Научная статья на тему 'Эмоциональная устойчивость как профессионально значимое качество будущего учителя'

Эмоциональная устойчивость как профессионально значимое качество будущего учителя Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
2755
224
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — Руденко Николай Григорьевич, Черникова А. А.

В статье эмоциональная устойчивость рассматривается как составляющая эмоциональной культуры и профессиональной компетентности будущего учителя.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему «Эмоциональная устойчивость как профессионально значимое качество будущего учителя»

индивидуально-психотипологических характеристик, сочетающихся с тем-пераментальными чертами как конституциональных основ личности.

УДК 378.01

Н. Г. Руденко, А. А. Черникова

ЭМОЦИОНАЛЬНАЯ УСТОЙЧИВОСТЬ КАК ПРОФЕССИОНАЛЬНО ЗНАЧИМОЕ КАЧЕСТВО БУДУЩЕГО УЧИТЕЛЯ

Повышение качества профессионально-педагогической подготовки учителя - первостепенная задача, стоящая перед высшей школой в условиях модернизации образования.

Однако анализ психолого-педагогических исследований свидетельствует о том, что педагогические вузы серьезно обеспокоены состоянием подготовки учителя, которое не в полной мере соответствует требованиям современной школы. Приоритетной целью высшей школы сегодня является не «производство знаний», а «производство личности специалиста».

Особенно малоизученным является вопрос формирования эмоциональной устойчивости (ЭУ) будущих учителей. Анализ существующей практики вузовской подготовки свидетельствует об отсутствии на сегодняшний день целостной системы формирования ЭУ студента, необходимой для успешной самореализации будущего педагога. Недостаточная разработанность теории и практики вопроса, касающегося формирования ЭУ, объясняется недооценкой ее роли в процессе профессионально-педагогической подготовки студентов педвуза, изменившимися требованиями к личности и деятельности педагога в современном образовании и недостатками в его профессиональной подготовке.

Современный учебно-воспитательный процесс предъявляет большие требования к личности учителя, тем ее качествам, которые необходимы для эффективного взаимодействия с учащимися. Среди многочисленных качеств, которые должны быть сформированы у учителя, выделяется как одно из наиболее значимых - умение «владеть собой».

Современная школа требует от учителя эмоциональной устойчивости, уравновешенности, большой выдержки. Высокое чувство любви к своим воспитанникам должно сочетаться с достаточно высоким уровнем самообладания, умением управлять своими эмоциями.

Сегодня у большей части современных педагогов отмечается состояние эмоциональной напряженности в профессиональной деятельности, которое

проявляется в снижении устойчивости психических функций и понижении работоспособности. Кроме того, часто повторяющиеся неблагоприятные эмоциональные состояния приводят к закреплению отрицательных личностных качеств педагога (раздражительности, тревожности, пессимизма и т. д.), что негативно сказывается на эффективности педагогической деятельности и здоровье, вызывая разного рода психосоматические заболевания.

Формирование эмоциональной устойчивости является одной из наиболее важных сторон профессиональной подготовки будущих педагогов. ЭУ помогает сохранять активность, работоспособность, эффективно взаимодействовать с учениками, родителями и коллегами, получать удовлетворение от работы и избегать раннего профессионального «сгорания».

Что же касается вопроса профессиональной подготовки специалиста гуманитарного профиля, то можно привести слова первого заместителя министра образования РФ, который считает, что «в основу оценки ее качества должна быть положена, прежде всего, пригодность к профессиональной деятельности на высоком уровне» [3, с. 9].

В условиях гуманизации приоритетной является подготовка специалиста не ради конкретной специальности, а воспитание профессионала. Поэтому, система профессиональной подготовки должна быть направлена не только на профилирующий предмет, но и на профессию.

Профессионализм по определению И. А. Зимней - это «совокупность знаний, умений, обеспечивающих человеку способность адекватного решения требуемых профессиональной деятельностью задач». По И. А. Зимней: «профессионал - это человек, знающий «свое дело», качественно выполняющий работу в изменяющихся условиях и получающий удовлетворение от нее. Синоним «профессионала» - специалист (высокого класса), мастер» [4, с. 34]. Профессионализм по А. А. Леонтьеву - это «правильность, точность, скорость и широкий перенос решения профессиональных задач» [8, с. 36-37]. В. И. Кудзоева определяет профессионализм как «хорошее владение профессией, т. е. владение его на высоком квалификационном уровне». Функциональная сущность данного понятия раскрывает те индивидуальные особенности человека, от которых зависит успешность выполнения определенных видов деятельности и которые обеспечивают человеку преимущества в профессиональном плане [7, с. 93-95].

Однако при всех изменениях в самой структуре профессионального образования и в профессиональной деятельности на первом месте остается человек как носитель знаний, умело прикладывающий эти знания к сфере производства. Поэтому его личностные качества, в число которых входит и ЭУ, требуют пристального изучения.

Существует значительное количество определений понятия ЭУ, однако большинство из них имеют принципиальные различия. Такое положение в значительной мере обусловлено тем, что рассматриваемая проблема срав-

нительно молодое направление психологии и ее развитие связано, прежде всего, с запросами практики.

Так, Л. М. Митина определяет ЭУ как «способность противостоять разного рода педагогическим и психологическим трудностям, сохраняя адаптацию», и считает данное качество профессионально значимым для деятельности педагога [9, с. 21]. В. М. Писаренко под ЭУ личности понимает «...ее способность отвечать на напряженные ситуации таким изменением эмоционального состояния, которое приводит не к уменьшению, а к увеличению работоспособности» [11, с. 51]. О. А. Сиротин включает в определение ЭУ параметры, характеризующие нервную и физическую выносливость -способность человека успешно решать сложные и ответственные задачи в напряженной эмоциогенной обстановке «... без значительного отрицательного влияния последней на самочувствие, здоровье и дальнейшую работоспособность человека» [14, с. 1].

В сфере психических состояний, как указывает А. А. Чекалина, показателями здоровья являются «эмоциональная устойчивость, .. .совладение с негативными эмоциями, способность радоваться» [16, с. 210].

По мнению К. К. Платонова, «пригодность к педагогической деятельности предполагает наличие положительного эмоционального тона (стенич-ность эмоций)», что указывает на ЭУ педагога [12, с. 190].

Работы О. В. Дашкевича, Ю. Я. Киселева, О. А. Черниковой, Д. Д. Шермана позволили нам увидеть отрицательное влияние высокого уровня эмоционального возбуждения, свидетельствующего о наличии отрицательных эмоций и низкой ЭУ на успешность профессиональной деятельности.

На основании проведенных исследований (Н. В. Кузьмина, А. К. Маркова, А. Я. Никонова, Н. А. Аминов, С. В. Кондратьева, А. А. Леонтьев, E. М. Семенова и др.) можно полагать, что эффективность деятельности педагога и его комфортное самочувствие как ее субъекта при прочих равных положительных влияниях обеспечивает эмоциональная устойчивость.

Как профессионально значимое качество учителя, ЭУ рассматривают А. А. Бодалев, Ф. Н. Гоноболин, В. А. Кан-Калик, В. А Крутецкий, Ю. Н Кулюткин, Н. Д. Никандров, А. М. Щербаков, А. В. Мудрик, Л. И. Новикова, Е. В. Бондаревская и др.

Содержание понятия ЭУ дополняет описание проявлений аффективной устойчивости, сделанные R. В. Cattell, H. W. Eber, М. М. Tatsuoka. Основными признаками аффективной устойчивости как черты личности, по мнению авторов, являются: отсутствие невротических симптомов и ипохондрических проявлений, устойчивость интересов, терпеливость, настойчивость, спокойствие и др. [17, с. 30-56].

Г. Кристалл выделяет особый вид эмоциональной устойчивости - «аффективную толерантность», суть которой состоит в «способности справляться с эмоциональным напряжением, терпимо относиться к болезненным пере-

живаниям, тревоге — без того, чтобы подавлять или искажать их. Развитая аффективная толерантность позволяет человеку лучше осознавать как собственные эмоциональные процессы, так и переживания других людей, не раздражаясь и не приписывая им негативного смысла» [5, с. 36-40].

Н. Б. Москвина дает определение фрустрационной толерантности (ЭУ), как «способности противостоять жизненным, в том числе, профессиональным трудностям без утраты психологического равновесия» [10, с. 75]. Основой фрустрационной толерантности, по мнению автора, являются: способность адекватно оценивать реальную ситуацию; возможность предвидеть выход из ситуации. И. В. Григоричева рассматривает фрустрационную толерантность как один из показателей устойчивости личности учителя. Как отмечает автор, «ощущение устойчивости собственной личности учителя - важное условие внутреннего благополучия педагога и установления оптимальных взаимоотношений с учащимися» [1, с. 254-255].

М. Тышкова дает определение психологической устойчивости как «целостной характеристики личности, обеспечивающей ее устойчивость к фрустрирующему и стрессогенному воздействию в трудных ситуациях» [15, с. 27-33]. Психологическая устойчивость, как отмечают Е. П. Крупник и Н. А. Подымов, достигается в процессе поиска оптимальной стратегии поведения в ситуации кризиса, конфликта и неопределенности. В результате «перебора» имеющихся у индивида альтернативных вариантов с помощью т. н. психологических «сервомеханизмов» - саморегуляции и рефлексии -определяется новый (адекватный) способ решения проблемной ситуации [6, с. 175-178].

Таким образом, ЭУ является необходимой составляющей эмоциональной культуры и профессиональной компетентности будущего педагога и представляет собой интегративное свойство личности, характеризующееся таким взаимодействием эмоциональных, волевых, интеллектуальных и мотивационных компонентов психической деятельности индивидуума, которое обеспечивает оптимальное успешное достижение цели деятельности в сложной эмотивной обстановке.

Эмоциональная неустойчивость снижает эффективность педагогической деятельности и становится препятствием для полноценной внепрофессио-налыюй жизнедеятельности человека. Эмоциональная неустойчивость связана с неумением учителя (преподавателя) корректировать собственные действия в соответствии с собственными субъективными особенностями. Эти затруднения вызваны недостатком самоконтроля, самокоррекции (А. К. Маркова) как проявлением недостаточной личностной, предметнопрофессиональной и деятельностной саморегуляции. Это выражается, в частности, в том, что у учителя «недостаточная рефлексия и низкая критичность по отношению к себе, когда учитель не видит в самом себе причин, мешающих ему понять ученика и влиять на него, не умеет связать про-

белы в обучении и воспитании учащихся с недостатками своей собственной работы» [13, с. 85].

Большинство из названных выше затруднений могут быть преодолены как специальными тренингами, направленными на формирование и развитие профессионально значимых качеств будущего педагога (Н. Ю. Хряхцева, Л. А. Петровская, В. А. Кан-Калик, Л. М. Митина и др.), так и самостоятельной коррекцией [2, с. 361].

Резюмируя приведенные данные, следует отметить, что учитель, прежде всего, должен знать о сущности эмоциональной неустойчивости, вероятности негативных последствий чрезмерных переживаний в ходе учебновоспитательной работы, собственных индивидуально-психологических особенностях, методах и приемах управления своими эмоциями. Педагогу необходимо осознать личную ответственность за свои профессиональные действия, ответственность, которую нельзя списать ни на какие обстоятельства.

Повышение профессионализма учителей, по нашему мнению, должно предусматривать предупреждение эмоциональной неустойчивости и ее минимизацию, т. е. необходимо говорить о личностно-профессиональном самосохранении педагогов.

В связи с этим, эмоциональная устойчивость к различного рода напряженным факторам профессиональной деятельности рассматривается нами как профессионально значимое качество личности будущего учителя. Развитию данного качества необходимо уделять особое внимание в системе подготовки будущего специалиста в условиях гуманизации образовательного процесса.

Библиографический список

3. Григоричева, И. В. Фрустрационная толерантность, как один из показателей устойчивости личности учителя. Проблемы устойчивого развития общества и эволюции жизненных сил населения Сибири на рубеже ХХ-ХХ1 веков. Тезисы международной конференции / Под ред. С. И. Григорьева, Л. Д. Деминой, Барнаул, 1998. Т. 1. - С. 254-255.

2. Зимняя, И. А. Педагогическая психология: Учебник для вузов, Изд. второе, доп., испр. и перераб. - М.: Логос, 2002.

3. Зимняя, И. А. Материалы к семинару «Компетентностный подход в современном образовании». - Пермь, ПГТУ, 2004.

4. Зимняя, И. А. Психология общения: Учебник для вузов. —М.: Издательская корпорация «Логос», 2001,

5. Кристалл, Г. Аффективная толерантность // Журн. практ. психологии и психоанализа. - М., - 2001. №3. - С. 36-40.

6. Крупник, Е, П., Подымов, Н. А. Психологическая устойчивость учителя как условие преодоления инновационных барьеров в его профессиональной деятельности // Мир психологии. - 1999. - № 2. - С. 175-178.

7. Кудзоева, В. И. Сущностные характеристики педагогического профессионализма. Воспитание толерантности: взаимодействие различий: Сб. науч. и метод, тр. / Под ред. Н. К. Сергеева, H. М. Борытко и др. - Волгоград: Изд-во ВГИПК РО, 2004. — (Сер. «Актуальные проблемы современного воспитания». Вып. 3), С. 93-95.

8. Леонтьев, А. А. Педагогическое общение. Нальчик, 1996.

9. Митина, Л. М. Учитель как личность и профессионал (психологические проблемы) / Л. М. Митина. - М.; Дело, 1994.

10. Москвина, Н. Б. Личностно-профессиональные деформации педагогов (теоретико-методологический аспект): Монография - Хабаровск: Изд-во ХГПУ, 2004.

11. Писаренко, В. М. Устойчивость эмоционального состояния спортсмена в условиях соревнований. — В кн.: Пути достижения трудной цели в спорте. М., 1964.

12. Платонов, К. К. Способности и характер // Теоретические проблемы психологии личности / Под ред. Е, В. Шороховой. М,, 1974.

13. Рубинштейн, С. Л. Принципы и пути развития психологии. - М.: Изд-во Академия наук СССР, 1959.

14. Сиротин, О. А. Экспериментальное исследование психофизиологической природы эмоциональной устойчивости: Автореф. дис. канд. психол. наук. - М., 1972.

15. Тышкова, М. Исследование устойчивости личности детей и подростков в трудных ситуациях // Вопросы психологии. - 1887. - № 1. - С. 27-33.

16. Чекалина, А. А. Гендерная психология: Учебное пособие.- М.: Ось - 89, 2006.

17. Cattell, R. В., Eber, H. W., Tatsuoka, М. М. Handbook for the sixteen personality factor Questionnaire (16 PF). - Champaign, Illinois: Institute For Personality and Ability Testing, 1970.

УДК 378.01: 371

О. Б. Дарвиш

ПСИХОЛОГИЧЕСКАЯ УСТОЙЧИВОСТЬ КАК БАЗОВАЯ ХАРАКТЕРИСТИКА ЛИЧНОСТИ

Изучение проблемы устойчивости в психологической науке и практике приобретает особую актуальность в связи с современными социальноэкономическими условиями, ростом социальной и экономической напряженности, повышением требовательности к эффективности принятия человеком решении.

Изучение научной литературы свидетельствует о том, что проблеме психологической устойчивости, особенно применительно к специфическим

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.