Научная статья на тему 'УПРОЩЕНИЕ ПОРЯДКА ХОЗЯЙСТВЕННОГО УЧЕТА КАК ФАКТОР ЭКОНОМИЧЕСКОГО РОСТА'

УПРОЩЕНИЕ ПОРЯДКА ХОЗЯЙСТВЕННОГО УЧЕТА КАК ФАКТОР ЭКОНОМИЧЕСКОГО РОСТА Текст научной статьи по специальности «Экономика и бизнес»

CC BY
25
4
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Область наук
Ключевые слова
УЧЕТ / ЕДИНАЯ УЧЕТНАЯ СИСТЕМА / ФАКТОР РАЗВИТИЯ / УЧЕТНЫЙ АГЕНТ / КОНТРОЛЬ / АВТОМАТИЗАЦИЯ / ACCOUNTING / UNIFORM ACCOUNTING SYSTEM / DEVELOPMENT FACTOR / ACCOUNTING AGENT / CONTROL / AUTOMATION

Аннотация научной статьи по экономике и бизнесу, автор научной работы — Першин С.П.

Одним из факторов, значительно влияющих на деловую активность и вовлечение потенциальных хозяйственников в легальную экономическую деятельность, является доступность данных и простота ведения хозяйственного учета. Установленное бремя ведения учета и представления отчетности зачастую осложняют, а в случае возникновения разногласий с контролирующими органами возможно препятствуют экономическому развитию. В статье рассмотрены условия обеспечения простоты хозяйственного учета и предложен механизм формирования учетной информации в рамках единой автоматизированной единой учетной системы экономического пространства. Система не только обеспечит снижение требований к уровню профессиональной готовности учетного работника и менеджеров экономического субъекта, но о создаст условия предупреждения неверным управленческим решениям. Автором также определены роль учетных агентов и способ реализации контрольных функций органов государственного механизма с применением автоматизированных технологий.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по экономике и бизнесу , автор научной работы — Першин С.П.

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Simplification of the procedure of economic accounting as a factor of economic growth

One of the factors that significantly affect business activity and the involvement of potential business executives in legal economic activity is the availability of data and ease of economic accounting. The established burden of accounting and reporting is often complicated and, in the event of disagreements with regulatory authorities, may hinder economic development. The article deals with the conditions of simplicity of the economic account and the proposed mechanism of formation of accounting information in the framework of unified automated uniform accounting system of the economic space. The system will not only reduce the requirements for the level of professional readiness of the accounting employee and managers of the economic entity, but also create conditions for preventing incorrect management decisions. The author also defines the role of accounting agents and the way of realization of control functions of bodies of the state mechanism with the use of automated technologies.

Текст научной работы на тему «УПРОЩЕНИЕ ПОРЯДКА ХОЗЯЙСТВЕННОГО УЧЕТА КАК ФАКТОР ЭКОНОМИЧЕСКОГО РОСТА»

С.П. Першин

доцент кафедры теории бухгалтерского учета, к.э.н., Кубанский государственный аграрный университет

(PershinSP@mail.ru) S.P. Pershin

associate professor the department of accounting theory, Cand. Econ.D

Kuban State Agrarian University

УПРОЩЕНИЕ ПОРЯДКА ХОЗЯЙСТВЕННОГО УЧЕТА КАК ФАКТОР ЭКОНОМИЧЕСКОГО РОСТА1

Аннотация. Одним из факторов, значительно влияющих на деловую активность и вовлечение потенциальных хозяйственников в легальную экономическую деятельность, является доступность данных и простота ведения хозяйственного учета. Установленное бремя ведения учета и представления отчетности зачастую осложняют, а в случае возникновения разногласий с контролирующими органами возможно препятствуют экономическому развитию. В статье рассмотрены условия обеспечения простоты хозяйственного учета и предложен механизм формирования учетной информации в рамках единой автоматизированной единой учетной системы экономического пространства. Система не только обеспечит снижение требований к уровню профессиональной готовности учетного работника и менеджеров экономического субъекта, но о создаст условия предупреждения неверным управленческим решениям. Автором также определены роль учетных агентов и способ реализации контрольных функций органов государственного механизма с применением автоматизированных технологий.

Annotation. One of the factors that significantly affect business activity and the involvement of potential business executives in legal economic activity is the availability of data and ease of economic accounting. The established burden of accounting and reporting is often complicated and, in the event of disagreements with regulatory authorities, may hinder economic development. The article deals with the conditions of simplicity of the economic account and the proposed mechanism of formation of accounting information in the framework of unified automated uniform accounting system of the economic space. The system will not only reduce the requirements for the level of professional readiness of the accounting employee and managers of the economic entity, but also create conditions for preventing incorrect management decisions. The author also defines the role of accounting agents and the way of realization of control functions of bodies of the state mechanism with the use of automated technologies.

Ключевые слова: учет, единая учетная система, фактор развития, учетный агент, контроль, автоматизация

keywords: accounting, uniform accounting system, development factor, accounting agent, control, automation

Экономические субъекты в современной экономике сталкиваются с множеством сложностей связанных с необходимостью организации и ведения бухгалтерского, налогового, статистического учета, соответственно представления отчетности. Безусловно, хозяйственный учет играет одну из важнейших ролей в экономической жизни субъекта, предоставляя массу полезной и необходимой информации для принятия управленческого решения. При этом сложные порядки интерпретации объектов учета, правила формирования и представления учетных сведений, за неисполнение (не надлежащее исполнение) которых предусмотрена ответственность, значительно усугубляют положение хозяйственника, делают напряженным взаимодействие с контролирующими и администрирующими органами. Следует обратить внимание на недостаточный профессиональный уровень подготовки и практический опыт многих субъектов предпринимательской деятельности, тем более, вновь зарегистрированных. И это на фоне постоянного изменения норм и правил хозяйственного поведения, соответственно правил учета фактов хозяйственной жизни. Экономической конъюнктуре необходима более простая и стабильная система хозяйственного учета, отвечающая современным потребностям в информации и позволяющая организовать эффективное формирование данных без существенного затрата труда, времени и профессионального ресурса участников экономических отношений, более того, важно расширение ее функционала до возможности способствовать экономиче-

■'Исследование выполнено при финансовой поддержке РФФИ и администрации Краснодарского края в рамках научного проекта № 16-46-230131

скому росту хозяйствующего субъекта. В этой связи необходимо понимать причины и факторы, обуславливающие современное состояние учетной системы.

Рассмотрим отдельные факторы, обуславливающие простоту и доступность учетных процедур, и способные влиять на экономический результат.

Доступность текста закона. Внесение изменений в учетные правила, в том числе в налоговом учете, во многом, и прежде всего, обусловлены поведением самих хозяйственников. Честная конкурентная борьба основана на принципе соблюдения всеми установленным правил, порядков и не предполагает злоупотребление предоставленными законодателем возможностями. Следует понимать, что законодательно установить абсолютно точные порядки в отношении всех объектов учета хозяйственной деятельности практически невозможно. В этой связи закон определяет свои принципы, исходя из которых, строятся положения конкретной нормы, тем самым, создаются предпосылки для соблюдения установленных положений закона с непременным учетом его принципов даже в тех случаях, когда норма не описывает прямо (буквально) сложившуюся на практике ситуацию. Более того, многие положение законодательной нормы подлежат толкованию исходя из контекста раздела, части закона. Это требует от пользователя наличия профессиональных навыков работы с нормативно-правовой литературой, опыта применения нормы на практике. Факт в том, что предъявлять такие требования к широкой массе пользователей - экономических субъектов не корректно исходя из их весьма низкой подготовки хотя бы в конкретной области. Отсюда развитие посреднических услуг в сфере консалтинга, где наблюдается мошенничество, злоупотребление доверием, непрофессионализм, значительная стоимость таких услуг и усложнение хозяйственной операции, в помощи совершения которой, обратился хозяйственник. Получается, что написанные правила фактически адресованы профессионалам - посредникам, призванным разъяснять их и применять в реальном секторе хозяйствования, манипулируя теми, кому они изначально должны быть адресованы. Считаем, что реальный хозяйственник, прежде всего, производитель, должен самостоятельно потреблять продукт законотворчества без посредничества, для этого такой продукт должен быть максимально понятен и практически реализуем без привлечения посторонних лиц. Существующие проблемы современной системы образования являются результатом упущений за многие годы. Исправление ситуации возможно только при системном подходе и коренной перестройке отношений в данной сфере. Следует иметь в виду, что при этом стиль написания текста закона не может деградировать в сторону простоты изложения, так как является результатом весьма долгих эволюционных процессов развития нормы права, юридических институтов. К понятийному аппарату, стилю написания текста необходимо привыкнуть пользователю и этот процесс должен осуществляться в системе образования [1]. Пользователь должен руководствоваться установленным принципом закона, понимание которого основано на нравственном воспитании общества. Добросовестный хозяйственник не будет искать лазейки для обхода конкретной нормы, а должен самостоятельно определять правила поведения, руководствуясь нормами морали, деловой этики, учитывать общественный интерес.

Излишний документооборот. Регулирование хозяйственной жизни исходит из фактической конъюнктуры реализации установленных положений закона. На практике имеем, что без малого, значительная часть экономических субъектов стремится извлечь максимальную выгоду не гнушаясь нарушением закона, расценивая вероятность быть привлеченным к ответственности как неотъемлемый риск предпринимательской деятельности. Здесь следует учесть также многочисленные злоупотребления в государственном секторе, когда служащий также нередко оказывается вовлеченным в незаконные деяния. Об этом свидетельствует положительная динамика количества выявляемых преступлений и административных правонарушений. Нарушая закон, мы, общество, сами создаем необходимость применения контрольных мероприятий. Это обуславливает необходимость согласования документов, деяний с контрольными и административными органами, причем их должно быть несколько (множество), чтобы исключить злоупотребления и монополизм одного. Это, в свою очередь, порождает необходимость формирования массы дублирующих и отчетных документов каждым участвующим лицом, служащим. Получаем то, что сегодня называют излишней бюрократией. Последняя обуславливает

усложнение порядка регистрации фактов хозяйственной жизни, необходимость формирования массива отчетности и допущение внешнего контроля.

Необходимость проведения контрольных мероприятий Федеральной налоговой службой, органами внутренних дел, Прокуратурой, следственными органами, возникает исходя из сложившейся конъюнктуры хозяйствования, когда экономические субъекты в раде отраслей и направлений деятельности не мыслят проведения операций без злоупотребления нормами права. Иллюстрацией этому служит бесконечная череда выявляемых фиктивных предприятий, используемых исключительно для проведения мнимых, притворных сделок [3]. Оценив бессилие в бесконечной борьбе с незаконным возмещением из бюджета налога на добавленную стоимость, Федеральная налоговая служба России инициировала вовлечение участников оборота сельскохозяйственной продукции в некую Хартию, призвав к соблюдению установленных принципов закона и норм морали, делового поведения, основанного на нравственных и патриотических качествах хозяйственников. Результатом явилось значительное сокращение величины заявленного к возмещению из бюджета налога на добавленную стоимость. Причиной незаконного поведения хозяйственников являлось участие посредников в движении готовой сельскохозяйственной продукции от производителя к конечному потребителю, в том числе на экспорт. Производитель и по-прежнему не имеет реальной возможности реализовать свою продукцию выгодно. И здесь даже не в цене дело, и не в отсутствии потребителя. Готовый продукт необходимо довести до потребителя в надлежащей форме, передать. Если речь идет об экспорте, то возникает сложность с оформлением отгрузки. Современный уровень совершения сделок купли-продажи требует высокого качества организации поставок продукции. Крупному потребителю необходима стабильность поставок, определенные объемы для загрузки производственных и транспортных мощностей. Мелкие и средние сельскохозяйственные производители не имеют в своем распоряжении достаточного количества транспортных средств, неспособны самостоятельно организовать отлаженную систему логистики, отгрузки товара в порт, оформления экспортных и валютных операций. Здесь и возникает посредник - профессионал, он организует закупку продукции у широкой массы производителей, систему логистики, отгрузки, документальное оформление продажи. При этом начинает диктовать свои условия, закладывает маржу в стоимость конечного продукта. Зачастую используются частные перевозчики, не требующие оформления учетных документов, да и вообще регистрации факта хозяйственной жизни, что становится весьма значительным стимулом развития таких хозяйственных связей, так как упрощает расчеты и способ совершения сделки.

Реализация прав в сфере налогообложения. Средний и тем более крупный хозяйственник применяет общую систему налогообложения, так как не соответствует критериям для применения упрощенной, а, соответственно, льготного, порядка. Организация предпринимательства в формате крупного хозяйства - обоснованная позиции. Далеко не всегда получается эффективно работать в условиях малого бизнеса, тем более обеспечить участие в крупных хозяйственных проектах. Обязательства по исчислению налога на добавленную стоимость заставляет изыскивать возможности его минимизации, при этом деловое сотрудничество с неплательщиками налога становится невыгодным. Возникает большой соблазн в искусственном формировании налоговых вычетов по налогу для минимизации суммы налога к уплате, а при экспортных операциях, когда ставка налога используется в размере 0 процентов, и вовсе, к возмещению из бюджета. Необходимая величина налоговых вычетов в соответствии со статьями 171, 172 Налогового кодекса Российской Федерации недобросовестным хозяйственником чаще всего формируется путем отражения в учете притворных сделок с предприятиями, фактически не осуществляющими деятельность.

То ли ответственность за налоговые преступления и мошенничество невелика, то ли работа правоохранительных органов не достаточна, но по данному вопросу ситуация не менялась многие годы. Провозглашение ранее упомянутой Хартии участников рынка сельскохозяйственной продукции помогло в значительной мере исправить ситуацию. Однако, вопросы - насколько долго продлится период соблюдения положений Хартии, что будет с теми посредниками, которые ранее организовывали товарооборот сельскохозяй-

ственной продукции, поможет ли Хартия реальным производителям добраться до рынков сбыта - остаются открытыми.

Нельзя сказать, что привлечение в Хартию остается без административного давления, тем не менее, это весьма демонстративный способ исправления ситуации на конкретном рынке. Он провозглашает ключевой инструмент современного хозяйствования -это соблюдение установленных принципов закона, и не злоупотребление правом. С положительной стороны следует оценить нормы введенные статьей 54.1 Налогового кодекса Российской Федерации, определившей понятие и отдельные требования к пределам осуществления прав налогоплательщиками. Плохо что профессионализма пользователям закона это не добавит. Важен настрой хозяйственника на соблюдение установленных порядков и ограничений. Бесконечное манипулирование положениями закона в стремлении извлечь экономическую выгоду именно таким способом создает негативные прецеденты, требует вмешательства контролирующих органов, длительных разбирательств. Попытки доказать правоту путем формального толкования правила приводят к искажению всей системы хозяйственных взаимоотношений. Но ведь, законодатель установил же возможности выбора порядков с целью обеспечить приспособление хозяйственника к достаточно различным экономическим условиям.

Вызывают недоумение участившиеся случаи искусственного дробления бизнеса на ряд мелких предприятий в целях соответствия каждого из них специальному налоговому режиму. Формальные операции по распределению финансовых, трудовых, производственных ресурсов между вновь созданными мелкими предприятиями, являются притворными и мнимыми сделками. Здесь, да и во многих других случаях, предприниматель прекрасно понимает существо манипуляций и их истинную цель, но игнорирует обязанность по соблюдению принципа закона, установившего специальный режим налогообложения для развития малого бизнеса. Если же бизнес вырос до уровня крупного, применение льготы невозможно. Равно как при исчислении налога на добавленную стоимость возникает соблазн минимизировать ту самую добавленную стоимость за счет необоснованного применения налоговых вычетов. С этой целью оформляются фиктивные сделки с подставными предприятиями, фальсифицируются документы. Хозяйственник в таком стремлении сам порождает развитие бюрократии, провоцирует излишнее вмешательство в бизнес государственных органов контроля. Получение налоговой выгоды не может быть самоцелью.

Применение понятия реальности фактов хозяйственной жизни. Неотъемлемым атрибутом современной системы хозяйствования становится понятие реальности. Оно обозначено в Пленуме Высшего арбитражного суда № 64 2006 года и многих других решениях судов различного уровня. Реальность требует от хозяйственника и контролирующего его органа понимания существа совершенной сделки пусть даже в ущерб установленным правилам ее осуществления и ее достоверного документального оформления. Ключевое значение приобретают фактические обстоятельства и некие доказательства совершения операции, которые удалось получить любыми законными способами, при том, что обязанность самого хозяйственника и состоит в самостоятельной регистрации экономического события для реализации предоставленных прав при исчислении налога, получении льготы и прочее. Действительный характер сделки подтверждается сведениями о фактических: времени, мете совершения хозяйственных операций с учетом наличия экономических ресурсов для производства продукции, выполнения работ, оказания услуг. Для теории бухгалтерского и налогового учета это ущербное положение, оно провоцирует несоблюдение законных требований по документальному оформлению и экономическому обоснованию факта хозяйственной жизни, перелагая ответственность за это на контролирующий орган, прежде всего, Федеральную налоговую службу, правоохранительные органы [2]. То есть тех, кто обязан доказывать виновность. До тех пор пока вина не доказана, хозяйственник остается правым, но разве что понесет незначительную административную ответственность за грубое нарушение правил бухгалтерского учета. Гуманный подход нелишне порождает необходимость упрощения порядков документального оформления хозяйственных событий и перекладывает обязанности документальной и иной регистрации хозяйственных событий на заинтересованных в этом лиц - контролирующих и администрирующих органов, служб, их подразделений, уполномоченных на

осуществление регистрационных действий организации. В такой ситуации хозяйственнику гораздо проще - совершай хозяйственные операции, а в случае возникновения проблем бремя доказывания возлагается на иных уполномоченных лиц. Но ведь многие операции с учетом времени их совершения и иных обстоятельств, подтвердить или опровергнуть бывает невозможно. К примеру, факт выполнения ремонтных работ, оказание консультационных услуг, установление качества изготовленной и потребленной продукции. Следовательно, контроль за достоверностью учетных сведений должен обеспечиваться в момент отражения данных в учетной системе. Это возможно с применением автоматизированных инструментов формирования учетных записей. Важен умысел хозяйственника, который в рассматриваемый момент формирования учетных записей не обеспечил исключительную возможность проверки и фиксации достоверности факта хозяйственной жизни. Для этих целей и служит первичный учетный документ, в который должны быть внесены достаточно необходимое количество сведений. Не проявление должной осмотрительности может и должно, в свою очередь, являться основанием исключения возможности предоставления льготы, выгоды налогоплательщику. Несмотря на утерю документов или невозможность их создания, восстановления, равно как и иных способов доказательства реальных обстоятельств совершения хозяйственной операции, должно быть принято объективное решение. Важно, что в таком случае возникает недостаток именно учетных сведений, возможность их истребования из других, альтернативных источников. Сегодня первичный учет лежит в ответственности исключительно ограниченного круга участников одного факта хозяйственной жизни, что создает возможности злоупотребления и халатности. Возникает необходимость в существовании системы объективного контроля в масштабе единого экономического пространства.

Несоответствие учетных данных фактическим обстоятельствам является ключевой проблемой учетной системы. Обеспечить такое соответствие возможно путем исключения механизмов по отражению мнимых и притворных следок, фальсификации учетных документов и сведений. За каждым хозяйственником не установить контролера или систему слежения, в связи с чем необходим действенный механизм пассивного оперативного контроля. Он реализуется, по нашему мнению, в случае единого учета массива данных о хозяйственных ресурсах в режиме реального времени.

Предлагаемая система учета единого экономического пространства. Технические возможности позволяют современной экономике широко применять инструменты передачи информации, ее обобщения, анализа. Сегодня большая часть органов государственного механизма имеет достаточно значимые и эффективно работающие автоматизированные информационные ресурсы, базы данных, позволяющие формировать и оценивать учетную информацию. Таким образом, уже сегодня созданы предпосылки создания единого автоматизированного экономического пространства, основанного на учетной информации. Экономический субъект является участником потока сведений, формирующих экономическую среду хозяйствования. Важно, что такая среда существует и функционирует независимо от воли отдельного участника, пусть это даже администрирующий государственный орган. Автоматизированный продукт, позволяющий зарегистрировать факт хозяйственной жизни, обобщить учетные сведения, произвести их анализ и представление результативных показателей в масштабе массива экономических субъектов, создает предпосылки формирования единой учетной системы [2]. В такой системе каждому участнику отводится рабочее место, в котором он, с помощью набора учетных и аналитических инструментов и установленных предлагаемых алгоритмов, способен отражать содержание и результаты своей хозяйственной деятельности. Это значительно упрощает ведение учета, снижает требования к уровню профессиональной готовности экономического субъекта в сфере учетной деятельности, право применении, значительно освобождает от необходимости представления отчетных данных и комментариев к ним. Единая учетная система сегодня способна обобщить учетные сведения массы хозяйственников и позволяет отражать экономические события, операции исходя из совокупности исходных учетных данных. То есть отражение факта движения, к примеру, материального ресурса от одного предпринимателя к другому путем производства бухгалтерской записи в единой учетной системе в момент совершения операции. Значительно снижаются также требования к документальному подтверждению свершившегося факта [2].

Реальность события становится обусловленной наличием необходимых ресурсов у взаимосвязанной группы хозяйственников, содержанием показателей, отражающих результаты их деятельности, источников происхождения ресурса с учетом места, времени и иных необходимых обстоятельств. В единой системе учета многочисленные государственные и муниципальные органы и службы, их подразделения и организации, кредитные, страховые организации становятся некими учетными агентами, формирующими значительную часть учетной информации. Сам участник деловых отношений становится частью общей учетной системы единого экономического информационного пространства, учетные сведения которого формируют общий массив данных об активах, источниках их формированиях, наличии и движении обязательствах, других объектах бухгалтерского и налогового учета.

Научить рядового пользователя применять инструменты формирования учетных записей в единой автоматизированной учетной системе, кажется несложной задачей, учитывая высокий уровень распространения автоматизированных технологий в быту и предпринимательской деятельности. Многочисленные гаджеты позволяют дистанционно управлять движением денежных средств на расчетных счетах, передавать сформированные в электронном виде документы, осуществлять оперативное взаимодействие органами контроля. Стандартизация учетных инструментов представляется стимулом развития информационных технологий.

Таким образом, упрощение порядка бухгалтерского учета становится фактором развития экономических отношений. Применение единой системы автоматизированного учета позволяет значительно снизить затраты на ведение хозяйственного учета, сократит влияние процедур контроля. Большая часть потенциальных предпринимателей изъявят желание начать деятельность, существенная часть хозяйственников, не зарегистрированных в установленном порядке, вынуждена будет осуществить регистрации, так как хозяйственные взаимоотношения потребуют регистрации экономических событий и сделок в единой автоматизированной системе учета как исключительный инструмент для их совершения. Простота и доступность учета, информационная, методическая поддержка со стороны экспертов, реализация установленных алгоритмов формирования учетных сведений, значительно повлияют на развитие хозяйственной деятельности. Большая роль в учетной и контрольной деятельности будет отведена органам государственного механизма и другим уполномоченным организациям, что, к слову, фактически имеет место быть и в настоящее время, но только бизнес ощутит разницу в ослаблении непосредственного вмешательства в хозяйственный процесс. Разбирательства по вопросам правомерности экономических деяний, претензий со стороны указанных органов и организаций, требуют развития информационного поля и вовлекают исполнительные органы власти в учетную деятельность. Роль учетного агента становится одной из ключевых и позволяет переложить значительную часть ответственности за ведение учета и представление отчетности на государственный механизм. Прописанные алгоритмы единого учетного экономического пространства позволят в ряде случаев исключить, сделать прозрачным субъективный подход к оценке экономических событий, распределению хозяйственных финансовых ресурсов. Единое экономическое пространство на основе учетных сведений всей массы хозяйствующих субъектов открывает новые возможности деловых связей, оздоровления конкурентной борьбы.

Источники:

1. Першин С.П. Бухгалтерия в режиме реального времени - реальность и перспективы -в сборнике: Современная экономика: проблемы, перспективы, информационное обеспечение материалы VI международной научной конференции, посвященной 95-летию Кубанского ГАУ и 15-летию кафедры теории бухгалтерского учета. 2017. С. 145-148.

2. Першин С.П., Задоркина Т.В. Внедрение новых учетных инструментов как способ решения актуальных проблем в хозяйственной жизни общества Политематический сетевой электронный научный журнал Кубанского государственного аграрного университета. 2017. № 126. С. 533-553.

3. Першин С.П. Административный ресурс в системе единого учетного пространства как средство обеспечения экономического роста / С.П. Першин, В.Д. Можегова // Политематический сетевой электронный научный журнал Кубанского государственного аграрного университета (Научный журнал КубГАУ) [Электронный ресурс]. - Краснодар: КубГАУ, 2016. - №04(118). С. 563 - 583. - IDA [article ID]: 1181604031. - Режим доступа: http://ej.kubagro.ru/2016/04/pdf/31.pdf, 1,312 у.п.л.

Sources:

1. Pershin S.P. Real-time bookkeeping - reality and perspectives - in the collection: Modern Economics: problems, prospects, informational support materials of the VI International Scientific Conference, dedicated to the 95th anniversary of the Kuban State Agrarian University and the 15th anniversary of the Department of Accounting Theory. 2017. pp. 145-148.

2. Pershin S.P., Zadorkina T.V. The introduction of new accounting tools as a way to solve actual problems in the economic life of the company Polythematic network electronic scientific journal of the Kuban State Agrarian University. 2017. No. 126. p. 533-553.

3. Pershin S.P. Administrative resource in the system of a single accounting space as a means of ensuring economic growth / S.P. Pershin, V.D. Mozhegova // Polythematic network electronic scientific journal of the Ku-bansky State Agrarian University (Scientific journal of KubSAU) [Electronic resource]. - Krasnodar: KubSAU, 2016. - №04 (118). Pp. 563 - 583. - IDA [article ID]: 1181604031. - Access mode: http://ej.kubagro.ru/2016/04/pdf/31.pdf, 1,312 fct.

М.Ф. Сафонова

заведующий кафедрой аудита, д.э.н., профессор Кубанский государственный аграрный университет

(safsf@yandex. ru) M.F. Safonova

head of audit Department, Doctor of Economics, Kuban state agrarian University Д.С. Резниченко доцент кафедры аудита, к.э.н. Кубанский государственный аграрный университет (reznichenkods1987@gmail.com) D. S. Reznichenko associate Professor of the Department of audit, Kuban state agrarian University

ТРАНСФОРМАЦИЯ И ПЕРСПЕКТИВЫ РАЗВИТИЯ ВНУТРЕННЕГО АУДИТА НА

МАКРО И МИКРОУРОВНЯХ

Аннотация. В статье, на основе исторического экскурса, проведен анализ этапов развития внутреннего аудита в России. Статистический материал и данные, представленные по итогам опроса, свидетельствуют о значительных изменениях в практике внутреннего аудита, а также установлена тенденция его автоматизации, тотального контроля внутренних и внешних рисков. Выявлено, что достижением в области технологии внутреннего аудита являются ИТ-решения и его автоматизация. Порядка 50% данных структурных подразделений применяют в своей практике специальные программы, позволяющие оптимизировать процесс контроля. Этот факт свидетельствует о росте влияния цифровых технологий на процесс проверки, что повышает качество работы системы внутреннего аудита. Установлено, что четвертый этап развития (риск-ориентированный) внутреннего аудита трансформировался, и в 2015 году наступил следующий пятый этап развития внутреннего аудита, который в большей степени характеризуется выявлением резервов по всем бизнес-процессам, и поэтому его можно назвать комплексным.

Annotation. The article analyzes the stages of development of internal audit in Russia on the basis of historical background. Statistical material and data presented on the results of the survey indicate significant changes in the practice of internal audit, as well as the tendency of its automation, total control of internal and external risks. It is revealed that the achievement in the field of internal audit technology is it solutions and its automation. About 50% of these structural units use special programs in their practice, which allow to optimize the control process. This fact demonstrates the growing impact of digital technologies on the verification process, which improves the quality of the internal audit system. It is established that the fourth stage of development (risk-oriented) of internal audit has been transformed, and in 2015 the next fifth stage of development of internal audit came, which is more characterized by the identification of reserves for all business processes, and therefore it can be called complex.

Ключевые слова: внутренний аудит, аналитические процедуры, автоматизация процесса, риск-ориентированный аудит

Keywords: internal audit, analytical procedures, process automation, risk-oriented audit

За последнее десятилетие значение внутреннего аудита для хозяйствующих субъектов существенно трансформировалось. Реалиями времени выдвигаются новые требования к перспективам развития и формирования передовой системы внутреннего контроля,

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.