Научная статья на тему 'Элементы игры на занятиях по профессиональной коммуникации (на примере неязыковых специальностей)'

Элементы игры на занятиях по профессиональной коммуникации (на примере неязыковых специальностей) Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
158
17
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ПРОФЕССИОНАЛЬНАЯ КОМПЕТЕНЦИЯ / ПРОФЕССИОНАЛЬНАЯ КОММУНИКАЦИЯ / РОЛЕВАЯ ИГРА / ОБУЧЕНИЕ ИНОСТРАННЫМ ЯЗЫКАМ / PROFESSIONAL COMPETENCE / PROFESSIONAL COMMUNICATION / ROLE PLAYS / FOREIGN LANGUAGE TEACHING

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — Онщенко Ю. А., Мороз Н. Ю.

В статье рассматривается применение игровых элементов на занятиях по иностранному языку со студентами-бакалаврами направления подготовки «Реклама и связи с общественностью», «Журналистика», «Социология». По мнению авторов, использование игр является одним из важнейших и эффективных методов формирования профессиональной иноязычной компетенции.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по наукам об образовании , автор научной работы — Онщенко Ю. А., Мороз Н. Ю.

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Game elements at professional communication lessons (as exemplified by non-linguistic specialities)

The article dwells on the application of game elements at foreign language lessons for undergraduate students majoring in Advertising and Public Relations, Journalism, and Sociology. According to the authors game elements are one of the most effective methods of forming and developing students’ professional competence.

Текст научной работы на тему «Элементы игры на занятиях по профессиональной коммуникации (на примере неязыковых специальностей)»

УДК 372. 881.1

Ю. А. Онщенко, Н. Ю. Мороз

Онщенко Ю.А., преподаватель каф. лингвистики и профессиональной коммуникации в области медиатехнологий ИМО И СПН МГЛУ; e-maiL: [email protected] Мороз Н. Ю., кандидат филологических наук, зав. кафедрой лингвистики и профессиональной коммуникации в области медиатехнологий ИМО И СПН МГЛУ; e-maiL: [email protected]

ЭЛЕМЕНТЫ ИГРЫ НА ЗАНЯТИЯХ ПО ПРОФЕССИОНАЛЬНОЙ КОММУНИКАЦИИ (на примере неязыковых специальностей)

В статье рассматривается применение игровых элементов на занятиях по иностранному языку со студентами-бакалаврами направления подготовки «Реклама и связи с общественностью», «Журналистика», «Социология». По мнению авторов, использование игр является одним из важнейших и эффективных методов формирования профессиональной иноязычной компетенции.

Ключевые слова: профессиональная компетенция; профессиональная коммуникация; ролевая игра; обучение иностранным языкам.

Yu. A. Onshchenko, N. Yu. Moroz

Onshchenko Yu.A, Lecturer, Department of Linguistics and Professional Communication in the Field of Media Technologies, Institute of International ReLations and Socio-PoLiticaL Sciences, MSLU; e-maiL: [email protected]

Moroz N. Yu., Ph.D. (PhiLoLogy), Head of the Department of Linguistics and ProfessionaL Communication in the FieLd of Media TechnoLogies, Institute of InternationaL ReLations and Socio-PoLiticaL Sciences, MSLU, emaiL: juLia.onschenko@ yandex.ru

GAME ELEMENTS AT PROFESSIONAL COMMUNICATION LESSONS (as Exemplified by Non-Linguistic Specialities)

The articLe dweLLs on the appLication of game eLements at foreign Language Lessons for undergraduate students majoring in Advertising and PubLic ReLations, JournaLism, and SocioLogy. According to the authors game eLements are one of the most effective methods of forming and deveLoping students' professionaL competence.

Key words: professionaL competence; professionaL communication; roLe pLays, foreign Language teaching.

Одной из основных задач обучения иностранному языку является «формирование и развитие профессионально ориентированной

межкультурной компетенции, которая позволяет изучающим иностранный язык (в данном случае английский) успешно решать профессиональные коммуникативные задачи в процессе «диалога культур» [Мороз, Перлова 2015]. При изучении иностранного языка студенты должны не только воспринимать и запоминать новую для них информацию (а именно, лексические единицы, грамматические структуры, культурные особенности носителей изучаемого языка, которые и формируют «языковой багаж»), но и научиться активно применять полученные знания на практике. Идентичная задача стоит и перед студентами неязыковых специальностей, изучающими язык профессиональной коммуникации, например в сфере рекламы и связей с общественностью, журналистики, социологии. Будущим специалистам в этой сфере предстоит проводить исследования, анализировать данные, составлять презентации, брать интервью, писать пресс-релизы и обзоры и др. Для выполнения подобных заданий в будущем обучающимся предстоит овладеть профессиональной компетенцией, что «позволит использовать язык для удовлетворения профессиональных потребностей, реализации личных и деловых контактов и дальнейшего самообразования» [Пантыкина 2016]. Более того, как отмечают Н. Ю. Мороз и Е. В. Никонова, «успешное овладение иностранным языком способствует разностороннему развитию личности, так как открывает для обучающихся новые каналы передачи и получения информации..» [Мороз, Никонова 2017]. Приобретенная иноязычная коммуникативная компетентность позволяет будущим профессионалам «участвовать в международной общекультурной и профессиональной коммуникации для удовлетворения профессиональных потребностей, реализации личных и деловых контактов, а также для дальнейшего самосовершенствования» [там же].

Одним из важнейших и эффективных методов обучения иностранным языкам является применение игры или ее элементов в ходе урока. Включение игры в обучение имеет ряд преимуществ. Во-первых, игры решают проблему мотивации, даже самые пассивные студенты становятся включенными в процесс: появляется необходимость что-либо спросить, сказать, объяснить, возразить и т. д. В таких случаях «знания, овладение которыми является образовательной целью игры, рассматриваются как средство достижения определенной игровой цели» [Утепкалиева 2014]. А. Ж. Утепкалиева отмечает также и прикладной

характер получаемых знаний: игра помогает учащимся воспринимать полученные знания как ценность применимую в реальности и приносящую пользу. Кроме того, студенты учатся работать в группах и развивают «личностно-межличностные связи: преподаватель - группа, преподаватель - студент, студент - группа, студент - студент и т. д.» [Сбитнев 2012]. Следует также отметить, что игра развивает нестандартное мышление учащихся и дает возможность реализовать свой творческий потенциал. В ходе игры студенты раскрываются как личности, проявляют такие качества, как трудолюбие, активность, инициативность, ответственность, общительность, развивается способность находить и принимать неординарные решения для достижения той или иной цели.

Игры на уроках иностранного языка можно классифицировать следующим образом: по цели (языковые и речевые); по способу выполнения (письменные и устные); по уровню сложности (репродуктивные и творческие); по количеству участников (индивидуальные, групповые, парные); по типу задач (оперативные, стратегические, тактические) [Сбитнев 2012]. Одним из самых распространенных видов игр являются ролевые игры. Ролевая игра дает студентам «возможность выйти за рамки своего контекста деятельности за счет разнообразных и межличностных ролей» [Сбитнев 2012]: учащиеся берут на себя роли людей различных профессий и учатся предвосхищать свой будущий личный опыт. Ролевая игра создает потребность в выражении своих мыслей на иностранном языке и применении профессиональных знаний, что приводит к успешному закреплению материала и развитию профессиональной компетенции. Стоит еще раз подчеркнуть, что подобные игры формируют коммуникативные, организационно-управленческие, исследовательские умения, а также навыки работы в команде, что немаловажно для построения успешной карьеры в будущем.

Приведем примеры игр, которые мы используем со студентами I и II курсов на занятиях по профессиональной коммуникации при изучении английского языка. Данные игры имеют ролевой характер, так как обучающиеся примеряют на себя роли людей своих будущих профессий (социолог, журналист, специалист по рекламе и связям с общественностью). Необходимо отметить, что уровень учащихся на данном этапе уже довольно высок, что позволяет нам эффективно

применять приобретенные знания (как языковые, так и профессиональные) на практике.

На занятиях по профессиональной коммуникации в области рекламы и связей с общественностью затрагиваются, например, такие темы, как создание имиджа компании, брендинг и ребрендинг, продвижение компании, проведение пресс-конференций и интервью, и другие. Как нам кажется, лишь прочтение и обсуждение профессиональных статей по заданным темам является недостаточно эффективным способом изучения материала (не только языкового, но и профессионально ориентированного), поэтому для его закрепления предлагаем следующую игру.

Студенты делятся на группы по 3-4 человека и получают одинаковое задание: «Продать слона». Здесь студенты испытывают чувство неожиданности и подвоха (что нам, в принципе, и нужно для поднятия уровня мотивации и заинтересованности). Необходимо создать свой бренд (название, логотип, слоган, концепцию компании), продумать презентацию продукта и ярко представить полученный результат своим «потенциальным клиентам» в аудитории. Остальные учащиеся получают «деньги» (распечатанные на принтере преподавателем), которые они в конце всех презентаций инвестируют в какой-либо проект, обосновав свой выбор. В конце презентаций поощряются абсолютно любые вопросы, так как в реальности профессионалам приходится сталкиваться с совершенно разными и неожиданными комментариями и замечаниями. В результате выполнения такого задания мы достигаем следующие цели: мотивация и заинтересованность значительно повышаются; создается творческая атмосфера, в которой студенты могут реализовать свой творческий потенциал; учащиеся работают в команде и стремятся достичь общей поставленной цели; активизируют полученную теорию относительно создания продукта компании и его продвижения; учатся презентовать и продвигать свой продукт, быстро реагировать на неожиданные вопросы и выходить из неловких ситуаций; также создается атмосфера соревнования, что, несомненно, является частью профессионального мира. В данном задании творческий порыв студентов ничем не ограничен: «слон» может оказаться чем угодно. В ходе такой игры студентами были созданы следующие продукты: одни стремились защитить слонов от исчезновения, другие предлагали шоколад в виде фигурок слона, кто-то придумал наушники высокого качества, а кто-то

необычные шляпы. Самое важное - все изобретенные продукты были тем или иным способом связаны с концепцией «слон».

Со студентами по специальностям связи с общественностью и журналистика мы изучаем такие темы, как проведение пресс-конференций и интервью. Задание для учащихся - инсценировать какой-либо вид интервью (интервью-портрет, информационное интервью или опросы на улице (vox pops)) или провести пресс-конференцию. Главное - уметь правильно задать вопрос собеседнику и вовремя отреагировать на его высказывание, следить за языком тела, научиться чувствовать себя уверенно перед аудиторией. Если учащимся предстоит инсценировать пресс-конференцию, то им необходимо подготовить пресс-релизы и другие соответствующие раздаточные материалы; описать и обосновать выбор места проведения конференции, составить список участников и приглашенных гостей. Важно помнить, что в подобных играх все присутствующие в классе являются участниками конференции и могут задавать вопросы, приняв на себя роль журналистов или иных заинтересованных лиц. Учащиеся учатся творчески мыслить и своевременно реагировать на спонтанно заданные вопросы, что чрезмерно важно в таких профессиональных сферах, как связи с общественностью и журналистика.

На уроках по профессиональной коммуникации в области социологии мы изучаем методы и методологии исследования, этапы проведения исследования и т. д. Студентам предлагается провести свое собственное исследование и представить его на уроке другим начинающим ученым. Темы исследования также можно не ограничивать, чтобы учащиеся имели возможность заниматься именно тем, что их интересует. Главное - применить на практике полученные знания, уметь обосновать выбор метода исследования и его результаты. Данный вид деятельности, бесспорно, повышает мотивацию у студентов-социологов, развивает коммуникативные, исследовательские и аналитические навыки, умение работать в команде. В итоге, на одном из занятий по профессиональной коммуникации в области социологии мы познакомились со следующими исследованиями: почему студенты проводят много времени в ресторанах быстрого питания, роль социальных сетей в жизни молодежи, стереотипы иностранцев о русских. Для проведения последнего студенты общались с иностранцами на улицах города.

Все перечисленные задания можно немного усложнить, например, дав учащимся одну тему для работы (придумать пресс-конференцию для запуска определенного бренда, создать PR-компанию для продвижения определенного продукта, изучить вкусовые пристрастия населения и т. д.), чтобы создать атмосферу большей конкурентности. Кроме того, можно устроить небольшую лотерею, вытащив номер своего компаньона. В данной ситуации нужно быть готовым к негативной реакции учащихся: часто студенты работают в одних и тех же группах (или парах) и не готовы к работе с другими одногруппниками. Но, как показывает практика, после проведения презентации студенты оказываются довольны своими новыми напарниками и видят своих сокурсников с другой стороны, и это, несомненно, сплачивает коллектив.

В заключение стоит отметить, что применение игровых элементов на занятиях является неотъемлемой частью обучения иностранным языкам в сфере профессиональной коммуникации. Ролевая игра, в свою очередь, повышает эффективность обучения, заинтересованность учащихся и их вовлеченность в образовательный процесс, развивает логическое и творческое мышление, навык работы в команде. В процессе игры формируется иноязычная профессиональная компетенция будущих специалистов, в данном случае, в сфере рекламы и связей с общественностью, журналистики и социологии. Учащиеся учатся достигать свои профессиональные цели, развивают навык профессиональной коммуникации с представителями разных профессий, что позволит будущим специалистам исполнять свои профессиональные обязанности на высоком уровне. Игровые методы часто очень просты по своей организации, главное, чтобы они соответствовали целям и задачам обучения, а также уровню владения иностранным языком учащихся.

СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ

Мороз Н. Ю., Никонова Е. В. Принципы отбора тем для занятий по профессиональной коммуникации (на примере направления подготовки «Реклама и связи с общественностью») // Огарев-online. 2017. № 9. URL : journal.mrsu.ru/arts/principy-otbora-tem-dlya-zanyatij-po-professionalnoj-kommunikacii-na-primere-napravleniya-podgotovki-reklama-i-svyazi-s-obshhestvennostyu

Мороз Н. Ю., Перлова О. В. Особенности преподавания второго иностранного языка в вузе // Вестник МГЛУ 2015. № 9 (720). С. 142-146.

Пантыкина Н. И. Использование интерактивных методов обучения при формировании социокультурной профессиональной компетентности студентов в процессе изучения иностранного языка // Вестник КГУ им. Н. А. Некрасова: Педагогика. Психология. Социальная работа. Ювено-логия. Социокинетика. 2016. № 1. С. 186-189.

Сбитнев К. В. Ролевая игра в обучении иностранному языку студентов г-го курса неязыкового вуза // Lingua mobilis. 2012. № 6 (39). С. 130-133.

Утепкалиева А. Ж. Расширение значения использования ролевых игр на уроках английского языка // Вестник ЧелГУ 2014. № 13 (342). С. 103-105.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.