Выявленные педагогические условия помогли реализовать механизм кейс-проектирования на практике.
Библиографический список:
1. Леушина, И. С. Проблема организации единого образовательного пространства в современной школе / И. С. Леушина, А. А. Темербекова // Сборник материалов III международной научно-практической конференции. - Кемерово, 2016. - С. 84-86.
2. Леушина, И. С. Анализ основных подходов к определению понятия «универсальные учебные действия» в условиях Федерального государственного образовательного стандарта / И. С. Леушина, А. А. Темербекова // Вестник ТГПУ, № 1 (178). - Томск, 2017. - С. 28-33.
3. Леушина, И. С. Кейс-проектирование как средство развития метапредметных универсальных учебных действий обучающихся / И. С. Леушина, А. А. Темербекова // Вестник МарГУ. - Йошкор-Ола.
- 2019.
4. Леушина, И. С. Психолого-педагогический механизм применения кейс-проектирования с целью развития метапредметных универсальных учебных действий школьников / И. С. Леушина // Информация и образование: границы коммуникаций INFO'19 : сборник научных трудов № 11(19) ; под редакцией А. А. Темербековой, Г. А. Байгонаковой, А. Е. Осокина. - Горно-Алтайск : БИЦ ГАГУ, 2019.
- С. 43-44.
5. Темербекова, А. А. Алгоритмический подход к использованию проектного метода в различных образовательных системах / А. А. Темербекова, И. С. Леушина, Г. В. Байкунакова // IV Всероссийская научно-практическая конференция с международным участием) «Дистанционные образовательные технологии», Гуманитарно-педагогическая академия (филиал) ФГАО ВО «КФУ имени В. И. Вернадского». - Симферополь, 2019. - С. 117-123.
6. Kudryavtsev, N. Special features of the project interfaces method as a mechanism of developing a project approach to the educational process and children's technical creativity / N. Kudryavtsev, А. Temer-bekova // Novosibirsk State Pedagogical University Bulletin. - 2018. - vol. 8, no. 6, pp. 167-182. - URL: DOI: http://dx.doi.org/10.15293/2226-3365.1806.11. - Текст: электронный.
УДК 372.854
ЭЛЕМЕНТЫ КЕЙС-ТЕХНОЛОГИИ В ШКОЛЬНОМ КУРСЕ ХИМИИ ELEMENTS OF CASE TECHNOLOGY IN A SCHOOL CHEMISTRY COURSE
Шабанова И. А., канд. пед. наук, доцент Ковалева С. В., док. хим. наук, профессор ФГБОУ ВО «Томский государственный педагогический университет»
Россия, г. Томск [email protected], [email protected]
Аннотация. В статье охарактеризована кейс-технология, приведены разные определения понятия «кейс», его структура, даны требования к кейсу и описаны этапы его составления, сформулированы причины редкого использования кейсов при обучении химии в школе. Указаны разделы содержания предмета химии, где могут быть использованы кейсы. Приведен пример кейса и рекомендации к его использованию.
Ключевые слова: кейс-технология, кейс, требования к содержанию кейса, этапы создания кейса.
Abstract. The case technology is described in the article, different definitions of the concept of «case» are given, its structure, the requirements for the case are given and the stages of its compilation are described, the reasons for the rare use of cases in teaching chemistry at school are formulated. Sections of the contents of the subject of chemistry are indicated where cases can be used. An example of a case and recommendations for its use are given.
^y words: education, case technology, case, requirements to content case content, case creation
steps.
В современной системе школьного химического образования большое внимание уделяется практической направленности обучения, развитию умений применять знания по предмету для безопасного обращения и использования веществ и материалов в быту и приобретению опыта решения жизненных проблем. В настоящее время многие учащиеся воспроизводят полученную информацию, но затрудняются или не могут применить ее для объяснения процессов и явлений, происходящих в реальной жизни. Одним из способов решения этой проблемы является использование кейс-технологии.
Кейс-технология - интерактивная технология обучения, основанная на анализе реальных или близких к ним условных ситуаций, которые являются многовариантными по количеству решений [1, с. 19]. Данная технология обучения позволяет решать следующие задачи:
- закрепление теоретического материала и установление его связей с практикой;
- объяснение явлений или событий с привлечением межпредметных связей;
- развитие интеллектуальных умений: умения анализировать содержание кейса, выделить проблему, установить ее причины, осуществить поиск вариативных решений и выбор наиболее оптимальных вариантов решения с обоснованием;
- усвоение знаний, умений и способов деятельности посредством активной формы обучения, вызывающей интерес к изучаемому предмету;
- развитие коммуникативных умений и навыков при работе в группах, благодаря чему обучающиеся обмениваются мнениями, тем самым обогащая и стимулируя друг друга.
Основным понятием данной технологии является кейс. В педагогической и методической литературе существуют разные подходы к определению понятия «кейс».
«Кейс (от англ. Саsе - случай, обстоятельство) - совокупность учебных материалов, в которых сформулированы практические проблемы, предполагающие коллективный или индивидуальный поиск их решения» [1, с. 20].
«Кейс - это портфель, сумка, папка, которая содержит пакет материалов работы обучающегося» [2, с. 112].
«Кейс - это путанный, необычный случай, ситуация, казус или их сочетание в виде набора практических ситуаций» [2, с. 113].
«Кейс - это набор учебных материалов на разных носителях (в печатном виде, в виде аудиокейса, видеокейса, электронного кейса)» [3].
«Кейс - описание конкретной практической ситуации, предлагаемой обучающемуся для самостоятельного анализа» [2, с. 114].
Обобщая, можно сказать, что кейс - это не просто описание реальных событий, а единый информационный комплекс, позволяющий понять ситуацию. Его отличительная особенность -описание проблемной ситуации на основе фактов реальной жизни или смоделированной его создателями.
Кейсы состоят из трех частей: 1) описание конкретной ситуации; 2) наличие заданий к кейсу; 3) наличие вспомогательной информации, необходимой для анализа кейса (таблицы, рисунки, графики, диаграммы и др.).
При создании кейса необходимо учитывать ряд следующих требований [1; 2; 4] :
1. Информация, данная в тексте, должна соответствовать цели и задачам изучаемого материала и содержать всю необходимую информацию для решения кейса. Это может быть не только само описание ситуации, но и рисунки, графики, таблицы, видео- и аудио-материалы и иногда список литературы. При этом в тексте не должно содержаться прямых подсказок для решения кейса.
2. Текст должен соответствовать уровню знаний, умений и уровню подготовки обучающихся к самостоятельной работе.
3. Текст должен быть написан литературным, понятным, с точки зрения профессиональных терминов, языком, содержать некоторую интригу и вызывать у обучающихся интерес.
Основными этапами создания кейса являются: 1) определение темы или раздела темы, которому будет посвящен кейс; 2) формулирование названия, цели и задач; 3) определение сущности проблемы и второстепенных факторов; 4) описание выбранной проблемы; 5) подготовка вопросов к кейсу; 6) подготовка материалов к оценке обучающихся [1; 4].
Грамотно составленный кейс провоцирует дискуссию, иллюстрируя обучающимся реальные факты, и позволяет смоделировать реальную проблему, с которой в дальнейшем им придется столкнуться на практике.
При изучении химии в основной и старшей школе кейсы используется чрезвычайно редко [3; 5; 6]. Это объясняется следующими причинами:
1) дефицит учебного времени, так как для решения кейсов требуется определенное количество времени;
2) большие временные затраты для составления качественного кейса;
3) наличие квалификации учителя для разработки методически и содержательно грамотного
кейса;
4) определенный уровень теоретической подготовки школьников для решения кейсов (база теоретических знаний, уровень умений работать самостоятельно с источниками информации).
Учебные кейсы при обучении химии могут быть использованы на уроках химии птественнонаучного профиля обучения в старшей школе, на внеурочных занятиях и на занятиях дополнительного образования (кружки, факультативы, элективные курсы). Содержание кейсов по химии особенно актуально при изучении вопросов техники безопасности, освоении техники и методики выполнения химического эксперимента, при ознакомлении с некоторыми историческими фактами при открытии веществ, явлений, изучении свойств элементов и их соединений, а также вопросов охраны окружающей среды и быта [6].
Пример кейса.
Ученик Д. на практическом занятии по химии получал водород взаимодействием раствора соляной кислоты с цинком. Он собрал установку, состоящую из химической пробирки с реакционной смесью (цинком и соляной кислотой), вставленной в нее пробки с газоотводной трубкой и пробирки для собирания газа. Когда начала протекать химическая реакция, ученик Д. незамедлительно начал собирать водород, подставив газоотводную трубку к отверстию пробирки, перевёрнутой вверх дном. Решив проверить выделившийся газ, ученик поднес наполненную водородом пробирку к пламени спиртовки, при этом раздался резкий хлопок, похожий на «лай собаки». Находясь в замешательстве, ученик решил проверить выделяющийся газ, непосредственно из установки. Для этого он поджег спичку и поднес её к концу газоотводной трубки - установка взорвалась. Вопросы и задания к кейсу:
1. Внимательно прочитайте кейс.
2. В чем главная причина произошедшего?
3. О чем свидетельствует «лающий» звук?
4. Поясните, какие действия нужно было осуществить, услышав «лающий» звук при поджигании газа?
5. Какое химическое явление послужило причиной взрыва установки для получения водорода? 6. Напишите уравнения химических реакций, протекающих в данном опыте.
7. Составьте памятку по теме: «Техника безопасности при получении и работе с водородом». Данный кейс может быть использован при изучении темы «Водород» в курсе химии 8 класса, в частности при рассмотрении вопроса соблюдения техники безопасности при работе с водородом. Он предлагается в качестве домашнего задания перед проведением практической работы, а результаты его выполнения сообщаются обучающимся во время инструктивно-методической беседы. Библиографический список:
1. Михайлова, Е. И. Кейс и кейс-метод: общие понятия / Е. И. Михайлова // Маркетинг. - 1999.-№ 1. - С. 18-22.
2. Качалова, Е. Б. Использование кейс-метода в процессе преподавания дисциплин предметной подготовки студентов педагогического колледжа / Е. Б. Качалова // Инновации в образовании. - 2009. - № 1. - С. 110-117.
3. Каширина, Т. М. О применении метола case-study в процессе обучения / Т. М. каширина // Химия в школе. - 2011. - № 2. -С. 20-21.
4. Ситуационный анализ, или анатомия Кейс-метода / под редакцией Ю. П. Сурмина. - Киев : Центр инноваций и развития, 2002. - 286 с.
5. Иванова, О. А. Об использовании кейс-метода / О. А. Иванова, И. И. Якунина // Химия в школе. - № 2. - 2013. -С. 17-22.
6. Шабанова, И. А. Учебные кейсы в преподавании дисциплины «Методика обучения химии» / И. А. Шабанова, С. В. Крвалева // Вестник Томского государственного педагогического университета (Tomsk State Pedagogical University Bulletin). - 2015. - Вып. 11.(164) - С. 57-61.
УДК 378.02:372.8
ДИДАКТИЧЕСКИЙ ПОТЕНЦИАЛ ЭЛЕКТРОННОЙ СИСТЕМЫ MOODLE ДЛЯ ОРГАНИЗАЦИИ ДИАЛОГОВОГО ОБУЧЕНИЯ DIDACTIC POTENTIAL OF MOODLE ELECTRONIC SYSTEM FOR ORGANIZING DIALOGUE TRAINING
Алмадакова Г. В., канд. пед. наук, ст. препод. ФГБОУ ВО «Горно-Алтайский государственный университет» Россия, Республика Алтай, г. Горно-Алтайск [email protected]
Аннотация. Для формирования сложных физических понятий у студентов применяется комплексная диалоговая технология «задача-диалог-игра». В данной статье пиисан опыт реализации этой комплексной технологии с помощью электронной системы Moodle.
Ключевые слова: комплексная диалоговая технология, сложные физические понятия, диалог, общение, форум.
Abstract. For the formation of complex physical concepts, students use the complex dialogue technology «task-dialogue-game». This article describes the experience of implementing this integrated technology using the Moodle electronic system.
Key words: integrated dialogue technology, complex physical concepts, dialogue, communication, forum.
В настоящее время, как известно, «технология учебного диалога является одной из ведущих в числе технологий личностно-ориентированного образования, а гуманизация и коммуникативная направленность обучения в последние годы выводит межличностный диалог на первое место» [1].