Научная статья на тему 'Эмоциональная компетентность и профессиональная компетентность'

Эмоциональная компетентность и профессиональная компетентность Текст научной статьи по специальности «Психологические науки»

CC BY
2277
327
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ЭМОЦИИ / ИНТЕЛЛЕКТ / КОМПЕТЕНТНОСТЬ / ЛИДЕРСТВО / ЕMOTIONS / INTELLIGENCE / COMPETENCE / LEADERSHIP

Аннотация научной статьи по психологическим наукам, автор научной работы — Тимофеев О. Н.

Проведен анализ исследований подтверждающих, что повышение уровня развития эмоционального интеллекта обусловливает выдвижение личности на лидерскую позицию. Приведены уровни развития эмоциональной компетентности. Исследовано управляемое влияние педагогического воздействия на развитие базовой эмоциональной компетенции студентов КГТУ, обеспечивающее рост до 80% и увеличение значений эмоциональных компетенций на 2-5%. Выявлена связь эмоциональной компетентности с профессиональной компетентностью и с изменением ментальности студентов в сторону лидерских качеств.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

The analysis of researches confirming is carried out. The increase of a level of development of emotional intelligence causes promotion of the person on leader position. The levels of development of emotional competence are resulted. The operated influence of pedagogical influence on development of the base emotional competence of students KSTU, providing growth to 80 % and increase in values emotional competence for 2-5 % is investigated. The communication of emotional competence with professional competence and with change of mentality of students is revealed to leader qualities.

Текст научной работы на тему «Эмоциональная компетентность и профессиональная компетентность»

О. Н. Тимофеев

ЭМОЦИОНАЛЬНАЯ КОМПЕТЕНТНОСТЬ И ПРОФЕССИОНАЛЬНАЯ КОМПЕТЕНТНОСТЬ

Ключевые слова: эмоции, интеллект, компетентность, лидерство.

Проведен анализ исследований подтверждающих, что повышение уровня развития эмоционального интеллекта обусловливает выдвижение личности на лидерскую позицию. Приведены уровни развития эмоциональной компетентности. Исследовано управляемое влияние педагогического воздействия на развитие базовой эмоциональной компетенции студентов КГТУ, обеспечивающее рост до 80% и увеличение значений эмоциональных компетенций на 2-5%. Выявлена связь эмоциональной компетентности с профессиональной компетентностью и с изменением ментальности студентов в сторону лидерских качеств.

Keywords: еmotions, intelligence, competence, leadership.

The analysis of researches confirming is carried out. The increase of a level of development of emotional intelligence causes promotion of the person on leader position. The levels of development of emotional competence are resulted. The operated influence of pedagogical influence on development of the base emotional competence of students KSTU, providing growth to 80 % and increase in values emotional competence for 2-5 % is investigated. The communication of emotional competence with professional competence and with change of mentality of students is revealed to leader qualities.

Глава института социального развития при Президенте РФ, идеолог реформ модернизации в стране И. Юргенс считает, что глобальным тормозом развития страны является существующая разница в ментальности личности (интеллектуально-эмоциональные особенности личности, мысли и эмоции которого неразделимы) в России и развитых странах. А продолжающаяся в стране деквалификация (работа после окончания вуза не по специальности), деградация личности и даже дебилизация может быть остановлена одним путем - модернизацией всех сторон жизни общества. Но успешная модернизация общества может быть осуществлена только успешными людьми - лидерами. Современная зарубежная и отечественная наука в своих взглядах на лидерство опирается на понятие эмоционального интеллекта. Эмоциональный интеллект можно развивать и, следовательно, рассматривать его как эмоциональную компетентность (ЭК). Главным социально значимым результатом самоактуализации личности в деятельности является приобретение им компетентности - специфической способности, позволяющей эффективно решать типичные проблемы, задачи, возникающие в реальных ситуациях повседневной жизни, производственной и общественной деятельности (Вахромов, 2006). Притягательность темы эмоционального интеллекта понятна. Философов и психологов издавна интересовала проблема соотношения эмоциональной и познавательной сфер психики человека. Различие этих сфер и даже абстрагирование от одной из них при рассмотрении другой оказывается продуктивным и для

философских построений, и при проведении эмпирических исследовании. В то же время практически все авторы признают, что на самом деле эти две сферы неразделимы и в любой момент человеческой жизни работают как когнитивные, так и эмоциональные процессы. Точнее говорить даже не о совместном функционировании двух типов процессов, а о том, что любой психический процесс имеет когнитивный и эмоциональный аспекты. Вместе с тем, в том наборе теоретических понятий, которыми традиционно оперируют педагоги и психологи, заложен разрыв между эмоциональной и познавательной сферами психики. С этой точки зрения понятие эмоционального интеллекта оказываются особенно важным и актуальным, так как они находятся на стыке изучения когнитивных и эмоциональных явлений. Представляется, что они имеют серьезный потенциал с точки зрения синтеза эмоций и когниций на теоретическом уровне.

Тема эмоционального интеллекта также представляется важной с точки зрения практики. Опыт повседневный жизни подсказывает психологам, что хорошее понимание эмоций и различных социальных коллизий позволяет людям находиться в гармонии с собой, преуспевать в профессиональной деятельности и быть счастливыми в личной жизни. Во всех этих областях эмоциональный интеллект не менее, а часто - более важен, чем интеллект общий. Следует отметить, что тенденция роста интереса к эмоциональному интеллекту в отечественной науке соответствует общемировой тенденции, хотя и с некоторой задержкой. Каково же место интеллекта среди других психологических свойств, влияющих на профессиональные достижения человека? Однозначного ответа на этот вопрос не может быть - все зависит от конкретных особенностей профессии. Можно выявить, однако, закономерности. Роль интеллекта тем больше, чем: а) сложнее профессия; б) больше вес отношений «человек-объект» и меньше - «человек-человек». Интеллект, измеряемый традиционными тестами, лучше предсказывает успех в деятельности с неживыми объектами, чем в общении с другими людьми - этот важный вывод стал одним из оснований обращения к понятиям эмоционального интеллекта.

Сегодня есть серьезные основания, что бы рассматривать эмоции как способ организации поведения. В чем же особенности эмоциональной и рациональной переработки информации? Эмоции - способ глобальной переработки информации и выработки ответа на нее. Ситуация оценивается в своей целостности путем сведения к некоторому прототипу, на который существует вектор поиска правильного ответа. Важным свойством эмоциональных паттернов является то, что они допускают объединение в сложные конструкции, что может быть обозначено как логика чувств. Такой тип анализа принципиально отличается от анализа рационального, при котором ситуация разлагается на элементы, из которых затем конструируются структуры. Рациональная организация поведения предполагает анализ ситуации и реконструкцию ее как уникальной структуры известных элементов. Также принципиально отличается и способ реагирования эмоциональной системы от рациональной. Эмоциональная система дает общий вектор, указывающий на целый поведенческий репертуар, из которого выбирается та или иная конкретная форма. В некоторых ситуациях оптимальной является аналитическая переработка, в других - глобальная. Аналитическая переработка позволяет достичь максимальной точности ответа, но требует огромных объемов перелопачивания информации. Глобальная эмоциональная переработка дает всегда приблизительный ответ, но очень быстрый, симультанный и со значительно меньшими когнитивными затратами. Эмоциональная переработка, таким образом, обладает преимуществом, во-первых, при дефиците времени, во-вторых, в очень сложных ситуациях, недоступных для аналитического разрешения. Социальные ситуации настолько сложны, что

не допускают аналитического решения, поэтому для их понимания первостепенное значение приобретает эмоциональная система.

Если эмоциональность во всех проявлениях представляет собой способность испытывать эмоции, то эмоциональный интеллект - способность понимать эти эмоции у себя и других. Испытывать чувства и понимать их - не одно и то же. Хотя эмоция в плане ее валентности и побуждения к действию дана непосредственно, все же вызывающие ее аспекты ситуации могут быть выявлены только с помощью рефлексии. Эмоциональный интеллект заключается фактически в том, чтобы поставить эмоциональность на службу решению тех или иных задач, формулируемых в рамках рациональной системы поведения. Таким образом, следует ожидать, что условиями высокого развития эмоционального интеллекта должны выступить достаточные показатели общего интеллекта на фоне развитой эмоциональной сферы.

Рефлексия, осуществляемая эмоциональным интеллектом, носит многоуровневый характер. Уровень первичной рефлексии позволяет просто осознать чувства. Над первичной рефлексией выстраивается вторичная, организующая следующий уровень обобщения. Естественно, по мере увеличения уровня рефлексии роль эмоционального интеллекта (ЭИ) нарастает, а эмоциональности - понижается.

Полученные данные О.В.Белоконь (2009г.) подтверждают предположение о том, что высокий уровень эмоционального интеллекта (внутриличностного и межличностного) обусловливает выдвижение на лидерскую позицию... Эффективность лидерства взаимосвязана с эмоциональным интеллектом, что соотносится с моделями эффективных лидеров Д.Гоулмена и Д. Джордж. В частности, в ходе исследования были установлены корреляционные связи с такими аспектами ЭИ, как умение понимать эмоции других людей через экспрессию, управлять чужими эмоциями и способность контролировать собственные. Фактор «лидерская позиция» взаимосвязан со всеми компонентами ЭИ, что находит отражение в каждом элементе модели лидерских способностей Д.Гоулмена и эффективного лидера Д. Джордж. О.А.Гулевич и А.И.Приходько (2009г) считают, что ЭИ - способность к пониманию своих и чужих эмоций, а также к управлению ими. Способность к пониманию эмоций означает, что человек может распознать эмоцию; идентифицировать её и найти для неё словесное выражение; понимает причины, вызвавшие данную эмоцию, и следствия, к которым она приведет. Способность к управлению эмоциями означает, что человек может контролировать интенсивность эмоций; прежде всего, приглушать чрезмерно сильные эмоции; может контролировать внешнее выражение эмоций; может при необходимости произвольно вызывать ту или иную эмоцию. И способность к пониманию, и способность к управлению эмоциями может быть направлена как на собственные эмоции, так и на эмоции других людей. Поэтому выделяют внутриличностный и межличностный ЭИ (Люсин, 2006г.). ЭИ оказывает большое влияние на успешность и психологическое состояние человека. Люди с высоким уровнем ЭИ устанавливают более позитивные отношения с окружающими, выше оцениваются ими, добиваются больших успехов в учебе и работе, более позитивно относятся к себе и имеют более высокий уровень психологического благополучия (Mayer, Roberts, Barsade, 2008). Это происходит, поскольку высокий уровень ЭИ, во-первых, позволяет человеку получить дополнительную информацию и тем самым повысить качество принимаемых решений, и, во-вторых, претворить эти решения в жизнь за счет хорошо сформированного самоконтроля (Ciarochi, Forgas, Mayer, 2001). Стержневым показателем развития интеллекта является интеллектуальная компетентность (Н.П.Гончарук, 2002г.), обеспечивающая готовность эффективно решать познавательные, а

затем и профессиональные задачи. Компетентный специалист должен не только знать существо проблемы, но и уметь решить ее практически.

Таким образом, повышение качества принимаемых решений и претворение их в жизнь за счет высокого уровня ЭИ, связывает ЭИ со структурами интеллектуальной компетентности, а затем и профессиональной. ЭИ как интегративная способность человека к пониманию эмоций и управлению ими рассматривается учеными в качестве основополагающего фактора успешности жизнедеятельности человека (Cooper, Sawaf, 1997; Goleman, 1995; Weisinger, 1998); как предпосылка психического физического здоровья (Носенко и др., 2000; Ciarrochi, Dean, Anderson, 2002; Trinidad, Johnson, 2002; Bracett, Mayer, Warner, 2004); как условие эффективной коммуникации социальной интеракции (Schutte et al, 2001; Андреева, 2003; Власова, 2005). Профессор университета Marburg, Германия A.von Kanitz определяет уровни развития эмоциональной компетенции (табл. 1) следующим образом.

Таблица І

Уровни эмоциональных компетенций Рефлексия (понимание собственных эмоций) Самоконтроль (управление собственными эмоциями, контроль экспрессии) Эмпатия (понимание чужих эмоций) Социальные навыки (управление чужими эмоциями)

І 2 3 4 5

Высокий 8Q% и более Ваши чувства могут служить вам верным ориентиром во многих ситуациях. Но наверняка существуют сложные ситуации, в которых вам еще надо поучиться четче распознавать свои чувства. Используйте их как поле для тренировки. Вы признаете функцию чувств как ориентиров и важного источника информации, что позволяет вам быть чутким к сигналам, посылаемым как вашим собственным организмом, так и получаемым окружающими. Используя не только рациональное мышление, но и эмоциональную компетенцию, вы сможете лучше понимать действительность Вы обладаете способностью влиять на свои чувства в различных ситуациях. Но возможно, вы захотите усовершенствовать свои способности и поупражняться в ситуациях, которые все еще являются для вас сложными. Благодаря вашей способности выражать свои чувства вы в полной мере радуетесь жизни. Даже если это не всем нравиться. С точки зрения современной науки ваша экспрессивность -прекрасное защитное средство от болезней и депрессий Ваше восприятие чувств окружающих развито очень хорошо. Вы способны понимать чувства других, учитывать их видение ситуации и воспринимать невербальные сигналы, что в большинстве случаев является хорошим подспорьем в нахождении решений и определении стратегий Вы способны помочь другим людям прийти в себя после стресса или собраться с духом в сложной ситуации. Это качество необходимо во многих профессиях, связанных с управлением людьми, - руководителям, спортсменам, воспитателям, полицейским, консультантам, педагогам и т.д.

З2І

Окончание табл. 1

1 2 3 4 5

Средний 50% - 70% В некоторых ситуациях вы осознаете свои эмоции. Но чаще чувствам приходиться набрать определенную силу, чтобы вы их заметили. Вы также часто не осознаете взаимосвязи между своими эмоциями и их причинами. В таких случаях управлять чувствами сложнее, поэтому вам следует целенаправленно совершенствовать эту способность. Вы не осознаете, насколько может быть полезна эмоциональная система при решении деловых вопросов. Если вы внимательней присмотритесь к области чувств, вы сделаете невероятные открытия В области чувств вы как будто едете с «включенным тормозом». В некоторых ситуациях эта сдержанность вполне уместна. Несмотря на это, еще многое может вывести вас из себя. В зависимости от того, какие эмоции берут верх, вам в различной степени удается влиять на динамику чувств и свое настроение Ваши способности в этой области очень зависимы от ситуации и человека. Вы можете совершенствовать понимание чувств окружающих, обращая внимание во время разговора на точку зрения и чувства окружающих. Кроме всего прочего, это поможет вам находить приемлемые решения в сложных ситуациях Вы чувствуете себя неуверенно, когда кон-фронтируете с чувствами других

Низкий до 40% Вы часто не осознаете свои чувства, возможно, потому что до этого момента просто не обращали на них внимания. Вы рассматриваете хитроумную систему чувств человека как систему, конкурирующую с мышлением. С такой установкой вам не удастся оптимально использовать информацию, получаемую через чувства Ваши чувства способны обретать независимость и подчинять вас себе. Это создает вам проблемы, стоит сил и энергии. Вам трудно открыть свои чувства другим, как и подобрать слова, чтобы описать их Восприятие чувств окружающих не входит в ваши планы. Поэтому вы часто не воспринимаете соответствующие сигналы своих партнеров. Тем самым вы упускаете информацию, которая могла бы быть вам полезна при решении деловых вопросов Конфронтацию с чувствами окружающих в разговоре вы ощущаете как неприятность и даже как чрезмерное требование. Совершенствовать этот элемент стоит только в том случае, если вы уверенно чувствуете себя в ключевых сферах эмоционального интеллекта

Л.уои Кап^ считает, что распознавание и понимание собственных эмоций (рефлексия) является базовой компетенцией для ситуативного управления чувствами. Эта способ-

ность является основной предпосылкой для развития остальных элементов эмоционального интеллекта. Проведенные в Казанском государственном технологическом университете исследования с использованием методики оценки Л.уоп Кап^ по развитию базовой эмоциональной компетенции у студентов с разным уровнем развития общего интеллекта дали, следующие результаты (табл. 2).

Таблица 2

Уровень развития общего интеллекта студентов Рефлексия, % Самоконтроль, % Эмпатия, % Социальные навыки, %

Высокий (на-

чальный уро- 77 66 62 75

вень ЭК)

Высокий (ко-

нечный уро- 79 71 62 78

вень ЭК)

Низкий (на-

чальный уро- 75 64 52 68

вень ЭК)

Низкий (ко-

нечный уро- 77 69 52 70

вень ЭК)

Результаты исследований показывают, что занятия со студентами второго курса в течение одного семестра по развитию базовой эмоциональной компетенции (рефлексии) повышают уровни развития эмоциональных компетенций на 2%~5%. И повышает уровень развития рефлексии до 79%, что вплотную прилижется к высокому уровню развитии базовой эмоциональной компетенции. Кроме того следует отметить, что чем выше уровень развития общего интеллекта студентов тем выше начальный уровень эмоциональных компетенций развиваемых у студентов. Таким образом, можно отметить, что ментальность личности как способ видения мира, в котором мысль не отделена от эмоций определяет единство интеллектуальной и эмоциональной компетентности. Следовательно, развитие профессиональной компетентности на современном уровне требует включения ЭК в её структуру. Модернизация системы образования на современном этапе должна уделять внимание развитию эмоциональных компетенций будущих специалистов и лидеров, как локомотивов модернизации в стране.

© О. Н. Тимофеев - доц. каф. педагогики и методики высшего профессионального образования ЦППКП КГТУ, timon11151@rambler.ru.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.