ЭКОНОМИЧЕСКИЕ НАУКИ
ECONOMIC SCIENCE
УДК 336.02
ЭЛЕМЕНТЫ РЫНОЧНОЙ ДЕНЕЖНОЙ СИСТЕМЫ Ю.А. Кропин
Аннотация. Важным вопросом в условиях крушения старых стереотипов мышления и формирования новой парадигмы рынка имеет значение вопрос о наиболее существенной составляющей структуры рынка - его денежной системы. Причем данный вопрос имеет значение не только в академическом отношении, но и в практическом плане. В данной статье раскрываются элементы рыночной денежной системы. Цель статьи состоит в том, чтобы не только перечислить все элементы данной системы, но и рассмотреть их содержание с позиции российской школы экономической мысли. Задача статьи заключается в том, чтобы представленные элементы были раскрыты, с одной стороны, на примере нашей страны, а с другой стороны, на фоне полемики с неолиберальным взглядом на структуру «денежной массы». В результате рассмотрения всего состава элементов рыночной денежной системы было сделано заключение, что данная система призвана обеспечивать условия для устойчивого равновесного развития рынка, частью которой она выступает.
Ключевые слова: деньги, денежная система, денежные средства, количественная и качественная определенность денег, производство наличных денежных средств.
ELEMENTS OF MARKET MONETARY SYSTEM Yu.A. Kropin
Abstract. An important question in the context of the collapse of old stereotypes of thinking and the formation of a new market paradigm is the question of the most essential component of the market structure - its monetary system. Moreover, this issue is important not only in academic terms, but also in practical terms. In this article, the elements of the market monetary system are revealed. The purpose of the article is not only to enumerate all the elements of this system, but also to consider their content from the position of the Russian school of economic thought. The task of the article is to present the presented elements on the one hand, using the example of our country, on the other hand, against the backdrop of a polemic with a neoliberal view of the structure of the money supply. As a result of the consideration of the entire composition of the elements of the market
monetary system, it was concluded that this system is designed to provide the conditions for a stable equilibrium development of the market of which it is a part.
Keywords: money, monetary system, cash, quantitative and qualitative determinacy of money, cash production.
Рыночная денежная система, в отличие от продуктовой денежной системы, не имеет форм, видов и разновидностей; тем не менее, она является довольно сложной системой, содержащей в себе следующие взаимосвязанные элементы:
- принципы устройства и функционирования;
- законодательно-нормативные акты;
- деньги;
- органы, осуществляющие организацию, регулирование и контроль над денежным оборотом и реализующие денежную кредит-но-заемную политику, направленную на устойчивое равновесное развитие рынка;
- систему производства и введения в обращение наличных денежных средств.
Рассмотрим эти элементы.
1. Принципы устройства и функционирования какой-либо системы страны есть совокупность императивов (долженствований), содержание которых определяется, с одной стороны, сутью объективных законов развития рынка (страны) в целом, а с другой стороны, сущностью составных частей той или иной системы. В свою очередь, эти принципы выступают (должны выступать) основой для принятия государством законодательно-нормативных актов, регулирующих отношения в рамках той или иной системы, а также исходной базой для проведения государством соответствующей политики. Данное положение в полной мере относится к принципам устройства и функционирования денежной системы рыночного типа.
Дадим характеристику каждому из этих принципов. Первый принцип - использование в рыночных расчетах, осуществляемых внутри рынка (страны), исключительно национальных денежных средств.
Данный принцип основывается на одном из аспектов сущности денег, который заключается в том, что деньги есть феномен национального порядка и что национальные денежные средства
представляют вещественное содержание во всем многообразии его форм только данного рынка. Отсюда свойство денег выступать средством присвоения (купли) товарных продуктов - средством отчуждения (продажи) товаров может быть реализовано денежными средствами в рамках лишь только данного рынка (данной страны). Пересекая границу рынка, денежные средства превращаются в национальные валютные средства, которые представляют, то есть выступают представителями преимущественно экспортируемых из страны товаров. Присвоение национальных валютных средств иностранными резидентами осуществляется посредством обмена на имеющиеся у них денежные средства своих стран по соответствующему курсу. Обмен валют совершается в банковской системе, в рамках которой находится денежно-валютная граница рынка. Государственная граница страны проходит по ее периметру, а денежно-валютная граница рынка находится в его центре, в самом его основании. Образно ее можно сравнить с нулевой точкой на оси координат, через которую совершается переход различных величин из одной плоскости в другую, осуществляется превращение этих величин в свою противоположность. Проходя эту «точку» рынка (национального капиталистического организма), находящуюся в рамках национальной банковской системы, деньги превращаются в валюту и наоборот.
Данный принцип устройства денежной системы страны послужил основой для принятия в абсолютном большинстве стран мира законодательного акта, запрещающего использование во внутреннем рыночном обороте иностранных валютных средств. В нашей стране данный принцип устройства денежной системы закреплен ст. 75 Конституции РФ [1]
Второй принцип - соединение в денежных средствах двух начал - национального, представленного законными носителями числа денежных единиц, и частнособственнического, представленного числом денежных единиц, находящегося в собственности участников рыночных отношений.
Этот принцип устройства и функционирования современной денежной системы также отражает один из аспектов сущности денег. Законные непосредственные носители числа денежных единиц -денежные знаки, лицевые счета в банках (собственно сами банки),
пластиковые карты, «электронные кошельки» - выступают продолжением центрального банка, находящегося не просто в центре и в основании структуры рынка, но являющегося органом национального порядка, (несмотря на то, что во многих странах данный орган находится в частной собственности). Отсюда все производные центрального банка, то есть все непосредственные законные носители числа денежных единиц, имеют собственно национальную принадлежность.
Но на всех этих законных носителях указано число денежных единиц, которое так или иначе рассредоточено по частным лицам и находится в их (частной) собственности. Государство, центральный (государственный) банк призваны заботиться о национальных интересах, в частности, о равновесном развитии рынка в сфере денежного обращения; а частные лица преследуют свои (частные) интересы, выражающиеся в стремлении к возрастанию своей собственности, к увеличению количества своих денежных средств. Соединение национальных интересов с интересами частных лиц есть важная составляющая денежно-валютной и кредитно-заемной политики государства, центрального (государственного) банка.
Третий принцип - поддержание в неизменности соотношения между возрастанием числа денежных единиц, обозначенном на всех законных носителях (количественной определенностью денег), и возрастанием вещественного содержания рынка (качественной определенностью денег), что происходит в условиях современной денежной системы, прежде всего, вследствие поддержания органически сложившейся пропорции между объективным возрастанием величины безналичных денежных средств и сознательным увеличением размера наличных денежных средств в обороте.
Данный принцип устройства и функционирования рыночной денежной системы отражает требование закона денежного обращения, свойственного данной системе. Рост объема безналичных денежных средств происходит объективно, в связи с осуществлением участниками экономических отношений оборота своих капиталов, вследствие создания национального валового дохода. Увеличение же количества наличных денежных средств происходит сознательно, вследствие их производства и выпуска в обращение центральным (государственным) банком. Между этими двумя процессами долж-
на поддерживаться соразмерность, реализовываться необходимая причинно-следственная связь с целью обеспечения равновесного развития рынка в сфере денежного обращения, с целью обеспечения неизменности соотношения между возрастанием числа денежных единиц и возрастанием вещественного содержания рынка во всем многообразии его форм. Поддержание неизменности этого соотношения будет означать отсутствие на рынке инфляции или же дефляции.
Четвертый принцип - соответствие между сутью денежной системы рыночного типа и устройством национальной банковской системы.
Как было отмечено выше, одна из существенных особенностей денежной системы рыночного типа заключается в том, что в ее рамках число денежных единиц представляет не запасы монетарного золота или какие-либо иные активы центрального (государственного) банка, а вещественное содержание рынка во всем многообразии его форм. Отсутствие у Центрального (государственного) банка активов, под которые он мог бы производить эмиссию денежных средств, обусловливает совершенно иной статус данного учреждения и соответственно всего устройства национальной банковской системы. Центральный банк в новых условиях в принципе уже не является (не должен являться) эмитентом денежных средств; его уже нельзя позиционировать как «банк банков» со всеми вытекающими отсюда последствиями. Национальная банковская система в современных условиях, по сути, выступает (должна выступать) живым (функционирующим) национальным денежным знаком. Как таковая она входит в состав элементов денежной системы страны, является производной от нее. И если решения Ямайской конференции изменили тип денежной системы, то логичным продолжением этого должно быть стать изменение устройства национальной банковской системы. Данные системы, находясь в субординации и в тоже время в органической взаимосвязи, должны соответствовать друг другу. Этого требует один из принципов устройства денежной системы страны.
Пятый принцип - установление величины обменного курса национальной валюты в соответствии с объективными факторами и национальными интересами.
С одной стороны, в основе определения величины обменного курса национальной валютной единицы находятся (должны нахо-
диться) факторы объективного порядка - соотношение рыночных потенциалов стран, объемов создаваемых национальных валовых продуктов, соотношение составов экспорта товаров и импорта товарных продуктов. С другой стороны, определение величины обменного курса национальной валютной единицы по отношению к валютным единицам других стран должно происходить на основе нахождения компромисса национальных интересов стран, резиденты которых имеют между собой внешние рыночные связи. Сочетание этих двух обстоятельств - объективных факторов и взаимного учета интересов стран, нахождение компромисса их национальных интересов - составляет содержание одного из принципов устройства и функционирования денежной системы страны в сфере внешних рыночных отношений.
Шестой принцип - равновесие валютного и расчетного (платежного) балансов страны.
Соблюдение данного принципа особенно актуально в условиях, когда денежные средства разных стран имеют различный статус в сфере внешних рыночных отношений: одни являются свободно конвертируемыми валютными средствами, другие - частично конвертируемыми, а третьи - практически не конвертируемыми. Статус частичной конвертируемости или же полной неконвертируемости денежных средств тех или иных стран означает, что они не являются собственно валютными средствами. Такой дискриминационный характер статуса национальных денежных средств делает необязательным поддержание в равновесном состоянии валютного баланса стран. И потому у одних стран он является профицитным, а у других дефицитным. Более того, многие страны даже не контролируют данный баланс, не знают количество национальных валютных средств, находящихся за рубежом, или иностранных валютных средств, находящихся и практически использующихся в рыночном обороте внутри страны. Между тем, поддержание валютного баланса является одним из важнейших принципов устройства и функционирования денежной системы страны, реализация которого направлена на равновесное развитие рынка как части мирового хозяйства.
2. Законодательно-нормативные акты, определяющие конкретные рамки развития денежной системы страны, отражают (должны отражать) принципы устройства и функционирования этой
системы. В каждой стране свои законодательные и исполнительные государственные органы и свои законодательно-нормативные акты, регулирующие устройство и функционирование денежной системы. В РФ такими актами являются:
- Конституция РФ [1], в ч. 1 ст. 75 которой указывается: «денежной единицей в Российской Федерации является рубль. Денежная эмиссия осуществляется исключительно Центральным банком Российской Федерации. Введение и эмиссия других денег в Российской Федерации не допускаются» (кстати сказать, в конституции ни одной из экономически развитых стран мира нет упоминания о центральном банке).
- Свод федеральных законов, принятых законодательным органом государства (Государственной Думой и Советом Федерации Федерального Собрания РФ) и регулирующих деятельность соответствующих институтов, направленную на организацию денежно-валютного обращения. Такими законами являются, в частности, Федеральный конституционный закон от 17 декабря 1997 г. № 2-ФКЗ «О Правительстве Российской Федерации» [2], где в ст. 15 раскрываются полномочия Правительства РФ в сфере бюджетной, финансовой, кредитной и денежной политики; Федеральные законы от 10 июля 2002 г. № 86-ФЗ «О Центральном банке Российской Федерации (Банке России)» [3], от 2 декабря 1990 г. № 395-1-ФЗ «О банках и банковской деятельности» [4], от 10 декабря 2003 г. № 173-Ф3 «О валютном регулировании и валютном контроле» [5], от 27 июня 2011 г. № 161-ФЗ «О национальной платежной системе» [6].
- Комплекс нормативных актов, устанавливаемых монетарными органами государства, прежде всего, Банком России и Минфином России, регулирующих проведение денежных расчетов между участниками рыночных отношений. У Банка России таковые акты относятся, в частности, к банковскому регулированию и надзору, расчетной (платежной) системе страны, сфере оборота государственных ценных бумаг, валютному регулированию и контролю и т.п.
3. Деньги есть ключевой элемент денежной системы страны. Один из аспектов сущности этого элемента заключается в том, что деньги являют собой диалектическое единство их количественной и качественной определенности.
Количественная определенность денег включает в себя такие составляющие, как:
- национальную денежную единицу, ее название;
- число национальных денежных единиц;
- законные носители числа национальных денежных единиц. Рассмотрим эти составляющие.
Национальная денежная единица, ее название. В современных условиях национальная денежная единица уже не имеет своего масштаба, то есть в рамках рыночной денежной системы невозможно установить, какая часть вещественного содержания рынка представлена одной денежной единицей. В современных условиях можно лишь констатировать, что одна денежная единица условно являет собой как бы кратно уменьшенный рынок (страну).
В каждой стране национальная денежная единица имеет свое название. В рамках золотометаллической денежной системы название денежной единицы зачастую обусловливалась названием того веса золота, которое она представляла. Отсюда название национальной денежной единицы во многих странах имело историческое происхождение. В нашей стране название денежной единицы, как считают некоторые лингвисты, обусловлено тем, что при денежных расчетах в рамках металлической формы денежной системы покупатель отрубал от своего куска серебряной проволоки некоторую часть, соответствующую величине цены товара, выраженной в количестве серебра. Отсюда, то есть от слова «рубить», возможно, и произошло название национальной денежной единицы России - «рубль».
Развитие интеграционных процессов в мировом хозяйстве приводит к возникновению новых экономико-политических образований, у которых появляются, соответственно, новые денежные единицы, имеющие свое (особенное) название. Так, валютный союз ряда стран Европейского Союза привел к появлению новой денежной единицы под названием «евро».
Название денежной единицы обычно закрепляется юридическим актом страны, а ее символическое изображение, использующееся в системе международных расчетов, принимается на основе соответствующих международных соглашений. Такие изображения имеются у всех так называемых свободно конвертируемых валют, в частности у доллара США - $, английского фунта стерлингов - £,
евро - €. У российского рубля, который также должен использоваться в расчетах в сфере внешних рыночных связей, теперь тоже есть свое символическое изображение - р.
В большинстве стран национальная денежная единица состоит из ста частей. Так, американский доллар и евро состоят из 100 центов, российский рубль - из 100 копеек. Такое деление денежной единицы некогда было обусловлено необходимостью более скрупулезного определения величины цен товаров - товарных продуктов в тех случаях, когда денежная единица имела довольно крупный масштаб. И потому некоторые товарные продукты можно было приобрести за ту или иную часть денежной единицы.
В современных российских условиях в силу общеизвестных причин использование копеек в розничной торговле стало не только не актуальным, но даже несколько обременительным. Однако в оптовой торговле цены с точностью до копеек, скорее всего, будут устанавливаться еще довольно длительное время, так как при умножении копеек на большие объемы оптового товарооборота получаются довольно крупные суммы, выраженные уже в рублях. Принятие товаров к реализации компаниями розничной торговли от оптовых компаний автоматически приводит к установлению цен также не только в рублях, но и в копейках.
Число национальных денежных единиц. Число национальных денежных единиц как некоторая целостная величина представляет вещественное содержание рынка во всем многообразии его форм как целостного органического образования; соответственно, оно является величиной именно целостного порядка. Вместе с тем оно рассредоточено по частным лицам, их бюджетам и как таковое выступает величиной дискретного порядка.
В любом случае число национальных денежных единиц находится в непрестанном обороте, а вследствие получения прибыли участниками экономических отношений, в результате создания национального валового дохода данное число беспрестанно возрастает. Центральный (государственный) банк страны знает (должен знать) величину числа национальных денежных единиц, представляющее вещественное содержание рынка в текущее время, а также ту величину, на которое происходит возрастание рынка. На основании знания этих данных Центральный (государственный) банк должен
проводить политику, направленную на равновесное развитие рынка в сфере денежного обращения.
Законные носители числа национальных денежных единиц. Очевидно, для того чтобы оперировать числом национальных денежных единиц, оно должно быть обозначено на каких-либо внешних законных носителях. Такими носителями являются все те внешние материальные знаки, которые официально признаны и произведены в законном порядке. Прежде всего, это бумажные и металлические денежные знаки, произведенные центральным банком.
Кроме того, современными законными носителями числа национальных денежных единиц выступают пластиковые карты, производимые коммерческими банками при поддержке американских (расчетных) платежных систем (VISA, MasterCard и др.), а также «электронные кошельки», производимые частными (российскими и иностранными) расчетными (платежными) системами (EBay, Qiwi, WebMoney, YandexMoney и др.).
Вместе с тем, законными носителями числа национальных денежных единиц являются банковские счета физических и юридических лиц. Поскольку эти счета размещены именно в банках, то к законным носителям числа национальных денежных единиц в современных условиях относятся собственно сами банки. Банковская система в целом в рамках современной денежной системы выступает в структуре рынка как бы ее совокупным (национальным) функционирующим денежным знаком, на котором число денежных единиц постоянно меняется, а точнее - беспрестанно возрастает вследствие получения прибыли участниками экономических отношений, в результате создания национального валового дохода.
Непосредственное единство числа национальных денежных единиц с законными носителями образует национальные денежные средства.
Для осуществления своей регулирующей деятельности центральному банку необходимо знать структуру национальных денежных средств. Их структурирование происходит по различным критериям:
- По частям и сферам рынка. Рынок включает в себя такие части и сферы, как государство, национальную экономику, сферу семейных хозяйств, сферу оборота ценных бумаг, банковскую сферу,
а также сферу внешних рыночных связей, реализация которых отражается в валютном и расчетном (платежном) балансе страны. При этом структурирование рынка может быть более детальным, например, по отраслям национальной экономики, по регионам страны, по сферам, в которых создается национальный валовый доход, и сферам, в которых этого не происходит, и т.п. Объективно обусловленное структурирование рынка вызывает соответствующее объективно обусловленное структурирование национальных денежных средств, обращающихся в названных частях и сферах рынка. Следует отметить, что, поскольку все структурные части и сферы органически взаимосвязаны и денежные средства последовательно и беспрепятственно перетекают из одной части и сферы рынка в другие, от одних лиц к другим, проведение четкой разграничительной линии между различными структурными частями национальных денежных средств практически не представляется возможным. Поэтому разграничение (структурирование) денежных средств по рассматриваемому критерию является в известной степени условным.
- По законным носителям числа национальных денежных единиц. В зависимости от того, какие именно это носители -денежные знаки, произведенные центральным банком, или все иные перечисленные выше носители - денежные средства дифференцируются на наличные и безналичные. Они равнозначны как по сути, так и по реализации свойств денег, а потому превращение их из одной формы в другую происходит (должно происходить) беспрепятственно. В то же время между удельным весом этих форм денежных средств должно поддерживаться необходимое соотношение. Структурирование национальных денежных средств по данному критерию, в отличие от предыдущего критерия, является (должно быть) уже не условным (аморфным), а вполне четким.
- По денежно-валютной границе рынка, которая находится в рамках национальной банковской системы. По этому критерию национальные средства подразделяются на те, которые находятся внутри рынка, используются во внутреннем рыночном обороте, и те, которые находятся за его пределами, применяются во внешнем рыночном обороте. Первые есть национальные де-
нежные средства, а вторые - национальные валютные средства. При более глубоком рассмотрении национальных денежных средств их можно дифференцировать еще на те, которые представляют отечественные товары - товарные продукты, и те, которые представляют иностранные (импортные) товары - товарные продукты. Количество последних должно соотноситься с количеством национальных валютных средств, использующихся в расчетах в сфере внешних рыночных отношений. Центральный (государственный) банк страны призван осуществлять контроль над структурой денежных средств по названному критерию и стремиться ее регулировать, сообразуясь с национальными интересами.
Еще одним критерием структурирования денежных средств является возможность их оперативного использования в рыночных сделках, или, как часто выражаются представители неолиберальной школы экономической мысли, «по степени ликвидности».
Современная неолиберальная школа экономической мысли структурирует по данному критерию денежные средства, то есть «денежную массу», по агрегатам М1, М2, М3 и т.д. В США в М1 обычно включают все наличные денежные средства и чековые вклады; в М2 включают М1, а также бесчековые сберегательные счета, мелкие срочные вклады и облигации госзаймов; в М3 включают М2 и крупные срочные вклады и т.д. [8, с. 265-267]. Следует отметить, что данный критерий структурирования денежных средств («денежной массы») является необоснованным. Прежде всего, в экономической литературе нет однозначного толкования понятия «ликвидность». Одни под ним понимают свойства каких-либо объектов сравнительно быстро реализовываться, другие - способность субъектов рыночных отношений оперативно превращать имеющиеся активы в какие-либо другие средства и выполнять свои обязательства, а третьи под ним понимают непосредственно какие-либо объекты, обладающие соответствующими свойствами; чаще всего под такими объектами имеют ввиду денежные средства, как «абсолютно ликвидное средство». Использование в научных трудах понятий, имеющих одинаковое звучание, но при этом совершенно разное толкование, недопустимо.
Однако более существенным недостатком приведенного американского варианта структурирования «денежной массы», о чем
выше отчасти уже говорилось, является то, что в нем смешиваются принципиально разные вещи - денежные средства как таковые и денежные требования-обязательства. Это, конечно, взаимосвязанные, но все же не тождественные вещи. Денежные средства есть то, что находится в собственности, в непосредственном распоряжении, пользовании участников рыночных отношений. В то время как денежные требования есть денежные средства, предоставленные собственником во временное распоряжение, пользование другому лицу на определенных условиях, соответственно, денежные обязательства есть денежные средства, привлеченные на некоторое время для распоряжения, пользования на определенных условиях. Денежные средства есть число денежных единиц, обозначенное на тех или иных законных носителях, а денежные требования-обязательства есть число денежных единиц, обозначенное в соответствующих кредитно-заемных договорах. И смешивать эти вещи в рамках единого понятия «денежная масса» принципиально недопустимо. При объединении их под единым понятием происходит фактически двойной учет одних и тех же величин, что приводит к искаженному отражению реального положения дел на рынке. Величину денежных средств и денежных требований-обязательств можно сопоставлять между собой, каждую из них можно структурировать по отдельности по тем или иным критериям, но ввиду принципиального отличия друг от друга их, повторим, нельзя объединять в рамках одного понятия «денежная масса». Соответственно использование данного понятия необосновано. Также необоснованным является включение в состав «денежной массы», в частности, в «М2», облигаций государственного займа. Эти облигации составляют качественную, а не количественную определенность денег. Если же развивать логику американского подхода к структурированию денежных средств, то есть «денежной массы», то в нее следовало бы включить еще «безупречную репутацию» ФРС, запасы монетарного золота, а также прочие активы этого органа. Очевидно, что такое структурирование «денежной массы» окончательно бы смешало в одной «массе» все то, что смешиванию, то есть объединению под одним понятием, не подлежит.
Качественную определенность денег составляет вещественное содержание рынка во всем многообразии его форм. Мы определяем качественную определенность денег в рамках современной
денежной системы с точки зрения российской школы экономической мысли, а не описываем практически существующее положение дел, согласно которому качественную определенность денег составляют активы Центрального банка - его «безупречная репутация», государственные долговые обязательства, запасы монетарного золота, запасы иностранных валютных средств. Такая качественная определенность денег существует фактически, но она не отвечает сути денежной системы рыночного типа.
В рамках современной денежной системы национальные денежные средства имеют значение для участников рыночных отношений не сами по себе, а лишь в связи с тем, что они представляют вещественное содержание рынка, что на них можно прибрести необходимые товарные продукты. Для человека, случайно оказавшегося на необитаемом острове, например, с пластиковой картой American Express или большим количеством наличных денежных средств, они не будут иметь жизненного значения, так как оторваны от того, что они представляют, и что на них, соответственно, можно было бы приобрести. Денежные средства могут реализовать свойства денег лишь в рамках своих стран, находясь в единстве с вещественным содержанием рынка.
Вещественное содержание рынка не ограничивается одними только товарами, предлагаемыми к продаже в текущее время; оно определяется всей полнотой рынка, включающей в себя:
- экономико-географическое положение страны в мировом хозяйстве, природно-климатические условия, природные ископаемые, находящиеся на территории страны, экологическое состояние окружающей среды, численность и плотность населения страны;
- материально-техническое оснащение компаний всех отраслей национальной экономики во всех регионах страны, фундаментальную и прикладную науку, научно-исследовательские и опытно-конструкторские разработки;
- рыночную инфраструктуру, в которую входит система бирж, банков, страховых компаний, различных средств коммуникации и т.п.;
- профессиональную подготовленность работников, обусловливаемую состоянием системы образования в стране; менталитет нации, формируемый под воздействием природно-климатических факторов, исторических и культурных традиций, а также
в определенной степени под влиянием господствующего вероисповедания в стране;
- социальную инфраструктуру, в которую входят учреждения здравоохранения, физической культуры и спорта, жилищно-коммунального хозяйства и т.п.;
- внутриполитическую стабильность, совершенство правовой системы, весь потенциал государства как такового, качество услуг, оказываемых государством населению и компаниям;
- наличие различных резервов у государства и страны в целом;
- совокупность товаров, представленных в текущее время к продаже; причем в эту совокупность входят товары, как имеющие свое фиксированное бытие, так и не имеющие такового, то есть услуги;
- собственность резидентов, находящуюся за рубежом, состояние валютного и расчетного (платежного) баланса страны, наличие у государства кредиторской или дебиторской задолженности; внешнеполитическое окружение страны.
Все перечисленное, составляющее качественную определенность денег, находится в единстве с их количественной определенностью; при этом количественная определенность является представителем качественной определенности денег.
Далеко не все из перечисленного предлагается к продаже, но все это, повторим, входит в состав качественной определенности денег в рамках современной денежной системы. Кстати сказать, в этот состав, как было отмечено, включаются различные резервы государства и страны в целом. Среди этих резервов находятся, конечно же, и запасы монетарного золота. Однако это золото должно позиционироваться лишь как один из компонентов вещественного содержания рынка, а не как один из элементов активов Центрального банка, под которые он также практически производит эмиссию наличных денежных средств; тем более, что золото, согласно решениям Ямайской конференции, выведено из состава элементов современной денежной системы.
4. В историческом плане деньги появились раньше органов, осуществляющих организацию, регулирование и контроль над денежным обращением. Соответственно, эти органы являются производными от денег, как бы их логическим продолжением; и как таковые
они входят в состав элементов денежной системы страны. К этим органам относится, прежде всего, центральный (государственный) банк, находящийся в основании рынка, в центре отраслевой структуры национальной экономики. Центральный банк, национальная банковская система в целом в современных условиях выступают собственно живым (функционирующим) национальным денежных знаком, непосредственным носителем числа денежных единиц. «Центральный (государственный) банк призван проводить политику, направленную на устойчивое равновесное развитие рынка, обуславливаемое созданием национального валового дохода» [7, с. 87].
5. В систему производства и введения в обращение наличных денежных средств входит:
- порядок изъятия из оборота ветхих денежных знаков и их замена на компенсационной основе на новые знаки, на которых должно быть обозначено такое же число денежных единиц, как и на выводимых из обращения ветхих банкнотах и монетах;
- определение размера дополнительного производства наличных денежных средств, необходимого для обслуживания постоянно возрастающего объема рыночного оборота;
- порядок введения в рыночный оборот вновь произведенных наличных денежных средств;
- нормативные положения, регламентирующие работу предприятий по производству денежных знаков.
Совокупность всех перечисленных элементов образует полноту денежной системы страны; она призвана способствовать ее равновесному развитию и постоянному возрастанию, происходящему вследствие рыночного оборота, протекающего внутри страны и в сфере внешних рыночных связей.
Библиографический список
1. Конституция Российской Федерации (принята всенародным голосованием 12 декабря 1993 г.) (с учетом поправок, внесенных Законами РФ о поправках к Конституции РФ от 30 декабря 2008 г. N° 6-ФКЗ, от 30 декабря 2008 г. № 7-ФКЗ, от 5 февраля 2014 г. № 2-ФКЗ, от 21 июля 2014 г. № 11-ФКЗ) // Собрание законодательства РФ. 2014. № 31. Ст. 4398.
2. Федеральный закон «О Правительстве Российской Федерации» от 17 декабря 1997 г. № 2-ФКЗ // СПС «Гарант». URL: http://www.garant.ru/ (дата обращения: 30.09.2017).
МОСКОВСКИЙ ФИНАНСОВО-ЮРИДИЧЕСКИЙ УНИВЕРСИТЕТ МФЮА
3. Федеральный закон «О Центральном банке Российской Федерации (Банке России)» от 10 июля 2002 г. № 86-ФЗ // СПС «Гарант». URL: http://www.garant.ru/ (дата обращения: 30.09.2017).
4. Федеральный закон «О банках и банковской деятельности» от 2 декабря 1990 г. № 395-1-ФЗ // СПС «Гарант». URL: http://www.garant.ru/ (дата обращения: 30.09.2017).
5. Федеральный закон «О валютном регулировании и валютном контроле» от 10 декабря 2003 г. № 173-Ф3 // СПС «Гарант». URL: http://www. garant.ru/ (дата обращения: 30.09.2017).
6. Федеральный закон «О национальной платежной системе» от 27 июня 2011 г. № 161-ФЗ // СПС «Гарант». URL: http://www.garant.ru/ (дата обращения: 30.09.2017).
8. Кропин Ю.А. Деньги, кредит, банки: учебник и практикум для академического баклавриата. М., 2016.
7. Макконнелл К.Р., Брю С.Л. Экономикс: Принципы, проблемы и политика. Т. 1. М., 1995.
9. Маркс К. Капитал. Критика политической экономии. Т. 1. Кн. 1. М., 1978.
Ю.А. Кропин
доктор экономических наук, профессор
профессор Департамента финансовых рынков и банков
Финансового университета при Правительстве РФ (г. Москва)
E-mail: [email protected]