье предпринята попытка проанализировать особенности эмоционального состояния представителей современного студенчества и выделить основные факторы, оказывающие на него влияние. Особое внимание уделяется изучению влияния социально-экономической ситуации в российском обществе на эмоциональный настрой молодых людей. Выделена зависимость эмоционального состояния от неопределенности ближайшего будущего у студентов. Также, рассмотрено эмоциональное состояние у молодых людей, отличающихся по уровню материального достатка, жилищных условий, семейному положению. Статья основана на результатах прикладного социологического исследования, в ходе которого было проведено анкетирование учащихся высших и средних специальных учебных заведений Ростовской области и Республики Крым.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

EMOTIONAL STATE OF STUDENTS IN CONDITIONS OF SOCIAL UNCERTAINTY

This article attempts to analyze the features of the emotional state of representatives of modern students and identify the main factors influencing it. Special attention is paid to the study of the impact of the socioeconomic situation in Russian society on the emotional mood of young people. The dependence of the emotional state on the uncertainty of the near future among students is highlighted. Also, the emotional state of young people who differ in terms of material wealth, housing conditions, marital status is considered. The article is based on the results of applied sociological study, during which a survey was conducted of students of higher and secondary specialized educational institutions of the Rostov region and the Republic of Crimea.

Текст научной работы на тему «ЭМОЦИОНАЛЬНОЕ СОСТОЯНИЕ СТУДЕНЧЕСКОЙ МОЛОДЕЖИ В УСЛОВИЯХ СОЦИАЛЬНОЙ НЕОПРЕДЕЛЕННОСТИ»

Эмоциональное состояние студенческой молодежи в условиях социальной неопределенности

Магранов Алексей Сергеевич,

кандидат социологических наук, старший научный сотрудник Центра социально-политических исследований Южного федерального университета; ведущий научный сотрудник Южно-Российского филиала Федерального научно-исследовательского социологического центра Российской академии наук E-mail: alex_daredevil@mail.ru

В данной статье предпринята попытка проанализировать особенности эмоционального состояния представителей современного студенчества и выделить основные факторы, оказывающие на него влияние. Особое внимание уделяется изучению влияния социально-экономической ситуации в российском обществе на эмоциональный настрой молодых людей. Выделена зависимость эмоционального состояния от неопределенности ближайшего будущего у студентов. Также, рассмотрено эмоциональное состояние у молодых людей, отличающихся по уровню материального достатка, жилищных условий, семейному положению. Статья основана на результатах прикладного социологического исследования, в ходе которого было проведено анкетирование учащихся высших и средних специальных учебных заведений Ростовской области и Республики Крым.

Ключевые слова: Студенчество, молодежь, эмоциональное состояние, социально-экономическая ситуация, образ будущего.

Статья подготовлена в рамках темы 1221202000804 «Гоажданская и этнокультурная идентичность молодежи: ценностные основания и детерминанты формирования в условиях неопределенности» (тема выполнена в рамках госзадания).

Введение

Эмоциональное состояние студенческой молодежи, как особой социально-демографической группы, неизменно становится объектом изучения исследователей, представляющих различные области гуманитарного знания: психология, педагогика, социология. Эмоциональное состояние представляет собой один из главных факторов, оказывающих воздействие на жизнедеятельность человека, так как оно может привести как к повышению тонуса, так и к упадку жизненных сил. Общее эмоциональное состояние складывается из множества факторов, в том числе самочувствия, активности и настроения [10].

Анализ психоэмоционального состояния представителей студенческой молодежи, а также изучение показателей личностной и реактивной (ситуативной) тревожности у студентов вузов представлен в работах С.И. Филиппченко-вой, Е.В. Балакшиной, Ж.А. Муратовой, Г.А. Соколова [13; 7; 11]. Также, отечественные исследователи обращаются к изучению воздействия физической активности и спорта на улучшение эмоционального состояния учащихся вузов [6; 1; 8].

Особую важность в последние годы приобретает проблематика эмоционального состояния молодежи в условиях социальной неопределенности, представляющей собой один из важнейших рискогенных факторов. Неопределенность образа будущего (как отдаленного, так и ближайшего) приводит к возрастанию тревожности, агрессии, апатии, депрессивному состоянию. Для студенческой молодежи это представляется особенно актуальным ввиду переходности их социального статуса: помимо окончания обучения, им предстоит строить собственную карьеру и создавать свою семью [12]. Большое количество работ посвящены изучению влияния пандемии коронавируса COVID-19

_ и ипси и

180

на эмоциональное состояние учащихся высших учебных заведений [4; 3; 12; 2]. Действительно, пандемия стала тем событием, которое не только подвергает риску здоровье и жизнь людей, но и создает неопределенность относительно личного будущего, особенно молодежи. Однако после окончания действия всех массовых ограничительных мер, направленных на борьбу с коронавирусом, появились новые «вызовы», создающие состояние социальной неопределенности. В феврале 2022 года началась специальная военная операция на Украине, ставшая событием, которое поделило жизнь россиян на «до» и «после». Непростая социально-экономическая ситуация в стране и страх перед угрозой войны не могли не сказаться на эмоциональном состоянии молодого поколения, и, в особенности студенчества. В связи с этим становится очевидной необходимость проведения исследований, направленных на изучение эмоционального состояния студенческой молодежи в условиях современного российского общества, а также основных факторов, оказывающих влияние на его формирование.

Методология исследования

Во второй половине 2022 года сотрудниками Южно-Российского филиала Федерального научно-исследовательского социологического центра Российской академии наук (ЮРФ ФНИСЦ РАН) было реализовано прикладное социологическое исследование «Гражданская и национальная (этнокультурная) идентичность молодежи: ценностные основания и детерминанты формирования в условиях неопределенности». Основной целью данного исследовательского проекта была эмпирическая верификация ценностных оснований и детерминант формирования гражданской и этнокультурной идентичности молодежи поликультурных регионов. В рамках реализации исследования был проведен анкетный опрос студентов высших и средних специальных учебных заведений (самостоятельное заполнение анкеты исследования). Возраст респондентов: от 16 до 24 лет.

Тип выборки - многоступенчатая квотная. Общая выборочная совокупность составила 4575 человек (студенты вузов - 2521 чел., студенты ссузов - 2054 чел.). Опрос проводился в вузах и ссузах Ростовской области и Республики Крым. Помимо вопросов, направленных на изучение гражданской и этнокультурной идентичности студенчества, инструментарий исследования включал в себя блоки вопросов, посвященных жизненным ценностям,социальным условиям жизни и эмоциональному состоянию учащихся высших и средних специальных учебных заведений.

Основные результаты исследования

Каково же эмоциональное состояние современного российского студенчества? Согласно результатам проведенного исследования, более половины опрошенных не испытывают значительного стресса: 43,3% чувствуют себя спокойно и уравновешенно, а 18,2% ощущают позитивный эмоциональный подъем (рис. 1). Однако в заметной степени у студентов оказались выражены апатия и тревожность. Чувства агрессии, озлобленности и раздражение в сумме составили около 7%.

Полученные данные продемонстрировали, что представители студенческой молодежи весьма чувствительны к изменениям, происходящим в социальной сфере жизни российского общества. 31,8% указали, что в нашей стране за последнее время существенно возросло социальное напряжение; по мнению 23,1%, оно усилилось незначительно. Менее десятой части респондентов (8,5%) отмечают существенное снижение социального напряжения в России, а 16,2% считают, что оно уменьшилось лишь немного. Всего 4,8% не увидели никаких изменений уровня социального напряжения в стране - ни в сторону увеличения, ни в сторону уменьшения. При этом, ощущение сильного возрастания социальной напряженности в обществе оказывает весьма заметное воздействие на эмоциональное состояние молодежи. Среди респондентов, у которых

181

в заметной степени представлены та- указали на существенное возрастание кие чувства как тревожность, раздра- социального напряжения в современ-жение, озлобленность, около половины ном российском обществе (табл. 1).

Ощущаю чувство агрессии 2,3

Ощущаю чувство озлобленности 1,2

Чувствую раздражение

Ощущаю тревогу

Нахожусь в состоянии безразличия, апатии

Чувствую себя спокойно, уравновешенно 43,3

18,2

Рис. 1. Эмоциональное повседневное состояние студентов, в%

Ощущаю позитивный эмоциональный подъем

Таблица 1. Корреляция оценок изменения уровня социальной напряженности и эмоционального состояния молодежи (в %)

Уровень социальной напряженности в России в целом Ощущаю позитивный эмоциональный подъем Чувствую себя спокойно, уравновешенно Нахожусь в состоянии безразличия, апатии Ощущаю тревогу Чувствую раздражение Ощущаю чувство озлобленности Ощущаю чувство агрессии

Существенно снизилось 20,1 5,8 5,1 4,3 10,4 7 16,3

Немного снизилось 16,7 18,2 15,9 11,4 11 19,3 13,5

Немного возросло 19,5 26,6 24,6 21,4 14,7 10,5 8,7

Существенно возросло 20,9 27,3 36 48,6 47,2 49,1 26,9

Ситуация такая же, как и была раньше 5,3 5,3 4,9 3,3 2,5 1,8 4,8

Затрудняюсь ответить 17,5 16,7 13,6 11 14,1 12,3 29,8

Кроме того, как показали результаты исследования, у студенчества не единого и четкого представления о том, что ждет нашу страну в ближайшие 2-3 года. Около трети респондентов (35,6%) надеются на лучшее и полагают, что в ближайшем будущем социально-экономическая ситуация в России улучшится. Стоит заметить, что 27% затруднились ответить на этот вопрос и не смогли высказать какого-либо

предположения. 16,6% студентов считают, что ситуация в стране в обозримом будущем останется неизменной. Каждый пятый респондент (20,7%) готовится к худшему варианту развития событий. При этом, как видно из данных, полученных в ходе корреляционного анализа (табл. 2), большинство студентов, испытывающих эмоциональный подъем (61,5%), верят в улучшение ситуации в стране. А вот на ухудшение ситуации

182

указывали, в основном, молодые люди, жение, агрессию, или же находящиеся чувствующие озлобленность, раздра- в состоянии полной апатии.

Таблица 2. Корреляция мнений об изменении ситуации в стране в ближайшем будущем и эмоционального состояния молодежи (в %)

Как изменится ситуация в стране в ближайшие 2-3 года Ощущаю позитивный эмоциональный подъем Чувствую себя спо-койно,урав-новешенно Нахожусь в состоянии безразличия, апатии Ощущаю тревогу Чувствую раздражение Ощущаю чувство озлобленности Ощущаю чувство агрессии

Ситуация улучшится 61,5 39,9 18,3 20,3 16,6 10,5 17,3

Останется неизменной 12,5 16,3 23,5 14,3 18,4 31,6 13,5

Ситуация ухудшится 8,9 14 29,4 37,1 39,3 42,1 28,8

Затрудняюсь ответить 17,1 29,8 28,9 28,3 25,8 15,8 40,4

Стоит отметить, что эмоциональная окраска отношения студенческой молодежи за последние годы претерпела заметные изменения. Обратимся к сравнительному анализу с данными межрегионального социологического исследования «Противоречия и парадоксы социализации студенческой молодежи в условиях транзитивности современного российского общества», проведенного в 2016 году Центром социально-политических исследований Южного федерального университета. Согласно результатам этого исследовательского проекта, студенты российских вузов 6 лет назад сохраняли, преимущественно, позитивный настрой: 51,6% смотрели в будущее с надеждой и оптимизмом. Третья часть (32%) относились к будущему спокойно, но не питали особых надежд и иллюзий. Тревогу и неуверенность по отношению к грядущему ощущали 10%, а страх и отчаяние - 2,5%. Затруднились оценить свое настроение, с которым они смотрят в будущее, всего 3,8%, что говорит о высоком уровне уверенности в своих оценках [14, с. 296]. При этом результаты указанного исследования также зафиксировали прямую связь между эмоциональным настроем относительно своего будущего и оценками социально-экономической ситуации в стране [5, с. 73-74].

Рассмотрим более подробно влияние на эмоциональное состояние студенчества факторов, обусловленных событиями, происходящими в стране - прежде всего, со специальной военной операцией на Украине (табл. 3).

Как следует из данных корреляционного анализа, представители студенческой молодежи, считающие, что политика действующей власти ведет страну к кризису, в 2 раза больше испытывают тревогу и раздражение, а также практически не испытывают позитивных ощущений. Как видно из таблицы 3, отчасти это связано с ощущением вреда от санкций, и его возможностью в будущем. Однако зависимость эмоционального состояния от оценок правильности решения о начале СВО оказалась более явная. Это связано с тем, что представители молодого поколения опасаются развития худших сценариев, подразумевающих начло боевых действий на территории России. И это, безусловно, весьма негативно сказывается на эмоциональном состоянии студенчества.

Как показали результаты проведенного социологического исследования, на эмоциональное состояние студентов вузов и ссузов оказывают влияние и факторы, связанные с их социальным положением и статусами. Во-первых, огромное значение имеют материаль-

183

_ 1

ные факторы: финансовое положение и жилищные условия (табл. 4). Среди представителей молодого поколения, живущих в достатке и хороших жилищных условиях, большинство чувствуют себя, по крайней мере, спокойно и уравновешенно (по 46,9%), или же находятся в позитивном эмоциональном состоянии (28,4% и 23,3% соответственно). А вот студенты, находящиеся в бедственном материальном положении, а также оценивающие свое жилье как плохое, оказались подвержены более тревоге и апатии. Действительно, отсутствие

необходимых материальных возможностей при столь нестабильной социально-экономической обстановке в обществе вызывает у них опасения относительно условий их жизни в будущем. Во-вторых, была зафиксирована и зависимость эмоционального состояния и физического здоровья молодых людей. Однако здесь можно говорить о двусторонней взаимосвязи: как плохое самочувствие может выступать причиной эмоционального спада, так и нахождение в состоянии тревоги, вызванное внешними факторами, может сказываться на физическом здоровье.

Таблица 3. Влияние оценок событий, происходящих в стране на эмоциональное состояние молодежи (в %)

Эмоциональное состояние молодежи Оценка действий власти Оценка вреда санкций Оценка правильности решения о СВО

Действующая власть ведет Россию по пути развития Политика действующей власти ведет Россию к кризису Санкции со стороны западных стран окажут на Россию весьма негативное влияние Санкции со стороны западных стран не принесут экономике России заметного вреда Начало специальной военной операции на Украине было единственно верным решением Начало специальной военной операции на Украине было необдуманным и ненужным решением

Ощущаю позитивный эмоциональный подъем 20,7 8,9 18,8 17,6 19,7 11,8

Чувствую себя спокойно,уравновешенно 47,4 27,8 38 49,1 46,8 30,7

Нахожусь в состоянии безраз-личия,апатии 14,2 23,5 16,5 14,6 14,9 21,4

Ощущаю тревогу 12,6 26,7 18,8 12,7 13,4 24,1

Чувствую раздражение 2,5 5,3 4 3,1 2,5 5,3

Ощущаю чувство озлобленности 0,7 3 1,7 0,8 0,9 2,5

Ощущаю чувство агрессии 1,8 5 2,3 2,2 2 4,3

Находят свое отражение на эмоциональном состоянии студенческой молодежи и их взаимоотношения внутри семьи. Половина студентов, отметивших, что у них есть проблемы в семье, находятся в состоянии апатии (26,8%) или тревожности (24%). Особенно настораживает, что проблемы во взаимоотношениях с родными выступают фактором,

наиболее сильно пробуждающим чувство агрессии у представителей студенчества - 17,3%. Также, согласно полученным данным, для поддержания позитивного эмоционального настроя молодым людям необходимо иметь полноценную возможность проведения повседневного досуга. Помимо этого, у заметного числа опрошенных вызывает тревогу тот

184

факт, что в условиях неопределенности как специалистов, и они не смогут реа-находится под вопросом и их будущее лизоваться в профессии.

Таблица 4. Корреляция оценок своего социального положения и эмоционального состояния молодежи (в %)

Эмоциональное Материальное положение Состояние здоровья Жилищные условия

состояние Хорошо Удов-летво-ритель-но Плохо Хорошо Удов-летво-ритель-но Плохо Хорошо Удов-летво-ритель-но Плохо

Ощущаю позитивный эмоциональный подъем 28,4 11,8 8,2 26,5 10,1 11,3 23,3 9,8 9,1

Чувствую себя спокойно,уравновешенно 46,9 44,4 23,8 50,1 40,7 13,4 46,9 39,9 20,1

Нахожусь в состоянии безразличия, апатии 10,1 17,7 27 9,4 20,6 26,6 11,6 22 23,3

Ощущаю тревогу 9,5 19,2 25,1 9,1 21 29,9 12,7 20,5 25,1

Чувствую раздражение 2,9 4 4,1 2,9 4,2 4,2 3,3 3,9 4,6

Ощущаю чувство озлобленности 0,5 1,2 4,1 0,9 1,3 3,6 0,9 1,5 4,1

Ощущаю чувство агрессии 1,7 1,6 7,8 1,2 2 11 1,3 2,5 13,7

Эмоциональное состояние Отношения в семье Возможности проведения повседневного досуга Возможность реализоваться в профессии

Хорошо Удовлетвори-тельно Плохо Хорошо Удовлетвори-тельно Плохо Хорошо Удовлетвори-тельно Плохо

Ощущаю позитивный эмоциональный подъем 21,2 9,3 7,8 25,3 9,5 10,2 26,1 10,9 9,5

Чувствую себя спокойно, уравновешенно 48 31,7 15,1 48,1 40,7 18,7 48,9 42,4 17,1

Нахожусь в состоянии безразличия, апатии 12,1 25,8 26,8 10,2 21,7 24,3 10 19,4 27,9

Ощущаю тревогу 13,8 21,7 24 11,7 20 26,2 10,7 19,2 28,1

Чувствую раздражение 2,9 5,8 5 2,3 5,1 4,9 2,1 4,9 5

Ощущаю чувство озлобленности 0,8 2,3 3,9 0,8 1,1 СЧ 1Л 0,8 1,4 3,3

Ощущаю чувство агрессии 1,2 3,5 17,3 1,5 1,9 10,5 1,5 1,8 9

Можно добавить, что есть некоторая специфика влияния семьи и жилищных условий на эмоциональное состояние со-

временного российского студенчества. Так, наибольшая тревожность характерна для молодых людей, живущих в об-

185

_ 1

щежитии (18,8%); наивысший позитивный эмоциональный подъем ощущают студенты, проживающие в собственной квартире (27%), что вполне объясняется их удовлетворением собственной самостоятельностью и независимостью. Ощущение спокойствия несколько чаще остальных (45,1%) испытывают представители молодого поколения, живущие вместе с родителями. Действительно, в условиях неопределенности, в ситуациях, когда от человека требуется усилие, чтобы преодолеть обстоятельства близкие люди и родственные отношения все еще остаются опорой для взрослеющего [9]. Также, было зафиксировано, что семейное положение оказывает, в некоторой степени, противоречивое воздействие на эмоциональное состояние. Наиболее спокойными и уравновешенными оказались холостые учащиеся вузов и ссузов,- 45,2%. Однако самый большой позитивный эмоциональный подъем характерен для представителей студенчества, которые уже успели создать собственную семью (26,9%), и завести детей (23%). Но, в то же время, для женатых / замужних учащихся оказалось более характерно чувство тревоги (18,1%), а те молодые люди, в чьих семьях уже появились дети, чаще остальных испытывают озлобленность (6,6%) и агрессию (11,2%). Вероятнее всего, это можно объяснить тем, что наличие собственной семьи (особенно если в ней есть дети) налагает огромную ответственность, причем не только за себя, нести которую в условиях социальной неопределенности - весьма непросто, в том числе и морально.

Выводы

Таким образом, результаты проведенного социологического исследования показали, что представители современного российского студенчества, находясь под влиянием социальной неопределенности, в целом, сохраняют спокойствие. Однако, в совокупности, треть опрошенных испытывают чувство тревоги, или испытывают состояние апатии, полного безразличия к происходящему. Огромное воздействие на формирование эмо-

ционального состояния молодежи оказывает, как непосредственно социально-экономическая ситуация в стране, так и неопределенность ближайшего будущего, вызванная ей.

При этом представители современного студенчества, опасаются не столько последствий экономических санкций, введенных против России странами Запада, сколько реализации худших сценариев, развития дальнейших событий, подразумевающих начло боевых действий на территории Российской Федерации. Иными словами, один из главных страхов, обусловливающий неопределенность будущего для молодых людей, это страх войны.

Помимо этого, достаточно значимыми факторами формирования эмоционального состояния оказались материальное положение, жилищные условия, состояние здоровья и отношения в семье. Вдобавок, достаточно заметным оказался уровень не только тревожности, но и озлобленности среди студентов, успевших вступить в брачный союз и завести детей. Что обусловлено осознанием ими всей трудности исполнить свою ответственность перед семьей в столь нестабильных социальных условиях. Можно отметить, что именно «бедствующие» и «семейные» молодые люди представляют собой определенные «группы риска», наиболее уязвимые перед масштабными трансформациями в социальной сфере общества. Именно они должны, в первую очередь, попадать в поле зрения при разработке целевых мер государственной поддержки.

Литература

1. Илюшин О.В., Абзалова С.В., Шайхи-ев Р.Р., Никитин А.С. Влияние физической культуры на эмоциональное состояние студентов // Перспективы науки. 2021. № 12 (147). - С. 191-194.

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

2. Кононов А. Н. Тревога о будущем в условиях пандемии коронавирусной инфекции: исследование методом контент-анализа // Вестник Московского государственного областного университета. Серия: Психологиче-

ские науки. 2020. № 3. С. 18-28. DOI: 10.18384/2310-7235-2020-3-18-28.

3. Корецкая И.А., Васякин Б.С., Кая А.А. Эмоциональное состояние студентов в период пандемии COV-ID-19 в странах с разными ограничительными мерами // Казанский педагогический журнал. № 3 (146). 2021. С. 172-177.

4. Куликова Т.И. Психоэмоциональное состояние студентов во время перехода на дистанционное обучение в первую волну самоизоляции // Педагогический ИМИДЖ. 2020. Т. 15. № 1(50). С. 112-122. DOI: 10.32343/2409-5052-2021-151-112-122.

5. Магранов А.С., Деточен-ко Л.С. Социально-экономическая ситуация в России: мнения и оценки современного студенчества // Власть. 2017. Том 25. № 10. С. 72-82.

6. Мифтахов А.Р. Влияние физической активности на психическое состояние обучающихся вузов // Вопросы педагогики. 2022. № 3-2. С. 154-155.

7. Муратова Ж.А. Анализ эмоционального состояния студентов // Студенческий спорт: состояние и перспективы развития: сб. мат-лов II Региональной науч.-практ. конф. / Под ред. Н.В. Пешковой, Ж.И. Бушевой, Н.М. Ахтемзяновой. - Сургут: СурГУ, 2019. С. 43-47.

8. Постольник Ю.А., Бубенцова Ю.А., Кашенков Ю. Б. Изменение эмоционального состояния студентов на основе модернизации процесса физического воспитания в высшем учебном заведении // Евразийский Союз Ученых (ЕСУ). 2020. № 2(71). С. 26-29.

9. Потапова Ю.В. Влияние психологической сепарации от родителей на эмоциональное состояние студентов в период адаптации к самостоятельному проживанию // Человек и общество в нестабильном мире: материалы всероссийской научно-практической конференции с международным участием (Омск, 3 марта 2017 г.) / отв. ред. Г.И. Тюменцева. -

Омск: Омская юридическая академия, 2017. С. 83-87.

10. Соколов А.Д., Рыспекова Ш.О., Жу-макова Т.А., Артыкбаева У.С., Ер-лан А.Е., Жунистаев Д.Д., Хасено-ва К.Х., Джусипбекова Б.А., Алпысба-ева К.К. Изменения эмоционального состояния студентов в ходе учебного процесса // Международный журнал прикладных и фундаментальных исследований. 2016. № 3-4. С. 556-559.

11. Соколов Г.А. Оптимизация психоэмоционального состояния студентов в период сессии // Психолог. 2015. № 1. С. 28-43. DOI: 10.7256/24098701.2015.1.13888. - URL: https:// nbpublish.com/library_read_article. php?id=13888 (дата обращения: 16.12.2022).

12. Тихомирова Е.В., Самохвалова А.Г., Вишневская О.Н. Психологическое благополучие студентов в условиях высокой неопределенности будущего // Ярославский педагогический вестник. 2021. № 4(121). С. 88-96. DOI 10.20323/1813-145X-2021-4-121-88-96.

13. Филиппченкова С.И., Балакши-на Е.В. Особенности психоэмоционального состояния студентов технического вуза: векторы исследования // Вестник ТвГТУ. Серия «Науки об обществе и гуманитарные науки». 2022. № 1 (28). С. 70-74. DOI: 10.46573/2409-1391-2022-1-70-74.

14. Филоненко В.И., Штомпель Л.А., Штомпель О.М., Магранов А.С. Культурные установки и стратегии поведения современного российского студенчества (по материалам межрегионального социологического исследования): научная монография / под общей редакцией В.И. Филоненко. - Ростов-на-Дону; Таганрог: Издательство Южного федерального университета, 2017. - 304 с.

EMOTIONAL STATE OF STUDENTS

IN CONDITIONS OF SOCIAL

UNCERTAINTY

Magranov A.S.

Southern Federal University

187

Соцмопогмfl №6 2022

This article attempts to analyze the features of the emotional state of representatives of modern students and identify the main factors influencing it. Special attention is paid to the study of the impact of the socio-economic situation in Russian society on the emotional mood of young people. The dependence of the emotional state on the uncertainty of the near future among students is highlighted. Also, the emotional state of young people who differ in terms of material wealth, housing conditions, marital status is considered. The article is based on the results of applied sociological study, during which a survey was conducted of students of higher and secondary specialized educational institutions of the Rostov region and the Republic of Crimea.

Keywords: Students, youth, emotional state, socio-economic situation, image of the future.

References

1. Ilyushin O.V., Abzalova S.V., Shaykh-iev R.R., Nikitin A.S. The influence of physical education on the emotional state of students // Science prospects. 2021. No.12 (147). pp. 191-194.

2. Kononov A.N. Anxiety about the future in the context of a coronavirus pandemic: a content analysis study // Bulletin of the Moscow Region State University. Series: Psychology. 2020. No. 3. pp. 18-28. DOI: 10.18384/2310-7235-2020-3-18-28

3. Koretskaya I., Vasyakin B., Kaya A. The emotional state of students during the COV-ID-19 pandemic in countries with different restrictive measures // Kazan Pedagogical Journal. 2021. No.3 (146). pp. 172-177.

4. Kulikova T.I. Psycho-Emotional State of Students in the Context of Distance Learning in the First Wave of Self-Isolation // Pedagogical IMAGE. 2020. Vol. 15. No.1(50). pp.112-122. DOI: 10.32343/2409-50522021-15-1-112-122.

5. Magranov A.S., Detochenko L.S. Social and Economic Situation in Russia: Modern Students' Opinions and Estimates // Vlast' (The Authority). 2017. Vol. 25. No. 10. pp. 72-82.

6. Miftahov A.R. The influence of physical activity on the mental state of university students // Questions of Pedagogy. 2022. No.3-2. pp. 154-155.

7. Muratova Zh.A. Analysis of the emotional state of students // Student sport: state and prospects of development: collection of materials of the II Regional Scientific and Prac-

tical Conference / Edited by N.V. Peshkova, Zh.I. Busheva, N.M. Akhtemzyanova. - Surgut: SurGU, 2019. pp. 43-47.

8. Postol'nik Ju.A., Bubencova Ju.A., Kashen-kov Ju. Changing the emotional state of students based on modernization of the process of physical education in higher education the establishment // Eurasian Union of Scientists. 2020. No. 2(71). pp. 26-29.

9. Potapova Ju.V. The influence of psychological separation from parents on the emotional state of students during the period of adaptation to independent living // Man and society in an unstable world: Materials of the All-Russian Scientific and practical conference with international participation (Omsk, March 3, 2017) / ed. by G.I. Tyumentsev. -Omsk: Omsk Law Academy. 2017. pp. 8387.

10. Sokolov A.D., Ryspekova S.O., Zhuma-kova T.A., Artykbaeva U.S., Yerlan A.E., Zhunistaev D.D., Hasenova K.H., Dzhusip-bekova B.A., Alpycbaeva K.K. Change of emotional condition of students in the educational process // International journal of applied and fundamental research. 2016. No. 3-4. pp. 556-559.

11. Sokolov G.A. Improvement of Psychoemo-tional State of Students During Exams // Psychologist. 2015. No. 1. pp. 28-43. DOI: 10.7256/2409-8701.2015.1.13888. - URL: https://en.nbpublish.com/library_read_ar-ticle.php?id=13888 (date of application: 16.12.2022).

12. Tikhomirova E.V., Samokhvalova A.G., Vishnevskaya O.N. Psychological well-being of students in conditions of high uncertainty of the future // Yaroslavl Pedagogical Bulletin. 2021. No. 4(121). pp. 88-96. DOI 10.20323/1813-145X-2021-4-121-88-96.

13. Filippchenkova S.I., Balakshina E.V. Study of specifics of structural components of socio-psychological climate in the student community // Vestnik of Tver State Technical University. Series «Social Sciences and Humanities». 2022. No.1 (28). pp. 70-74. DOI: 10.46573/2409-1391-2022-1-70-74.

14. Filonenko V.I., Shtompel L.A., Shtom-pel O.M., Magranov A.S. Cultural attitudes and strategies of behavior of modern Russian students (based on materials of interregional sociological research): scientific monograph / edited by V.I. Filonenko. - Rostov-on-Don; Taganrog: Southern Federal University Press, 2017. 304 p.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.