Научная статья на тему 'ЭЛЕМЕНТЫ И ПРОЦЕСС ФОРМИРОВАНИЯ "КУЛЬТУРНОЙ ДИПЛОМАТИИ"'

ЭЛЕМЕНТЫ И ПРОЦЕСС ФОРМИРОВАНИЯ "КУЛЬТУРНОЙ ДИПЛОМАТИИ" Текст научной статьи по специальности «Политологические науки»

CC BY
514
142
Читать
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
МЕЖДУНАРОДНЫЕ ОТНОШЕНИЯ / МЕЖДУНАРОДНЫЕ АКТОРЫ / ДИПЛОМАТИЯ / ТРАДИЦИОННАЯ ДИПЛОМАТИЯ / ПУБЛИЧНАЯ ДИПЛОМАТИЯ / КУЛЬТУРНАЯ ДИПЛОМАТИЯ

Аннотация научной статьи по политологическим наукам, автор научной работы — Погодин Сергей Николаевич

Дипломатия выступает как искусство ведения переговоров. В настоящее время выделяют: традиционную дипломатию, публичную дипломатию, культурную дипломатию. Культурную дипломатию часто рассматривают как вид публичной дипломатии, которая является неотъемлемой частью политики «мягкой силы». Современные исследования, посвященные культурной дипломатии, трактуют ее как «обмен идеями, информацией, произведениями искусства и другими компонентами культуры между государствами и населяющими их народами с целью укрепления отношений между странами и народами».

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по политологическим наукам , автор научной работы — Погодин Сергей Николаевич

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
Предварительный просмотр
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

ELEMENTS AND PROCESS OF FORMATION OF "CULTURAL DIPLOMACY"

Diplomacy is the art of negotiation. Currently, there are: traditional diplomacy, public diplomacy, cultural diplomacy. Cultural diplomacy is often seen as a type of public diplomacy that is an integral part of soft power politics. Contemporary studies on cultural diplomacy interpret it as "the exchange of ideas, information, works of art and other cultural components between states and their peoples in order to strengthen relations between countries and peoples".

Текст научной работы на тему «ЭЛЕМЕНТЫ И ПРОЦЕСС ФОРМИРОВАНИЯ "КУЛЬТУРНОЙ ДИПЛОМАТИИ"»

УДК: 327

DOI: 10.48612/rg/RGW.20.11

С. Н. Погодин

ЭЛЕМЕНТЫ И ПРОЦЕСС ФОРМИРОВАНИЯ «КУЛЬТУРНОЙ ДИПЛОМАТИИ»

ПОГОДИН Сергей Николаевич - доктор исторических наук, профессор, директор Высшей школы международных отношений Гуманитарного института. Санкт-Петербургский политехнический университет Петра Великого; ул. Политехническая, 29, Санкт-Петербург, 195251, Россия; e-mail: pogodin_sn@spbstu.ru

Дипломатия выступает как искусство ведения переговоров. В настоящее время выделяют: традиционную дипломатию, публичную дипломатию, культурную дипломатию. Культурную дипломатию часто рассматривают как вид публичной дипломатии, которая является неотъемлемой частью политики «мягкой силы». Современные исследования, посвященные культурной дипломатии, трактуют ее как «обмен идеями, информацией, произведениями искусства и другими компонентами культуры между государствами и населяющими их народами с целью укрепления отношений между странами и народами».

МЕЖДУНАРОДНЫЕ ОТНОШЕНИЯ; МЕЖДУНАРОДНЫЕ АКТОРЫ; ДИПЛОМАТИЯ; ТРАДИЦИОННАЯ ДИПЛОМАТИЯ; ПУБЛИЧНАЯ ДИПЛОМАТИЯ; КУЛЬТУРНАЯ ДИПЛОМАТИЯ

Для цитирования. Погодин С.Н. Элементы и процесс формирования «культурной дипломатии» // Россия в глобальном мире. 2021. № 20 (43). С. 120-127. DOI: 10.48612/rg/RGW.20.11

В современном дипломатическом языке наряду с понятием «традиционная дипломатия» («traditional diplomacy») существуют такие термины, как «публичная дипломатия» («public diplomacy») и «культурная дипломатия» («cultural diplomacy»). Традиционная дипломатия может быть определена как «попытка международного актора управлять международной средой посредством установки контактов с другими международными акторами (элитами)» [1, р. 12]. Публичная дипломатия -

© Погодин С. Н., 2021 120

«попытка международного актора повлиять на международные отношения посредством установления контактов непосредственно с иностранной общественностью» [1, р. 12]. Публичная дипломатия направлена на взаимодействие непосредственно с зарубежной аудиторией через культурные организации, мероприятия в сфере культуры и т.д. Задачами публичной дипломатии являются: изучение и информирование зарубежной аудитории, а также установление с ней непосредственных контактов через культурные центры, институты и организации [2, р. 22]. Термин «публичная дипломатия» был введен в научный оборот в 1965 году Эдмунтом Гуллионом, американским профессором факультета права и дипломатии. Термин был введен для обозначения процесса формирования различных программ, спонсируемых правительством и направленных на распространение информации о стране за рубежом [3, р. 12].

В научной литературе имеется много публикаций посвященных публичной дипломатии. Некоторые авторы говорят о появлении «новой публичной дипломатии» [4, р. 55]. Появление новых терминов говорит об отсутствии консенсуса относительно термина «публичная дипломатия». Такая ситуация является результатом существования различных ценностных установок и идей среди ученых Европы и Северной Америки, а также является результатом эволюционирования международной среды и условий, а следовательно, и самого термина.

Публичная дипломатия приобрела наибольшее распространение в годы идеологической конфронтации и «борьбы за сердца людей» [4, р. 56]. Тогда инструменты «мягкой силы» [5, р. 96-97] использовались преимущественно США с целью распространения своего влияния в мире. Термин «публичная дипломатия» периода холодной войны трактовалась главным образом как пропагандистская деятельность одного государства за рубежом, которая сталкивается с критикой и негативными отзывами о данной политике в других государствах [1, р. 17-18].

Практика публичной дипломатии, а также и культурная дипломатия, долгое время трактовались как пропаганда или культурный империализм. Такая трактовка термина относилась к внешней политике США периода

«холодной войны». Отечественный политолог Н.А. Цветкова трактует термин «культурный империализм» как «систему мер, предпринимаемых правительством США для распространения в конкретном зарубежном обществе американской политической культуры, идеологии системы ценностей, а также всего того, что относится к термину «культура», и в целях реализации политических задач» [6, с. 5]. Однако, по мнению многих исследователей, ассоциирование публичной дипломатии с пропагандой в современных условиях потеряло свою актуальность [7, р. 192-193].

Многие исследователи в рамках публичной дипломатии выделяют более узкий термин - «культурная дипломатия» [8, р. 7]. Следует отметить различия между двумя этими понятиями, так как они являются взаимопроникающими, преследуют схожие цели, используя при этом одни и те же инструменты. Поэтому необходимо выделить основные отличия между этими двумя понятиями.

Публичная дипломатия, в соответствии с наиболее часто используемым определением, представленным Государственным департаментом США в 1987 году, определяется как «государственно спонсированные программы, которые направлены на информирование зарубежной общественности о стране или оказание влияния на общественное мнение в других странах, инструментами которых являются публикации, культурный обмен, радио, телевидение, выставки» [9]. Опираясь на это определение, некоторые эксперты рассматривают «культурную дипломатию» как программу мероприятий или действий, формирующихся непосредственно курсом публичной дипломатии [10, р. 11-12]. Таким образом, «культурная дипломатия» представляет собой попытку «управления международной средой посредством распространения знаний о национальной культуре и достижениях, способствованию проникновения культуры за рубеж» [1, р. 19-20].

По нашему мнению более подходящим определением является следующее: «Культурная дипломатия - область дипломатии, которая ответственна за организацию, развитие и поддержку отношений с зарубежными странами посредством культуры, искусства и образования»

[11, р. 26]. В качестве ее элементов следует выделить национальную идентичность и национальные ценности, которые посредством государственных институтов способствуют образованию двусторонних и многосторонних связей [12, р. 171].

Цели культурной дипломатии соответствуют целям традиционной дипломатии - установление дружеских контактов между государствами, достижение взаимопонимания и сотрудничества между национальными обществами [1. р. 19-20]. Однако различаются средства и методы достижения целей. Так, в процессе осуществления культурной дипломатии субъект международных отношений выстраивает отношения со своим объектом, оказывая влияние на его общество, через знакомство со своими обычаями и традициями. В силу различных обстоятельств, подобные средства рассматриваются как более действенные, оказывающие положительный эффект, в противовес традиционным дипломатическим методам, которые рассматривают отношения с позиции политической силы, а иногда и давления. Сегодня культурное сотрудничество принято считать сотрудничеством на более высоком уровне [13, р. 277]. Именно культурное сотрудничество позволяет сглаживать противоречия в политических взглядах путем понимания культуры, а значит и возможностью понимания мотивов субъекта. Что делает отношения между государствами более прочными, а значит долгосрочными и эффективными.

Культурный обмен, как один из ключевых способов проведения культурной дипломатии, может проводиться в сфере искусства, спорта, литературы, музыки, науки и экономики. Подобный обмен подразумевает коммуникацию и воспитывает чувство взаимоуважения между вовлеченными в обмен культурами, основанное на понимание системы ценностей, признающей в определенном обществе [14]. Следует отказаться от существующих стереотипов, которые могут помешать успешному сотрудничеству. Именно посредством подобного культурного обмена возможно выстраивание долгосрочных отношений, распространение национальных интересов и повышение социально-культурного понимания между взаимодействующими культурами.

Программы студенческого обмена, международные информационные агентства и коммерческие организации страны - все эти факторы влияют на формирование общественного мнения за рубежом. Поэтому культурная политика формируется через такие научные направления, как международные отношения, политология, история, коммуникация [15, р. 7].

В сфере культурной дипломатии также можно выделить процессы, которые способны спрогнозировать и дать оценку каким-либо внешним событиям или действиям государства. Например, как система ценностей и взглядов одного общества может отреагировать на те или иные события в международных отношениях. Устанавливая традиционные дипломатические связи, государство должны учитывать национальные, культурные и религиозные особенности другого. Именно через культурное знакомство и понимание одного общества возможно выстроить долговременные и стабильные межгосударственные отношения.

Культурная дипломатия практикуется много столетий. Исследователи, путешественники, преподаватели и деятели искусства могут быть представлены как распространители культуры за рубежом. Даже любой человек, который взаимодействует с несвойственной для него культурой, является представителем одной из форм культурного обмена, как в прошлом, так и в настоящем [16, р. 19]. Культурную дипломатию можно рассматривать как «обмен идеями, информацией, ценностями, традициями, верой и другими аспектами культуры» [8, р. 21]. Немаловажную роль при этом процессе коммуникации играют чувства взаимопонимания, сочувствия и толерантности, которые должны испытывать представители одного общества по отношению к другому. Для воспитания чувства понимания и уважения, необходимо. Прежде всего, осуществлять знакомство с традициями и ценностями другого общества. Это возможно воплотить только посредством культурных обменов в различных сферах - образовании, науке, общественном секторе и т.д.

В процессе формирования благоприятного восприятия национальных идеалов страны и политических взаимоотношений с иностранной аудиторией никогда не следует забывать о национальной

идентичности другого общества. Какие для нее характерны национальные ценности, какие религиозные особенности имеют место среди зарубежной аудитории. Это касается таких сфер жизни, как психология, менталитет, стиль и образ жизни, традиции и обычаи, исторические особенности страны. Именно от успешного диалога культур и взаимоуважения народов зависит и успех культурной дипломатии.

БИБЛИОГРАФИЧЕСКИЙ СПИСОК:

1. Cull N.J. Public Diplomacy: Lessons from the Past. Published by FIGUEROA PRESS USC Center on Public Diplomacy at the Annenberg School University of Southern California. 2009. - 62 p.

2. Gienow-Hecht J.C.E., Donfried M.C. Searching for a Cultural Diplomacy (Exploration in Culture and International History). Berghahn. 2010. - 278 p.

3. Wolf C., Brian Rosen J. Public Diplomacy. How to think about and improve it. Copyright 2004 RAND Corporation. - 23 p.

4. Gilbo E. Searching for a Theory of Public Diplomacy // The ANNALS of the American Academy of Political and Social Science. 2008. 616, March. P. 55-77.

5. Nye J.S. Public diplomacy and Soft power // The ANNALS of the American Academy of Political and Social Science. 2008. 616, March. P. 94-104.

6. Цветкова Н.А. Cultural imperialism: международная образовательная политика США в годы «холодной войны». С.-Петерб. гос. ун-т, Фак. междунар. отношений. -Санкт-Петербург: Изд-во С.-Петербургского ун-та, 2007. - 195 с.

7. Schneider C.P. Cultural Diplomacy: Hard to define, but you'd know it if you saw it. // Brown Journal of Warld Affairs. 2006. Vol. XIII. 1. P. 191-203.

8. Gienow-Hecht J.C.E., Donfried M.C. Searching for a Cultural Diplomacy (Exploration in Culture and International History). Berghahn. 2010. - 278 p.

9. U.S. Department of State, Dictionary of International Relations Terms. 1987. P. 85.

10. Cull N.J. Public diplomacy: Seven lessons for its future from its past // Place Branding and Public Diplomacy. February 2010. Vol. 6 (1). P. 11-17.

11. Feigenbaum H.B. Globalization and Cultural Diplomacy. CENTER FOR ARTS AND CULTURE. Art, Culture & the National Agenda. 2001. - 53 p.

12. Grincheva N. U.S. Arts and Cultural Diplomacy: Post-Cold War Decline and the Twenty-First Century Debate // The Journal of Arts Management, Law, and Society, 2010, Vol. 40, Issue 3. P. 169 - 183.

13. Paschalidis G. Exporting national culture: histories of Cultural Institutes abroad // International of Cultural Policy. August 2009. Vol. 15. (3). P. 275- 289.

14. Thayer R.H. Cultural Diplomacy: seeing is believing. Vital speeches of the day // Bureau of International Cultural relations. 2003. P. 740-741.

15. Cowan G., Cull N.J. Public Diplomacy in a changing World // The ANNALS of the American Academy of Political and Social Science. 2008. 616. March. P. 6-8.

POCCHA B rao6a.nbHOM MHpe № 20 (43)

16. Finn H.K. The case for Cultural Diplomacy engaging foreign audiences // Foreign Affairs. November/December 2003. Vol. 82. N 6. P. 15-20.

REFERENCES:

1. Cull N.J. Public Diplomacy: Lessons from the Past. Published by FIGUEROA PRESS USC Center on Public Diplomacy at the Annenberg School University of Southern California. 2009. - 62 p.

2. Gienow-Hecht J.C.E., Donfried M.C. Searching for a Cultural Diplomacy (Exploration in Culture and International History). Berghahn. 2010. - 278 p.

3. Wolf C., Brian Rosen J. Public Diplomacy. How to think about and improve it. Copyright 2004 RAND Corporation. - 23 p.

4. Gilbo E. Searching for a Theory of Public Diplomacy. The ANNALS of the American Academy of Political and Social Science. 2008. 616, March. P. 55-77.

5. Nye J.S. Public diplomacy and Soft power. The ANNALS of the American Academy of Political and Social Science. 2008. 616, March. P. 94-104.

6. Cvetkova N.A. Cultural imperialism: mezhdunarodnaja obrazovatel'naja politika SShA v gody «holodnoj vojny». S.-Peterb. gos. un-t, Fak. mezhdunar. otnoshenij. - Sankt-Peterburg: Izd-vo S.-Peterburgskogo un-ta, 2007. - 195 s.

7. Schneider C.P. Cultural Diplomacy: Hard to define, but you^d know it if you saw it. Brown Journal of Warld Affairs. 2006. Vol. XIII. 1. P. 191-203.

8. Gienow-Hecht J.C.E., Donfried M.C. Searching for a Cultural Diplomacy (Exploration in Culture and International History). Berghahn. 2010. - 278 p.

9. U.S. Department of State, Dictionary of International Relations Terms. 1987. P. 85.

10. Cull N.J. Public diplomacy: Seven lessons for its future from its past. Place Branding and Public Diplomacy. February 2010. Vol. 6 (1). P. 11-17.

11. Feigenbaum H.B. Globalization and Cultural Diplomacy. CENTER FOR ARTS AND CULTURE. Art, Culture & the National Agenda. 2001. - 53 p.

12. Grincheva N. U.S. Arts and Cultural Diplomacy: Post-Cold War Decline and the Twenty-First Century Debate. The Journal of Arts Management, Law, and Society, 2010, Vol. 40, Issue 3. P. 169 - 183.

13. Paschalidis G. Exporting national culture: histories of Cultural Institutes abroad. International of Cultural Policy. August 2009. Vol. 15. (3). P. 275-289.

14. Thayer R.H. Cultural Diplomacy: seeing is believing. Vital speeches of the day. Bureau of International Cultural relations. 2003. P. 740-741.

15. Cowan G., Cull N.J. Public Diplomacy in a changing World. The ANNALS of the American Academy of Political and Social Science. 2008. 616. March. P. 6-8.

16. Finn H.K. The case for Cultural Diplomacy engaging foreign audiences. Foreign Affairs. November/December 2003. Vol. 82. N 6. P. 15-20.

POGODIN Sergey N.- Peter the Great St. Petersburg Polytechnic University; Politekhnicheskaya, 29, Saint Petersburg, 195251, Russia; e-mail: pogodin_sn@spbstu.ru

ELEMENTS AND PROCESS OF FORMATION OF «CULTURAL DIPLOMACY»

Diplomacy is the art of negotiation. Currently, there are: traditional diplomacy, public diplomacy, cultural diplomacy. Cultural diplomacy is often seen as a type of public diplomacy that is an integral part of soft power politics. Contemporary studies on cultural diplomacy interpret it as "the exchange of ideas, information, works of art and other cultural components between states and their peoples in order to strengthen relations between countries and peoples".

INTERNATIONAL RELATIONS; INTERNATIONAL ACTORS; DIPLOMACY; TRADITIONAL DIPLOMACY; PUBLIC DIPLOMACY; CULTURAL DIPLOMACY

For citation: Pogodin S.N. Elements and process of formation of «cultural diplomacy». Russia in the global world. 2021. № 20 (43). P. 120-127. DOI: 10.48612/rg/RGW.20.11

Статья принята к публикации: 08.11.2021 The article was accepted for publication: 08.11.2021

© Санкт-Петербургский политехнический университет Петра Великого, 2021

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.