Научная статья на тему 'Эммануэль Сведенборг - философ, религиозный писатель, учёный-изобретатель, провидец, мистик'

Эммануэль Сведенборг - философ, религиозный писатель, учёный-изобретатель, провидец, мистик Текст научной статьи по специальности «Философия, этика, религиоведение»

CC BY
565
117
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
НЕБЕСА / АД / БОГ / АНГЕЛЫ / МИР ДУХОВ / ИСКУПЛЕНИЕ / ПРОВИДЕНИЕ / ДУХОВНЫЙ МИР

Аннотация научной статьи по философии, этике, религиоведению, автор научной работы — Войцеховская Тамара Владимировна

В статье предпринята попытка обзора неортодоксального учения шведского философа-мистика, провидца Эммануэля Сведенборга о природе Бога и искуплении, о Рае и Аде, о мире «духов». Данная тема раскрывается через апелляцию к историко-философскому и религиоведческому контекстам.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Emanuel Swedenborg - a Philosopher, Religious Writer, Scientist-Inventor, Visionary, Mystic

The article attempts to give an overview of the non-orthodoxy teaching of the Swedish mystic philosopher and visionary Emanuel Swedenborg concerning the God’s nature and redemption, Heaven and Hell, the world of “spirits”. This theme is revealed through an appeal to the historical-philosophical and religious contexts.

Текст научной работы на тему «Эммануэль Сведенборг - философ, религиозный писатель, учёный-изобретатель, провидец, мистик»

УДК 141.332

Т. В. Войцеховская

ЭММАНУЭЛЬ СВЕДЕНБОРГ - ФИЛОСОФ, РЕЛИГИОЗНЫЙ ПИСАТЕЛЬ, УЧЁНЫЙ-ИЗОБРЕТАТЕЛЬ, ПРОВИДЕЦ, МИСТИК

В статье предпринята попытка обзора неортодоксального учения шведского философа-мистика, провидца Эммануэля Сведенборга о природе Бога и искуплении, о Рае и Аде, о мире «духов». Данная тема раскрывается через апелляцию к историко-философскому и религиоведческому контекстам.

Ключевые слова: небеса, Ад, Бог, ангелы, мир духов, искупление, провидение, духовный мир.

T. V. Voitsekhovskaya

Emanuel Swedenborg - a Philosopher, Religious Writer, Scientist-Inventor, Visionary, Mystic

The article attempts to give an overview of the non-orthodoxy teaching of the Swedish mystic philosopher and visionary Emanuel Swedenborg concerning the God's nature and redemption, Heaven and Hell, the world of "spirits". This theme is revealed through an appeal to the historical-philosophical and religious contexts.

Keywords: Heaven, Hell, God, angels, world od spirits, redemption, providence, spiritual inner world.

Введение

The reason we are united in to both Heaven and Hell is to keep us in freedom

В кризисные периоды, в эпохи смуты возрастает интерес к мистицизму, разного рода оккультизму. Но интерес к Сведенборгу как религиозному мистику, великому теософу не угасал никогда. Работ, посвященных философу, однако же немного, поэтому рассмотрение его творчества представляется весьма актуальным.

Слово «offbeat» является музыкальным термином. Им также называют тип людей, которые отказываются ограничить себя канонами учения и выходят за его пределы, часто высмеиваемые и иногда преследуемые из-за свои великие открытия. Одним из самых изумительных чудаков, когда-либо живших, был Эммануэль Сведенборг. Его имя и труды малоизвестны в нашей стране, его сочинения в большинстве своём запрещались даже до революции, «а между тем этот человек, которого называли «королём духовидцев», проложил в истории европейского религиозного сознания след настолько глубокий и выразительный, что, пожалуй, практически невозможно найти аналоги, сравнимые по масштабам с этим явлением» [1, с. 5]. Его учение оказало явное или скрытое влияние как на таких отдельных мыслителей, ученых, поэтов, как Гёте, Бальзак, Владимир Соловьёв, Даль, Тютчев, Борхес, так и на целые религиозные школы и философские направления.

Учение Э. Сведенборга

Эммануэль Сведенборг родился в Швеции в Стокгольме в 1688 г. в семье священника шведской Лютеранской церкви. Проявив блестящие способности, в 1709 г. закончил Уппсаль-ский университет, посетил Англию и континент, где продолжил обучение, и в 1715 г. вернулся

ВОЙЦЕХОВСКАЯ Тамара Владимировна - к. филос. н., доцент каф. философии СВФУ им. М. К. Аммосова.

E-mail: tomkins9@gmail. com

VOITSEKHOVSKAIA Tamara Vladimirovna - Candidate of Philosophical Sciences, Associate Professor, Department of Philosophy, North-Eastern Federal University named after M. K. Ammosov. E-mail: tomkins9@gmail. com

домой, чтобы с рвением приступить к учёной карьере. Молодой Эммануэль начал интенсивно изучать металлы, потом поехал в Париж, где провёл два года, изучая анатомию, был здравомыслящим экономистом. Наш современный метод погашения в рассрочку закладных вместе с выплатой процентов был установлен в Швеции законодательством, составленным Сведен-боргом, почти за два столетия до того, как эту систему приняли в США. Сведенборг бегло говорил на шести языках, читал по-древнееврейски и по-гречески, и все его книги были написаны на латыни. Его научные достижения трудно переоценить. Он был первым, предложившим небулярную космогоническую теорию (nebular - туманность), гипотезу многочисленных галактик звёзд. Его открытия основали науку кристаллографию, его исследования заложили в Швеции фундамент геологии как науки. Сведенборг сделал первый набросок аэроплана планёрного типа, сконструировал первый ртутный воздушный насос; следуя открытиям Исаака Ньютона, сделал дополнительные открытия касательно природы магнита. Учёный провёл исчерпывающие работы в области металлургии, написал и опубликовал первый учебник по алгебре на шведском языке. В своих анатомических исследованиях он открыл функции двигательных областей мозга, открыл функции желёз внутренней секреции. Одним из его величайших открытий было открытие циркуляции и функций спинно-мозговой жидкости. В довершение всего, Сведенборг был искусный переплётчик книг, понимал толк в изготовлении часов, в гравировании, в инкрустации мрамором и шлифовании линз. Он усовершенствовал слуховую трубу, что было с энтузиазмом принято глухими. Он также изобрёл музыкальную машину, предшественницу фонографа. Он обдумывал возможность подводной лодки, проектировал пулемёт и запатентовал удобный огнетушитель. Итак, первые тридцать пять лет своей жизни Сведенборг последовательно занимался самообразованием, изучая космологию, математику, анатомию, физиологию, экономику, политику, металлургию, геологию, горное дело и химию. Помимо этого, он основательно изучил Библию.

Сведенборг был гениальным провидцем. Наиболее известные предсказания касались Джона Уисли и Королевы Швеции.

Сведенборг был «offbeat» (чудаком) в его учении о природе Бога и искуплении, которое противоречило традиционной доктрине. Христиане-евангелисты сильно возражали против некоторых положений его учения. Теологические сочинения Сведенборга насчитывают более 30 томов. Наиболее известные - это: «О Божественной Любви и Божественной мудрости», «О небесах, о мире духов и об аде» (другое название «О Небе и его чудесах и об Аде»). Сведен-борг учил, что духовный мир состоит из трёх основных частей: небес, ада и промежуточной сферы, которую он называл миром духов. Через несколько дней после смерти человек пробуждается в мире духов. Хотя некоторое время после пробуждения в духовном мире человек продолжает думать в терминах его жизни на земле, он не испытывает никакого беспокойства по поводу того, что он утратил своё материальное существование и постепенно его мышление в терминах земных вещей угасает. Куда он окончательно попадёт, в рай или в ад, зависит от выбора, который он сделал на земле между добром и злом.

Умерев, человек не теряет свободы воли. Область, промежуточная между раем и адом, -это область духов. Здесь живут души умерших, здесь они беседуют с ангелами и демонами. Сами ангелы и демоны - это умершие люди, одни возвысились, другие пали. Человек, беседуя с ними, постепенно решает, где ему лучше быть - в аду или в раю, в этом заключается его свобода воли.

В своём труде «Мудрость ангельская о Божественной Любви и Божественной Мудрости» Сведенборг отмечает, что есть три степени «духосущества» человеческого: натуральная, духовная и небесная, и если у человека не открывается высшая, духовная степень, то он становится натуральным и чувственным [2, с. 148]. Натуральный человек есть слуга и раб, а духовный человек - властитель и господин. «Есть три рода людей натуральных: один род состоит из тех, которые ничего не знают о Заповедях Божественных, другой род составляют те, которые знают, что они есть, но не мыслят ничего о жизни по оным, и третий род - те, которые презирают и отвергают оные» [2, с. 149]. Чувственные люди - самые низшие натуральные люди, которые не могут возвышаться мыслью над иллюзорностью и обманчивостью чувств

тела, после смерти все такие находятся в аду. Всё злое, как врождённое, так и приобретённое, коренится в «духосуществе натуральном» и «происхождение зла состоит в злоупотреблении способностей, свойственных человеку и называемых Рассудочностью и Свободой» [2, с. 163].

В новом «мире духов» человек обнаруживает невредимой каждую свою телесную или умственную способность, хотя его тело, органы состоят сейчас из духовной, а не из материальной субстанции. Его сердце бьётся, он дышит, ест, пьёт, спит, ассимилируется с обществом, беседует с другими его членами и поражается соответствию нынешнего положения его наклонностям. Мужчина всё ещё мужчина, женщина по-прежнему женщина, ребёнок - ребёнок. Это мир духов является местом знакомых природных красот, где есть холмы, долины, моря, дома, города и люди. Мир духов внешне настолько похож на естественный мир, в котором человек жил, что сопровождающие его духи должны часто напоминать ему, что он больше не живёт на земле. Но это сходство существует только во внешнем виде. Что касается других аспектов, различие огромное. Как время, так и пространство в мире духов отличаются от времени и пространства на планете. Всё учение Сведенборга основывается на его твёрдом убеждении, что есть реальный мир, который не существует во времени и пространстве. Тела, которые мы имеем здесь, на земле, - только материальные образы духа. Царство Божие внутри нас. Хотя человек на протяжении своей жизни в этом мире руководим Богом в той мере, насколько он желает принять это руководство; вступление в рай определяется выбором, который мы сделали между добром и злом, когда жили в естественном мире. Бог не возносит человека по своему произволу в рай, не отправляет его в ад. Человек идёт в то место, которое обусловлено его предыдущей жизнью. Если он не был небесной природы, тогда вечное присутствие на небесах не даст ему радости и вместо этого принесёт мучения. Он не приобретёт покоя до тех пор, пока не окажется среди духов, подобных ему.

Человек приносит с собой в царство духов, учил Сведенборг, всё, что составляло его жизнь здесь, на земле, кроме своего материального тела. В этом духовном мире открывается всё, чем он был. Внешнее исчезает, и то, кем человек действительно является, становится явным. Своей жизнью на земле человек определяет, будет он вечно обитать на небесах или в аду. В конечном итоге он добровольно идёт в свою последнюю обитель.

Сведенборг мог многое сказать об ангелах. Он всегда описывал их как людей. Он заявил, что в Писании нет доказательств наличия у ангелов крыльев, которыми распространённое недоразумение наградило их. Ангелам на небесах, говорил он, разрешается даже время от времени испытывать некоторое действие зла, чтобы они могли понять и оценить истинное наслаждение божественной жизни.

Деятельность, продолжающаяся на небесах, во многом такая же, как на земле; деятельность человека всегда была тем, что он больше всего любит и для чего наиболее приспособлен. Ангелы имеют отдых и развлечения. Сведенборг настаивал, что на небесах есть брак, поскольку мужчины и женщины отдельно друг от друга несовершенны. Если два человека неудачно сочетались браком, они расходятся, чтобы искать другого супруга. Однако если они счастливо поженились, то их союз становится всё более и более духовным. Те, кто был предназначен друг для друга Божественным Провидением, в конечном счёте будут вместе на небесах. Сведенборг считал брак прежде всего духовным союзом.

Сведенборг учил, что наши тела есть только физические двойники наших сознаний и что наши сознания являются как поистине существенными, так и поистине органичными. Господом сотворены и образованы у человека два «восприемлища и обиталища» его самого, которые называются волею и разумом, воля для божественной любви его, а разум для божественной его мудрости. Любовь, очищенная мудростью в разуме, становится духовною и небесною, а любовь, осквернённая в разуме, становится натуральною, чувственною, плотскою. «Любовь Духовная и небесная есть Любовь к ближнему и Любовь к Господу, а любовь натуральная и чувственная есть любовь к миру и любовь к самому себе» [2, с. 302].

Сведенборг полагал, что любовь к себе ради себя есть корень всего зла. Она свойственна тем, кто игнорирует божественные цели и не повинуется божьим законам. Так ухудшается характер и происходит расстройство сознания, оно становится больным. Сведенборг называл

таких людей «мёртвыми» и говорил, что ад полностью состоит из этих мёртвых людей. Ад управляется непреклонным законом и скорое наказание обязательно для тех, кто нарушил его. Это наказание осуществляется обитателями ада, которые, в силу их неотъемлемо злой природы, наслаждаются, причиняя страдания другим. Обитатели ада могут совершенствоваться до такой степени, что сокращают беззаконие из страха перед наказанием. Они тем не менее не улучшаются до того, чтобы вообще покинуть ад и взойти на небеса, так как их основным пристрастием остаётся отвержение божественного.

Что Сведенборг говорил о Боге? Он учил, что «Бог есть самый Человек (Ipse Homo). Ни в каком Небе нет другой идеи о боге, кроме как о Человеке...» [2, с. 22]. Бог является источником, который делает человека действительно человеком. Самое естество Божественное есть Любовь и мудрость, Божественная Любовь и Божественная мудрость есть субстанция (сущность) и есть форма [2]. Бог - сама жизнь, Ангелы же и люди - только воспринимающие (KapiertEs) жизни. Божественное, будучи само вне пространства, наполняет собою все пространства вселенной; будучи само вне времени, присуще во всяком времени. Божественная Любовь и Божественная мудрость видимы в мире духовном, как Солнце, от которого происходит теплота и свет, солнце же мира натурального - чистый огонь, и потому оно мёртво. «Без двух Солнц, одного живого, а другого мёртвого, не могло бы быть творения. Цель творения .состоит в том, чтобы всё возвращалось к Творцу» [2, с. 100]. Существует Цель, Причина и Действие, это три начала, которые есть во всём, что было сотворено. «Господь от вечности, который есть Иегова, произвёл из Самого Себя Солнце мира духовного и из него сотворил Вселенную и всё в ней» [2, с. 186].

Сведенборг особо подчёркивал единство, союз с Богом. Он считал, что Господь Иисус Христос есть один единственный Бог. Этот Господь Иисус является богочеловеком - человеком по своему телу, но Богом Иеговой по духу. «Бытие и существование в богочеловеке суть раздельно одно» [2, с. 25]. Духовное возрождение необходимо для того, чтобы установить связь с Господом Богом. Искупление есть покорение ада, восстановление порядка на небесах и подготовка земли для новой духовной церкви. Сведенборг не придерживался доктрины искупления кровью. Он настаивал, что искупление - это деятельность, которая освобождает сознание человека от власти ада посредством всего процесса жизни Божьей на земле. Све-денборг учил, что день Суда (в первую христианскую эру) уже был в духовном мире и что он присутствовал там и был свидетелем этого суда! [3-4].

Церковь Сведенборга называется сейчас Церковью Нового Иерусалима. Во всём мире насчитывается лишь около сорока тысяч членов организованных Церквей Сведенборга, из них приблизительно шесть тысяч живут в Соединённых Штатах и Канаде.

Заключение

Оценивая значение этого человека и его учения, нужно отметить, что он был учёным, чьи достижения трудно переоценить, что он написал тридцать проницательных и глубоких трудов по теологическим вопросам. Был ли он безумцем? Существуют определённые симптомы, неизменно отмечаемые у психопатических личностей, но у Сведенборга не было ни одного из этих симптомов. Он просто претендовал на обладание по эту сторону могилы некоторой силой входить в контакт с духовным миром и понимать его. Наиболее ценный и выдержавший испытание временем вклад Сведенборга в религиозное мышление и жизнь проявился в той степени, в которой он заставил человека осознать невидимый духовный мир. Современные христиане мало обращают внимания на небеса. Они верят в абсолютную божественность Иисуса Христа, верят в его искупительную жертву. И очень мало о небесах в мыслях большинства христиан, в проповедях, которые они слушают, в книгах и статьях по религии, которые они читают. Небеса и ангелы почти ушли из современной религии. Величайший вклад Све-денборга оказался в том, что он вернул обратно небеса и ангелов в человеческое мышление и жизнь. Он заставил людей осознать аспект их веры, который они всегда принимали, но к которому стали нечувствительны. Такое осознание потустороннего великолепия обогатит любого христианина.

Учение Сведенборга представляет интерес не только для верующих, но и для всех, интересующихся историей философии, особенно теософией.

Литература

1. Сведенборг Э. Тайны неба / Сведенборг Э. Тайны неба. - Киев: «Пресса Украины», «Пор-Рояль».

- 1993. - 256 с.

2. Сведенборг Э. Мудрость ангельская о божественной любви и божественной мудрости / Сведенборг Э. Мудрость ангельская о божественной любви и божественной мудрости. - Львов: Инициатива; М.: АСТ. - 1999. - 731 с.

3. Сведенборг Э. О небесах. О мире духов и об аде / Сведенборг Э. О небесах, о мире духов и об аде.

- Киев: Украина, 1993. - 334 с.

4. Сведенборг Э. Тайны небесные / Сведенборг Э. Тайны небесные. - М.: АСТ: Ермак, 2003. - 555 с.

References

1. Svedenborg Je. Tajny neba / Svedenborg Je. Tajny neba. - Kiev: «Pressa Ukrainy», «Por-Rojal'». - 1993.

- 256 s.

2. Svedenborg Je. Mudrost' angel'skaja o bozhestvennoj ljubvi i bozhestvennoj mudrosti / Svedenborg Je. Mudrost' angel'skaja o bozhestvennoj ljubvi i bozhestvennoj mudrosti. - L'vov: Iniciativa; M.: AST. - 1999. -731 s.

3. Svedenborg Je. O nebesah. O mire duhov i ob ade / Svedenborg Je. O nebesah, o mire duhov i ob ade. -Kiev: Ukraina, 1993. - 334 s.

4. Svedenborg Je. Tajny nebesnye / Svedenborg Je. Tajny nebesnye. - M.: AST: Ermak, 2003. - 555 s.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.