Ученые записки Крымского федерального университета имени В. И. Вернадского Юридические науки. - 2015. - Т. 1 (67). № 3. - С. 136-144.
ГРАЖДАНСКОЕ ПРАВО; ПРЕДПРИНИМАТЕЛЬСКОЕ ПРАВО;
ЗЕМЕЛЬНОЕ ПРАВО
УДК 349.41
ЭЛЕМЕНТЫ ПРАВОВОГО РЕЖИМА ЗЕМЕЛЬ РЕКРЕАЦИОННОГО НАЗНАЧЕНИЯ В СОВЕТСКИЙ И СОВРЕМЕННЫЙ ПЕРИОДЫ
Алимов З. А.
Крымский федеральный университет имени В. И. Вернадского
Данная работа посвящена исследованию элементов правового режима земель рекреационного назначения. В работе приводится понимание правового режима земель, которое было сформулировано как советскими учеными, так и современными учеными нашего времени. Вместе с тем на сегодняшний день в действующем Земельном Кодексе Российской Федерации предусмотрено семь разных по своему как содержанию, так и значению категорий земель, в свою очередь, каждая из которых имеет свою специфику и сущность. Также следует отметить, что такая категория, как «правовой режим земель», широко применяется в доктрине земельного права и играет чрезвычайно важную роль, поскольку тесно связана с вопросом об объектах земельных отношений, системе земельного права, его принципах и задачах. Огромное значение имеет применение этого понятия в науке и учебной дисциплине земельного права. Использование элементов правового режима земель в научно-исследовательских работах способствует удобству систематизации и изложения правового материала, позволяет исследователю сформулировать проблему, определить ее границы и логично раскрыть свои идеи.
Ключевые слова: правовой режим земель, общий правовой режим, земли рекреационного назначения, элементы правового режима земель, режим, земли, земля, категория земель, земельный участок.
Согласно ст. 9 Конституции Российской Федерации земля и другие природные ресурсы используются и охраняются в Российской Федерации как основа жизни и деятельности народов, проживающих на соответствующей территории. В силу указанной нормы государство закрепило землю как основу жизнедеятельности народов, проживающих на территории Российской Федерации, тем самым поставив под особую правовую охрану общественные отношения, связанные с использованием земли.
В свою очередь, ст. 7 Земельного Кодекса Российской Федерации все земли в Российской Федерации в зависимости от их целевого назначения подразделяет такие земли на следующие категории: 1) земли сельскохозяйственного назначения; 2) земли населенных пунктов; 3) земли промышленности, энергетики, транспорта, связи, радиовещания, телевидения, информатики, земли для обеспечения космической деятельности, земли обороны, безопасности и земли иного специального назначения; 4) земли особо охраняемых территорий и объектов; 5) земли лесного фонда; 6) земли водного фонда; 7) земли запаса. Вместе с тем каждая из указанных категорий имеет свою специфику, тем самым устанавливая свой правовой режим, который характерен для конкретной категории земель.
136
Такая категория, как «правовой режим земель», широко применяется в доктрине земельного права и играет чрезвычайно важную роль, поскольку тесно связана с вопросом об объектах земельных отношений, системе земельного права, его принципах и задачах. Огромное значение имеет применение этого понятия в науке и учебной дисциплине земельного права. Использование понятия «правовой режим земель» в научно-исследовательских работах способствует удобству систематизации и изложения правового материала, позволяет исследователю сформулировать проблему, определить ее границы и логично раскрыть свои идеи и т.д. [19].
В свою очередь понятие «правовой режим» тесно взаимосвязано с понятием «механизм правового регулирования», которое означает систему правовых средств, организованных наиболее последовательным образом в целях преодоления препятствий, стоящих на пути удовлетворения интересов субъектов права. Если механизм правового регулирования - юридическая категория, показывающая, как осуществляется правовое регулирование, то правовой режим в большей мере содержательная характеристика конкретных нормативных средств, призванных организовать определенный участок жизнедеятельности людей. Правовой режим представляет собой специфический механизм правового регулирования, его особый порядок, направленный на конкретные виды субъектов и объектов, «привязанный» не столько к отдельным ситуациям, сколько к более широким общезначимым социальным процессам (состояниям), в рамках которых эти субъекты и объекты взаимодействуют [14, с. 25-26].
Понятие «правовой режим» в земельном праве применяется для характеристики: 1) общего правового режима - правовой режим земель РФ, земельного фонда РФ; 2) особенного правового режима - правовой режим категории земель; 3) отдельного правового режима - правовой режим вида (субкатегории) земель; 4) единичного правового режима - правовой режим земельного участка. Такой подход предполагает определенную иерархию, поскольку любой вид земель относится к определенной категории и является частью земельного фонда РФ и предопределяет наличие общих юридических средств, составляющих правовой режим объектов. Нормативные правовые акты, формирующие каждый последующий правовой режим, считаются специальными по отношению к нормативным правовым актам, определяющим предыдущий правовой режим [6, с. 56].
Вместе с тем своя специфика характерна и для земель рекреационного назначения, которые в силу ст. 72 ЗК РФ являются одной из субкатегорий земель особо охраняемых территорий и объектов.
Поэтому с целью доктринального и, в свою очередь, более глубокого исследования сущности правового режима земель рекреационного назначения заострим внимание на элементах правового режима земель рекреационного назначения сквозь призму советской и современной правовой доктрины.
В науке земельного права термин «правовой режим» имеет универсальное значение и применяется для оказания правовой характеристики всех категорий земель, устанавливая при этом специфику правового регулирования, присущую той или иной категории земель.
Поэтому понятие «правовой режим земель» существует с советских времен, но в тот период в законодательстве оно не было раскрыто достаточно четко, как и в
137
современном российском. Однако в научной и учебной литературе по земельному праву это понятие применяется довольно часто.
В советский период исследованием понятия и содержания правового режима земель занимались такие ученые: Г. А. Аксененок, А. В. Венедиктов, М. А. Гурвич, М. И. Дембо, И. И. Евтихеев, М. Д. Казанцев, Н. И. Краснов, В. С. Шелестов и др.
Впервые понятие «правовой режим» в земельном праве использовал И. И. Евтихеев, который еще в 1929 подчеркивал, что для отдельных разрядов земель существуют различные земельные режимы, которые не совпадают по объему [9, с. 1]. Постепенно категория правового режима получила в земельном праве универсальное значение и стала применяться для характеристики земель всех категорий. Как видим, исторически появление термина правового режима земель связано с характеристикой категорий земель.
И. И. Евтихеев отмечал, что «для земельного права характерен не способ правового регулирования (договорной или односторонний), не субъект правоотношений, а тот вещевой объект - земля, назначением которой является максимальное производство продуктов ...» [10, с. 102].
Такого же мнения придерживался А. В. Венедиктов. Рассматривая вопрос о различиях в правовом режиме отдельных видов государственного имущества (земель, основных и оборотных фондов), он считал, что все разногласия в характере и назначении этих объектов отражаются в полном объеме прав и обязанностей отдельных государственных органов, которыми ведают, то есть на правовом режиме соответствующих видов государственного имущества [8, с. 352].
В советский период под правовым режимом понимали влияние государства на земельные правоотношения, направленные на рациональное использование и охрану земель в соответствии с их назначением. При этом в условиях государственной монополии на землю не было необходимости вводить дифференциацию правового режима земель по формам собственности. Правовую связь, которая существует между землей как объектом правоотношений и ее правовым режимом, раскрыл Г. А. Аксененок, который, анализируя землю как объект земельных правоотношений, имел в виду землю в ее естественном состоянии - как дар природы. А землю, в отношении которой установлен определенный правовой режим, благодаря чему она и становится объектом права в целом и земельных правоотношений в частности [1, с. 137].
Похоже определяет данное понятие М. И. Краснов: «режим - это порядок необходимого поведения относительно земли как объекта права ...». В другой работе ученый определяет правовой режим земель как «определенное теоретическое понятие, обобщающее правовую характеристику земли как объекта права и содержащее указание на круг важнейших общественных отношений, возникающих по поводу земли» [13].
М. И. Краснов указывает, что «элементами содержания правового режима являются право собственности, государственное управление, регулирование использования земель, правовая охрана земель», хотя «... сегодня содержание термина «правовой режим земель» меняется, а также насыщается новыми элементами» [17].
Понимание понятия правового режима земель тесно связано с определением его содержания, то есть с составом элементов, входящих в него. Подытоживая советский период в развитии и изучении понятия «правовой режим земель», не трудно
138
заметить, что главным элементом правового режима земель является право исключительной государственной собственности. И это понятно, ведь основу земельных отношений в СССР составляла государственная собственность на землю. Исключительный характер государственной собственности на землю означал, что владельцем земли может быть только государство, но земля могла предоставляться только в пользование. В связи с этим любое хозяйствование на земле осуществлялось только на основе юридического титула права землепользования [3].
Осмысливая изложенное, можно определить, что исследованию правового режима земель в советские времена по сравнению с современными исследованиями было посвящено не так-то и много внимания. Но невозможно не отметить и то, что учеными того времени при определении понятия «правового режима земель» в большинстве случаев за основу брались свойства, которые служат в качестве элементов правового режима земель, а именно:
1. Влияние государства на земельные правоотношения (государственное управление землями).
2. Рациональное использование земель в соответствии с их основным назначением.
3. Охрана земель.
Опираясь на вышесказанное, можно увидеть, что исследование правового режима земель осуществляется еще в советское время. Поэтому становится необходимым и своевременным обратить внимание на определение правового режима земель, которым оперируют ученые при осуществлении своих исследований на современном этапе развития земельно-правовых отношений.
К сожалению, на сегодняшний день законодательного определения правового режима земель не содержится ни в одном нормативно-правовом акте. Поэтому, проанализировав содержание действующего законодательства, И. А. Иконицкая определяет «правовой режим земель» как «установленное нормами права возможное и надлежащее поведение по отношению к земле как объекту права собственности и иных прав на земельные участки, объекта государственного управления земельными ресурсами и объекта правовой охраны земли как природного ресурса, выполняет определенные Конституцией РФ важнейшие социально-экономические функции -основы жизни и жизнедеятельности народов, проживающих на соответствующей территории» [16].
По определению С. А. Боголюбова, правовой режим земель определяется совокупностью правил их использования и включения в гражданский оборот охраны, контроля и мониторинга, установленных земельным, градостроительным, лесным, природоохранным и другим законодательством, законодательством о недрах, и распространяется на земле соответствующей категории [4, с. 34-35].
А. Г. Василенко считает, что правовой режим земель в современных условиях можно понимать как определенный законом порядок установления права собственности, управления, использования и охраны для различных категорий земли [7, с. 26].
Так, Е. Ф. Шамсумова в своей кандидатской диссертации «Правовые режимы: Теоретический аспект» дает определение понятия «правовой режим», под которым подразумевает как особый порядок законодательного урегулирования деятельности, действий или поведения физических и юридических лиц в различных сферах обще-
139
ственных отношений или на определенных объектах, который охватывает установление механизма обеспечения фактической реализации системы стимулов, нормативов, гарантий, запретов, обязательств, ограничений, а также их компетентное выполнение, применение мер принуждения и привлечения виновных к ответственности [20, с. 15].
По мнению Б.Я. Бляхмана, правовому режиму присущи следующие основные признаки:
1) он устанавливается законодательством и обеспечивается государством;
2) имеет цель специфическим способом регламентировать конкретные области общественных отношений, выделяя во временных и пространственных пределах те или другие субъекты и объекты права;
3) является особым порядком правового регулирования, состоящим из совокупности юридических средств, и характеризуется соответствующим их сочетанием;
4) создает определенную степень благоприятных или неблагоприятных условий для удовлетворения интересов субъектов права [5, с. 8-9].
Целесообразно также обратить внимание на определения правового режима земель, которые предоставляются зарубежными учеными. Так, по определению В. К. Гуревской, «под правовым режимом земель принято считать установленные правовыми нормами порядок и условия использования по целевому назначению земель всех категорий, обеспечение и охрану прав владельцев земли и землепользователей, осуществления государственного управления земельными ресурсами, контроля за рациональным использованием земли и соблюдением земельного законодательства, ведения государственного земельного кадастра, проведения землеустройства, мониторинга земли, взимание платы за землю и применения юридической ответственности за нарушение земельного законодательства» [16].
В свою очередь В. И. Андрейцев предлагает рассматривать его как установленный нормативно-правовой порядок, который определяет поведение субъектов земельных правоотношений относительно земель, земельных участков как по объектам права собственности, управления, пользования, воспроизводства, сохранения и охраны с целью их рационального (экономного и эффективного) использования и удовлетворения потребностей заинтересованных лиц, защиты их земельных прав [2, с. 158].
По мнению А. М. Мирошниченко, «правовой режим земель - это установленный правовыми нормами порядок поведения по отношению к каждой категории земель» [15, с. 433].
Нельзя оставить без внимания и другие мнения представителей правовой доктрины по определению правового режима земель, в частности, по мнению Н. И. Титовой, правовой режим - это «совокупность правовых норм, устанавливающих определенный порядок землепользования определенных видов» [11].
Н. И. Титова отмечает, что для понятия содержания правового режима важен не только особый порядок правового регулирования, но и его последствия. Поэтому если речь идет о земельном правовом режиме, то это - следствие правового регулирования общественных земельных отношений на основе учета природных и социальных особенностей земель (как их объекта), обеспечивает интересы субъектов этих отношений и специальный порядок использования таких земель [12, с. 65].
140
В. И. Семчик считает, что «под правовым режимом понимаются как установленные правовыми нормами право собственности и пользования земельными участками, так и порядок и условия их приобретения в собственность или пользование, изменение и прекращение права собственности, порядок и условия использования в соответствии с целевым назначением, правовой охраны земель и ответственности за нарушение земельных прав и земельного законодательства» [16].
Вместе с тем Палий Н. И. в своем диссертационном исследовании относительно правового регулирования использования и охраны земель рекреационного назначения подчеркивает, что в содержание понятия «правовой режим земель» включаются права и обязанности ее владельца, пользователя или арендатора. Кроме этого, важную роль играют целевое назначение земель, соблюдение различных требований и нормативов, охрана и защита земель, а также юридическая ответственность за нарушение режима использования и охраны земель. Определить правовой режим земель рекреационного назначения в такой ситуации можно только на основе учета комплекса различных факторов. Важное значение имеет то, каким образом определяются права и обязанности лиц, использующих земли рекреационного назначения, под влиянием каких правовых условий они формируются и с помощью каких правовых способов [18].
Рассмотрев понятие правового режима земель, которое было предоставлено как отечественными, так и зарубежными учеными, нельзя не отметить и то, что указанные определения, исходя из их содержания, не имеют существенной разницы, то есть и отечественные, и зарубежные ученые оперируют одинаковыми свойствами, которые наполняют содержание правового режима земель, и имеют одинаковые подходы к их определению.
Анализируя приведенные научные определения по поводу понимания понятия и содержания правового режима земель, следует отметить, что основными элементами правового режима земель (те, которые отмечает подавляющее большинство ученых) являются вопросы относительно приобретения и реализации права собственности на землю по праву землепользования, вопросы по управлению землями, вопросы относительно правовой охраны и вопросы ответственности лиц за нарушение норм земельного законодательства.
Исследовав определение «правового режима земель», которое было предоставлено представителями правовой доктрины, было бы рациональным отметить те элементы, которые присущи правовому режиму земель рекреационного назначения. К таким элементам относятся:
• совокупность правовых норм, которые устанавливают правовые предписания;
• наличие оснований и условий возникновения права собственности на земли рекреационного назначения;
• четкий порядок их использования;
• особенности налогообложения;
• основания прекращения права собственности на земли рекреационного назначения;
• права и обязанности владельцев, пользователей или арендаторов;
• обеспечение и защиты прав собственников и землепользователей;
• система охраны земель рекреационного назначения;
• ответственность за нарушение норм земельного законодательства.
141
Вместе с тем следует отметить и то, что, кроме В. К. Гуревской и Палий Н. И., при определении правового режима земель ни один ученый не отмечает таких элементов, как:
1) особенности налогообложения земель рекреационного назначения;
2) права и обязанности владельцев, пользователей или арендаторов;
3) обеспечение и защита прав собственников и землепользователей.
По нашему мнению, упоминание таких свойств, как особенности налогообложения земель, права и обязанности владельцев, пользователей или арендаторов, обеспечение и защита прав собственников и землепользователей при предоставлении определения правового режима земель, оправдано, так как, во-первых, в Конституции Российской Федерации указано, что государство гарантирует защиту права частной собственности, каждый вправе иметь имущество в собственности, владеть, пользоваться и распоряжаться им как единолично, так и совместно с другими лицами; во-вторых, действующее налоговое законодательство устанавливает специальный порядок налогообложения конкретного состава земель, при этом учитывая и определенный вид использования земель; в-третьих, действующий Земельный кодекс Российской Федерации четко устанавливает права и обязанности владельцев, пользователей или арендаторов и тому подобное. Следовательно, указанные аспекты являются неотъемлемыми элементами правового режима земель рекреационного назначения.
Список литературы
1. Аксененок Г. А. Земельные правоотношения в СССР. - М., 1958. - 234 с.
2. Андрейцев В. I. - Земельне право i законодавство суверенно! Украши: Актуальш проблеми практично! теорй. К.: Знання, 2005. - 445 с.
3. Барабаш Н. П. Поняття «правовий режим земель»: тдходи до тлумачення / Н. П. Барабаш // Вюник Льв1вського ушверситету. Сер1я юридична. - 2009. - Вип. 49. - с. 179 - 189.
4. Боголюбов С. А. Основные начала земельного законодательства // Земля и право. Пособие для российских землевладельцев / под ред. С. А. Боголюбова. - М.: Норма, 1997. 320 с.
5. Бляхман Б. Я. Правовой режим в системе регулирования социальных отношений - Кемерово: Кузбассвузиздат, 1999. - 172 с.
6. Василенко А. Г. Правовой режим государственных земель в дореволюционной России - инструмент политики государства: дис. кандидата юрид. наук: 12.00.01, 12.00.06 / Василенко Анна Геннадьевна. - Ставрополь, 2004. - 189 с.
7. Венедиктов А.В. Государственная социалистическая собственность. - М.: Юрид. лгт., 1948. -512 с.
8. Евтихиев И. И. Регулирование земельных отношений в городах / И. И. Евтихиев. - Горки, 1929. - 136 с.
9. Евтихеев И. И. Земельное право - М.: Госиздат, 1923. - 193 с.
10. Земельне право Укра!ни: [тдручник] / М. В. Шульга (кер. авт. кол.), Г. В. Анклмова, П. О. Багай, А. П. Гетьман та ш. : [за ред. М. В. Шульги]. - К. : Юрiнком 1нтер, 2004. - 380 с.
11. Земл сшьськогосподарського призначення: права громадян Укра!ни: Науково-навчальний поабник / [Багай Н. О., Ващишин М. Я., Гаецька-Колотило Я. З. та ш.]; за ред. докт. юрид. наук, проф. Н. I. Титова. - Льв1в: ПА1С, 2005. - 368 с.
12. Краснов Н.И. Теоретические основы правового режима земель специального назначения // Автореф. дис. на соиск. учен. степ, д-ра юрид. наук. М., 1966. - С. 8.
13. Матузов Н. И., Малько А. В. Правовые режимы: вопросы теории и практики // Правоведение.
- 1996. № 4. - С. 25 - 26.
14. Мiрошниченко А.М. Земельне право Укра!ни: [Шдручник]. - 2-ге видання, допов. I перероб.
- К.: Алерта; ЦУЛ, 2011. - 678 с.
142
15. Науково-практичний коментар Земельного кодексу Украши / Л. О. Бондар, А. П. Гетьман, В. Г. Гончаренко та ш.; за заг. ред. В. В. Медведчука. - К.: Юршком 1нтер, 2004. - 656 с.
16. Общая теория советского земельного права / [под ред. Г.А. Аксененка, Н.И. Краснова, И.А. Иконицкой и др.] - М.: Наука, 1983. - 357 с.
17. Палш Н. I. Правове регулювання використання та охорони земель рекреацшного призначен-ня. Дис. кандидата. юрид. Наук: спец.12.00.06. / H.I Палш. - Одеса. - 2011. - 224 с.
18. Сидор В.Д - Правовий режим земель в земельному законодавст Украши: [Электронный ресурс] . — Режим доступа http://masters.donntu.edu.ua/2013/igg/tymchuk/library/article1.htm
19. Шамсумова Э.Ф. Правовые режимы: Теоретический аспект: автореф. дис. на соискание учен. степени канд. юрид. наук: спец. 12.00.01 «Теория и история права и государства; История правовых учений». / Э. Ф. Шамсумова. - Екатеринбург, 2001. - 24 с.
Alimov Z. Elements legal regime of lands of recreational purpose in Soviet and modern period //
Scientific notes of V. I. Vernadsky Crimean federal university. Juridical science. - 2015. - Т. 1 (67). № 3. - Р. 136 - 144.
This paper investigates the elements of the legal regime of lands of recreational purpose. The paper provides an understanding of the legal regime of the land, which has been formulated as a Soviet scientist of the period, and contemporary scholars of our time. However, to date, the Land Code of the Russian Federation, there are seven different both in its content and meaning of the categories of land, in turn, each of which ryh has its own specifics and essence. It should also be noted that such a category as "the legal regime of the land" is widely used in the doctrine of the land law and plays an extremely important role, as closely linked with the question of objects of land relations, the system of land law, its principles and objectives. Of great importance is the use of this concept in science and academic discipline of land law. Using the legal regime of the land in the scientific research contributes to ease of ordering and presentation of legal material, allows the researcher to formulate the problem, determine its boundaries and it is logical to disclose their ideas.
Keywords: Legal status of land, the general legal regime of lands of recreational purpose, the elements of the legal regime of the land regime, land, land, land category, land.
Spisok literaturyi
1.Aksenenok G. A. Zemelnyie pravootnosheniya v SSSR. - M., 1958. - 234 s.
2. Andreytsev V. I. - Zemelne pravo I zakonodavstvo suverennoYi UkraYini: Aktualnl problemi praktichnoYi teorIYi. K.: Znannya, 2005. - 445 s.
3. Barabash N. P. Ponyattya «pravoviy rezhim zemel»: pIdhodi do tlumachennya / N. P. Barabash // VIsnik LvIvskogo unIversitetu. SerIya yuridichna. - 2009. - Vip. 49. - s. 179 - 189.
4. Bogolyubov S.A. Osnovnyie nachala zemelnogo zakonodatelstva // Zemlya i pravo. Posobie dlya rossiyskih zemlevladeltsev / pod red. S. A. Bogolyubova. - M.: Norma, 1997. 320 s.
5. Blyahman B.Ya. Pravovoy rezhim v sisteme regulirovaniya sotsialnyih otnosheniy - Kemerovo: Kuzbassvuzizdat, 1999. - 172 s.
6.
7. Vasilenko A.G. Pravovoy rezhim gosudarstvennyih zemel v dorevolyutsionnoy Rossii - in-strument politiki gosudarstva: dis. kandidata yurid. nauk: 12.00.01, 12.00.06 / Vasilenko Anna Gennadevna. - Stavropol, 2004.
- 189 s.
8. Venediktov A.V. Gosudarstvennaya sotsialisticheskaya sobstvennost. - M.: Yurid. lIt., 1948. - 512 s.
9. Evtihiev I. I. Regulirovanie zemelnyih otnosheniy v gorodah / I. I. Evtihiev. - Gorki, 1929. - 136 s.
10. Evtiheev I.I. Zemelnoe pravo - M.: Gosizdat, 1923. - 193 s.
11. Zemelne pravo UkraYini: [pIdruchnik] / M. V. Shulga (ker. avt. kol.), G. V. AnIsImova, P. O. Bagay, A. P. Getman ta In. : [za red. M. V. Shulgi]. - K. : YurInkom Inter, 2004. - 380 s.
12. ZemlI sIlskogospodarskogo priznachennya: prava gromadyan UkraYini: Naukovo-navchalniy posIbnik / [Bagay N. O., Vaschishin M. Ya., GaEtska-Kolotilo Ya. Z. ta In.]; za red. dokt. yurid. nauk, prof. N. I. Titova.
- LvIv: PAIS, 2005. - 368 s.
13. Krasnov N.I. Teoreticheskie osnovyi pravovogo rezhima zemel spetsialnogo naznacheniya // Avtoref. dis. na soisk. uchen. step, d-ra yurid. nauk. M., 1966. - S. 8.
143
14. Matuzov N.I., Malko A.V. Pravovyie rezhimyi: voprosyi teorii i praktiki // Pravovedenie. - 1996. № 4. - S. 25-26.
15. MIroshnichenko A.M. Zemelne pravo UkraYini: [PIdruchnik]. - 2-ge vidannya, dopov. I pererob. - K.: Alerta; TsUL, 2011. - 678 c.
16.Naukovo-praktichniy komentar Zemelnogo kodeksu UkraYini / L. O. Bondar, A. P. Getman, V. G. Gon-charenko ta In.; za zag. red. V. V. Medvedchuka. - K.: YurInkom Inter, 2004. - 656 s.
17. Obschaya teoriya sovetskogo zemelnogo prava / [pod red. G.A. Aksenenka, N.I. Krasnova, I. A. Ikonitskoy i dr.] - M.: Nauka, 1983. - 357 s.
18. PalIy N.I. Pravove regulyuvannya vikoristannya ta ohoroni zemel rekreatsIynogo priznachennya. Dis. kan-didata. yurid. Nauk: spets.12.00.06. / N.I PalIy. - Odesa. - 2011. - 224 s.
19. Sidor V.D - Pravoviy rezhim zemel v zemelnomu zakonodavstI UkraYini: [Elektronnyiy re-surs]. — Rezhim dostupa http://masters.donntu.edu.ua/2013/igg/tymchuk/library/article1.htm
20. Shamsumova E.F. Pravovyie rezhimyi: Teoreticheskiy aspekt: avtoref. dis. na soiskanie uchen. stepeni kand. yurid. nauk: spets. 12.00.01 «Teoriya i istoriya prava i gosudarstva; Istoriya pravovyih ucheniy». / E. F. Shamsumova. - Ekaterinburg, 2001. - 24 s.
144