Научная статья на тему 'Эмоциональная зрелость школьников'

Эмоциональная зрелость школьников Текст научной статьи по специальности «Психологические науки»

CC BY
839
90
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ЭМОЦИИ / ЭМОЦИОНАЛЬНАЯ ЗРЕЛОСТЬ / ЛИНИИ ЭМОЦИОНАЛЬНОГО ВЗРОСЛЕНИЯ / ОБИДА / EMOTIONS / EMOTIONAL MATURITY / LINES OF EMOTIONAL MATURING / RESENTMENT

Аннотация научной статьи по психологическим наукам, автор научной работы — Кровицкая Инна Владимировна

Рассматривается проблема эмоциональной зрелости ребенка. Разработана модель реакции в эмоционально заряженных ситуациях. Представляются результаты разработанного автором опросника, которые свидетельствуют о поэтапном формировании эмоциональной зрелости у школьников.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

EMOTIONAL MATURITY OF PUPILS

The problem of children's emotional maturity has been considered. We propose that emotional reaction upon a situation is mediated by different variables. We present the results of a study with the questionnaire which assesses pupils’ emotional maturing.

Текст научной работы на тему «Эмоциональная зрелость школьников»

УДК 159.942

ЭМОЦИОНАЛЬНАЯ ЗРЕЛОСТЬ ШКОЛЬНИКОВ

И.В. Кровицкая (Москва)

Аннотация. Рассматривается проблема эмоциональной зрелости ребенка. Разработана модель реакции в эмоционально заряженных ситуациях. Представляются результаты разработанного автором опросника, которые свидетельствуют о поэтапном формировании эмоциональной зрелости у школьников. Ключевые слова: эмоции; эмоциональная зрелость; линии эмоционального взросления; обида.

В последние годы появились различные точки зрения на природу и значение эмоций, а именно: в рамках науки о поведении можно вообще обойтись без понятия «эмоция» (Н. Даффи); эмоции образуют первичную мотивационную систему человека (С. Тонкинс); эмоции есть кратковременные, преходящие состояния; люди постоянно находятся под влиянием той или иной эмоции; поведение и аффект -неразрывны (Ф. Шехтель и др.); эмоции разрушают, дезорганизуют поведение человека и являются основным источником психосоматических заболеваний (М. Атнольд, К. Юнг и др.); эмоции играют позитивную роль в организации, мотивации и подкреплении поведения [1 и др.].

Что касается эмоциональной зрелости, то чаще всего ее определяют как состояние, при котором эмоциональные реакции человека считаются соответствующими для взрослого в данном обществе.

Эмоциональная зрелость характеризуется определенным уровнем эмоциональной устойчивости, низким уровнем импульсивных реакций, развитием учебной мотивации. Эмоционально зрелый ребенок способен управлять своими эмоциями, он не бросается в истерику, если чем-то расстроен или недоволен, его настроение достаточно устойчиво и стабильно, он способен скрывать недовольство и разочарование.

Мы считаем, что ситуация порождает реакцию (эмоцию) опосредованно через когнитивные, аффективные, конативные переменные.

Эти переменные напрямую зависят от возраста человека, поскольку чем выше эмоциональная зрелось ребенка, тем больше его эмоциональные реакции соответствуют эмоциональным реакциям взрослого человека, тем он более социально успешен и принят в среде сверстников.

Основные линии эмоционального взросления ребенка, по нашему мнению, могут быть описаны: а) через развитие концептуализации ситуации, вызывающей эмоциональную реакцию; б) через способы реагирования на эмоциональную ситуацию. Чем старше ребенок, тем чаще он использует адекватные способы реагирования, тем более в своем

реагировании он будет учитывать внешние факторы (к примеру, преднамеренность или непреднамеренность поступка).

Для того чтобы изучить выдвинутые предположения, нами был составлен опросник. Данная методика затрагивает одно из ярких эмоциональных чувств - чувство обиды.

В рамках пилотажного исследования мы выяснили, что в ситуациях обиды, возникающих в школе, учащиеся предпочитают обращаться к нескольким «социальным кругам». Первый «круг», наиболее узкий, - это близкие друзья и подруги; второй, более широкий, - одноклассники, третий «круг» - учителя. Если к первым двум «кругам» ребенок обращается скорее за моральной поддержкой и утешением, то к третьему «кругу», т.е. учителю, - за нормативным наказанием обидчика (замечание, снижение оценки за поведение и т. д.). Если поступок сильно задел ребенка, он может не просто испытать чувство обиды, но еще и агрессивно отреагировать на него (толкнуть, обозвать обидчика и т.д.).

В процессе пилотажного исследования были выявлены несколько факторов, влияющих на интенсивность чувства обиды. Первый фактор - преднамеренность. Если поступок был совершен специально, то чаще всего ребенок будет реагировать агрессивно и надолго обидится, но если это была случайность, то скорее всего обида пройдет быстро.

Второй фактор - учитель. Педагог может обидеть ребенка сам того не замечая, например, если неожиданно снизил оценку за ту ошибку, за которую раньше не снижал, или сделал несправедливое замечание.

Гипотеза. Мы предполагаем:

1) младшие школьники, в отличие от подростков и старшеклассников, не учитывают фактор преднамеренности / непреднамеренности и поэтому реагируют одинаково в ситуациях данного типа;

2) младшие школьники острее реагируют на обиду, нанесенную учителем, чем школьники среднего и старшего звена.

Метод исследования. Вышеописанные факторы (преднамеренность и учитель) были учтены при составлении опросника, а «социальные круги» учитывались при разработке вариантов ответа.

Пример.

Ситуация 1. На перемене девочка бежала в класс и из-за двери, не увидев одноклассницу, случайно толкнула ее. Как будет себя вести одноклассница в этой ситуации?

1. Толкнет девочку в ответ.

2. Пожалуется учительнице, что девочка ее толкнула.

3. Попросит больше не толкать.

4. Не обратит внимания, что ее толкнули.

Ситуация 2. На перемене мальчик, дождавшись удобного момента, подбежал и специально толкнул своего друга. Как поведет себя друг в такой ситуации?

№ 45

Сибирский психологический журнал

2012 г.

1. Попросит больше не толкать.

2. Не обратит внимания.

3. Пожалуется учительнице, что мальчик его толкнул.

4. Толкнет мальчика в ответ.

Ситуация 3. Мальчик спешил переписать текст из учебника в тетрадь до звонка и сделал несколько помарок, за эти помарки учительница снизила ему оценку на балл. Как мальчик поведет себя в этой ситуации?

1. Не придаст значения этому случаю.

2. Подойдет к учительнице и спросит, почему ему снизили оценку.

3. Будет плохо вести себя на уроках этой учительницы.

4. Будет всем рассказывать, какая учительница плохая.

Испытуемые. В экспериментальном исследовании приняли участие 498 школьников в возрасте от 8 до 16 лет.

Процедура. Каждый ученик заполнил бланк для ответов разработанной нами анкеты с 20 вопросами и четырьмя вариантами ответов на каждый из них.

Результаты. При обработке данных были получены значимые корреляции между баллами опросника и возрастом школьников г = 0,4 ф < 0,5), что подтверждает наше предположение о возрастной обусловленности переменных между ситуацией и реакцией.

Не было найдено значимых корреляций между уровнем успеваемости и баллами опросника г = 0,21 ф < 0,5), что может свидетельствовать об отсутствии прямого влияния уровня интеллектуального развития ребенка на его эмоциональную сферу.

Обсуждение результатов. Положительные корреляции между баллами опросника и возрастом школьников подтверждают нашу гипотезу. Фактор преднамеренности зависит от возраста. Младшие школьники болезненно реагируют даже на поступок, совершенный непреднамеренно, а эмоциональные реакции подростков уже дифференцированы и в большей степени зависят от этого фактора.

Младшие школьники склонны обижаться на учителя за несправедливые, по их мнению, поступки, а подростки обращаются к учителю за разъяснением, что позволяет уменьшить чувство обиды или не испытать его вовсе.

Таким образом, чем старше ребенок, тем больше его реакции оказываются похожими на реакции взрослого человека, т.е. тем более эмоционально зрелым он становится.

Полученные нами корреляции баллов опросника и успеваемости, не достигающие принятого уровня значимости, согласуются с рядом исследований, в которых было показано отсутствие значимых корреляций между успеваемостью и эмоциональным интеллектом школьников [2].

Выводы. Разработанный нами опросник может использоваться на практике при работе со школьниками для определения уровня их

эмоциональной зрелости. При выявлении отклонений от возрастной нормы может проводиться работа по коррекции эмоциональной сферы школьника, что в дальнейшем позволит ему лучше понимать свои и чужие эмоции и реагировать в контексте ситуации, т.е. стать более социально успешным.

Литература

1. Изард К. Эмоции человека. СПб. : Питер, 2000. 464 с.

2. Mavroveli S., Petrides K. V., Sangareau Y., Furnham A. Exploring the relationships be-

tween trait emotional intelligence and objective socio-emotional outcomes in childhood // British Journal of Educational Psychology. 2009. № 79. Р. 259-272.

EMOTIONAL MATURITY OF PUPILS Krovitskaya I.V. (Moscow)

Summary. The problem of children's emotional maturity has been considered. We propose that emotional reaction upon a situation is mediated by different variables. We present the results of a study with the questionnaire which assesses pupils' emotional maturing. Key words: emotions; emotional maturity; lines of emotional maturing; resentment.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.