Научная статья на тему 'Эмоционально-психологическая близость взрослых детей с родительской фигурой и её связь с уровнем семейных дисфункций'

Эмоционально-психологическая близость взрослых детей с родительской фигурой и её связь с уровнем семейных дисфункций Текст научной статьи по специальности «Психологические науки»

CC BY
0
0
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
эмоционально-психологическая близость / родители / дети / культ родителей / идеализация родительской фигуры / сепарация / семейные дисфункции / emotional and psychological closeness / parents / children / cult of parents / idealization of the parental figure / separation / family dysfunctions

Аннотация научной статьи по психологическим наукам, автор научной работы — Алина С. Рощупка

В разделе «Введение» автор приводит основные причины возникновения так называемого «культа родителей», декларирующего святость родительских фигур и подразумевающего изначальную психологическую близость с ребёнком. Особое внимание уделено описанию процесса сепарации как в подростковом возрасте, так и во взрослости. Дан исторический контекст проблематики, социально-культурные условия формирования убеждения об эмоциональной близости в детско-родительских отношениях. Автор ссылается на значимость стилей воспитания в соответствии с широко распространённой концепцией Д. Баумринд, Э. Маккоби и Д. Мартина, а также на концепцию «обучения на моделях» А. Бандуры. Упомянуты механизмы защиты, участвующие в процессе формирования табу на критику родительского поведения и отношения. В разделе «Методы» описаны примененные методики: 1) авторский опросник, направленный на определение степени эмоционально-психологической близости, 2) методика «Семейные эмоциональные коммуникации» А. Б. Холмагоровой и С. В. Воликовой. В разделе «Результаты» описаны данные, полученные при исследовании степени эмоциональной близости 60 взрослых детей с их родителями. Респондентам было предложено ответить на вопросы о том, к кому из перечисленных людей (матери, отцу, другу, романтическому партнёру, бабушке или дедушке, брату или сестре, психологу, незнакомцу на улице) они обратятся в первую очередь при возникновении проблемных ситуаций в сфере учёбы, финансов, здоровья, коммуникаций с другими людьми, личной жизни и сексуальной сфере. Выявлены значимые обратные корреляции между степенью психологической близости и баллами по шкалам семейных дисфункций. В разделе «Обсуждение результатов» описываются противоречия между стереотипом о безусловной психологической близости родителей с детьми и результатами исследования.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по психологическим наукам , автор научной работы — Алина С. Рощупка

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Emotional and Psychological Closeness of Adult Children with the Parental Figure and its Connection with the Level of Family Dysfunctions

In the Introduction section, the author gives the main reasons for the emergence of the so-called "cult of parents", which declares the sanctity of parental figures and implies an initial psychological closeness with the child. Special attention is paid to the description of the separation process both in adolescence and adulthood. The historical context of the problem, the socio-cultural conditions for the formation of beliefs about emotional closeness in child-parent relationships are given. The author refers to the importance of parenting styles in accordance with the widespread concept of D. Baumrind, E. Maccoby, and D. Martin, as well as the concept of "learning from models" by A. Bandura. The protection mechanisms involved in the formation of taboos against criticism of parental behavior and attitudes are mentioned. The Methods section describes the applied techniques: 1) the author's questionnaire aimed at determining the degree of emotional and psychological closeness, 2) the methodology of "Family emotional communication" by A. B. Kholmagorova and S. V. Volikova. The section "Discussion of the results" describes the data obtained in the study of the degree of emotional closeness of 60 adult children with their parents. Respondents were asked to answer questions about which of the listed people (mother, father, friend, romantic partner, grandmother or grandfather, brother or sister, psychologist, stranger on the street) they would turn to first of all in case of problematic situations in the field of education, finance, health, communication with other people, personal life and the sexual sphere. Significant inverse correlations between the degree of psychological closeness and scores on the family dysfunction scales were revealed. The section "Discussion of the results" describes the contradictions between the stereotype of unconditional psychological closeness of parents with children and the results of the study.

Текст научной работы на тему «Эмоционально-психологическая близость взрослых детей с родительской фигурой и её связь с уровнем семейных дисфункций»

�ю воспитания в каждой отдельной конкретной семейной системе. Обычно стили воспитания рассматриваются с точки зрения сочетания двух-трех параметров; в основном это вариации таких характеристик, как уровень принятия и уровень контроля (Алексеева, 2020). Известная классификация стилей воспитания, созданная Д. Баумринд и уточнённая Э. Маккоби и Д. Мартином, даёт основания предполагать, что, например, при авторитарном стиле воспитания степень доверия ребёнка родителю будет крайне низкой, в то время как при снисходительном стиле наблюдается совершенно противоположная картина (Ильин, 2012). Однако, на наш взгляд, данная ситуация является не самым распространённым случаем, ведь понятие близости содержит и другие глубинные составляющие, выступает явлением многогранным.

Восприятие родительской роли ребёнком тесно связано с актуальным социокультурным контекстом общества, в котором он взрослеет. С одной стороны, социум фоном транслирует маленькому человеку накопленные веками ценности и нормы, с другой стороны - семья составляет внутреннее ядро практически каждого индивида, и воздействует на мировоззрение ребёнка убеждениями, сложившимися в уникальной семейной истории (Морено, 1958). Зачастую возникает такой эффект, что различные семейные дисфункции, подобно генетическим признакам или снежному кому, передаются из поколения в поколение, так как романтические партнёры, недавно

ОБЩАЯ ПСИХОЛОГИЯ, ПСИХОЛОГИЯ ЛИЧНОСТИ

освоившие новую социальную роль, не отреклись сознательно от стереотипов воспитания, сложившихся в их собственных родительских семьях (Ермаков, Лабунская, 2007). Родители знакомят детей с миром, они, порой даже не подозревая, являются источником большинства установок, ценностей, стереотипов, интегрированных в личность ребёнка. Согласно концепции «обучения на моделях» Альберта Бандуры, в виду работы механизма подражания незрелая личность наблюдает за неким образцом поведения родителей, принимает любые утверждения как истинные (Лабунская, 1999). Сепарация возникает лишь тогда, когда повзрослевший сын или повзрослевшая дочь ставят под сомнение идеалы своей семьи (Левкова, 2023). Данный факт вовсе не свидетельствует о том, что психологическое отделение состоится только в случае полного отказа от родительских норм (Боулби, 2003). Взрослый человек затрачивает гораздо большее количество интеллектуальных и психоэмоциональных ресурсов, выстраивая собственную картину мира, продуцируя свою аутентичную мораль и идентичность (Манукян, 2022). Такие нормы и ценности могут в крупном процентном соотношении как совпадать с родительскими, так и быть абсолютно полярными.

И в прошлом, и в нынешнее время особенно актуально и распространено общественное убеждение о наивысшей степени родительской близости со своими детьми - аспект так называемого «культа родителей», о котором упоминает Е. Миронова (https://www.b17.ru/blog/78786/). Семьи декларируют детям разного возраста (в том числе достигшим дееспособности и живущим отдельно) такие «бытовые аксиомы», как: «Мать - важнее жены и детей, ведь жена может тебя бросить, дети уйти, а мать всегда останется близким и родным человеком», «Даже когда от тебя все отвернутся, родители всегда поймут и поддержат в самой ужасной ситуации», «Родители - это святое, обижаться на них - грех». В целом, может возникнуть представление, якобы при рождении нового члена семьи родственники априори имеют достаточное количество ресурсов, высокую степень психологической грамотности и эмоционального интеллекта для поддержки ребёнка просто из факта кровного родства. Однако близость «по крови» вовсе не предполагает и в ряде случаев даже не производит близость психологическую («душевную»), не создаёт доверительный фон в общении. Конечно, совершенно очевидно, что самым близким для личности может стать кто угодно - например, друг или романтический партнёр, ведь степень близости определяется взаимной поддержкой, пережитым опытом, совпадением ценностей. Профессор Университета Old Dominion, психотерапевт и автор книг о семейных деструкциях Нина Браун приводит некоторые составляющие искренних отношений: взаимное уважение и принятие, доверие, эмпатия, уважение психологических границ друг друга, сочувственное отношение к потребностям и настроению, открытость и прямота при проявлении эмоций и желаний (Браун, 2020). Эмоциональная близость, как один из элементов искреннего взаимодействия в семье, является «результирующей» направленности двух членов семьи на отношения друг с другом (Шнейдер, 2006). Таким образом, на наш взгляд, даже если родитель характеризует отношения с ребёнком как близкие, а сам ребёнок данной близости не ощущает, то есть все основания считать её иллюзорной.

Исторический контекст проблемы отсылает нас к представлениям о неприкосновенности авторитета и святости родительских фигур и несомненно имеет корни в заветах патриархальной культуры. Так, в «Домострое» - основном своде правил, затрагивающих все сферы жизни христиан, включая семейную, роль детей определена как разительно более нижестоящая в соотношении с родительской (особенно отцовской) (Колесова, 2014). Положение детей, согласно литературному источнику, во многом близко к положению слуг: в поведении необходимо проявлять

GENERAL PSYCHOLOGY, PERSONALITY PSYCHOLOGY

безукоризненное послушание, не вступать в спор с родителями, любить их безусловной любовью. При этом сами отец и мать заботились скорее об удовлетворении базовых потребностей детей, об их физическом благополучии, и гораздо реже - о ментальном. Также широко распространена информация о том, что в христианском обществе главным образом ценился авторитет, мужество проявление силы духа (Ершов, Морозов 2021). Именно поэтому эмоциональная открытость ребёнка и транслирование им переживаний исторически не могли занять место в парадигме ценностей жизнестойкости, храбрости и самоотверженности христианского социума XVI века (Клюйко, 2022).

Церковные заповеди и патриархально-общинный строй жизни со строгой иерархией породили табу на какое-либо сомнение в этичности поведенческих актов родственников по отношению к детям (Форвард, Бак, 2022). Первым социальным институтом для ребёнка является семья, но именно внутри неё он чаще всего подвергается жестокому обращению. Родители, действительно, выступают для маленьких детей в роли некоторых первичных «богов»: они обладают наивысшей властью над самим существованием ребёнка (в виду эмоциональной и физической зависимости в первые несколько лет жизни) и авторитетом, который сложно придать сомнению. Однако, по мнению А. Несвитского не все выросшие дети способны отделиться от чрезвычайного и разрушительного влияния, осознать, что те, кто их воспитывал - лишь простые люди, имеющие недостатки, странности и страхи (https://psyhelp24.org/ parents-children/). Сепарация не наступает, и взрослые дети продолжают заменять собственные ценности и взгляды на родительские, оставаясь в позиции «снизу».

Возможно, причина тенденции распространения убеждений «культа родителей» по всему миру и в особенности в постсоветских странах кроется в защитных механизмах психики взрослых детей. Центральными механизмами канонично выступают вытеснение - процесс удаления из сознания мыслей и чувств, причиняющих страдания, в бессознательное; и рационализация - ложная аргументация, благодаря которой иррациональное поведение представляется таким образом, что выглядит вполне разумным и поэтому оправданным (Фрейд, 1993). Ребёнок, подвергаемый эмоциональному и/или физическому насилию, не в силах в полной мере осознать деструктивность происходящего. Тогда он принимает ответственность за отклоняющееся поведение родителей на себя. В итоге результат давления общества, указывающего на непоколебимый родительский авторитет в сочетании с функционированием защитных механизмов буквально закрепляется в коллективном бессознательном в виде сакрализации родительской фигуры (Форвард, Бак, 2022).

Приведённые выше утверждения о «генетически» заложенной близости родителей с детьми, на наш взгляд, могут относиться к описанию ожидаемого ролевого поведения в семье или же к стереотипам о детско-родительских отношениях. Стереотипы, как конструкт, при тщательном научном рассмотрении способны выдерживать критику меньше всего, однако при этом обладают высокой степенью устойчивости.

Методы Методики

В качестве диагностической методики был избран опросник «Семейные эмоциональные коммуникации» авторства А. Б. Холмагоровой и С. В. Воликовой (Консультативная психология и психотерапия, 2016), направленный на исследование дисфункций внутри семейной системы. Баллы, набранные респондентом во время прохождения,

ОБЩАЯ ПСИХОЛОГИЯ, ПСИХОЛОГИЯ ЛИЧНОСТИ

отображаются в нескольких шкалах: «критика», «индуцирование тревоги», «элиминирование эмоций», «фиксация на негативе», «внешнее благополучие», «сверхвключённость» и «семейный перфекционизм».

С целью изучения упадка или роста тенденции психоэмоциональной близости, ощущаемой взрослыми детьми по отношению к их родителям в нынешнее время нами был создан авторский опросник (приложение 1). Он включал вопросы о частоте взаимодействий детей с родителями, степени доверия, и вопросы, направленные на выявление согласия/несогласия с утверждениями, содержащими сакрализацию родительского образа (например, «Для вас родители - это святое?»). Также, респондентам были предложены различные ситуации жизненных трудностей (проблемы на работе или учёбе, трудности в сексуальной сфере, проблемы с законом) и перечень людей (мать, отец, друг/подруга, романтический партнёр, и т.д), к которым можно обратиться при возникновении данных неприятных обстоятельств. Участники были в праве выбрать лишь одного человека, доверие к которому является максимальным по отношению ко всем остальным лицам из перечня. Включив подробные вопросы в методику, мы преследовали цель выяснить, какой процент респондентов при появлении трудностей в той или иной жизненной сфере обратится именно к родителям. В качестве фундамента авторского опросника были использованы некоторые вопросы из книги С. Форвард и К. Бак (2022) «Токсичные родители. Как вернуть себе нормальную жизнь», диагностирующие эмоциональное насилие родителей над детьми.

Выборка

Было проведено исследование, в котором приняли участие 60 человек, из которых 90% - девушки и 10% - молодые люди. Возрастной диапазон респондентов составил 18-29 лет. Выборка была сформирована случайным образом из соображений социально ожидаемой сепарации. Исследование произведено с использованием инструмента Google Forms.

Методы статистического анализа данных

В качестве методов статистического анализа полученной информации были применен коэффициент корреляции Спирмена.

Результаты

В результате проведённого исследования мы обработали информацию о степени доверия взрослых детей к их родителям, данные о частоте коммуникаций между ними и даже о периодичности выражения поддержки. Из общего количества респондентов более половины (58,3%) общаются с родителями каждый день, четверть - несколько раз в неделю, 6,7% - один раз в неделю, 8,3% - несколько раз в месяц, и лишь один испытуемый поддерживает коммуникацию только раз в месяц. Преимущественно (58,3%) опрос прошли дети из полных семей, в которых два родителя состоят в браке на данный момент и/или живут вместе. У 26,7% респондентов родители не состоят в браке и/или не живут вместе на данный момент. Достаточно высокий процент (13,3%) составили респонденты, потерявшие одного из родителей. Один человек из общего числа испытуемых имеет мать, но не обладает какой-либо информацией о судьбе своего отца.

При возникновении трудностей в обучении 25 человек из 60 поделятся информацией об этом в первую очередь с романтическим партнёром. 11 человек (18,3%) расскажут о проблемах в учёбе в первую очередь матери, а один человек (1,7%) - отцу. Бабушку или дедушку в первую очередь оповестят лишь 2 человека (3,3%).

GENERAL PSYCHOLOGY, PERSONALITY PSYCHOLOGY

Когда респонденты окажутся в проблемной ситуации коммуникации с людьми, они будут готовы сразу поделиться данной информацией в основном с другом/подругой (36,7%) или с романтическим партнёром (33,3%). К матери обратятся 14 человек (23,3%) из 60, к отцу респонденты предпочли не обращаться.

Если у респондентов возникнут проблемы со здоровьем, они в первую очередь расскажут об этом матери (43,3%), романтическому партнёру (26,7%) или другу (10%). С отцом, наравне с бабушкой и дедушкой, поделятся трудностями 8,3% респондентов.

Если у испытуемых проявятся проблемы в сфере личной жизни, они сначала предпочтут рассказать об этом подруге или другу (50%), самому романтическому партнёру (20%), матери (18,3%). К отцу в первую очередь обратится только один человек.

Когда у респондентов возникнут проблемы в сексуальной сфере, ни один из них не обратится в первую очередь к матери или отцу. Большинство респондентов обсудит трудности с романтическим партнёром (43%) другом или подругой (41,7%). 8 человек в первую очередь расскажут о проблеме психологу.

В случае финансовых проблем 31,7% от общего числа испытуемых сначала обратится к своему романтическому партнёру, а к матери - 30%. К отцу в данной ситуации у респондентов возникло большее доверие, чем в предыдущих, поэтому процент людей, обратившихся бы именно в первую очередь к нему составил 16,7%. С бабушкой или дедушкой поделятся информацией по этому поводу 10% опрошенных.

При проблемах с законом респонденты предпочтут сначала рассказать о них и романтическому партнёру, и матери в равной степени (28,3% соответственно), отцу расскажут 23,3% опрошенных (или 14 человек).

На вопрос «Для Вас родители - это святое?» половина из общего количества опрошенных ответили положительно, 25% - отрицательно, ещё 25% затруднились ответить.

Далее респондентам был задан, пожалуй, самый значимый для исследования вопрос: «Кого из перечисленных людей Вы считаете наиболее психологически близким Вам?». Если опираться на членов семьи, то 17 человек (28,3%) утверждают, что наиболее близкой для них является мать, 8 человек (13,3%) выбрали бабушку и дедушку, брата или сестру - 7 человек (11,7%). Ни один из 60 респондентов не видит в качестве наиболее близкого человека своего отца. Достаточно большой процент (25%) считают самым близким романтического партнёра или друга/подругу (21,7%).

Таким образом можно отметить, что наиболее часто респонденты склонны рассказывать родителям подробности своей жизни при трудностях в сферах, затрагивающих физическое благополучие (здоровье, финансы или юридические вопросы). Степень доверия к родителям при проблемах в личной жизни, в сексуальном плане или в обучении значительно ниже (варьируется от 0% до 23%). Возможно предположить, что тенденция делиться информацией о «формальных» вещах, в меньшей степени затрагивающих эмоциональную сферу, связана с тянущимся из детства паттернами поведения, где родители - авторитетные лица, решающие «взрослые» проблемы, что может также косвенно свидетельствовать о незавершённом сепа-рационном процессе. Вопреки сложившимся убеждениям о том, что «родителям можно рассказать всё» крайне низким выступает процент людей, выбравших мать или отца в качестве первых лиц, узнающих о трудностях в личной жизни, ни у одного респондента не сформирована достаточная степень доверия к родителям для того, чтобы обсудить именно с ними в первую очередь темы, затрагивающие сексуальные дисфункции. В основном опрошенные склонны доверять романтическим партнёрам или друзьям (от 20% до 50% в разных вопросах).

ОБЩАЯ ПСИХОЛОГИЯ, ПСИХОЛОГИЯ ЛИЧНОСТИ

Нередко респонденты давали противоречивые ответы. Например, они отмечали, что часто вынуждены скрывать все или некоторые подробности своей жизни от родителей, но при этом были убеждены, что именно родители являются самыми близкими фигурами в психологическом понимании.

В результатах исследования складывается любопытная картина. С одной стороны, социокультурный контекст диктует функциональное представление о родительской роли как об априори содержащей высшую степень эмоционально-психологической близости с детьми; с другой стороны, опрос молодёжи, выросшей в окружении подобной установки, показывает обратное: зачастую дети не воспринимают своих родителей как самых близких людей, то есть одного наличия кровного родства для достижения высокой степени близости недостаточно.

Также респондентам был предложен вопрос, предполагающий свободный ответ о том, что именно они понимают под близостью с родителями в принципе. Чаще всего испытуемые описывали такие ценности, как: «доверие», «тёплые взаимоотношения», «возможность открыто выражать эмоции и чувства», «общение на любые темы», «возможность рассказать что-либо без осуждения со стороны родителей».

Далее нами был проведён корреляционный анализ с помощью коэффициента корреляции Спирмена между общим баллом эмоционально-психологической близости по авторскому опроснику и показателями по опроснику семейных дисфункций (табл. 1).

Таблица 1

Взаимосвязи между общим баллом эмоционально-психологической близости по авторскому опроснику и показателями по опроснику семейных дисфункций

Шкалы опросника семейных дисфункций Сила связи

Общий балл семейных дисфункций -0,693 **

Критика -0,779 **

Элиминирование эмоций -0,769 **

Внешнее благополучие -0,429 **

Семейный перфекционизм -0,278 *

Примечание:

** Корреляция значима на уровне 0.01 (2-сторонняя). * Корреляция значима на уровне 0.05 (2-сторонняя).

При обработке результатов авторского опросника и методики семейных эмоциональных коммуникаций все выявленные значимые связи оказались отрицательными. Чем ниже уровень психологической близости взрослых детей со своими родителями,

GENERAL PSYCHOLOGY, PERSONALITY PSYCHOLOGY

тем выше общий балл семейных дисфункций. Наиболее сильная связь прослеживается между уровнем эмоционально-психологической близости и критикой (-0,779), элиминированием эмоций (-0,769) (отсутствие тепла родителей по отношению к детям, требование сдержанности в эмоциональных проявлениях). Наиболее слабая связь выявлена между степенью близости и семейным перфекционизмом (направленность родителей на получение недосягаемых высоких результатов, завышенные стандарты по отношению как к себе, так и к своим детям).

Обсуждение результатов

Полученные результаты корреляционного анализа свидетельствуют о том, что такие семейные явления как критика, элиминирование эмоций и демонстрация внешнего благополучия оказывают деструктивное воздействие на психологическую близость между родителями и детьми.

Можно сказать, что отношение молодых людей к пониманию родительской роли, эмоциональной близости постепенно трансформируется. Сейчас молодые люди менее склонны сакрализировать родительскую фигуру, критика в сторону родителей зачастую больше не воспринимается как табу - данный факт особенно заметен при обработке результатов ответов на такие вопросы: «Как Вы считаете, дети должны уважать родителей даже если те подвергали их физическому или эмоциональному насилию?», «Как Вы считаете, если родители дали жизнь, то дети остаются перед ними в неоплатном долгу?». Девушки и юноши способны анализировать свои убеждения относительно родителей, более рационально подходить к проживанию негативного опыта, не поддаваясь общественным стереотипам о непоколебимом авторитете и уважении.

При этом доктор социологических наук Южного Федерального Университета Верещагина А. В. в соавторстве с Гафиатулиной Н. Х. и Самыгином С. И. отмечает схожую тенденцию усиления значимости доверия в семье, в связи с разрушением традиционных устоев, предписывающих «формальное» поведение по отношению к детям и переходом к индивидуализированным стратегиям жизнедеятельности (Верещагина, Гафиатулина & Самыгин, 2016). Зайцева Л. А. раскрывает обратный феномен - псевдодоверие, к которому может относиться слепая вера другому, конформизм (Зайцева, 2020). На наш взгляд, данные составляющие чётко описывают феномен сакрализации фигуры родителя и не имеют ничего общего с истинной эмоциональной близостью. Освещая несколько иную проблему - информационную трансформацию общества, в котором растёт ребёнок, Посохова С. Т. также указывает на растущую среди родителей тенденцию обращать внимание только на внешнюю жизнь ребёнка, при этом способствуя утрате доступа к его внутреннему миру (Посохова, 2020).

Литература

Алексеева, О. С. (2020). Согласованность оценок родительско-детских отношений. Вестник РГГУ. Серия: Психология. Педагогика. Образование, 1, 92-108. ИНрз:/А^ок огд/10.28995/2073-6398-2020-1-92-108

Боулби, Дж. (2003). Привязанность. Москва: Гардарики.

Браун, Н. (2020). Они не изменятся. Как взрослым детям преодолеть травмы и освободиться от токсичного влияния родителей. Москва: Манн, Иванов и Фербер.

Верещагина, А. В., Гафиатулина, Н. Х. & Самыгин, С. И. (2016). «Семья в формировании ценности доверия в молодежной среде современного российского города». Инженерный

ОБЩАЯ ПСИХОЛОГИЯ, ПСИХОЛОГИЯ ЛИЧНОСТИ

вестник Дона, 2(41), 25.

Ермаков, П. Н. и Лабунская, В. А. (2007). Психология личности. Учебное пособие. Москва: Эксмо.

Ершов, И. В. & Морозов, М. Ю. «Понимание мужества в античности и христианстве». Вестник Омской Православной Духовной Семинарии, 2(11), 19-24.

Ильин, Е. П. (2012). Психология взрослости. Санкт-Петербург: Питер.

Клюйко, А. С. (2022). «Домострой» как базис семейного уклада. Евангелие в контексте современной культуры. В Сборник научных статей Xмеждународной научно-практической конференции, Белгород, 20 мая 2022, 414-416.

Колесова, В. В. (2014). Домострой. Поучения и наставления всякому христианину. Москва: Институт русской цивилизации, Родная страна.

Лабунская, В. А. (1999). Социальная психология личности в вопросах и ответах. Москва.

Левкова, Т. В. (2023). Сепарация подростков от родителей: возможности и трудности. Живая психология, 4(44), 46-52. https://doi.org/10.58551/24136522 2023 10 4 46

Манукян, В. Р. (2022). Взросление молодежи: сепарация от родителей, субъективная взрослость и психологическое благополучие в возрасте 18-27 лет. Психологическая наука и образование, 27(3), 129-140. https://doi.org/10.17759/pse.2022270310

Микиртичан, Г. Л. & Джарман, О. А. (2020). «Взгляды на ребенка, его права и защиту от жестокого обращения в древнем мире». Медицина и организация здравоохранения, 5(3), 40-56.

Морено, Дж. Л. (1958). Социометрия. Экспериментальный метод и наука об обществе. Москва: Издательство «Иностранная литература».

Посохова, С. Т. и Колпакова, А. Е. (2020). Взаимосвязь эмоционального компонента информационной семейной среды и дезадаптивного поведения подростков. Вестник Костромского государственного университета. Серия: Педагогика. Психология. Социокинетика, 26(3), 15-21. https://doi.org/10.34216/2073-1426-2020-26-3-15-21

Форвард, С. & Бак, К. (2022). Токсичные родители. Как вернуть себе нормальную жизнь. Санкт-Петербург: Питер.

Фрейд, А. (1993). Психология «Я» и защитные механизмы личности. Москва: Педагогика-пресс.

Холмогорова, А. Б., Воликова, С. В. & Сорокова М. Г. (2016). Стандартизация опросника «Семейные эмоциональные коммуникации». Консультативная психология и психотерапия, 24(4), 97-125.

Шнейдер, Д. Б. (2006). Семейная психология: Учебное пособие для вузов. 2-е изд. Москва: Академический Проект; Екатеринбург: Деловая книга.

References

Alekseeva, O. S. (2020). Consistency of assessments of parent-child relationships. Bulletin of the Russian State University. Series: Psychology. Pedagogy. Education, 1, 92-108. https://doi. org/10.28995/2073-6398-2020-1-92-108

Bowlby, J. (2003). Devotion. Moscow: Gardariki.

Brown, N. (2020). They won't change. How adult children can overcome trauma and free themselves from the toxic influence of their parents. Moscow: Mann, Ivanov and Ferber.

Ermakov, P. N. & Labunskaya, V. A. (2007). Personality psychology. A study guide. Moscow: Eksmo.

Ershov, I. V. & Morozov M. Yu. "Understanding courage in antiquity and Christianity". Bulletin of the Omsk Orthodox Theological Seminary, 2(11), 19-24.

Forward S. & Buck K. (2022). Toxic parents. How to get back to a normal life. St. Petersburg: Piter.

Freud, A. (1993). The psychology of the "I" and the protective mechanisms of the personality. Moscow: Pedagogy-press.

Ilyin, E. P. (2012). Psychology of adulthood. St. Petersburg: Piter.

Kholmogorova A. B., Volikova S. V. & Sorokova M. G. (2016). "Standardization of the questionnaire

GENERAL PSYCHOLOGY, PERSONALITY PSYCHOLOGY

"Family emotional communications". Counseling Psychology and Psychotherapy, 24(4), 97-125.

Klyuyko, A. S. (2022). "Domostroy" as the basis of the family way of life. In The Gospel in the context of modern culture: A collection of scientific articles of the X International Scientific and Practical Conference, Belgorod, May 20, 2022, 414-416.

Kolesova, V. V. (2014). Domostroy. Teachings and instructions to every Christian. Moscow: Institute of Russian Civilization, Native country.

Labunskaya V. A. (1999). Social psychology of personality in questions and answers. Moscow.

Levkova, T. V. (2023). Separation of adolescents from their parents: opportunities and difficulties. Living Psychology, 4(44), 46-52. https/doi.org40.58551/2«36522_2023_10_4_46

Manukyan, V. R. (2022). Growing up of young people: separation from parents, subjective adulthood and psychological well-being at the age of 18-27 years. Psychological Science and Education, 27(3), 129-140. https/doi.org40.17759/pse.2022270310

Mikirtichan, G. L. & Jarman, O. A. (2020). "Views on the child, his rights and protection from abuse in the ancient world." Medicine and Health Organization, 5(3), 40-56.

Moreno, J. L. (1958). Sociometry. The experimental method and the science of society. Moscow: Publishing house of "Foreign Literature".

Posokhova, S. T. & Kolpakova, A. E. (2020). The relationship between the emotional component of the informational family environment and maladaptive behavior of adolescents. Bulletin of Kostroma State University. Series: Pedagogy. Psychology. Sociokinetics, 26(3), 15-21. https/ doi.org40.34216/2073-1426-2020-26-3-15-21

Schneider, D. B. (2006). Family psychology: A textbook for universities. 2nd ed. Moscow: Academic Project; Ekaterinburg: Business Book.

Vereshchagina, A.V., Gafiatulina, N. H. & Samygin, S. I. (2016). Family in the formation of the value of trust in the youth environment of a modern Russian city. Engineering Bulletin of the Don, 2(41), 25.

Информация о конфликте интересов

Автор заявляет об отсутствии конфликта интересов.

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

Приложение 1

Изучение степени психологической близости с родительской фигурой 1. Укажите ваш возраст:____

2. Укажите ваш пол:

3. Оцените, насколько часто вы общаетесь с вашими родителями (родителем). Отметьте только один вариант.

o

Женский

o

Мужской

o

Несколько раз в неделю

o

Раз в неделю

o

Несколько раз в месяц

ОБЩАЯ ПСИХОЛОГИЯ, ПСИХОЛОГИЯ ЛИЧНОСТИ

о Раз в месяц

о Раз в три месяца

о Раз в полгода

о Не общаюсь со своими родителями (родителем) вообще

4. Вы из полной семьи?

Отметьте только один вариант.

о Да, у меня есть два родителя, состоящих в браке/живущих

вместе на данный момент

о Нет, у меня есть два родителя, НЕ состоящих в браке/НЕ

живущих вместе на данный момент по причине разногласий

о Нет, у меня есть только мать, судьба отца мне неизвестна

о Нет, у меня есть только мать, отец скончался

о Нет, у меня есть только отец, судьба матери мне неизвестна

о Нет, у меня есть только отец, мать скончалась

Эмоциональная близость отношений

5. Если у вас возникнут трудности в обучении (университет или курсы), с кем из перечисленных людей вы поделитесь этой информацией в первую очередь?

Отметьте только один вариант.

о Мать

о Отец

о Брат/сестра

о Бабушка/дедушка

о Друг/подруга

о Романтический партнёр

о Знакомый в университете/на работе

о Психолог

о Незнакомец на улице

NORTH-CAUCASIAN PSYCHOLOGICAL BULLETIN • 2023 • Vol. 21, № 4 GENERAL PSYCHOLOGY, PERSONALITY PSYCHOLOGY

6. Если у вас возникнут проблемы в коммуникации с людьми на работе или учёбе, с кем из перечисленных людей вы поделитесь этой информацией в первую очередь?

Отметьте только один вариант.

o Мать

o Отец

o Брат/сестра

o Бабушка/дедушка

o Друг/подруга

o Романтический партнёр

o Знакомый в университете/на работе

o Психолог

o Незнакомец на улице

7. Если у вас возникнут проблемы со здоровьем, с кем из перечисленных людей вы поделитесь этой информацией в первую очередь?

Отметьте только один вариант.

o Мать

o Отец

o Брат/сестра

o Бабушка/дедушка

o Друг/подруга

o Романтический партнёр

o Знакомый в университете/на работе

o Психолог

o Незнакомец на улице

8. Если у вас возникнут трудности в личной жизни, с кем из перечисленных людей вы поделитесь этой информацией в первую очередь?

ОБЩАЯ ПСИХОЛОГИЯ, ПСИХОЛОГИЯ ЛИЧНОСТИ

Отметьте только один вариант.

о Мать

о Отец

о Брат/сестра

о Бабушка/дедушка

о Друг/подруга

о Романтический партнёр

о Знакомый в университете/на работе

о Психолог

о Незнакомец на улице

9. Если у вас возникнут трудности в сексуальной сфере, с кем из перечисленных людей вы поделитесь этой информацией в первую очередь?

Отметьте только один вариант.

о Мать

о Отец

о Брат/сестра

о Бабушка/дедушка

о Друг/подруга

о Романтический партнёр

о Знакомый в университете/на работе

о Психолог

о Незнакомец на улице

10. Если у вас возникнут финансовые проблемы, с кем из перечисленных людей вы поделитесь этой информацией в первую очередь?

GENERAL PSYCHOLOGY, PERSONALITY PSYCHOLOGY

Отметьте только один вариант.

о Мать

о Отец

о Брат/сестра

о Бабушка/дедушка

о Друг/подруга

о Романтический партнёр

о Знакомый в университете/на работе

о Психолог

о Незнакомец на улице

11. Если у вас возникнут проблемы с законом, с кем из перечисленных людей вы поделитесь этой информацией в первую очередь?

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

Отметьте только один вариант.

о Мать

о Отец

о Брат/сестра

о Бабушка/дедушка

о Друг/подруга

о Романтический партнёр

о Знакомый в университете/на работе

о Психолог

о Незнакомец на улице

12. Вы убеждены, что можете обратиться к родителям в самой трудной ситуации? Отметьте только один вариант.

ОБЩАЯ ПСИХОЛОГИЯ, ПСИХОЛОГИЯ ЛИЧНОСТИ

о Постоянно

о Часто

о Редко

о Никогда

о

13. Разделяете ли вы ценности ваших родителей?

Отметьте только один вариант.

о Постоянно

о Часто

о Редко

о Никогда

о

14. Продолжают ли ваши родители общаться с вами, как с маленьким? Отметьте только один вариант.

о Постоянно

о Часто

о Редко

о Никогда

15. Страшно ли вам поссориться с вашими родителями?

Отметьте только один вариант.

о Постоянно

о Часто

о Редко

о Никогда

GENERAL PSYCHOLOGY, PERSONALITY PSYCHOLOGY

16. Считаете ли вы, что вы несёте ответственность за то, как чувствуют себя родители в эмоциональном и физическом плане?

Отметьте только один вариант.

о Постоянно

о Часто

о Редко

о Никогда

17. Вы принимаете важные решения, базируясь на возможном согласии/ несогласии ваших родителей?

Отметьте только один вариант.

о Постоянно

о Часто

о Редко

о Никогда

18. Считаете ли вы отношения и поступки ваших родителей к вам хорошим примером того, как нужно воспитывать детей?

Отметьте только один вариант.

о Постоянно

о Часто

о Редко

о Никогда

о

19. Родители выступают для вас самым главным авторитетом? Отметьте только один вариант.

o Постоянно

o Часто

ОБЩАЯ ПСИХОЛОГИЯ, ПСИХОЛОГИЯ ЛИЧНОСТИ

о Редко

о Никогда

о

20. Как вы считаете, дети должны уважать родителей даже в том случае, если родители делали с ними ужасные вещи? (например, эмоциональное или физическое насилие)

Отметьте только один вариант.

о Да

о Нет

о Затрудняюсь ответить

21. Как вы считаете, если родители дали жизнь, то дети остаются у них в неоплатном долгу?

Отметьте только один вариант.

о Да

о Нет

о Затрудняюсь ответить

22. Для вас родители - это святое?

Отметьте только один вариант.

о Да о Нет

о Затрудняюсь ответить 23. Случается ли вам скрывать все или некоторые подробности вашей жизни от родителей?

Отметьте только один вариант.

о Постоянно

о Часто

о Редко

о Никогда

GENERAL PSYCHOLOGY, PERSONALITY PSYCHOLOGY

24. Чувствуете ли вы психологическую дистанцию или напряжение во время общения со своими родителями?

Отметьте только один вариант.

o Постоянно

o Часто

o Редко

o Никогда o

25. Считаете ли вы, что вы можете получить больше поддержки вне родительского дома, чем внутри него?

Отметьте только один вариант.

о Постоянно

о Часто

о Редко

о Никогда

26. Вы чувствуете, что вам проще скрыть от родителей то, что порой происходит в вашей жизни, чем потом оправдываться?

Отметьте только один вариант.

о Постоянно

о Часто

о Редко

о Никогда

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

27. Случались ли с вами ситуации, когда вы делились чем-то важным с родителями, а они выражали безразличие?

Отметьте только один вариант.

о Постоянно

о Часто

ОБЩАЯ ПСИХОЛОГИЯ, ПСИХОЛОГИЯ ЛИЧНОСТИ

о Редко

о Никогда

о

28. Ваши родители обесценивали(-ют) то, что было для вас чрезвычайно важным и личным?

Отметьте только один вариант.

о Постоянно

о Часто

о Редко

о Никогда

о

29. Вы предпочтёте скорее пообщаться с другом или партнёром, нежели позвонить родителям и рассказать им, как прошёл ваш день?

Отметьте только один вариант.

о Постоянно

о Часто

о Редко

о Никогда

30. Если бы у вас была возможность выбрать другую семью и родиться в ней, вы бы воспользовались такой возможностью?

Отметьте только один вариант.

о Да

о Нет

о Затрудняюсь ответить

31. В целом вы довольны вашими с родителями отношениями?

Отметьте только один вариант.

о Постоянно

GENERAL PSYCHOLOGY, PERSONALITY PSYCHOLOGY

о Часто

о Редко

о Никогда

32. Кого из перечисленных людей вы считаете наиболее психологически близким вам?

Отметьте только один вариант.

о Мать

о Отец

о Бабушка/дедушка

о Брат/сестра

о Романтический партнёр

о Друг/подруга

33. Укажите, пожалуйста, что вы понимаете под близостью с родителями:

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.