Мир науки. Педагогика и психология / World of Science. Pedagogy and psychology https ://mir-nauki.com 2020, №6, Том 8 / 2020, No 6, Vol 8 https://mir-nauki.com/issue-6-2020.html URL статьи: https://mir-nauki. com/PDF/78PSMN620.pdf Ссылка для цитирования этой статьи:
Хаидов С. К. Эмоциональное и психологическое насилие в семье над мужчинами // Мир науки. Педагогика и психология, 2020 №6, https://mir-nauki.com/PDF/78PSMN620.pdf (доступ свободный). Загл. с экрана. Яз. рус., англ.
For citation:
Khaidov S.K. (2020). Emotional and psychological violence in the family against men. World of Science. Pedagogy and psychology, [online] 6(8). Available at: https://mir-nauki.com/PDF/78PSMN620.pdf (in Russian)
УДК 159.96 ГРНТИ 15.81
Хаидов Сергей Курбанович
ФГБОУ ВО «Тульский государственный педагогический университет им. Л.Н. Толстого», Тула, Россия
Доцент кафедры «Специальной психологии» Кандидат психологических наук, доцент E-mail: [email protected] ORCID: https://orcid.org/0000-0002-1969-7376 РИНЦ: https://www.elibrary.ru/author profile.asp?id=646896
Эмоциональное и психологическое насилие в семье над мужчинами
Аннотация. Актуальность семейного насилия на сегодняшний день остается, как проблема все такой же острой. Однако изучения ее акцентированно больше в сторону женщин и детей, а насилие над мужчинами практически не изучается. Особенно это касается эмоционального и психологического насилия над ними со стороны женщин. Исследование было вызвано наличием пограничных эмоциональных расстройств у мужчин, находившихся в официальных и неофициальных брачных отношениях с женщинами, обратившихся с этими проблемами за психологической помощью. У многих из них в результате диагностической беседы определены конфликтные отношения со своими женщинами, которые они деструктивно эмоционально переживают. В результате структурированной беседы, письменных отчетов и анкетирования было установлено, что мужчины относят к эмоциональному и психологическому насилию и какова интенсивность их негативного воздействия на мужчину. Далее на основе контент-анализа были проанализированы и проранжированы их ответы и выделены показатели психологического и эмоционального насилия, которые наиболее часто встречаются. На основании этого сформулированы и раскрыты понятия эмоционального и психологического насилия в отношении взрослого человека.
Методами математической статистики проранжированы их формы, определены корреляционные связи между ними, средние значения частоты использования этих форм со стороны женщин по отношению к своим мужчинам, интенсивность негативного воздействия на эмоциональную сферу мужчин каждой формы эмоционального и психологического насилия. Автором представлены результаты показывающие, что: мужчины дифференцируют понятия эмоциональное и психологическое насилие; эмоциональное и психологическое насилие имеют прямые и обратные корреляционные связи, свидетельствующие, что разное содержание и их выделение и определения обоснованы; имеются наиболее часто используемые женщинами формы эмоционального и психологического насилия и различия в их интенсивности
воздействия на мужчин; эмоциональное и психологическое насилие со стороны женщин в отношении мужчин обусловливают их пограничные эмоциональные расстройства.
Ключевые слова: семейное; эмоциональное; психологическое насилие; мужчины
Введение
Актуальность семейного насилия и сегодня остается проблематично острой. Однако анализ научных исследований по этому вопросу показывает некоторую узкость его изучения, где семейное насилие в основном рассматривается со стороны физического и сексуального насилия и как правило в отношении только женщин и детей [1-7], в то время как эмоциональному и психологическому насилию уделяется недостаточно внимания, а в отношении мужчин его практически вообще нет.
Вместе с тем, эмоциональное и психологическое насилие и не только над женщинами и детьми, но и над мужчинами, со стороны женщин, по своей жестокости, психологической травматизации не уступают другим видам насилия [8-10] и не меньше их в последствии обусловливают драматичность своих проявлений в настоящей и будущей временной перспективе, приводя к пограничным эмоциональным расстройствам.
Основная часть
На сегодняшний день отсутствует единое мнения в определении понятия эмоционального и психологического насилия.
«Распространена точка зрения, согласно которой понятия «эмоциональное насилие», «психологическое насилие» и «моральная жестокость» являются синонимичными» [11, с. 6].
В тоже время, есть авторы, разделяющие эти понятия, определяя, что эмоциональное насилие затрагивает эмоциональную сферу, а психологическое наносит серьезный вред развитию личности в целом [11-13].
Вместе с тем, само насилие определяется как «насильственное нападение на индивида. Обычно употребляется в отношении физических нападений, но фаза, подобные таким, как «вербальное нападение» и «психологическое нападение», встречаются все чаще» [14, с. 205].1
Таким образом, понятия эмоциональное насилие и психологические насилие имеют разное содержание, а соответственно должны иметь разные определения.
Исходя из вышесказанного, а также соответствии с работами И.Г. Малкиной-Пых, Р. Соонете [12; 14], мы даем следующие определения эмоциональному и психологическому насилию в отношении взрослого человека.
«Эмоциональное насилие над человеком - это любое действие, вызывающее у личности состояние эмоционального напряжения.
Психологическое насилие - совершенное по отношению к индивиду деяние, тормозящие его развитие и реализацию личностного потенциала» [15, с. 55].
С целью выявления какие формы эмоционального и психологического насилия используются женщинами в отношении своих мужчин, дифференцируют ли их мужчины, а также интенсивность их негативного воздействия на эмоциональную сферу мужчин, была
1 Шапарь В.Б. Рабочий словарь психолога-консультанта / В.Б. Шапарь, О.В. Шапарь, В.Е. Россоха; под общ. Ред. В.Б. Шапаря. - Ростов н/Д.: Феникс, 2005. - 496 с., С. 205.
проведена структурированная беседа с мужчинами, обратившихся за психологической помощью в психолого-логопедический центр «Сверх Я» г. Тулы за период с 2016 по 2020 гг. по вопросу пограничных эмоциональных расстройств.
Выборка составила 37 человек, возраст от 22 до 36 лет, средний возраст 27,6 лет, из них 23 человека проживали в официально зарегистрированных семейных отношениях, а 14 человек в не зарегистрированных брачных отношениях.
После беседы мужчинам было предложено письменно описать формы эмоционального и психологического насилия, которые, по их мнению, использовали их женщины и оценить их в баллах по следующей выраженности: частота использования - 1 балл - редко, 2 балла - часто, 3 балла - очень часто; интенсивность негативного воздействия на их эмоциональное состояние - 1 балл - слабое, 2 балла - среднее, 3 балла - сильное.
Далее был проведен контент-анализ их текстовых ответов. Были отобраны и проранжированы наиболее часто встречающие высказывания с максимальным сохранением их лексики и стилистики.
Согласно этому анализу из 21 письменных ответов к эмоциональному насилию были отнесены 9 фраз у, а психологическому насилию из 14 высказываний были отобраны 8 фраз, которые в дальнейшем были проранжированы.
Следующим шагом было проведение математической обработки количественного и качественного анализа результатов исследования с помощью компьютерной программы SPSS 21.
Таблица 1
Средние показатели частоты, интенсивности воздействия эмоционального и психологического насилия в отношении мужчин
Эмоциональное насилие
Ранг Частота использования Интенсивность
Показатель в баллах воздействия баллах
значимости М с М с
1 Негативные личностные оценки 2,5 0,5 2,3 0,7
2 Негативная критика деловых качеств 2,4 0,6 1,8 0,7
3 Оскорбление личности 2,2 0,6 2,6 0,4
4 Игнорирование в общении 2,5 0,5 1,4 0,6
5 Нежелание обсуждать проблемные вопросы 2,1 0,7 1,4 0,6
6 Постоянное требование уступок 2,6 0,4 1,7 0,7
7 Шантажирование 2,0 0,7 1,4 0,6
8 Уничижение мужских достоинств 1,5 0,7 2,5 0,5
9 Ненормативная лексика 1,5 0,7 1,5 0,6
Показатель психологического насилия
Психологическое насилие
1 Беспричинные, частые конфликты 2,4 0,6 2,6 0,4
2 Взваливание ответственности за все семейные 2,5 0,5 2,4 0,6
проблемы
3 Постоянное требование извинений в независимости от виновности 2,2 0,6 2,2 0,7
4 Непредсказуемость поведения в различных ситуациях 2,6 0,4 2,6 0,4
5 Нивелирование заслуг, успехов и помощи 2,1 0,7 2,3 0,7
6 Уважение только своего мнения 2,6 0,4 1,9 0,7
7 Демонстративность поведения 2,0 0,7 1,9 0,8
8 Угрозы ухода из семьи 1,5 0,7 1,8 0,6
Примечание к таблице 1: М - среднее значение показателя; о - стандартное отклонение (составлена автором)
Статистический анализ определил следующие средние данные по частоте использования эмоционального и психологического воздействий и их интенсивности негативного воздействия на эмоциональную сферу мужчин (таблица 1).
Как видно из таблицы существуют различия как между частотой использований эмоционального и психологического насилия, так и интенсивностью их негативного влияния на эмоциональную сферу мужчин.
Проведенный корреляционный анализ по Спирмену выявил следующие связи между показателями эмоционального и психологического насилия
Частота эмоционального насилия:
• негативных личностных оценок имеет прямые связи с частотой негативной критикой деловых качеств (гя = 0,58, р = 0,008), оскорблением личности (гя = 0,39, р = 0,015), частотой психологического насилия беспричинными, частыми конфликтами (гя = 1,0, р = 0,000), взваливанием ответственности за все семейные проблемы (гя = 0,58, р = 0,000), постоянным требованием извинений в независимости от виновности (гя = 0,39, р = 0,015);
• негативной критики деловых качеств отрицательно связана с нежеланием обсуждать проблемные вопросы (гя = -0,43, р = 0,008), с частотой психологического насилия нивелированием, заслуг, успехов и помощи (гя = -0,43, р = 0,008) и положительно постоянным требованием уступок (гя = 0,43, р = 0,007), частотой психологического насилия беспричинными, частыми конфликтами (гя = 0,58, р = 0,000), взваливанием ответственности за все семейные проблемы (г = 1,0, р = 0,000), уважением только своего мнения (гя = 0,43, р = 0,007);
• оскорбление личности положительно связана с частотой психологического насилия беспричинными, частыми конфликтами (гя = 0,39, р = 0,015), постоянными требованиями извинений в независимости от вины (гя = 1,0, р = 0,000);
• игнорирование в общении имеет позитивную связь с частотой психологического насилия непредсказуемостью поведения (гя = 1,0, р = 0,000) и отрицательную с интенсивностью эмоционального насилия негативная критика деловых качеств (гя = -0,37, р = 0,029);
• нежелание обсуждать проблемные вопросы положительно связана с шантажом (гя = 0,36, р = 0,029), частотой психологического насилия нивелирование заслуг, успехов и помощи (гя = 1,0, р = 0,000) и отрицательно взваливанием ответственности за все семейные проблемы (гя = -0,43, р = 0,008), интенсивностью психологического насилия угроза ухода из семьи (гя = -0,34, р = 0,042);
• постоянные требования уступок имеют прямые связи с частотой психологического насилия взваливанием ответственности за все семейные проблемы (гя = 0,43, р = 0,007), уважением только своего мнения (гя = 1,0, р = 0,000);
• шантажирование позитивно связано частотой психологического насилия взваливанием ответственности за все семейные проблемы (г = 0,36, р = 0,029), демонстративностью (гя = 1,0, р = 0,000);
• уничижение мужских достоинств положительно взаимосвязано с ненормативной лексикой (rs = 1,0, р = 0,000), частотой психологического насилия угрозой ухода из семьи (rs = 1,0, р = 0,00) и отрицательно с интенсивностью психологического насилия непредсказуемостью поведения (rs = -0,35, р = 0,034).
Частота психологического насилия:
• беспричинные, частые конфликты имеет прямые связи с взваливанием ответственности за все семейные проблемы (rs = 0,58, р = 0,000), постоянным требованиям извинений в независимости от виновности (rs = 0,39, р = 0,015);
• взваливание ответственности за все семейные проблемы отрицательно связана с интенсивностью негативной критики деловых качеств (rs = -0,43, р = 0,008) и положительно уважением только своего мнения (rs = 0,43, р = 0,007);
• непредсказуемость поведения имеет обратную связь с интенсивностью негативной критики деловых качеств (rs = -0,37, р = 0,026);
• нивелирование заслуг, успехов и помощи имеет позитивную связь с демонстративностью (rs = 0,36, р = 0,029) и негативную с интенсивностью угрозы ухода из дома (rs = -0,34, р = 0,042);
• угроза ухода из семьи отрицательно взаимосвязана с интенсивностью непредсказуемости поведения (rs = -0,35, р = 0,034).
Интенсивность воздействия на эмоциональную сферу мужчины имеют следующие взаимосвязи между собой:
• негативные личностные оценки имеют обратные связи с беспричинными, частыми конфликтами (rs = -0,36, р = 0,029), демонстративностью поведения (rs = -0,53, р = 0,001) и прямые нивелированием заслуг, успехов и помощи (rs = 0,41, р = 0,011), постоянным требованием извинений вне зависимости от виновности (rs = 0,45, р = 0,005);
• негативная критика деловых качеств положительно связана с игнорированием в общении (rs = 0,36, р = 0,029), постоянным требованием уступок (rs = 0,43, р = 0,008), постоянным требованием извинений вне зависимости от виновности (rs = 0,39, р = 0,016), нивелирование заслуг, успехов и помощи (rs = 0,4, р = 0,014), уважением только своих заслуг (rs = 0,55, р = 0,000), угрозой ухода из семьи (rs = 0,36, р = 0,029) и отрицательно беспричинными, частыми конфликтами (rs = -0,52, р = 0,001), демонстративностью поведения (rs = -0,43, р = 0,008);
• нежелание обсуждать проблемы имеет прямую связь с шантажированием (rs = 0,67, р = 0,000) и обратную взваливанием ответственности за все семейные проблемы (rs = -0,35, р = 0,034);
• постоянные требования уступок отрицательно связаны с беспричинными, частыми конфликтами (rs = -0,39, р = 0,042), демонстративностью поведения (rs = -0,47, р = 0,003) и положительно постоянным требованием извинений в независимости от виновности (rs = 0,33, р = 0,047), уважением только своего мнения (rs = 0,59, р = 0,000), угрозой ухода из семьи (rs = 0,49, р = 0,002);
• шантажирование имеет положительную связь с угрозой ухода из семьи (rs = 0,33, р = 0,048) и отрицательную непредсказуемостью поведения (rs = -0,45, р = 0,006);
• уничижение мужских достоинств позитивно взаимосвязанно с взваливанием ответственности за все семейные проблемы (rs = 0,44, р = 0,006), постоянным
требованием извинений вне зависимости от виновности (гя = 0,55, р = 0,000), нивелированием заслуг, успехов и помощи (гя = 0,54, р = 0,001), уважением только своего мнения (гя = 0,51, р = 0,001), угрозой ухода из семьи (гя = 0,44, р = 0,006) и обратную демонстративностью (гя = -0,39, р = 0,015);
• беспричинные, частые конфликты позитивно связано с угрозой ухода из семьи (гя = 0,77, р = 0,000) и негативно взваливанием ответственности за все семейные проблемы (гя = -0,36, р = 0,029), постоянным требованием извинений в независимости от виновности (гя = -0,44, р = 0,04), нивелированием заслуг, успехов и помощи (гя = 0,43, р = 0,008);
• взваливание ответственности за все семейные проблемы имеет прямые связи с постоянным требованием извинений в независимости от виновности (гя = 0,59, р = 0,000), непредсказуемостью поведения (гя = 0,34, р = 0,039), нивелированием заслуг, успехов и помощи (гя = 0,52, р = 0,001), уважением только своего мнения (гя = 0,38, р = 0,019) и отрицательную демонстративностью (гя = -0,51, р = 0,001);
• постоянное требование извинений имеет обратную связь с демонстративностью (гя = -0,67, р = 0,000) и положительны нивелированием заслуг, успехов и помощи (гя = 0,95, р = 0,009), уважением только своего мнения (гя = 0,49, р = 0,002), угрозой уходом из семьи (гя = 0,42, р = 0,009);
• непредсказуемость отрицательно связано с угрозой ухода из семьи (г = -0,36, р = 0,027), а нивелирование заслуг, успехов и помощи с демонстративностью (гя = -0,66, р = 0,000), прямолинейно с уважением только своего мнения (гя = 0,54, р = 0,001) и угрозой ухода из семьи (гя = 0,49, р = 0,002);
Уважение только своего мнения положительно связано с угрозой ухода из семьи (гя = 0,75, р = 0,000) и отрицательно демонстративностью (гя = -0,50, р = 0,002), в свою очередь, демонстративность имеет обратную связь с угрозой ухода из семьи (гя = -0,45, р = 0,006).
Как видно наиболее корреляционные связи по раздельности имеют между собой частота эмоционального и психологического насилия; интенсивность негативного воздействия психологического и эмоционального насилия. Между собой они имеют только единичные связи.
Выводы
1. Мужчины дифференцируют между собой понятия эмоционального и психологического насилия.
2. Наиболее часто женщины используют 3 формы эмоционального насилия: негативные личностные оценки, игнорирование в общении, постоянное требование уступок и 4 формы психологического насилия: беспричинные, частые конфликты, взваливание ответственности за все семейные проблемы, непредсказуемость поведения в различных ситуациях, уважение только своего мнения.
3. Наиболее интенсивное негативно воздействуют на эмоциональную сферу мужчины из эмоционального насилия: оскорбление личности, уничижение мужских достоинств, а из психологического насилия: беспричинные частые конфликты, непредсказуемость поведения в различных ситуациях, взваливание ответственности за все семейные проблемы.
4. Наибольше взаимосвязаны между собой эмоциональное и психологическое насилие, и их интенсивность негативного влияния на эмоциональную сферу мужчин.
5. Корреляционные связи подтверждают, что эмоциональное и психологическое насилие имеют разное содержание, а данные определения обоснованы.
6. Больше всего взаимосвязей в частоте эмоционального насилия имеют: негативная критика деловых качеств, негативные личностные оценки, нежелание обсуждать проблемные вопросы, а в психологического насилия: частые, беспричинные конфликты, взваливание ответственности за все семейные проблемы, нивелирование заслуг, успехов и помощи.
7. По интенсивности негативного воздействия на эмоциональную сферу мужчин наибольшие взаимосвязи имеют: негативная критика деловых качеств, постоянные требования уступок, взваливание ответственности за все семейные проблемы, беспричинные, частые конфликты.
8. Увеличение частоты использования эмоционального насилия как игнорирование в общении приводит к снижению интенсивности негативного воздействия негативной критики деловых качеств; не желания обсуждать проблемные вопросы к угрозе ухода из семьи; уничижение мужского достоинства, ненормативной лексики к непредсказуемости поведения в различных ситуациях.
9. В свою очередь увеличение частоты использования психологического насилия таких как непредсказуемость поведения снижает интенсивность негативного воздействия негативной критики деловых качеств; нивелирование заслуг, успехов и помощи к угрозе ухода из семьи; угроза ухода из семьи к непредсказуемости поведения.
10. Эмоциональное и психологическое насилие со стороны женщин в отношении мужчин, находящихся с ними в официальных и неофициальных семейных отношениях, обусловливают их пограничные эмоциональные расстройства.
ЛИТЕРАТУРА
1. Алексеева Л.С. Психологическая помощь пострадавшим от семейного насилия: Научно-методическое пособие, М.: ГосНИИ семьи и воспитания, 2000. - 158 с.
2. Дементий Л.И. Особенности эмоционального реагирования подростков на ситуации семейного насилия // Личностная идентичность: вызовы современности: материалы Всерос. психол. науч.-практ. конф. (с иностранным участием) / под ред. З.И. Рябикиной и В.В. Знакова. - Краснодар: Кубанский гос. ун-т, Майкоп: Адыгейский гос. унт; М.: Институт психологии РАН; 2014. - 223 с. - С. 224-226.
3. Зиновьева Н.О., Михайлова Н.Ф. Психология и психотерапия насилия. Ребенок в кризисной ситуации. СПб., Речь, 2003. - 248 с.
4. Кошелева А.Д., Алексеева Л.С. Психологическое насилие над ребенком в семье, его причины и следствия // Насилие в семье: с чего начинается семейное неблагополучие. М., ГосНИИ семьи и воспитания, 2000. - 269 с. - С. 21-69.
5. Колодина А.В. Насилие в семье как фактор, препятствующий формированию личностной идентичности подростка // Всерос. психол. науч.-практ. конф. (с иностранным участием) / под ред. З.И. Рябикиной и В.В. Знакова. - Краснодар: Кубанский гос. ун-т, Майкоп: Адыгейский гос. унт; М.: Институт психологии РАН; 2014. - 223 с. - С. 232-234.
6. Колчина А.Г. Особенности эмоциональных проявлений у детей, вовлеченных в ситуации домашнего насилия // Семья и дети в современном мире. Сборник материалов конференции «Семья и дети в современном мире». Том V. / под общей и научной редакцией доктора психологических наук, профессора В.Л. Ситникова - СПб.: Изд-во РГПУ им. А.И. Герцена, 2019. - 1079 с. - С. 476-482.
7. Орлов А.Б. Психологическое насилие в семье - определение, аспекты, основные направления оказания психологической помощи // Психолог в детском саду. 2000. - № 2-3. - С. 182-187.
8. Харламенкова Н.Е. Эмоциональное оскорбление и пренебрежение и его психологические последствия для личности в разные периоды взрослости // Психология повседневного и травматического стресса: угрозы, последствия и совладание / Отв. ред. А.Л. Журавлев, Е.А. Сергиенко, Н.В. Тарабрина, Н.Е. Харламенкова. - М.: Изд-во «Институт психологии РАН», 2016. - 496 с. С. 193214.
9. Kaplan S.J., Pelcovitz D., Labruha V. Child and Adolescent Abuse and Neglect Research: A Review of the Past 10 Years. Part I: Physical and Emotional Abuse and Neglect // Journal of the American Academy of Child & Adolescent Psychiatry. - 1999.
- V. 38. - № 10. - P. 1214-1222.
10. Sullivan T.P., Fehon D.C., Andres-Hyman R.S. Differential Relationships of Childhood Abuse and Neglect Subtypes to PTSD Symptom Clusters Among Adolescent Inpatients // Journal of Traumatic Stress. - V. 19. - № 2. - P. 229-239.
11. Бузина А.А. Сравнительный анализ представлений об эмоциональном оскорблении и эмоциональном насилии // науки Рос. Федерации, Федер. гос. автоном. образоват. учреждение высш. образования «Сев. (Аркт.) федер. ун-т им. М.В. Ломоносова», Высш. шк. психол., пед. и физич. культуры. - Архангельск, 2008 - Вып. 12: Субъект жизнедеятельности в современном обществе [Электронный ресурс]: материалы Всероссийской научной конференции студентов, аспирантов и молодых ученых (Архангельск, 25 апреля 2019 г.) / [сост. и отв. ред. Е.В. Казакова]. - Электронные текстовые данные. - Архангельск: ИД САФУ, 2019. - 380 с. - С. 5-9.
12. Малкина-Пых И.Г. Психологическая помощь в кризисных ситуациях. - М.: Эксмо, 2008. - 298 с.
13. O'Hagan K.P. Emotional and psychological abuse: problems of definition // Child Abuse & Neglect. - 1995. - V. 19. - № 4. - P. 449-461.
14. Соонете Р., Локо Я., Локо Т. и др. Недостойное обращение с детьми. Тарту, АО Атлекс, 2000. - 210 с.
15. Хаидов С.К. Семейное насилие над мужчинами и его последствия. Социокультурные и психологические проблемы современной семьи: актуальные вопросы сопровождения и поддержки: Материалы VI Международной научно-практической конференции (Тула, 19 ноября 2020 г.) / науч. Ред. Н.А. Степанова.
- Чебоксары: ИД «Среда», 2020 - 280 с, С. 54-58.
https:// mir-nauki. com
Khaidov Sergei Kurbanovich
Tula state Lev Tolstoy pedagogical university, Tula, Russia
E-mail: [email protected] ORCID: https://orcid.org/0000-0002-1969-7376 PHH^ https://www.elibrary.ru/author profile.asp?id=646896
Emotional and psychological violence in the family against men
Abstract. The relevance of family violence today remains, as the problem is still acute. However, its study focuses more on women and children, and violence against men is practically not studied. This is especially true for emotional and psychological violence against them by women. The study was prompted by the presence of borderline emotional disorders in men who were in formal and informal marital relationships with women who sought psychological help with these problems. Many of them, as a result of a diagnostic conversation, have identified conflict relationships with their women, which they are destructively emotionally experiencing. As a result of a structured conversation, written reports and questionnaires, it was found that men relate to emotional and psychological violence and what is the intensity of their negative impact on the man. Then, based on the content analysis, their responses were analyzed and ranked, and indicators of psychological and emotional violence that are most common were identified. Based on this, the concepts of emotional and psychological violence against an adult are formulated and disclosed.
Methods of mathematical statistics are used to rank their forms, determine correlations between them, average values of the frequency of use of these forms by women in relation to their men, the intensity of the negative impact on the emotional sphere of men of each form of emotional and psychological violence. The author presents results showing that: men differentiate the concepts of emotional and psychological violence; emotional and psychological violence have direct and inverse correlations, indicating that different content and their allocation and definitions are justified; there are the most frequently used forms of emotional and psychological violence by women and differences in their intensity of impact on men; emotional and psychological violence by women against men cause their borderline emotional disorders.
Keywords: family; emotional; psychological violence; men