Научная статья на тему 'Эмиграционные настроения среди студентов вузов города Владивостока в 2009 году'

Эмиграционные настроения среди студентов вузов города Владивостока в 2009 году Текст научной статьи по специальности «Социологические науки»

CC BY
54
11
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
МЕЖДУНАРОДНАЯ МИГРАЦИЯ СПЕЦИАЛИСТОВ / РЫНОК ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫХ УСЛУГ / ПМЖ (ПОСТОЯННОЕ МЕСТО ЖИТЕЛЬСТВА) / ИМПОРТЕР / ЭКСПОРТЕР ИНОСТРАННОЙ РАБОЧЕЙ СИЛЫ / МОТИВАЦИЯ МИГРАЦИИ / PERMANENT PLACE OF RESIDENCE (DOMICILE) / INTERNATIONAL MIGRATION OF SPECIALISTS / EDUCATIONAL SERVICES MARKET / IMPORTER / EXPORTER OF FOREIGN MAN POWER / MIGRATION MOTIVATION

Аннотация научной статьи по социологическим наукам, автор научной работы — Безруков Иван Сергеевич

В статье рассматриваются причины эмиграционного настроения студентов основных вузов Приморского края и приводятся рекомендации и основные направления общественной деятельности для снижения напряженности и негативных тенденций в миграционном развитии Дальнего Востока.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Emigrational attitide among students of higher educational institutions in Primorskiy region

Reasons of students' emigration attitude in Primorskiy region are discussed in the article. Recommendations and main directions of social activities for reducing tensions and negative trends in the migration of the Far East of Russia are outlined. Sample group includes students of major universities in Primorskiy region.

Текст научной работы на тему «Эмиграционные настроения среди студентов вузов города Владивостока в 2009 году»

ЭМИГРАЦИОННЫЕ НАСТРОЕНИЯ СРЕДИ СТУДЕНТОВ ВУЗОВ ГОРОДА ВЛАДИВОСТОКА В 2009 ГОДУ

И.С. Безруков

Камчатский государственный технический университет, г. Петропавловск-Камчатский, 683003

e-mail: [email protected]

В статье рассматриваются причины эмиграционного настроения студентов основных вузов Приморского края и приводятся рекомендации и основные направления общественной деятельности для снижения напряженности и негативных тенденций в миграционном развитии Дальнего Востока.

Ключевые слова: международная миграция специалистов, рынок образовательных услуг, ПМЖ (постоянное место жительства), импортер, экспортер иностранной рабочей силы, мотивация миграции.

Emigrational attitide among students of higher educational institutions in Primorskiy region. I.S. Bezrukov (Kamchatka State Technical University, Petropavlovsk-Kamchatskiy, Russia, 683003)

Reasons of students’ emigration attitude in Primorskiy region are discussed in the article. Recommendations and main directions of social activities for reducing tensions and negative trends in the migration of the Far East of Russia are outlined. Sample group includes students of major universities in Primorskiy region.

Key words: international migration of specialists, educational services market, permanent place of residence (domicile), importer, exporter of foreign man power, migration motivation.

Одной из характерных особенностей развития процессов интернационализации хозяйственной жизни и продвижения к постиндустриальному обществу является международная миграция высококвалифицированных специалистов. Границы независимых государств стали более прозрачными не только для движения товаров и капитала, но и для миграции высококвалифицированных специалистов. Приток в страну высококвалифицированных кадров является результатом реализации политики приоритетного развития науки и техники, и по существу страна получает дополнительный бесплатный ресурс. И наоборот, отток из страны таких специалистов рассматривается как «утечка умов» и потеря национального интеллектуального потенциала [5].

Проблема миграции специалистов из России в основном научных работников и преподавателей вузов является предметом широкого обсуждения. Эти дискуссии связаны с отсутствием полных достоверных статистических данных об эмигрировавших ученых и специалистах, а также о масштабах временной трудовой и учебной миграции. Доступные и достоверные данные есть лишь о выезжающих на постоянное место жительства (ПМЖ) за рубеж.

Статистический учет мигрантов до 1992 г. проводился на уровне социальнопрофессиональных групп, где категория научных работников и специалистов включалась в состав группы служащих. Лишь с 1992 г. УВИР МВД разработал новую форму сведений о мигрантах по уровню образования и ученым степеням, а также по видам занятий или источникам средств существования. Это позволило наиболее точно оценить эмиграцию высококвалифицированных кадров и связанные с ней потери России.

Недостаточная полнота статистической информации не позволяет оценить масштабы межгосударственной миграции и структурные характеристики. Необходимы данные, полученные на основе социологических опросов и экстренных оценок. Такой анализ включает этнический состав миграционного потока. Отраслевая структура занятости населения региона выхода мигрантов, уровень образования, половозрастная структура населения и особенности иммиграционной политики принимающей страны дадут общую и более достоверную характеристику миграционных потоков высококвалифицированных специалистов [3].

Современная Россия вошла в мировой рынок труда, прежде всего, как импортер иностранной рабочей силы, хотя большинство экспертов предрекали обратное. После принятия Закона «О въезде в Российскую Федерацию и выезде из Российской Федерации» в 1991 г. прошло достаточно времени для анализа места России в международной миграции.

В последнее десятилетие экспорт рабочей силы из России приобрел устойчивый, хотя и небольшой по масштабу, характер. Россия, несмотря на разницу в зарплатах по сравнению с экономически развитыми странами, не стала крупным экспортером рабочей силы. Можно

констатировать, что значительного оттока рабочей силы из России не произошло. Основными причинами можно назвать: языковой барьер, связанный с «железным занавесом», слабая информационная база по трудоустройству за рубежом, почти полное отсутствие опыта посреднических фирм, высокой конкуренции на международном рынке труда.

Экспорт рабочей силы из России в 90-е гг. составлял от 80 до 100 тыс. чел. ежегодно. К началу 2000 г. численность эмигрантов составила 62,3 тыс. чел. [1].

В составе основных групп трудовых мигрантов экипажи морских судов (Кипр, Великобритания, Греция, Япония, Сингапур). Помимо представителей морских профессий в экспорте участвовали инженерно-технические работники (4,1 тыс. чел.) и работники искусства (в основном музыканты, певцы, танцоры, артисты цирка, выступающие без знания языка). Российскими районами выхода рабочей силы являются крупные морские порты (Санкт-Петербург, Новороссийск, Владивосток и др.). Общая доля российских граждан, выехавших за рубеж через посредничество фирм по трудоустройству, составляет 80%.

Выезд российских граждан за рубеж на строящиеся объекты на коммерческой основе в Индию, Пакистан, Португалию, Мальту и Йемен составляет незначительную долю от общего числа. Можно предположить, что в перспективе роль экспорта рабочей силы может быть усилена при увеличении экспорта машин и оборудования из России или при возобновлении практики технической помощи развивающимся странам.

Проведенный А. Каменским [2] анализ образовательного уровня россиян, выезжающих за рубеж в 2001 г., показал наличие высшего образования более чем у трети, среднего специального - почти у половины. Если принять лиц с высшим и средним специальным образование за квалифицированную рабочую силу, то на ее долю приходится 82% (из 45,8 тыс. чел.). Доля высококвалифицированных кадров, выехавших в Либерию, Нидерланды, Грецию и на Кипр, составила

в пределах 90-94%, а наименьшие показатели - в Республику Корея - 63,4%, Японию - 66,7%, Великобританию - 71,4%, Сингапур - 78,6%. Лица с высшим образованием выехали в США -66,7%, Либерию - 62,5% и Нидерланды - 61,5%.

В рамках разработки мер по сокращению оттока населения с территории Дальнего Востока особенно важной является задача закрепления и привлечения молодежи. Являясь наиболее мобильной социальной группой, молодежь всегда стремится к познанию нового, а реалии современного социального устройства стимулируют ее к проявлению особой настойчивости в достижении своих целей. Отсутствие миграционных ограничений и неравномерность экономического развития территорий способствуют тому, что наиболее перспективная и активная часть молодого населения покидает пределы Приморья и выезжает в западные регионы страны. Значительная часть молодых людей настроена на поиск места самореализации за рубежом, где, по их мнению, есть больше возможностей для карьерного и социального роста.

С целью изучения эмиграционных настроений в студенческой среде вузов г. Владивостока в 2009 г. межвузовской исследовательской группой преподавателей ВГУЭС был проведен социологический опрос. В ходе данного исследования выяснялась мотивация принятия решения о выезде за рубеж для постоянной работы и жительства, а также факторы, влияющие на эмиграционные настроения студентов [4].

Проблема «экспорта» молодых специалистов и «утечки умов» за границу является сейчас особенно актуальной. За рубежом ценятся молодые российские специалисты и, несмотря на попытки организовать благоприятные условия для закрепления молодых специалистов внутри страны, эта проблема еще очень далека от своего решения.

Владивосток является студенческим городом, где сосредоточено большое количество учебных заведений. В вузах города обучаются около 150 000 студентов.

В ходе исследования были опрошены студенты наиболее крупных вузов города, обучающиеся на различных специальностях.

Обобщенные результаты исследования не являются оптимистичными. После окончания вуза хотели бы уехать в другую страну для постоянного проживания и работы около 30% опрошенных студентов. Не рассматривают возможность эмиграции - 44%, а не определились и затруднились ответить - 26% респондентов (рис. 1).

□ Есть желание эмигрировать

□ Нет желания эмигрировать

□ Затруднились ответить

Рис. 1. Эмиграционное настроение среди студентов вузов г. Владивостока

Конечно, следует понимать, что многие молодые люди при ответе на вопрос о желании поехать за границу на постоянное место жительства не будут отражать реальных цифр по эмиграции, но общее настроение не является утешительным.

По результатам исследования можно сделать вывод, что интерес к эмиграции больше проявляют девушки (33,3%), чем юноши (26,3%) (рис. 2).

Можно предположить, что такое распределение является следствием заинтересованности части молодых женщин в выезде за границу с целью создания семьи. Ситуация, возникшая еще с распадом Советского Союза, когда многие россиянки стремились выйти замуж за гражданина другой страны, не особенно задумываясь о последствиях, в настоящее время изменилась. Сегодняшние девушки гораздо более информированы и прагматичны, но такой мотив по-прежнему остается актуальным.

Мужчины

Женщины

0% 20% 40% 60% 80% 100%

■ Желание эмигрировать □ Нет желания эмигрировать □ Затруднились ответить

Рис. 2. Зависимость желания эмигрировать от полового признака

Выявлена некоторая зависимость желания эмигрировать от курса, на котором обучался опрошенный студент. Так, заметное повышение доли на начальных курсах и максимальное количество желающих эмигрировать за границу на средних курсах заметно сокращается у студентов-выпускников.

Вероятно, по мере взросления и накопления опыта молодые люди начинают более адекватно воспринимать перспективы успешной адаптации в другой культурной и социальной среде при эмиграции. Кроме того, многие студенты к моменту окончания вуза уже находят себе работу по специальности и вопросы переселения в поисках лучшей жизни становятся для них менее актуальными.

Результаты исследования показали наличие связи между желанием эмигрировать за рубеж и уровнем знания иностранного языка. Так, среди студентов, желающих выехать за рубеж для постоянного проживания и работы, свободно владеют английским языком 31%, а среди студентов, не рассматривающих возможность эмиграции, только 21% свободно владеют английским языком. Хотя подавляющее большинство респондентов в разной степени владеют иностранным языком, в целом студенты владивостокских вузов получают хорошую языковую подготовку. Кроме того, многие студенты изучают второй иностранный язык (рис 3).

Студенческие годы - это время, когда молодые люди не обременены большими заботами, семьей, работой и т. п. Студенты стремятся путешествовать и используют возможности выезда в другие регионы и страны.

В результате исследования выявлено, что по причине оторванности регионов Дальнего Востока от центра только четверть студентов никогда не выезжали в другие страны (24%), при

26,3% 50,0% 23,7%

33,3% 39,5% 27,2%

этом никогда не были в Москве больше половины опрошенных (56%). Многие студенты посещали зарубежные страны по два раза и более.

0% 10% 20% 30% 40% 50%

■ Базовый уровень ■ Средний уровень ■ Свободный уровень

Рис. 3. Знание иностранных языков среди всех опрошенных

Таким образом, отдаленность Приморья от центральной части страны и опыт поездок в страны, расположенные в непосредственной близости от региона, способствует тому, что отношение к возможности эмиграции за рубеж у многих молодых людей становится более естественным и реалистичным. Среди студентов, выезжавших за границу, доля желающих эмигрировать выше, чем среди студентов, не посещавших другие страны.

Среди стран, которые респонденты посещали во время обучения в вузе, наиболее часто упоминались: Китай (52%), США (20%) и Южная Корея (6%). Более подробное распределение по странам представлено на рис. 4.

Другие страны 18,1%

Япония

3,0%

Корея

5,5%

США

20,б%

Рис. 4. Распределение поездок по странам

Посещение Китая большинством из студентов, выезжавших за границу, в первую очередь связано с близким географическим расположением, доступностью путевок и низкими ценами. Посещаемость США (20% из числа студентов, выезжавших за рубеж), вероятно, отражает результативность работы различных обучающих программ, а также программ, совмещающих временную работу и туризм (Week and Travel), пользующихся большой популярностью у студентов владивостокских вузов.

Среди целей поездок в другие страны доминирует туризм (52%), однако значительная доля студентов выезжали за рубеж для работы (20%) и учебы (14%) (рис. 5).

■ Учеба/стажировка (14%) ■ Работа (20%)

■ Туризм и отдых (52%) ■ Посещение родственников и знакомых (6%)

■ Участие в официальном мероприятии (4%) ■ Другие цели (4%)

Р

ис. 5. Цели поездок

Финансирование учебы за рубежом чаще всего берут на себя родители (69%). Самостоятельно

финансируют свои поездки за границу около 14% студентов. В основном это молодые люди, выезжающие с целью временной, сезонной работы. Иногда финансирование поездок осуществляет принимающая сторона (7%) в рамках официальных мероприятий или посещения родственников (рис. 6).

I Самостоятельно (14%)

I Российская организация (3%)

I Родители и родственники (69%) I Затруднились ответить (7%)

I Принимающая сторона (7%)

Рис. 6. Источники финансирования

Большая часть студентов, работавших за границей, была задействована в сфере услуг (53%) и торговли (21%) (рис. 7).

2%

10%

2%

2%

I Сфера услуг (53%)

I Строительство (2%)

I Затруднились ответить (10%)

I Торговая сфера (21%)

I Индустрия развлечений (10%)

I Домашнее обслуживание (2%) Другие (2%)

Рис. 7. Сферы занятости работавших за рубежом студентов (п = 36)

Несмотря на значительную долю студентов, выезжавших за рубеж с целью временной работы (20%), среди мотивов поездок желание заработать указали лишь 9% из студентов, посещавших другие страны. Большая часть респондентов этой группы стимулированы желанием путешествовать (32%) и изучением иностранного языка (29%).

Желание временно поработать в той или иной стране высказали многие из опрошенных (47%), видя в этом шанс посмотреть другие страны, найти друзей, получить хорошую языковую практику, возможность установить деловые отношения, а также возможность заработать (рис. 8).

6%

3%

29%

32%

9%

8%

13%

I Хотелось путешествовать и посмотреть другие страны (32%)

I Необходимо было заработать деньги (9%)

I Хотел повысить уровень образования (13%)

I Хотел получить новый опыт работы (8%)

I Хотел выучить иностранный язык (29%)

I Хотел установить контакты за рубежом (6%)

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

I Затруднились ответить (3%)

Рис. 8. Мотивация студентов, выезжавших за рубеж с целью учебы/стажировки или работы Список стран, куда респонденты предпочли бы поехать на временную работу, возглавляют: США (84%), Австралия (38%), Германия (24%) и Канада (22%) (рис 9).

США "

Австралия Г ермания Канада Китай Англия Новая Зеландия Франция Швеция Япония Италия Корея Другие страны Затруднились ответить

Рис

Список стран, в которые респонденты хотели бы выехать для постоянного проживания, несколько отличается от предыдущего, хотя наиболее привлекательными по-прежнему являются англоязычные страны с относительно недавним историческим опытом эмиграционного заселения: США (24%), Австралия (19%), Канада (11%) и Новая Зеландия (8%). Отдельные страны с давней и особой традиционной культурой, также являются привлекательным местом для постоянного проживания (рис. 10).

8,0%

10,0% 10,0% 8,0% 8,0% 8,0% ■■ 6,0% ■■ 6,0% 8,0% ■ 22,0% 28,0%

. 9. Страны, предпочитаемые студентами для временной работы

Канада

11%

Рис. 10. Страны, предпочитаемые студентами для постоянного проживания и работы

Представление об уровне заработной платы у студентов, желающих работать за рубежом, довольно размытое, и, по мнению большинства студентов этой группы (58%), диапазон предполагаемой оплаты за их труд лежит в пределах от 1000 до 5000 евро в месяц (в пересчете на евро

с разных валют, которые назывались респондентами) (рис. 11).

Затруднились ответить 10 000€ и более в месяц От 5000 до 10 000€ в месяц От 1000 до 5000€ в месяц Меньше 1000€ в месяц

0% 20% 40% 60% 80% 100%

□ Желающие временно работать ■ Желающие временно работать с вероятной эмиграцией

Рис. 11. Уровень ожидаемой заработной платы за рубежом

Основными мотивами для временной работы за рубежом являются: возможность улучшить знание иностранного языка (23,6%), повышение перспектив карьерного роста, связанных с получением опыта работы за границей (21,6%), а также высокий уровень оплаты труда (19,3%) (рис. 12).

0% 10% 20% 30% 40% 50%

Там можно хорошо выучить язык

Работа за рубежом улучшит перспективы моего карьерного роста

Там лучше оплачивается труд

Там можно повысить квалификацию

Там можно получить новые знания по профессии и освоить передовые технологии Хочу затем остаться на постоянное место жительства за рубежом

Другое

Затруднились ответить

Рис. 12. Мотивация работы за рубежом

Основным источником информации при поиске работы за рубежом для большинства студентов является Интернет (29,6%). Кроме того, в поисках работы им часто помогают знакомые и родственники (25,8%), а многие студенты (23,3%) используют личные контакты, установленные за рубежом во время предыдущих поездок (рис. 13).

0% 10% 20% 30% 40% 50%

Через Интернет Через своих знакомых и родственников Через личные контакты Через Федеральную миграционную службу России Через газеты, издаваемые за рубежом Другим способом Затруднились ответить

1,9%

0,4%

_________

10% J 2% 23%

1 12% ''0

1 12%

8%

16

□ 5

8%

Рис. 13. Источники информации для поиска работы

На решение о поиске работы за рубежом с возможной последующей эмиграцией влияют многие факторы. В первую очередь это отсутствие хорошо оплачиваемой работы у себя на родине (26%), наличие контракта для работы по специальности в иностранной компании (23%) или контракта для работы по другим специальностям (18%). Значительная часть студентов, настроенных на поиск работы за рубежом, планируют сделать это независимо от наличия контрактов

и в любом случае попытаются уехать на работу за границей (23%) (рис. 14).

0%

10%

20%

30%

40%

50%

Если не найдут хорошо оплачиваемую работу в России В любом случае планируют уехать на работу за границу Если будут иметь контракт за рубежом по специальности Если будут иметь любой контракт за рубежом Если не найдут интересную работу в России Если не найдут работу по специальности в России

Другое

Затруднились ответить

Рис. 14. Факторы, влияющие на решение о поиске работы за границей

Интересно отметить, что для студентов, принявших участие в исследовании, наличие интересной работы и работы по специальности гораздо менее важно, чем уровень заработной платы. Таким образом, можно сделать вывод, что уровень оплаты труда является доминирующим фактором, влияющим на решение о поиске работы за рубежом, и многие молодые специалисты готовы работать по любой специальности при условии высокой заработной платы. На рис. 15 отражено распределение наиболее важных причин желания эмигрировать за границу, которые наиболее часто упоминались респондентами.

0%

10%

20%

30%

40%

50%

Там более спокойная и благополучная жизнь Там более высокий уровень заработной платы Там есть уверенность за свое будущее и будущее детей Там есть возможность путешествовать Там соблюдаются законы Там есть возможность карьерного роста

Другое I 0

Рис. 15. Наиболее значимые причины, вызывающие желание жить за рубежом

Можно отметить, что в сумме указанных мотивов стабильность, уверенность в завтрашнем дне и общее благополучие жизни в привлекательных для респондентов странах значительно превышает мотив высокой заработной платы. Возможность карьерного роста мотивирует лишь 8,1% из числа желающих эмигрировать в другую страну для постоянного проживания.

Основными недостатками проживания студенты, желающие эмигрировать, считают низкую заработную плату (28,7%), социальную и политическую нестабильность (25,9%), также отсутствие безопасности (17,6%) и неуверенность за будущее своих детей (9,3%) (рис. 16).

Низкий уровень заработной платы Нестабильность политического социальноэкономического положения

Отсутствие безопасности

Неувереность за будущее детей

Невозможность карьерного роста

Невозможность устроить личную жизнь

Другое

Затруднились ответить

1

8,7%

1 17 ,6%

5,6% 1 3,7% 1 1,9% 9,3% %

Рис. 16. Факторы, определяющие желание эмигрировать из страны

Однако результаты исследования показывают, что значительная часть студентов, желающих искать работу за рубежом с возможной последующей эмиграцией на постоянное место жительства, готовы пересмотреть свои планы и остаться для работы в регионе. Наиболее важным для этого является наличие хорошо оплачиваемой работы с перспективами карьерного роста и приносящей удовлетворение (рис. 17).

0%

10%

20%

30%

40%

50%

Работа должна хорошо оплачиваться

Работа должна быть интересной и приносить удовлетворение

Должны быть перспективы профессионального роста

Работа должна иметь социальный пакет

Работа должна быть с командировками, в том числе за рубежом

Другое

5,3% 3,4% 1,5%

Затруднились ответить I 0,5%

29,5%

7,4%

Рис. 17. Факторы, понижающие вероятность эмиграции

Уровень заработной платы, который способен удовлетворить молодых специалистов на первом этапе их карьерного роста, после окончания вуза лежит в пределах от 1000 до 3000 евро в месяц (в пересчете на евро с разных валют, которые назывались респондентами). Это заметно ниже ожиданий от уровня заработной платы за границей, однако значительно превышает текущий уровень средней заработной платы в регионе и в целом по России (рис. 18).

Рис. 18. Желаемый уровень заработной платы молодого специалиста Средний желаемый уровень заработной платы молодого специалиста на отечественном

предприятии составил 1584 евро (по всей выборке). По мнению студентов, планирующих искать работу за границей, средний уровень заработной платы должен составлять 2157 евро. Это заметно выше среднего желаемого уровня по всей выборке участников исследования, но ниже уровня ожидаемой заработной платы за границей.

По мнению опрошенных, для сокращения эмиграции молодых специалистов необходимо обеспечить достойный уровень заработной платы на отечественных предприятиях (21%), гарантировать работу молодым специалистам после окончания вуза (18%), а также обеспечить их социальными гарантиями и жильем (18%) (рис. 19).

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

0% 10% 20% 30% 40% 50%

1 г

Повышать (стимулировать рост) заработной платы 21,0%

Обеспечить жильем молодых специалистов 1 8,0%

Г арантировать работу молодым специалистам 1 8,0%

Обеспечивать социальными гарантиями 8 ,0%

Г арантировать возможность стажировок и повышения квалификации за рубежом после окончания вуза 5,0%

Другое | 0,5%

Рис. 19. Меры, способствующие снижению эмиграционных настроений

Результаты проведенного исследования позволяют сделать вывод о наличии высокого уровня эмиграционных настроений среди студентов вузов Владивостока. Учитывая географическую близость стран АТР и повышение доступности зарубежных поездок для многих молодых людей, наличие таких настроений несет реальную угрозу повышения оттока молодых специалистов из региона. Эта проблема требует особого внимания и разработки специальных мер по повышению привлекательности жизни в Приморье для молодых людей.

Закрепление на территории края молодых специалистов, имеющих высокий уровень профессиональной и языковой подготовки, активную жизненную позицию и желание улучшить свою жизнь, является важной задачей. Эмиграция за рубеж и миграция в центральные регионы России наиболее перспективной части молодого населения Приморья способна нанести ощутимый урон экономике региона, и эта проблема требует серьезного изучения и внимания со стороны государственных органов и общества в целом.

Литература

1. Малаха И. К вопросу об «утечке умов» из России во второй половине 1990-х гг. // Мир в зеркале международной миграции: Сб. статей. - М.: МАКС Пресс, 2002. - С. 149.

2. Каменский А. Современное участие России в международной трудовой миграции // Мир в зеркале международной миграции: Сб. статей. - М.: МАКС Пресс, 2002. - С. 101.

3. Безруков И. С. Актуальные проблемы использования иностранной рабочей силы в экономике Дальнего Востока // Развитие населенческого потенциала Востока России. - Хабаровск: ДВО РАН, 2006. - С. 5-11.

4. Безруков И.С. Влияние иностранной рабочей силы на социальную эффективность развития Дальнего Востока // Вестник Владивостокского государственного университета экономики и сервиса. Институт менеджмента, бизнеса и экономики. Кафедра маркетинга и коммерции. -Владивосток: Изд-во ВГУЭС, 2007. - С. 9-31.

5. Безруков И.С., Юрова Т.В. Влияние рынка образовательных услуг КНР на рынок труда Приморья в перспективе до 2012 г. // Вестник Владивостокского государственного университета экономики и сервиса. Институт менеджмента, бизнеса и экономики. Кафедра маркетинга и коммерции. - Владивосток: Изд-во ВГУЭС, 2009. - С. 4-18.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.