Научная статья на тему 'Элементы ценностной системы российских студентов: любовь в структуре представлений о «хорошей жизни»'

Элементы ценностной системы российских студентов: любовь в структуре представлений о «хорошей жизни» Текст научной статьи по специальности «Психологические науки»

CC BY
314
49
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
СТУДЕНЧЕСТВО / ЦЕННОСТНЫЕ ОРИЕНТАЦИИ / ЛЮБОВЬ / СОЦИОЛОГИЯ МОЛОДЕЖИ / STUDENT BODY / VALUE ORIENTATIONS / LOVE / YOUTH SOCIOLOGY

Аннотация научной статьи по психологическим наукам, автор научной работы — Биченко Иван Григорьевич

Статья содержит анализ данных социологического исследования «Российский вуз глазами студентов» в аспекте выявления элементов ценностной системы, доминирующей в среде студенческой молодежи.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

The article contains of analysis of data of the sociological investigation «Russian Institute of Higher Education in Students Opinion» in the aspect of revelation of the elements of value system, which dominates in the student youth milieu.

Текст научной работы на тему «Элементы ценностной системы российских студентов: любовь в структуре представлений о «хорошей жизни»»

МОНИТОРИНГ

Элементы ценностной системы российских студентов: любовь в структуре представлений о «хорошей жизни»

И. Г. Биченко (Московский гуманитарный университет)*

Статья содержит анализ данных социологического исследования «Российский вуз глазами студентов» в аспекте выявления элементов ценностной системы, доминирующей в среде студенческой молодежи.

Ключевые слова: студенчество; ценностные ориентации; любовь; социология молодежи.

Elements of Value System of Russian Students:

Love in the Structure of Notion of «Good Life»

I. G. Bichenko

(Moscow University for the Humanities)

Abstract: The article contains of analysis of data of the sociological investigation «Russian Institute of Higher Education in Students’ Opinion» in the aspect of revelation of the elements of value system, which dominates in the student youth milieu.

Key words: student body; value orientations; love; youth sociology.

В настоящей статье продолжается анализ данных, полученных в социологическом исследовании социологического исследования «Российский вуз глазами студентов». Это исследование проводится с 2000 года среди учащихся московских и региональных вузов Московским гуманитарным университетом при поддержке Союза негосударственных вузов Москвы и Московской области, Национального союза негосударственных вузов, а в последнее время и Российского гуманитарного научного фонда. Научный руководитель проекта профессор И. М. Ильин-

ский. Руководитель этапов 2004-2008 гг. профессор Вал. А. Луков. Материалы этого исследования публиковались в виде специальных брошюр (Ильинский, Луков, 2005; Ильинский, Луков, 2006; Луков, 2007b; Луков, Гневашева, 2007; Гневашева, Луков С., 2007; Lukov, 2007), а также в рубрике «Мониторинг» журнала «Знание. Понимание. Умение» (Намлинская, 2004; Гневашева, Луков С., Намлинская, 2006; Биченко, 2008).

На этапе мониторинга 2006 г., данные которого анализируются в настоящей статье, опрошены 3063 респондента — студента ву-

* Биченко Иван Григорьевич — аспирант кафедры социологии Московского гуманитарного университета. Тел. (495) 374-60-21. Эл. адрес: [email protected]

зов Москвы, Белгорода, Иркутска, Краснодара, Новосибирска, Петрозаводска, Ростова, Рязани, Сочи, Сыктывкара, городов Московской области и др. Выборка квотная. Исследование включало в себя анкетный опрос в учебных группах на очных отделениях факультетов, ведущих подготовку по гуманитарным специальностям. При этом первые и выпускные курсы были исключены из исследования, так как мнение респондентов, обучающихся на этих курсах, в меньшей степени представляет мнение студенчества как такового.

Полученные данные проясняют, среди прочего, некоторые важные аспекты ценностных ориентаций современного российского студенчества.

Ценностные ориентации молодежи, в частности студенчества, — важный предмет социологического исследования. Во-первых, ценностная система студента спустя некоторое время станет ценностной системой молодого специалиста, а в масштабах студенчества — целого поколения специалистов. Во-вторых, ценностные ориентации молодежи во многом отражают принятые в обществе жизненные ориентиры, поскольку молодые люди, имеющие лишь некоторый уровень социализированности и обладающие довольно ограниченным жизненным опытом, являются в некотором роде индикатором социальной ситуации, складывающейся в обществе на момент исследования. И, в-третьих, ценностные ориентации студенчества и сами по себе представляют научный интерес, например с точки зрения формирования учебного процесса в вузах.

Ценностные ориентации молодежи отражают иерархическую структуру ценностей, находящихся в зависимости друг от друга. Анализ этой структуры целесообразно основывать на тезаурусной концепции молодежи Вал. А. Лукова, в которой тезаурус рассматривается как «индивидуальная конфигурация ориентационной информации (знаний, установок), которая складывается под воздействием макро- и микросоциаль-ных факторов и обеспечивает ориентацию

человека в различных ситуациях и на различных уровнях социальности» (Луков, 2007а: 90). При рассмотрении ценностных ориентаций молодежи с учетом этого следует особое внимание обратить на значимость для ее повседневного бытия взаимной любви. В диспозиции ценностных ориентиров студенчества она, как можно предположить даже без специальных исследований занимает важное место.

Эмпирические данные это подтверждают, и не случайно на уровне обобщений отмечается, что личностный акцент, которым обладает взаимная любовь, чрезвычайно важен в молодости, хотя его редко учитывают при формировании образовательных программ. «Между тем, студенчество буквально напоено любовью и дружбой, придает этому огромное значение» (Первокурсник, 2005: 25).

Попробуем выявить позицию взаимной любви в ценностной системе студенчества и влияние, оказываемое этим фактором на конструирование студентами субъективного образа «хорошей жизни».

В инструментарий анкетного опроса был включен вопрос, ответ на который характеризует основные ценностные ориентации студентов: «Что для Вас означает «хорошо жить»?» Для ответа на этот вопрос было предложено выбрать 5 вариантов ответов из 11 возможных (см. табл. 1). Такой подход побуждает респондентов к объективизации конструкций, идентифицирующих современное положение и ожидания жизненных траекторий в обозримом будущем.

Прежде всего, рассмотрим, с какой частотой респонденты отмечают признак «любить и быть любимым» среди других признаков-характеристик «хорошей жизни».

На первые места респонденты ставят материальную обеспеченность, хорошую семью, здоровье и хорошую работу. Взаимная любовь занимает пятое место, а частота выбора остальных признаков значительно меньше. Таким образом, взаимная любовь — один из пяти наиболее значимых для студенчества атрибутов «хорошей жизни».

Таблица 1 ОТВЕТЫ СТУДЕНТОВ НА ВОПРОС «ЧТО ДЛЯ ВАС ОЗНАЧАЕТ “ХОРОШО ЖИТЬ"?» (сумма процентных показателей превышает 100%, ПОСКОЛЬКУ БЫЛА ВОЗМОЖНОСТЬ ВЫБИРАТЬ ДО ПЯТИ ответов)

Рассмотрим, есть ли разница в ценностной системе респондентов, включивших взаимную любовь в атрибуты «хорошей жизни», и респондентов, не считающих этот элемент значимым. С учетом того, что признак чаще выбирают респонденты женского пола, будем рассматривать признак «любить и быть любимым» и пол респондентов отдельно. Такая ориентация на гендерные группы позволит разделить взаимосвязи между полом респондентов, выбором признака «любить и быть любимым» и выбором других признаков. Для этого обозначим 4 группы (см. табл. 2).

Прежде всего, обратим внимание на процентные соотношения между группами: примерно пятьдесят процентов мужчин отметили признак «любить и быть любимым», в то время как женщин, выбравших этот признак, в полтора раза больше. Таким образом, взаимная любовь — признак, отличающийся особенной важностью у женщин.

Как же распределились частоты внутри каждой из групп (см. рис. 1, с. 218)?

Таблица 2 ГРУППЫ РЕСПОНДЕНТОВ

Группа «Любить и быть любимым» Пол Количество респондентов

1 Нет Женский 2 о© 40

2 Нет Мужской о о© 4

3 Да Женский 1453

4 Да Мужской 448

Более всего выделяется группа 2: из всего набора респонденты, вошедшие в эту группу, на 15% реже отмечают признак 3 («Иметь хорошую семью»), на 10% реже признак 7 («Быть здоровым»), на 15% чаще признак 5 («Иметь власть, занимать высокое положение») и на 5% чаще признак 4 («Вообще не работать»). Отметим, что группа 1 и группа 2 на 10-15% чаще выбирают признаки 9 («Иметь хорошее образование»), 10 («Чувствовать себя защищенным в безопасности») и 11 («Быть независимым, свободным»).

Из анализа данных можно сделать следующие выводы:

— для мужчин, в меньшей степени считающих взаимную любовь важным атрибутом «хорошей жизни», чаще характерны честолюбивые устремления или апатия по отношению к профессиональной деятельности, а семья и здоровье имеют меньший вес;

— женщины, не придающие большой важности взаимной любви, в противоположность мужчинам более ориентируются на хорошее образование и работу. Они также большее значение придают защищенности и безопасности;

— имеется связь между значимостью взаимной любви и стремлением к независимости. Респонденты чаще придают больший вес независимости и свободе, если не считают любовь важным атрибутом «хорошей жизни».

Суммируя приведенные выше наблюдения, можно заключить, что взаимная любовь является одним из ключевых элементов цен-

Номер признака Вопрос Процент ответивших

1 Быть материально обеспеченным 81

2 Иметь хорошую работу 70

3 Иметь хорошую семью 73

4 Совсем не работать 2

5 Иметь власть, занимать высокое положение в обществе

17

6 Любить и быть любимым 64

7 Быть здоровым 71

8 Жить не для себя, а для людей 4

9 Иметь хорошее образование 23

10 Чувствовать себя защищенным,

в безопасности 22

11 Быть независимым, свободным 38

100%

90%

80%

70%

60%

50%

40%

30%

20%

10%

0%

I

-ггП

И

3 4 5 6 7 8

Номер признака (см. табл. 1)

| и Группа 1 □ Группа 2 □ Группа 3 □ Группа 4 [

Рис. 1. Распределение частот внутри групп

ностной системы студентов. Он оказывает значительное влияние на принципы конструирования проекта «хорошей жизни» и во многом отражает отличия в системах представлений мужчин и женщин. Внутри каждой из гендерных групп этот элемент также определяет некоторые различия. При этом сильнее различия между ценностными системами респондентов, не определивших взаимную любовь как значимый атрибут «хорошей жизни». В этом случае мужчины более склонны к честолюбивым устремлениям и меньший вес придают личным наборам ценностей, таким как семья и здоровье. Женщины, напротив, определяют постулаты стабильности, такие как образование и работа, наиболее значимыми.

Представляет интерес и обратное явление: женщины и мужчины, склонные к приданию значимости взаимной любви, обладают несколько схожими наборами ценностных ориентаций. Для них больший вес имеют здоровье, работа и семья, а ценности образования, стремление к независимости или стабильности отходят на второй план. Вероятно, в этом случае можно говорить о некотором структурном сближении ценност-

ных систем респондентов, что обосновывается желанием к сближению у самих респондентов.

Рассмотрим, как выделенные явления изменяются при рассмотрении разных возрастных групп студентов. В анализируемом исследовании респондентам предлагалось выбрать один из интервалов, включающих их возраст. В табл. 3 приведена возрастная структура выборки.

Таблица 3 ДИФФЕРЕНЦИАЦИЯ РЕСПОНДЕНТОВ ПО ВОЗРАСТУ

Ваш возраст? Процент ответивших

17-19 лет 3 ЧО

20-22 года 31

23-25 лет 3

свыше 25 лет 3

Отметим, что в исследовании опрашивались студенты 2-4 курсов очных отделений вузов, поэтому большинство респондентов еще не достигли 23 лет. Это обстоятельство несколько усложняет исследование стар-

ших возрастных групп респондентов, в связи с тем, что возрастает статистическая погрешность.

Рассмотрим, как распределяется значимость признака «любить и быть любимым» для респондентов разных возрастов и разных полов (см. рис. 2).

Гистограмма показывает, что значимость взаимной любви становится меньше для женщин старшей возрастной группы. Среди мужчин такой тенденции не прослеживается — значимость примерно одинакова для обоих полов, если респондентам более 23 лет.

Проанализируем, как изменяется влияние признака «любить и быть любимым» на элементы ценностной системы у респондентов разных возрастов.

Можно говорить о том, что возраст не приводит к принципиальному перестроению описанной выше структуры, однако некоторые трансформации имеют место. Далее рассмотрим, как происходят эти трансформации с увеличением возраста:

— мужчины, не склонные причислять взаимную любовь к значимым ценностным ориентирам, меньшую ценность придают здоро-

вью и реже склонны выбирать признак «иметь власть, занимать высокое положение в обществе». Альтруистические устремления у них становятся сильнее. Остальные предпочтения остаются практически неизменными;

— женщины, не считающие взаимную любовь важным атрибутом «хорошей жизни», реже ориентируются на независимость и больший вес придают образованию и безопасности;

— среди респондентов, выбравших признак «любить и быть любимым», имеет место следующее явление: мужчины почти вдвое чаще отмечают значимость хорошей работы при неизменности других предпочтении. Статичность ценностной системы отмечается и у женщин, за исключением некоторого уменьшения значимости признака «быть независимым, свободным».

Отметим, что наиболее выразительно выделенные трансформации ценностных предпочтений наблюдаются у студентов, возраст которых более 23 лет. С учетом особенностей выборки (студенты 2-4 курсов), можно предположить, что имеет место некоторое

80% л 70% -60% -

50% - СО н 5 40% -со Т 30% -20% -10% -0% 17-1 N 9 лет 20-2 И 2 года Возраст 23-25 лет бол 1 ее 25 лет □ Жен. :

Рис. 2. Частота выбора признака «любить и быть любимым» для респондентов разных возрастов с учетом пола

переопределение молодыми людьми своих жизненных ориентиров, так как примерно после 23 лет студенты обретают статус «взрослого». Это обусловлено как групповой идентификацией — они старше большинства одногруппников (см. табл. 3), так и самоопределением — почти все они работают, сами оплачивают обучение и в большинстве случаев живут самостоятельно. Однако принципы конструирования своего проекта «хорошей жизни», рассматриваемые через призму значимости взаимной любви, не претерпевают качественного изменения, а имеет место количественный скачок. Мнения студентов двух младших возрастных групп (17-19 лет и 20-23 года) отличаются между собой менее выразительно, но динамика, найденная в старших возрастных группах, сохраняется.

Обобщая приведенные выше данные, можно говорить о существовании некоторой эволюции взаимной любви как атрибута «хорошей жизни» и его влияния на другие атрибуты. Прежде всего, среди студенток старшего возраста наблюдается снижение значимости этого атрибута. Это явление описывается в литературе и имеет скорее психологическую природу. С возрастом «девичья влюбчивость» отступает, и роль любви у обоих полов сравнивается.

Далее, можно отметить усиление диф-ференцированности ценностных ориентиров у мужчин и женщин, не придающих важности взаимной любви: у женщин усиливается определенное выше стремление стабильности и защищенности, подкрепленным хорошим образованием и хорошей работой. Мужчины же в большей степени отдают предпочтение социальным наборам ценностей.

Интересные изменения происходят в ценностных системах респондентов, считающих взаимную любовь важным ценностным ориентиром: мужчин сильнее заботит хорошая работа, в то время как женщины в меньшей степени испытывают потребность в независимости. Эти явления можно объяснить некоторым изменением характеристик воспри-

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

ятия взаимной любви: к романтическому началу добавляются такие атрибуты, как ответственность и готовность к некоторым жертвам. Таким образом, ценностные системы этой группы, изначально имеющие схожие структуры, несколько расходятся у студентов старшего возраста. Скорее всего, происходит их перестроение, в котором возрастающее значение имеет распределение социальных ролей в структуре мужчина-женщина. Воспользовавшись методом «треугольника Стейнберга» (Sternberg, S. a.), можно предположить, что происходит смещение приоритета от вершин «liking» (симпатия) и «infatuation» (увлечение) в сторону вершины «commitment» (ответственность), таким путем формируя «consummate love» как наиболее целостное и законченное построение взаимоотношений.

Подведем итоги исследования. Взаимная любовь — один из важных элементов ценностной системы студентов. Его можно назвать структурообразующим, так как он оказывает заметное влияние как на дифференциацию, так и на схождение систем ценностей. При этом у студентов старшей возрастной группы формируется здоровое и целостное представление о ценности любви, и не наблюдается тенденций к искаженному или девиантному ее восприятию.

СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ

Биченко, И. Г. (2008) «Хорошая жизнь» глазами студента // Знание. Понимание. Умение. №1. С. 206-210.

Гневашева, В. А., Луков, С. В., Намлин-ская, О. О. (2006) Российский вуз глазами студентов: данные VI этапа (2006 г.) // Знание. Понимание. Умение. №3. С. 189-198.

Гневашева, В. А., Луков, С. В. (2007) Российский вуз глазами студентов : Данные соци-ол. исследования (этап мониторинга 2006 года). М. : Изд-во Моск. гуманит. ун-та.

Ильинский, И. М., Луков, В. А. (2005) Московский вуз глазами студентов : по материалам опроса студентов государственных и негосударственных вузов Москвы, март-апрель, 2004 г. М. : Изд-во Моск. гуманит. ун-та.

Ильинский, И. М. Луков, В. А. (2006) Российский вуз глазами студентов : по материалам опроса студентов государственных и негосударственных вузов, май-июнь 2005 года. М. : Изд-во Моск. гуманит. ун-та.

Луков, В. А. (2007а) Теории молодежи: пути развития // Знание. Понимание. Умение. №4. С. 87-98.

Луков, В. А. (2007Ь) Социальный облик, ценностные ориентации, мнение о своем вузе московских студентов: динамика изменений (по исследованиям, проведенным в государственных и негосударственных вузах в 2000-2007 гг.) / при участии В. А. Гнева-шевой, С. В. Лукова, О. О. Намлинской. М. : Изд-во Моск. гуманит. ун-та.

Луков, В. А., Гневашева, В. А. (2007) Студент и вуз: российские реалии : По материалам мониторинга «Российский вуз глазами студентов (этап 2006 года). М. : Изд-во Моск. гуманит. ун-та.

Намлинская, О. О. (2004) Вуз государственный vs вуз негосударственный: московские студенты о своих вузах : данные социологического исследования // Знание. Понимание. Умение. №1. С. 117-126.

Первокурсник (2005) Московского гуманитарного университета: год 2004 / под общ. ред. Вал. А. Лукова, А. И. Ковалевой. М. : Изд-во Моск. гуманит. ун-та.

Lukov, Val. (ed.) (2007) Social and Cultural Value Orientations of Russian Youth : The Theoretical and Empirical Researches / Val. Lukov, Vl. Lukov, N. Zakharov, V. Gnevasheva, O. Namlinskaia ; Ed. by Val. Lukov; Moscow Univ. for the Humanities, Institute of Humanitarian Researches ; Intern. Academy of Science. Moscow-Innsbruck : Moscow Univ. for the Humanities.

Sternberg, Robert J. (S. a.) A triangular theory of love // Psycarticles: URL: http://con-tent2.apa.org/journals/rev/93/2/119.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.