Научная статья на тему 'Эмоции в свете психологии морали'

Эмоции в свете психологии морали Текст научной статьи по специальности «Психологические науки»

CC BY
4361
431
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ЭМОЦИЯ / ЧУВСТВО / ЭТИКА / ПСИХОЛОГИЯ МОРАЛИ / НРАВСТВЕННОЕ ПОВЕДЕНИЕ / EMOTION / FEELING / ETHICS / PSYCHOLOGY OF MORAL / MORAL BEHAVIOUR

Аннотация научной статьи по психологическим наукам, автор научной работы — Абрамова Анастасия Владимировна

Раскрываются терминологические особенности понятия «эмоция», связанные не только со спецификой употребления, но и обнажающие проблему происхождения и действия эмоций. Кроме того, выявляется необходимость исследования эмоций в психологической и этической плоскости в связи с их влиянием на нравственное поведение человека.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

EMOTIONS IN THE SPHERE OF PSYCHOLOGY OF MORAL

This article is devoted to the terminological peculiarities of the notion of “emotion ”, which are connected not only with a specific character of its usage, but also reveal the problem of the origin and functioning of emotions. In addition, there was outlined the necessity of research of emotions not onlv in the psvchological, but also in the ethical sphere because of their impact on the moral behaviour of a person.

Текст научной работы на тему «Эмоции в свете психологии морали»

ФИЛОСОФСКИЕ НАУКИ

УДК 17.024

ЭМОЦИИ В СВЕТЕ ПСИХОЛОГИИ МОРАЛИ

А.В. Абрамова

Раскрываются терминологические особенности понятия «эмоция», связанные не только со спецификой употребления, но и обнажающие проблему происхождения и действия эмоций. Кроме того, выявляется необходимость исследования эмоций в психологической и этической плоскости в связи с их влиянием на нравственное поведение человека.

Ключевые слова: эмоция, чувство, этика, психология морали, нравственное поведение.

Феномен человеческих эмоций является предметом исследования различных гуманитарных и естественных наук. До недавнего времени эмоции не выделялись в качестве самостоятельного объекта исследования, будучи растворенными в традиционной философской дихотомии чувственного и рационального. Сам термин «эмоция» приобрел широкое хождение в философии XX века. Известный исследователь в области философии эмоций Роберт Соломон в предисловии к сборнику статей «Thinkinga-boutFeeling» англо-американских философов отмечает, что «для многих современных философов очевидно, что эмоции «созрели» для философского анализа, став сегодня буквально «мейтстримом» [13, с. 3]. Это связано, прежде всего, с тем, что на сегодняшний день эмоции стали предметом междисциплинарных исследований: раскрытием природы эмоций занимается не только психология, нейрофизиология и психофизиология, имеющие непосредственное отношение к структуре человеческой природы, но и философия, а точнее философия морали, ставящая перед собой интегративную задачу, связанную с установлением смыслообразующих связей между человеческим естеством и нравственным поведением, вызванным эмоциями.

Потому наш интерес обусловлен этической атмосферой, возникшей вокруг понятия эмоций в контексте современных исследований человека. При этом «необходимо учитывать и социально-психологическую...традицию» [12, с. 92]. Однако чтобы изучать проблему эмоционального в этической плоскости, необходимо различать вообще сходства и различия специфики исследований этики и психологии в рам-

ках изучения человека. Не умаляя значения собственно психологии, ибо для нас в этой связи важны ее эмпирические открытия, требуется принимать в расчет следующее воззрение: «Исследования психолога и психиатра движутся по плоскости несомненно существующей, но все же именно по плоскости, тогда как у явлений имеется второй метафизический смысл, и не плоский, а неисчерпаемо глубокий» [7, с. 29].

Философы, пишущие на темы морали, мыслят примерно в том же ключе. Р. Г. Апресян отмечает, что в этике термины «эмоция», «эмоциональное» отличны от психологических терминологических аналогов, и это необходимо учитывать в исследованиях, поскольку «преувеличенный акцент на эмоциональной стороне морали приводит к отождествлению этического и психологического подходов» [1, с. 4]. Данный методологический постулат выполняет функцию сохранения определенного баланса интересов этики и психологии без ущерба друг для друга.

Тем не менее, не нужно забывать тот факт, что все науки, включая психологию, были изначально частью философии. Предметная автономи-зация привела к дифференциации, но не полной - просто в целях более детального изучения окружающего мира гораздо удобнее его фрагментиро-вать. Однако основной целью философии остается интеграция существующих знаний, вот почему нельзя игнорировать уже существующие психологические знания и открытия об эмоциях, несмотря на то, что природа подобного явления остается одной из самых таинственных. Длительное время сами этики выводили эмоции за границы исследований; но «неизученность» не есть абсолютная иррациональность, поэтому нельзя отрицать влияние эмоциональной составляющей на моральное поведение только в силу того, что имеется трудность и даже кажущаяся невозможность установления природы эмоций, а также - желания простому следованию за традиционным постулированием их стихийности и не-когнитивности.

Следы общности сильно проявляются в этике и психологии: «Этика - это еще одна область, которую философы <...> делят с психологией. Хотя этика, главным образом, занимается вопросом, как людям следует себя вести, практическая этика зависит от понимания человеческой природы. Добры ли люди по своей натуре? Какие мотивы существуют у людей? Какие из них следует приветствовать, а какие подавлять? Являются ли люди общественными существами? Существует ли общий стиль хорошей жизни, которого следует придерживаться всем? Подобные вопросы по сути своей психологические, и ответить на них можно, изучив человеческую природу... То есть этические представления проявляются во многих отраслях психологии» [6, с. 13].

В то же время отличия также весьма существенны. Во многом онтологическая граница между этикой и психологией выражена в известной мысли С. Л. Рубинштейна: «Человек - это большая тема мировоззренческого плана и, прежде всего, этического порядка <. > проблема этическо-

го - проблема самой сущности человека в его отношении к другим людям)» [10, с. 268].

Подобная позиция разделяется многими исследователями, как этиками, так и психологами. Наиболее содержательная и продуктивная дискуссия относительно онтологических и методологических границ двух наук изложена в книге «Психология и этика: опыт построения дискуссии» (1999). Ю. А. Шрейдер проблематизировал возможность взаимоотношения этики и психологии, исходя из их предметных различий: «А есть ли такое взаимоотношение? Ведь в принципе они противоречат друг другу. Это парадоксально, но это факт. Психология построена на том, что человек действует, думает, чувствует, развивается по некоему Закону, на основе которого можно извне направлять, детерминировать путь человека. Тестирование, кстати, один из способов такого управления. Этика же исходит из противоположной установки - свободы воли: только тогда и становится возможным сам этический поступок. Поступок возникает ни почему, как свободный акт воли. Этика основывается на том, что я делаю так, как хочу - потому, что мне так хочется. А психология изучает именно то, что же мне хочется.

Это не отрицание психологии, это различение ее с этикой. Психология показывает, как происходит этическое поведение: какие механизмы приводят к ощущению трудности поступка, что в человеке сопротивляется ему, какие механизмы приводят к отказу от поступка. А этика по своей сути антипсихологична. «Как» ее не волнует. Ее интересует содержание поступка, а не психологический фон. Именно поэтому в жизни этическое призвано контролировать психологическое. Так и должно быть, а не наоборот. Это самое главное» [8, с. 25].

Дано достаточно емкое определение предметных областей этики и психологии, показывающее невозможность их смешения без ущерба для обеих. Действительное расхождение между этикой и психологией, проходящее по линии «антипсихологичность этики» и «внеэтичность психологии», соответствует фундаментальной этической дихотомии сущего/должного. Однако таковой факт не должен стать камнем преткновения в споре о важности и первостепенности рассматриваемых областей знаний. Кроме того, прикладная этика не способна обходиться без возможности опоры на конкретный реальный опыт, отсюда необходимо просто признать существование специфики методологических подходов. Вот почему нельзя исключать этического исследования богатого эмпирического материала, синтеза необходимых для нас знаний этих двух областей, которые могут быть отнесены уже к психологии морали, что позволит по-новому взглянуть на причины морального поведения сквозь призму психологических открытий.

Итак, каким образом эмоции трактуются в психологии? Практически любой учебник, словарь, диссертация, монография по психологии, ру-

ководства по психологическим тренингам и т. д. обязательно содержат раздел, посвященный эмоциям. Рассмотрим наиболее общее понимание эмоций, принятых в психологии.

Школьно-академическая трактовка эмоций выглядит следующим образом. Большой психологический словарь дает следующие определения эмоции: «(от лат. emovere — волновать, возбуждать) - особый класс психических процессов и состояний (человека и животных), связанных с инстинктами, потребностями, мотивами и отражающих в форме непосредственного переживания (удовлетворения, радости, страха и т. д.) значимость действующих на индивида явлений и ситуаций для осуществления его жизнедеятельности. Сопровождая практически любые проявления активности субъекта, Э. служат одним из главных механизмов внутренней регуляции психической деятельности и поведения, направленных на удовлетворение актуальных потребностей... Э. возникли в процессе эволюции как средство, при помощи которого живые существа определяют биологическую значимость состояний организма и внешних воздействий».

Индивиду традиционно зачастую подменять понятия «эмоции» и «чувства»; тогда как эмоции отличаются от чувств и аффектов (особый вид эмоциональных явлений, отличающихся большой силой).

Чувства в словаре трактуются так: «Устойчивые эмоциональные отношения человека к явлениям действительности, отражающие значение этих явлений в связи с его потребностями и мотивами; высший продукт развития эмоциональных процессов в общественных условиях. ... В отличие от собственно эмоций и аффектов, связанных с конкретными ситуациями, Ч. выделяют в воспринимаемой и представляемой действительности явления, имеющие для человека стабильную потребностно-мотивационную значимость».

Чувства формируются позже эмоций: «В онтогенезе Ч. проявляются позже, чем собственно эмоции; они формируются по мере развития индивидуального сознания под влиянием воспитательных воздействий семьи, школы, искусства. Возникая как результат обобщения отдельных эмоций, сформировавшиеся Ч. становятся образованиями эмоциональной сферы человека, определяющими динамику и содержание ситуативных эмоциональных реакций».

Чувства представляют собой более высокий уровень духовного развития человека, нежели эмоции: «В содержании доминирующих Ч. человека выражаются его мировоззренческие установки, направленность, т. е. важнейшие характеристики его личности» [3, с. 602, 622]. Таким образом, «сознающая себя конкретная личность обнаруживает себя в акте самосознания и в проекции своих сознательно-волевых актов в мир» [9, с. 42].

Словарные дефиниции важны, поскольку они репрезентируют обобщенное понимание, присущее научному сообществу. Это, можно сказать, социальная репрезентация научного этоса, свидетельствующая о том,

что понятие «чувство» имеет большую философскую коннотацию, нежели «эмоция». Словарь фиксирует эмоциональную устойчивость чувства и его связанность с социальными и духовными смыслами, в то время как смысл термина «эмоции» концентрируются вокруг биологических реалий.

Многомерная трактовка эмоций дана в классических работах американского ученого К. Изарда. Психолог представляет определение эмоций, которое включает три компонента: осознаваемое ощущение эмоций; процессы, происходящие в нервной, эндокринной, дыхательной, пищеварительной и других системах организма; поддающиеся наблюдению выразительные комплексы эмоции, в частности те, которые отражаются на лице.

К. Изард разделяет тезис Дарвина о врожденности и универсальности эмоций. Это означает следующее: «эмоции имеют врожденные нейронные программы, универсально понимаемую экспрессию и общие переживаемые качества» [4, с. 29]. Следует отметить, что данное предположение существенным образом повлияло на развитие нейропсихологии.

Особенность данной работы в том, что ученый с биологической позиции рассматривает вопрос о роли эмоций в развитии совести и морали. Например, чувство вины им полагается фундаментальной эмоцией: «Вина имеет особое влияние на развитие личной и социальной ответственности и на развитие совести. <...> совесть состоит в основном из аффективно-когнитивных структур, которые включают предписания различных общественных институтов» [4, с. 396].

Фундаментальное феноменологическое описание эмоций содержится в трудах С.Л. Рубинштейна. В основании трактовки эмоций лежат человеческие переживания и отношения. Личность не просто действует, но еще и переживает, что с ней происходит, и относится к тому, что ее окружает. «Переживание этого отношения человека окружающего составляет сферу чувств или эмоций. Чувство человека - это отношение его к миру, к тому, что он испытывает и делает, в форме непосредственного переживания» [10, с. 551].

Соотношение эмоций и чувств С. Л. Рубинштейн трактует следующим образом: «Генетически, несомненно, эмоции были первоначально связаны с инстинктами и влечениями. Связь эта сохраняется, но неправильно отождествлять чувства человека исключительно с инстинктивными реакциями и примитивными влечениями. Эмоциональная сфера проходит длинный путь развития - от примитивной чувственной, аффективной реакции у животного к высшим чувствам человека. Чувства человека - это чувства исторического человека» [10, с. 555].

В среде психологии весьма распространена теория К. Леонгарда, в которой выделен отдельный эмотивный тип личности. Прежде всего, у Леонгарда этическое трактуется как психологическое и через психологическое. Анализируя случаи убийств, совершенных «примитивными лично-

стями эпилептоидного типа», ученый приходит к заключению, что у них «отсутствует («выпадает») тот участок развития психики, в ведении которого находятся этические общественные нормы. Эта филогенетическая новая сфера человеческой психики, на уровне которой благоразумие обретает господство над инстинктами и неконтролируемыми побуждениями, у таких личностей вообще не развита» [5, с. 154-155].

Эгоизм также трактуется этически: «Нет оснований утверждать, что эгоистические устремления носят патологический характер: просто их осуществлению ничто не препятствует. Любому человеку хотелось бы добиться почета и материальных благ, но у большинства людей достаточно развито этическое начало, чтобы не позволить себе идти к цели «по трупам». Но существуют лица, у которых тщеславие и жадность выходят за пределы нормы» [5, с. 335].

Выделяя «эмотивные личности», Леонгард пишет, что «эмотив-ностъ характеризуется чувствительностью и глубокими реакциями в области тонких эмоций. Не грубые чувства волнуют этих людей, а те, что мы связываем с душой, гуманностью и отзывчивостью» [5, с. 198].

Большой вклад в разработку психологической теории эмоций с точки зрения агрессии внес Л. Берковиц. Ученый рассматривает феномен «эмоциональной агрессии», трактуя агрессию как эмоциональную реакцию, управляемой желанием причинить вред. Исследователь дает такую дефиницию эмоциональной агрессии: «эта агрессия, вызванная интенсивными внутренними физиологическими и моторными реакциями индивида. Внутреннее возбуждение стимулирует агрессию (или агрессивную тенденцию), которая вызывает попытки причинить ущерб жертве» [2, с. 48-49].

Большой раздел в книге посвящен теориям эмоций, в том числе когнитивным концепциям эмоций. Когнитивные концепции, считает Л. Берковиц, значительно ближе к повседневному пониманию эмоций, расценивающие мысли как необходимые детерминанты эмоциональных реакций. В действительности, полагает ученый, развитие эмоционального переживания значительно сложнее того, что видится при когнитивном подходе. Он считает, что «идеационные, физиологические и экспрессивно-моторные реакции образуют основу эмоционального переживания. Мысли и убеждения вступают в действие после того, как возбуждаются инициальные базовые эмоциональные реакции» [2, с. 114].

Весьма популярно и перспективно исследований эмоций с позиции нейропсихологии. Здесь исследователи полагают: «...есть надежда, что именно через анализ патологий эмоций, через изучение различных форм нарушения эмоциональной сферы будут получены знания, которые помогут создать наконец единую непротиворечивую общепсихологическую концепцию эмоций» [11, с. 5].

Отмечается особый статус эмоций в общей структуре психики, проявляющийся в их «первичности»: «Эмоции - более древняя («первичная»)

форма отражения, чем в значительной степени более осознанные, опосредованные речью познавательные процессы, и их главное назначение - сигнализировать о пользе или вреде для организма того или иного явления. Это оценка знака явления (положительного или отрицательного) является первичной» [11, с. 8-9]. Эмоциональная оценка предшествует логической. Нужно признать - очень важное наблюдение, раскрывающее природу человеческого сознания, в котором эмотивный фактор оказывается более существенный, нежели рациональный.

В целом следует помнить, что психологические теории эмоций восходят к Аристотелю, его «учению о душе». При этом, восприятие эмоций как области неосознанных инстинктивных реакций биологического свойства, даже имеющих некоторый когнитивный характер, остается в современной психологии доминирующим.

Психология в принципе трактует эмоции как реакции приспособления к окружающей среде; из нее не искореним эволюционный след. С одной стороны, эмоции помогают приспособиться, так как сигнализируют, скажем, о возможной опасности, а с другой, попадая в социальный контекст, они могут быть неприемлемыми (деструктивными, нежелательными и т.д.). Психология в расширенном смысле - это прагматика эмоций; поэтому и тренинг - способ обуздать, направить, контролировать эмоции, сделать их социально приемлемыми. Поэтому психологи тщательно изучают эмоции, создают бесконечные теории и практические курсы. И достижения психологии в области эмоций неоспоримо высоки.

Вопрос же, переведенный в философскую плоскость, может звучать так: а все ли психология знает об эмоциях, вернее, то ли она знает, обладает ли она истинным знанием о той реальности, которую называет «эмоциональным»? Вообще, насколько человек выразим, истин и постижим в эмоциях? На эти вопросы может ответить только этика. Вот почему необходимо использовать новейшие эмпирические открытия в области психологии и нейрофизиологии для освещения вопросов морали.

Список литературы

1. Апресян Р.Г. Когнитивный аспект функционирования эмоций и интеллекта в нравственности // Рациональное и эмоциональное в морали / под ред. А. И. Титаренко, Е. Л. Дубко. М.: Изд-во МГУ, 1983. 156 с.

2. Берковиц Л. Агрессия: причины, последствия и контроль. СПб.: Прайм-Еврознак, 2001. 512 с.

3. Большой психологический словарь / под ред. Б.Г. Мещерякова, В.П. Зинченко. СПб.: Прайм-ЕВРОЗНАК, 2006. 666 с.

4. Изард К.Эмоции человека. М.: Изд-во МГУ, 1980. 439 с.

5. Леонгард К. Акцентуированные личности. Ростов н/Д.: Феникс, 2000. 544 с.

6. Лихи Т. История современной психологии. СПб: Питер, 2003.

448 с.

7. Мейер Г.А. Свет в ночи (о "Преступлении и наказании": Опыт медленного чтения). Франкфурт на Майне: Посев, 1967. 515 с.

8. Психология и этика: уровни сопряжения // Психология и этика: опыт построения дискуссии. Самара: БАХРАХ, 1999. 128 с.

9. Репин Д.А., Юрков С.Е. Концепция внутреннего опыта в метафизической мысли русских персоналистов // Известия ТулГУ. Гуманитарные науки. Вып. 3. Ч. 1. Тула: Изд-во ТулГУ, 2013. С. 40-48.

10. Рубинштейн С.Л. Основы общей психологии. СПб.: Питер, 2007. 713 с.

11. Хомская Е.Д. Мозг и эмоции: нейропсихологическое исследование. М.: Рос.пед. агентство, 1998. 266 с.

12. Юрков С.Е. Проблемы современной этики и Л.Н.Толстой // Известия ТулГУ. Гуманитарные науки. Вып. 1. Тула: Изд-во ТулГУ, 2011. С. 92-101.

13. Thinking about Feeling. Contemporary Philosophers on Emotions / edited by Robert C. Solomon. NewYork: Oxford University Press, 2004. 312 p.

Абрамова Анастасия Владимировна, канд. филос. наук, доц., зав. кафедрой, [email protected], Россия, Тульский филиал Российской международной академии туризма.

EMOTIONS IN THE SPHERE OF PSYCHOLOGY OF MORAL A.V. Abramova

This article is devoted to the terminological peculiarities of the notion of "emotion", which are connected not only with a specific character of its usage, but also reveal the problem of the origin and functioning of emotions. In addition, there was outlined the necessity of research of emotions not only in the psychological, but also in the ethical sphere because of their impact on the moral behaviour of a person.

Key words: emotion, feeling, ethics, psychology of moral, moral behaviour.

Abramova Anastasiya Vladimirovna, PhD (Philosophy), Associate Professor, Head of Department, [email protected], Russia, Tula, Russian International Academy for Tourism.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.