Научная статья на тему 'ЭЛЛИНСТВО И ПРАВОСЛАВИЕ. ЧТО НАМ ДО ГЕКУБЫ И ЧТО ГЕКУБЕ ДО НАС? (О РУКОПИСЯХ П.А. ФЛОРЕНСКОГО)'

ЭЛЛИНСТВО И ПРАВОСЛАВИЕ. ЧТО НАМ ДО ГЕКУБЫ И ЧТО ГЕКУБЕ ДО НАС? (О РУКОПИСЯХ П.А. ФЛОРЕНСКОГО) Текст научной статьи по специальности «Философия, этика, религиоведение»

CC BY
40
9
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
русская религиозно-философская мысль / отечественное платоноведение / черновики к лекциям Флоренского в Московской духовной академии / Russian religious and philosophical thought / Russian Platonic studies / Florensky’s drafts for lectures at the Moscow Theological Academy

Аннотация научной статьи по философии, этике, религиоведению, автор научной работы — Флоренский Иван Васильевич

Предлагаемые для публикации рукописи П.А. Флоренского посвящены Платону и эллинизму. Описывается внешний вид, физические свойства, характер публикуемых материалов. Документы располагаются в хронологическом порядке. Объединенные одним тематическим блоком и хронологическим периодом с 1911 по 1915 г., материалы рассматриваются в качестве взаимодополняющих друг друга и раскрывающих позицию философа по данной проблематике. Приводятся некоторые события из жизни Флоренского, которые связаны с созданием данных рукописей. В них философ отмечает, что эллинство и православие схожи в том, что своей задачей они ставят создание прекрасной личности. Как эллинизму, так и православию свойственно чувство пессимизма в отношении дольнего мира и оптимизма в отношении горнего мира. Однако он считает глупостью «выводить» православие из чего-либо, а не считать его порождением собственных сил существа Церкви. Платона Флоренский видит тем, кто говорил православно до Христа.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по философии, этике, религиоведению , автор научной работы — Флоренский Иван Васильевич

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

P.A. FLORENSKY’S MANUSCRIPTS ABOUT PLATO AND HELLENISM

Florensky’s manuscripts proposed for publication are dedicated to Plato and Hellenism. They were written in the period 1911-1915. In them, Florensky notes that Hellenism and Orthodoxy are similar in their task: it is to create a beautiful personality. Both Hellenism and Orthodoxy are characterized by a sense of pessimism in relation to this world and optimism in relation to the celestial world. However, the philosopher considers it to be foolish to “deduce” Orthodoxy from anything, and not to consider it to be a product of the Church’s own powers. Florensky sees Plato as a person who spoke in the Orthodox way before Christ.

Текст научной работы на тему «ЭЛЛИНСТВО И ПРАВОСЛАВИЕ. ЧТО НАМ ДО ГЕКУБЫ И ЧТО ГЕКУБЕ ДО НАС? (О РУКОПИСЯХ П.А. ФЛОРЕНСКОГО)»

ВЕСТНИК МОСКОВСКОГО УНИВЕРСИТЕТА. СЕРИЯ 7. ФИЛОСОФИЯ. 2023. Т. 47. № 4. С. 32-40 LOMONOSOV PHILOSOPHY JOURNAL. 2023. Vol. 47. No. 4. P. 32-40

ИСТОРИЯ ФИЛОСОФИИ

Научная статья

УДК 1.271.2

doi: 10.55959^Ш201-7385-7-2023-4-32-40

ЭЛЛИНСТВО И ПРАВОСЛАВИЕ.

ЧТО НАМ ДО ГЕКУБЫ И ЧТО ГЕКУБЕ ДО НАС?

(О РУКОПИСЯХ П.А. ФЛОРЕНСКОГО)

И.В. Флоренский

Московский государственный университет имени М.В. Ломоносова, 119991,

Ленинские горы, МГУ, учебно-научный корпус «Шуваловский», г. Москва,

Россия

Предлагаемые для публикации рукописи П.А. Флоренского посвящены Платону и эллинизму. Описывается внешний вид, физические свойства, характер публикуемых материалов. Документы располагаются в хронологическом порядке. Объединенные одним тематическим блоком и хронологическим периодом с 1911 по 1915 г., материалы рассматриваются в качестве взаимодополняющих друг друга и раскрывающих позицию философа по данной проблематике. Приводятся некоторые события из жизни Флоренского, которые связаны с созданием данных рукописей. В них философ отмечает, что эллинство и православие схожи в том, что своей задачей они ставят создание прекрасной личности. Как эллинизму, так и православию свойственно чувство пессимизма в отношении дольнего мира и оптимизма в отношении горнего мира. Однако он считает глупостью «выводить» православие из чего-либо, а не считать его порождением собственных сил существа Церкви. Платона Флоренский видит тем, кто говорил православно до Христа.

Ключевые слова: русская религиозно-философская мысль, отечественное платоноведение, черновики к лекциям Флоренского в Московской духовной академии

© И.В. Флоренский, 2023 lgj®®J

HISTORY OF PHILOSOPHY

Original article

P.A. FLORENSKY'S MANUSCRIPTS

ABOUT PLATO AND HELLENISM

I.V. Florensky

Lomonosov Moscow State University, Leninskie Gory, Moscow, Teaching and

Scientific Building "Shuvalovsky", 119991, Russia

Florensky's manuscripts proposed for publication are dedicated to Plato and Hellenism. They were written in the period 1911-1915. In them, Florensky notes that Hellenism and Orthodoxy are similar in their task: it is to create a beautiful personality. Both Hellenism and Orthodoxy are characterized by a sense of pessimism in relation to this world and optimism in relation to the celestial world. However, the philosopher considers it to be foolish to "deduce" Orthodoxy from anything, and not to consider it to be a product of the Church's own powers. Florensky sees Plato as a person who spoke in the Orthodox way before Christ.

Keywords: Russian religious and philosophical thought, Russian Platonic studies, Florensky's drafts for lectures at the Moscow Theological Academy

Публикуемые рукописи П.А. Флоренского (1882-1937) посвящены Платону и эллинизму, в них он размышляет о греческом философе, о его значении для греческой культуры, сердцевиной которой Флоренский видит именно платоновскую философию. В этих рукописях отец Павел говорит также о связи этого мощного греческого течения с православием, о тех векторах, которые схожи в православной вере и эллинизме в широком смысле.

Для отца Павла имя Платона оставалось центральным в философии: «Европейская философия вышла из рук Платона» [1, 145.], — пишет философ. Анализ данных рукописей может способствовать более точному пониманию интерпретации платонизма Флоренским и его собственной философской и богословской мысли. В своем анализе платонизма отец Павел особое внимание уделял его связи с православием. Данные рукописи явно определяют характер корреляции между платонизмом и православием с точки зрения философа.

Их содержание, на первый взгляд, может показаться незначительным: черновики к планируемым лекциям в Московской духовной академии (МДА), гимны о любви св. Иерофея Афинского, короткие заметки и размышления. Однако каждый из публикуемых

фрагментов раскрывает отца Павла как мыслителя, исследователя и верующего священника. Стоит отметить, что данные тексты, наряду с другими, посвященными Платону и смежным темам, философ собрал в отдельную папку, подписав ее с боковой стороны «Платонъ». Сюда вошли самые различные письменные работы, связанные с греческим философом в частности и с греческой культурой в целом. Это исследования Флоренского в области платоноведения, лекции философа, которые он читал в МДА по античной философии, его воспоминания и размышления.

П.А. Флоренский справедливо считается платоником (см.: [2, 6]). Предлагаемые к публикации фрагменты имеют определенное значение для отечественного платоноведения. Но данные рукописи имеют и апологетический статус, они прямо показывают, что Флоренский, хоть и видел связь между православием и платонизмом, в то же время не выводил первое из второго.

Фрагмент 1 представляет собой вводную лекцию Флоренского в МДА по теме «эллинизм». Написана эта лекция 21 сентября 1911 г. Уже в это время Флоренский работал над своей магистерской диссертацией «О духовной истине. Опыт православной теодицеи», которая многократно редактировалась, а в 1914 г. получила свое окончательное оформление и была издана под названием «Столп и утверждение истины. Опыт православной теодицеи в двенадцати письмах». Тем самым стоит подчеркнуть, что размышления Флоренского об эллинской философии и работа над одним из важнейших трудов его жизни проходили одновременно, что не могло не оказать влияния на ход философской мысли Флоренского в его работе «Столп и утверждение истины».

Во фрагменте 1 имеется вклеенный на клетчатой бумаге листок, имеющий дату «декабрь 1909 года», как раз в это время, в конце ноября и начале декабря, Флоренский читает курс лекций студентам МДА по теме «Софисты» (см.: [3, 157]). За год до этого, 11 сентября 1908 г., им была прочитана пробная лекция в Московской духовной академии «Общечеловеческие корни идеализма» (см.: [3, 144]), которая в 1909 г. была опубликована в «Богословском вестнике». Именно она выражала основополагающие концепты, на которых формировалось впоследствии мироощущение философа (см.: [4, 71]). Это признание двухуровневой системы мира и непосредственное стремление к горнему миру, что, с точки зрения Флоренского, характерно как для идеализма, так и для всякой религии. Однако как соотносятся идеализм, эллинизм и православие по Флоренскому?

В данном тексте «эллинизм» — это не период в истории после смерти Александра Македонского, который отмечается широким распространением греческой культуры. Флоренский под данным термином понимает «эллинство», то есть культуру Древней Греции и, вероятно, именно классический период древнегреческой культуры У-1У вв. до н.э., ведь именно в это время жил Платон, который, по Флоренскому, имел особое значение для эллинизма и во многом задавал вектор развития древнегреческой культуры того периода. Для Флоренского платонизм шире, чем собственно учение Платона (см.: [2, 6]), и включает в себя и эллинство, они становятся нераздельными, так как для них характерно важнейшее для мыслителя ощущение пессимизма в отношении дольнего мира и оптимизма в отношении горнего мира. Такое же ощущение характерно и для православия. Идеализм, в свою очередь, понимается Флоренским синонимом слова «платонизм».

Исследователь Л.Я. Подвойский рассматривает понимание платонизма Флоренским как явление «платоносферы» [5, 174]. Для Флоренского это не просто все учение Платона, а нечто большее. Это вся сфера платонизма, вся сфера его влияния, а значит, и эллинство. Широта всей этой сферы доказывается тем фактом, что платонизм явился отправной точкой для многих направлений мысли, как философской, так и религиозной. Еще одна трудность в понимании платонизма заключается в возможной символической трактовке этого учения. Многообразие и количество попыток выразить суть платонизма свидетельствуют о неоднозначности и глубине рассматриваемого явления, а значит, может иметь место и символическое понимание этого философского направления (см.: [5, 215]).

В своей монографии «Платон и платонизм в русской религиозной философии второй половины XIX — начала ХХ веков» А.Г. Ти-холаз приходит к умозаключению о синтезе «платонизма и христианства в философско-религиозном мировоззрении П. Флоренского» [6, 231]. Ислледователь приводит цитату С.С. Хоружего, согласно которой для Флоренского Платон — родоначальник и столп христианской мысли, а платонизм — ее лучшее выражение (см.: [6, 231]). Хоружий утверждает, что для Флоренского христианство становится лишь частью платонизма, оно выходит из него и одновременно является высшей точкой его развития, оно и есть платонизм в его совершенстве (см.: [7, 100]). Для отца Павла действительно есть значительные моменты пересечения между православием и эллин-ством. Это преображение личности духовной красотой, а также идея трезвения, воспитание под руководством духовного старца и

идея умеренности. Важнейшим объединяющим элементом остается ощущение пессимизма в отношении дольнего мира и оптимизма в отношении горнего мира. Но при всех сходствах и похожих настроениях, при определенном сродстве православия и эллинизма, уместно ли говорить о синтезе или о построении Флоренским православия на фундаменте платонизма?

Невозможно согласиться с мыслью Хоружего, читая следующие строки Флоренского из публикуемого здесь фрагмента 3: «Не православие платонизирует, а Платон православствует. В этом-то и содержится коренное различие моих мыслей о Платоне со всеми церковными историками и другими философскими работами, что стараются вывести православие из Платона и эллинства. Как раз наоборот. 1914.9.11. Ночь» (см. публикуемый фрагмент 3); и из фрагмента 1: «Я вовсе не хочу сказать Вам, как Вы, может быть, поспешно подумали — той плоской и безвкусной глупости, что православие потому де сходно с Эллинизмом, что есть культурное производное Эллинизма, и, я откровенно скажу, что считаю не только религиозно недопустимым, но и просто признаком ограниченности и некоторой тупости "выводить" православие из чего бы то ни было, а не считать его порожденьем собственных творческих сил того существа — Церкви» (см. публикуемый фрагмент 1).

Само же сродство между православным учением и эллинизмом скорее чувствуется, «чем доказуется и ловится с поличным» (см. публикуемый фрагмент 1). В этих словах заключен философский подход отца Павла, который можно охарактеризовать как интуитивно-духовный. Именно такой способ характерен для философии Флоренского. Подтверждение этому мы находим и в другом тексте Флоренского из его воспоминаний «Особенное» (см.: [8, 14]).

Сам Платон для Флоренского становится христианином до Христа, но никак не родоначальником христианства. Стоит отметить, что такая идея не является новой. Уже в начале истории христианства во II в. такую позицию разделял Климент Александрийский. В своих строматах он приводит фразу Нумения из Апамеи, который называет Платона Моисеем, говорящим по-аттически (см.: [9, 153]).

Следующий момент, требующий пристального рассмотрения, это данная Флоренским краткая апологетика идеализма. Идеализм не является следствием упадка жизни, признание духовного мира и стремление проникнуть в его тайны — это не попытка скрыть реальные проблемы этого мира, не стремление уйти из этой реальности, а символизм. Как следует понимать символизм здесь? Если символ есть органичное соединение, что-то, что является точкой или пло-

скостью соприкосновения двух миров, что-то, что являет мир идей, при этом оставаясь в мире дольнем, то символизм — это своего рода учение, теория, определенная система, которая дает возможность понимать соотношение дольнего и горнего в символе. Она же помогает определить истинный символ. Также символизм есть направление мысли, он есть изменение взгляда путем религиозного опыта.

«Греки умели пресуществлять жизнь, воплощать идеальное в реальном», — пишет Флоренский (см. публикуемый фрагмент 1). С одной стороны, под воплощением идеального в реальном в данном случае стоит понимать культурное наследие Греции. С другой стороны, это характеристика греческой культуры, которая всецело направлена в мир «символизма». Стоит обратить особое внимание на слово «пресуществлять», ведь Флоренский, конечно, хорошо знал о религиозном, литургическом значении этого глагола.

В публикуемом здесь фрагменте 2 приводятся Гимны св. Иеро-фея, первого епископа афинского и учителя св. Дионисия Ареопагита. Они посвящены любви и в данном контексте могут быть рассмотрены как трактовка платоновской идеи любви. Любовь в понимании св. Иерофея побуждает к соединению существ, имеет высшую причину, к которой по своей природе тяготится любовь всех существ. В процессе этого движения участвует сила, которая устанавливает это соединение. Возможно проведение аналогий между таким пониманием любви и Софией, премудростью Божьей, в понимании отца Павла. Ее Флоренский представляет как условие преодоления противоречия этого мира, она соединяет с Божеством все, что есть, она же тройственная жизнь веры, надежды и любви [10, 316].

Подводя итоги анализа данных рукописей, можно заключить следующее. П.А. Флоренский отмечает, что эллинство и православие схожи в том, что своей задачей они ставят создание прекрасной личности. Как эллинизму, так и православию свойственно чувство пессимизма в отношении дольнего мира и оптимизма в отношении горнего мира. Однако философ считает глупостью «выводить» православие из чего-либо, а не считать его порожденьем собственных сил существа Церкви. А Платона Флоренский видит тем, кто говорил православно до Христа.

Сам Платон и идеализм являются основой эллинской культуры. Древняя Эллада является «обломками Эдема», пишет Флоренский (см. публикуемый фрагмент 1), и понять, насколько это вообще возможно, эдемское состояние, можно, поняв эллинскую культуру. Флоренский говорит, что Платон был чуть ли не его духовным водителем, однако теперь, нахваливая греческого философа, он

будет нечестен с собой, так как многое у Платона кажется ему теперь грязноватым и неудобочитаемым вслух (см. публикуемый фрагмент 4).

Описание рукописей

Все четыре предлагаемых к публикации фрагмента были обнаружены в домашнем архиве П.В. Флоренского1 в плотной картонной папке темно-синего цвета с тряпочным боковым переплетом болотного зеленого цвета. К крепким лицевой и задней обложкам папки прикреплены тряпочные веревки темно-коричневого цвета, длиной они около двенадцати сантиметров. Папка формата 24 на 19 сантиметров. С бокового корешка папка подписана автором черными чернилами: Платонъ и Эллинство. В данной папке Флоренский собрал свои заметки, черновики, наброски, посвященные Платону и эллинству. Рассмотрим четыре фрагмента, предложенных к публикации. Для удобства расположим их в хронологическом порядке.

Фрагмент 1 — два двойных листка и один одинарный меньшего размера — помещен в бумажную желтоватого цвета обложку в плохом состоянии, которая представляет собой такие же листы, как и внутри. Весь фрагмент имеет пагинацию — от одного до пяти. Здесь и далее автор для основного текста использует черные чернила. На лицевой стороне обложки написано карандашом и чернилами: «Эллинство и эллины», далее: «3 Лекции, читаемые студентам I и II курсов МДА, 21-го и 22-го сентября. Набросано 1911.1Х.20-21. Сергиев Посад». Первый и второй двойные листки нелинованные с разворотом, 22 на 17.7 сантиметров каждый разворот; далее меньший по размеру листок без разворота 17.7 на 6.4 сантиметров. Рукопись односторонняя, в некоторых местах редко встречаются отметки карандашом. Первый двойной листок имеет указанную дату: 21.09.1911. На второй странице первого двойного листка присутствует рисунок цветными карандашами: синим и зеленым. Второй двойной листок имеет вклейку на клетчатой бумаге, на нем стоит другая дата — 13 декабря 1909 г. Автор мог использовать свою старую заметку в подготовке к лекции спустя почти два года.

Фрагмент 2 помещен в аналогичную бумажную обложку. На лицевой стороне значится общее название «Платонъ» и «1914 г., весенний семестръ». Публикуемый из этой обложки фрагмент представляет собой похожего цвета и качества бумагу, это одинарный

1 Павел Васильевич Флоренский, советский и российский геохимик и петрограф, писатель, филателист и общественный деятель, внук П.А. Флоренского.

листок. Слова «любовь» и «идеи» написаны красными чернилами и подчеркнуты. Размер листка 17.9 на 21.9 сантиметра.

Фрагмент 3 представляет собой маленький листок бумаги 14.2 на 5.5 сантиметров. Стоит дата: «1914.9.11. Ночь.». Данный фрагмент также находился в данной бумажной обложке вместе с фрагментом 2.

Фрагмент 4 находился среди других записей в твердой картонной папке. Он представляет собой листок желтоватого цвета, схожий с предыдущими. Листок односторонний. Указанная дата — 09.12.1915. Как пишет игумен Андроник, 11.12.1915 отец Павел составил черновик схемы «Родословные связи Ушаковых, Морозовых и Флоренских» (см.: [3, 408]). В нижней части листка запись о рождении второго сына Кирилла в 12:25 14.12.1915. Данный факт подтверждает в своей хронологии жизни Флоренского игумен Андроник (см.: [3, 408]).

Все рукописи можно охарактеризовать как чистовики или чистовые наброски. Во всяком случае, практически нет зачеркиваний и/или исправлений. Все публикуемые рукописи являются частью черновых и чистовых записей такого же свойства и рода. В указанных бумажных обложках присутствуют и другие материалы. Помимо этого в упомянутой картонной папке под названием «Платонъ и эл-линство» присутствуют другие материалы схожего свойства и рода.

СПИСОК ИСТОЧНИКОВ

1. Флоренский П.А. Общечеловеческие корни идеализма // Флоренский П.А. Сочинения: В 4 т. М.: Мысль, 1999. Т. 3(2). 623 с.

2. Шапошников В.А. Персоналистический платонизм о. Павла Флоренского // Вестник Московского ун-та. Серия 7. Философия. 2011. № 1. С. 3-19.

3. Андроник (Трубачев), игумен. Путь к Богу: Личность, жизнь и творчество священника Павла Флоренского: В 6 т. Сергиев Посад: Фонд священника Павла Флоренского, 2020.

4. Михальцов Н.Н., иерей. Рецепция платонизма в философско-богословской мысли свящ. Павла Флоренского. Белгород, 2019. С. 70-77.

5. Подвойский Л.Я. Элитопедагогика Платона и ее развитие в русской философской мысли // Вопросы элитологии: философия, культура, политика // Вестник АГТУ, 2014. Т. 11. С. 136-152.

6. Тихолаз А.Г. Платон и платонизм в русской религиозной философии второй половины XIX — начала ХХ веков. Киев: ВиРа «Инсайт», 2003. 368 с.

7. Хоружий С.С. Миросозерцание Флоренского. Томск: Водолей, 1999. 160 с.

8. Флоренский П.А. «Особенное»: Из воспоминаний П.А. Флоренского. М.: Московский рабочий, 1990. 48 с.

9. Климент Александрийский. Строматы: В 3 т. Т. 1 / Пер. Е.В. Афонасина. СПб.: Издательство Олега Абышко, 2003. 544 с.

10. Флоренский П.А. Столп и утверждение истины: Опыт Православной теодицеи. М.: Издательство АСТ, 2003. 640 с.

REFERENCES

1. Florenskij P.A. Obshhechelovecheskie korni idealizma. In: Florenskij P.A. So-chineniya: V 4 t. M.: My'sl', 1999. T. 3(2). 623 p. (In Russ.)

2. Shaposhnikov V.A. Personalisticheskij platonizm o. Pavla Florenskogo. Vestnik Moskovskogo un-ta. Seriya 7. Filosofiya. 2011. N 1. P. 3-19. (In Russ.)

3. Andronik (Trubachev), igumen. Put' k Bogu: Lichnost', zhizn' i tvorchestvo svyashhennika Pavla Florenskogo: V 6 t. Sergiev Posad: Fond svyashhennika Pavla Florenskogo, 2020. (In Russ.)

4. Mikhal'czov N.N., ierej. Reczepcziya platonizma v filosofsko-bogoslovskoj my'sli svyashh. Pavla Florenskogo. Belgorod, 2019. P. 70-77. (In Russ.)

5. Podvojskij L.Ya. E'litopedagogika Platona i ee razvitie v russkoj filosofskoj my'sli. Voprosy' e'litologii: filosofiya, kul'tura, politika. Vestnik AGTU, 2014. T. 11. P. 136-152. (In Russ.)

6. Tikholaz A.G. Platon i platonizm v russkoj religioznoj filosofii vtoroj poloviny' XIX — nachala KhKh vekov. Kiev: ViRa "Insajt", 2003. 368 p. (In Russ.)

7. Khoruzhij S.S. Mirosozerczanie Florenskogo. Tomsk: Vodolej, 1999. 160 p. (In Russ.)

8. Florenskij P.A. "Osobennoe": Iz vospominanij P.A. Florenskogo. M.: Moskovskij rabochij, 1990. 48 p. (In Russ.)

9. Kliment Aleksandrijskij. Stromaty': V 3 t. T. 1. Per. E.V. Afonasina. SPb.: Izdatel'-stvo Olega Aby'shko, 2003. 544 p. (In Russ.)

10. Florenskij P.A. Stolp i utverzhdenie istiny': Opy't Pravoslavnoj teodiczei. M.: Izdatel'stvo AST, 2003. 640 p. (In Russ.)

Информация об авторе: Флоренский Иван Васильевич — аспирант кафедры истории русской философии философского факультета МГУ имени М.В. Ломоносова, тел.: +7 (495) 939-24-08; fiw93@mail.ru

Information about the author: Florensky Ivan Vasilievich — postgraduate student, Department of History of Russian Philosophy, Faculty of Philosophy, Lomonosov Moscow State University, tel.: +7 (495) 939-24-08; fiw93@mail. ru

Поступила в редакцию 27.01.2023; принята к публикации 15.05.2023

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.