Научная статья на тему 'Элитологическая культура личности: постановка проблемы'

Элитологическая культура личности: постановка проблемы Текст научной статьи по специальности «Прочие социальные науки»

CC BY
0
0
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ЭЛИТА / КУЛЬТУРА / ЛИЧНОСТЬ / ТВОРЧЕСТВО / МАССОВАЯ КУЛЬТУРА / ТРАДИЦИОННАЯ КУЛЬТУРА / ELITE / CULTURE / PERSONALITY / CREATIVITY / MASS CULTURE / TRADITIONAL CULTURE

Аннотация научной статьи по прочим социальным наукам, автор научной работы — Карабущенко Наталья Борисовна

В работе рассматриваются три типа культуры (традиционный, элитарный и массовый), которые понимаются как три типа стратегий социального бытия и социального управления. При этом особое внимание уделяется анализу элитарной культуры, как наиболее креативному элементу культуры в целом. Одним из важных показателей элитности на практике является её ориентация на элитные ценности и качества. Элитоориентированная деятельность личности проявляется прежде всего в ее мышлении и нравственной позиции. Когнитивное мышление является одним из важнейших показателей элитности, вне которого конкретная личность не может рассматриваться как исключительная, избранная, самая лучшая.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Elitology culture of person: the statement of the problem

In this work we can see three types of culture (traditional, elite and mass) which are understood as three types of strategy of social life and social management. Special attention is paid to the analysis of elite culture as the most creative element of culture as a whole. One of important indicators of elitism in practice is its orientation to elite values and qualities. The elite orientation of person’s activity is shown in the intellection and moral position. The cognitive thinking is one of the most important indicators of elitism out of which the specific personality can’t be considered as exclusive, chosen, the best.

Текст научной работы на тему «Элитологическая культура личности: постановка проблемы»

элитология

ЭЛИТОЛОГИЧЕСКАЯ КУЛЬТУРА ЛИЧНОСТИ: ПОСТАНОВКА ПРОБЛЕМЫ1

Карабущенко Наталья Борисовна, доктор психологических наук, доцент

Российский университет дружбы народов

117198, Россия, г. Москва, ул. Миклухо-Маклая, 6

E-mail: n_karabushenko@inbox.ru

В работе рассматриваются три типа культуры (традиционный, элитарный и массовый), которые понимаются как три типа стратегий социального бытия и социального управления. При этом особое внимание уделяется анализу элитарной культуры, как наиболее креативному элементу культуры в целом. Одним из важных показателей элитности на практике является её ориентация на элитные ценности и качества. Элитоориентированная деятельность личности проявляется прежде всего в ее мышлении и нравственной позиции. Когнитивное мышление является одним из важнейших показателей элитности, вне которого конкретная личность не может рассматриваться как исключительная, избранная, самая лучшая.

Ключевые слова: элита, культура, личность, творчество, массовая культура, традиционная культура, традиционная культура

ELITOLOGY CULTURE OF PERSON: THE STATEMENT OF THE PROBLEM

Karabushchenko Natalya В., D.Sc. (Psychology), Associate Professor

Peoples'Friendship University of Russia

6 Miklukho-Maklay St., Moscow, 117198, Russia

E-mail: n_karabushenko@inbox.ru

In this work we can see three types of culture (traditional, elite and mass) which are understood as three types of strategy of social life and social management. Special attention is paid to the analysis of elite culture as the most creative element of culture as a whole. One of important indicators of elitism in practice is its orientation to elite values and qualities. The elite orientation of person's activity is shown in the intellection and moral position. The cognitive thinking is one of the most important indicators of elitism out of which the specific personality can't be considered as exclusive, chosen, the best.

Keywords: elite, culture, personality, creativity, mass culture, traditional culture, traditional culture

Настоящая культура формируется в элитарных условиях.

Н.А. Бердяев

Постановка проблемы соотношения традиционной, элитарной и массовой культуры во многом обусловлена историческими обстоятельствами и необходимостью пересмотра некоторых устоявшихся позиций. Интерес к изучению данных типов культуры впервые проявился на рубеже Х1Х-ХХ вв., в момент формирования массового индустриального общества. Примечательно, что исследователи оценивали массовую культуру как угрозу существованию искусства, науки и, в целом, культуры. В классических трудах Г. Лебона, Г. Тарда, 3. Фрейда, раскрывается сущность пси-

1 Работа выполнена при поддержке совета по грантам Президента Российской Федерации для государственной поддержки научных исследований молодых российских ученых-докторов наук (МД-481.2012.6).

хологии толпы и массы, а в исследованиях (О. Шпенглера, Н.Я Данилевского, К.К. Леонтьева, С.Н. Булгакова, C.J1. Франка, Н.О. Лосского, Л.И. Шестова, H.A. Бердяева, В.В. Розанова) выявляются причины кризиса культуры [5].

В середине 1930-х гг. элитарная и массовая культуры становятся предметом анализа испанского философа X. Ортеги-и-Гассета, который показал творческую бесплодность человека массы и его неспособность к глубокому осмыслению реальности [6].

Начиная с 1970-х гг. острота проблемы соотношения массовой и элитарной культуры в западной социологической литературе фактически снимается. В работах Д. Белла, Э. Шилза, Ж. Фурастье, Э. Тоффлера, К.Э. Боулдинга, 3. Бжезинского, Д. Макдональда, Б. Розенберга доминирует идея о том, что переход общества с индустриальной на постиндустриальную стадию развития ведет к формированию гомогенной культуры, описывать которую в категориях «массового», «народного», «элитарного» не корректно.

В конце 1980-х-начале 1990-х гг. в работах постмодернистов М. Фуко, Ж. Деле-за, Ф. Гваттари, Ю. Кристевой, Ж. Бодрийяра, У. Эко, Ж.-Ф. Лиотара ориентация на элитарное сознание, способное раскрывать смыслы культуры, приобретает новый смысл. Постмодернистские авторы рассматривают традиционную культуру как культуру Дара, основанную на принципе траты (Ж. Бодрийяр, Ж. Батай), массовую куль-туру - как доминирующий дискурс телесности (М. Фуко, Ж. Бодрийяр), элитарную культуру - как культуру власти-знания и источник нарративных практик (М. Фуко).

В настоящее время данная проблема существенно переосмыслена. Это выражается, во-первых, во взвешенном подходе к массовой культуре и стремлении акцентировать как ее негативные, так и позитивные функции, во-вторых, в снижении актуальности сопоставления массовой и элитарной с традиционной культурой, в-третьих, объективным повышением значимости традиции в обществе с явными глобализирующими тенденциями, наконец, в признании факта культурного многообразия как естественного состояния культуры постиндустриального общества.

Сегодня проблема массовой, элитарной и традиционной культуры исследуется в работах О.Н. Астафьева, A.C. Вартанова, М.С. Галина, Г. Голицына, А.Б. Гофмана, Л.Д. Гудкова, Е.В. Дукова, A.B. Захарова, Н.Г. Мельниковой, Н.Г. Михайловой, Е.Г. Соколова, А.Я. Флиер, Т.В. Чередниченко, A.B. Шейко и др.

Исследователи выделяют три типа культуры - традиционный, элитарный и массовый, которые «могут быть рассмотрены и как три типа стратегий социального бытия и социального управления. Они преследуют разные цели - такие, как воспроизводство, инновация и потребление, и разные регулятивные установки - доминирующее самоуправление посредством обычая (традиционная), сочетание ограниченного самоуправления и преобладающего внешнего управления (элитарная) и абсолютно доминирующее внешнее управление (массовая). Отсюда в традиционной культуре наблюдается избыточность переживаний коллективной общности при дефиците ее интеллектуальной рефлексии, в элитарной - преобладание интеллектуальной рефлексии собственной общности при сдержанном ее переживании, а массовой - полностью доминирует оценочное видение себя со стороны (имидж) при фактическом отсутствии переживания собственной общности» [3, с. 13-14].

На основе проведенных A.B. Костиной исследований традиционной, элитарной и массовой культур, мы представили сравнительный анализ данных типов в таблице [3].

В рамках каждой культуры действует определенный субъект: коллективная личность, единичная личность, деперсонализированный массовый индивид, носитель определенного типа культуры личности. Обратившись к сравнительному анализу различных типов культур, мы преследовали научно-исследовательскую цель: выявить отличительные особенности элитологической культуры личности как особого, не относящегося ни к одному из представленных типов, хотя и несколько созвучному с элитарным, но только в плане написания, но не содержания.

Таблица

Важнейшие признаки традиционной, элитарной и массовой культур

Признаки Типы культуры

Традиционная Элитарная Массовая

Функциональный Сохранение социокультурной информации. Производство новых значений и смыслов. Стабилизация социальных структур

Историко-формирующий Оформилась в границах первобытной (эколого- генетической) стадии развития общества Связано с появлением ранних цивилизаций, управление которыми требовало специфических навыков, специализированных знаний, а также рождения новых способов их трансляции Связано с формированием индустриальных отношений и появлением такого социального актора, как массови-зированный индивид

Творческий Простое воспроизводство с элементами творчества Инновационная деятельность, продуктивное творчество, предполагающее наличие ярко выраженной индивидуальности в виде субъекта творчества Ориентирована на воспроизводство (упрощенное) тех смыслов, которые рождены в рамках элитарной культуры

Деятельностный Стремится к сохранению и воспроизводству традиционных форм и смыслов. Она ведет к производству, хранению и трансляции основных значений Преследует цель порождения новых форм и смыслов Ориентирована преимущественно на потребление наличных форм и смыслов

Ценностный (продукты культуры) Ритуалы и обряды, праздники Религиозные, философские, художественные и публицистические тексты, а также ритуалы и символы социальной престижности Мода, доминирующая в разных социальных средах, а также политическая и социальная мифология, имеющая большое влияние на массы

Ориентационный Воспроизводство и консервация Инновативность. Принципиально закрытая Призвана наладить в социокультурной системе механизм циркуляции смыслов и значений

Адаптационный Адаптация к природным условиям существования путем воспроизводства уже исторически оправдавших себя форм продукции и технологий жизнедеятельности Адаптация к высоко подвижным историческим условиям существования посредством постоянного порождения новых форм и технологий Адаптация к экономической и политической конъюнктуре посредством актуального потребления любых доступных форм и использованием любых технологий

Личностный Коллективная личность, выступающая в качестве «суммарной» - то есть, распределенной на всех членов коллектива Единичная личность, обладающая ярко выраженными особенностями и воплощающая черты неповторимой индивидуальности Деперсонализированный массовый индивид с не выраженным личностным началом

Лингвистический Символическая фиксация текста Знаковая фиксация Ориентируется на экранный способ передачи информации, где на смену принципам системности и детерминизма приходят антииерархичность, нелинейность, семантический и аксиологический плюрализм

Личность с высоким уровнем сформированное™ элитологической культуры отличается следующими особенностями:

• разносторонние знания, отражающие многоаспектные сведения о человеке как социальном и природном существе, о социуме и особенностях его функционирования, развития, культурно-исторических ценностях и традициях, национальных и религиозных представлениях, о социально-политических, экономических, технологических, инновационных процессах, происходящих в мире, о природе как живом организме планеты, нуждающимся в сохранении и защите и др.;

• навыки и умения, проявляющиеся в профессиональной, хозяйственной, общественной, учебной, досуговой, социально-политической, экономической, производственной, познавательной, природоохранительной и др. видах деятельности; эли-тоориентированная направленность деятельности и поведения;

• готовность и способность к осуществлению элитоориентированной деятельности, направленной на творчество и созидание, на инновационную активность, на улучшение и сохранение естественных условий жизни людей, преодоление социальных, политических, экономических, этнических, религиозных, экологических и др. проблем, в рамках собственных возможностей и достигнутой компетентности;

• элитное сознание позволяет личности быть более конгруэнтной, терпимой, способной к эмпатии, обладать развитым элитоориентированным мышлением и творческими способностями, проявлять лидерские качества и наращивать социальный авторитет.

Элитологическая культура - это интегральное качество (образование) личности, включающее культуру элитоориентированного мышления, культуру чувств, коммуникативную и поведенческую культуру, ценностно-смысловую культуру, основанную на ответственности, личностной автономии, потребности в самореализации, самоактуализации, самосовершенствовании, обеспечивающую готовность к выполнению элитоориентированной деятельности и решению проблем, возникающих в системе «человек - общество - природа».

На основе вышеизложенного, мы можем вывести следующие структурно-содержательные компоненты элитологической культуры личности:

• культура элитоориентированного мышления (когнитивный) способность анализировать, систематизировать, обобщать и оценивать процессы, происходящие в обществе, в природе, в самом человеке, делать релевантные ситуации умозаключения и выводы, прогнозировать и программировать результаты деятельности и произведенных действий, готовность к принятию решений и способность брать на себя ответственность за их последствия;

• культура чувств (эмоционально-волевой) - способность осознания конструктивных и деструктивных переживаемых эмоций и чувств, осуществлять их саморегуляцию, преодолевать деструктивные переживания - гнев, страх, агрессию; при этом умение проявлять дружелюбие, оптимизм, быть уравновешенным, эмоционально устойчивым в проблемных ситуациях;

• поведенческая культура (поведенческий) выражается в способности решать проблемы конструктивно, творчески подходить к выполнению поставленной задачи, не допуская конфликтных (деструктивных) противоречий, предполагает оптимальный адекватный ситуации выбор стиля руководства и психологической дистанции;

• коммуникативная культура (коммуникативный) - способность личности к конструктивному диалогу, конгруэнтности и эмпатии, адекватной вербализации чужих и своих переживаний, потребностей, представлений, владение техниками «активного слушания», «отзеркалевания», «ассертивного» общения, приемами «я-сообщения»;

• ценностно-смысловая культура (ценностный) - совокупность нравственно-этических, духовных, культурно-эстетических, гуманистических, экологических цен-

ностей, обуславливающих личностную значимость взаимодействия в системе «человек - общество - природа».

Многообразие элитологического опыта указывает на то, что в оценке элитного-качества мы всегда должны исходить из диалектического принципа «конкретного анализа конкретной ситуации». Это значит, что любая выведенная элитологической наукой формула всегда нуждается в уточнении и корректировке на практике. Мир элитного феноменологически сложен и не поддается математическому описанию. Как утверждал H.A. Бердяев, человек раскрывается и продолжает себя в своём творчестве, которое и придает ему его многообразие и неповторимость, из которых в конечном и складываются его высшие начала. Он субъект высшего самосознания, вне-природный и внемирный факт [1, с. 81]. Элитологический опыт чаще всего неповторим, что делает стандартную оценку его качества практически невозможной.

Список литературы

1. Бердяев Н. А. Смысл творчества / Н. А. Бердяев // Философия творчества, культуры, искусства : в 2 т. - М. : Искусство, 1994. - Т. 1. - С. 37-341.

2. Карабущенко Н. Б. Феномен «элитного сознания» как особая форма отражения окружающей действительности / Н. Б. Карабущенко // Каспийский регион: политика, экономика, культура. -2011. -№ 3 (28). - С. 193-198.

3. Костина А. В. Соотношение и взаимодействие традиционной, элитарной и массовой культур в социальном пространстве : автореф. дис. ... д-ра культурологии / А. В. Костина. -М., 2009.-С. 13-14.

4. Гончаренко Н. В. Гений в искусстве и науке. / Н. В. Гончаренко. - М. : Искусство, 1991.-432 с.

5. Давыдов Ю. Н. Искусство и элита / Ю. Н. Давыдов, сост. В. В. Сапов. // Труд и искусство: избранные произведения. -М. : Астрель, 2008. - С. 125 - 382.

6. Ортега-и-Гассет X. Человек и люди / X. Ортега-и-Гассет ; сост., предисл. и общ. ред. А. М. Руткевича // Избранные труды: пер. с исп. - М. : Весь Мир, 2000. - С. 480-698.

References

1. Berdyaev N. A. Smysl tvorchestva / N. A. Berdyaev // Filosofiya tvorchestva, kultury, iskusstva : V 2 t. - M. : Iskusstvo, 1994. - Т. 1. - S. 37-341.

2. Karabushchenko N. B. Fenomen «elitnogo soznaniya» kak osobaya forma otrazheniya okruzhayushchey deystvitelnosti / N. B. Karabushchenko // Kaspiyskiy region: politika, ekonomika, kultura. - 2011. - № 3 (28). - S. 193-198.

3. Kostina A. V. Sootnoshenie i vzaimodeystvie traditsionnoy, elitarnoy i massovoy kultur v sotsialnom prostranstve : avtoref. dis. ... d-ra kulturologii / A. V. Kostina. - M., 2009. - S. 13-14.

4. Goncharenko N. V. Geniy v iskusstve i nauke. / N. V. Goncharenko. - M. : Iskusstvo, 1991. - 432 c.

5. Davydov Yu. N. Iskusstvo i elita / Yu. N. Davydov, sost. V. V. Sapov. // Trud i iskusstvo: izbrannye proizvedeniya. - M. : Astrel, 2008. - S. 125 - 382.

6. Ortega-i-Gasset Kh. Chelovek i lyudi / Kh. Ortega-i-Gasset ; sost., predisl. i obshch. red. A. M. Rutkevicha // Izbrannye trudy: per. s isp. - M. : Ves Mir, 2000. - S. 480-698.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.