Научная статья на тему 'Эмоциональное сопровождение рекреационного использования экологических ценностей'

Эмоциональное сопровождение рекреационного использования экологических ценностей Текст научной статьи по специальности «Психологические науки»

CC BY
125
41
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Аннотация научной статьи по психологическим наукам, автор научной работы — Гончаревич Н. А.

В статье рассматриваются особенности эмоциональных состояний рекреантов в процессе освоения ими экологических ценностей. Также анализируется влияние эмоциональных состояний на развитие отдельных видов рекреационной деятельности.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему «Эмоциональное сопровождение рекреационного использования экологических ценностей»

рить о необходимости «пробуждения» латентной экологической морали в той или иной форме, присущей современному обществу.

В заключение можно отметить, что понятие экологическая культура в своей простанственно-временной содержательности, а если быть точнее, в социокультурной, позволяет видеть глобальную экологию планеты как мозаичную множественность различных форм жизнедеятельности социокультурных систем. Эти системы не однозначны в своих технических возможностях, ценностных ориентациях, идеологии, политики и т.д.

Литература

1. Лихачев, Д.С. Письма о добром и прекрасном / Д.С. Лихачев. - М., 1988. - С. 238.

2. Маршак, А.Л. Экологическая культура: сущность и пути становления / А.Л. Маршак // Использование и охрана природных ресурсов в России: бюл. - 2005. - №4. - С. 138-141.

3. Медведев, В.И. Экологическое сознание / В.И. Медведев, А.А. Алдашева. - М., 2001. - С. 59.

4. Когай, Е.А. Экологическая парадигма культуры и образования / Е.А. Когай // Социально-гуманитарные знания. - 2004. - №4. - С. 114-129.

5. Тощенко, Ж. Т. Парадоксальный человек / Ж.Т. Тощенко. - М., 2001. - С. 238.

6. Дерябо, С.Д. Экологическая педагогика и психология / С.Д. Дерябо, В.А. Ясвин. - М., 1996. - С. 480.

7. Ясвин, В.А. История и психология формирования экологической культуры / В.А. Ясвин. - М., 1999.

----------♦'-------------

УДК 577.4 Н.А. Гончаревич

ЭМОЦИОНАЛЬНОЕ СОПРОВОЖДЕНИЕ РЕКРЕАЦИОННОГО ИСПОЛЬЗОВАНИЯ ЭКОЛОГИЧЕСКИХ ЦЕННОСТЕЙ

В статье рассматриваются особенности эмоциональных состояний рекреантов в процессе освоения ими экологических ценностей. Также анализируется влияние эмоциональных состояний на развитие отдельных видов рекреационной деятельности.

Классический подход к рекреации заключается в ее определении как процесса восстановления работоспособности после достаточно напряженного труда, в ходе рекреационной деятельности человек, как правило, старается восполнить естественные связи с природой, утраченные в ходе развития цивилизации. Однокоренное с латинским recreatio французское recreation означает развлечение, приятное занятие, не являющееся трудовой деятельностью. Важной особенностью рекреации принято считать также ее осуществление вне места постоянного жительства или работы. В последние годы эмоционально привлекательные поездки (выходы) в природные ландшафты включают изменения природной среды в той или иной степени. В целом эти изменения не должны приводить к появлению тех компонентов окружающей среды, которых не должно было быть в соответствующих ландшафтах. Но именно такие искусственные компоненты привлекают в природные ландшафты посетителей. Трансформация первоначального облика девственной природы осуществляется в интересах посетителей, обычно ее называют благоустройством, с другой же стороны, то, что нравится одним, может не нравиться другим. Это приводит к тому, что понятие рекреации в природных условиях становится неопределенным и в каждом конкретном случае по-разному сочетается с другими формами эмоционально привлекательной или желательной по валеологическим соображениям деятельности. Указанные трудности не снижают значения оптимизации природной среды в рекреационных целях [1].

Количественная оценка объема положительных эмоций, которые сопровождают те или иные события в жизни личности - одна из самых сложных проблем. Человеку сложно детально описывать те события, которые вызывают изменения их эмоционального состояния. Справедливое для античного мира высказывания о том, что мелкие печали словоохотливы, а глубокая скорбь безмолвна, не стало менее справедливо также для современного общества. В результате каждый раз, когда та или иная личность испытывает радости или огорчения (восторг, ликование или горе, отчаяние), ничем иным, кроме традиционных смысловых оттенков соответствующих понятий, массовое сознание не располагает. При этом «смакованием» горя, как и подробным описанием своих успехов, блаженства при достижении тех или иных целей люди, как правило, не зани-

маются. С другой стороны, положительные завышенные оценки ряда аспектов действительности сторонними наблюдателями достаточно обычны. Основывается же такое завышение на человеческой зависти, когда собственные гипотетические эмоции мы отождествляем с такими же гипотетическими эмоциями того, кому завидуем.

В жизни каждой личности положительные эмоции, связанные с освоением (использованием) той или ной экологической ценности, сочетаются с эмоциями, имеющими другое происхождение. Достаточно сложно определить, насколько значимы в жизни людей подобные «экологические радости», и как они соотносятся с другими параметрами качества жизни. Одним из основных источников являются средства массовой информации, предлагающие эмоционально привлекательный фон, сопровождающий рекламу, а также художественная литература и художественная культура в целом.

Анализ афоризмов, приводимых в соответствующих сборниках, показал, что для Античности и Средневековья афоризмов на экологические темы приведено не было [2]. Это обусловлено тем, что, не только на заре развития цивилизации, но и значительно позже, в массовом сознании качество жизни редко связывалось с разрушением среды обитания или деградацией ее отдельных составляющих под влиянием деятельности человека. Только отдельные виды ресурсов испытывали очевидное негативное воздействие антропогенных факторов для того, чтобы это обстоятельство повлияло на поведение тех, кто эти ресурсы использовал. Это прежде всего отражалось на охотничьих животных.

Для современности доля таких афоризмов оказалась на уровне 0,3-0,5% от их общего числа. Этот показатель значительно (почти на порядок) ниже того, который отмечен для художественной литературы в целом. Общее же количество просмотренных афоризмов составило около 4 тысяч. С другой стороны, в современных электронных СМИ только на долю прогнозов погоды, по продолжительности соответствующих передач, приходится до 2% эфирного времени. При добавлении же к прогнозам погоды другой экологической тематики этот показатель возрастает почти вдвое.

В атласе «Экология и филателия» Ф.Б. Бакшта собрано 1623 марки, посвященные природе Земли. Однако на основной части находящихся «в ходу» марок эта тематика занимает не более 3-5%. Изображения природы в разных вариантах постоянно присутствуют в орнаментальной живописи, в полиграфии, обычно в логотипах, часто встречается на всевозможных этикетках. Долевое участие этих изображений по данным просмотра 800 образцов составила 8,7%. В рекламе в 45% случаев в качестве фона, на котором демонстрировался предлагаемый товар, выступали те или иные элементы природного окружения. Все это создавало в прошлом и продолжает создавать в настоящее время тот культурный фон, на котором формируются определенные эмоциональные предпочтения экологических ценностей. Он переплетается с произведениями серьезного искусства, с народным художественным творчеством. Подобный историко-культурологический подход показывает, как люди, будучи на заре развития цивилизации, тесно зависящими от окружающей их природной среды, постепенно с этой зависимостью расстаются. Ее во все большей степени заменяет связь с квазиприродными объектами, с природой, отраженной в рукотворном мире.

С другой стороны, для оценки эмоционального значения тех или иных экологических ценностей можно рассматривать традиционного подход, на уровне обыденных оценочных суждений. С таким подходом мы сталкиваемся постоянно (замирает сердце, волосы встают дыбом, бросает в холодный пот и т.п.). Однако оценок, которые содержали бы количественные характеристики таких явлений, не дается. Их попытки (например, оценка степени нервного возбуждения по частоте пульса) иногда встречаются в телевизионных программах. Очевидно, к таким оценкам нужно вводить поправочные коэффициенты, отражающие уровень возбудимости людей с разными темпераментами, учитывать их потребностное состояние. Последнее обстоятельство давно отмечено массовым сознанием (вспомним расхожее выражение: «Дорога ложка к обеду»), однако оно не нашло отражения в соответствующих исследованиях. В результате, могут быть использованы и такие методы, как частота упоминаний конкретных ценностей и их балльное оценивание. Интерпретировать же результаты таких исследований можно как на вербальном, так и на графическом уровне. Некорректность же экономического подхода для таких интерпретаций очевидна.

Теоретически можно представить график, который отражал бы изменение состояния «приятно» («интересно», «прекрасно», «замечательно» и т.п.). Можно определить площадь под соответствующей кривой, найти точку перехода от «интересного» к «безразличному». Например, у животных такой точкой следует считать прекращение ориентировочно-исследовательской реакции и возвращение особи к прерванному данной реакцией занятию. Люди в подобных случаях говорят: «Мне это интереснее, приятнее» или же - «мне это надоело». Причем нужно иметь в виду, что такие категории, как «стало важнее, интереснее, приятнее»

также относительны. То, что неинтересно скучающему на занятиях студенту, может быть очень интересно заключенному в одиночной камере. В то же время психологическое состояние скуки имеет мало оттеночных уточнений. Эти уточнения, как и в других подобных случаях, неспецифичны (т.е. может быть смертельная скука, может быть очень скучно, просто скучно и т.п.). Более того, они слабо связаны с конкретными социокультурными ситуациями, для которых удобно строить соответствующие графики. В то же время именно такие описания позволяют судить о причинах различного состояния соответствующей личности и обусловленных этими различиями эмоциях. В противном же случае оценки остаются качественными на уровне «меньше» или «больше».

Описанием случаев восторга или отчаяния конкретных личностей обычно занимаются литераторы, общее же представление об эмоциях, обусловленных рекреационным природопользованием, можно получить не только в результате анализа соответствующей литературы, но и непосредственно от респондентов. Анализ литературного наследия показывает, как воспринимали природу представители различных слоев населения, что в природе представляло ту или иную эмоциональную ценность для конкретной личности, что определяло особенности соответствующего восприятия. Этот анализ с позиции рекреационных интересов населения показывает, что наиболее яркие эмоции вызывали охота и, в меньше степени, рыбная ловля. Описание соответствующих переживаний мы находим в произведениях И.С. Тургенева, Е. Э. Дриянского, Л.Н. Толстого, в посмертном издании книги Я.С. Русанова «Охота в России» и многих других. Примером такого описания может служить характеристика состояния молодого Н. Ростова, ожидающего в засаде появления зверя (Война и мир), или находящегося в таком же положении охотника у Дриянского. В последнем случае автор следующим образом описывает степень нервного возбуждения: « - это немой, окаменелый человек: одни полураскрытые дрожащие губы да глаза, жадно устремленные на один дорогой для них пункт, дают знать, что это еще живой человек».

Таким образом, если в финальной сцене из «Пиковой дамы» А.С. Пушкина отчаяние главного героя, вызванное экономической потерей, перечеркивающей все его ожидания, вполне понятно, то отчаяние охотника, не сумевшего добыть зверя (при наличии такой возможности), плохо объяснимо с позиции здравого смысла. Действительно, вызванные такими упущениями огорчения, будучи ярко выраженными, во время соответствующих событий, затем быстро, на протяжении часов, сглаживаются. Этим подобные огорчения принципиально отличаются от горя, связанного с утратой той или иной жизненной ценности. С другой же стороны, отчаяние добытчика при виде ускользающего зверя (улетающей птицы, сорвавшейся с крючка рыбы) в те мгновенья, когда происходит соответствующее событие, можно охарактеризовать как предельное.

Такое же эмоциональное напряжение может иметь место не только при традиционных видах охоты, но и в других случаях, когда личность по субъективным мотивам стремится к исключительно важной в данный момент цели. Так, у И.С. Тургенева в очерке «О соловьях» приводится следующее описание отчаяния ловца этих птиц после того, как такой ловец упустил уникальный по красоте пения экземпляр. По словам рассказчика, этот неудачник «чуть не рехнулся...». «...Раскапывайте землю - в землю уйти хочу, туда мне дорога, слепому, неумелому, безрукому.» - причитал он.

Эмоциональные состояния, которые сопровождают поиск грибов и т.п. трофеев собирательства, существенно отличаются от тех, которые возникают в процессе охоты и рыбной ловли. Соответственно этому занятию в литературе уделяется гораздо меньше внимания. Произведения «Тихая охота» В.А. Солоухина, менее известные рассказы Д.П. Зуева, специально посвященные сбору грибов, описывают состояние сборщика грибов в гораздо более спокойных, в сравнении с состоянием охотника, выражениях: «До чего же бодрит сборщика бесподобное дыхание знакомых ароматов грибного леса в листопад. Не ушел бы, да вечерняя мгла разлучает с грибами».

Описания эмоций, когда используются предельно сильные выражения, редко можно встретить в отношении лиц, отдыхающих или развлекающихся «на природе», экскурсантов, когда живописный ландшафт радует глаз, когда турист испытывает естественное желание увидеть, какой пейзаж откроется ему за перевалом или за очередным поворотом реки. В подобных случаях эмоциональное состояние личности также характеризуют в относительно спокойных выражениях, которые достаточно далеки от понятий «экстаз», «восторг», «ликование» и т.п.

Опрос респондентов, посвященный оценке ими конкретных экологических ценностей, представлял собой вариант «чистого листа», когда опрашиваемые сами должны были назвать порядка 10 наиболее важных для них ценностей. В результате проведения исследования были получены данные, приведенные в таблице.

Характеристика привлекательности разных ценностей

Наиболее упоминаемые ценности Частота упоминаний данной ценности, % Средняя сумма баллов, приходящаяся на данную ценность Доля баллов, приходящихся на данную ценность, %

Семья 95,8 9,3 16,5

Любовь (половая) 85,7 9,0 13,9

Здоровье (личное) 83,4 9,0 12,8

Деньги (экономический успех) 83,3 8,6 11,3

Образование, успешная учеба 73,6 8,8 10,6

Друзья 71,8 8,1 10,0

Социальный статус, карьера 46,3 7,8 6,3

Отдых, развлечения 30,8 7,9 3,6

Дети 28,8 9,7 3,6

Уважение окружающих 28,6 8,3 3,2

Положение в обществе, карьера 23,3 7,8 2,2

Благоприятная экология 18,1 7,3 2,2

Гуманизм (доброжелательность) 15,7 7,7 2, 0

Успех (успешность) 13,0 6,8 1,7

Жизнь в качестве приоритетной ценности упоминать не рекомендовалось в связи с очевидностью ее ведущего значения для данной группы респондентов. Нужно отметить, что семья, как приоритетная ценность, была названа не только при данном опросе, но и в других случаях. Так, ранжирование этой ценности на фоне, имеющем наиболее близкие рейтинги, показало преимущественное значение семьи с отрывом в 7%. Собственно такое ее восприятие характерно для массового сознания, и в этом случае результат обследования был в значительной степени предопределен. О его объективности свидетельствуют также результаты специальных социологических исследований, проведенных в последние годы. Так, по данным В.Д. Патрушева, Г.П. Бессокирной, использовавших в качестве критерия значимости процент упоминаний, семья была приоритетной ценностью у рабочих Москвы, Пскова и Брянска (всех городов, в которых проводились исследования) [3].

Исследования, направленные на изучение ценностных ориентаций населений, были характерны для социологов во всем мире. В СССР эти исследования проводились под сильным давлением официальных идеологических установок. Так, В.М. Соколов в монографии «Социология нравственного развития личности» на первом месте называет интересную работу, значение которой превосходит значение семьи, оказавшейся на втором месте. При этом понятие «семья» включала в себя любовь ко всем ее членам. Затем следуют уважение людей и сознание того, что своей работой ты приносишь им пользу. Материальное благополучие респонденты поставили на пятое место. При этом по частоте упоминаний указанная ценность вдвое уступала занявшим первые две позиции (соответственно 30 и 60-70%). В.М. Соколов, анализируя нравственные установки молодежи, отмечает рост положительных моральных качеств и ограниченность распространения отрицательных (беспринципность, социальная пассивность, эгоизма) [4].

Таким образом, те изъяны философских подходов, которые были присущи идеологизированной науке Советского Союза, в известной степени проявляются и в настоящее время. Однако выражены они менее ярко и не столь однонаправлены. В частности, В.А. Ясвин, стоящий на позиции биоцентрического максимализма, указывает, что под моральным запретом должны находиться все виды деятельности, лишенные прагматического смысла и осуществляемые ради получения удовольствия ценой нанесения ущерба природе [5]. При этом сама категория «ущерб» не детализируется. В то же время другие исследователи придерживаются более умеренных позиций, считая, что человек благодаря развитому сознанию в состоянии отличить устранимый антропогенный ущерб, ведущий к сокращению биоразнообразия, обеднению биосферы, от ущерба, причиной которого служит непомерное честолюбие.

В первом случае его первопричиной является высокая численность населения, его слабая техническая вооруженность, низкая образованность. Однако сам характер распределения производимых продуктов потребления и услуг в таком обществе мог быть достаточно справедлив, хотя объем потребления и недостаточен для того, чтобы личность чувствовала себя удовлетворенной. Другая же причина ущерба обуслов-

лена крайней несправедливостью распределения богатства, которое небольшая части населения Земли концентрирует в своих руках. В то же время этих средств вполне достаточно для осуществления гораздо более щадящего природопользования при условии прекращения использования этих средств для борьбы за власть (влияние, значительность, доказательство превосходства и т.п.).

Сопоставление частоты упоминаний той или иной ценности с балльной характеристикой ее значения свидетельствует о достаточно высокой парной корреляции, равной ±0,65. Причем, при проведении соответствующих вычислений дети, как одна из главных жизненных ценностей, из расчетов были исключены. Объясняется это возрастом и социальным положением респондентов, которые, воспринимая своих будущих детей как одну из основных жизненных ценностей, пока не были готовы приложить усилия для ее создания и последующего освоения (воспитания).

Четвертая графа по существу дублирует вторую, причем здесь были учтены также отличия в балльных оценках. В этом случае коэффициент парной корреляции между соответствующими данными оказался равен 0,99, т.е. зависимость была практически линейной. Анкетные опросы по заранее заданным перечням экологических ценностей проводились в разных вариантах. Самый простой заключался в разделении ценностей на две категории - экологические и все прочие. Результат в этом случае оказался в пределах 50:50 при варьировании оценки роли экологии от 5 до 95%.

Результаты анкетирования показали, что использование некоторых экологических ценностей происходит без осознанных усилий. Не анализируются и те положительные эмоции, которые сопровождают соответствующее использование (до тех пор, пока ему ничто не препятствует). Это относится к атмосферному воздуху и гравитации (в анкетах гравитация вообще не упоминалась). В большинстве случаев пребывание в привычном природном окружении, которое является достаточно предсказуемым, также не вызывает особых эмоций. Все это служит некоторым фоном, на котором реализуется деятельность, направленная на овладение конкретными ценностями. Однако в случаях, когда фон вызывает негативные эмоции, для устранения этих негативных особенностей люди начинают прилагать более или менее значительные усилия. Их объем зависит от соотношения между тем нежелательными воздействиями, которые этот фон вызывает, и ценностями, которые можно получить благодаря иной деятельности.

Литература

1. Чижова, В.П. Рекреационные нагрузки в зонах отдыха / В.П. Чижова. - М.: Знание, 1977. - 103 с.

2. Бакшта, Ф.Б. Экология и филателия / Ф.Б. Бакшта. - Красноярск, 2000. -312 с.

3. Рукавишников, В.О. Факторная модель структуры общественного мнения и проблемы экологии в современной России / В.О. Рукавишников // Социс. -1992. - № 12. - С. 58-71.

4. Соколов, В.М. Социология нравственного развития личности / В.М. Соколов. - М.: Знание, 1986. - 282 с.

5. Дерябо, С.Д. Экологическая педагогика и психология / С.Д. Дерябо, В.А Ясвин. - Ростов-н/Д: Феникс, 1996. - 480 с.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.