Научная статья на тему 'Элементы формирования речевого имиджа (на материале дискурса тэтчеризма)'

Элементы формирования речевого имиджа (на материале дискурса тэтчеризма) Текст научной статьи по специальности «Языкознание и литературоведение»

CC BY
0
0
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
имидж / речевой имидж / речевое поведение / дискурс тэтчеризма / image / speech image / speech behavior / thatcherism discourse

Аннотация научной статьи по языкознанию и литературоведению, автор научной работы — Маркова Е.

Актуальность настоящего исследования обусловлена выбором нового направления – лингвистической имиджелогии, исследующей язык с точки зрения презентационной и воздействующей функций. Новизна исследования технологий и средств создания речевого имиджа обусловлена выбором нового направления – лингвистической имиджелогии. Необходима разработка научно-теоретических основ этой дисциплины, определение ее объекта, предмета, целей и задач, а также методов и приемов анализа языка, т.е. формирование концептуального пространства.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Elements of Speech Image Formation (based on the discourse of Thatcherism)

The relevance of the study is due to the choice of a new direction linguistic imageology, which studies language from the point of view of presentation and influencing functions. The novelty of the study of technologies and means of creating a speech image is due to the choice of a new direction linguistic imageology. It is necessary to develop the scientific and theoretical foundations of this discipline, to define its object, subject, goals and objectives, as well as methods and techniques for analyzing language, i.e. formation of conceptual space.

Текст научной работы на тему «Элементы формирования речевого имиджа (на материале дискурса тэтчеризма)»

маркова Е.

Российский университет дружбы народов имени Патриса Лумумбы.

Элементы формирования речевого имиджа (на материале дискурса тэтчеризма)*

Аннотация. Актуальность настоящего исследования обусловлена выбором нового направления - лингвистической имиджелогии, исследующей язык с точки зрения презентационной и воздействующей функций. новизна исследования технологий и средств создания речевого имиджа обусловлена выбором нового направления - лингвистической имиджелогии. Необходима разработка научно-теоретических основ этой дисциплины, определение ее объекта, предмета, целей и задач, а также методов и приемов анализа языка, т.е. формирование концептуального пространства.

Ключевые слова: имидж, речевой имидж, речевое поведение, дискурс тэтчеризма.

Markova E.

Peoples' Friendship University of Russia.

Elements of Speech Image Formation (based on the discourse of Thatcherism)

Abstract. The relevance of the study is due to the choice of a new direction

- linguistic imageology, which studies language from the point of view of presentation and influencing functions. The novelty of the study of technologies and means of creating a speech image is due to the choice of a new direction

- linguistic imageology. It is necessary to develop the scientific and theoretical foundations of this discipline, to define its object, subject, goals and objectives, as well as methods and techniques for analyzing language, i.e. formation of conceptual space.

Key words: image, speech image, speech behavior, thatcherism discourse.

© Маркова Е., 2024.

Введение. Центральным понятием лингвистических парадигм становится языковая личность человека как носителя языка и культуры. По В.И. Карасику, язык осмысливается в наши дни как обусловленное культурой и переживаемое в индивидуальном сознании знание о мире, проявляющееся в коммуникативной деятельности [1]. Разработка проблем языкового сознания и коммуникативного поведения сформировала новое направление в изучении языка - лингвоперсонологию, оперирующую такими понятиями, как «языковая личность», «речевой портрет», «лингвокультурный типаж» и «имидж» (с точки зрения его моделирующей функции).

Одна из базовых потребностей личности - самоактуализация, или реализация внутреннего потенциала индивида в системе социальных отношений. « ... она состоит в желании все более и более становиться тем, кто вы есть, становиться всем тем, что определяется вашей способностью к становлению» [2, р. 382].

Необходимым условием данного социо-психологического процесса является создание благоприятного имиджа, той обобщенной сущности «Я», которая складывается в сознании реципиентов при взаимодействии с имидж-персоной.

Имидж - многомерный феномен, что объясняет огромное количество аспектов его изучения (философский, психологический, социальный, культурологический и др.) Однако «целевая установка», или обоснованность каждого имиджа состоит в экстериоризации внутренних ресурсов личности, что невозможно вне языкового выражения. Таким образом, речь является основной «формой существования» имиджа. Исследование языковой сущности данной категории позволит определить механизмы ее формирования, так как человек проявляется, прежде всего, через свое коммуникативное поведение [3].

Цель нашей статьи - анализ ранних выступлений Маргарет Тэтчер, женщины, чей речевой имидж строился последовательно с опорой на экстралингвистическую и контекстуальную детерминанты. Следовательно, его функционирование в конкретной лингвокультуре должно учитывать ценностные доминанты языковой картины мира, на которые мы опираемся в процессе исследования.

Начнем с того, что гендерные стереотипы стали серьезным препятствием для Тэтчер на начальном этапе.

Согласно результатам исследования А.В. Коногоровой [4], женщина в английской лингвокультуре воспринимается как существо капризное, ненадежное, не заслуживающее доверия; сфера ее жизнедеятельности строго обозначена - «a woman's place in her own house». Исключение - особы королевской крови, в которых англичане единогласно признают высшее начало. При этом следует учитывать «вертикальный контекст» - по И.В. Гюббенет,

весь социальный уклад, все понятия, представления, воззрения социального слоя, детерминированные исторически.

Так, расцвет Англии, Золотой век, приходится на пору правления королевы Елизаветы I Тюдор. Ее политику историки характеризуют как «мирную», когда индекс кровопролитности существенно снизился за счет принятых реформ в религиозной и экономической сферах. Елизаветинская эпоха - время, когда Англия обрела статус военной державы и «Владычицы морей», сохранив его на протяжении веков. Елизавета вошла в историю как «Мать Англии» [5, с. 314].

Промышленная революция и период наибольшего расцвета Британской империи совпадают с Викторианской эпохой - временем правления королевы Виктории, которое продлилось более 63 лет. По сведениям «Энциклопедического словаря Брокгауза и Ефрона», королева Виктория пользовалась уважением и любовью своего народа. Только со времени её царствования прекратились попытки вмешательства королевской власти в политическую жизнь страны, служившие источником затруднений при предшественниках Виктории. Прерогативами своего сана Виктория пользовалась в пределах, соответствующих государственному устройству Великобритании и духу английской нации. Народ видел в королеве живое олицетворение государственной идеи» [5, с. 174]. Важно заметить, что внутренняя политика для великих королев всегда была приоритетнее внешней. Это объясняет тот факт, что народ видел в правительнице прежде всего архетипическое материнское начало, покровительницу, заступницу и кормилицу. Таким образом, на протяжении более чем четырех веков формировался соответствующий гендерный стереотип, регламентирующий социальную роль женщины и весь репертуар ее действий.

Обсуждение

Имидж Маргарет Хильды Тэтчер, пришедшей в большую политику в 1970 году, не соответствовал социальным ожиданиям. Моделирование соответствующего речевого «облика» стало для нее серьезной кампанией, принесшей свои результаты несмотря на действующую в Великобритании сеть стереотипов и ограничений: классовых (Тэтчер - выходец из среднего класса, в то время как большинство политических деятелей - аристократического происхождения), гендерных и собственно политических.

Языковая личность Маргарет Тэтчер (в частности - коммуникативный ее аспект) представляют несомненный интерес для исследования, на основе которого становится возможным реконструировать этапы работы над коммуникативным поведением женщины-политика и обозначить конкретные технологии и средства формирования речевого имиджа «железной леди». «Тэтчеризм» как явление в британской политике рассматривается с точки зрения манипуляции общественным сознанием на уровне использования

определенных языковых средств [6, с. 22-23].

Термином «тэтчеризм» характеризуют определенные политические, идеологические и моральные установки, которые проводила или стремилась провести в жизнь Маргарет Тэтчер, а также ее специфический стиль руководства. «Тэтчеризм» в настоящее время изучается не только как течение в политике и экономике, но как отдельная самостоятельная идеология, основанная на «синтезе английских ценностей» - самодостаточности, энергичности и независимости [6, с. 24]. Главной целью «тэтчеризма» является индивидуальность, «личность, которая активна, ценит друзей, сражается с врагом».

Речевой портрет маргарет Тэтчер: начало политической карьеры

Речевой портрет всегда носит обобщающий характер и позволяет судить о речевых характеристиках определенных социальных групп. С другой стороны, он может служить основанием для выработки конкретной речевой стратегии, приемлемой для реализации речевогоимиджа той или иной персоны.

Е.В. Осетрова предлагает модель описания речевого портрета политика, в основании которой лежат 1) речевая, или коммуникативная, и 2) содержательная составляющие.

Содержательное основание - это информативная часть текстов политического деятеля. Единицами, составляющими содержательную сторону речевого портрета политика, являются: концепты, или ключевые слова; модель настоящего; модель будущего; лозунги. [7, с. 59].

Политическая деятельность Маргарет Тэтчер началась со вступления в Консервативную ассоциацию Оксфордского университета (КАОУ) и выполнения обязанностей ассистента от Консервативного клуба (распространение билетов на заседания, агитация за кандидата от консерваторов и т.д.) Стоит отметить, что в 1943 году государством управляло коалиционное правительство, состоящее из нескольких партий. Один из членов Парламента, лорд Уильям Скотт, характеризовал консерватизм как «дешевую шутку»: «Пресса и Би-би-си третируют нас с заслуженным презрением. Мне кажется, что партия тори уже давно не похожа на слаженно работающий механизм» [8, с. 59].

Партия консерваторов не пользовалась популярностью и в университетской среде; это обстоятельство сделало Тэтчер «чужой» для большинства окружающих, поддерживающих идеи лейборизма. Архетип «СВОЙ У8 ЧУЖОЙ» - один из базовых культурных кодов, который проявляется, в частности, в речевом поведении человека. Э.Д. Сулейменова отмечает, что аксиологически он интерпретируется как «хорошее У8 плохое», причем свое - это хорошее, а чужое - плохое именно в силу своей чуждости. Окру-

жающие, таким образом, оказываются обманутыми в своих ожиданиях [7, с. 68]. Заметим, что это делает восприятие «чужого» заведомо конфронта-ционным, как и наличие действующих гендерных стереотипов.

Ректор Самервилла Джанет Вон в своих воспоминаниях обозначила, что «политика была не из легких занятий для учившихся в Оксфорде женщин. Маргарет Тэтчер не только не включили в Оксфордский союз (один из самых значимых в мире частных дискуссионных клубов), но также запретили посещать Каннинг-клуб, лишив ее возможности принять участие в диспутах с другими консерваторами» [8, с. 62].

Дискриминации подвергались не только девушки, которые хотели принять участие в политической жизни страны, но и просто желающие получить образование. Так, женщины, сдавая экзамены, сидели на особых местах, огороженных специальными ширмами. Вплоть до 1945 года в штате Оксфордского университета не было ни одной женщины, которой бы присвоили полное профессорское звание. В 1944 году Оксфордский союз вынес на обсуждение вопрос о принятии женщин в качестве своих представителей. Из 151 участника только 24 проголосовали «за».

Коммуникативные качества Тэтчер не заслужили высокой оценки у современников. Так, Джанет Вон характеризует ее следующим образом: «Если у меня гостили интересные и знатные люди, я никогда не приглашала Маргарет Робертс. Она была неинтересным собеседником. Иногда нам случалось говорить о политике, но с ней невозможно было спорить. Она такая твердокаменная» [8, с. 62]. Отмечают также отсутствие чувства юмора (что для английской лингвокультуры фактически недопустимо), коммуникативной гибкости и пренебрежение к диалогу как форме общения (например, в воспоминаниях Маргарет Гудрич и сотрудников BX Plastics). Некоторые современники отмечали в коммуникативном поведении Тэтчер несоответствие гендерной роли. П. Мюррей, исследователь биографии Тэтчер, приводит сведения, основанные на беседах с людьми, непосредственно знакомыми с «железной леди».

«Мне кажется, она никогда не была девушкой» (Мэри Прэтт, знакомая по методистской церкви). Начальник Тэтчер в BX Plastics, Стэнли Бутс, указывает на упрощенность ее взглядов и чрезмерную самоуверенность (качества, в большей степени характерные для мужчин) [8, с. 75]. Филлип Фэлл, председатель «Юных консерваторов» Кольчестера, за политической активностью Тэтчер видит некоторую жесткость: «Она была жестче большинства из нас. Мне иногда казалось, что Мэгги ни к кому не испытывала человеческих чувств, не считая, конечно, собственной персоны» [69, с. 78]. Член консервативной ассоциации Дартфорда характеризует Тэтчер как «уверенную и хладнокровную». Писатель Роберт Мюллер в интервью немецкому журналу «Heute» выделяет следующие качества: «Маргарет

абсолютно уверена в собственных силах. Она бесстрашна, хладнокровна, решительна, целеустремленна и очень амбициозна».

Рассмотрим «знаковый» текст выступления Тэтчер 1945 г. Отметим, что для содержательного аспекта речевого портрета основные концепты (власть, народ, реформы, благосостояние, экономика и т.д.) и положительная оценка будущего (в перспективе которого - решение большинства проблем) оказываются относительно константными величинами.

Тип документа: публичное заявление

Вид документа: Речь

Место встречи: Аукционный зал, Слифорд, Линкольншир

Источник: Sleaford Gazette, 29 июня 1945 г.

Редакционные комментарии: МТ, вероятно, сделала свое первое публичное заявление в качестве члена Консервативной ассоциации Оксфордского университета. Статья воспроизведена с разрешения Журнала Грэн-тэма, которому принадлежат права на публикацию материала. (Первое издание - Sleaford Gazette).

Темы: Всеобщие выборы, Внешняя политика (общие обсуждения), Внешняя политика (Западная Европа), Торговля, Внешняя политика (СССР), Содружество, Внешняя политика (общие обсуждения), Консервативная партия (организация).

"I speak as a very young Tory," began Miss Roberts, "and we are entitled to speak for it is the people of my generation who will bear the brunt of the change from the trials of the past into calmer channels."

Miss Roberts said she would speak of home and foreign affairs, but she would leave the personal and deal with foreign affairs first. 'I believe that only when national relations are placed on a stable footing can there be any stability in the course of our policy'.

'Germany must be disarmed and brought to justice. I do not mean that they should be deprived of everything but just punishment must be meted out'

Miss Roberts said that Europe had never been in such a poor position as it was today. There was a lack of everything. It was not possible to be prosperous in this country while there was a shortage elsewhere and to be prosperous and happy in this land until we had helped to put the other European countries back on a wholesome footing. Only when we could trade with other countries could we get back to prosperity.

There must be co-operation with Russia and America. That was the only way in which we could maintain peace [9].

«Я выступаю в качестве очень молодого Тори,» - начала мисс Робертс,-«и мы наделены правом голоса от имени людей моего поколения, которые внесут решительные изменения после всех испытаний прошлого к более спокойному руслу». (Прим.: Говоря об изменениях, мисс Робертс восполь-

зовалась метафорой - «нанести решающий удар изменений»).

Мисс Робертс обозначила, что будет говорить как о внутренних, так и о внешних делах политики, но личное она предпочла бы оставить напотом и для начала разобраться с иностранными вопросами. «Я убеждена, что только когда национальные отношения базируются на твердой почве, возможна какая-либо стабильность в общем политическом курсе».

«Германия должна быть разоружена и призвана к ответственности. Я не подразумеваю, что их следует лишить всего, но соответствующее наказание должно быть отмерено».

«Европа никогда не была в таком бедственном положении, как на сегодняшний день. Обозначилась нехватка всего. Невозможно процветание в своей стране, в то время как где-то еще царит запустение, как и невозможно быть счастливым на своей земле до тех пор, пока мы не поможем другим европейским странам снова прочно встать на ноги. Только возобновив торговлю с другими странами, мы сможем вернуться к процветанию».

«Должно быть установлено сотрудничество с Россией и Америкой. Это единственный способ поддержания мира».

Первое выступление Маргарет Тэтчер (Робертс), датированное 1945 годом, посвящено проблемам внешней политики. Показательно введение инклюзивного местоимения «мы» уже в первое предложение текста. Инклюзивное местоимение создает эффект «широкого социума», от имени которого выражается единичное, по сути, мнение. Подобный прием называют также «созданием позитивной референтной группы», когда адресант формулирует коммуникативное послание таким образом, чтобы создать у аудитории впечатление о существовании множества лиц, рассуждающих и действующих, как он.

Стоит отметить использование в речи директивов («Германия должна быть обезоружена», «наказание должно быть отмерено», «должно быть установлено сотрудничество»), которые выражают волю говорящего, в то время как мнение адресата не принимается во внимание. Фактически эти речевые действия не предполагают ответной речевой реакции со стороны адресата (за исключением сигнала понимания и готовности выполнить действие). Следовательно, в качестве одной из характеристик данного выступления мы можем выделить монологичность и, опираясь на классификацию Л.П. Крысина, моноглоссность, то есть «незадейст-вованность» механизма переключения кодов, отвечающего за варьирование речи (коммуникативных регистров) в условиях контекста. Это объясняется фактором возраста адресанта (Маргарет Робертс на момент выступления - 19 лет) и отсутствием опыта публичных выступлений подобного уровня. Из трех основных функций коммуникации, выделенных А.А. Брудным [10, с. 90], в приведенном тексте преобладает активационная

(выделяют также интердиктивную, побуждающую запрет, и дестабилизирующую функции). Более того, за эксплицитным сложным недирективом «дешифруется» имплицитный дериктив: Невозможно процветание в своей стране, в то время как где-то еще царит запустение, как и невозможно быть счастливым на своей земле до тех пор, пока мы не поможем другим европейским странам снова прочно встать на ноги.

При этом подразумевается: «Нам всем будет плохо, если мы не предпримем соответствующие меры» (скрытая угроза как вид имплицитного комиссива) и «Я рекомендую Вам выполнить ряд соответствующих действий» (скрытый выводимый директив). Адресант, таким образом, «подспудно» апеллирует к концепту долга, одному из наиболее значимых для английской лингвокультуры. Согласно исследованиям Т.В. Булыгиной, «ДОЛГ» воспринимается носителями английского языкового сознания как «обязанность» («duty») (около 89% реципиентов) и «ответственность» («responsibility») (37%). (Общее количество участников ассоциативного эксперимента - 214) [11, с. 14-21].

Одним из компонентов концепта «ДОЛГ» является превосходство (в статусе, силе и т.п.), позволяющее «оказывать покровительство» более слабому, нести за него ответственность. Таким образом, более сильный «обязан» поддерживать слабого (вероятно, это обусловлено религиозным фактором и предписанием к соблюдению христианских заповедей). «Долг» в английском языковом сознании тесно связан с «честью» (напр., выражение «Debt of honour») и «достоинством» («dignity»). Таким образом, Маргарет Робертс закладывает в свое выступление следующие им-пликатуры: 1) превосходство Великобритании над другими странами Западной Европы; 2) акцент на качествах национального характера (осознание высшего долга, готовность нести ответственность за других, чувство собственного достоинства, честь).

Существенным признаком директива при этом является статусное соотношение коммуникантов: вышестоящий отдает приказы, нижестоящий и равный обращаются с просьбой. Следовательно, категоричное выступление Маргарет Робертс, имеющей статус «нижестоящей» (в силу недавнего избрания в Ассоциацию и того факта, что она является женщиной) расценивалось как просьба или рекомендация, хотя и настоятельная.

Архитектоника текста при этом достаточно упрощена: повествование развивается в соответствии с линейной композицией, т.е. логически последовательно; эмотивность преобладает над экспрессивностью; просодико-фонационные ресурсы задействованы только в финале выступления; отсутствуют также прецедентные феномены и факт языковой игры.

Отметим, что для ранних выступлений М. Тэтчер характерна «полярная» диалогу монологичность.

Специфика любой публичной коммуникативной сферы (деловой, светской, научной), особенно политической, состоит в том, что речевой портрет политика создается не столько им самим, сколько внешними по отношению к политику субъектами, которые более или менее существенно его корректируют с учетом всех названных составляющих.

Все дальнейшие стратегии и тактики базируются на миссии (или эталонной модели, способной ее воплотить). Для МТ такая модель реализуется в функции просвещения и прогресса; таким образом, происходит экстериоризация социально-психологических устремлений личности, желаемых перспектив развития, потребностей самореализации и самоактуализации.

Библиографический список:

1. Карасик В.И. Языковые ключи. - М.: Гнозис, 2009. 406 с.

2. Maslow A. A Theory of Human Motivation. Psychological Review, 1943. P. 370-96.

3. Хезинга Й. Homo ludens. Человек играющий. - М.: Азбука-Аттикус, 2022. 400 с.

4. Коногорова А.В. Национальный социокультурный аспект концепта «женщина» в разносистемных язы-

ках (на материале фразеологических единиц русского, английского и немецкого языков). Диссертация на соискание ученой степени кандидата филологических наук / Бурятский государственный университет. Улан-Удэ, 2012.

5. Брокгауз Ф.А., Ефрон И.А. Энциклопедический словарь. Общество и государство. Правители и полковод-

цы. Народы и страны. - М.: Эксмо, 2004. 832 с.

6. Белова А.Д. Дискурс тэтчеризма (на материале речей Маргарет Тэтчер 1968-1996) // Весник Харковского

национального университета им. В. Н. Каразина. - Х., 2000. № 471. С. 22-29.

7. Осетрова Е.В. Речевой имидж: Учеб. пособие. Красноярск, 2004. 219 с.

8. Медведев Д.Л. Тэтчер: Неизвестная Мэгги / Д.Л. Медведев. - М.: РИПОЛ классик, 2009. 432 с.

9. Margaret Thatcher Foundation / Speeches, interviews etc. // URL: http://www.margaretthatcher.org/

10. Брудный А.А. Психологическая герменевтика. - М.: Лабиринт, 1998. 336 с.

11. Булыгина Т.В., Шмелев А.Д. Концепт долга в поле долженствования// Логический анализ языка. Куль-

турные концепты. - М.: 1991. С. 14-21.

Reference

1. Karasik V.I. Language keys. - M.: Gnosis, 2009. 406 p.

2. Maslow A. A Theory of Human Motivation. Psychological Review, 1943. P. 370-96.

3. Hezinga J. Homo ludens. A man playing. - M.: Azbuka-Atticus, 2022. 400 p.

4. Konogorova A.V. National sociocultural aspect of the concept "woman" in different system languages (based on

phraseological units of Russian, English and German languages). Dissertation for the degree of candidate of philological sciences / Buryat State University. Ulan-Ude, 2012.

5. Brockhaus F.A., Efron I.A. Encyclopedic Dictionary. Society and state. Rulers and generals. Peoples and coun-

tries. - M.: Eksmo, 2004. 832 p.

6. Belova A.D. Discourse of Thatcherism (based on the speeches of Margaret Thatcher 1968-1996) // Bulletin of the

Kharkov National University. V. N. Karazin. - Kh., 2000. № 471. P. 22-29.

7. Osetrova E.V. Speech image: Textbook. allowance. Krasnoyarsk, 2004. 219 p.

8. Medvedev D.L. Thatcher: Unknown Maggie / D.L. Medvedev. - M.: RIPOL classic, 2009. 432 p.

9. Margaret Thatcher Foundation / Speeches, interviews etc. // URL: http://www.margaretthatcher.org/

10. Brudny A.A. Psychological hermeneutics. - M.: Labyrinth, 1998. 336 p.

11. Bulygina T.V., Shmelev A.D. The concept of debt in the field of obligation // Logical analysis of language. Cul-

tural concepts. - M.: 1991. P. 14-21.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.