Научная статья на тему 'ЭЛЕМЕНТЫ ТЕХНОЛОГИИ ЦИФРОВЫХ АКТИВОВ В ХОЗЯЙСТВЕННОЙ СРЕДЕ ПОСРЕДСТВОМ ЕДИНОЙ УЧЕТНОЙ СИСТЕМЫ'

ЭЛЕМЕНТЫ ТЕХНОЛОГИИ ЦИФРОВЫХ АКТИВОВ В ХОЗЯЙСТВЕННОЙ СРЕДЕ ПОСРЕДСТВОМ ЕДИНОЙ УЧЕТНОЙ СИСТЕМЫ Текст научной статьи по специальности «Экономика и бизнес»

CC BY
3
0
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
цифровой актив / учет / контроль / единая учетная система / цифровые технологии / алгоритм / внедрение / информационное пространство / администрирование / digital asset / accounting / control / unified accounting system / digital technologies / algorithm / implementation / information space / administration

Аннотация научной статьи по экономике и бизнесу, автор научной работы — Першин Сергей Петрович

Статья преследует цель исследования возможности применения технологических приемов цифровых активов в хозяйственной среде на базе предлагаемой единой учетной системы. Автором с использованием теоретических и эмпирических методик анализируются обстоятельства разрешения сложностей связанных с обеспечением контроля, оперативной адаптации приемов управления к стремительно меняющейся конъюнктуре, доступность экономических инструментов для всех участников экономических отношений. Установлены возможности использования информационной среды, инструментов и алгоритмов единой учетной системы во внедрении обозначенных технологических элементов в хозяйственную практику.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

ELEMENTS OF DIGITAL ASSET TECHNOLOGY IN THE ECONOMIC ENVIRONMENT THROUGH A SINGLE ACCOUNTING SYSTEM

The article aims to investigate the possibility of applying technological techniques of digital assets in the economic environment on the basis of the proposed unified accounting system. Using theoretical and empirical methods, the author analyzes the circumstances of resolving the difficulties associated with ensuring control, operational adaptation of management techniques to the rapidly changing conjuncture, the availability of economic instruments for all participants in economic relations. The possibilities of using the information environment, tools and algorithms of the unified accounting system in the implementation of the designated technological elements in business practice are established.

Текст научной работы на тему «ЭЛЕМЕНТЫ ТЕХНОЛОГИИ ЦИФРОВЫХ АКТИВОВ В ХОЗЯЙСТВЕННОЙ СРЕДЕ ПОСРЕДСТВОМ ЕДИНОЙ УЧЕТНОЙ СИСТЕМЫ»

УДК 657

Першин Сергей Петрович, к.э.н., доцент (e-mail: PershinSP@mail.ru)

Краснодарский университет МВД России, г. Краснодар, Россия

ЭЛЕМЕНТЫ ТЕХНОЛОГИИ ЦИФРОВЫХ АКТИВОВ В ХОЗЯЙСТВЕННОЙ СРЕДЕ ПОСРЕДСТВОМ ЕДИНОЙУЧЕТНОЙСИСТЕМЫ

Аннотация: Статья преследует цель исследования возможности применения технологических приемов цифровых активов в хозяйственной среде на базе предлагаемой единой учетной системы. Автором с использованием теоретических и эмпирических методик анализируются обстоятельства разрешения сложностей связанных с обеспечением контроля, оперативной адаптации приемов управления к стремительно меняющейся конъюнктуре, доступность экономических инструментов для всех участников экономических отношений. Установлены возможности использования информационной среды, инструментов и алгоритмов единой учетной системы во внедрении обозначенных технологических элементов в хозяйственную практику.

Ключевые слова: цифровой актив, учет, контроль, единая учетная система, цифровые технологии, алгоритм, внедрение, информационное пространство, администрирование.

Цифровые активы стремительно наполнили пространство финансовых взаимоотношений. Доступность, скорость и стоимость совершения операций с использованием различных цифровых валют стали значимыми атрибутами современной экономики, открывая новые возможности для совершения расчетов, обеспечивая новые сделки и оригинальные условия договоров. Также создали новые угрозы безопасности и способы злоупотреблений в экономической среде. Большой интерес вызывают некоторые моменты технологии функционирования цифровых активов, которые открыли и показали возможности, востребованные в иных сферах финансово-хозяйственной жизни государства. Это механизмы, обеспечивающие:

- независимость инструментов создания, учета и контроля актива от отдельных участников взаимоотношений посредством технологии распределенного хранения данных,

- адаптацию к изменяющимся условиям посредством внесения изменений в технологический код,

- доступность актива как инструмента совершения фактов хозяйственной жизни.

Также и хозяйственной среде необходим прием обеспечения независимости при осуществлении учета и контроля, реализации административных полномочий. Распределение контрольных функций между органами

государственного и муниципального управления нередко приводит к злоупотреблению возможностями, некачественное исполнение обязанностей должностными лицами и органами провоцирует дачу неправильной оценки реализуемым административным мероприятиям, создает социальное напряжение, подрывает доверие к органам власти. Нередко качество и эффективность регулирования оказывается зависимым от деятельности небольшой группы ответственных уполномоченных лиц, проявивших способность качественно работать на ограниченном объеме администрируе-мого поля, тогда как экономика нуждается в повсеместном однообразном последовательном управлении. В свою очередь меняющиеся обстоятельства требуют постоянного развития и изменения правовой и организационной среды для участников хозяйственных взаимоотношений, которые также требуют оперативного повсеместного или точечного внедрения. Указанное обуславливает необходимость научного подхода к исследованию возможности применения успешных инструментов функционирования цифровых активов к системе экономических отношений, связанных с учетом и управлением хозяйственной деятельностью.

Контроль за осуществлением хозяйственной деятельности предполагает проведение проверочных мероприятий, направленных на установление соответствия фактических обстоятельств правилам и требованиям. Однако такие процедуры требуют привлечения сил, затраты средств, неминуемо приводят к отвлечению хозяйственника от своего дела. В связи с чем в последние годы на государственном уровне принимаются решения по ограничению проверочных мероприятий, при том, что предусматривается право обратить в контролирующий орган с просьбой о проведении профилактического визита (Постановление Правительства РФ от 01.10.2022 № 1743 «О внесении изменений в Постановление Правительства Российской Федерации от 10 марта 2022 г. № 336» [5]). Ограничения, вероятно, провоцируют несоблюдения хозяйствующими субъектами установленных порядков, создают предпосылки извлечения по сравнению с обычными условиями необоснованной выгоды. В обстоятельствах сложной экономической конъюнктуры, связанной с санкциями, сложностями логистики, внешнеэкономических связей, доступом к привычным и новым конкурентным технологиям, сырью обозначенное несоблюдение норм права может играть роль некой государственной поддержки, которая доводится до получателя не привычным способом распределения бюджетных средств через систему обоснования, утверждения и согласования, а значительно коротким путем - средством экономии на неуплате налогов (сборов, взносов), невыполнении требований охраны труда, пожарной, санитарной и иной безопасности, учете и отчетности. Кратковременные послабления с гораздо большей вероятностью могут таким образом оказать поддержку экономике, но в долгосрочной перспективе неминуемо ведут к спаду качества организации и безопасности производств. Добросовестный хозяйствующий субъект в гораздо большей степени готов к проявлению инициа-

тиве по обеспечению контроля за осуществляемой деятельности и самостоятельно, без специального указания предпринимает встречные меры, направленные на реализации проверочных и иных контрольных мероприятий, это и обозначенный выше профилактический визит контролирующего органа (организации), участие в мероприятиях налогового мониторинга, другие мероприятия. К сожалению, статистика объемов и результатов таких инициативных контролей не известна, но очевидно, что она не будет содержать каких-либо значимо больших показателей, демонстрирующих открытость бизнеса к проверкам, тем более что ряд мероприятий не рассчитан на массовый сегмент и ориентирован на крупный бизнес [1].

Опасность контрольных мероприятий также в случаях злоупотреблений и проявления некомпетентности сотрудников контролирующих органов и организаций. Необоснованное предоставление полномочий, устаревшая и неэффективная система взаимного, вертикального и внутреннего контроля и как результат некачественная проверка приводят к конфликту с проверяемым лицом.

Во всех обозначенных проблемных вопросах, связанных с проведением контрольных процедур, важным инструментом их разрешения призвана стать независимая система автоматизированного контроля, когда план, факты, отчасти содержание и результаты контроля будут подчинены умному автоматизированному алгоритму, ориентированному на достижение эффективного результата и не подчиняющемуся интересу отдельных или ограниченному числу заинтересованных лиц. Такой инструмент является атрибутом предлагаемой единой автоматизированной учетной системы, предусматривающей совершение и обобщение отчетных сведений о фактах хозяйственной жизни автоматизировано с хранением информации по технологии децентрализованного хранения «Blockcham», для изменения информации необходимо редактировать предыдущие блоки ее хранения, что, исходя из правил работы такой технологии и хранения на разных независимых друг от друга компьютерах, становится практически невозможным [3]. Безопасность обеспечивается децентрализацией (отсутствием управляющего блока), добросовестностью третьих лиц, которые регистрируют трансакции формируя очередные блоки и шифруя информацию как хеш, каждый участник при этом следит за достоверностью операций [4]. Контролю подвергаются данные, зафиксированные учетной системой в момент совершения факта хозяйственной жизни, не подчиненные возможности корректировки кроме как установленным способом с подтверждением всеми участниками системы. В состав фиксируемых сведений включаются административные решения с объемом данных, послуживших их обоснованию [2].

Независимость контроля и администрирования представляется сложно реализуемой без механизма обратной связи, когда любой участник единого информационного пространства способен обозначить свое мнение, сделать заявление, непосредственно участвовать в принятии решений.

Изменчивость экономической конъюнктуры требует использования автоматизированного алгоритма корректировки администрируемых существенных условий хозяйственной детальности (далее по тексту - АСУХД). К ним можно отнести величину налоговой ставки, условий применения льготного режима налогообложения, условий соответствия требованиям субсидирования, льготного кредитования. Так, в аналогии с показателем «хешрейт» технологии сети биткоина, в зависимости от вовлеченности хозяйственников в актуальную бизнес-среду, могут автоматизировано рассчитываться отдельные или комплекс АСУХД. Значениями, определяющими АСУХД, причем как в прямой, так в обратной зависимости, могут быть - контрольная нагрузка на субъекты хозяйствования, количество субъектов применяющих определенную производственную или организационную технологию, содержание налоговой политики, а также решений в отношении отдельных сфер деятельности или отраслей, администрируемых территорий и многие другие значения. Инструментальной базой и технологической основой таких мер регулирования может служить единая учетная система, которая делает возможным применение нового способа реализации экономической политики, вовлечь в хозяйственную деятельность новых участников, активизировать деловой оборот и интерес к инвестированию в сфере малого бизнеса.

Не менее важным атрибутом любого инструмента является его доступность, возможность применения широким кругом лиц в любое время на удобных условиях. Речь идет о вовлеченности субъектов в единую информационную среду, позволяющей выражать позицию, детализировать и обобщать учетные сведения, использовать технологические возможности в своей деятельности.

Независимый контроль, применение инструментов оперативного регулирования АСУХД и условие доступности для пользователя возможностей финансовых и организационных инструментов предполагают единую среду участников экономических взаимоотношений. Способом реализации таких искомых атрибутов современной системы хозяйствования является автоматизированное пространство единой учетной системы, предлагающей инструменты осуществления хозяйственных и иных связанных с администрированием операций и событий. Это автоматизированная среда, организующая взаимоотношения всех участников экономического пространства через систему аккаунтов и личных кабинетов, предлагающая умные алгоритмы совершения всего многообразия экономических действий и приемов управления ими. Она открывает широкие возможности для реализации деловых идеи, поддержки субъектов экономических отношений через систему алгоритмов осуществления, учета и управления хозяйственных фактов.

Список литературы

1. Налоговый кодекс Российской Федерации. Часть 1. - Федеральный закон 31 июля 1998 года № 146-ФЗ. - Режим доступа: https://www.consultant.ru/document/cons_doc_LAW_19671/ (дата обращения 29.03.2023).

2. Першин С. П. Администрирование экономических отношений на основе инструментов учетной системы: монография / С.П. Першин, Ю.И. Сигидов. - Краснодар: КубГАУ, 2018. - 237 с.

3. Першин С.П. Внедрение новых учетных инструментов в как способ решения актуальных проблем в хозяйственной жизни общества / С.П. Першин, Т.В. Задоркина // Политематический сетевой электронный научный журнал Кубанского государственного аграрного университета. -2017. - № 126. - С. 533-553.

4. Першин С.П. Честность экономического поведения как предмет учета и условие развития экономики в сборнике: Современная экономика: векторы развития и ее информационное обеспечение. Материалы Международной научной конференции молодых ученых и преподавателей вузов. Краснодар, 2020. С. 53-58.

5. Постановление Правительства РФ от 01.10.2022 № 1743 «О внесении изменений в Постановление Правительства Российской Федерации от 10 марта 2022 г. № 336»). - Режим доступа: https://www.consultant.ru/law/hotdocs/77332.html (дата обращения 29.03.2023).

Pershin Sergey Petrovich, Candidate of Economics, Associate Professor (e-mail: PershinSP@mail.ru)

Krasnodar University of the Ministry of Internal Affairs of Russia, Krasnodar, Russia

ELEMENTS OF DIGITAL ASSET TECHNOLOGY

IN THE ECONOMIC ENVIRONMENT THROUGH A SINGLE

ACCOUNTING SYSTEM

Annotation: The article aims to investigate the possibility of applying technological techniques of digital assets in the economic environment on the basis of the proposed unified accounting system. Using theoretical and empirical methods, the author analyzes the circumstances of resolving the difficulties associated with ensuring control, operational adaptation of management techniques to the rapidly changing conjuncture, the availability of economic instruments for all participants in economic relations. The possibilities of using the information environment, tools and algorithms of the unified accounting system in the implementation of the designated technological elements in business practice are established.

Keywords: digital asset, accounting, control, unified accounting system, digital technologies, algorithm, implementation, information space, administration.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.