Научная статья на тему 'Элементы математических методов в экономике в контексте профессиональной ориентации школьников'

Элементы математических методов в экономике в контексте профессиональной ориентации школьников Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
181
26
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ПРОФЕССИОНАЛЬНАЯ ОРИЕНТАЦИЯ / МАТЕМАТИЧЕСКИЕ МЕТОДЫ / МОДЕЛИРОВАНИЕ / ЭЛЕКТИВНЫЙ КУРС / ВАРИАТИВНОСТЬ

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — Власов Д.А.

В рамках данной статьи рассмотрены возможности математических методов в экономике в контексте профессиональной ориентации учащихся старших классов. В центре внимания образовательная область «Прикладная математика», играющая важную роль в принятии оптимальных решений. Предложено модульное содержание элективного курса «Математические методы в экономике», выделены его методические особенности и связи со школьным и вузовским курсами математики.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему «Элементы математических методов в экономике в контексте профессиональной ориентации школьников»

Электронный научный журнал

УДК 372.851

Власов Д. А.

Российский экономический университет им. Г.В. Плеханова, г. Москва, Российская Федерация

ЭЛЕМЕНТЫ МАТЕМАТИЧЕСКИХ МЕТОДОВ В ЭКОНОМИКЕ В КОНТЕКСТЕ ПРОФЕССИОНАЛЬНОЙ ОРИЕНТАЦИИ ШКОЛЬНИКОВ

Аннотация. В рамках данной статьи рассмотрены возможности математических методов в экономике в контексте профессиональной ориентации учащихся старших классов. В центре внимания образовательная область «Прикладная математика», играющая важную роль в принятии оптимальных решений. Предложено модульное содержание элективного курса «Математические методы в экономике», выделены его методические особенности и связи со школьным и вузовским курсами математики.

Ключевые слова: профессиональная ориентация, математические методы, моделирование, элективный курс, вариативность.

Математические методы по своей сущности и сфере применения междисциплинарны, обладают выраженным интеграционным потенциалом. Многие ученые-методисты (И.И. Баврин, А.И. Нижников, С.П. Насельский, В.М. Монахов, Р.М. Асланов, Е.И. Смирнов, В.А.Тестов и др.) связывают усиление прикладной направленности обучения математике в средней и высшей школе с профессиональным развитием и становлением личности. Отметим, что изучение проблем профессиональной ориентации учащихся старших классов средствами математики требует применения комплексного подхода, достижений современной теории педагогических технологий [9].

Математическое моделирование в условиях математизации и информатизации экономики и экономических исследований является одним из важных методов изучения социально-экономической действительности. В процессе изучения социально-экономической действительности её принято разбивать на социально-экономические ситуации и проблемы. Благодаря моделированию, исследователю предоставляется возможность мыслить образами, приближенными к реальности. Отметим, что получение знаний, познание истины осуществляется через последовательность моделей. Как правило, модель сначала следует построить, после чего - исследовать. Традиционно моделирование связывают с научной и образовательной областью «Прикладная математика» (Математические методы в экономике), однако методы математического и имитационного моделирования широко применяются и в естественнонаучной сфере.

научный журнал

Элементы математического знания, математического аппарата, математической символики в определенной мере необходимы всем активным членам общества, например, будущим юристам, политологам, филологам, биологам, агрономам, инженерам, программистам и т.д. Отметим, что в условиях перехода к цифровой экономике востребованность прикладной математики, а следовательно и прикладной математической подготовки (как на уровне средней, так и на уровне высшей школы), возрастает. В последние годы актуализации социально-экономических и политических рисков проблемы в области финансов, производства, промышленности стимулируют развитие математических методов моделирования и прогнозирования экономики.

Содержание элективного курса «» направлено на знакомство школьников старших классов с возможностями практического использования математического аппарата в процессе исследования простейших экономических ситуаций. Мы согласны с точкой зрения о том, что математические методы являются важным стратегическим элементом общей культуры человека [1]. Следует отметить, что понятия о математических структурах и математическом моделировании являются компонентами современного образования.

Таким образом, изучение базовых разделов школьного курса математики необходимо дополнить актуальными приложениями, в том числе в социально-экономической сфере. Реализация этого направления связана с адаптацией классического факультативного курса, созданного В.М. Монаховым, Э.С. Беляевой и Н.Я. Краснером для советских школьников [2, 10]. Большинство математических моделей экономических ситуаций, рассматриваемые в новом элективном курсе, базируется на учебном материале, входящем в программу обучения математике за 9-11 классы, но позволяет его обобщить, систематизировать, рассмотреть в прикладном, исследовательском контексте. Особую роль при этом могут играть новые информационные технологии и компьютерное моделирование [10]. Их использование позволяет существенно расширить содержание элективного курса, акцентировать внимание школьников на сущность базовых экономико-математических методов, уделить необходимое внимание практике принятия решений при анализе простейших социально-экономических ситуаций.

Приведем и охарактеризуем содержание элективного курса. Принимая во внимание исследования по прикладной математической подготовке бакалавра в высшей экономической школе [3, 5], мы относим к содержанию элективного курса базовые задачи линейного программирования, позволяющие исследовать простейшие экономические ситуации. Включение элементов линейного программирования позволяет расширить содержательную линию «Оптимизация», целенаправленно

научный журнал

формировать представления об оптимальных решениях в условиях определенности. Простейшие транспортные задачи позволяют акцентировать внимание школьников на особенности простейших экономических ситуаций и особенностях их формализаций. В данном случае учет особенности целевой функции и системы ограничений позволяет применять особые методы для исследования построенной модели. Включение задач финансово-экономического содержания, например на простые и сложные проценты способствует расширению экономических ситуаций, анализ которых возможен математическими методами. Задачи по теории игр [4, 6] направлены на формирование представлений об особенностях игрового взаимодействия игроков (экономических субъектов).

Простейшие экономико-математические модели основаны на традиционном материале школьного курса математики, среди элементов которого отметим функции, уравнения, неравенства, задачи с параметрами [7], системы уравнений, системы неравенств. Элективный курс «Математические методы в экономике» направлен на формирование умений старших школьников по решению простых задач линейного программирования, теории игр, освоение базовых методов математического исследования экономических ситуаций. Прикладные задачи линейного программирования, характеризующиеся разнообразными социально-экономическими приложениями и относительной доступностью математического аппарата, являются средством активизации учебно-познавательной деятельности школьников, демонстрируют прикладную направленность математики, способствуют будущему профессиональному самоопределению.

Среди задач элективного курса «Математические методы в экономике» отметим следующие:

- формирование представлений о математических методах в экономике;

- развитие умений и навыков в области решения простейших задач линейного программирования, к которым сводятся большое число разнообразных социально-экономических ситуаций;

- формировании компетенций, связанных с количественным обоснованием принимаемых решений, оптимальным распределением ресурсов и прогнозированием, логическим и аналитическим аспектам мыслительной деятельности;

- развитие обобщённых способов умственной деятельности, связанных с прикладной математической подготовкой, в частности индукции и дедукции, аналогии, абстрагирования и др.;

- формирование положительного отношения к учебной дисциплине «Математика», навыков самостоятельного изучения специальной

научный журнал

литературы, творческих, исследовательских способностей, профессиональному самоопределению учащихся старших классов.

Библиографический список

1. Асланов Р. М., Синчуков А. В. Компетентностный подход в подготовке учителя математики // Ярославский педагогический вестник. - 2010. - Т. 2. - №1. - С. 132-134.

2. Беляева Э. С., Монахов В. М. Экстремальные задачи. Пособие для учащихся. - М.: Просвещение. - 1977. - 64 с.

3. Быканова О. А., Филиппова Н. В. Экономическое мышление и финансовая грамотность как составные элементы профильной направленности школьной математики для абитуриентов и учащихся на летней практике в экономическом ВУЗе / В сборнике: Проблемы и перспективы развития образования Материалы VI Международной научной конференции. - 2015. - С. 249-251.

4. Власов Д. А. Элективный курс «Теория игр» в контексте профессионального самоопределения учащихся // Профессиональная ориентация. -2017. - № 2. - С. 24-29.

5. Власов Д. А., Монахов Н. В., Монахов В. М. Математические модели и методы внутримодельных исследований: «Линейное программирование». «Теория игр». «Исследование операций»: Монография. - М.: 2007. - 346 с.

6. Власов Д. А., Синчуков А. В. Элективный курс «Теория игр» в контексте усиления прикладной направленности школьного курса математики // Методический поиск: проблемы и решения. - 2017. - № 2 (24). - С. 26-29.

7. Качалова Г. А., Власов Д. А. Проблемы подготовки будущего учителя математики к реализации содержательно-методической линии «Задачи с параметрами» // Российский научный журнал. - 2011. - № 21. - С. 86-91.

8. Монахов В. М., Беляева Е. С., Краснер Н. Я. Методы оптимизации. Применение математических методов в экономике: пособие для учителя. - М.: Просвещение. - 1978. - 175 с.

9. Монахов В. М., Ярыгин А. Н., Коростелев А. А. Педагогические объекты. Педагогическое проектирование. KNOW HOW технологии: учеб. пособие. -Тольятти: Волжский университет им. В.Н. Татищева, 2004. - 38 с.

10. Сухорукова И. В., Лихачев Г. Г. Компьютерное моделирование и математическое обеспечение экономико-социальных задач // Экономический анализ: теория и практика. 2003. - № 5. - С. 60-62.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.