УДК 796.012 ББК 75.0 М 12
Р.Р. Магомедов
Элементарный биомеханический анализ профессиональноориентированной двигательной пластики студентов хореографов
(Рецензирована)
Аннотация:
Профессия хореографа предъявляет к специалисту в области хореографии специфические требования. В связи с этим, возникает необходимость профилирования процесса физического воспитания. Применение специальных упражнений развивает пластику, подвижность суставов тела и эффективно влияет на хореографические движения. Понимая сложность процессов механического движения, мы проводим анализ биомеханических профессионально-ориентированных физических упражнений, для того чтобы студент мог владеть рациональной техникой выполнения упражнений, понимать его медикофизическую сущность.
Ключевые слова:
Профессионально-ориентированная подготовка, биомеханика, движение, пластика, выворотность, хореография.
Важнейшим направлением научного обеспечения профессионально-ориентированной
двигательной пластики студентов факультета искусств средствами физического воспитания является интеграция технологий педагогического процесса и, в частности, установление межпредметных связей и возможностей положительного переноса методических достижений из сферы физической культуры в область хореографии, «объединенных сложнокоординационным содержанием» [8].
На занятиях физической культурой мы определяем, как применение специальных упражнений развивает пластику, подвижность суставов тела и эффективно влияет на хореографические движения.
Биомеханический анализ профессионально-ориентированных физических упражнений, представляет не только конкретный метод изучения движений. Это и особый способ мышления, понимания сложности процессов механического движения человека [6]. Студент должен владеть рациональной техникой выполнения упражнения, понимать его медикофизическую сущность [7].
При формировании пластической походки студентов-хореографов необходимо учить правильному положению носков стоп. В акте
ходьбы, как и в акте пластической походки, деятельное участие принимают верхние конечности, но в пластической походке руки в зависимости от характера двигательного действия могут принимать различные положения [13].
В работах С.Г. Лемешевой [10] осанка формулируется как взаимное расположение частей и звеньев тела человека, соответствующих решению конкретных задач в определенный период времени. Осанка связана, как правило, с принятием позы тела, ее удержанием или изменением, что происходит под влиянием внешних сил.
Для развития необходимых компонентов обязательных для форм классического танца нужна специальная осанка. Л.Н. Сляднева [15] считает, что профессиональная осанка - «это не знание и не умение, это навык... именно навык нельзя передать от человека к человеку, от поколения к поколению. Навык каждый человек приобретает самостоятельно».
Активизация процесса формирования профессиональной осанки должна происходить благодаря выявлению степени сформированно-сти осанки студентов и влияния на ее коррекцию с помощью профессиональной двигательно-пластической подготовки через осознание эстетической, чувственно-эмоциональной сто-
рон статики и динамики человеческого тела [2]. В практике педагога-хореографа существует понятие выворотность. Она позволяет не «перекашивая» таза, выполнять высокоамплитудные отведения бедра во фронтальной плоскости: выворотность дает максимальную свободу движений при максимальном соблюдении равновесия [5]. Если гибкость развивает максимальную подвижность в анатомически естественных положениях суставов, то выворотность противоестественна человеческому телу.
Выворотность ног - это способность развернуть бедра, голени, стопы в положение наружу (франц. - en dehors). При правильно поставленном корпусе, бедре, голени, стопы повернуты своей внутренней стороной наружу. В механизме выворотности ног участвуют не только тазобедренные суставы, но и коленные, и голеностопные. Выворотность не зависит напрямую от функций мышечной системы и не является врожденным качеством. О.С. Васильев придерживается этого убеждения на основе собственных исследований.
При тщательном изучении этих телеснопластических движений становится очевидным
Т - тангенциональная составляющая; N - нормальная составляющая;
G - сила веса тела.
определенный психосоматический парадокс. Выворотность, которая противоречит естественности бытовой вертикальной позы, а также существенно уменьшает контур опоры ног на полу, дает ощущение большей устойчивости балетной осанки, по сравнению с бытовой.
На занятиях классическим танцем основным требованием педагога к занимающимся является условие сохранять равновесие и устойчивость тела в пространстве.
Элементарный биомеханический анализ двигательной пластики студентов-хореографов показывает, что на занимающегося, стоящего в любой позе, действуют две внешние силы: тяжести и реакции опоры (Рис. 1).
Мы видим на рисунке 1, что для сохранения правильного положения тела при сохранении равновесия действует сила веса тела на полу, которую можно разделить на две составляющие: N - нормальную, перпендикулярную полу и Т - тангенциальную составляющую, параллельную полу. Сила тяжести численно равна весу человека и направлена вертикально вниз. Сила реакции опоры равна давлению на опору и направлена вверх (Рис. 2).
Бг - сила реакции опоры;
- сила давления на опору; Бт - сила тяжести; Р - вес.
Рис. 1. Распределение силы тяжести на полу. Рис. 2. Распределение силы реакции опоры.
Г. Бранков [4] отмечал, что качественное то есть способностью сохранять равновесие в
выполнение простейших упражнений опреде- различных положениях тела. Условием сохра-
ляется общим фактором - устойчивостью позы, нения равновесия выступает деятельность вес-
тибулярного аппарата [3]. Пока студент-хореограф стоит, его центр тяжести - «послушная» точка (Рис. 3).
На рисунке 3 студент-хореограф имеет две точки опоры (ноги). Его стабильность на полу зависит от статического равновесия всех действующих сил. При перенесении силы тяжести Бт ее можно разложить на составляющие Б1 и Б2, вертикальные составляющие которых БУ1 и БУ2 реакциям опор, а горизонтальные слагаемые - Бх1 и Бх2.
При этом между телом и плоскостью возникает сила трения (Бтр.), при определенной величине препятствующая скольжению тела по
полу. Из рисунка 3 видно, что сила трения равна Fx1 и Fx2.
Система будет устойчива до момента, когда силы Fxi и Fx2 превысят или будут равны произведению нормальной силы Fy2 на коэффициент трения (Fxi < к • Fy1 или Fx2 < к • Fy2).
Из рисунка 3 ясно, что Fx2 = Fy2 • sin а, то есть при увеличении угла а, когда студент-хореограф теряет равновесие, возрастает сила Fx2, тем самым уменьшается устойчивость, повышается вероятность проскальзывания. При движении центра тяжести (P) вперед создается сила инерции (Fin) зависящая от массы тела (m) и его скорости - Fin = m • a (Рис. 4).
Рис. 3. Распределение сил, участвующих в моменте устойчивой позы, относительно пола.
Рис. 4. Распределение сил, действующих при перемещении тела вперед, относительно пола.
По законам механики сила Fin передается через кинетические пары в точке опоры, где суммируется с силами Fx и Fy.
Таким образом, увеличивается опасность потери равновесия. Для ее уменьшения необходимо соблюдать плавность движения.
Другой критический момент может возникнуть при передвижении ногой с определенной силой (Fr), который порождает согласно
третьему закону Ньютона, обратную реакцию, отражающую опорные силы Fx1 и Fin. Таким образом, увеличивается величина силы Fx\ и тем самым увеличивается вероятность потери устойчивости. Следовательно, движение должно быть равномерным, пластичным, не нарушающим равновесие и устойчивости студента-хореографа (Рис. 5).
Устойчивость студента-хореографа в значительной степени зависит от центра тяжести (Бт) и точек опоры. Когда центр тяжести совпадает с точкой опоры, тангенциальная сила,
Рис. 5. Распределение сил, действующих относительно пола, при пластичном и плавном передвижении ногой вперед.
Таким образом, для увеличения устойчивости необходимо создать дополнительную точку опоры и корректировать центр тяжести тела при движении.
Как показывает анализ результатов исследований телесного мастерства [1, 11, 14, 18], устойчивость проявляется не только в статике, но и в динамике профессиональной (выразительной) телесности.
Апломб в динамике телесности - это способность (артиста, танцора, спортсмена и т.д.) уверенно и точно, устойчиво двигаться, решая профессиональные задачи. Устойчивость дает возможность перемещаться не только технически совершенно, но и художественно целесообразно, музыкально [17]. Недостаточная устойчивость, как отмечал Н.И. Тарасов, может исказить образность и содержание сценического действия. Следовательно, устойчивость как биомеханическое свойство телесности - это
обеспечивающая стабильность тела на плоскости, равна Т = Ft • sin а, откуда видно, что с увеличением крутизны эта сила возрастает (Рис. 6).
Ft
Рис. 6. Распределение сил, действующих в
момент изменения устойчивости, при передвижении ногой вперед.
фундаментальный атрибут выразительного действия, не только основа телесной техники, но и предпосылка телесной пластики [16]. Правильное положение тела и движения рук, ног во время выполнения упражнения, приводят к удержанию корпуса в пределах площади опоры.
Проекция общего центра масс всегда должна находиться в зоне контура стопы опорной ноги. «Собранность» корпуса - важнейшее условие поддержания телесности в устойчивом состоянии.
В упражнениях у хореографического станка (опоры), высота перемещения центра тяжести невелика, так как в самое высокое положение (когда работающая нога поднята до предела и руки находятся в третьей позиции) студент поднимается из самого низкого приседа (фран.
- plie), всего примерно на 10 сантиметров (Рис. 7).
Рис. 7. Высота перемещения центра тяжести из низкого положения в высокое.
Напротив, изменения величины площади опоры весьма велики: стоя у опоры во второй позиции площадь опоры занимающегося большая, до 50 см2, а в положении на полупальцах в опоре на одной ноге, площадь опоры предельно мала, всего 10 см2 (Рис. 8). Таким образом, знание биомеханики волнообразных движений тела и рук в процессе освоения элементарных движений в области хореографии, приведет к
осознанию пластичного движения в целом. По мнению Л.Н. Слядневой [15], «волны» отражают уровень развития ведущих пластикокогнитивных функций. В зависимости от того, насколько человек создает волновое движение, можно оценить и уровень его телесного сознания, и степень готовности к управлению тонкими, дифференцированными движениями.
Й=
40СМ
Рис. 8. Изменение площади опоры стоя во второй позиции и на полупальцах.
Мастерство хореографа во многом определяется его умением передать внутреннее состояние, тонким и верным отражением которого является лицо, его выражение, пластика, биомеханика мимических мышц, а формой пластического проявления движений является жест. Значимым является и облик: отшлифо-ванность манер поведения огромнейший объем движений, мимики и жестов, умение создать «мажорный тон» в общении и в работе в целом, эстетическое и пластическое проявление движений [9].
Выразительные движения и жесты являются неотъемлемой частью человеческой коммуникации. Выразительные движения, как следствие психического и физиологического состояния индивида, в общении выполняют функцию экспрессивную, самовыражение, или, говоря понятиями теории информации, являются информативными признаками. Жест, как знак духовного состояния, является средством согласованных выразительных движений и двигательной пластики [19].
Профессионально-ориентированная двигательная пластика является не только интегративным качеством двигательного действия, но и невербальным средством общения. Обязательным условием невербального общения является выразительность двигательного действия
Реализуя функцию совершенствования профессионально-ориентированного образования, через биомеханическое видение природы сложных движений в хореографии, происходит понимание конкретных специфических особенностей, применяемых педагогических технологий и умение обосновывать профессионально-ориентированные физические упражнения. Исходя из вышеизложенного, справедливо рассматривать биомеханику как современную область биологического знания с ан-трополого-педагогической направленностью.
Заключение. Профессионально-ориентированное обучение - это сложный комплексный процесс, который включает содержательно-профессиональные, психолого-педагогичес-кие, организационные, технические и другие аспекты. Это многофакторный алгоритмический процесс достижения определенного качества освоения двигательного навыка. Наиболее важной особенностью использования научных
знаний при построении учебного процесса мы считаем наличие биомеханического подхода, предполагающего изучение и построение амплитуды движений кинематических звеньев и выявления причинно-следственных зависимостей на основе взаимовлияния феноменов в хореографии. Такой подход ставит на первое место достижение требуемых совокупностей биомеханических характеристик, а на второе -нахождение и использование психобиомеханических приемов становления всей системы двигательных действий с ориентацией на индивидуальную результативность студента-
хореографа.
Примечания:
1. Базарова, Н.П. Азбука классического танца. Первые три года обучения / Н.П.Б^аров,
B.П.Мей // Учебное пособие 3^ изд., испр. и доп. - СПб.: Издательство «Лань», 2006. - 240с.
2. Бакшева, ТБ. Двигательно-отастическая подготовка специалистов в области физической культуры: автореф. дисс... кан. пед. наук / Т.В.Бак-шева. -2004. - С.184.
3. , . . -
га /В.М.Бехтерев . - СПб., 1905. - Т.5,7.
4. , . / . . -
М., 1981.
5. , . . -
ширения топологии пространства движения / . . // : -, , . - 2002, - 4. -
C.47-49.
6. , . .
управления двигательными действиями челове-/ . . , . . // практика физ. культуры. - 1999. - № 9. - С. 2-6.
7. , . . / . . -
, . . // . . .
учеб. заведений. - 2-е изд. - М.: Изд-во
ВЛАДОС-ПРЕСС, 2004. - 674с.
8. , . .
прыжкам на дорожке / В.Н.К^ысь. - Ставро-, - , 1994. - 200 .
9. , . .
профессиональной подготовленности специалистов в области физической культуры /
Н.В.К^ысь, Л.Н.Сляднева, Т.В.Баюиева // Фи,
XXI столетии: Материалы 2-й региональной научно-практической конференции. - Ставрополь: Комитет по физической культуре и спорту, 2001, С. 138-141.
10. , . . -
плексное развитие способностей детей 5-6 лет средствами художественной гимнастики: авто-реф. дис... кан. пед. наук / С.ГЛемешева. -2000.
- С.159.
11. , . ., , . .
мастерства профессиональной деятельности специалиста физической культуры, спорта и ту/ . . , . . // -ская культура и спорт на рубеже тысячелетий: тезисы докладов Всероссийской науч.-практ. конф. - Санкт-Петербург. - 2000. - С.153-154.
12. , . . -фессионально прикладной культуры учащейся молодежи: автореф. дис. док. пед. наук / В.М.Меншиков. - Челябинск, 2001. - 332 с.
13. , . . / . . -
рель. - М.: «ФиС». - 1971. - 111с.
14. Мориц, В.Э., Тарасов, Н.И., Чекрыгин АЛ. Методика классического тренажа / В.Э.Мориц (и др.). - Изд-во «Искусство» М.-Л, 1940. - 187с.
15. , . . - -
- -
риоризации элементарной биомеханики двигательного действия: автореф. дис. канд. пед. наук / Л.Н.Сляднева. - Майкоп, 2002. - 183 с.
16. , . .
/ . . // личности в образовательных системах южнороссийского региона: Тезисы докладов VIII годичного собрания Южного отделения РАО и XX региональных психолого-педагогических чтений Юга России. - Ростов н/Д: Издательство РГПУ, 2001. - Часть II. - С. 213-214.
17. , . . /
КС. Станиславский. - М.: Искусство, 1957. -Т.4. - 550с.
18. , . / . . -
М.: Искусство, 1981. - 489 с.
19. Чернявичуте, Ю.Ю. Эстетическая функция жеста в культуре: автореф. дис. канд. филос. Наук / Ю.Ю.Чернявичуте. - Л., 1988. - 164 с.