Научная статья на тему 'Элитоориентированное мировоззрение представителей различных типов элит'

Элитоориентированное мировоззрение представителей различных типов элит Текст научной статьи по специальности «Социологические науки»

CC BY
336
49
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
МИРОВОЗЗРЕНИЕ / WORLDVIEW / ЭЛИТООРИЕНТИРОВАННОЕ МИРОВОЗЗРЕНИЕ / ELITE-ORIENTED WORLDVIEW / ЭЛИТА / ELITE / ПОЛИТИЧЕСКАЯ ЭЛИТА / POLITICAL ELITE / БИЗНЕС-ЭЛИТА / BUSINESS ELITE / ВОЕННАЯ ЭЛИТА / MILITARY ELITE / ИНТЕЛЛЕКТУАЛЬНАЯ ЭЛИТА / INTELLECTUAL ELITE

Аннотация научной статьи по социологическим наукам, автор научной работы — Карабущенко Наталья Борисовна

Рассматриваются сущность, составляющие и компоненты мировоззрения и элитоориентированного мировоззрения, дается определение последнего и характеризуются условия формирования элитоориентированного мировоззрения личности. Анализируется элитоориентированное мировоззрение политической элиты, бизнес-элит, военной элиты, интеллектуальной, научной и культурной элит.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Elite-oriented worldview of the representatives of various types of elites

Are considered the essence and constituting components of worldview and elite-oriented worldview, are defined the latter, are characterized by conditions of formation elite-oriented worldview of the person. Is analyzed elite-oriented worldview of political elites, business elites, the military elite, intellectual, scientific and cultural elites.

Текст научной работы на тему «Элитоориентированное мировоззрение представителей различных типов элит»

Н.Б. Карабущенко

ЭЛИТООРИЕНТИРОВАННОЕ МИРОВОЗЗРЕНИЕ ПРЕДСТАВИТЕЛЕЙ РАЗЛИЧНЫХ ТИПОВ ЭЛИТ

Мировоззрение: сущность, его составляющие и компоненты

С точки зрения психологии и педагогики формирование элитного сознания мысль сама по себе амбициозная и претендующая на некую смену парадигм, сложившихся в традиционном обществе. Но с другой стороны, сама жизнь, научные открытия, инновационные технологи, интеграционные процессы, пронизывающие межкультурные, межнациональные, духовные пласты современного общества, предъявляют требования нового порядка. В современных условиях человек не может уже оставаться неким «объектом в истории», а неизбежно становится единым, целостным субъектом современной жизни, сопричастным всему, что происходит в стране и мире. Такую сопричастность современному человеку обеспечивают СМИ. Личность, оказавшись в потоке информации, не только пассивно «поглощает» ее, но и сама вольна повлиять на ход событий, внеся свой посильный вклад. Неоспоримо, человек должен уметь фильтровать, анализировать и критически подходить к отбору поступающей информации. Следовательно, методы психологии и педагогики должны быть призваны на службу формирования культуры мышления и мировоззрения подрастающего поколения.

В Большой Советской Энциклопедии дано следующее определение мировоззрения: «Мировоззрение, система взглядов на объективный мир и место человека в нём, на отношение человека к окружающей его действительности и самому себе, а также обусловленные этими взглядами основные жизненные позиции людей, их убеждения, идеалы, принципы познания и деятельности, ценностные ориентации. Мировоззрение - это далеко не все взгляды и представления об окружающем мире, а только их предельное обобщение».1

«Мировоззрение можно определить как ядро индивидуального образа мира, содержащее структурированные представления об общих закономерностях, которым подчиняется мир, общество и человек, а также о характеристиках идеального, совершенного мира, общества и человека».2

Субъектом мировоззрения может выступать личность и группа, следовательно, оно является неким ядром как общественного, так и индивидуального сознания.

Смысловыми составляющими мировоззрения являются:

- «картина мира» - интегрированные знания человека о социальном и природном мире. Совокупность естественных наук формируют естественнонаучную картину мира, гуманитарных - социально-историческую;

- мироощущение - это эмоционально-психологическая основа мировоззрения. Гамма чувств, присущая человеку, позволяет увидеть мир «расцвеченный» различными оттенками эмоциональных состояний;

- мировосприятие - способ формирования познавательных образов с использованием наглядных представлений. Оно выражается в моделях и образах реальности, имеющихся в практической жизни, и становится мерилом поведения человека;

1 Большая советская энциклопедия // Ы1р:/^^а11.уаМех.ш/~книги/БСЭ/Мировоззрение/

2 Леонтьев Д. Мировоззрение как миф и мировоззрение как деятельность // Менталитет и коммуникативная среда в транзитивном обществе / под ред. В.И. Кабрина и О.И Муравьевой. - Томск: Томский государственный университет, 2004. С. 11-29. // http ://www.kluver. ru/publ/3 0-1-0-179

- миропонимание - это познавательно-интеллектуальная сторона мировоззрения, отражающая совокупность знаний о мире, человеке и природе. Знания не делимы в потоке времени и составляю духовный пласт сознания. Благодаря знаниям сформировались законы, традиции, установки, принятые в обществе;

- мироотношение - формируется на основе интеграции мироощущения и миропонимания, отражается в совокупности социально-психологических установок, которыми руководствуется человек при решении жизненных проблем.

«Разум и чувства входят в ткань мировоззрения не обособленно, а во взаимосплетении, кроме того, они сочетаются с волей. Это придает всему составу мировоззрения особый характер. Мировоззрение, по крайней мере, его узловые моменты, его основа, по сути, всегда тяготеют к тому, чтобы стать более или менее целостным комплексом убеждений».1 Убеждения - взгляды являются результатом интеллектуальной работы человека, в дальнейшем определяя его жизненные позиции и уровень духовного развития.

В философской литературе принято выделять четыре компонента мировоззрения: а) познавательный, б) ценностно-нормативный, в) эмоционально-волевой и г) практический. В первом, познавательной компоненте мировоззрения представлены знания мире, обществе и человеке. Во втором - ценности, идеалы, убеждения, верования, нормы, правила поведения. В третьем - об установках, механизмах принятия решений, о целях, эмоциональных состояниях, призванных выполнять функцию регулятора поведения и деятельности. В четвертом - раскрываются стили поведения, способы действий, механизмы деятельности человека, в его общественной и индивидуальной практике.

Мировоззрение - это ядро общественного и индивидуального сознания, духовная основа личности, показатель социальной зрелости человека. В него гармонично вплетены черты определенной эпохи.

Мировоззрение родового общества представлено мифом, синкретической формой общественного сознания. С появлением классов и государства миф теряет свою духовно-практическую функцию. А на арену истории выходит мировоззрение классового общества. Так, в античной Греции мировоззрение строится на принципе космо-центризма, отражающего гармоническую связь автономных частей единого целого. Христианская религия выстраивает новую теоцентрическую картину мира. Бог становится абсолютной сущностью, организующей бытие общественное и индивидуальное. Эпоха Возрождения отдает лавры первенства активно действующей личности.

Индустриальное общество стимулирует развитие науки как важнейшего условия формирования мировоззрения. «Современная картина мира отражает положение человека в мире массовой культуры, мире массового производства, управленческих технологий, тотального рынка, манипуляций в сфере общественного и индивидуального сознания. Мировоззренческая ситуация потерянности человека, его отчуждённости от природы, общества, другого человека и, в конечном счёте, от самого себя - показатель кризиса базовых общественных структур и призыв к социальным преобразованиям».2 Выход из кризиса, невозможен без преобразования мировоззрения, т.к. оно определяет уровень развития культуры и духовности, способствует развитию гармоничной, социально активной личность.

Мировоззрение личности формируется как целенаправленно, так и спонтанно, но всегда отличается своим индивидуальным своеобразием, в котором отражается образ мышления и миропонимания человека, его стиль и образ жизни. В рамках опреде-

1 Мировоззрение // http://www. artproj ekt.ru/referats/humanities/fl MIROVOS.htm

2 Мировоззрение // http://www.emc.komi.com/02/12/070.htm

ленного типа сознания (коллективного, обыденного, элитарного и элитного) формируется мировоззрение личности, отпечаток на которое накладывают жизненный опыт, знания, общественные отношения и др.

Под элитоориентированным мировоззрением личности мы понимаем устойчивую систему взглядов и убеждений личности на систему социальных отношений, на взаимодействия в рамках системы «элита (субъект элиты) - общество (представители не элиты) - природа» как единый «живой организм», субъект взаимодействия, находящийся в непрерывном развитии и обладающий познавательным и созидательным потенциалом.

Условия формирования элитоориентированного мировоззрения личности

Элитооринтированное мировоззрение личности рассматривается нами не только как высший уровень развития сознания, но и как ядро (системообразующее начало) элитологического сознания.

Следует выделить необходимые условия формирования элитоориентированного мировоззрения личности:

- Обучение и воспитание, направленное на формирование элитологических представлений о целостности и единстве в системе «человек - общество - природа», уважительного отношения ко всему живому на земле, терпимого отношения к различным верованиям, культурам, взглядам, мнениям, развития конфликтологической культуры, как неотъемлемой составляющей противостояния злу, насилию, жестокости. «Конфликтологическая культура - это интегративное качество личности, включающее культуру мышления, культуру чувств, коммуникативную и поведенческую культуру, основывающееся на ценностях ответственности, свободы, личностной автономии и самореализации и проявляющееся в оптимальных, соответствующих контексту стилях поведения в конфликте, обеспечивающих конструктивное решение проблем межличностного взаимодействия»;1

- Профессионализация, нацеленная на совершенствование личности в профессиональной сфере, на непрерывное самообразование, умение применять теоретические знания на практике, открытость к новому в своей профессии, мотивированность на профессиональный рост;

- Интеграция гуманитарных, естественнонаучных и экономических знаний - способствует формированию высокообразованных специалистов, способных творчески самореализоваться в процессе научной деятельности, включаясь в активную жизнь общества;

- Рефлексия, т.е. самосознание, эмпатия, расширение знаний о закономерностях функционирования и развития общества и социальных, межличностных отношений, о системе взаимоотношений между обществом, человеком и природой, наличие личностного смысла, вбирающего в себя индивидуально-личностные, социальные и природные основания;

- Общение в различных социальных стратах, общностях, группах, формирование интереса и толерантного отношения к разным верования, культурам, этносам, развитие необходимости в общении с природой и природными объектами;

- Идентификация, отождествление себя с различными социальными ролями, статусами, позициями, представителями различных этносов и верований, с социумом как единым организмом и объектами живой и неживой природы (формирование ноосферного мышления);

1 Щербакова О.И. Психология конфликтологической культуры личности специалиста: формирование в контекстной образовательной среде: автореф. дис. ... док. психол. наук: 19.00.07. Москва, 2011. С. 26.

- Деятельность, практическое участие в социально значимой работе, в интеллектуальных клубах, профессионально-лидерских кружках, стройотрядах и др.;

- Моделирование социально-экологических ситуаций, деятельности в процессе обучения;

Создание профессиональной элитизирующей образовательно-воспитательной среды в высших учебных заведениях.

Особенности элитоориентированного мировоззрения представителей различных типов элит

Политический тип элит

Мировоззрение политической элиты состоит из ряда составляющих:

- волевой, отражающей наличие высоких волевых качеств у ее представителей, умение мобилизоваться на достижение поставленных целей, психологическую невосприимчивость к давлению как положительных, так и отрицательных факторов изнутри и извне государства;

- когнитивной, отражающей интеллектуальное превосходство над другими слоями населения и профессионализм;

- эмоционально-оценочной, выявляющей у представителей политической элиты чувства принадлежности к избранному кругу, «развивающемуся за счет членства в закрытых клубах, обучение в наиболее престижных учебных заведениях, присутствия на тех или иных общественно значимых мероприятиях, совместного отдыха на высококлассных курортах и т.д.»; 1

- поведенческой, отражающей обладание элитой особым суверенитетом в собственном положении и поведении, основанном на разработанных и принятых ей самой нормативных актах;

- ценностной, раскрывающей низкий уровень нравственного императива: честности, порядочности, преданности долгу и патриотизма.

Итогом политической перестройки (2000 - 2008 гг.) стало появление «институционально-политической конструкции»2, определяющей мировоззрение современной политико-административной элиты России. Данная конструкция включает в себя ряд характеристик:

• Концентрация политических решений в узком круге политического руководства;

• Дистанцирование между высшей политической элитой и другими типами

элит;

• Исключение стратегии «давления» на принятие властных решений со стороны иных элитных сообществ;

• Защищенность принимаемых решений от влияний из вне;

• Сокращение возможности влияния на принятие властных решений для большинства типов элит, да и то в пределах своих полномочий.

Система внутриэлитных отношений строится по формуле «патрон - клиент» -«межличностные отношения, противоречиво соединяющие в себе добровольно-принудительный характер вступления и отказа от этих отношений, взаимные солидар-

1 Бродкин И.А. Политическая и военные элиты современного российского общества: проблемы взаимодействия: дис. ... канд. полит. наук: 23.00.02. Москва, 2005. С. 26.

2 Зудин А.Ю. Распределение источников влияния на принятие властных решений в современной России // Элиты и общество в сравнительном измерении: сб. ст. / под ред. О.В. Гаман-Голутвиной. М.: Российская политическая энциклопедия (РОССПЭН), 2011. С. 357.

ность и обязательства, неравенство в обладании ресурсами».1 Концепт клана становится одним из оснований в становления элитарного типа мировоззрения. У субъекта элиты складываются представления о необходимой связанности межгрупповых и межличностных отношений, порождающих общность интересов, потребность в сплоченности и лояльности к своему патрону. Изменение поведения приводит к отторжению такого субъекта или установлению с ним дистантных отношений «выбрасывающих» его за границы элитарного сообщества. А.А. Балаян такой процесс определяет как мозаич-ность. Элита-мозаика сформировала систему, при которой «элита-патрон фактически формирует эрзац-элиту и расставляет по тем или иным должностям». Эрзац-элита, принимая решения, согласовывает их с элитой-патроном; она зависит от его руководящей, направляющей силы.

Но наряду с этим правящая элита может вступать в конфликт с оппозиционно настроенными структурами гражданского общества и тогда детерминантой поведения становится позиция «свой - чужой»3, т.е. активное неприятие противоположного мнения и других взглядов, что свидетельствует о преобладании элитарного типа отношений, а, следствие, «тоннельности» мировоззрения личности. Уровень конфликтогенно-сти политической элиты несколько повышен, что приводит к закрытости структуры и слабой восприимчивости к внешним изменениям.

Среди правящих элит существует тенденция к формированию элитократии как некоего сообщества внутри элит, которое акцентируется на концентрации в своих руках максимума властных ресурсов, практикует манипулятивные способы воздействия на социум и другие элитные сообщества, реализует интересы общества по «остаточному принципу».

Используя массовые настроения россиян в пользу сильной власти, повышается и уровень авторитарной ориентации. Это, бесспорно, диссонирует с образцами демократической элиты - «открытой, мобильной, постоянно обновляющейся группе професси-

4

оналов».

Но для определенного типа властной элиты характерны специфические особенности. Например, «признаками муниципальной элиты выступают групповое мышление, разветвленные неформальные связи, публичная власть, однонаправленность карьерных устремлений, чувство принадлежности к «касте избранных», большая степень внутренней сплоченности по отношению к внешним контрагентам».5

Бизнес-элиты

Особенности сложившегося мировоззрения современной бизнес-элиты во многом кроятся в истоках зарождения этого социально-экономического слоя. Российская бизнес-элита зародилась в короткий срок путем присвоения общенародной собственности. На западе данный процесс был более длительным и поэтапным. В отличие от зарубежных коллег, деятельность отечественной бизнес-элиты не регламентируется строгим законодательством. Политическое влияние носит теневой характер, т.к. связано с

1 Рогожина К.А. Клиентализм в рекрутировании политических элит в Российской Федерации и постсоветских государствах Центральной Азии: автореф. дис. ... канд. полит. наук: 23.00.02. Москва, 2010. С. 10.

2 Балаян А.А. Особенности формирования и функционирования российской политической элиты на современном этапе: автореф. дис. ... канд. полит. наук: 23.00.02. СПб., 2009. С. 16.

3 Метлушенко М.В. Детерминанты политических конфликтов оппозиционных структур и властных элит в современном гражданском обществе России: автореф. дис. ... канд. полит. наук: 23.00.02. Ростов-нД, 2009. С. 13.

4 Мартынова М.Ю. Политическая элита как фактор социальных изменений в современной России: автореф. дис. ... док. полит. наук: 23.00.02. Москва, 2001. С. 26.

5 Заможных Е.А. Муниципальная элита в системе местного самоуправления в современной России: автореф. дис. ... канд. полит. наук: 23.00.02. Ставрополь, 2009. С. 7.

коррупцией, криминалом, незаконным лоббированием. Характерной особенностью российской бизнес-элиты является стремление преуспеть в конкурентной борьбе, сохранить и приумножить капитал, обеспечить надежное развитие собственного бизнеса. «В российском обществе бизнес-элита. не выработала устойчивых механизмов селекции, модели поведения и ценностных норм,. поэтому не является для общества носителем образцов ценностей и моделей поведения».1

Поэтому первой отличительной чертой мировоззрения российской бизнес-элиты является потребительство и захватнические тенденции. Второй - деятельность носит не правовой характер, необходимость нарушать или обходить законы. Третий - психология конкурентной борьбы, высоких рисков, накопительства, частнособственническая психология.

В современной России преобладают следующие модели взаимодействия бизнеса и власти: «патронажа, партнерства, подавления, приватизации власти», а в сфере социальной: «добровольно-принудительной благотворительности, торга, города-комбината, социального партнерства».2

Структурно основу мировоззрения бизнес-элиты составляют следующие компоненты:

- поведенческий, отражающий действия, направленные на внутригрупповую сплоченность, способность к риску и практические навыки управления рисками, высокая приспособляемость к различным социальным условиям, конкурирующее поведение, конфликтность;

- когнитивный, выявляющий осознание человеком значимости интересов своих и узкого элитарного сообщества, субъектом которого он является, гибкость ума, отказ от стереотипов и традиционных ценностей, особая чувствительность к новой информации, представляющей интерес, поиск нетривиальных решений и способность быстро и неожиданно принимать решения, интуитивные способности;

- коммуникативный, раскрывающий роль неформального общения, умение общаться с людьми;

- семиотический, вскрывающий особенности кодового языка;

- результативно-деятельностный, отражающий слияние бизнес деятельности с частной жизнью, желание стать творцом своей судьбы.

Мировоззренческая позиция бизнес-элиты по отношению к политической носит дистанционно-потребительский характер. Власть рассматривается не как партнер, а «как товар-услуга или «крыша». Некоторая часть крупных и деятельностных бизнесменов, предпринявших попытки хождения во власть. убеждаются в том, что их влияние на политический процесс существенно в том случае, когда совпадает с основными интересами административно-политической элиты».3

Военная элита

Мировоззрение современной российской военной элиты строится на ряде составляющих:

- профессиональной, включающей осознание значимости высокой профессиональной подготовки представителями военной элиты, высокого уровня образования, разносторонности знаний, военных заслуг и дисциплинарной практики;

1 Белов В.В. Теоретико-политический анализ становления бизнес-элит в современной России: автореф. дис. ... канд. полит. наук: 23.00.01. Москва, 2009. С. 27.

2 Звягинцев А.А. Бизнес-элита в политическом пространстве современной России: дис. ... канд. полит. наук: 23.00.02. Ставрополь, 2008. С. 10.

3 Старостин А.М. Эффективность деятельности административно-политических элит: критерии оценки и анализ состояния в современной России: дис. ... док. полит. наук: 23.00.02. Ростов-нД, 2003. С. 163.

- ценностной, отражающей сущность нравственного императива военной деятельности, раскрывающегося в таких качествах, как гражданственность, патриотизм, справедливость, доброжелательность, гуманное отношение к людям, честность, порядочность, высокая нравственность, уважение к младшему по званию, готовность прийти на помощь, сострадание, мужественность, храбрость;

- поведенческой, раскрывающейся в ответственном отношении личности к выполнению поставленных военных задач, социальной активности, инициативности и умении действовать в нестандартной обстановке, в стремлении достичь воинского мастерства;

- культурно-эстетической, предполагающей необходимость возрождения славных традиций русской военной аристократии, понимание роли преемственности поколений и принадлежности к офицерству, воспитание в семье лучших качеств, отличающих российского военного, установка на приумножение офицерской славы, почета и на служение своей отчизне.

Интеллектуальная, научная, культурная элиты

В настоящее время, по мнению А.М. Старостина, интеллектуальная элита перемещена в субэлитный слой.1 При этом гуманитарная и культурная элиты раздроблены и сориентированы в соответствии с различными политическими фракциями. Следовательно, не имеют полноценного доступа к информации и социально-коммуникативным ресурсам. Это позволяет интеллектуальному сообществу решать тактические и ситуационные политические проблемы, формируя определенный тип мировоззрения, основанный на размывании перспективы общенационального и культурно-национального развития, сосредоточении на ситуационно-конкретизированных целях, ограниченных во времени и пространстве.

Ключевой особенностью интеллектуальной элиты России на современном этапе является то, что она выступает в роли ресурса, который привлекается субъектами политического и бизнес влияния. Экспертная составляющая интеллектуальной элиты играет важную роль в репутации влиятельных представителей бизнеса. «Субъекты влияния все чаще пытаются воздействовать на решения на стадии подготовки. В этом случае роль экспертов становится ключевой. «Мозговые центры» играют ведущую роль еще в одном качестве - публичного озвучивания экспертно обоснованных позиций различных субъектов влияния».2 Таким образом, экспертиза становится неким каналом между правящими политическими и бизнес сообществами.

Важнейшими составляющими мировоззрения представителей культурно-интеллектуальной элиты являются:

- профессиональная, отражающая высокий профессионализм представителей данного типа элит, компетентность, энтузиазм, работоспособность и организаторские способности;

- творческая, раскрывающая специфику творческой деятельности, ее продуктивность и результативность;

- когнитивная, включающая обширные знания, эрудицию, высокий уровень интеллекта, накопленный жизненный, культурный и научный опыт, независимость мышления, воображение, интуиция;

- ценностная, раскрывающаяся через нравственно-этическую составляющую личности, включающую: 1) гуманность - уважительное и доброжелательное отношение

1 Старостин А.М. Эффективность деятельности административно-политических элит: критерии оценки и анализ состояния в современной России: дис. ... док. полит. наук: 23.00.02. Ростов-нД, 2003. С.164.

2 Зудин А.Ю. Распределение источников влияния на принятие властных решений в современной России // Элиты и общество в сравнительном измерении: сб. ст. / под ред. О.В. Гаман-Голутвиной. М.: Российская политическая энциклопедия (РОССПЭН), 2011. С. 369.

к людям, бескорыстная помощь другим, альтруизм, жертвенность; 2) ответственность -качественная характеристика отношения личности к своему делу, слову, поступку; 3) чувство собственного достоинства - самоуважении, основанное на уважении к другим, но при этом самокритичность и самооценивание; 4) чувство справедливости, совестливости, честности;

- деятельностно-продуктивная, отражающая призвание элиты выполнять культурно-историческую, социальную, мессианскую, природо-охранную, научно-инновационную, конструкторско-техническую, эстетическую задачи и при этом «видеть в деятельности продолжение себя»,1 а, следовательно, «через национальное проявление своей личности, способностей, таланта человек может прийти к общечеловеческому, быть причислен к тем, кто движет культуру в мировом масштабе»;2

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

- эмоциональная, раскрывающаяся в неудовлетворенности личности тем, что есть в наличии (собой, результатами своего труда, другими людьми и их достижениями), чувство несоответствия определенному интеллектуально-нравственному идеалу;

- этическая, выявляющая наличие внутренней этической установки, которая проявляется в отношении к реализации личностью своего творческого потенциала как нравственному долгу, а так же честность перед собой;

- персоналистическая - «кульминация самоактуализации связана с процессом влияния личности на других и на культуру в частности»;

- сензитивная, отражающая высокую сензитивность к запросам жизни, «умение переформулировать практические задачи на язык науки, доводить научные идеи до их конкретного воплощения3» - эти замечательные строки характеризуют выдающегося представителя российской научной элиты Б.Ф. Ломова;

«Духовно-творческая элита во многом определяет динамику общественного сознания и способствует приобщению человека к ценностям и нормам традиционного и модерного типа».4 Для нее характерно: креативность, способность продуцировать знания, толерантность, социальная активность.

Научную элиту отличает то, что принадлежность к ней определяется в первую очередь индивидуальными достижениями в информационно-когнитивной плоскости, а социальное положение - второстепенно. А.Д. Савельев дал определение научной элите - научные лидеры, чьи профессиональные результаты, которые являются следствием оригинальности ученого, имеют преимущественное значение в науке и признаны научным сообществом.

Мировоззрение интеллектуальных элит должно строится на меритократическом императиве, отражающем высокий уровень совершенствования личности в одной из сфер интеллектуально-профессиональной деятельности при наличии глубокой общеобразовательной и профессиональной подготовки, формирующем и в полной мере раскрывающем гуманистического и нравственного потенциала человека как основы мировоззрения личности. Интеллектуальные элиты, используя данный потенциал, способны содействовать саморазвитию общества, оказывать позитивное влияние на уровень его духовности, а, следствие, стать неким духовно-интеллектуальным ядром социума.

1 Суворов Н.Н. Элитарное и массовое сознание в культуре постмодернизма. СПб.: СПб ГУКИ, 2004. С. 162..

2 Комиссаренко С.С. Элита российской культуры. СПб.: Нестор, 2004. С. 97.

3 Барабанщиков В.А., Журавлев А.Л., Кольцова В.А. Системное исследование психического в концепции Б.Ф. Ломова // Статья в кн.: Ломов Б.Ф. Психологическая регуляция деятельности: Избранные труды. М.: Изд-во «Институт психологии РАН», 2006. С. 8.

4 Валеева З.Р. Трансформация отношений духовно-творческой элиты и общества в условиях современных модернизационных процессов: дис. ... канд. философ. наук: 09.00.11. Казань, 2010. С. 3.

Важнейшей установкой интеллектуальной элиты является установка на творческую деятельность, подкрепленная творческим потенциалом личности, характеризующимся:

- объемом и многообразием, накопленных во внутреннем мире, информации и

опыта;

- динамичностью внутреннего мира, которая отличается непрерывным его преобразованием;

- «хорошо развитыми и функционирующими детекторами новизны на «явления и события» внутреннего мира»;1

- эмоциональным ответом на выявление нового;

- способностью представить «новое» в определенной форме;

- стремлением самореализации в творчестве.

Социокультурная роль интеллектуальной элиты определяется характером ее влияния на социум. «Ее влияние основывается на информации и аналитике, идеях и оценках, которые она продуцирует и транслирует в общество. Интеллектуальный продукт востребован и властью, и бизнесом, а также общественным сознание и социокультурной практикой общества».2 По мнению Е.А. Горчицкой, интеллектуальные элиты являются носителями нравственных принципов в духе идей гуманизма, которые не меняют на социальные статусы.

В целом, для людей успешных (представителей различных элитных сообществ), с позиции Н.С. Головчановой, характерно:

- обладание внутренней мировоззренческой позицией, которая формируется в процессе общения с другими людьми, позволяющая находить конструктивные смыслы даже в негативных обстоятельствах;

- внутренняя диалогичность, обеспечивающая избирательность в отношениях, взаимное доверие и ценность взаимоотношений между людьми;

- устремленность к познанию за пределами своей профессиональной сферы, обращение к культурно-историческим традициям и определения собственного места в культурном и историческом контексте, способность черпать знания из прошлого, устанавливая параллели с настоящим, при этом определяя для себя ресурсы личностного и социального роста;

- «ценностный фильтр». «Неприемлемыми признаются, прежде всего, ценностная неконгруэнтность, двуличие, предательство, не позволяющие выстраивать доверительные партнерские отношения»;3

- внутренняя независимость (самостоятельность) по отношению к собственной стратегии жизни, а также необходимость оценивать и корректировать поступки и действия в соответствии с реакцией значимого окружения;

- опора на собственные ресурсы;

- использование источников восстановления жизненной энергии (физической, социальной, психической, духовной);

- направленность на себя, на свою роль и значение в обществе, а также на качество выполняемых действий и принимаемых решений;

- реализация личностно-значимых смыслов, эффект от которых проявляется в обществе или ближайшем окружении;

1 Суворов Н.Н. Элитарное и массовое сознание в культуре постмодернизма. СПб.: СПбГУКИ, 2004. С. 110.

2 Горчицкая Е.А. Место и роль интеллектуальной элиты в культурно-историческом развитии общества: автореф. дис. ... канд. философ. наук: 24.00.01. Омск, 2010. С. 8.

3 Головчанова Н.С. Социально-психологические характеристики успешности региональной элиты: автореф. дис. ... канд. психол. наук: 19.00.05. Ярославль, 2010. С. 21.

- четкое понимание будущего, активность в реализации желаемого;

- индивидуально-личностные критерии своего жизненного предназначения;

- авторство значимых жизненных событий, проектирование событий в будущем;

- осознанность своих возможностей и ограничений, субъективная значимость как достижений, так и неудач, самокритичность.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.