Элитные сообщества.
Краткий исторический обзор и современный подход
Левкина Лилия Ивановна
кандидат педагогических наук, докторант, доцент кафедры общественных связей и медиаполитики факультета журналистики, Институт государственной службы и управления Российской академии народного хозяйства и государственной службы при Президенте РФ (ИГСУ РАНХиГС), [email protected])
В работе осуществлен поиск ответа на вопрос: существует ли в современном российском обществе элита как наиболее логичный выразитель стратегии его развития и интегратор идей для проведения стратегии в жизнь? Либо мы являемся свидетелями процветания квазиэлиты. Для поиска ответа на данный вопрос совершен небольшой экскурс в историю феномена. Представлены подходы ученых современности, изложена позиция автора. Вскрыты особенности российской протоэлиты. Показан потенциал ее влияния на трансформационные процессы. Элиты рассмотрены как социальные сообщества. Научная новизна заключается в выявлении и соотнесении характерных свойств российских сообществ и элит; в описании результатов исследования потенциала акцентированных в статье элитных сообществ и возможностей их влияния на трансформационные процессы. В статье приведена авторская трактовка понятия «потенциал элитных сообществ». Формирование российской элиты новой формации преподнесено как стратегическая инновационная технология. Ключевые слова: элита, квазиэлита, элита как сообщество, свойства, характеристики и потенциал элит, самоорганизация, институциализация.
Основное содержание.
Древне-семитское слово Эль (El) имеет значение Бог (источник: глиняные древне-сирийские миры «Список богов») [1]. Ал или Эл (евр.) представляется как Бог, означая «могущественный», «наивысший» [2]. АЛА - означает также некоторый объем вселенной, вместилище, где покоится дух Ал. В тюркском языке Эль выступает имя образующим для понятий «Родина, страна, народ» [3]. Есть версия, что корень leg причисляется к праин-доевропейскому - подбирать, собирать. В переводе с латинского термин eligere определяет «выбирать»; сегодняшнее звучание слова относится к старофранцузскому elite - избранный, лучший, отборный, а нынешнее значение приобрело к 1360 г. [4, 1529]. Во французский язык слово попало из библейской терминологии.
Многочисленные трактовки происхождения слово Elite (элита) означают не только отбор, избрание, но и представляют содержание этого понятия - божественное, обозначая могущественную душу, мудрость, наивысшее явление. Следовательно, элита - это сообщество (сосуд), наполненное избранниками Божьими, обладающими мудростью и наивысшими качествами. Вспомним, что по одной из легенд мир из тьмы был произведен семью богами, да простит нас история за сравнение, сообществом богов. Значит, и элита призвана из тьмы сотворить справедливость во имя страны и народа. Так ли обстоят дела в действительности, попробуем найти ответ.
Краткий исторический экскурс в развитие дефиниции элита и ее содержания. Зарубежный аспект.
Обратившись к истории, мы увидим принципы, имеющие разную основу для отнесения групп индивидов к элитным структурам. В частности, Конфуций (551 г. до н/э) по принципу соблюдения моральных устоев считал, что правящую элиту формируют «благородные мужья», предельно требовательные сами к себе, а простолюдины - это удел большинства, стремящегося лишь к получению прибыли. Основные качества элиты: доброта, бережливость, требовательность к выполнению трудовой обязанности, отсутствие алчности, гордыни, жестокости. Платон (427/428 г. до н/э) полагал, что элита складывается по принципу «добродетели души», мудрости для правителей; мужества - для воинского люда; желания утех и наслаждений для ремесленного люда и тех, кто возделывает землю. Отбор в элиту, по мнению Платона, должен происходить из числа тех, кому будет дано высокое воспитание и образование.
П m
Т
со
с <
е
0
сч
сч
01
По теории Н. Макиавелли (1469 - 1527), обществом управляет высокоорганизованное меньшинство, авторитет или власть которого лежит в поддержке сторонников. Элиту представляют два противостоящих меньшинства: правящее меньшинство и меньшинство, желающее править. Народ же стоит за неприкосновенность имущества, чести, и только во имя этого готов изменить пассивное действие на активное. Мысли Н. Макиавелли распростерлись до циклического развития таких форм государства, как монархия, олигархия, демократия.
Парето В. (1848 - 1923) полагал, что те, кто не составляют элиту, могут подготавливать преемников для замены её представителей. «Циркуляция» элит обусловлена временной утратой их активности. Исчезновение, «кладбище элит», составляет историю. Моска Г. (1858 - 1941) выделял наследование, кооптацию или выборы в качестве средства возобновления элиты. Оба ученых: и В. Парето, и Г Моска подходили к элите как группе, отличающейся сплоченностью, осознающей преобладание над массами и являющейся носителем феноменальных качеств. Михельсу Р. (1876 - 1936) принадлежит описание смысла бюрократизации господствующей элиты, ибо демократия не возможна, т.к. рано или поздно трансформируется в олигархию. Причины трансформации со стороны элиты: умение использовать «массы» для продвижения своих целей; способность к организации политических процессов; формирование иерархической структуры управления; создание структуры профессиональных руководителей, со временем абстрагирующихся от «массы»; создание закрытой группы, в итоге присваивающей власть. Со стороны «массы»: пассивность, сопровождающаяся потребностью в вождях; некомпетентность, несостоятельность в вопросах управления, организации и организованности; доверие профессионалам; недостаточный уровень просвещенности. Элитист-ские взгляды макиавеллевской школы на теорию элит выразил Ж. Сорель (1847 - 1922) - трибун идей революционного синдикализма [5]. Современный подход к теории элит заключен в работах Дж. Бернхейма (1905 - 1987) и назван «менедж-ментной теорией» в связи с появлением элиты управленцев, призванных подходить к управлению с позиции компетентности. Дж. Бернхейм, как и К. Маркс, убежден, что доступ к ревизии над средствами производства открывает путь к политической власти, социальному превосходству и высокой обеспеченности. Источником коррупции Бернхейм считает отсутствие контроля за действиями элиты со стороны организованного общества. В информационном обществе новая интеллектуальная элита направляет свой знаниево-информационный багаж на развитие общества, полагает прародитель концепции «постиндустриального общества» Д. Белл (1919 - 2011). При этом в постиндустриальном обществе интеллект гарантирует элите политическую власть. Теория элит Р. Миллза (1916 - 1962, США) зиждется на институциональном подходе. Элита власти состоит из сложного сочетания группировок: «Под эли-
той власти мы понимаем те политические, экономические и военные круги, которые в сложном переплетении группировок разделяют право принятия решений, по меньшей мере, общенациональной важности» [6]. Нам известен репутационный подход к элите Р.-Ж. Шваценберга, в концепции которого элита - закрытая группа, итоги функционирования которой могут оцениваться другими группами. А. Бентли (1879-1957) представил политику как процесс сольватации различных социальных групп, в т.ч. групп интересов и групп давления. Одной из функций государственной власти является задача регламентации их деятельности и урегулирования споров с целью достижения баланса сил. Вместе с А. Бентли «теорию плюрализма элит» разрабатывали Арон Р. (1905 - 1983, Франция), Даль Р. (1915 - 2014, США), Шаран П. (1986, Индия). Смысл теории в том, что с развитием общества, научно-технической мысли усложняется само общество, в котором элита, теряя монолитность, представляет собой содружество/соперничество противоборствующих групп, усложняя структуры власти и процессы управления.
Элита как сообщество. Характерные черты элиты власти: общность интересов, тесная групповая сплоченность, солидарность, основанная на идентичности образовательного ценза, социального положения, образа жизни, схожести межличностных отношений, некоторого психологического единства. Эта характеристика коррелируется с нашей трактовкой сообщества. Под сообществом мы понимаем структурную единицу общества, объединение людей, связанное устойчивыми формами взаимодействия в определенном временном континууме, чья деятельность направлена на достижение общих целей и осуществляется с той или иной степенью активности в различных подсистемах жизнедеятельности.
Если рассматривать социальную структуру общества, то элиты одновременно являются социальными общностями, социальными группами, социальным слоем, и, как показывает сегодняшняя история, социальным институтом.
Приведем авторскую трактовку элиты. Элита -это сообщество индивидов, представляющее собой стратификационную социальную группу, находящуюся на высокой ступени общественной иерархии, обладающее достаточной полнотой прав, привилегий, влиянием, характеризующееся общностью интересов, солидарностью, основанными на идентичности образовательного ценза, образа жизни, схожести межличностных отношений, некоторого психологического единства, перерастающее в современном обществе в социальный институт. Современной элите свойственны потеря монолитности, соперничество противоборствующих групп в борьбе за власть.
Отечественная элитология формировалась еще в дореволюционный период благодаря работам российских и эмигрировавших ученых, исследовавших культуру, право, политологию, социологию, психологию и др. К ним следует отнести Бер-
дяева Н.А., Ильина И.А., Сорокина П.А. и др. Сегодня в данной области работает московская школа элитологии, которую представляют Ашин Г.К., Афанасьев М.Н., Гаман О.В., Крыштановская О.В., Кузнецов И.И., Охотский Е.В, Шутов А.Ю. и др. Большую поддержку развитию актуальных вопросов элитологии оказывают Слизовский Д.Н., Аверин А.Н. и др. В Ростове-на-Дону сформирована собственная школа элитологов под руководством Понеделкова А.В., Старостина А.М., в нее входят также Кислицын С.Е., Игнатов В.Г. и др. Санкт-Петербургская школа представлена именами Дука А.В., Кугеля С.А. и др. В Астрахани над проблемой работают Карабущенко П.Л., Усманов Р.Х. Очиро-ва В.М. - в республике Бурятия. Можно приветствовать сформировавшуюся отечественную школу элитологов. Главная энтимема элитологов заключается в том, что политическая элита страны сегодня несостоятельна в вопросах построения и принятия программы развития государства, способной наладить взаимоотношения между властью и обществом, выявить ценностные идеалы.
Пляйс Я.А. полагает, что «новой элиты» в России нет. В период перестройки и распада СССР новой элите взяться было неоткуда - в стране свершилась революция. По мнению Мау В.А. и Стародубовской И.В.: «Даже при поверхностном взгляде на экономическую динамику 1985-2002 гг. нетрудно разглядеть тенденции, типичные для революционных эпох, а также те экономические проблемы, которые встают перед государством и обществом в период революции» [7]. Они же указывают на то, что в роли движущих сил в свершившейся революции выступили представители партийно-государственных структур, «теневой экономики», интеллигенции, национальной элиты на фоне индифферентности народных масс, отвернувшихся от коммунистов. Особенностями российской революции стало поэтапное вхождение в термидор и постепенное формирование условий для созревания постреволюционной диктатуры, а также отсутствие массового и сокрушительного насилия. При этом революции внутри бывшей советской элиты не произошло, полагает Я.А. Пляйс: «Людям с принципиально другой политической ментальностью просто неоткуда было взяться. Системы подготовки оппозиционной элиты в СССР не существовало, а постсоветская Россия о необходимости создать новую элиту даже не задумалась» [8]. «Антиэлите, безусловно, не место у рычагов власти. На смену ей должна прийти оппозиция, которую мы обязаны воспитать» [8].
Старостин А.М. полагает, что в сегодняшней России элиты не существует, поскольку для её формирования необходимо не менее 80-100 лет. То, что сегодня мы называем элитой, - это «протоэлита» [8]. Лоскутов В.А. постулирует, что в период перестройки народ вновь был отстранен от политики, и «чиновники переиграли политиков». Для того, чтобы изменить элиту, элита должна отказаться «от себя самой как предельного основания и единственного источника общественного развития» [8].
Воронцов С.А. указал на некоторые характеристики тех, кто причислен к элите: куначество с главной персоной, тесная взаимосвязь с элитной группой, грандиозное финансовое обеспечение и, как правило, невысокая грамотность. Последствия: элита насыщена коррупцией; потребность в развитии отсутствует за ненадобностью. Причины: взаимопроникновение корпоративного сектора экономики и номенклатурного чиновничества; злоупотребление властью административным ресурсом, нецелевое использование информационных ресурсов; неразвитость в стране гражданского общества, недоразвитие общественного контроля; отсутствие ротации состава элиты за счет представителей общественности, интеллигенции, профессиональных кадров [9].
Турчинов А.И. обращается к вопросу состоятельности кадров, насыщающих российскую политическую и управленческую элиту [10]. Магомедов К.О. настаивает на выделении вопроса кадровой коррупции в отдельную сферу социологических исследований: «Кадры государственного и муниципального управления являются объектом коррупционных интересов. Они же являются социальными носителями коррупционного поведения, включая его аксиологическую, социально-психологическую и этическую составляющую» [11, с. 213].
Ошибкой правящей элиты России было провозглашение рыночной экономики без выработки национальной идеи, без определения принципов стратегического развития, которые могли бы консолидировать потенциал всех элитных групп России и народонаселения страны во имя достижения глобальной цели (Мохов В.П.). Карабущенко П.Л. вскрывает вопросы существования элиты в условиях гражданского общества. Галицкий В.П., Фа-рукшин М.Х., Рябова Е.Л. обращают внимание на проблемы взращивания политической культуры у этно- и этнократических элит: «Формирование культуры конфликтного взаимодействия в современном обществе - достаточно долгий и сложный процесс. Он предполагает использование новых подходов и технологий регулирования социальных конфликтов, их апробации, адекватного восприятия обществом и управленческой элитой, разумного использования с учетом соответствующих условий» [12, с. 47].
Институциональный аспект освещает теорию элит как набор статусов, наделенных стратегическими функциями. Ученые приходят к выводу об институционализации элиты в стране. В т.ч. о рождении института коррупции, института выборов и отдельно электората (Юсов С.В.). Мы выделяем несколько элитных сообществ, сосредотачивающих в себе основную часть потенциала и возможностей развития российского социума. Их условный перечень таков: управленческая элита, финансовая элита, силовые структуры, интеллектуальная элита. От степени реализации ими своих усилий, от эффективности взаимодействия прямо зависит вектор развития государства. Мы осознанно не выделяем здесь религиозные элиты, а
П т
Т
со
с <
е
0
сч
сч
01
также сообщества, возникающие снизу, - их исследование проводится нами параллельно. Политические описаны выше.
Акцентированные элиты рассмотрим подробнее.
Управленческая элита - неофициально оформленная тесно взаимодействующая совокупность индивидов, объединенных присутствием во власти; сообщество, главным признаком которого выступает управление социальными структурами и процессами различного уровня, возможность изменять социальные структуры, несмотря на при-родно- присущую им способность к самоорганизации. Управленческая элита во многом перекликается с политической. Сообщество прямо взаимосвязано с управленческо-административной подсистемой жизнедеятельности. Оно объединяет в себе руководителей, чья компетентность оказывается на уровне управления большими социальными группами соответствующего ранга, а также людей, причастных к управлению. Сюда относятся государственные чиновники всех уровней, а также региональные и местные управленцы. Управленческая элита может дать импульс развития всему обществу, но и полностью развитие остановить. Она представляет собой относительно небольшую, но довольно сплоченную группу. Главным фактором сплоченности ее членов выступает основная цель и идентичный вектор деятельности, направленной на управление социальными структурами и процессами. Её деятельность открывает возможности для усиления влияния сообщества управленцев на другие подсистемы жизнедеятельности, например, финансово-экономическую. Одновременно сообщество характеризуется заметной степенью внутренней конфликтности, прямо определяющейся процессами борьбы за власть и владения ресурсами внутри нее. Велико количество угроз как внутренних (в результате конкурентной борьбы за власть), так и внешних (в итоге давления со стороны других групп). В связи с чем одним из основных факторов сплоченности сообщества является стремление обезопасить себя и самосохраниться во власти. Другая важная черта заключается в достаточно высоком уровне замкнутости группы и её привилегированном положении по многим параметрам. Как правило, доступ в данное сообщество сопровождается рядом фильтров, которые необходимо пройти новому члену, стать и быть «своим». Ротация членов сообщества довольно мала. Члены сообщества «управленческая элита» взаимодействуют на самых различных социальных уровнях, однако эти связи довольно формальны и не влияют на статус. Реальные коммуникативные зависимости строятся с группами и индивидами, обладающими схожим статусом и влиянием, при этом не конкурируют с управленческой элитой. Таких взаимодействий не много. Общий статус сообщества высок, отличается особым престижем, что усиливает его социальное влияние.
Финансовая элита. Сложность описания данной страты общества осложняется тем, что финансовую элиту условно можно подразделить на
псевдоэлиту и собственно элиту. Под псевдоэлитой понимается класс финансовых руководителей, случайно или протекционистским образом попавших на руководящие посты, либо руководителей, должности которым достались «по наследству» прошлой эпохи, либо непрофессиональные кадры. Социальный класс современной финансовой элиты изучен недостаточно. Наше определение таково: финансовая элита - часть элиты, профессионально воплощающая в жизнь наиболее значимые финансовые цели общества, государства, отдельных корпораций и личностей, обладающих значительным капиталом; основной принадлежностью элиты является денежный капитал, посредством которого создаются финансовые потоки. К финансовой элите можно также отнести руководство частных корпораций и банков, представителей крупного бизнеса, лиц, владеющих значительным капиталом, и даже некоторых представителей организованной преступности, легализующих свои капиталы. Профессиональная деятельность финансовой элиты осуществляется при помощи финансовых регуляторов в рамках своей специфичной системы, состоящей из: финансовой политики государства, регионов, отдельных предприятий и организаций, в т.ч. частных, крупного бизнеса; финансовых механизмов управления, представляющих собой совокупность различных видов, форм, методов организации финансовых отношений; финансовых рынков, банков, организаций. Вес финансовой элиты определяется тем, что она сосредотачивает в себе материальные и денежные ресурсы, которые могут быть мобилизованы для полноценного социального развития. Реализация ее потенциала заключается в преумножении и инвестировании ресурсов в различные подсистемы жизнедеятельности и общественное развитие, в ином случае ее социально-экономический потенциал будет утрачиваться. При этом высокий уровень внутригрупповых противоречий часто нивелирует этот потенциал.
По многим параметрам это самое разнородное сообщество, так как единственным значимым фактором, определяющим принадлежность к нему, является обладание значимым капиталом. Оно обладает высоким социальным статусом и престижем. Но внутренние конфликты проявлены здесь наиболее остро. Важнейшими факторами сплоченности финансовой элиты являются обладание денежными средствами и контроль над крупнейшими финансовыми потоками, также наличие внешних угроз. Однако соперничество внутри сообщества, которое подкрепляется его неоднородностью, часто эти факторы сплоченности превосходит.
Силовые структуры. К силовым структурам в России относятся: Главное разведывательное управление Генерального штаба Вооружённых сил РФ (ГРУ), Служба внешней разведки РФ (СВР), Федеральная служба безопасности РФ (ФСБ), Министерство Юстиции РФ (МИНЮСТ), Следственный комитет РФ (СК), Генеральная прокуратура РФ (ГП), Министерство Внутренних дел (МВД),
Министерство обороны РФ (МО); Федеральная служба охраны РФ (ФСО), Федеральная служба по контролю за оборотом наркотиков РФ (ФСКН), Федеральная служба исполнения наказаний РФ (ФСИН). Основная социальная роль данного сообщества имеет функциональный характер и связана с охраной государственной и общественной безопасности как от внутренних, так и от внешних угроз. Сюда можно добавить пенсионеров данных систем, достаточно молодых, но накопивших опыт. Основные факторы влияния сообщества на социальную систему можно описать следующими параметрами. Первый определяется специфичностью навыков и возможностей данного сообщества, которые при этом носят официальный характер, их использование разрешено только в рамках данного сообщества. Второй параметр определяется монополией на применение силы: внутри социальной системы на официальном уровне только данное сообщество может применять силу по отношению к другим группам и индивидам. Третий параметр зависит от контакта данного сообщества с различными маргинальными группами и преступными организациями, на которые оно может иметь существенное влияние. Сплоченность определяется выполнением уникальной роли и находится на максимально высоком уровне по сравнению с другими сообществами. Оно также имеет установившийся моральный кодекс и сформированную субкультуру, которые отличают его от остальных групп. Бесспорно, субкультурные признаки есть, например, и у государственных служащих, но в данном случае они, во-первых, в определенной части имеют давнюю историю и собственные, что крайне существенно, традиции, во-вторых, что важнее, эта субкультура для многих других социальных групп часто выступает референтной. Сообщество силовых структур и его свод моральных правил является престижным.
Интеллектуальная элита. Интеллектуальный потенциал данного сообщества максимален по сравнению с интеллектуальным потенциалом других. Именно оно сосредотачивает в себе максимальный потенциал развития. При этом в нем продолжает оставаться традиционное значение сохранения и преумножения знания обо всех подсистемах жизнедеятельности, что является гарантом неизменности базовых человеческих ценностей. Р. Коллинз придерживается такого подхода к понятию «интеллектуал»: «Интеллектуалы - это люди, которые производят деконтекстуализированные идеи. Предполагается, что эти идеи верны или значительны вне каких-либо местных условий, какой-либо локальности и вне зависимости от того, применит ли их кто-либо на практике» [13, с. 65]. Вопросы интеллектуальных сообществ нашли свое отражение в теоретической мысли российских ученых. Интересной является мысль Розова Н.С. об использовании интеллекта в качестве «ресурса для создания новых смыслов» [14, с. 570-571].
Существуют различные определения понятия «интеллектуальное сообщество», подчеркивающие, как правило, одну из сторон этого явления -
коммуникативную, институциональную либо со-держательно-деятельностную. Тем не менее, в некоторых определениях они частично соединяются. Если исходить из того, что данное понятие имеет не только нормативное, но и качественное содержание, то интеллектуальное сообщество -это общность людей, ориентированных на креативность, использующих интеллект как ресурс для производства новых смыслов и способных создавать новые социально значимые формы» [15, с. 138].
Положение интеллектуального сообщества сегодня является кризисным, т.к. на современном этапе значение данной социальной группы существенно проигрывает значению всех остальных. Исследователи ставят под сомнение однородность данного сообщества, подчеркивая, что единый фактор сплочённости нивелирован. Разнородность интеллектуального сообщества имеет исторические корни. Процесс формирования интеллектуального сообщества представлял собой примерно следующую последовательность: яркая интеллектуальная личность или организационное ядро трансформировалось в объединение лиц по интересам или моральным представлениям. Группы могли образовываться по социальному статусу, по интеллектуальным склонностям, по организационному признаку, по степени открытости, по научным интересам. Мало что изменилось в настоящее время. Единым фактором сплоченности интеллектуальной элиты была единая цель сделать жизнь лучше, провозгласить свободу и справедливость. Сегодня ее попытки следовать этой цели разбиваются об углубление социальной дифференциации, о противостояние целей, средств и возможностей социального усовершенствования. Образ интеллектуала имеет и свои культурно-национальные характеристики. «Российского интеллектуала отличает полная сублимация его духовно-интеллектуального потенциала в создании религиозных, философских и социально-политических утопий, проявление невиданной силы духа, жертвенности, моральности и одновременно размах стихийно-деструктивных сил и движений (политический терроризм, тоталитаризм, репрессии как инструмент политики)» [16, с. 62].
Отметим и тот факт, что П. Бурдье и Р. Коллинз, воспринимают культурный капитал (КК) как совокупность предшествовавших и приобретенных знаний. Уровень интеллектуала обуславливается как его доступом к наибольшему объему КК (основы производства новых идей), так и «обращением» КК с повышенной скоростью» [16, с. 64]. При этом «творческие люди обладают сильным желанием формулировать собственные суждения; это, в свою очередь, обычно соотносится с возможностями еще с самого детства получать независимость и доступ к новым и новым порциям опыта» [13, с. 83].
Эта цитата подтверждает жизнеспособность интеллектуальной элиты лишь в том случае, когда она допущена к большому объему новой информации. Сегодня прозрачность новейшей информа-
П т
Т
со
П А Ф
0
сч
N
01
ции проблематична. «Структуру интеллектуального сообщества определяют различные (по происхождению, содержанию и результатам) формы коммуникации, интеллектуального взаимодействия, информационного взаимообмена идеями, символами, идеологиями, текстами, программами, мыслями. «Архетипы взаимодействия» (Э. Дюрк-гейм), т.е. общение, коммуникации объединяют людей в сообщества, союзы, институты» [17].
Существенными для репрезентации интеллектуальных сообществ предстают теории коммуникации и сетевого анализа. Кастельс М. считает, что «именно сети составляют новую социальную морфологию наших сообществ» [18, с. 232.]. В настоящее время возникают разнообразные интеллектуальные сообщества типа «сетевых научных школ» вокруг электронных изданий, появились «виртуальные мастерские», клубы интеллектуалов, «площадки для организации дискуссий», научные сообщества. Научное сообщество декон-струируется в традициях мертоновской «нормальной» социологии науки как своеобразная «профессиональная корпорация» со своими законами, нормами и правилами поведения, содействующими корпоративной социализации ученых. Эффективность реализации потенциала интеллектуальной элиты определяется насыщенностью информационно-коммуникативного потока и осуществляется в условиях прозрачности. Это также является и фактором ее сплочения, что позволит выработать единый вектор духовно-идеологического развития сообществ и общества в целом, усиливает духовно-идеологическую подсистему жизнедеятельности всего общества.
Представленные сообщества, конечно, не являются единственными, оказывающими влияние на социальное развитие и реализующими социальный потенциал, но на наш взгляд, оказывают ключевое влияние на социальные процессы в современной России.
Потенциал акцентированных элит.
Обратимся к потенциалу рассмотренных сообществ. Потенциал управленческой элиты заключается в базировании на демократических методах управления, ротации и рациональной расстановке кадров, в усилении информационно-коммуникативного взаимодействия, расширении поля взаимодействия с другими сообществами, в прозрачности информации, совершенствовании информационно-коммуникационных методов, усилении мощности информационного потока и коммуникаций.
Реализация потенциала финансовой элиты заключается в преумножении и инвестировании ресурсов в различные подсистемы жизнедеятельности и общественное развитие. В ином случае ее социально-экономическое значение утрачивается для государственного и общественного развития. При этом высокий уровень внутригрупповых противоречий может нивелировать этот потенциал, следовательно, необходимо снимать их остроту. Потенциал развития - в рисках инвестирования. Распределение багажа имеющихся средств, рискованных и мало рискованных инвестиций должно
обсуждаться со всеми сообществами в открытом диалоге. Необходимо тесное взаимодействие и сотрудничество с государством и силовыми структурами для снижения внешних и внутренних угроз. Финансовая элита осуществляет информационно-коммуникативные связи с управленческой элитой, гораздо в меньшей степени контактирует с силовыми структурами и ограниченно взаимодействует с интеллектуальной элитой. Финансовая элита должна установить и развивать информационно-коммуникативные связи с интеллектуальной элитой с целью поиска научных идей и разработок, в которые необходимо инвестировать.
Потенциал силовых структур заключается в ответственном использовании материально-технических и финансовых ресурсов, в направлении значительной части финансовых ресурсов на переоснащение армии, подготовку и переподготовку специалистов, в тесном взаимодействии с интеллектуальной элитой с целью внедрения новейших разработок в военное дело и в оборону государства. Это влечет за собой необходимость расширения коммуникативно-информационного поля с финансовой элитой и интеллектуальной элитой.
Потенциалом интеллектуальной элиты является не хранение, а реализация накопленного багажа знаний в деятельности всех сообществ, борьба за прозрачность информационных потоков, укрепление коммуникативных связей со всеми сообществами, привлечение финансирования на научные разработки.
Одним из ресурсов, направленных на развитие сообществ и общества в целом является возможность самоорганизации элитных сообществ. Самоорганизация сообществ на сегодняшний момент наибольшая в среде интеллектуальной элиты, менее проявлена она в финансовой элите, и еще меньше в административно-управленческой. Минимален потенциал самоорганизации в силовых структурах в силу их функциональной роли в обществе.
Степени влияния сообществ на процессы самоорганизации общества в целом также различны: в мирное время наибольшее влияние имеет административно-управленческая элита, далее (по мере ослабления влияния) следуют финансовая элита, силовые структуры, интеллектуальная элита. В военное время ситуация меняется. Наибольшее влияние оказывают в равной мере административно-управленческая элита и силовые структуры, финансово-экономическая переходит на второй план, позиция интеллектуальной элиты остается наиболее слабой.
Заключение. Основным потенциалом рассмотренных элитных сообществ, направленным на поступательное развитие жизнедеятельности общества являются, на наш взгляд, следующие: возможность консолидации усилий, мобилизация ресурсов и резервов, высокая самоорганизация, изменение направленности интересов с внутренних на общественные, привлечение к управлению самоорганизующиеся и местные сообщества, пре-
следующие цели прогресса, коренное изменение кадровой политики, использование демократических форм управления, установление необходимого баланса и консенсуса между элитными сообществами, между элитными и всеми другими существующими сообществами или, в критических случаях, достижение т.н. «пакта элит» (В.П. Елизаров).
Потенциал для развития общества заключен во многом в возможностях использования информационно-коммуникативных связей сообществ между собой, между всеми существующими сообществами, включая самоорганизующиеся и местные, прозрачность информационных потоков, совершенствование технического обеспечения и доступности информационно-коммуникативного поля, введение в практику демократических форм коммуникации, полноценная возможность реализации права на информацию как для каждого члена сообщества, так и для населения страны в целом. Информационно-коммуникативный потенциал взаимодействия элитных сообществ должен накапливаться и реализовываться гармонично и прозрачно.
Любая политическая система должна искать наиболее оптимальные варианты равновесия в отношениях между современной политической элитой и населением. Можно согласиться с К. Поппером, который писал, что «...проблема контроля за правителями и проверки их власти является главным образом институциональной проблемой - проблемой проектирования институтов для контроля за тем, чтобы плохие правители не делали слишком много вреда» [19, с. 153].
«Исторически изживающий себя современный тип власти, опирающийся преимущественно на физическое, экономическое и психологическое насилие, должен закономерно уступить место новому типу стратегического государственного управления, при котором основным видом применяемого насилия станет насилие интеллектуальное, осуществляемое в ходе селекции оптимальных решений. А ведущей ветвью власти станет инновационная (или эволюционная) управленческая элита, осуществляемая оверстратом. Инновационная деятельность рассматривается в качестве ведущей экзистенциальной силы общества; общество становится способным к осознанию и использованию того очевидного факта, что вложения в эволюционно эффективные стратегические инновационные технологии - наиболее экзистенциально рентабельное помещение общечеловеческого капитала» [20].
Литература
1. Значение и происхождение имени Эль. Электронный ресурс. URL: https://imya.com/name/35653. Дата обращения: 16.06.2017.
2. Теософский словарь Е.П. Блаватской «Ал». Электронный ресурс. URL: http://slovar.plib.ru/dictionary/d40/126.html Дата обращения: 16.06.2017.
3. Имя. Электронный ресурс. URL: https://imya.com/name/35653 Дата обращения: 16.06.2017.
4. Grand Larousse de la langue française en six volumes / Sous la direction de L. Guilbert, R. Lagane, G. Niobey, avec le concours de H. Bonnard, L. Casati, A. Lerond. T. 2. - Paris: Librairie Larousse, 1972. - P. 1529.
5. Сорель Ж. Размышления о насилии. М.: Фаланстер, 2013. - 293 с.
6. Миллс Р. Властвующая элита. Монография / Пер. с англ. Е.И. Розенталь, Л.Г. Рошаль, В.Л. Кон. М.: Издательство иностранной литературы, 1959. -542 с.
7. Мау В.А., Стародубровская И.В. Великие революции. От Кромвеля до Путина. М.: Вагриус, 2001. - 440 c.
8. Воронцов С.А., Понеделков А.В. Первый Всероссийский элитологический конгресс о современной российской политической элите и направлениях ее модернизации // Муниципальная экономика и управление. Электронный ресурс. URL: http://vestnik.uapa.ru/en/issue/2014/03/32/ Дата обращения: 17.06.2017.
9. Воронцов С.А., Понеделков А.В., Зырянов С.Г. Индикаторы коррупционной деятельности в системе государственной власти и местного самоуправления // Социум и власть. 2017. № 1(63). С. 30-37.
10.Турчинов А.И. Кадровая политика и административно-политическая элита современной России // Элитология России: современное состояние и перспективы развития: мат. Первого Всероссийского элитологического конгресса с международным участием. Т. 1. Ростов н/Д.: Изд-во ЮРИФ РАНХиГС, 2013. - С. 59.
11. Магомедов К.О. Социологический мониторинг кадровой коррупции в системе государственного и муниципального управления // Мониторинг общественного мнения: Экономические и социальные перемены. 2016. № 2. С. 213-215.
12. Рябова Е.Л. Управление конфликтными взаимодействиями как феномен культуры // Вестник РУДН. Серия: Социология. 2009. № 4. С. 47 - 49.
13. Коллинз Р. Социология философий: глобальная теория интеллектуального изменения. Новосибирск: Сибирский хронограф. 2002. - 1280.
14. Розов Н.С. Философия и теория истории. Кн. 1: Пролегомены. М.: Логос, 2002. - 655 с.
15.Л.П. Репина, Г.П. Мягков. Интеллектуальная культура и научные коммуникации // Вестник Удмуртского университета: история и филология, 2014. Вып. 3. C. 137 - 142. Электронный ресурс. URL:
http://ru.vestnik.udsu.ru/files/originsl_articles/vuu_14_ 053_20.pdf Дата обращения: 12.06.2017.
16. Колесник И.И. Интеллектуальная элита. Сетевое сообщество. С. 55 - 86. Электронный ресурс. URL: http://ecsocman.hse.ru/data/2013/07/15/1251234474/ 4.pdf Дата обращения: 09.06.2017.
17.Диалог со временем. Альманах интеллектуальной истории. 25/1. М.: Книжный дом «ЛИБРО-
П m
Т
со
IZ <
е
0
сч
сч
01
КОМ», 2008. - 400 с. Электронный ресурс. http://roii.ru/dialogue/roii-dialogue-25-1.pdf Дата обращения: 23.06.2017.
18. Кастельс М. Становление общества сетевых структур // Новая постиндустриальная волна на западе: антол. М.: Academia, 1999. - 640 с.
19. Поппер К.Р. Открытое общество и его враги. М.: Феникс, Международный фонд «Культурная инициатива», 1992. - 448 с. Электронный ресурс. URL: http://krotov.info/lib_sec/16_p/pop/per_3.htm Дата обращения: 19.06.2017.
20. Бородина И.Н., Качанова Е.А. Управленческая элита в системе государственной власти России. Электронный ресурс. URL: http://www.rusnauka.com/21_DSN_2012/Gosupravlen ie/1_107201.doc.htm Дата обращения: 23.06.2017.
21. Куксин И.Н., Чечельницкий И.В. Справедливость как нравственная, социальная и юридическая категория // Социальная справедливость и право: проблемы теории и практики. Материалы международной научно-практической конференции: сборник / Под общей редакцией Т.А. Сошниковой. 2016. С. 31-38
22. Куксин И.Н., Азнагулова Г.М. Правовое государство, право и общечеловеческие ценности // Правовое государство: теория и практика. 2014. № 3 (37). С. 10-12.
23. Керимов А.Д., Куксин И.Н. Критерии силы государства // Право и образование. 2016. № 6. С. 4-16.
communities. The brief historical review and modern approach Levkina L.I.
The Institute of State Service and Administration of the Russian Presidential Academy of National Economy and Public Administration (RANEPA) Does the modern Russian society submit the elite as the most logical exponent of its development strategy and the integrator of ideas for strategy implementation? Either we are witnessing the prosperity of kvazielite. To answer this question the author places a short excursion into the history of the phenomenon. The approaches of scientists of modern times and the author's position on this issue are presented. In the paper the features of the Russian protojelity are revealed. The elite's potential and its effects on transformation processes are shown. The elite are considered as social communities. Scientific novelty is in the identification and correlation of the characteristic properties of Russian communities and elites; is in describing the results of research on the potential of elite communities accentuated in the article and the possibilities of their influence on the transformational processes in society. The author's interpretation of the definition of "potential of elite communities" is given in the article. The creation of the Russian elite of the new formation is presented as a strategic innovation technology. Key words: elite, kvazielite, community, elite as a community, elite properties and characteristics, elite potential, self-organization, the institutionalization. References
1. The meaning and origin of the name El. Electronic resource.
URL: https://imya.com/name/35653. Date of circulation: 16.06.2017.
2. The Theosophical Dictionary of EP. Blavatsky's "Al." Electronic
resource. URL: http://slovar.plib.ru/dictionary/d40/126.html Date of circulation: 16.06.2017.
3. First name. Electronic resource. URL: https://imya.com/name/35653 Date of circulation: 06/16/2017.
4. Grand Larousse de la langue francaise en six volumes / Sous la
direction de L. Guilbert, R. Lagane, G. Niobey, avec le concours de H. Bonnard, L. Casati, A. Lerond. T. 2. - Paris: Librairie Larousse, 1972. - P. 1529.
5. Sorel Zh. Reflections on violence. Moscow: Falanster, 2013. -
293 p.
6. Mills R. The ruling elite. Monograph / Transl. With the English.
E.I. Rosenthal, L.G. Roshal, V.L. Kon. M .: Publishing house of foreign literature, 1959. - 542 p.
7. Mau VA, Starodubrovskaya IV Great revolutions. From Cromwell
to Putin. M .: Vagrius, 2001. - 440 c.
8. Vorontsov SA, Ponedelkov A.V. First All-Russia Elite Congress
on the current Russian political elite and directions of its modernization // Municipal Economy and Management. Electronic resource. URL: http://vestnik.uapa.ru/en/issue/2014/03/32/ Date of circulation: 17.06.2017.
9. Vorontsov SA, Ponedelkov AV, Zyryanov SG Indicators of cor-
ruption in the system of state power and local self-government // Social life and power. 2017. No. 1 (63). Pp. 30-37.
10. Turchinov A.I. Personnel Policy and the Administrative and Political Elite of Modern Russia // Elitologiya Rossii: Current State and Prospects for Development: Mat. The First All-Russia Elite Congress with international participation. T. 1. Rostov-on-Don: Publishing House of the Russian Academy of Sciences, 2013. - P. 59.
11. Magomedov K.O. Sociological Monitoring of Personnel Corruption in the System of State and Municipal Administration // Monitoring of Public Opinion: Economic and Social Changes. 2016. № 2. P. 213-215.
12. Ryabova E.L. Managing Conflict Interactions as a Cultural Phenomenon // Vestnik PFUR. Series: Sociology. 2009. № 4. P. 47 - 49.
13. Collins R. Sociology of Philosophy: A Global Theory of Intellectual Change. Novosibirsk: The Siberian Chronograph. 2002. -1280.
14. Rozov N.S. Philosophy and theory of history. Book. 1: Prolegomena. M .: Logos, 2002. - 655 p.
15. L.P. Repina, G.P. Myagkov. Intellectual Culture and Scientific Communications // Bulletin of the Udmurt University: History and Philology, 2014. Issue. 3. C. 137 - 142. Electronic resource. URL:
http://en.vestnik.udsu.ru/files/originsl_articles/vuu_14_053_20.p df Date of circulation: 12/06/2017.
16. Kolesnik I.I. Intellectual elite. Networking community. Pp. 55 -86. Electronic resource. URL: http://ecsocman.hse.ru/data/2013/07/15/1251234474Rpdf Date of circulation: 09/06/2017.
17. Dialogue with time. Almanac of intellectual history. 25/1. M .: The book house "LIBROKOM", 2008. - 400 c. Electronic resource. Http://roii.ru/dialogue/roii-dialogue-25-1.pdf Date of circulation: June 23, 2017.
18. Castells M. The formation of a network of network structures // A new post-industrial wave in the west: anthol. M .: Academia, 1999. - 640 c.
19. Popper K.R. Open society and its enemies. M .: Phoenix, International Fund "Cultural Initiative", 1992. - 448 p. Electronic resource. URL: http://krotov.info/lib_sec/16_p/pop/per_3.htm Date of circulation: 19.06.2017.
20. Borodina IN, Kachanova EA The managerial elite in the system of state power in Russia. Electronic resource. URL: http://www.rusnauka.com/21_DSN_2012/Gosupravlenie/1_107 201.doc.htm Date of circulation: 06/23/2012.
21. Kuksin I.N., Chechelnitsky I.V. Justice as a moral, social and legal category // Social justice and law: problems of theory and practice. Materials of the international scientific-practical conference: collection / Under the general editorship of T.A. Sosh-nikova. 2016.S. 31-38
22. Kuksin I.N., Aznagulova G.M. The rule of law, law and universal values // The rule of law: theory and practice. 2014. No. 3 (37). S. 10-12.
23. Kerimov A.D., Kuksin I.N. Criteria of state power // Law and education. 2016. No. 6. S. 4-16.