ЭМОЦИОНАЛЬНАЯ ЛАБИЛЬНОСТЬ У ПОДРОСТКОВ: ПСИХОСОЦИАЛЬНЫЕ НАРУШЕНИЯ И ПУТИ ИХ ПРЕОДОЛЕНИЯ
Л. А. Дементьева, научный сотрудник отдела по изучению проблем подростковой психиатрии
ФГБНУ «Научный центр психического здоровья»
СО
о сч
сч
О!
Эмоциональная лабильность — сложный психологический феномен, проявления которого можно отметить как у здоровых людей, так и у пациентов с психической патологией. Особое значение это явление приобретает в подростковом возрасте, когда происходят фундаментальные перемены в психическом и социальном функционировании. Это обусловливает усиление проявлений эмоциональной лабильности в периоде адолесценции как в норме, так и в патологии. В связи с этим для подростков с психическими отклонениями требуется проведение ряда психокоррекционных и абилитационных воздействий, направленных на формирование эмоциональной устойчивости и компетентности.
Ключевые слова: подростковый возраст, эмоциональная лабильность, эмоциональная компетентность, эмоциональный интеллект, эмоциональная устойчивость.
Подростковый возраст — переходная стадия между детством и взрослостью, характеризующаяся фундаментальными переменами в эмоциональной жизни, мировоззрении и личности взрослеющего человека [6]. Кроме этого, сложность периода адолесценции определяется неоднозначностью социального статуса подростка. С одной стороны, права и формы социального функционирования подростков мало чем отличаются от тех, что свойственны детскому возрасту, с другой стороны — в этот период появляется ряд обязанностей, присущих взрослым. От них ожидают решения вопросов профессионального самоопределения, ответственного отношения к помощи в ведении домохозяйства и др. На фоне этих несовпадений взрослеющая личность обнаруживает усиление стремления к автономии, что порождает внешние и внутренние конфликты [23]. Эмоционально-личностная сфера подростков общей популяции характеризуется противоречивостью
чувств, эмоциональной лабильностью (вспыльчивостью, бурным проявлением эмоций), становлением самосознания [11]. В этот период формируется их способность к рефлексии, осознание своей уникальности, которое некоторые авторы называют «чувством индивидуальности». Происходит постепенный переход от внешней детерминации взрослыми к личной регуляции подростком своей жизни [6]. Осознание себя как социального субъекта оказывает существенное влияние на эмоциональное поведение в отроческом возрасте [25].
Чтобы быть успешным в области социально-личностного взаимодействия, подросток должен иметь возможность воспринимать, идентифицировать и управлять эмоциями, а значит, обладать навыками социальной компетентности, чтобы компенсировать феномены эмоциональной неустойчивости, свойственные этому периоду. Эмоциональная компетентность в подростковом возрасте обусловлена развитием способности к эмпатии, самоконтролю и самомотивации, позволяет им хорошо адаптироваться к новым условиям, что способствует улучшению социально-психического климата в окружающем их микросоциуме [2].
Эмоциональная компетентность может быть описана с помощью понятия «эмоциональный интеллект» как набор способностей, объясняющих восприятие и выражение эмоций, связывающих их с мыслями, обусловливающих понимание причин возникновения или изменения того или иного эмоционального состояния, регулирующих их возникновение. М. Зайднер и соавт. отметили, что на эмоциональный интеллект влияют свойства темперамента (в частности, эмоциональная устойчивость), при этом они подчеркнули, что подростки по-разному усваивают социально одобряемые правила проявления и управления эмоциями [25]. Развитость эмоционального интеллекта в периоде адолесценции способствует улучшению возможности понимания и регуляции неустойчивости эмоциональных реакций, свойственных этому этапу жизни.
Подводя итог описанию эмоциональных особенностей подросткового возраста, важно отметить, что центральными новообразованиями аффективной сферы этого периода становятся саморегуляция и самоконтроль, которые дают возможность управления своими переживаниями. Т.Е. Moffit и соавт. [24] указывают на то, что если в детстве индивидуум освоил навыки самоконтроля, то во взрослом возрасте можно ожидать от него психологической устойчивости, а также успешности в различных сферах социального функционирования.
В течение последних десятилетий феномен самоконтроля был предметом исследования различных психологических школ. По результатам многочисленных исследований был выделен ряд существенных характеристик данного феномена: способность управления своими эмоциями и поведением, обдуманно реагировать на происходящие события и останавливать действия, обусловленные социально нежелательными импульсами и эмоциями [10].
Наличие психической патологии усугубляет и без того аффективно нестабильный и противоречивый период адолесценции. Нарушения настроения сопровождаются утрированным эмоциональным выражением своего состояния и высокой амплитудой слабо мотивированных аффективных перепадов [15]. Это может быть описано, используя представление об эмоциональной лабильности.
Понимание феномена эмоциональной лабильности часто является дискуссионным как у медиков различных специализаций, так и у психологов, принадлежащих разным школам.
В неврологии термин эмоциональной лабильности понимается наиболее узко. Проявление эмоциональной неустойчивости первоначально связывалось преимущественно с астеническим синдромом. Биологической основой в таком случае выступает центральная нервная система, которая находится в постоянном возбуждении, очень легко раздражается и дает реакции на внешние раздражители, но за неимением лишних ресурсов для восполнения потраченной энергии быстро истощается. Это может проявляться слабостью, которая субъективно воспринимается подростком как ощущение лимитированности своих возможностей, а извне оцениваться как леность. Дальнейшие исследования позволили выделить несколько причин проявления эмоциональной лабильности: продолжительные эмоциональные расстройства и нервное напряжение, стрессы, психогенные ситуации, гормональный дисбаланс. Особое место среди предикторов эмоциональной лабильности занимают органические нарушения мозга в связи с процессом деменции, опухолями и травмами головного мозга, атеросклерозом, анорексией, диабетом [8].
Более широко феномен эмоциональной лабильности понимается в психиатрии. Кроме органических расстройств эмоциональная неустойчивость является симптомом большого круга нарушений: аффективных, невротических и связанных со стрессом расстройств, поведенческих девиаций, включая возникающие в структуре зависимостей, личностных, эндогенно-процессуальных и многих других [18]. Ряд авторов связывают аффективную нестабильность с повышенной тревожностью, при этом затрудняясь оценить, что в этих случаях является первичным. Взаимовлияние этих феноменов напоминает замкнутый круг, в котором тревожность может запускать неустойчивость эмоциональных реакций, которые, в свою очередь, часто усиливаются тревожным синдромом [9].
В психологии феномен эмоциональной неустойчивости рассматривался как в норме, так и в патологии. В психологическом словаре дается определение аффективной лабильности как нестойкости настроения, склонности к его колебаниям, перепадам, частым сменам эмоций.
Нейропсихологический подход, продолжая неврологические исследования, связывает эмоциональную лабильность с недостаточностью работы центральной нервной системы, где определяющую роль играет нарушение функционирования префронтальных отделов коры больших полушарий и лимбической системы [16].
В патопсихологии особое внимание уделялось эмоциональной лабильности в структуре акцентуаций характера. Среди них можно выделить несколько эмоционально-неустойчивых типов: возбудимый, эмоционально-лабильный и циклоидный. Однако в структуре этих акцентуаций эмоциональная лабильность различается в своих проявлениях. Возбудимому характеру присущи такие черты, как раздражительность, гневливость, несдержанность, агрессивность, слабость самоконтроля, нетерпимость к противоречиям. При эмоционально-лабильном характере отмечается изменчивость настроения, быстрое возникновение гнева (без агрессии) или слез, сменяющихся радостным экстазом. Эти лица плохо переносят психотравмирующие ситуации, легко давая «нервные срывы», чрезмерно чувствительны к внешней оценке, особенно негативной. Для циклоидного типа характерны полярные по знаку перепады настроения, протекающие от нескольких дней до нескольких месяцев. В периоды подъемов указанные личности могут быть веселы, предприимчивы, повышенно-подвижны, склонны совершать легкомысленные поступки на грани законности. Во время спадов они становятся малообщительны, жалуются на упадок сил, оказываются чувствительны к малозначащим неприятностям и переменам в окружении, обнаруживают мысли о собственной никчемности, ненужности
со
о сч
сч
О!
вплоть до суицидальных идей [15, 17]. При соотнесении эмоционально-неустойчивых типов характера обнаруживается, что аффективная неустойчивость наиболее выражена при эмоционально-лабильном характере.
Подводя итог рассмотрению феномена эмоциональной лабильности, можно отметить отсутствие комплексного подхода и системности представлений о данном нарушении как в исследованиях клиницистов, так и у представителей психологической науки. Однако перед проведением психолого-коррекционных мероприятий важно определить существенные черты данного нарушения. Вслед за М.А. Колесниковой [9] мы будем говорить об эмоциональной неустойчивости адолесцентов как неспособности удерживать эмоциональный фон стабильным в течение некоторого промежутка времени, когда нейтральное состояние с одинаковой легкостью может перейти и в радость, и в печаль, что влечет за собой неуспеваемость, трудности в коммуникации со сверстниками и взрослыми.
Многообразие феноменологических нюансов может маскировать центральное проявление эмоциональной лабильности как недостаточности эмоциональной регуляции. Известно, что у подростков в норме отмечается неполная сформированность контроля над эмоциональными реакциями. Если речь идет о психическом нарушении, то можно отметить большую выраженность этого параметра. В отделе по изучению проблем подростковой психиатрии ФГБНУ «Научный центр психического здоровья» нами проводилось исследование эмоционального интеллекта у подростков в возрасте от 15 до 17 лет, страдающих органическими непсихотическими расстройствами (Р06.6-Р06.8) и шизотипическим расстройством (Р21). Проведенное исследование позволило подтвердить, что в структуре эмоционального интеллекта отдельные его составляющие сформированы неодинаково. Так, компонент «регуляция эмоций» эмоционального интеллекта развит хуже других как у взрослеющих личностей общей популяции, так и у пациентов с психической патологией [7]. При рассмотрении иерархии параметров эмоционального интеллекта мы обратились к позиции онтогенетического подхода с опорой на структурно-иерархическую модель, представленную в работе И.В. Плужникова [20]. В соответствии с логикой формирования в онтогенезе компонентов эмоционального интеллекта можно выстроить их последовательность: «распознавание эмоций», «понимание эмоций», «помощь мышлению», «регуляция эмоций». Во взрослом со возрасте эти структуры должны быть развиты о равномерно. В подростковом возрасте низкий ^ уровень той или иной составляющей отражает см ее несформированность, а высокий обусловли--§! вает ведущую роль, что определено принципом
гетерохронии развития. В нашем исследовании иерархия компонентов эмоционального интеллекта в группе нормы соотносится с онтогенетической моделью. Ведущим в подростковом возрасте является «понимание эмоций», достаточно сформирован компонент «распознавание эмоций», а «помощь мышлению» и особенно «регуляция эмоций» еще не достигли зрелости. Выраженность компонентов эмоционального интеллекта в группе подростков с органическими непсихотическими расстройствами и нормы имеют схожую структуру. В обеих группах лучше развиты параметры «распознавание эмоций» и «понимание эмоций», но в группе пациентов с органическими непсихотическими расстройствами отмечается тенденция к лучшему проявлению «распознавания эмоций», что обусловлено возрастными особенностями формирования эмоциональной сферы. Иерархия и степень выраженности составляющих в группе подростков с шизотипическим расстройством обнаруживает иную структуру: наиболее высокий показатель имеет компонент «помощь мышлению». Данный факт связан с асинхронией развития, когда «помощь мышлению» оказывается опережающей при сопоставимых результатах по другим параметрам эмоционального интеллекта. Такая дисгармоничность соотносится с результатами, полученными в диссертационном исследовании Е.В. Левиковой, посвященном социальной компетентности подростков, больных шизофренией, где пациенты продемонстрировали сформиро-ванность представлений о социальных навыках и умение оценивать результат той или иной социальной ситуации, опираясь на развитость интеллектуальных способностей [14].
Проведенное нами исследование помогает выделить мишени коррекционных мероприятий. При формировании плана психокоррекционного и абилитационного воздействия, предназначенного для подростков, страдающих психическими расстройствами, важно центральное внимание обратить на обучение навыкам распознавания и контроля эмоций. При выборе методик необходимо отдавать предпочтение тем, что соответствуют возрастным особенностям и наглядны в применении [4].
Работа с подростками может быть разделена на несколько этапов.
Вначале необходимо обратиться к клиническому психологу для проведения индивидуальных занятий, направленных на формирование и тренировку навыков распознавания эмоциональных состояний. Для этого целесообразно использовать шаблоны и задания Чистяковой М.И., игры и упражнения Кряжевой Н.Л., а также большие плакаты и таблицы, на которых изображены различные эмоциональные состояния. Для того чтобы подростки могли верно оценивать свое состояние, необходимо научить
их понимать себя начиная с анализа ощущений своего тела. На первых этапах занятия должны проходить под руководством специалиста. Однако освоение навыков распознавания и управления своим эмоциональным состоянием будет успешным лишь тогда, когда занятия проводятся систематически в течение длительного времени. После прохождения курса психокоррекционных мероприятий для закрепления полученных навыков можно рекомендовать самостоятельные тренировки, с периодическим мониторировани-ем клиническим психологом правильности выполнения заданий [12, 22].
Кроме формирования навыков распознавания эмоций, необходимо обучать пациентов саморефлексии, саморегуляции и самосознанию. Это обучение также проводится индивидуально и требует участия специалиста (клинического психолога или врача-психотерапевта), имеющего опыт работы с подростками и владеющего соответствующим психотерапевтическим подходом. Выбор подхода может оказаться неоднозначным. Наиболее продуктивными, по данным зарубежных исследований, в работе по формированию эмоциональной устойчивости и компетентности показали себя когнитивно-бихе-виоральный и глубинные подходы (в том числе психоаналитический) [1, 3, 21]. Доказанную эффективность этих терапевтических стратегий подтверждают не только соответствующие научные данные, но и косвенно тот факт, что зарубежные страховые компании оплачивают психотерапию у специалистов, придерживающихся именно указанных направлений.
На втором этапе психокоррекционных мероприятий можно переходить к групповой работе, где используются не только методы, направленные на снижение эмоциональной лабильности, но и техники, нацеленные на улучшение эмоциональной компетентности, косвенно уменьшающей заряд эмоциональной возбудимости. Центральной составляющей компетентности в эмоциональной сфере является владение навыками коммуникации. К сожалению, в современной отечественной и зарубежной психологии, педагогической практике не разработаны систематизированные подходы к формированию таких умений у подростков. Однако современные данные клинической психологии могут помочь сконструировать технологию психолого-социально-педагогической помощи подросткам для создания и закрепления коммуникативных навыков. Она включает три важных составляющих: диагностику индивидуальных особенностей подростков с нарушениями психического развития (психологическая составляющая), обучение таких подростков технологии общения (психологически-образовательная составляющая) и работу со сверстниками (психолого-социальная составляющая). Ориентируясь на подход, пред-
ложенный рядом исследователей в последние годы [5, 13, 19], можно выделить блоки коммуникативных умений, которым следует уделять особое внимание при групповой работе по обучению подростков технологии общения. К ним относятся реакции:
— на критику (вне зависимости от ее справедливости);
— провоцирующее и задевающее поведение со стороны собеседника;
— знаки внимания (комплименты);
— обращение с просьбой;
— отказ на чужую просьбу, умение сказать нет, умение оказывать поддержку и проявлять сочувствие;
— сочувствие и поддержку других людей, способность к контактности;
— попытку вступить в контакт.
Таким образом, подростковый возраст, являясь периодом эмоциональной нестабильности, обусловливает недостаточность эмоциональной регуляции. Исследования показывают, что психические расстройства в подростковом возрасте оказывают негативное влияние на функционирование эмоционально-личностной сферы, что снижает эмоциональную компетентность. Для социализации таких подростков и снижения амплитуды эмоциональных реакций необходима помощь команды специалистов. Психиатры и неврологи, определяя нозологическую специфичность, обеспечивают медикаментозную помощь при аффективной нестабильности. Клинические психологи и психотерапевты (врачи и медицинские психологи) обучают навыкам регуляции эмоциональных состояний, обусловливают формирование саморефлексии и самосознания, тренируют у подростков коммуникативные навыки. Такая комплексная коррекционно-аби-литационная работа с подростками, имеющими психическую патологию, позволяет добиться стабилизации эмоциональных реакций и улучшить социальную адаптацию.
Литература
1. Абабков В.А. Выбор психотерапии: анализ литературы // Журнал неврологии и психиатрии. — 2006. — № 11. — С. 72-75.
2. Андреева И.Н. Взаимосвязь социальной компетентности и эмоционального интеллекта у подростков // Женщина. Образование. Демократия: мат-лы 5-й международной междисциплинарной научно-практической конференции (6-7 ноября 2002 г., г. Минск). — Минск, 2003.— С.194-196.
3. Бурлакова Н.С., Олешкевич В.И. Детский психоанализ: Школа Анны Фрейд. — М.: Академия, 2005. — 288 с.
4. Вдовина Н.А., Копнова М.Н. Формирование эмоциональной устойчивости в под-
СО
о сч
сч
О!
ростковом возрасте: сб. науч. трудов по материалам международной научно-практической конференции с элементами научной школы для молодых ученых «52-е Евсевьевские чтения» / под науч. ред. Ю.В. Варданян, 2016. — С.125-130.
5. Воробьева О.Я. Коммуникативные технологии в школе. — М. : Учитель, 2008. — 144 с.
6. Выготский Л.С. Педология подростка. — Собр. соч. в 6 тт. — Т. 4. — М., 1984. — 432 с.
7. Дементьева Л.А. Эмоционально-интеллектуальное взаимодействие у инфантильных подростков с непсихотическими психическими расстройствами // Обозрение психиатрии и медицинской психологии им. В.М. Бехтерева. — 2017. — № 2.— С. 21-28.
8. Исайкин А.И. Эмоциональная лабильность // Справочник по неврологии [Электронный ресурс]. — Режим доступа: ИНр://пеиго^с. ги/Ьо^т/рэусИо/ етосюпа1пауа-1аЬПпоз1.
9. Колесникова М.А. Психологическая коррекция эмоциональной лабильности у подростков // Актуальные проблемы обучения и воспитания школьников и студентов в образовательном учреждении (сб. науч. статей). — Воронеж, 2016. — С. 202-206.
10. Корсини Р., Ауэрбах А. Психологическая энциклопедия. — СПб: Питер, 2006 — 1096 с.
11. Кочубей В.И., Новикова Е.В. Эмоциональная устойчивость школьника. — М.: Дашков, 2010. — 80 с.
12. Кряжева Н.Л. Развитие эмоционального мира детей. — Ярославль: Академия развития, 1996. — 208 с.
13. Кэррел С. Групповая психотерапия подростков. Практикум по психотерапии. — СПб.: Питер, 2002. — 223 с.
14. Левикова Е.В. Социальная компетентность подростков, больных шизофренией: автореф. дисс. ... канд. психол. наук: 19.00.04 / Левикова Екатерина Викторовна. — М., 2011. — 32 с.
15. Личко А.Е. Психопатии и акцентуация характера у подростков. —2-е изд., доп. и перераб. — Л.: Медицина, 1983. — 256 с.
16. Лурия А.Р. Высшие корковые функции человека и их нарушения при локальных поражениях мозга. — М.: Книга по Требованию, 2012. — 432 с.
17. Менделевич В.Д. Клиническая и медицинская психология: практическое руководство. — М.: «МЕДпресс», 1999. — 592 с.
18. Многоосевая классификация психических расстройств в детском и подростковом
(л возрасте. Классификация психических и
о поведенческих расстройств у детей и под-
ростков в соответствии с МКБ-10. — М:
Смысл; Спб.: Речь, 2003. — 407 с.
19. Осипова O.A. Формирование коммуникативных навыков у подростков: мат-лы V международной студенческой электронной научной конференции «Студенческий научный форум», 2013 [Электронный ресурс]. — Режим доступа: http://www.scienceforum.ru.
20. Плужников И.В. Эмоциональный интеллект при аффективных расстройствах: Автореф. дисс. ... канд. психол. наук: 19.00.04 / Плужников Илья Валерьевич. — М., 2010. — 34 с.
21. Фаликман М., Спиридонова В. Когнитивная психология: история и современность. — М.: Ломоносов, 2011. — 384 с.
22. Чистякова М.И. Психогимнастика / под ред. М.И. Буянова. — 2-е изд.- М.: Просвещение: ВЛАДОС, 1995. — 160 с.
23. Эльконин Д.Б. Детская психология. — М.: Учпедгиз, 1960. — 328 с.
24. Moffitt T.E. A gradient of childhood self-control predicts health wealth and public safety. / T.E. Moffitt, L. Arseneault, D. Belsky, N. Dickson, R. J. Hancosc, H.L. Harrington, R. Houts, R. Poulton, B. W. Roberts, S. Ross, M.R. Sears, W.M. Thompson, A.Caspi // PNAS. 2011; 108 (7): 2693-2996.
25. Zeidner M. Development of emotional intelligence: Towards a multi-level investment model/ M. Zeidner, G. Matthews, R.D. Roberts, C. McCann // Human Development 2003; 46: 69-96.
Emotional lability in adolescents: psychosocial disorders and ways to overcome them
L.A. Dementyeva
The Mental Health Research Center
Research fellow of Department of adolescent
psychiatry
Emotional lability is a complex psychological phenomenon, which manifestations can be noted both in healthy people and in patients with mental pathology. Of particular importance is this phenomenon in adolescence, when there are fundamental changes in mental and social functioning. This leads to increased manifestations of emotional lability in the period of adolescence both in normal and in pathology. In this regard, for adolescents with mental disorders requires a number of psychocorrection and habilitation effects aimed at the formation of emotional stability and competence.
Keywords: adolescence, emotional lability, emotional competence, emotional intelligence, emotional stability.