Научная статья на тему 'ЭМОЦИОНАЛЬНОЕ ЛИДЕРСТВО ТРЕНЕРА КАК ФАКТОР ВОСПИТАНИЯ'

ЭМОЦИОНАЛЬНОЕ ЛИДЕРСТВО ТРЕНЕРА КАК ФАКТОР ВОСПИТАНИЯ Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
83
23
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ВОСПИТАНИЕ / СИСТЕМА ВОСПИТАНИЯ / ТРЕНЕР / ЭМОЦИОНАЛЬНЫЙ ИНТЕЛЛЕКТ / ЭМОЦИОНАЛЬНОЕ ЛИДЕРСТВО / ПСИХОСОЦИАЛЬНОЕ РАЗВИТИЕ

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — Серякова С.Б., Тарабакина Л.В., Пушкарева Т.В., Звонова Е.В.

Цель исследования - выявить характеристики эмоционального интеллекта у работающих тренеров и студентов-спортсменов. Методика и организация исследования. В эксперименте приняли участие две группы: 20 человек, работающие или работавшие в качестве тренеров спортивных секций, расположенных в городе Москва (группа 1), и 23 студента, получающих образование в области теории и практики физической культуры и спорта (группа 2). Общее количество участников эмпирического исследования - 43 человека. В ходе работы был использован «Опросник ЭмИн» Д.В. Люсина. Результаты исследования и выводы. Проведенное исследование показывает, что выявленное ранее эффективное воспитательное воздействие в образовательных организациях дополнительного образования детей спортивно-физкультурной направленности определяется не только спецификой совместной деятельности и характеристиками психосоциального развития, но во многом может быть определено характеристиками эмоционального лидерства воспитателя (тренера или преподавателя).

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по наукам об образовании , автор научной работы — Серякова С.Б., Тарабакина Л.В., Пушкарева Т.В., Звонова Е.В.

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

EMOTIONAL LEADERSHIP OF TRAINER AS FACTOR OF EDUCATION

Objective of the study was to identify the characteristics of emotional intelligence in working coaches and student athletes. Research methods and structure. The experiment involved two groups: 20 people who are working or used to work as coaches of the sports sections located in Moscow (group 1), and 23 students studying theory and practice of physical education and sports (group 2). The total number of subjects in the empirical study was 43 people. In the course of the work, D.V. Lyusin emotional intelligence test (questionnaire) was used. Research results and conclusions. The study shows that the previously identified effective educational impact in sports and physical education establishments fo futher vocational education for children is determined not only by the specifics of team activities and characteristics of psychosocial development, but can largely be determined by the characteristics of the emotional leadership of the educator (coach or teacher).

Текст научной работы на тему «ЭМОЦИОНАЛЬНОЕ ЛИДЕРСТВО ТРЕНЕРА КАК ФАКТОР ВОСПИТАНИЯ»

эмоциональное лидерство тренера как фактор воспитания

УДК/UDC 316.6

Поступила в редакцию 20.10.2021 г.

Доктор педагогических наук, профессор С.Б. Серякова1 Доктор психологических наук, профессор Л.В. Тарабакина1 Доктор педагогических наук, доцент Т.В. Пушкарева1 Кандидат педагогических наук, доцент Е.В. Звонова1

Московский педагогический государственный университет, Москва

EMOTIONAL LEADERSHIP OF TRAINER AS FACTOR OF EDUCATION

Dr. Hab., Professor S.B. Seryakova1 Dr. Sc.Psych., Professor L.V. Tarabakina1 Dr. Hab., Associate Professor T.V. Pushkareva1 PhD, Associate Professor E.V. Zvonova1

1 Moscow Pedagogical State University, Moscow

Информация для связи с автором: sb.seryakova@mpgu.su

Аннотация

Цель исследования - выявить характеристики эмоционального интеллекта у работающих тренеров и студентов-спортсменов. Методика и организация исследования. В эксперименте приняли участие две группы: 20 человек, работающие или работавшие в качестве тренеров спортивных секций, расположенных в городе Москва (группа 1), и 23 студента, получающих образование в области теории и практики физической культуры и спорта (группа 2). Общее количество участников эмпирического исследования - 43 человека. В ходе работы был использован «Опросник ЭмИн» Д.В. Люсина.

Результаты исследования и выводы. Проведенное исследование показывает, что выявленное ранее эффективное воспитательное воздействие в образовательных организациях дополнительного образования детей спортивно-физкультурной направленности определяется не только спецификой совместной деятельности и характеристиками психосоциального развития, но во многом может быть определено характеристиками эмоционального лидерства воспитателя (тренера или преподавателя).

Ключевые слова: воспитание, система воспитания, тренер, эмоциональный интеллект, эмоциональное лидерство, психосоциальное развитие.

Abstract

Objective of the study was to identify the characteristics of emotional intelligence in working coaches and student athletes.

Research methods and structure. The experiment involved two groups: 20 people who are working or used to work as coaches of the sports sections located in Moscow (group 1), and 23 students studying theory and practice of physical education and sports (group 2). The total number of subjects in the empirical study was 43 people. In the course of the work, D.V. Lyusin emotional intelligence test (questionnaire) was used.

Research results and conclusions. The study shows that the previously identified effective educational impact in sports and physical education establishments fo futher vocational education for children is determined not only by the specifics of team activities and characteristics of psychosocial development, but can largely be determined by the characteristics of the emotional leadership of the educator (coach or teacher).

Keywords: training, training system, coach, emotional intelligence, emotional leadership, psychosocial development.

□ и

£ г. CL

ч—

О OJ и

CL ' -о с

га

^

О (U .с I—

Введение. Одним из важных векторов развития современного общества признается концепция спортизации [4], утверждающая, что спорт становится необходимой частью большей части людей, а результатом спортивного воспитания необходимо рассматривать не только физическое состояние, но и персональные характеристики воспитанника, проявляющиеся в широком спектре социальных практик. Многие потенциальные возможности спортивного воспитания до настоящего времени системно не изучены, что приводит к недостаточному их использованию в региональных и муниципальных системах воспитания [2, 7].

Многочисленные исследования акцентируют внимание на решающей роли личности тренера в успешности профессиональной деятельности спортсменов. Не вызывает сомнений, что тренер выполняет главную роль в становлении личности своего воспитанника, а личностные качества выступают базисной составляющей успешности целенаправленного педагогического воздействия [6].

Вопросы воспитания, педагогического процесса, рассматриваемого как социальное явление, отражающее характеристики современных социальных связей и специфику социальной коммуникации [1], тесно связаны с проблемой развития лидерских качеств человека, выполняющего воспитательные функции [5, 8].

Опираясь на положения теории социального воспитания А. В. Мудрика и теорию развития Э. Эриксона, развитую и расширенную в исследованиях В. А. Ильина [3], в условиях экспериментального исследования было установлено, что эффективность воспитательного процесса имеет статистически фиксируемую зависимость с качественными характеристиками психосоциального развития участников воспитательного процесса, рассматриваемых в совокупности отдельно взятой группы, например, спортивной секции. В группах, где психосоциальное развитие имеет негармоничный характер, с преобладанием тенденции менее качественного разрешения каждого кризиса в положительную сторону, наблюдаются расхождения в представлениях о цели, эф-

28

http://www.teoriya.ru

№12^ 2021 Декабрь | December

фективных способах и методах воспитания у всех участников процесса, что приводит к отсутствию взаимопонимания и низкому результату педагогического воздействия [1].

Тренер выступает не только наставником, но и коллегой, профессионалом, что коренным образом меняет не только смысловую, но и эмоциональную составляющую воспитательного процесса. В спорте тренер всегда определяет цель воспитания сугубо индивидуально, ориентируясь не на коллективный субъект, а на конкретную личность своего воспитанника. Такая сильная эмоциональная, личностная доминанта определяет необходимость исследования эмоционального интеллекта спортсмена, потенциального тренера и представителей работающего тренерского состава.

Цель исследования - выявить характеристики эмоционального интеллекта у работающих тренеров и студентов-спортсменов.

Методика и организация исследования. В рамках эксперимента проводилась диагностика эмоционального интеллекта тренеров, непосредственно занимающихся тренерской работой, и спортсменов-студентов, чья профессиональная карьера может быть связана в дальнейшем с работой в качестве тренера. В исследовании приняли участие две группы: 20 человек, работающие или работавшие в качестве тренеров спортивных секций, расположенных в городе Москва (группа 1), и 23 студента, получающих образование в области теории и практики физической культуры и спорта (группа 2). Общее количество участников эмпирического исследования - 43 человека.

В ходе работы был использован «Опросник ЭмИн» Лю-сина Д. В., в котором структура эмоционального интеллекта представляет собой несколько компонентов. Автор считает, что для получения выводов можно опираться на интегральный показатель общего эмоционального интеллекта. Однако, автор обращает внимание на то, что интерпретация отдельных шкал более информативна, так как они содержательно относительно независимы.

Результаты исследования и их обсуждение. При сравнении двух групп были выделены характеристики различия с помощью непараметрического критерия и Манна-Уитни (р = 0,05).

Разницу интегрального показателя общего эмоционального интеллекта в группе 1 (тренеры) и группе 2 (студенты-спортсмены) можно рассматривать как статистически значимую, что имеет объяснение: состоявшиеся специалисты имеют возможность актуализировать свою способность к пониманию и управлению эмоциональной сферой, а студенты пока не имеют достаточной практики, и полученные показатели следует рассматривать только как потенциал.

Но более показателен качественный анализ значения отдельных шкал внутри отдельных групп, на уровне каждого участника исследования.

В группе 1 (тренеры) выделяется значительное отличие между показателями шкал, относящихся к характеристикам межличностного эмоционального интеллекта, показатели шкалы МУ (управление чужими эмоциями) выше, чем показатели шкалы МП (понимание чужих эмоций). Такая же тенденция прослеживается при анализе показателей шкал, входящих в состав внутриличностного эмоционального интеллекта: шкала ВУ (управление своими эмоциями) имеет более высокие показатели, чем значение шкалы ВП (понимание своих эмоций) и шкалы ВЭ (контроль экспрессии). Необходимо подчеркнуть, что также проводился анализ на уровне персональных данных. Это позволило увидеть, что три человека, которые оставили деятельность тренера в спортивных секциях, показывали результаты, которые были намного ниже по всем показателям по сравнению с результатами группы.

3.

4.

5.

В группе 2 (студенты-спортсмены) разброс результатов был значительно выше, что позволило составить персональные профили каждого участника.

Выводы. Проведенное исследование показывает, что выявленное ранее эффективное воспитательное воздействие в образовательных организациях дополнительного образования детей спортивно-физкультурной направленности определяется не только спецификой совместной деятельности и характеристиками психосоциального развития, но во многом может быть определено характеристиками эмоционального лидерства воспитателя (тренера или преподавателя).

Благодарности: Исследование выполнено при финансовой поддержке РФФИ в рамках научного проекта № 19-01300822.

Литература

1. Ильин В.А. Психосоциальная теория развития в исследовании теоретических и оперантных моделей муниципальных и локальных систем воспитания в мегаполисе / В.А. Ильин, Е.А. Михайлова, А.В. Мудрик и др. // Перспективы науки и образования. -2021. - № 4 (52). С. 311-326. doi: 10.32744/pse.2021.4.20.

2. Калинина Е.А. Роль профессиональных качеств тренера в становлении личности спортсмена / Е.А. Калинина, Л.М. Киэлевяйнен // Теория и практика физ. культуры. - 2021. - № 1. - С. 68-70. Леванова Е.А. Социально-педагогические основы моделирования систем воспитания в мегаполисе / Е.А. Леванова, С.Б. Серя-кова, Т.В. Пушкарева и др. // Муниципальное образование: инновации и эксперимент. - 2019. - № 3 (66). - С. 4-11. Лубышева Л.И. Концепция спортизации: культурологический вектор развития / Л.И. Лубышева // Теория и практика физ. культуры. - 2021. - № 6. - С. 99.

Люсин Д.В. Новая методика для измерения эмоционального интеллекта: опросник ЭмИн / Д.В. Люсин // Психологическая диагностика. - 2006. - № 4. - С. 3-22.

6. Мартенс Р. Успешный тренер / Р. Мартенс. - М.: Человек, 2014.

7. Попов В.А. Некоторые аспекты интернационального и патриотического воспитания в спортивной секции / В.А. Попов, С.С. Мудатов // OlymPlus. Гуманитарная версия. - 2015. - № 1 (1). - С. 38-40.

8. Филина Н.А. Социальный интеллект как основа коммуникативной компетентности в системе взаимодействия «тренер-спортсмен» / Н.А. Филина // Теория и практика физ. культуры. - 2021. - № 2. - С. 48.

References

1. Ilyin V.A., Mikhailova E.A., Mudrik A.V., Seryakova S.B., Tarabakina L.V., Pushkareva T.V. Psikhosotsial'naya teoriya razvitiya v issle-dovanii teoreticheskikh i operantnykh modelei munitsipal'nykh i lokal'nykh sistem vospitaniya v megapolise [Psychosocial development theory in studying theoretical and operant models of municipal and local upbringing systems in a metropolitan city]. Perspectives of Science and Education. 2021. No. 4 (52). pp. 311-326. doi: 10.32744/pse.2021.4.20

2. Kalinina E.A., Kielevainen L.M. Rol' professional'nykh kachestv trenera v stanovlenii lichnosti sportsmena [Competitive success and personality progress factors in sambo: coaching service quality aspects]. Theory and Practice of Physical Culture. 2021. No. 1. pp. 68-70.

3. Levanova E.A., Seryakova S.B., Pushkareva T.V., Tarabakina L.V., Ilyin V.A., Zotova O.N., Zvonova E.V. Sotsial'no-pedagogicheskie osnovy modelirovaniya sistem vospitaniya v megapolise [Social and pedagogical bases of upbringing systems modelling in a megapo-lis]. Municipal education: innovations and experiment. 2019. No. 3 (66). pp. 4-11.

4. Lubysheva L.I. Kontseptsiya sportizatsii: kul'turologicheskii vektor razvitiya [The concept of sportization: a cultural vector of development]. Theory and Practice of Physical Culture. 2021. No. 6. p. 99.

5. Lyusin D.V. Novaya metodika dlya izmereniya emotsional'nogo in-tellekta: oprosnik EmIn [A new method for measuring emotional intelligence: the EI Questionnaire]. Psikhologicheskaya diagnostika. 2006. No. 4. pp. 3-22.

6. Martens R. Uspeshnyi trener [Successful choaching]. Moscow: Chelovek publ., 2014. 440 p.

7. Popov V.A., Mudatov S.S. Nekotorye aspekty internatsional'nogo i patrioticheskogo vospitaniya v sportivnoi sektsii [Some aspects of international and patriotic upbringing in the sports section]. OlymP-lus. Gumanitarnaya versiya. 2015. No. 1 (1). pp. 38-40.

8. Filina N.A. Sotsial'nyi intellekt kak osnova kommunikativnoi kompetent-nosti v sisteme vzaimodeistviya "trener-sportsmen" [Social intelligence as basis of communicative competency in trainer - athlete interaction system]. Theory and Practice of Physical Culture. 2021. No. 2. p. 48.

№12 • 2021 Декабрь | December

http://www.teoriya.ru

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.