Научная статья на тему 'Элитные погребения могильника Лэйгудунь в Китае (материалы к курсу «Археология зарубежной Азии»)'

Элитные погребения могильника Лэйгудунь в Китае (материалы к курсу «Археология зарубежной Азии») Текст научной статьи по специальности «История и археология»

CC BY
179
46
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
АРХЕОЛОГИЯ КИТАЯ / ЭПОХА ЧЖАНЬГО / МОГИЛА ЦЗЭНСКОГО И-ХОУ / ЧУСКАЯ КУЛЬТУРА / МУЗЫКАЛЬНЫЕ ИНСТРУМЕНТЫ / ЗАЩИТНОЕ ВООРУЖЕНИЕ / ARCHAEOLOGY OF CHINA / ZHANGUO EPOCH / TOMB OF ZENG I-HOU / CHU CULTURE / MUSICAL INSTRUMENTS / DEFENSIVE ARMOUR

Аннотация научной статьи по истории и археологии, автор научной работы — Комиссаров Сергей Александрович

В статье представлены исключительные по богатству находки, сделанные при раскопках могильника Лэйгудунь в КНР. Благодаря эпиграфическим и письменным источникам удалось установить принадлежность двух главных могил членам правящего дома небольшого государства Цзэн и датировать их последней третью V в. первой половиной IV в. до н. э. В инвентаре представлен наиболее полный набор как оружия, так и музыкальных инструментов того времени. Государство Цзэн, которое в летописях фигурировало как Суй, входило в сферу культурного и политического влияния царства Чу и в конечном счете было захвачено последним.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

ELITE TOMBS OF THE LEIGUDUN BURIAL GROUND, CHINA (MATERIALS FOR THE COURSE OF «ARCHAEOLOGY OF THE FOREIGN ASIA»)

The article presents the abundance of the extremely rich finds that were excavated at Leigudun, Hubei Province (China). Due to epigraphical and narrative sources the two burials were identified as the tombs of royal family that ruled at the small state of Zeng; they were also dated by the last third of the V first half of the IV centuries BC. The most complete set of armament as well as the orchestra of musical instruments were found there. The state of Zeng (called also as Sui in ancient Chinese chronics) was under the cultural and political influence of the big state of Chu, and finally the last conquered the latter.

Текст научной работы на тему «Элитные погребения могильника Лэйгудунь в Китае (материалы к курсу «Археология зарубежной Азии»)»

УДК 903.5 (315)

С. А. Комиссаров

Новосибирский государственный университет ул. Пирогова, 2, Новосибирск, 630090, Россия

Институт археологии и этнографии СО РАН пр. Акад. Лаврентьева, 17, Новосибирск, 630090, Россия

E-mail: [email protected]

ЭЛИТНЫЕ ПОГРЕБЕНИЯ МОГИЛЬНИКА ЛЭЙГУДУНЬ В КИТАЕ (МАТЕРИАЛЫ К КУРСУ «АРХЕОЛОГИЯ ЗАРУБЕЖНОЙ АЗИИ») *

В статье представлены исключительные по богатству находки, сделанные при раскопках могильника Лэйгу-дунь в КНР. Благодаря эпиграфическим и письменным источникам удалось установить принадлежность двух главных могил членам правящего дома небольшого государства Цзэн и датировать их последней третью V в. -первой половиной IV в. до н. э. В инвентаре представлен наиболее полный набор как оружия, так и музыкальных инструментов того времени. Государство Цзэн, которое в летописях фигурировало как Суй, входило в сферу культурного и политического влияния царства Чу и в конечном счете было захвачено последним.

Ключевые слова: археология Китая, эпоха Чжаньго, могила цзэнского И-хоу, чуская культура, музыкальные инструменты, защитное вооружение.

Общее количество изученных археологических памятников в мире не поддается точному учету и измеряется многими сотнями тысяч (если уже не миллионами) \ Но каждый из них по-своему уникален и важен. Однако среди этого многообразия представляется возможным выделить несколько сотен объектов, занимающих особое место в мировой археологии, поскольку именно они выполняют функцию своеобразных реперов в изучении конкретных культур или периодов в развитии определенных регионов. Связано это бывает со многими факторами, среди которых и обилие находок, и их типичность (а иногда и наоборот - уникальность), и уровень извлекаемости информации, ее историографическая актуальность, а также так называемый субъективный фактор: профессиональные и даже личные ка-

чества первооткрывателя и основных исследователей.

Полученные в итоге сведения позволяют создать систему опорных памятников, которые, в свою очередь, образуют поле для исторических реконструкций. Соответственно, изучение археологической ситуации того или иного региона лучше всего начинать с наиболее важных, опорных памятников. Данной публикацией, посвященной одному из наиболее известных погребальных комплексов Китая периода Чжаньго (У—Ш вв. до н. э.), редколлегия журнала начинает новый цикл учебно-методических материалов под общей рубрикой «Биографии замечательных памятников».

К их числу, несомненно, относится Лэй-гудунь — небольшой могильник периода Чжаньго, раскопанный в пригородном рай-

* Работа выполнена в рамках тематического плана (НИР 1.5.09) и АВЦП «Развитие научного потенциала ВШ (2009-2011 годы)» (проект РНП 2.2.1.1/13613) Минобрнауки.

1 Например, в России только зафиксированных археологических памятников насчитывают от 49 до 70 тыс., а во Франции - порядка 500 тыс. (цифры взяты из выступления директора Института археологии РАН Н. А. Макарова на встрече с Председателем Правительства России В. В. Путиным 26.07.2010). URL: http://premier.gov.ru/events/news/11507 (дата обращения 10.03.2011).

ISSN 1818-7919

Вестник НГУ. Серия: История, филология. 2011. Том 10, выпуск 5: Археология и этнография © С. А. Комиссаров, 2011

оне г. Суйчжоу (провинция Хубэй, КНР). В его состав входят несколько аристократических могил, относящихся примерно к одному хронологическому периоду и в основном к одной культурной традиции, а именно, к культуре государства Чу. В отличие от большинства других элитных могильников данный памятник не подвергся разграблению. Особое место в нем занимает могила М1, которую М. Е. Кравцова [2004. С. 171] справедливо назвала «ярчайшим памятником чуского круга». Открытая в 1977 г. и полностью раскопанная в течение следующего года, могила была вырублена на вершине небольшой горы, непосредственно в скальной породе (песчаник) на глубину до 13 м, после чего перекрыта сверху земляной насыпью [Хубэйшэн..., 1979]. К основной камере прямоугольной формы примыкало еще три прямоугольные и одна квадратная камеры для сопогребенных и инвентаря. Вместе они образовали многоугольник неправильной формы общей площадью 220 кв. м. Дно, стены и отверстия камер были закрыты деревянными плахами (для их изготовления было использовано 380 куб. м древесины катальпы), сверху покрыты бамбуковыми циновками с прокладкой из шелка-сырца, засыпаны со всех сторон древесным углем (толщина слоя 0,5 м, общий вес 60 т) и обмазаны глиной (толщина слоя 0,1-0,3 м). В завершение яма была заполнена утрамбованной землей; в центральной части прослеживается кладка из слегка обработанных каменных плит. Такая изоляция способствовала хорошей сохранности органических материалов.

В восточной камере размещался двойной гроб: внешний - прямоугольной формы, с двух сторон покрытый расписным лаком, с бронзовой оковкой и на 10 бронзовых ножках; внутренний - с выгнутыми стенками и крышкой, с росписью по лаку на внешней поверхности. Внутри в вытянутом положении находилось тело мужчины 42-45 лет, завернутое в шелковую ткань; на теле и возле него найдено около 300 золотых, нефритовых и других украшений. По данным эпиграфики установлено, что покойного звали И. Он был владетельным князем (хоу; иногда этот титул переводится как «маркиз») небольшого государства Цзэн, которое входило в круг политического и культурного влияния соседнего царства Чу. На одном из колоколов сохранилась надпись о том,

что его изготовили на 56-м году правления чуского Хуй-вана (433 до н. э.) в подарок цзэнскому И-хоу [Цю Сигуй, 1979]. Соответственно, дата погребального комплекса -не ранее этой даты, скорее всего, последняя треть V в. до н. э.

В восточной и западной камерах обнаружен 21 гроб с сопогребенными молодыми девушками в возрасте 13-25 лет; их тела завернуты в циновку и шелк, с небольшим количеством украшений. Весь погребальный инвентарь могилы состоит из 15 400 вещей; общий вес бронзовых изделий достигает 10 тонн 2. Ритуальный набор из девяти бронзовых треножников дин и восьми сосудов гуй указывает на принадлежность погребенного к владетельным князьям, поскольку он полностью соответствует известной по письменным источникам системе ле-дин. Согласно этой системе, аристократы строго в соответствии со своим рангом должны были использовать при принесении жертвоприношений нечетное количество (от одного до девяти) дин для мясной пищи и четное (на один сосуд меньше, чем треножников) количество гуй, в которые помещали зерно. Всего в могиле найдено 117 ритуальных и парадных сосудов из бронзы, отлитых с высочайшим искусством, в том числе способом «утраченного воска» [Хуа Цзюэмин, Го Дэвэй, 1979].

Наиболее известна находка 65 бронзовых колоколов, изначально подвешенных на специальной станине с бронзовыми же опорами; на их поверхности хорошо сохранились инкрустированные золотом надписи, посвященные исполняемой музыке (см. рис.). Общий вес этого набора, называемого в литературе бянъчжун, составлял 2,5 т. Ему сопутствовал набор из 32 литофонов (также с надписями) и целый оркестр деревянных инструментов, покрытых лаком и потому хорошо сохранившихся: цитры с пятью и десятью струнами, различные флейты, гусли, барабаны, язычковый инструмент шэн (губной орган) и пр. И оркестр, и записи исполнявшейся музыки были тщательно реконструированы, после чего прошло концертное исполнение и сделаны записи

2 Музыкальные инструменты, набор оружия и большинство других находок хранятся в Музее пров. Хубэй (г. Ухань), с экспозицией и запасниками которого автор имел возможность ознакомиться в ходе научной стажировки в КНР в 1989 г.

Набор бронзовых колоколов из могилы цзэнского хоу И (по: [Чжунго дабайкэ..., 1998. Цв. ил. 23])

музыкальных произведений, которым 2 500 лет.

Не менее богатым был комплекс вооружения и снаряжения для боевой колесницы, помещенной в могилу в разобранном виде (кузов, зонт). Выделено несколько ламел-лярных доспехов и шлемов, набранных из кожаных пластин, покрытых лаком; в защитный комплект входили и кожаные перчатки. Впервые найден доспех для колесничных лошадей: две шлем-маски из кожи, покрытой с двух сторон черным лаком, тисненый узор на которых окрашен в красный цвет, а также крупные кожаные пластины от ламинарного панциря для корпуса [Комиссаров, 1988. С. 80, 82]. Бронзовое оружие включает клевцы (в том числе смонтированные по два и по три на одной рукояти), трезубцы, боевые шесты, увенчанные шипа-стой булавой, наконечники копий; луки и щиты изготовлялись из лакированного дерева.

Много лаковой утвари и фигурок фантастических животных с узором в южном (чуском) стиле. На крышке одного из сундуков красным лаком по черному изображена древнейшая в Китае астрономическая карта с названиями 28 созвездий, расположенных вокруг «Ковша» (Большой Медведицы). Представлена золотая посуда, украшения из нефрита и горного хрусталя, стеклянные изделия и т. п. Двести сорок бамбуковых дощечек с надписями тушью в основном представляют реестр части погребального инвентаря, причем многие предме-

ты колесничного снаряжения и оружия были подарены цзэнскому правящему дому чиновниками и аристократами из Чу. В то же время в погребальном обряде и формах ритуальных сосудов обнаруживаются черты сходства с культурой других государств Северного и Восточного Китая эпохи Чжаньго.

В 1981 г. на расстоянии 104 м к северу от М1 обнаружена могила М2, также вырубленная в скальной породе [Лю Биньхуй и др., 1985]. Она содержит много общих элементов с М1, но относится к более позднему времени (первая половина IV в. до н. э.) Дно покрыто слоем глины толщиной 0,2 м, деревянные конструкции и костные остатки сохранились плохо. Внутри саркофага находилось два гроба размерами 3,3 х 2 и 2 х 0,8 м, доски которых крепились оловянными и свинцовыми гвоздями и украшались бронзовыми пластинами в виде птиц, рыб и т. д. Инвентарь содержит около 2 770 предметов погребального инвентаря: 36 бронзовых колоколов и 12 каменных литофонов, 70 ритуальных бронзовых сосудов, предметы колесничного снаряжения и упряжи, нефритовые украшения, керамика. Ритуальный набор из девяти треножников дин и восьми сосудов для зерна гуй указывает на принадлежность могилы одному из членов правящей династии [Лю Биньхуй, 1985]. Поскольку в составе инвентаря не найдено ни одного предмета вооружения, то, возможно, могила принадлежала супруге одного из правителей Цзэн.

В 1983 г. там же раскопали могилу М13 с набором из 12 бронзовых изделий (ритуальные сосуды, меч), датированную второй половиной IV в. до н. э. Среди них выделяются два бронзовых треножника дин с железными ножками, типичных для царства Чу [Чжунго каогусюэ..., 2004. С. 395]. Возможно, к этому времени Цзэн уже было захвачено более сильным соседним государством.

В целом, в районе г. Суйчжоу находят много бронзовых изделий с надписями о принадлежности государству Цзэн. В то же время, в письменных сочинениях тот же самый район для периода Чжаньго фигурирует под названием Суй. И эпиграфические, и нарративные источники указывают, что правители Цзэн (Суй) относились к роду Цзи, поскольку были потомками чжоуских ванов [Ли Сюэцинь, 2007. С. 111]. Поэтому большинство специалистов считают, что это два варианта названия для одного и того же государства и, соответственно, сведения летописей, посвященные Суй, можно использовать для интерпретации цзэнских находок.

Таким образом, «биография» могильника Лэйгудунь позволяет сделать ряд выводов, существенных для археологического изучения Древнего Китая в целом. В частности, в рамках древнекитайской культурной общности в эпоху Чжаньго ^-Ш вв. до н. э.) сформировались локальные культурные центры, ареал которых отчасти совпадал с границами древних царства (Цинь, Янь, Юэ и др.); чуский центр был среди них одним из наиболее развитых и своеобразных (см., например: [Кравцова, 1994. С. 132-225]). Эти центры оказывали заметное влияние на сопредельные племена и государства, подчиняя их своему культурному, а в перспективе - и политическому влиянию. Нельзя не отметить исключительное богатство могильника Лэйгудунь; при этом Цзэн (Суй) было лишь одним из многих десятков небольших владений, а «маркиз» И - мелким туземным правителем, о котором не сохранилось никаких летописных известий. Соответственно, захоронения царей (ванов) наиболее крупных государств эпохи Чжаньго отличались еще большей пышностью, которая достигает апофеоза при сооружении мавзолея Цинь Шихуанди и гробниц ханьских императоров. Развитая письменная традиция Древнего Китая дает достаточно редкую возможность сочетанного использования и

взаимной корреляции разных видов источников: вещественных, письменных и эпиграфических. Это позволяет получить точные даты и надежные исторические интерпретации.

Сведения по могильнику Лэйгудунь могут использоваться для дальнейшего исследования и демонстрации особенностей в погребальных конструкциях и обряде древнекитайских (и шире - восточно-азиатских) элитных захоронений, привлекаться для историко-культурных и социологических реконструкций. Так, набор вооружения дает возможность для экскурса в историю военного дела. Демонстрируя развитие как средств защиты колесничных лошадей, так и оружия «противоколесничной обороны» (клевцы с несколькими бойками и булавы на длинных рукоятях), можно подтвердить ударную функцию боевых колесниц. Сопоставление Лэйгудунь с материалами иных «замечательных памятников» Китая (например, того же мавзолея Цинь Шихуанди, который будет представлен в следующих выпусках рубрики) наглядно показывает важное значение локальных культур (субкультур) в становлении древних цивилизаций, что всегда необходимо учитывать при формировании в вузах программ учебных курсов по зарубежной археологии.

Список литературы

Комиссаров С. А. Комплекс вооружения Древнего Китая: Эпоха поздней бронзы. Новосибирск: Наука, 1988. 120 с. (История и культура Востока Азии).

Кравцова М. Е. Поэзия Древнего Китая: опыт культурологического анализа. Антология художественных переводов. СПб.: Центр «Петербургское востоковедение», 1994. 544 с. (ОпеШаНа).

Кравцова М. Е. Мировая художественная культура. История искусства Китая: Учеб. пособие. СПб.: Лань; ТРИАБА, 2004. 960 с. (Мир культуры, истории и философии).

Ли Сюэцинъ. Дунчжоу юй Циньдай вэнь-мин [Цивилизация периода Восточное Чжоу и династии Цинь]. Шанхай: Шанхай жэнь-минь чубаньшэ, 2007. 2, 2, 330 с. (раздельн. пагинация) (на кит. яз.)

Лю Бинъхуй. Суйчжоу Лэйгудунь эрхао му цинтунци чулунь [Предварительное обсуждение бронзовых изделий из могилы

№ 2 в Лэйгудунь, г. Сучжоу] // Вэньу. 1985. № 1. С. 37-39 (на кит. яз.)

Лю Бинъхуй, Ван Шичжэнъ, Хуан Цзин-ган. Хубэй Суйчжоу Лэйгудунь эрхао му фацзюэ цзяньбао [Краткий отчет о раскопках из могилы № 2 в Лэйгудунь, г. Сучжоу, пров. Хубэй] // Вэньу. 1985. № 1. С. 16-36 (на кит. яз.)

Хуа Цзюэмин, Го Дэвэй. Цзэн хоу И му цинтун цицюнь дэ чжухань цзишу хэ шила-фа [Техника литья и сварки бронзовых изделий из могилы цзэнского хоу И, а также метод утраченного воска] // Вэньу. 1979. № 7. С. 46-48, 45 (на стр. 45 - окончание статьи) (на кит. яз.)

Хубэйшэн Суйсянь цзэнхоу И му фацзюэ цзяньбао [Краткий отчет о раскопках могилы цзэнского хоу И в уезде Суйсянь, пров. Хубэй] // Вэньу. 1979. № 7. С. 1-24 (на кит. яз.)

Цю Сигуй. Таньтань Суйсянь Цзэн хоу И му дэ вэньцзы цзыляо [Обсуждение эпиграфических материалов из могилы цзэнского хоу И в уезде Суйсянь] // Вэньу. 1979. № 7. С. 25-29 (на кит. яз.)

Чжунго дабайкэ цюаньшу: Каогусюэ: Диэр бань [Большая Китайская энциклопедия: Археология: 2-е изд.] / Гл. ред. Ся Най. Пекин: Чжунго дабайкэ цюаньшу чубаньшэ, 1998. 2, 2, 21, 20, 815 с. (раздельн. пагинация) (на кит. яз.)

Чжунго каогусюэ: Лян Чжоу цзюань [Археология Китая: Период обеих династий Чжоу] / Гл. ред. Чжан Чаншоу, Инь Вэй-чжан. Пекин: Чжунго шэхуй кэсюэ чубань-шэ, 2004. 6, 19, 32, 563 с. (раздельн. пагинация) (на кит. яз.)

Материал поступил в редколлегию 20.03.2011

S. A. Komissarov

ELITE TOMBS OF THE LEIGUDUN BURIAL GROUND, CHINA (MATERIALS FOR THE COURSE OF «ARCHAEOLOGY OF THE FOREIGN ASIA»)

The article presents the abundance of the extremely rich finds that were excavated at Leigudun, Hubei Province (China). Due to epigraphical and narrative sources the two burials were identified as the tombs of royal family that ruled at the small state of Zeng; they were also dated by the last third of the V - first half of the IV centuries BC. The most complete set of armament as well as the orchestra of musical instruments were found there. The state of Zeng (called also as Sui in ancient Chinese chronics) was under the cultural and political influence of the big state of Chu, and finally the last conquered the latter.

Keywords: archaeology of China, Zhanguo Epoch, tomb of Zeng I-hou, Chu culture, musical instruments, defensive armour.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.