Научная статья на тему 'ЭМОЦИОНАЛЬНО-ЭСТЕТИЧЕСКИЙ ОПЫТ КАК КОМПОНЕНТ ХУДОЖЕСТВЕННОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ СТУДЕНТОВ КОЛЛЕДЖА'

ЭМОЦИОНАЛЬНО-ЭСТЕТИЧЕСКИЙ ОПЫТ КАК КОМПОНЕНТ ХУДОЖЕСТВЕННОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ СТУДЕНТОВ КОЛЛЕДЖА Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
43
10
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Журнал
Гаудеамус
ВАК
Область наук
Ключевые слова
ЭМОЦИОНАЛЬНО-ЭСТЕТИЧЕСКИЙ ОПЫТ / ОБОГАЩЕНИЕ / СТРУКТУРА / ХУДОЖЕСТВЕННАЯ ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ / ТВОРЧЕСТВО / ИНДИВИДУАЛЬНОСТЬ / СТУДЕНТ

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — Клименко Александр Викторович, Бескровная Ольга Васильевна

Раскрывается значение формирования эмоционально-эстетического опыта студентов в процессе художественной деятельности. Образовательная среда колледжа искусств рассматривается в контексте реализации механизмов творческого саморазвития личности. Формулируются задачи, стоящие перед преподавателем в процессе обучения студентов художественной деятельности. Обоснование сущности и структуры эмоционально-эстетического опыта осуществляется с использованием теоретических методов исследования: анализа психолого-педагогической литературы, сравнения, систематизации, обобщения. Эмоционально-эстетический опыт рассматривается как сложное, многогранное, многоуровневое, многофункциональное интегральное образование. Сложность заключается в многокомпонентности, многогранность - в их разноплановости в смысле принадлежности к различным областям знания, многоуровневость - в постоянном совершенствовании компонентов, отправляясь от разного исходного уровня сформированности. В данном виде опыта выделяются следующие структурные компоненты: специальный, психолого-педагогический и организационный. Каждый компонент подробно раскрывается и характеризуется его значимость для формирования эмоционально-эстетического опыта студентов. Констатируется, что педагоги не в достаточной мере располагают технологиями, которые могли бы способствовать интенсивному побуждению студента колледжа к творческому саморазвитию, особенно в части обогащения личного эмоционально-эстетического опыта исполнительства. Полученные теоретические результаты представляют интерес для научно-педагогического сообщества, практикующих педагогов, студентов.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по наукам об образовании , автор научной работы — Клименко Александр Викторович, Бескровная Ольга Васильевна

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

EMOTIONAL AND AESTHETIC EXPERIENCE AS A COMPONENT OF ARTISTIC ACTIVITY AMONG COLLEGE STUDENTS

The formation of emotional and aesthetic experience of students in the process of artistic activity is important. We consider the educational environment in the arts college in the context of the implementation of the mechanisms of creative self-development of the individual. The tasks facing the teacher in the process of teaching students artistic activity are formulated. To consider the essence and structure of emotional and aesthetic experience we use theoretical research methods: analysis of psychological and pedagogical literature, comparison, systematization, generalization. Emotional and aesthetic experience is a complex, multifaceted, multi-level, multi-functional integral education. The complexity lies in the multiplicity - in their diversity in the sense of belonging to different fields of knowledge, the multilevel - in the constant improvement of components, starting from a different initial level of formation. In this type of experience, the following structural components are special, psychological, pedagogical and organizational. We analyze each component in detail and its significance for the formation of the emotional and aesthetic experience of students. Teachers do not sufficiently have technologies that could contribute to the intensive desire of a college student for creative self-development, especially in terms of enriching the personal emotional and aesthetic experience of performing. The theoretical results obtained are of interest to the scientific and pedagogical community, practicing teachers, and students.

Текст научной работы на тему «ЭМОЦИОНАЛЬНО-ЭСТЕТИЧЕСКИЙ ОПЫТ КАК КОМПОНЕНТ ХУДОЖЕСТВЕННОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ СТУДЕНТОВ КОЛЛЕДЖА»

УДК 37.036:37.012 DOI 10.20310/1810-231X-2022-21-3-66-73

Поступила в редакцию / Received 02.08.2022 Поступила после рецензирования и доработки / Revised 08.09.2022 Принята к публикации / Accepted 22.09.2022

оригинальная статья

Эмоционально-эстетический опыт как компонент художественной деятельности студентов колледжа

Клименко Александр Викторович1 и Ф , Бескровная Ольга Васильевна

о

:ТОГБОУ ВО «Тамбовский государственный музыкально-педагогический

институт имени С.В. Рахманинова» 392000, Российская Федерация, г. Тамбов, ул. Советская, 87 2ФГБОУ ВО «Тамбовский государственный университет имени Г.Р. Державина» 392000, Российская Федерация, г. Тамбов, ул. Интернациональная, 33

и alexandr.klimenko.2020@mail.ru

Аннотация. Раскрывается значение формирования эмоционально-эстетического опыта студентов в процессе художественной деятельности. Образовательная среда колледжа искусств рассматривается в контексте реализации механизмов творческого саморазвития личности. Формулируются задачи, стоящие перед преподавателем в процессе обучения студентов художественной деятельности. Обоснование сущности и структуры эмоционально-эстетического опыта осуществляется с использованием теоретических методов исследования: анализа психолого-педагогической литературы, сравнения, систематизации, обобщения. Эмоционально-эстетический опыт рассматривается как сложное, многогранное, многоуровневое, многофункциональное интегральное образование. Сложность заключается в многокомпонентности, многогранность - в их разноплановости в смысле принадлежности к различным областям знания, многоуровневость - в постоянном совершенствовании компонентов, отправляясь от разного исходного уровня сформированности. В данном виде опыта выделяются следующие структурные компоненты: специальный, психолого-педагогический и организационный. Каждый компонент подробно раскрывается и характеризуется его значимость для формирования эмоционально-эстетического опыта студентов. Констатируется, что педагоги не в достаточной мере располагают технологиями, которые могли бы способствовать интенсивному побуждению студента колледжа к творческому саморазвитию, особенно в части обогащения личного эмоционально-эстетического опыта исполнительства. Полученные теоретические результаты представляют интерес для научно-педагогического сообщества, практикующих педагогов, студентов.

Ключевые слова: эмоционально-эстетический опыт; обогащение; структура; художественная деятельность; творчество; индивидуальность; студент

Конфликт интересов отсутствует

Для цитирования: Клименко А.В., Бескровная О.В. Эмоционально-эстетический опыт как компонент художественной деятельности студентов колледжа // Психолого-педагогический журнал «Гаудеамус». 2022. Т. 21. № 3. С. 66-73. DOI 10.20310/1810-231X-2022-21-3-66-73

original article

Emotional and aesthetic experience as a component of artistic activity among college students

Alexandr V. Klimenko ® e , Olga V. Beskrovnaya

©

1Tambov State Musical Pedagogical Institute named after S.V. Rachmaninov 87 Sovetskaya St., Tambov 392000, Russian Federation 2Derzhavin Tambov State University 33 Internatsionalnaya St., Tambov 392000, Russian Federation h alexandr.klimenko.2020@mail. ru

Abstract. The formation of emotional and aesthetic experience of students in the process of artistic activity is important. We consider the educational environment in the arts college in the context of the implementation of the mechanisms of creative self-development of the individual. The tasks facing the teacher in the process of teaching students artistic activity are formulated. To consider the essence and structure of emotional and aesthetic experience we use theoretical research methods: analysis of psychological and pedagogical literature, comparison, systematization, generalization. Emotional and aesthetic experience is a complex, multifaceted, multi-level, multi-functional integral education. The complexity lies in the multiplicity - in their diversity in the sense of belonging to different fields of knowledge, the multilevel - in the constant improvement of components, starting from a different initial level of formation. In this type of experience, the following structural components are special, psychological, pedagogical and organizational. We analyze each component in detail and its significance for the formation of the emotional and aesthetic experience of students. Teachers do not sufficiently have technologies that could contribute to the intensive desire of a college student for creative self-development, especially in terms of enriching the personal emotional and aesthetic experience of performing. The theoretical results obtained are of interest to the scientific and pedagogical community, practicing teachers, and students.

Keywords: emotional and aesthetic experience; enrichment; structure; artistic activity; creativity; individuality; student

There is no conflict of interests

For citation: Klimenko A.V., Beskrovnaya O.V. Emotional and aesthetic experience as a component of artistic activity among college students. Psikhologo-pedagogicheskiy zhurnal «Gaudeamus» = Psychological-Pedagogical Journal "Gaudeamus", 2022, vol. 21, no. 3, pp. 66-73. (In Russian). DOI 10.20310/1810-231X-2022-21-3-66-73

ВВЕДЕНИЕ

Возрастающий уровень культуры зрителей настоятельно требует повышения уровня эмоционально-эстетической культуры исполнителей, для чего необходимо расширить и углубить систему их творческого развития в процессе обучения. Система образования в колледже искусств призвана обеспечить реализацию механизмов творческого саморазвития личности, ее творческих возможностей. Используя комплекс учебных программ, новые технологии, необходимо создавать в колледже развивающую среду, которая могла бы инициировать развитие индивидуальности студен-

тов, их способностей, помогающих им творчески решать личностно-профессиональные задачи, отказываясь от привычных схем, штампов и стереотипов [1]. Данная ступень образования должна способствовать раскрытию эмоционально-эстетического потенциала обучающихся, положить начало обогащению личностного опыта формирования и трансляции своей творческой индивидуальности. Именно поэтому сегодня закономерен возрастающий интерес исследователей к поиску методов и средств творческого саморазвития студентов, способных интегрировать в едином образовательном процессе развитие и взаимодействие индивидуально-личностных, духовно-нравст-

венных, творческих, эмоционально-эстетических и профессиональных качеств.

МАТЕРИАЛЫ И МЕТОДЫ

В рамках настоящего исследования изучалась роль эмоционально-эстетического опыта как необходимого компонента художественной деятельности студентов колледжа. Были использованы теоретические методы: анализ психолого-педагогической литературы, сравнение, систематизация, обобщение. Это позволило обосновать методологические основания исследования сущности эмоционально-эстетического опыта студента колледжа с учетом основных положений системного, культурологического, деятельностного и личностно-ориентированного подходов; раскрыть структуру данного вида опыта, включающую три взаимосвязанных компонента: специальный, психолого-педагогический и организационный.

РЕЗУЛЬТАТЫ И ИХ ОБСУЖДЕНИЕ

В колледж искусств, как правило, поступают люди, имеющие интерес, мотивацию и начальную подготовку, которая в основном касается техники исполнения. Процесс обучения художественной деятельности решает следующие задачи: первичную - обучение технике исполнения, и сопутствующие - формирование музыкальной культуры, эстетичности движений внешнего вида, умения вхождения в образ, демонстрации этого через пластику, костюм, выражение лица, речь или движение [2]. Решение первичной задачи обеспечит лишь безэмоциональную презентацию техники движения, сольного пения и прочего, что без сопутствующих компонентов не удовлетворяет спрос современных потребителей искусства, не приводит к достижению желаемого результата в эстетическом плане.

Хореография является одним из интегра-тивных видов искусства, объединяющих в себе различные средства и способы творческого самовыражения на уровне эмоционально-эстетического опыта. В разное время разрабатывались педагогические технологии обучения хореографии в соответствии с запросами потребителей. Элементы каждой из них эффективно применяются и сегодня в процессе обучения этому виду художественной деятельности [3]. Считаем важным адап-

тировать накопленный опыт обучения, систематизировать его в части обогащения эмоционально-эстетического опыта студентов и дополнить новыми компонентами.

Эмоционально-эстетический опыт обеспечивает наличие и проявление особого психологического состояния личности. Его ведущие составляющие - раскрепощенность, пластичность, динамизм, изящество, интеллигентность и мн. др., что позволяют привлечь внимание [4]. Источником этого состояния творчества выступает, в первую очередь, мотивация и умение с интересом проживать снова и снова сюжет танца, мобилизуя все свои возможности.

Однако, как показывает личный опыт, анализ педагогической и специальной литературы и практики, специалисты не в достаточной мере располагают технологиями, которые могли бы способствовать интенсивному побуждению студента к творческому саморазвитию, особенно в части обогащения личного эмоционально-эстетического опыта исполнительства. Авторские психолого-педагогические идеи о едином образовательном процессе творческого саморазвития личности и профессионального обучения не в полном объеме находят свое проявление в практике обучения [5; 6].

На наш взгляд, в образовательном процессе колледжа, опираясь на уже имеющийся опыт студентов, следует интенсивно поддерживать их интерес, углублять мотивацию, развивать стремление к индивидуально-творческому самовыражению, убедительному доказательству личностной значимости в исполнительстве. Этому будет способствовать создание педагогических условий для реализации технологий непрерывного обогащения личного эмоционально-эстетического опыта.

Проведенный анализ научной литературы показал, что работы ученых, исследовавших музыкальное развитие, обучение изобразительному искусству, хореографии и прочим видам художественной деятельности, отражают формирование отдельных компонентов техники вне целостного представления о структуре художественной деятельности, что минимизирует возможности формирования опыта данной деятельности как социокультурного феномена. То есть, менее всего рассматриваются элементы эмоцио-

нально-эстетического опыта и способов его накопления, который и сокращает дистанцию между исполнителем и потребителем художественной деятельности.

В своем исследовании из общей структуры мастерства в любом виде художественной деятельности - хореография, например, мы выделяем его вспомогательный элемент. Считаем его стимулирующим эмоционально-эстетическое состояние исполнителя и обеспечивающим трансляцию его потребителю искусства в свете современных деформаций личности обучающегося, педагога и зрителей. Нельзя не отметить, что этот элемент и является признаком мастера данного вида художественной деятельности, его личным профессиональным имиджем. Он берет начало своего формирования с этапа интереса и мотивации к данному виду художественной деятельности и подлежит постоянному совершенствованию. Недооценка его является существенным тормозом в достижении желаемого результата - долгий путь овладения исполнительским искусством, возможное отсутствие контакта со зрителем.

Хореография - одно из сложных видов творческой художественной деятельности. На наш взгляд, она синтезирует элементы общей культуры, специальные знания, технику исполнения и личностные образования, обеспечивающие возможность их присвоения и применения, постепенно обогащая эмоционально-эстетический опыт студента. Именно трансляция эмоционально-эстетического опыта в виде индивидуальной и неповторимой манеры исполнения завораживает, удивляет и восхищает зрителя [7].

Обучение хореографии требует атмосферы сотрудничества. Сотрудничество объединяет сущностные характеристики понятий «общение» и «деятельность», обеспечивает качество и результат деятельности субъектов исследуемого процесса, когда опытный и заинтересованный педагог направляет обучающихся [8]. На этой основе становится более продуктивным формирование потребности в эмоционально-эстетическом творческом самовыражении, что и обеспечивает в будущем достижение успехов.

В ходе педагогического сотрудничества формируется взаимопонимание и единение мышления, что в дальнейшем обеспечит дей-

ственность хореографическим знаниям. В процессе взаимодействия на основе перехода от эгоцентризма (концентрации на своих достижениях в данном случае) к децентра-ции, пониманию, что есть другое мнение. Простое накопление знаний не приводит автоматически к развитию хореографического мышления и тем более к мысли о поиске своего имиджа. Овладение знаниями и способами действия играет существенную роль в формировании не только сложных видов абстрактного, словесно-логического мышления, но и мышления наглядно-образного, обеспечивающего возможность обогащения эмоционально-эстетического опыта. Сотрудничество включает в себя обмен информацией, анализ опыта и демонстрацию, направленные на выработку стратегии взаимодействия, восприятия и понимания мнений и образцов действия другого человека, обогащение своего личного опыта.

Эмоционально-эстетический опыт не является однажды сформулированным набором знаний, умений и навыков. Его структура динамична и постоянно пополняется в сложном процессе совместной деятельности. Эмоционально-эстетический опыт рассматривается нами как сложное, многогранное, многоуровневое, многофункциональное интегральное образование. Сложность заключается в мно-гокомпонентности, многогранность - в их разноплановости в смысле принадлежности к различным областям знания, многоуровне-вость - в постоянном совершенствовании компонентов, отправляясь от разного исходного уровня сформированности. Под многофункциональностью подразумевается, что компоненты эмоционально-эстетического опыта выполняют различные функции как в процессе обучения на данном этапе и в дальнейшем исполнительстве, так и в развитии личности в целом. Интегральность заключается во взаимосвязи всех компонентов, их взаимообусловленности. В деятельности компоненты эмоционально-эстетического опыта монолитны и могут быть разделимы лишь искусственно в целях изучения.

Анализ различных точек зрения специалистов позволил заключить, что структура эмоционально-эстетического опыта студента социально специфична, индивидуально неоднородна, а ее взаимно поддерживающие и

стимулирующие компоненты подлежат выравниванию в процессе их формирования в условиях педагогического взаимодействия.

Исследование структуры эмоционально-эстетического опыта студента целесообразно проводить на основе системного, культурологического, деятельностного и личностно-ори-ентированного подходов. Структурные компоненты эмоционально-эстетического опыта должны быть систематизированы по функциональному принципу. С позиций личностно-ориентированного подхода все структурные элементы эмоционально-эстетического опыта студента взаимосвязаны и находятся в функциональной зависимости. Весь их комплекс проявляется при наличии у студента интереса, положительной мотивации, активности, положительного отношения к нагрузкам при условии действия, поведения, деятельности и организации целесообразного педагогического взаимодействия на уровне культуры. С позиций деятельностного подхода педагогически организованная, целесообразная, систематизированная, личностно ориентированная творческая деятельность обеспечит полноценную возможность формирования эмоционально-эстетического опыта студентов.

Считаем возможным компоненты эмоционально-эстетического опыта студента объединить в три блока: специальный, психолого-педагогический и организационный. Специальный блок включает представления о прекрасном, эстетике движения, а также знания о природе движения и начальный этап ознакомления с умениями и навыками репродуктивного и творческого характера. Психолого-педагогический блок включает нравственно оправданные активность и динамизм в комплексе с такими личностными образованиями, как самостоятельность инициативность, ответственность, добросовестность, что является нравственной основой взаимодействия. Организационный блок представляет собой навыки самопрезентации, то есть демонстрацию уровня специальной и психолого-педагогической подготовки, куда входят поведенческие умения и способы их выражения на основе принятых норм культуры, создание собственного эмоционально-эстетического имиджа.

Каждый компонент эмоционально-эстетического опыта студента на пути его

формирования идет от знания к его применению в деятельности. Поэтому в основу процесса их формирования положено содержательное (когнитивное) начало, активное действенное поведение в условиях сотрудничества по обогащению опыта на эмоционально-эстетическом уровне и периодическая презентация результата.

Для обогащения личного эмоционально-эстетического опыта знаниями и способами хореографической деятельности и создания неповторимого собственного имиджа студенту необходим определенный уровень развития психических свойств личности: мышление, память и речь. Они являются двояко значимыми для развития хореографических способностей: как предвестники их развития, так и обеспечивающие их совершенствования и проявления. Достаточный уровень сформированности различных видов мышления, памяти и речи порождают воображение, вне которого формирование данного вида опыта затруднено. Мышление в своем развитии в процессе обучения хореографии проходит следующие этапы: совершенствование наглядно-действенного мышления на базе развивающегося воображения; совершенствование наглядно-образного мышления на основе произвольной и опосредованной памяти, что обозначает начало активного процесса лично-стно-ориентированного решения интеллектуальных эмоционально-эстетических задач.

Воображение студента уже в достаточной степени сформировано. Однако это знаковая функция сознания, которая не всегда подкреплена эмоционально-эстетическим компонентом. Воображение в деятельности хореографа позволяет мысленно выстраивать и проходить создаваемый образ, исправлять ошибки, создавать перспективу развития своего творчества. Совершенствование механизмов воображения позволяет предвосхищать результат. Воображение часто порождает вдохновение. Творчество, богатое воображением, и отличает носителя эмоционально-эстетического опыта.

Создание определенного эмоционального настроя происходит с помощью музыки, ее содержания. Ритм непосредственно выходит на передний план, так как речь идет о динамике и степени выразительности движений, напряжении и трансляции эмоций, что очень значимо в хореографическом искусстве. Музыкальный

ритм направляет творческий поиск эмоционально-эстетического самовыражения студента. Он задает эмоциональное содержание музыки, а ее образно-поэтическую сущность выражает движение, чувственность и прочие экспрессивные состояния исполнителя. Для студента чрезвычайно значим и понятен ритм в музыке как стимул к действию в заданном темпе, индикатор настроения. Музыкальный ритм - категория эмоционально-выразительная и образно-поэтическая. Эмоционально-эстетическое исполнение танцевальной партии в слиянии с музыкальным сопровождением создает естественные предпосылки для воспитания и развития музыкально-ритмического чувства, понимаемого как способность активно переживать и отражать в движении музыку; вследствие этого тонко чувствовать эмоциональную выразительность временного хода движения [9]. Чувство музыкального ритма имеет двигательно-моторную основу. Ритмическое переживание музыки всегда сопровождается теми или иными двигательными реакциями, проявляющимися в отбивании ритма ногой, «дирижирования» рукой, легких «аккомпанирующих» движений пальцев, движении корпуса.

В хореографии музыка определяет выразительно-смысловую характеристику музыкального произведения (что важно для процесса обучения), привносит в него тот или иной ритмический колорит, стимулирует выработку у обучающегося хореографии обостренного, тонко дифференцированного проявления чувственности, что достигается целенаправленным организованным музыкально-ритмическим воспитанием [10]. Музыкально-ритмическая способность включает чувство темпа, то есть умение ощущать музыку в размеренном движении. В хореографии музыкальное восприятие основано на первичном воспроизведении темпа, акцента и временных соотношений длительностей движений и является признаком наличия музыкального слуха и его актуализацию в движении. По нашему мнению, любые хореографические упражнения вне ритма нецелесообразны.

Психические свойства личности как компоненты эмоционально-эстетического опыта студента, достигая достаточного уров-

ня, ведут за собой повышение уровня развития специальных музыкальных и хореографических способностей, обогащение личного эмоционально-эстетического опыта. Из множества психических свойств и личностных качеств, проявляемых в хореографической деятельности, нами выбраны те, которые поддерживают продуктивность взаимодействия, активизируют обогащение эмоционально-эстетического опыта студентов, способствуют созданию личного профессионального имиджа. Они формируются в хореографической деятельности, являются ее интенсифи-катором и поддаются измерениям в ее процессе.

ЗАКЛЮЧЕНИЕ

Таким образом, психические свойства личности танцора, рассмотренные выше, представляют собой компоненты эмоционально-эстетической составляющей художественной деятельности. Обретая достаточную развитость, они обеспечивают возможности адекватной подачи и восприятия хореографического материала. Особое значение имеют музыкальное восприятие и другие компоненты эмоционально-эстетического опыта. Они обеспечивают индивидуальность эмоционально-эстетического проживания хореографического материала, демонстрируя свойства, присущие только данному конкретному исполнителю, влияют на восприятие хореографического искусства в целом средствами личностно обусловленных особенностей эстетичной демонстрации эмоций.

Образовательная среда колледжа искусств является благодатным пространственным полем презентации педагогом личной хореографической культуры как образца и созданием возможностей для его адекватного восприятия студентами. Специально организованный педагогический процесс обучения хореографическому искусству в определенных педагогических условиях, направленный на обогащение эмоционально-эстетического опыта студента, предоставляет возможность формировать компоненты данного опыта в зависимости от уровня развития динамических и других качеств личности каждого студента.

СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ

1. Якушева С.Д. Основы педагогического мастерства и профессионального саморазвития. М.: Неолит, 2017. 408 с.

2. Андриади И.П. Основы педагогического мастерства. М.: Инфра-М, 2016. 212 с.

3. Комлева Г. Танец - счастье и боль. Записки петербургской балерины. Санкт-Петербург; Москва: «РОССПЭН», 2000. 368 с.

4. Заикин Н.И., Заикина Н.А. О танце, балете, балетмейстере и... Орел: Изд. А.В. Воробьев, 2007. 276 с.

5. Шелестова Л.В. Основы педагогического мастерства и личностного саморазвития. Волгоград: ВГАУ, 2015. 164 с.

6. Исаев И.Ф., Шаршов И.А. Профессионально-творческое саморазвитие личности: восхождение к акме // Сибирский педагогический журнал. 2009. № 2. С. 43-54.

7. Фишер-Лихте Э. Эстетика перформативности / под общ. ред. Д.В. Трубочкина. М.: Канон+, 2015. 376 с.

8. Ефимова Н.С. Психология взаимопонимания. СПб.: Питер, 2004. 176 с.

9. Юрьева М.Н., Макарова Л.Н. Биомеханические основания двигательно-пластической подготовки студентов-хореографов в вузе // Культура физическая и здоровье. 2008. № 3. С. 34-36.

10. Ефремова Н.И. Теория и методика музыкально-ритмического воспитания - модель курса // Вестник Челябинской государственной академии культуры и искусств. 2012. № 3 (31). С. 97-101.

REFERENCES

1. Yakusheva S.D. Basics of Pedagogical Mastery and Professional Self-Development. Moscow, Neolit Publ., 2017, 408 p. (In Russian).

2. Andriadi I.P. Basics of Pedagogical Mastery. Moscow, Infra-M Publ., 2016, 212 p. (In Russian).

3. Komleva G. Dance - Happiness and Pain. Notes of a St. Petersburg Ballerina. St. Petersburg, Moscow, ROSSPEN Publ., 2000, 368 p. (In Russian).

4. Zaikin N.I., Zaikina N.A. About Dance, Ballet, Choreographer and... Oryol, A.V. Vorobyov's Publ., 2007, 276 p. (In Russian).

5. Shelestova L.V. Fundamentals of Pedagogical Skills and Personal Self-Development. Volgograd, VSAU Publ., 2015, 164 p. (In Russian).

6. Isaev I.F., Sharshov I.A. Professional creative self-development of the person: ascension to the acme. Sibirskiy pedagogicheskiy zhurnal = Siberian Pedagogical Journal, 2009, no. 2, pp. 43-54. (In Russian).

7. Fischer-Lichte E. Aesthetics of Performativity. Moscow, Kanon+ Publ., 2015, 376 p. (In Russian).

8. Efimova N.S. Psychology of Mutual Understanding. St. Petersburg, Piter Publ., 2004, 176 p. (In Russian).

9. Yurieva M.N., Makarova L.N. Biomechanical principles of choreography students' motor/rhythmic training at university. Kul'tura fizicheskaya i zdorov'e = Physical Culture and Health, 2008, no. 3, pp. 34-36. (In Russian).

10. Efremova N.I. Theory and methods of musical-rhythmical upbringing - the course model (presentation of a subject). Vestnik Chelyabinskoy gosudarstvennoy akademii kul'tury i iskusstv = Culture and Arts Herald, 2012, no. 3 (31), pp. 97-101. (In Russian).

ИНФОРМАЦИЯ ОБ АВТОРАХ / INFORMATION ABOUT THE AUTHORS

Клименко Александр Викторович - преподаватель кафедры хореографии. Тамбовский государственный музыкально--педагогический институт имени С.В. Рахманинова, г. Тамбов, Российская Федерация. E-mail: alexandr.klimenko.2020@mail.ru ORCID: https://orcid.org/0000-0002-6515-4831 Вклад в статью: анализ литературы, написание и оформление статьи.

Бескровная Ольга Васильевна - кандидат педагогических наук, доцент кафедры педагогики и образовательных технологий. Тамбовский государственный университет имени Г.Р. Державина, г. Тамбов, Российская Федерация. E-mail: beso512@vandex.ru ORCID: https://orcid.org/0000-0001-6433-1712 Вклад в статью: общая идея статьи, анализ и обобщение литературы, корректировка текста.

Alexandr V. Klimenko - Lecturer of Choreography Department. Tambov State Musical Pedagogical Institute named after S.V. Rachmaninov, Tambov, Russian Federation.

E-mail: alexandr.klimenko.2020@mail.ru ORCID: https://orcid.org/0000-0002-6515-4831 Contribution: literature analysis, article writing and design.

Olga V. Beskrovnaya - Candidate of Pedagogy, Associate Professor of Pedagogy and Educational Technologies Department. Derzhavin Tambov State University, Tambov, Russian Federation. E-mail: beso512 @yandex. ru ORCID: https://orcid.org/0000-0001-6433-1712 Contribution: main study conception, literature analysis and evaluation, text editing.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.