УДК 82.085
Т.М.СИНЕЛЬНИКОВА
Санкт-Петербургский государственный горный институт (технический университет)
ЭЛЕМЕНТЫ ТЕХНИКИ РЕЧИ В ПРОЦЕССЕ ОБУЧЕНИЯ РИТОРИКЕ
Показателем общего культурного уровня современного оратора является владение литературными нормами языка и элементами техники речи. Но не только голос, дикция, темп, умение держать паузу - составляющие успешного выступления. Каждая фраза в речи должна иметь определенный смысл, ради которого она произносится. И в этом может помочь знание законов логического чтения и определения ударных слов в тексте.
Mastering of literary norms of modern language and elements of eloquence technique is an indicator of general cultural level of modern orator. The components of successful speech performance are not limited only by voice, articulation, tempo and ability to keep pause. Each phrase of speech must bear definite sense contents for the sake of which the speech is being produced.
Knowledge of logical reading laws and ability to define stressed words in text can help in such situation.
Каждый человек, изучающий ораторское искусство, видимо, задавал себе вопрос: «Какое выступление можно считать образцовым»? Конечно, предполагается правильная речь, т.е. владение литературными нормами языка и элементами техники речи.
Трудно переоценить роль литературного произношения - одного из важнейших показателей общего культурного уровня современного человека. Во все времена театр считался законодателем правильного произношения, так как главным средством сценического искусства является живое звучащее слово. Правда, существует мнение, что сценическое произношение - это особая форма устной речи, имеющая свои правила и каноны. Это неверно. Сценическое произношение является и должно быть нормативным с точки зрения литературного языка.
Специалисты-искусствоведы справедливо видят его основное отличие от обычного, разговорно-бытового произношения в ясности, четкости речи, т.е. в дикции, способе произнесения, а не произношения звуков.
Дикция - один из важнейших элементов ораторского мастерства, влияющих на успешное публичное выступление. Демосфен, главным недостатком которого была плохая
дикция, упорно работая над своей техникой речи, довел ее до совершенства. Своим примером он подтвердил важнейший принцип риторики: оратором может стать каждый, если не пожалеет времени и труда. Особое место в работе над дикцией занимают скороговорки. Благодаря им можно научиться легко преодолевать дикционные трудности. С их помощью добиваются чистоты и точности произношения в любых трудных сочетаниях согласных и в любом темпе. Хорошая дикция предполагает умение «держать паузу». Паузы (остановки в речи) облегчают дыхание, позволяют обдумать мысль, подчеркнуть и выделить ее.
Смысловое восприятие речи зависит от темпа ее произнесения. Темп - это скорость произнесения слов в единицу времени (например, в минуту). Как считают исследователи, оптимальное условие легко воспринимаемой речи - это средний темп (примерно 100-120 слов в минуту). Кроме того, наиболее важные в смысловом отношении мысли высказываются в замедленном темпе, второстепенная информация может даваться в убыстренном темпе. Иногда важную мысль целесообразно повторить. Не следует говорить очень быстро, слушатели не поймут,
о чем идет речь. Плохо воспринимается слишком медленный темп речи. Слушатели не могут вычленить в этом медленно текущем потоке главное и второстепенное, а поэтому теряют нить рассуждения. Оратор, который говорит очень медленно, часто вызывает скуку и раздражение.
Выступая перед аудиторией, очень важно учитывать высоту своего голоса. По высоте голос может быть низким, высоким, средним. Это зависит от его природных свойств. Главное, чтобы он был естественным во время выступления. Что значит «естественное, правильное звучание» голоса?
Это, во-первых, легкое, без напряжения голосовых связок, течение звука во всех возможных для данного голоса высотах, во-вторых, свободный переход голоса из одного регистра в другой; в-третьих, владение силой и изменением темпа голоса в любых речевых условиях.
Одним из важных элементов в работе над выступлением является логическое чтение. Каждая фраза в речи должна нести свое содержание, иметь определенный смысл, ради которого она произносится. Найти смысл фразы - значит выяснить, какие слова являются главными, определяющими основную мысль, т.е. найти логический центр. В разговорной речи мы думаем о выделении тех или иных слов, что делается бессознательно. Но когда мы сталкиваемся с устной передачей текста, выражающего мысли другого лица, то здесь зачастую бывает затруднительно определить слова, несущие во фразе основную нагрузку.
При определении логической структуры текста нашими помощниками являются знаки препинания. Наиболее часто встречающийся знак препинания - запятая. Он диктует передышку, небольшую остановку, но говорит о том, что мысль не окончена, что надо ждать ее продолжения. В устной передаче голос перед запятой несколько повышается, ибо понижение голоса создает впечатление законченности мысли и таким образом отделяет следующую часть фразы от предыдущей, исказив смысл.
Точка тоже диктует остановку, но так как точка обозначает окончание мысли, то и остановка должна быть более длительной, чем на запятой, а чтобы передать законченность мысли, голос перед точкой при чтении понижается.
Двоеточие также предусматривает понижение тона. В этом случае интонация означает, что внимание должно быть сосредоточено на последующих словах.
В кавычки, обыкновенно, берутся цитаты, прямая речь, всевозможные названия, слова и выражения, наделенные особым смыслом и требующие выделения в тексте. Они не должны сливаться с остальным текстом и поэтому произносятся с изменением темпа, силы или высоты голоса.
В скобки, как правило, ставятся пояснительные слова и выражения, выпадающие из синтаксической структуры, но дополняющие и уточняющие основную мысль. Они должны произноситься легче, чем остальные слова, как бы между прочим, для того, чтобы не прервать течения основной мысли.
Знаки препинания необходимо хорошо усвоить, но это не значит, что при чтении им надо следовать безоговорочно. В звучащей речи часто требуются отклонения от грамматических норм. Например, запятая не принимается во внимание при обращении, стоящем в середине или в конце предложения; не акцентируется внимание на запятых при вводных словах; не следует делать остановки на запятых, которые отделяют повторяющиеся слова, и так далее.
Система знаков препинания нужна, чтобы осмыслить текст, но живая речь кроме мысли несет в себе еще и чувство.
В каждой фразе должна быть одна вершина, один логический центр, который и обозначается, как главный. Затем последовательно, по степени важности выделяются остальные слова. И совсем не акцентируются второстепенные слова. Для выделения логических центров пользуются усилением, повышением голоса, а иногда его понижением и замедлением темпа.
240 -
ISSN 0135-3500. Записки Горного института. Т.163
Определить ударные слова в тексте поможет ряд правил логического чтения. Таких правил пятнадцать. Вот некоторые из них:
• ударными бывают преимущественно слова, обозначающие понятия, которые раньше в тексте не встречались, т.е. новые понятия;
• в простом предложении ударение падает или на подлежащее, или на сказуемое, обычно на слово, стоящее вторым по порядку;
• если в тексте имеется противопоставление, то выделяются противопоставляемые друг другу слова;
• если подлежащее выражено местоимением, оно не должно быть ударным словом; но при противопоставлении местоимение выделяется;
• если понятие выражено несколькими словами, то выделяется последнее слово. Например, при имени, отчестве и фамилии -важнее всего фамилия.