Научная статья на тему 'Эмоциональная сфера младших школьников в контексте стилей семейного воспитания'

Эмоциональная сфера младших школьников в контексте стилей семейного воспитания Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
222
60
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
АГРЕССИЯ / AGGRESSION / КЛАССИФИКАЦИИ АГРЕССИИ / CLASSIFICATION OF AGGRESSION / МЛАДШИЙ ШКОЛЬНИК / JUNIOR HIGH SCHOOL STUDENT / СТИЛИ СЕМЕЙНОГО ВОСПИТАНИЯ / STYLES OF FAMILY UPBRINGING

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — Кузьмина Рузольда Ивановна, Аблаева Лиля Ренатовна

Показано, что основным показателем состояния эмоционально-волевой сферы детей является агрессия. Исследована агрессия как явление в работах зарубежных и отечественных исследователей. Рассмотрена агрессия младшего школьника в рамках стилей семейного воспитанияI

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

t has been shown that the main indicator of emotional sphere of children is the aggression. Aggression has been investigated as a phenomenon in the works of domestic and foreign researchers. Aggression is considered a junior student within the styles of family upbringing.

Текст научной работы на тему «Эмоциональная сфера младших школьников в контексте стилей семейного воспитания»

Изменение критериев маркетинговой активности до и после внедрения рекомендаций по совершенствованию деятельности малого торгового предприятия

Критерии маркетинговой активности Периоды

Май 2015 Ноябрь 2015

Объем продаж 3 млн. руб. 4,6 млн. руб.

Количество клиентов 348 клиентов 495 клиентов

Таким образом, результаты работы малого торгового предприятия дают основания сделать вывод об эффективности представленных рекомендаций повышения маркетинговой активности, что позволяет говорить о возможности их дальнейшего использования в практике.

Расширение ассортимента, установление оптимальных цен на товар, индивидуальный подход к клиентам позволит компании выйти на новый виток своего развития, что создаст все условия в дальнейшем завоевывать и устойчиво держаться на рынке.

Таким образом, занимаясь маркетинговой активностью, сотрудники должны добиваться изменений, как в выполнении отдельных функций, так и в деятельности предприятия в целом. Эти изменения касаются следующих аспектов:

- изменений знаний и оценок о целях и путях развития предприятия исходя из информации о рынке, потребителях и конкурентах;

- удаления барьеров внутри предприятия, развития новых подходов к оценке эффективности работы сотрудников предприятия исходя из конечных результатов деятельности на рынке;

- распространения информации о лучших продуктах предприятия;

- перераспределения прав и обязанностей на предприятии исходя из необходимости создания наиболее благоприятных условий для повышения эффективности его работы.

Как показало наше исследование, знание и совершенствование теории и практики организации маркетинговой активности является основой совершенствования системы управления малым торговым предприятием с целью повышения гибкости и эффективности его работы.

Список литературы:

1. Алпатов Г.Е. Общая методика внедрения системы маркетинга на предприятии. - М., 2009. - 355 с.

2. Душкина М.Р. Модели коммуникативного воздействия в маркетинге // Маркетинг в России и за рубежом. - 2010. -№ 4. - С. 67-74.

3. Земляк С.В. Специфика маркетинговых технологий в отраслях сферы малого бизнеса. - М.: ИЦ «Маркетинг», 2008. - 189 с.

4. Николаев А.М. Интеграция системы маркетинга в организационную структуру предприятия // Маркетинг в России и за рубежом. - 2009. - № 2. - С. 12-19.

ЭМОЦИОНАЛЬНАЯ СФЕРА МЛАДШИХ ШКОЛЬНИКОВ В КОНТЕКСТЕ СТИЛЕЙ СЕМЕЙНОГО ВОСПИТАНИЯ

Кузьмина Рузольда Ивановна

доктор биологических наук, профессор ГБОУ ВО РК «Крымский инженерно-педагогический университет»

(г. Симферополь)

Аблаева Лиля Ренатовна

студентка кафедры психологии (г. Симферополь)

АННОТАЦИЯ

Показано, что основным показателем состояния эмоционально-волевой сферы детей является агрессия. Исследована агрессия как явление в работах зарубежных и отечественных исследователей. Рассмотрена агрессия младшего школьника в рамках стилей семейного воспитания.

ABSTRACT

It has been shown that the main indicator of emotional sphere of children is the aggression. Aggression has been invefligated as a phenomenon in the works of domeflic and foreign researchers. Aggression is considered a junior fludent within the flyles of family upbringing.

Ключевые слова: агрессия, классификации агрессии, младший школьник, стили семейного воспитания.

Keywords: aggression, classification of aggression, a junior high school fludent, flyles of family upbringing.

Актуальность изучения влияния стиля семейного воспитания на становление эмоциональной сферы личности ребенка остается неизменно острой на протяжении всего развития психологической науки и практики [6]. Было по-

казано, что дети по состоянию эмоциональной сферы почти не отличаются от взрослых, а агрессивность является самой распространенной формой нарушения поведения, с которой приходится иметь дело взрослым - родителям, воспитате-

лям, психологам, психотерапевтам [4]. Особенно к агрессии младших школьников предрасполагают агрессивные телепередачи [2]. Однако тема детской агрессивности долгое время была закрыта и не получила должной разработки в отечественной психологии. Даже сейчас публикации на эту тему представляют собой главным образом обзоры зарубежных исследований (Бэрон Р., Ричардсон Д.; К. Бютнер) [8].

Целью исследования являлось установление влияния стиля семейного воспитания на эмоциональную сферу младшего школьника, проявляемую через агрессию. В работе использовали понятие агрессии «как любая форма поведения, целью которой является причинение ущерба другому живому существу против его воли» (Baron and Richardson, 1993) [4, с. 13].

Изложение материала. При психических нарушениях агрессивность объясняют не только природными особенностями ребенка, но и условиями среды, среди которых на первое место ставят взаимоотношения в семье и особенности семейного воспитания [5], а так же примеры агрессивного поведения, демонстрируемые взрослыми, сверстниками и телевидением [8].

Взаимосвязь среды и агрессивности личности широко изучается в психологии. В частности Л. С. Выготский писал, что надо изучать среду ребенка и прежде всего то, что она означает для него, каково отношение у ребенка к этим отдельным сторонам среды [цит. по: 3].

Два варианта воспитания способствуют проявлению агрессивности своего любимца - предупредительность и отвержение матерью, при которых формируются разные черты характера ребенка. Однако крайние варианты, встречаются редко. Большая часть агрессивности детей развивается между этими двумя противоположностями, приводя к одинаковому результату. Для того, чтобы восстановить психологический комфорт, ребенок старается изменить положение в нужном направлении, и чаще всего за счет агрессии

[7].

Существуют и методы на агрессивность, например, диагностика личностной агрессивности и конфликтности по Е. П. Ильину и П. А. Ковалеву. Для младших школьников можно использовать проективные методики «Кактус», «Несуществующее животное».

Р. Бэрон и Д. Ричардсон в своей книге «Агрессия» выделяют четыре вида агрессии - социальную, внешнюю, индивидуальную, биологическую и отмечают, что следует разделять агрессию и агрессивное поведение, описав три вида: устойчивая черта личности и индивидуальная особенность; подчинение и доминирование над другими; причинение ущерба другому лицу [4].

Агрессия подкрепляется агрессивным поведением других людей; научением в процессе наблюдения и самоподкреплением. Моделями агрессивного поведения могут выступать как живые примеры, так и символические образцы, представляемые СМИ [8].

А. Болдуин приводит демократический, контролируемый и смешанный стили воспитательной практики родителей. В семьях с демократическим стилем воспитания дети социально активны, они умеют быть лидерами, однако у них слабо развиты альтруизм и эмпатия. Родители должны обращать внимание на детей, так как невнимание к детям может сформировать агрессию в детском возрасте. Это могут быть чувства, оскорбляющие или ранящие партнера вплоть до уничтожения.

Агрессия и враждебность не одно и то же. А. Басс и А. Дарки относят к агрессии нападение, раздражение, вербальную и косвенную агрессию; враждебность выражается в обидчивости и подозрительности. По-видимому, не существует единственного определения [5]. Как отмечает Брес-лав Г.М., «Было бы методической ошибкой оценивать поведение ребенка с точки зрения этических критериев» [3].

Классификация агрессии и широкая представленность ее форм рассмотрена И. А. Фурмановым, показавшим две ее разновидности - социализированную и несоциализиро-ванную, которые можно вообразить как континуум с двумя полюсами выраженности и природы агрессии, когда недеструктивная агрессия сочетается с враждебной.

На одном полюсе будут находиться случаи инструментальной (или недеструктивной) агрессии, которая направлена, в основном, на достижение каких-либо потребностей и поставленных целей. На другом - враждебная агрессия (или враждебная деструктивность), целью которой является удовлетворение потребности в причинении другому боли и вреда, а агрессия служит способом достижения этой цели. Стоит подчеркнуть, что по мере перехода от инструментальной агрессии к враждебной меняется и целый ряд психических характеристик детей. Ребята, использующие агрессию как инструмент, как средство достижения цели, обладают более высоким интеллектом и определенными организаторскими способностями (умением наладить игру, распределить роли и пр.), поэтому они имеют среди сверстников более высокий статус. По мере продвижения к противоположному полюсу континуума отмечается снижение интеллекта детей, а вместе с этим ухудшаются организаторские и коммуникативные возможности, падает их статус в группе. Дети, обладающие выраженной враждебной деструктивностью, обычно отличаются низким интеллектом или страдают психическими расстройствами и авторитетом среди сверстников не пользуются. Всех агрессивных ребят объединяет одно общее свойство - неспособность понимать других людей.

И. А. Фурманов показал, что все виды агрессии характеризуются разными проявлениями агрессивности. При физической форме дети общительные, но со слабым самоконтролем, стараются к признанию, показывают силу и власть, способны на измену, лживость и нечестность. При вербальной форме дети угрюмы, тревожны и не уверенны в себе, часто выбиваются из коллеи, он обидчивы и консервативны. При косвенной форме характерны импульсивность, низкая осознанность, чувственные наслаждения и феминные черты личности, экстравагантное поведение, подозрительность. При негативизме развиты повышенная ранимость, впечатлительность, они эгоистичны, но придерживаются традиций.

Детские психиатры и патопсихологи отмечают, что при психических нарушениях развитие агрессивности определяется не только конституциональными особенностями индивида и наследственностью, но и влиянием социально-психологических факторов. Прежде всего, это особенности взаимоотношений в семье, стиль семейного воспитания, а так же примеры агрессивного поведения, демонстрируемые взрослыми, сверстниками и телевидением. Для ребёнка семья - это целый мир, в котором он живет и активно действует. Будучи членом семьи, ребёнок взаимодействует с родителями, которые своим стилем воспитания по-разному влияют на ребенка [5]. От стиля воспитания во многом зависит, будет ли ребенок добрым, искренним, общитель-

ным или нервным, грубым, лицемерным, лживым [3]. При невротическом развитии личности агрессивность защищает ребенка, как бы оберегая от переживаний, угрожающих его эмоциональному благополучию [6].

Основными причинами проявлений агрессивности младших школьников являются: стремление привлечь к себе внимание; получить желанный результат; быть главным; защита и месть; желание ущемить достоинство другого с целью подчеркнуть свое превосходство [4]. А объяснения, по-видимому, кроются в формировании новообразований, связанных с возрастными психологическими изменениями - учебной мотивацией, личностной рефлексией (наше убеждение), групповой изолированностью [1]. Несомненно, агрессивность младшего школьника связана со школьной средой - с развитием учебной мотивации и повышением роли сверстников: к 3 классу ребенок полагается больше на сверстников, чем на учителя [1].

Движущей силой от демонстрации себя до достижения целей считают мотивацию. При этом формы агрессии будут: демонстративная с импульсивным компонентом, инструментально-нормативная и враждебная.

Вполне обосновано агрессивное поведение детей чаще рассматривают на подростках (А. Бандура, Л. М. Семенюк, А. А. Реан) и объясняют ее биолого-психологическими особенностями этого возраста. Агрессия дошкольников также известна - это случаи аутоагрессии, объясняемые слабой социализированностью и отсутствием сложных коммуникативных навыков личности [4; 5].

Несмотря на латентный характер агрессивности у младших школьников [9], А. Бондура отмечает ее явное проявление - вспышки раздражительности, непослушания, избыточной активности, драчливости и жестокости. Характерной особенностью агрессивности младших школьников является вербальная агрессия, проявляющаяся явно и в виде жалоб и агрессивных фантазий. Особенно к агрессии младших школьников предрасполагают агрессивные телепередачи, например, небезопасны фильмы и сериалы, прославляющие агрессивное братство, такие как «Бригада», «Брат».

Выводы: Подытожив стили семейного воспитания и выделив основные типы неправильного воспитания, можно констатировать, что существуют: безнадзорность, бесконтрольность, гиперопека, воспитание по типу «кумира», по типу Золушки, «жесткое воспитание», воспитание в условиях повышенной моральной ответственности, которые влияют на агрессивное развитие личности ребенка. Особое предпочтение своего круга в младшем школьном возрасте заметно меняет агрессивное поведение детей - их жестокость, разрушительность и другие проявления враждебной деструктивности резко возрастают.

Список используемой литературы:

1. Асанова Л. Р. (педагог) Причины изолированности младших школьников в группе сверстников: курсовая работа. - [Электронный ресурс]. - URL http://kladraz.ru/blogs/ HHja-ru&emovna-asanova/prichiny-izoHrovano&i-mladshih-shkolnikov-v-grupe-sver&nikov.html

2. Балакирев В. П. Отрицательные переживания у детей // Журнал практического психолога. - 1996 - № 1.- С. 34-45.

3. Бреслав Г. М. Эмоциональные особенности формирования личности в детстве.

4. Бэрон Р., Ричардсон Д. // Агрессия. Серия «Мастера психологии». - СПб.: Питер, 2000. - 352 с.

5. Бурбо Л. Отношения родитель - ребенок. - Киев, 2002. (Бурбо Лиз — «Лиз Бурбо - все книги 1 файлом» (скачать)).

6. Стили воспитания и их влияние на детско-родитель-ские отношения. [Электронный ресурс]. - URL: http:// shkola-73- lnk.ucoz.ru/blog/&üi_vospitanija_i_ikh_vlijanie_ na_detsko_roditelskie_otnoshenija/2010-11-29-3

7. Фурманов И. А. Детская агрессивность: психодиагностика и коррекция. - Минск: Ильин В.П., 1996. - 192 с.

8. Фурманов И.А. / редактор Авидон И. - СПб: Речь, 2007. Серия: Мэтры мировой психологии. - 480 с. http:// www.labirint.ru/books/169422/

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.