Научная статья на тему 'Элементы аристократического самосознания А. С. Пушкина в драме «Борис Годунов»'

Элементы аристократического самосознания А. С. Пушкина в драме «Борис Годунов» Текст научной статьи по специальности «История и археология»

CC BY
417
73
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Аннотация научной статьи по истории и археологии, автор научной работы — Яновский Алексей Валерьевич

Автор выявляет элементы аристократического самосознания А.С. Пушкина на примере его драмы "Борис Годунов". Предпринята попытка реконструкции зарождения данного самосознания у великого поэта, дан подробный анализ и самой драмы "Борис Годунов", основных политических идей, ее формирующих.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему «Элементы аристократического самосознания А. С. Пушкина в драме «Борис Годунов»»

А.В. Яновский

ЭЛЕМЕНТЫ АРИСТОКРАТИЧЕСКОГО САМОСОЗНАНИЯ А.С. ПУШКИНА

В ДРАМЕ «БОРИС ГОДУНОВ»

Автор выявляет элементы аристократического самосознания А.С. Пушкина на примере его драмы «Борис Годунов». Предпринята попытка реконструкции зарождения данного самосознания у великого поэта, дан подробный анализ и самой драмы «Борис Годунов», основных политических идей, ее формирующих.

Очевидно, как таковое, аристократическое самосознание у поэта зарождается после знакомства с 10-м и 11-м томами «Истории государства Российского» Карамзина, вышедшими в марте 1824 г. и содержавшими историю царствования Федора Иоанновича, Бориса Годунова, Федора Годунова и Дмитрия Самозванца [1. С. 732]. Мимо внимания опального, загнанного в те годы в глухую деревню поэта просто не мог ускользнуть факт той необыкновенно большой роли, которую играли в политике российского государства его некогда могучие предки. В пользу этого предположения говорит и то, что незадолго до знакомства с 10-м и 11-м томами Карамзина, в 1822 г., А.С. Пушкин пишет «Заметки по русской истории XVIII века», которые буквально пропитаны усвоенными еще в лицее антибоярскими настроениями.

«Заметки по русской истории XVIII века» датированы в рукописи 2 августа 1822 г. и писаны в Кишиневе. Скорее всего, это историческое введение в автобиографические записки, сожженные А.С. Пушкиным в 1825 г.: «Петр I не страшился народной свободы, неминуемого следствия просвещения, ибо доверял своему могуществу и презирал человечество, может быть, более, чем Наполеон.

Аристокрация после его неоднократно замышляла ограничить самодержавие; к счастью, хитрость государей торжествовала над честолюбием вельмож, и образ правления остался неприкосновенным. Это спасло нас от чудовищного феодализма, и существование народа не отделилось вечною чертою от существования дворян. Если бы гордые замыслы Долгоруких и проч. совершились, то владельцы душ, сильные своими правами, всеми силами затруднили б или даже вовсе уничтожили способы освобождения людей крепостного состояния, ограничили б число дворян и заградили б для прочих сословий путь к достижению должностей и почестей государственных». Пушкин имел в виду замыслы князей Долгоруких - Василия Лукича, Алексея Григорьевича и его братьев - ограничить самодержавие аристократической конституцией с верховным советом во главе правительства. Попытка выразилась в составлении «условий», которые подписала Анна Иоанновна при вступлении на престол в 1730 г. Условия «верховников» были уничтожены Анной в результате оппозиции «шляхетства» (среднего дворянства), Долгоруковы были сосланы, а имущество их конфисковано. «Условия» были написаны по образцу шведской конституции, но с устранением народного представительства. И далее читаем у А.С. Пушкина: «Одно только страшное потрясение могло бы уничтожить в России закоренелое рабство; нынче же политическая наша свобода неразлучна с освобождением крестьян, желание лучшего соединяет все состоя-

ния противу общего зла, и твердое, мирное единодушие может скоро поставить нас наряду с просвещенными народами Европы» [2. С. 126-127].

Главным источником сведений, на основании которых написан «Борис Годунов», как было уже сказано выше, явилась «История государства Российского» Карамзина. События, связанные с коротким царствованием Бориса Годунова, оказались чрезвычайно удобными для А.С. Пушкина в плане написания труда, отразившего его основные исторические концепции; а они за годы жизни вдали от Петербурга претерпели существенные изменения. Художественная форма произведения делала сюжет «Бориса Годунова» более доступным массовому читателю, позволяла автору более емко выразиться и избежать цензурных придирок. Именно с момента начала работы над «Борисом Годуновым» и до конца жизни поэта в его произведениях появляются три главных персонажа: царь, аристократы, народ. Эти герои переходят из произведения в произведение, становясь ключевыми элементами историзма А.С. Пушкина.

Из предыстории сюжета пушкинской драмы. Преемник Ивана Грозного Федор Иванович был слабым и болезненным человеком, не способным управлять огромным Российским государством. Осознавая это, перед своей смертью Иван Грозный для управления страной назначил совет из пяти бояр, в который входили и представители знатных русских родов, и опричный круг. К последним принадлежал Борис Годунов, выдвинувшийся в период опричнины. На его сестре был женат царь Федор Иванович.

Постепенно влияние Бориса Годунова все более усиливалось. Тесно связанный с дворянством, Борис Годунов оставался врагом знати, сторонником сильной власти. В 1587 г. ему удалось ликвидировать боярский совет и занять место в свите Федора Ивановича. Тем самым Борис Годунов стал фактическим правителем Российского государства.

В 1598 г. умер царь Федор Иванович, не оставив наследника престола. Земский собор избрал царем Бориса Годунова, получившего уже и юридическую санкцию своего единоличного правления. Была продолжена раздача земель служилым людям за счет владений, отобранных в казну у монастырей и опальных бояр.

В центре драмы А.С. Пушкина трагическая судьба Годуновых, ставших жертвой заговора родовой знати, недовольной их властью. Драма начинается с диалога бояр Воротынского и Шуйского в Кремлевских палатах 20 февраля 1598 г.:

Шуйский

Перешагнет; Борис не так-то робок!

Какая честь для нас, для всей Руси!

Вчерашний раб, татарин, зять Малюты,

Зять палача и сам в душе палач,

Возьмет венец и бармы Мономаха...

Воротынский Так, родом он незнатен; мы знатнее.

Шуйский

Да, кажется.

Воротынский

Ведь Шуйский, Воротынский.

Легко сказать, природные князья.

Шуйский Природные, и Рюриковой крови.

Воротынский А слушай, князь, ведь мы б имели право Наследовать Феодору.

Шуйский

Да, более,

Чем Годунов.

[2. С. 222].

И далее:

Воротынский

Не мало нас, наследников варяга,

Да трудно нам тягаться с Годуновым:

Народ отвык в нас видеть древню отрасль Воинственных властителей своих.

Уже давно лишились мы уделов,

Давно царям подручниками служим,

А он умел и страхом и любовью И славою народ очаровать.

[2. С. 223].

Устами князя Воротынского А.С. Пушкин признает, что царь Борис Годунов - мудрый правитель, талантливый политик, много сделавший и для России и для русского народа. Однако читатель драмы из царского монолога, следующего почти сразу за диалогом бояр Воротынского и Шуйского, узнает - сколь Борис Годунов на самом деле несчастлив, сколь положение его на троне шатко:

Достиг я высшей власти;

Шестой уж год я царствую спокойно.

Но счастья нет моей душе. Не так ли Мы смолоду влюбляемся и алчем Утех любви, но только утолим Сердечный глад мгновенным обладаньем,

Уж, охладев, скучаем и томимся?..

Напрасно мне кудесники сулят Дни долгие, дни власти безмятежной -Ни власть, ни жизнь меня не веселят; Предчувствую небесный гром и горе.

Мне счастья нет. Я думал свой народ В довольствии, во славе успокоить,

Щедротами любовь его снискать -Но отложил пустое попеченье:

Живая власть для черни ненавистна.

Они любить умеют только мертвых.

Безумны мы, когда народный плеск Иль ярый вопль тревожит сердце наше!

Бог насылал на землю нашу глад,

Народ завыл, в мученьях погибая;

Я отворил им житницы, я злато Рассыпал им, я им сыскал работы -Они ж меня, беснуясь, прокляли!

Пожарный огнь их домы истребил,

Я выстроил им новые жилища.

Они ж меня пожаром упрекали!

Вот черни суд: ищи ж ее любви.

В семье моей я мнил найти отраду,

Я дочь мою мнил осчастливить браком -Как буря, смерть уносит жениха.

И тут молва лукаво нарекает Виновником дочернего вдовства Меня, меня, несчастного отца!..

Кто ни умрет, я всех убийца тайный.

[2. С. 241-242].

Родовая знать не в состоянии смириться с возвышением Бориса. Вся драма насыщена диалогами бояр, ткущих паутину заговора. Можно сказать, что главный герой драмы не царь Борис Годунов, а бояре, недовольные им. Для свержения Годунова они готовы прибегнуть даже к помощи самозванца.

Сюжет драмы развивается стремительно. Пользуясь слухами об убиении Борисом Годуновым царевича Дмитрия, законного наследника престола, на сцене появляется ловкий авантюрист Григорий Отрепьев, выдающий себя за царевича. Кто он? Оказывается, не простой беглый монах, а представитель обедневшего, изничтоженного царями боярского рода:

Патриарх Пострел, окаянный! Да какого он роду?

Игумен

Из роду Отрепьевых, галицких боярских детей. Смолоду постригся неведомо где, жил в Суздале, в Ефимьевском монастыре.

[2. С. 239].

Для А.С. Пушкина Григорий Отрепьев фигура романтическая, жаждущая государственной деятельности и власти:

Как весело провел свою ты младость!

Ты воевал под башнями Казани,

Ты рать Литвы при Шуйском отражал,

Ты видел двор и роскошь Иоанна!

Счастлив!

[2. С. 233-234].

- страстно говорит Григорий отцу Пимену, своему невольному товарищу по монашескому заключению.

Есть нечто общее между А.С. Пушкиным и Григорием Отрепьевым. И тот и другой древних боярских кровей; и тот и другой в заточенье: Григорий - в монастыре, А.С. Пушкин - в ссылке; и Отрепьев и А.С. Пушкин молоды и алчут власти: Григорий - государственной, А.С. Пушкин - духовной. Григорий Отрепьев - это личный пушкинский герой, это его самовыражение, носитель его протеста по отношению к царской власти, принизившей его боярский род и подвергнувшей его лично гонениям:

Григорий Борис, Борис! все пред тобой трепещет,

Никто тебе не смеет и напомнить О жребии несчастного младенца, -А между тем отшельник в темной келье Здесь на тебя донос ужасный пишет:

И не уйдешь ты от суда мирского,

Как не уйдешь от божьего суда.

[2. С. 238].

Борис Годунов хоть и мудрый политик, но все же деспот, тиран по отношению к родовой знати прежде всего. Он преступник, нарушивший привычный ход вещей, и Божья кара в лице отверженного аристократа должна постигнуть его. А.С. Пушкин бросает мостик в то время включением в ткань повествования своего предка Афанасия Пушкина. У Карамзина данный пер-

сонаж отсутствует. Как и Григорий Отрепьев, Афанасий Пушкин говорит обвинительную речь Борису Годунову:

Такой грозе, что вряд царю Борису Сдержать венец на умной голове.

И поделом ему! Он правит нами,

Как царь Иван (не к ночи будь помянут).

Что пользы в том, что явных казней нет,

Что на колу кровавом, всенародно,

Мы не поем канонов Иисусу,

Что нас не жгут на площади, а царь,

Своим жезлом не подгребает углей?

Уверены ль мы в бедной жизни нашей?

Нас каждый день опала ожидает,

Тюрьма, Сибирь, клобук иль кандалы.

А там - в глуши голодна смерть иль петля. Знатнейшие меж нами роды - где?

Где Сицкие князья, где Шестуновы,

Романовы, отечества надежда?

Заточены, замучены в изгнанье.

Дай срок: тебе такая ж будет участь.

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

[2. С. 257-258]. Вслед за обвинительными речами родовой знати наступает таинственная смерть Бориса Годунова. Она рассматривается А.С. Пушкиным как Божья кара тирана. Ослабевшие Годуновы уже не в состоянии удержать власть. Войско самозванца неумолимо приближается к Москве. Московские бояре вступают в сговор с Отрепьевым. И снова на сцене появляется князь Афанасий Пушкин, выступающий уже от лица самозванца. Народ

Царевич нам боярина послал.

Послушаем, что скажет нам боярин.

Сюда! Сюда!

Пушкин (на амвоне)

Московские граждане,

Вам кланяться царевич приказал.

(Кланяется.)

Вы знаете, как промысел небесный Царевича от рук убийцы спас;

Он шел казнить злодея своего,

Но божий суд уж поразил Бориса.

Димитрию Россия покорилась;

Басманов сам с раскаяньем усердным Свои полки привел ему к присяге.

Димитрий к вам идет с любовью, с миром.

В угоду ли семейству Годуновых Подымите вы руку на царя Законного, на внука Мономаха?

Народ

Вестимо, нет.

Пушкин

Московские граждане!

Мир ведает, сколь долго вы терпели Под властию жестокого пришельца:

Опалу, казнь, бесчестие, налоги,

И труд, и глад - все испытали вы.

Димитрий же вас жаловать намерен,

Бояр, дворян, людей приказных, ратных, Гостей, купцов - и весь честной народ.

Вы ль станете упрямиться безумно И милостей кичливо убегать?

Но он идет на царственный престол Своих отцов - в сопровожденье грозном.

Не гневайте ж царя и бойтесь бога.

Целуйте крест законному владыке;

Смиритеся, немедленно пошлите К Димитрию во стан митрополита,

Бояр, дьяков и выборных людей,

Да бьют челом отцу и государю.

(Сходит. Шум народный.)

Народ

Что толковать? Боярин правду молвил.

Да здравствует Димитрий, наш отец.

[2. С. 319-320].

Вне всяких сомнений, драма А.С. Пушкина «Борис Годунов», помимо чисто исторической, эстетической несет нравственную нагрузку. Это драма - поучение. Публичное поучение русским царям. А конкретно Романовым.

Драма начата А.С. Пушкиным в ноябре-декабре 1824 г. и закончена 7 ноября 1825 г., за месяц до восстания декабристов на Сенатской площади. Кто такие декабристы, из каких социальных слоев? Все та же родовая знать с боярскими корнями. Невольно напрашиваются исторические параллели: Годуновы - Романовы; Родовая знать - декабристы.

И Годуновых положение было шаткое, и положение Романовых к концу царствования Александра I устойчивым никак не назовешь. Родовая знать времен царствования Бориса Годунова, пользуясь нарушением порядка престолонаследия вызванной трагической смертью царевича Дмитрия, активно борется за власть; и во времена Романовых при Александре I декабристы, наследники обедневших боярских родов, пользуясь идеями просвещения, тоже посягают на первое место в государстве. Для А.С. Пушкина времена Бориса Годунова - лишь художественный образ, используемый для обнажения современной ему российской действительности. А.С. Пушкин писал в иносказательной форме П.А. Вяземскому сразу после окончания трагедии: «Жуковский говорит, что царь меня простит за трагедию - навряд, мой милый. Хоть она и в хорошем духе написана, да никак не мог упрятать всех моих ушей под колпак юродивого. Торчат!» [2. С. 611]. Недаром драма А.С. Пушкина имела столь сложную судьбу. Первые публичные чтения А.С. Пушкин провел сразу после освобождения из михайловской ссылки в сентябре 1826 г., и лишь в 1831 г. со значительными цензурными сокращениями драма «Борис Годунов» увидела свет.

ЛИТЕРАТУРА

1. Карамзин Н.М. История государства Российского. М.: Книга, 1989. Кн. 3, т. 9-12.

2. Пушкин А.С. Полн. собр. соч.: В 10 т. М.: Изд-во Академии наук СССР, 1964. Т. 8.

Статья представлена кафедрой отечественной истории исторического факультета Томского государственного университета, поступила в научную редакцию «Исторические науки» 7 октября 2005 г., принята к печати 16 октября 2006 г.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.