"Educational bulletin "Consciousness" /"Образовательный вестник "сознание"
УДК 378.147
http://dx.doi.org/10.26787/nydha-2686-6846-2019-21-9-31-37
ЭЛИТНОЕ ОБУЧЕНИЕ: ТЕОРИЯ, МЕТОДИКА, ПРАКТИКА Хацринова О.Ю., Тарасова Е.Н., Галиханов М. Ф.
ФГБОУ ВО «Казанский национальный исследовательский технологический университет»,
г. Казань, Российская Федерация
ELITE EDUCATION: THEORY, METHODOLOGY, PRACTICE
Khatsrinova O.Yu., Tarasova E.N., Galikhanov M.F.
Kazan National Research Technological University, Kazan, Russian Federation.
Аннотация. Статья посвящена вопросу организации элитной подготовки студентов в инженерном вузе, которая обусловлена необходимостью повышения качества обучения будущих специалистов, ориентированных на создание инновационных технологий, работу в мульти-дисциплинарных проектах. Такая подготовка соответствует требованиям работодателей к конкретному рабочему месту. В Казанском национальном исследовательском технологическом университете для осуществления обучения хорошо успевающих студентов создана школа дополнительного профессионального образования «Технолидер». В данной школе обучаются студенты с высоким баллом ЕГЭ на бюджетной основе по специально разработанному учебному плану, содержащему специализированные модули подготовки, обеспечивающие фундаментальность, инновационность, профессиональную направленность и креативность процесса обучения. В школе применяются технологии активного обучения, индивидуальный подход, проектные методы. Студенты принимают участие в работе конференций, конкурсах, грантах, выезжают на передовые предприятия, тесно сотрудничают с представителями промышленности и бизнеса с целью изучения и последующего принятия совместных решений выявленных проблем. Наиболее заинтересованные студенты обучаются по программе профессиональной переподготовки «Управление инновационно-технологическими проектами». На заключительном этапе обучения студенты должны
Annotation. The article is devoted to the issue of organizing elite training for students in an engineering university, which is determined by the need to improve the quality of training for future specialists focused on creating innovative technologies and working in mul-tidisciplinary projects. Such training meets the requirements of employers for a particular workplace. In Kazan National Technological University, for the training of well-performing students, the Tehnolider School of Continuing Professional Education has been established. Students with a high exam score on a budget basis are trained in this school according to a specially developed curriculum containing specialized training modules, modules that ensure fundamental, innovative, professional orientation and creativity of the learning process. Active learning technologies, an individual approach, design methods are applied. Students take part in conferences, competitions, grants, travel to advanced enterprises, and study their problems. They also work closely with leading scientists, representatives of industry and business. Come together to solve the identified problems. The most interested students' study under the professional retraining program "Management of Innovative and Technological Projects ".At the final stage of training, students should present a scientific development or project to potential customers who are ready to introduce them into production.
представить научную разработку или проект потенциальным заказчикам, готовым внедрить их в производство. Ключевые слова: инженерное образование, элитная подготовка, школа «Технолидер», технологии активного обучения, студент. Keywords: engineering education, elite training, Tehnolider school, technology of active learning, student.
БИБЛИОГРАФИЧЕСКИЙ СПИСОК [1] Khatsrinova O., Ivanov W. Career-building training as a component of talent management. 20-24 September 2015, Florence, Italy Proceedings of 2015 International Conference on Interactive Collaborative Learning (ICL). [2] Кронбергская декларация о будущем процессов приобретения и передачи знаний // Высшее образование сегодня. 2007. №9. С. 74-75. [3] Карлов Н.В., Кудрявцев Н.Н. К истории элитного инженерного образования: препринт (Московский физико-технический институт) / МФТИ. - М., 2000. - 28 с. [4] Подготовка элитных специалистов в области техники и технологий / П.С. Чубик, A.И. Чучалин, М.А. Соловьев и др. // Вопросы образования. 2013. №2. С. 188-207. [5] Романенко И.Б., Бирюкова Н.С. Тенденции массовизации и элитаризации образования: социально-философский анализ // Общество. Среда. Развитие. 2014. №3(32). С. 127130. [6] Вайсбурд Д.И., Чубик П.С. Элитное инженерно-техническое образование // Инженерное образование. 2003. №1. С. 15-19. [7] Дьяконов Г.С., Иванов В.Г., Кондратьев B.В. Российский научно-образовательный центр в сфере химической технологии // Высшее образование в России. 2012. №11. C. 48-57. [8] Тарасова Е.Н. Подготовка элитных специалистов в инженерном вузе // Осознание Культуры — залог обновления общества. Перспективы развития современного общества: материалы XX Всерос. науч.-практ. конф. - Севастополь: РИБЕСТ, 2019. С. 318320. REFERENCES [1] Khatsrinova O., Ivanov W. Career-building training as a component of talent management. 20-24 September 2015, Florence, Italy Proceedings of 2015 International Conference on Interactive Collaborative Learning (ICL). [2] Kronbergskaja deklaracija o budushhem pro-cessov priobretenija i peredachi znanij // Vysshee obrazovanie segodnja. 2007. №9. S. 74-75. [3] Karlov N.V., Kudrjavcev N.N. K istorii jelitnogo inzhenernogo obrazovanija (Moskovskij fiziko-tehnicheskij institut): preprint. MFTI. - M., 2000. - 28 s. [4] Podgotovka jelitnyh specialistov v oblasti tehniki i tehnologij / P S. Chubik, A.I Chuchalin, M.A. Solov'ev i dr. // Voprosy obrazovanija. 2013. №2. S. 188-207. [5] Romanenko I.B., Birjukova N.S. Tendencii massovizacii i jelitarizacii obrazovanija: social'no-filosofskij analiz // Obshhestvo. Sreda. Razvitie. 2014. №3(32). S. 127-130. [6] Vajsburd D.I., Chubik P.S. Jelitnoe inzhenerno-tehnicheskoe obrazovanie // Inzhenernoe obrazovanie. 2003. №1. S. 15-19. [7] D'jakonov G.S., Ivanov V.G., Kondrat'ev V.V. Rossijskij nauchno-obrazovatel'nyj centr v sfere himicheskoj tehnologii // Vysshee obrazovanie v Rossii. 2012. №11. S. 48-57. [8] Tarasova E.N. Podgotovka jelitnyh specialistov v inzhenernom vuze // Osoznanie Kul'tury — zalog obnovlenija obshhestva. Perspektivy razvitija sov-remennogo obshhestva: materialy XX Vseros. nauch.-prakt. konf. Sevastopol': RIBEST, 2019. S. 318-320.
Для решения актуальных задач, стоящих перед российской экономикой, необходимо иметь высококвалифицированных специалистов, в первую очередь, для осуществления инженерной деятельности. В постиндустриальный информационный период развития общества инженерная деятельность обогащается новыми функциями.
Однако сегодня во всем мире наблюдается спад интереса к такому виду труда. Эта проблема нашла свое отражение в докладе ЮНЕСКО «Инженерия: проблемы, трудности и возможности для развития». Акцентируя, что инженерия — основной инструмент решения глобальных проблем человечества, авторы доклада отмечают спад интереса к инженерии в большинстве развитых стран в условиях растущей потребности в талантливых инженерах [1].
Также можно констатировать факт неудовлетворенности уровнем подготовки специалистов, будущих инженеров, работодателями во многих странах мира, что свидетельствует об отставании возможностей системы инженерного образования от потребностей сферы производства. «Кронбергская декларация о будущем процессов приобретения и передачи знаний» определила неизбежность кардинальных изменений традиционных образовательных процессов и определила потребность в поиске новых подходов к проектированию образовательного процесса в университете [2]. Одним из способов решения существующих противоречий является обращение к практике элитарной подготовки инженерно-технических кадров.
На примерах Парижской политехнической школы, Московского высшего технического училища, институтов Массачусетского технологического, Петербургского политехнического, Калифорнийского технологического, Черчилль-колледжа Кембриджского университета, а также Московского физико-технического института, Томского политехнического университета, Омского государственного технического университета, Сибирского федерального университета и ряда других вузов рассмотрены особенности элитного естественно-научного и инженерного образования. Исследователи этого феномена пришли к выводу о том, что за последние два столетия передовые страны в критические моменты своей истории создавали новые, как по форме, так и содержанию, учебные заведения элитного характера для подготовки специалистов, способных отвечать на вызовы времени, по-новому решать актуальные экономические проблемы [3; 4]. Характерной особенностью всех этих высших учебных заведений является интеграция науки и образования. В будущем их выпускники определяют темп, направление и содержание прогресса в промышленной сфере.
Инновационная инженерная деятельность предполагает разработку, создание и внедрение новой техники и технологий, которые должны обеспечивать поступательное развитие производства, быть востребованными на рынке и конкурентоспособными, иметь технический и экономический эффект. Для создания и внедрения инноваций требуются специалисты с особыми компетенциями выявления и решения новых задач, в том числе обладающих лидерскими качествами. Число таких специалистов составляет не более 3-5% всего инженерного корпуса, но они абсолютно необходимы для продуцирования новых идей и способов решения проблем [4]. Поэтому подготовка такого уровня специалистов себя оправдывает.
Проблемы элитной подготовки в инженерном вузе отражены в исследованиях Г.К. Ашина, Н.С. Бирюковой, О.М. Замятиной, В.В. Захарьящевой, Н.В. Карлова, А.В. Косых, Н.Н. Кудрявцева, М.В. Лычаевой, С.Б. Могильницкого, П.И. Мозгалевой, А.М. Новикова, И.Б. Романенко, М.А. Соловьева, О.М. Солодовниковой, П.С. Чубика, А.И. Чучалина и других ученых.
По мнению Н.В. Карлова и Н.Н. Кудрявцева, необходимым условием элитарности учебных заведений является широкая и глубокая естественно-научная, математическая и гуманитарная фундаментальность даваемого ими образования. Такая фундаментальность должна сопровождаться обучением конкретному делу посредством включения обучающегося в процесс добывания нового знания, поиска нового инженерного или управленческого решения, разработки новой производственной, социальной технологии [3, с. 25].
И.Б. Романенко, Н.С. Бирюкова, исследуя процессы массовизации и элитаризации, происходящие в современной системе образования, элитаризацию образования рассматривают как тенденцию, противостоящую массовизации, направленную на выработку высокого профессионализма, социальной ответственности, стратегического мышления, высоких духовно-нравственных качеств, что в значительной мере определяется наличием конкурентной среды в образовательной системе [5, с.127].
Как считают П.С. Чубик, А.И. Чучалин, М. А. Соловьев, элитное техническое образование представляет собой подготовку будущих лидеров инженерной профессии, готовых к инновационной и предпринимательской деятельности, способных различить вызовы современного общества, владеющих знаниями в прорывных направлениях науки и техники, современными инженерными методами и средствами, также умеющих системно, критически и креативно мыслить в динамично меняющемся мире и обладающих навыками, которые позволяют им организовать команду и возглавить проект [4, с. 188].
К определяющим характеристикам элитного инженерно-технического специалиста относятся:
- природная одаренность к точным наукам, креативность, изобретательность;
- фундаментальное образование прежде всего в области математики, теоретической и экспериментальной физики, компьютерных наук, экономики;
- умение ставить и решать технические и технологические проблемы, доводить разработки до совершенства, обеспечивать их конкурентоспособность;
- способность к инновационной деятельности на базе междисциплинарного образования;
- высокая гуманитарная культура;
- владение иностранными языками, умение работать в команде [6, с. 16]. Вопросы выявления и поддержки талантливой молодежи обсуждаются на Всероссийских и международных научных конференциях (в частности, Второй всероссийской научно-практической конференции «Управление талантами: стратегия и технология развития человеческого капитала и инновационного капитала территорий» (г. Казань, 2018 г.); III Всероссийской конференции «Путь к успеху: стратегии поддержки одаренных детей и молодежи» (г. Сочи, «Сириус», 2019 г.). Это приводит к разработке региональных программ по совершенствованию системы выявления и развития молодых талантов.
Одной из стратегических целей Казанского национального исследовательского технологического университета (КНИТУ) является подготовка специалистов, способных обеспечивать опережающие исследования мирового уровня и работать по зарубежным технологиям и на соответствующем оборудовании [7].
В этой связи в Институте дополнительного профессионального образования КНИТУ была создана школа дополнительного профессионального образования «Технолидер». Целью школы является подготовка лидеров инженерной профессии в сферах инновационной деятель-
ности. Основные задачи: реализация углубленных профессионально-ориентированных образовательных программ, направленных на формирование надпрофессиональных компетенций, способствующих более высокому уровню готовности к осуществлению профессиональной деятельности (в частности, владение гуманитарными, экологическими, экономическими знаниями, направленными на решение комплексных задач профессиональной деятельности, умение выделять проблему в профессиональной деятельности, анализировать, ставить задачу, синтезировать решение, проектировать, адаптировать технические системы, управлять результатами интеллектуальной деятельности, иметь инженерное мышление, готовность к самообразованию).
В основе подготовки в школе «Технолидер» реализуются концептуальные положения технологии CDЮ, представляющей собой комплексный полипарадигмальный подход к организации процесса подготовки нового поколения инженеров и формированию соответствующей образовательной среды в технических университетах. Это может быть обеспечено ориентацией учебного процесса на приобретение студентами наряду с теоретическими знаниями большого набора практических умений и навыков. При этом выпускник должен быть мобильным инженером, способным инициировать инновации, быстро перестраиваться в соответствии с поставленными задачами, мыслить профессионально, реализовывать смелые инженерные решения и нести ответственность за результаты своей деятельности.
Направления функционирования школы определяют и сами студенты. Совет школы генерирует предложения о том, какие вопросы интересны студентам, какие промышленные предприятия хотели бы они посетить, как развивать личностные и профессиональные качества.
Таким образом, процесс обучения строится на студентоцентрированном подходе, который реализуется во время проведения всех видов занятий, а также позволяет индивидуализировать и дифференцировать процесс обучения.
Исходя из теоретико-методологических подходов, технологий и принципов, а также особенностей подготовки студентов в национальных исследовательских университетах, мы пришли к выводу, что методикой обучения в школе «Технолидер» должно стать создание средств, приемов и правил, направленных на формирование у студентов умений продуктивно решать профессиональные задачи разного уровня сложности. Инновационные методы обучения в системе элитного технического образования предполагают введение новшеств в цели, содержание, методы и формы обучения и воспитания, в совместную деятельность преподавателя и обучающегося.
Для этого в школе был сформирован Менторский совет, в который вошли наиболее известные профессора университета, а также ведущие эксперты из числа бизнес-партнеров КНИТУ. Партнёрами школы изъявили желание стать ПАО «Газпром», инновационный технопарк «Идея», образовательный фонд «Талант и успех», Фонд содействия инновациям, Инвестиционно-венчурный фонд Республики Татарстан и другие представители инновационных предприятий. Был разработан учебный план программы профессиональной переподготовки, включающий дополнительные учебные модули, направленные на формирование профессиональных и надпрофессиональных компетенций, лидерских качеств и умение работать в команде; интенсивную языковую подготовку, инженерное предпринимательство, планирование, проектирование, производство и применение продукции в контексте предприятия. Студентам
предлагается участие в проектах школы: «Пятьдесят лучших инновационных идей для Республики Татарстан», «Алгарыш», «УМНИК», «Студенческая олимпиада Газпром», «Наука без границ», «Нефть, газ, нефтехимия» и др. Такая активность направлена на реализацию возможностей университета в решении актуальных проблем науки и производства, а также развитие устойчивой мотивации студентов к освоению новых дисциплин и реализации своей «Я-кон-цепции».
Процесс обучения в школе «Технолидер» начинается с отбора слушателей школы, который предполагает выявление на факультетах университета студентов с высокими баллами ЕГЭ, победителей и участников олимпиад, конкурсов университета. Происходит определение личностных и деловых качеств с помощью тестирования. Оцениваются общий уровень подготовки студента, его коммуникационные навыки, система притязаний, интерес к науке и технике, предполагаемый карьерный рост. Студенты, зачисленные в Школу на конкурсной основе, становятся участниками различного рода мероприятий: мастер-классов, семинаров с участием профессорско-преподавательского состава университета, зарубежных профессоров и других экспертов из числа бизнес-партнеров вуза; участвуют во Всероссийских и международных конференциях, конкурсах, хакатонах, экскурсиях на инновационные предприятия, а также инжиниринг-слэмах и кейс-чемпионатах, развивая тем самым лидерские качества, навыки технологического предпринимательства. Кроме того, студенты Школы являются членами Клуба общения «английский язык в профессиональной коммуникации».
Со второго курса в школе осуществляется обучение студентов по программе профессиональной переподготовки «Управление инновационно-технологическими проектами». Студентам преподаются углубленные курсы фундаментальных дисциплин, а также дополнительные учебные модули, такие, как технологии решения изобретательских задач, стратегический маркетинг, управление изменениями, управление интеллектуальной собственностью, деловой иностранный язык, а также дисциплины, развивающие коммуникативные навыки и лидерские качества: психология профессионального успеха и эффективные бизнес-коммуникации.
Основным видом деятельности в школе является проектная, направленная на формирование навыков совместной деятельности обучающихся, их содержательное взаимодействие, развитие командных навыков. Студенты объединяются в команды (по профилю подготовки) под руководством ведущих ученых университета для работы над технологическими задачами в области нефтехимии, химической технологии, промышленной экологии, биотехнологии, лекарственных препаратов, информационных технологий, медицины и косметики [8]. Высоко-балльники рассчитывают экономическую эффективность проектов, проводят маркетинговые исследования, создают рекламу разработанного продукта для потенциальных потребителей.
Так, среди зарекомендовавших себя научно-исследовательских проектов отмечают проект студентов факультета пищевых технологий и факультета пищевой инженерии по рентабельной технологии производства кормовых дрожжей на основе вторичного сельскохозяйственного сырья в Республике Татарстан, выполняемый по заказу сельскохозяйственного холдинга «АГРОСИЛА», а также проект студентов факультета экологической, технологической и информационной безопасности по внедрению технологии БМАЯТ-образования в систему высшего образования, в рамках работы над которым был разработан инклюзивный стенд «Архитектура ПК», представленный в Казани на Российском венчурном форуме в апреле 2019 г. Свои научно-технологические разработки обучающиеся успешно презентовали представителям дочерних обществ ПАО «Газпром» в рамках Программы дня Газпрома в университете.
—--—
~ 36 ~
Особый интерес у будущих инвесторов вызвали проекты студентов факультета нефти и нефтехимии и факультета технологии и переработки каучуков и эластомеров по улучшению технико-экономических показателей процесса абсорбции кислых компонентов из природного газа, газовых конденсатов за счет применения нового эффективного композиционного абсорбента, а также по разработке экологичного дизельного топлива; проекты студентов факультета экологической, технологической и информационной безопасности, связанные с очисткой сточной воды нефтехимических производств от металлов, и другие.
К сожалению, мы можем обсуждать только первые этапы подготовки, поскольку выпуск студентов по данной программе планируется в 2021/2022 учебном году.
Такая организация образовательного процесса привела к следующим результатам: у студентов второго курса обучения в результате проведенного тестирования повысилась мотивация к осуществлению инженерной деятельности с 55 до 86%; рост познавательного интереса студентов к изучаемым дисциплинам и в целом к будущей профессиональной деятельности -на 52%; положительная динамика роста уровня обученности по дисциплинам составила 27%; рост мотивации учебной деятельности - 22%. В целом у респондентов наблюдается более высокая значимость учебно-познавательных и профессиональных мотивов, которые можно отнести к внутренней мотивации: осознание ценности творческого открытия - 56%; повышение уровня удовлетворенности студентов качеством образования - 75%; ежегодное участие студентов в научно-практических конференциях и конкурсах с высокими результатами - 56%.
В проведенных опросах студенты отмечают интерес к обучению, возможность принять участие в работе конференций, научных школ, в проекте популяризации науки и инженерных компетенций международного формата Engineering Slam, возможность побывать на передовых промышленных предприятиях, встретиться с известными учеными.
Мы предполагаем, что дальнейшее обучение в школе будет способствовать формированию дополнительных компетенций у студентов, необходимых для осуществления инновационной инженерной деятельности, увеличит их конкурентоспособность и востребованность на рынке труда.