Lanskaya Irina Alexeevna, Ipatova Irina Serafimovna TEACHING THE SPECIFICS OF THE RUSSIAN ..
pedagogical sciences
УДК 378.147
ОБУЧЕНИЕ СТУДЕНТОВ-ЮРИСТОВ СПЕЦИФИКЕ ЗВУЧАЩЕЙ РУССКОЙ РЕЧИ
© 2018
Ланская Ирина Алексеевна, кандидат педагогических наук, доцент кафедры языкознания и иностранных языков Ипатова Ирина Серафимовна, кандидат педагогических наук, доцент, заведующая кафедрой языкознания и иностранных языков Российский государственный университет правосудия, филиал в г. Нижний Новгород (603022, Россия, Нижний Новгород, проспект Гагарина, 17А, e-mail: irina.i@mail.ru)
Аннотация. В статье рассматриваются методические вопросы обучения студентов-юристов технике звучащей русской речи. Обосновывается особая важность владения риторическим искусством для студентов-правоведов как необходимого элемента профессионального мастерства. Предлагается программа обучения, включающая аспекты фоносемантики (взаимосвязи слова и его звуковой формы), представление о темпо-ритмических особенностях речи, дикции, силе голоса, паузации, как логической, так и психологической. В программе предусматривается рассмотрение трех стилей произношения: полного, нейтрального и разговорного. Основное внимание уделяется интонационному многообразию русской речи, а также отмечается, что если в повседневной жизни большинство людей используют интонационные конструкции интуитивно, не задумываясь над их выбором, то в рамках профессиональной деятельности автоматизм использования языковых средств должен уступать место их осознанному отбору, эффективность которого зависит от ясного понимания цели коммуникации и знания путей, ведущих к их достижению. В статье с позиций нового направления в языкознании - лингвопрагматики, объединяющей ключевые аспекты риторики, стилистики, социо- и психолингвистики и связанной с теорией речевых актов и исследованиями в области коммуникативных технологий, представлены семь интонационных конструкций русской грамматики применительно к профессии юриста. Основные положения и выводы статьи могут быть использованы в научной и педагогической деятельности при рассмотрении вопросов курса русского языка и культуры речи, риторики и дополнительных спецкурсов по коммуникации.
Ключевые слова: русский язык, культура речи, мелодика речи, артикуляция, логические паузы, интонация, интонационные конструкции, семантика, фоносемантика, речевые ситуации, прагматика.
TEACHING THE SPECIFICS OF THE RUSSIAN SOUNDING SPEECH TO STUDENTS OF THE LAW DEPARTMENT
© 2018
Lanskaya Irina Alexeevna, candidate of pedagogical sciences, docent
at the Chair of Linguistics and Foreign Languages Ipatova Irina Serafimovna, candidate of pedagogical sciences, docent, the head of the Chair of Linguistics and Foreign Languages Russian State University of Justice, branch in Nizhny Novgorod (603022, Russia, Nizhny Novgorod, Gagarina Ave., 17А, e-mail: irina.i@mail.ru)
Abstract. The article covers methodical issues of teaching the technique of the sounding Russian speech to the law students. It proves the significance of mastering the art of rhetoric for these students as an indispensable part of their professional skills. It presents a course including some aspects of phonosemantics (connection between the word and its sounding form). It also presents tempo-rhythmical peculiarities of the speech, articulation, lung power, pausation both logical and psycological. Besides the program covers three styles of pronunciation: complete, neutral and conversational. The main emphasis is made on the intonational variety of the Russian speech. It has also been noted that while in everyday speech most people use the intonation constructions intuitively, within professional activity the automatic use of linguistic means must yield to their conscious choice whose effectiveness depends on clear understanding of the aims of communication and knowledge of the ways to achieve them. From the view of the new linguistic branch - linguistic pragmatics - combining the key aspects of rhetoric, stylistics, social and psycho-linguistics and related to the theory of speech acts and studies into communication technologies, there are seven intonation constructions of the Russian grammar as applied to the work of a lawyer. The main statements and conclusions of the article can be used in scientific and pedagogical activity when considering the questions of the course of the Russian language and the culture of speech, rhetoric and special courses on communication.
Keywords: the Russian language, the culture of speech, speech melody, articulation, logical pauses, intonation, intonation constructions, semantics, phonosemantics, speech situations, pragmatics.
В работах последних лет рассматриваются вопросы формирования культурной идентичности в процессе овладения русской интонацией, функции интонации, тем-по-ритмическая организация речи; эмоциональная интонация искусства. Отдельным блоком стоят сугубо филологические исследования (эллипсис устойчивых фраз с интонацией завершенности) и область сравнительной лингвистики интонационных конструкций [1-6]. В работах Хайрушевой Е.Е., Туребековой Р.С. внимание уделено аспектам культуры речи студентов-юристов [7].
Для каждого оратора очень важна не только содержательная сторона его речи - всестороннее понимание выносимой на публику темы, глубина проникновения в рассматриваемые проблемы, новизна и логичность предлагаемых решений, четкость и неотразимость приводимых аргументов, но и сама манера произнесения речи -ее интонационная адекватность содержанию, голосовая выразительность, отчетливость артикуляции, обеспечивающая внятность и разборчивость, темп и паузация.
Важным средством воздействия коммуникантов друг на друга, особенно оратора на аудиторию, является звуковое оформление речи. Интонационная бедность и монотонность речи, ее однообразность вызывают снижение уровня внимания. В ряде случаев это приводит к полной потере интереса со стороны слушателя, а значит - такая речь будет всецело неубедительной и, следовательно, ее автор не сможет достичь поставленной цели. Если обратиться к сфере юриспруденции, то судебный оратор ставит перед собой задачи, способные определять судьбы людей, карать преступников, восстанавливать справедливость. Поэтому для адвоката, прокурора, судьи знание об интонационном богатстве языка и практические навыки применения этого знания - обязательный компонент профессионального мастерства.
Интонация способна выразить мысль, позицию, чувство говорящего через свои составляющие - диапазон, силу голоса, темп и ритм речи, особенности произнесения звуков, слов, фраз, логические и психологические
256
Baltic Humanitarian Journal. 2018. Т. 7. № 4(25)
педагогические науки
Ланская Ирина Алексеевна, Ипатова Ирина Серафимовна ОБУЧЕНИЕ СТУДЕНТОВ-ЮРИСТОВ СПЕЦИФИКЕ ...
паузы. Особенно это важно, когда юрист выступает в суде присяжных, где решения зависят не от профессиональных правоведов, а от обычных граждан, всегда склонных к более эмоциональному восприятию происходящего.
Важна и семантическая сторона речедейства. Словесное наполнение речи несет смысловую нагрузку, но не только. Еще М.В. Ломоносов говорил о том, что звуки имеют «свою содержательную энергию. Но эта энергия сама по себе не рациональна, а эмоциональна. Более того, она несет в себе явственный признак иррационального» [8, с. 95]. В самих звуках слова заключен определенный смысл, о чем свидетельствуют результаты исследований в области фоносемантики (теории содержательности звуковой формы в языке). И здесь речь идет не только о звукоподражательных словах, в которых звуковая форма слова подчеркивает его содержание, а, например, о так называемых «быстрых» звуках. Возьмем звук Р (язык при произнесении Р быстро вибрирует) и, как правило, этот звук присутствует в словах, которые обозначают быстрое или резкое движение (стремнина, трепет и т.д.) [9, с. 6].
Для того чтобы добиться интонационного многообразия, необходимо не только обладать гибким голосом и развитым речевым слухом, но и знать и применять на практике возможности, которыми обладает русский язык. Интонационная система в каждом языке своя, т.е. каждый национальный язык обладает совокупностью интонационных средств и особым набором интонационных единиц. И если в повседневной жизни большинство людей, не задумываясь, использует интонационные конструкции, интуитивно выбирая их, то в рамках профессиональной деятельности юриста (выступление в суде, допрос, консультации клиентов) автоматизм использования языковых средств должен уступать место их осознанному отбору, эффективность которого зависит от ясного понимания цели коммуникации и от знания путей, ведущих к ее достижению.
К сожалению, в рамках обязательного для будущих юристов курса по русскому языку и культуре речи тема изучения интонации не предусмотрена, хотя умение слышать и улавливать интонационные оттенки собеседника необходимо для профессии юриста, относящейся к сфере «человек-человек», а значит, попадающей в зону повышенной речевой ответственности. Поэтому этим вопросам необходимо уделить должное внимание в рамках спецкурсов.
Занятия по теме «Интонация» должны включать репрезентацию необходимого минимума теории и комплекс упражнений по формированию и закреплению навыков эффективного владения интонационными возможностями русского языка.
В качестве вводного положения полезно дать информацию об интонации как таковой. Интонация - ритми-ко-мелодическая характеристика высказывания, служащая средством выражения различных синтаксических и эмоционально-экспрессивных значений. В качестве составных элементов интонации выступают мелодика, ритм, темп и тембр речи, а также ее интенсивность, фразовое и логическое ударение [10, с. 225]. Важное назначение интонации - определение модальности речи. Различают повествовательную, вопросительную и восклицательную интонации.
Существенным элементом речи является пауза. Ее значение далеко не только физиологическое: именно правильная паузация - одно из бесспорно необходимых условий осмысленной и эмоциональной речи. Заключенный между двумя паузами речевой отрезок, называемый синтагмой, является минимальной интонационной единицей речи. Каждый такой отрезок средствами мелодики, силы, темпа и тембра голоса оформляется в зависимости от речевой ситуации в одну из интонационных конструкций (ИК). Очень важно при изучении интонационных конструкций понимание строе-
ния синтагмы. В общем случае синтагма состоит из трех частей: предцентра, центра и постцентра.
Центром называется ударный слог наиболее важного по смыслу слова, выделяемого интонационным ударением особой силы. Гласный звук центра произносится с повышенной силой голоса, и на нем изменяется тон и тембр. Предшествующие ударному слогу (центру) слоги образуют предцентр, а слоги, следующие за центром, составляют постцентр. Наличие предцентра и/или постцентра в конкретных синтагмах необязательно, но центр присутствует в каждой синтагме непременно.
Предцентр задает исходный (средний) уровень мелодики синтагмы, а соотношением мелодики центра и постцентра определяются характерные различия интонационных конструкций. В зависимости от того, как изменяется голос на гласном звуке центра, интонационные конструкции (ИК) разделяются на следующие: голос повышается - ИК с восходящей интонацией, понижается
- ИК с нисходящей интонацией; повышается и тотчас понижается - с восходяще-нисходящей; понижается и затем сразу повышается - с нисходяще-восходящей; голос усиливается - ИК без изменения высоты тона.
Русская грамматика различает семь основных интонационных конструкций. С точки зрения прагматики центральным фактором является говорящий и его отношение ко всем компонентам речевой ситуации. На конкретных примерах рассмотрим ИК разных типов.
Первая интонационная конструкция используется для выражения завершенности в повествовательном предложении. В письменной речи на ИК-1 указывает точка, двоеточие, многоточие, точка с запятой, иногда
- запятая. В первой интонационной конструкции - нисходящий тон на гласной центра (Сегодня холодно. Я иду в университет).
Вторая интонационная конструкция наиболее часто используется в местоименно-вопросительных предложениях. Нисходящий тон здесь сочетается с некоторым усилением словесного ударения на гласном центра (Он придет сегодня или завтра?).
Разбирая третью интонационную конструкцию, следует обратить внимание на то, что она очевидно противостоит первой. Для нее характерен восходящий тон с последующим падением. Повышение тона перед паузой иногда называют «интонацией ожидания». Эта конструкция типична для вопросов без вопросительных слов (Вы пойдете в университет?).
Четвертая интонационная конструкция употребляется в неполных вопросительных предложениях с сопоставительным союзом (Я иду. А Вы?). ИК-4 начинается со среднего тона. На ударном гласном центра или непосредственно перед ним, на границе предцентра и центра тон понижается, затем резко идет вверх. Интонация ИК-4 - нисходяще-восходящая.
Пятая интонационная конструкция - интонация, передающая эмоциональную оценку человека, предмета, события, имеющего характеристику высшей степени какого-то признака. Особенность ИК-5 - наличие двух центров. Предложения, интонируемые по данному типу, обычно включают в свой состав местоимения и наречия: как, какой, сколько, так, такой, столько. На них и помещается первый центр интонационной конструкции. Гласный этого центра произносится удлиненно, и голос на нем повышается. На втором центре тон резко падает. Постцентр характеризуется тоном ниже среднего (Сколько Вы повидали! Как Вам повезло!).
Шестая интонационная конструкция используется в оценочных высказываниях и для выражения недоумения. Высказывания типа А где мы были? А что мы видели? - предвестники неожиданных, интересных для собеседника сообщений. Их цель - привлечь его внимание к предстоящему рассказу. Предложения анализируемого типа начинаются союзом «а» в сочетании с вопросительным местоимением или наречием, завершаются - глаголом, несущим на себе главную смысловую
Балтийский гуманитарный журнал. 2018. Т. 7. № 4(25)
257
Lanskaya Irina Alexeevna, Ipatova Irina Serafimovna pedagogical
TEACHING THE SPECIFICS OF THE RUSSIAN ... sciences
и интонационную нагрузку высказывания. При этом союз «а» может отсутствовать, вопросительное же слово - необходимый структурный элемент данных фраз. Мелодика шестой интонационной конструкции сочетает восходящий и ровные тона.
Основной случай употребления седьмой интонационной конструкции - восклицательные предложения, выражающие отрицательные эмоции: осуждение, упрек, насмешку, иронию и т.д. Предцентр ИК-7 произносится в среднем тоне: на гласном центра тон повышается. Но в отличие от ИК-3, произношение заканчивается смычкой голосовых связок, что на слух воспринимается как резкий перерыв звучания (Интересный он все-таки человек!). Постцентр характеризуется тоном ниже среднего [11, с. 249].
В различных речевых ситуациях каждый тип интонационных конструкций может быть представлен различными реализациями: нейтральными или модальными. Нейтральные реализации характеризуют такие высказывания, в которых субъективное отношение говорящего к высказываемому интонационно не выражено. Модальные реализации ИК служат средством выражения эмоционального отношения говорящего к произносимому тексту.
В целях лучшего усвоения материала студентам рядом с каждой схемой ИК предлагается набор наиболее часто применяемых и коммуникативно значимых речевых ситуаций использования каждой конструкции.
Ознакомив студентов с типологией ИК, необходимо перейти к формированию практических навыков применения интонационных конструкций, адекватных содержанию высказывания. Для этого прежде всего нужно научить студентов правильно определять центр ИК, находить логическое ударение (указание средствами интонации на наиболее важное по смыслу слово).
Одним из способов выделения наиболее важного слова является инверсия - перестановка синтаксических компонентов предложения, нарушение их обычного порядка. В синтагме с инверсированным порядком членов интонационный центр нужно искать в одном из так называемых «переставленных» слов (Плыли мы таким образом уже семь дней).
Ответственная задача педагога - на наглядных примерах не только показать многообразие вариантов образования центров синтагмы, но и в каждом приведенном случае объяснить все смысловые и эмоциональные нюансы, выраженные именно данным выбором. А главное - сформировать и закрепить у студентов навык осмысленного определения центра, с учетом логического, эмоционального и даже эстетического аспектов содержания текста и возможностей адекватного его восприятия. Умение правильно определить центр синтагмы представляется необходимым для формирования речи, вызывающей интерес слушателей, заставляющей внимательно следить за развитием мысли оратора и сопереживать ему.
На занятиях студенты обучаются членению фраз на синтагмы, паузации и делению предложений на несколько ИК, распознаванию отраженных в пунктуации разнообразных интонаций в простых и сложных предложениях, пониманию стилистических особенностей применения различных интонационных конструкций.
С целью эффективного проведения занятий разработан комплекс дидактических материалов, содержащий несколько типов упражнений и контрольных заданий, направленных на обучение выразительному чтению, распознаванию различных интонационных конструкций, формированию навыков продуцирования ИК различных типов, на умение анализировать интонационные особенности высказываний в ходе ролевых игр.
Большинство упражнений носят профессионально ориентированный характер - содержат юридическую лексику, типовые речевые конструкции, характерные особенности судебной, следственной и правоведческой 258
коммуникации.
Юристам важно разбираться не только в многообразии вариантов образования центров синтагмы, но и уметь объяснять все смысловые и эмоциональные нюансы, выраженные конкретным выбором. А главное -сформировать и закрепить навык осмысленного определения центра, с учетом логического, эмоционального и даже эстетического аспектов содержания текста и возможностей адекватного его восприятия.
В статье рассмотрены методические вопросы обучения студентов юридической специальности технике звучащей речи. Обоснована особая важность владения ораторским мастерством как необходимой составляющей юридической профессии. Предложена часть программы обучения, включающая аспекты фоносемантики (взаимосвязи слова и его звуковой формы), представление о темпо-ритмических особенностях речи, дикции, силе голоса, паузации, как логической, так и психологической. Основное внимание уделено интонационному многообразию русской речи. Результаты работы могут быть использованы в научной и педагогической деятельности.
СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ:
1. Мягкая О.В. Формирование культурной идентичности обучающихся в процессе овладения русской интонацией //Известия института педагогики и психологии образования. 2017. № 3. — С. 78-81
2. Нагорнина Е.А., Зимина И.В., Кибальникова Л.Н. Владение голосом и интонацией и эффективность профессионального общения // В сб.: Пути повышения эффективности экономической и социальной деятельности кооперативных организаций материалы XI международной научно-практической конференции. 2016. С. 21-25
3. Щербакова И.В. Интонация. Функции интонации // в сб.: Роль и место информационных технологий в современной науке. Ответственный редактор А.А. Сукиасян. 2016. — 215 с.
4. Федорова М.В. Учим чувствовать эмоциональную интонацию искусства // в сб.: Наука и общество в современных условиях. Материалы V международной научно-практической конференции. Ответственный редактор О.Б. Нигматуллин. 2017. — С. 92-94
5. Сафонова Т.В. Эллипсис устойчивых фраз с интонацией завершенности с позиции устойчивости фразеологического знака //В сб.: Устойчивые фразы в парадигмах науки. Материалы Международной научной конференции, посвященной 100-летию со дня рождения В.Л. Архангельского. ФГБОУВПО «Тульский госудраственный педагогический университет им. Л.Н. Толстого». 2015. С. 59-63
6. Адамко М.А. Интегрирование учебных дисциплин как один из способов повышения эффективности обучения английскому языку в вузе // Азимут научных исследований: педагогика и психология. 2016. Т. 5. № 4 (17). С. 17-20.
7. Хайрушева Е. Е. Туребекова Р.С. Обучение основам культуры речи студентов-юристов // «Хабаршы» КазНПУ им. Абая 2017 №3. С. 230 - 233
8. Гуковский Г.А. Ломоносов-критик //Литературное творчество М.В. Ломоносова: Исследования и материалы /Под ред. П.Н. Беркова, И.З. Сермана. —М.; Л.: Изд-во АН СССР, 1962. — С. 69-100.
9. Журавлёв А.П. Звук и смысл. Изд-е 2-е, испр. и доп. — М: Просвещение, 1991. — 160 с.
10. Культура русской речи: Энциклопедический словарь-справочник / Под ред. Л.Ю. Иванова, А.П. Сковородникова, Е.Н. Ширяева и др. — М.: Флинта: Наука, 2003. — 840 с.
11. Виноградов В.Д., Фролова И.А., Фролова Г.А. Русская речь. Произношение. Интонация. Речевой слух. — Н. Новгород: Изд-во НГПУ, 1995. — 269 с.
Статья поступила в редакцию 15.10.2018
Статья принята к публикации 27.11.2018
Baltic Humanitarian Journal. 2018. Т. 7. № 4(25)